Научная статья на тему 'Совершенствование административных регламентов в сфере валютного регулирования'

Совершенствование административных регламентов в сфере валютного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ОРГАН ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щебренко Э. Д.

В статье определено значение понятия и основные принципы осуществления валютного контроля. Проанализировано содержание административных регламентов Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы в сфере валютного контроля; определены основные недостатки правового регулирования. В качестве вывода автор определяет основные направления совершенствования административных регламентов Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы в сфере валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование административных регламентов в сфере валютного регулирования»

Совершенствование административных регламентов в сфере валютного регулирования

Щебренко Элина Дмитриевна

магистр, кафедра административного и финансового права, Российский университет дружбы народов, [email protected]

В статье определено значение понятия и основные принципы осуществления валютного контроля. Проанализировано содержание административных регламентов Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы в сфере валютного контроля; определены основные недостатки правового регулирования. В качестве вывода автор определяет основные направления совершенствования административных регламентов Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы в сфере валютного контроля. Ключевые слова: валютный контроль; административный регламент; орган валютного контроля; административная процедура; контрольное мероприятие.

Валютное регулирование и валютный контроль являются компонентами процесса управления валютными отношениями в государстве. Система валютного регулирования и валютного контроля является неотъемлемой составляющей валютного рынка. В настоящее время большое значение придается вопросам, связанным с дальнейшим развитием валютного регулирования и валютного контроля в сторону либерализации валютных правоотношений и упрощения международного обмена товарами, капиталами, услугами, перехода к гибкому обменному курсу.

В связи с этим особую актуальность приобретают различные аспекты реформирования системы валютного регулирования и контроля. Такое реформирование предполагает, прежде всего, разработку единой государственной валютной политики. Валютную политику следует формировать на основе глубокого научно-теоретичного анализа валютных правоотношений, методов и средств регулирования, изучения и обобщения отечественных и международных подходов к решению данной проблемы.

Одной из актуальных современных проблем является разработка теоретических рекомендаций и предложений по совершенствованию и созданию эффективных административных регламентов в сфере валютного регулирования и контроля.

Многочисленные валютные операции, которые опосредствуют деятельность резидентов и нерезидентов на основании соответствующих договоров (контрактов), подлежат валютному контролю. К лицам, которые виновны в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются финансовые санкции и/или меры административной ответственности.

Валютный контроль представляет собой комплекс административных мер, которые направлены на запрет вывоза валютных средств в государство и стимулирование их возврата. Валютный контроль может применяться как ко всем операциям, предусмотренным платежным балансом государства, так и только на их часть. Преимущественно валютный контроль распространяется на движение капиталов с целью защитить стабильность денежной системы и валютных резервов на этапе реформирования экономики, и выступает в качестве одного из неотъемлемых элементов переходной экономической политики.

5

гп

о

а

Н

А У

т; А

X <¡2 СП

0 сч

СП

01

Основными принципами валютного контроля являются:

- монополия банковских учреждений в отношении осуществления валютных операций;

- необходимость выполнения валютных операций, которая подлежит доказыванию;

- репатриация и обязательность продажи резидентами поступлений в иностранной валюте;

- обязательность декларирования зарубежного авуара;

- запрет на импорт и экспорт платежных средств;

- запрет резидентам получать и предоставлять займы в национальной валюте у нерезидентов;

- запрет арбитражных операций и компенсаций;

- контроль за валютными позициями коммерческих банков [7, с. 17-18].

Органами валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [2] являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. До 2016 года единым органом валютного контроля являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [3] функции органов валютного контроля были возложены на Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) и Федеральную таможенную службу (далее -ФТС). При этом ведомственные нормативные правовые акты в сфере валютного контроля не подверглись существенной переработке, что лишь увеличило количество проблемных моментов в их содержании.

Некоторые ученые полагают, что распределение полномочий в сфере валютного контроля между несколькими органами является рассредоточением контрольных функций и сфере регуляции валютных отношений и не способствует укреплению состояния национальной валюты. Сторонники этой точки зрения полагают, что значительно простым и эффективным является функционирование единого государственного органа, который бы непосредственно осуществлял функции валютного контроля и валютного регулирования, а также координировал бы действия других государственных органов в этой сфере, кредитно-финансовых учреждений, независимо от формы собственности и подчиненности. Именно такой орган государственной власти может повысить эффективность государственного валютного контроля, а также персонифицировать ответственность государственных служащих, осуществляющих контролирующие функции.

Однако, на наш взгляд, деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как органа валютного контроля следует признать

неэффективной, поскольку полномочия указанного органа, по сути, сводились к назначению штрафов по нарушениям, выявленным ФНС и ФТС.

Таким образом, если создание единого органа валютного контроля и является целесообразным, то точно не в таком правовом статусе, в котором существовала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Как справедливо отмечает Н.В. Плотникова, для повышения эффективности реализации полномочий ФНС и ФТС как органами валютного контроля необходимым является разработка единообразных подходов к организации и проведению контрольных мероприятий за соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации. Такие подходы могут быть выработаны, в частности, путем принятия регламентов ва-лютно-контрольной деятельности, в которых четко формулируются цели и задач такой деятельности, упорядочиваются государственные функции, оптимизируется структура, и описываются соответствующие процедуры [6, с. 266].

В данном случае, очевидно, автор ведет речь об административных регламентах, введение которых было одним из шагов административной реформы в РФ. Административный регламент представляет собой ведомственный нормативный правовой акт, который устанавливает порядок реализации одной или нескольких функций конкретного органа, а также закрепляющий способы и методы реализации полномочий, возложенных на этот орган.

В сфере валютного регулирования действуют два административных регламента - Административный регламент исполнения ФНС [4] и Административный регламент ФТС по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями [5].

Таким образом, на ФНС возложены полномочия по осуществлению общего валютного контроля, а ФТС осуществляет таможенный валютный контроль.

В научной литературе содержание указанных регламентов подвергается определенной критике. О.Н. Чернышева и Н.В. Коротаева указывают на отсутствие единого алгоритма осуществления контрольных мероприятий в валютной сфере при реализации административных процедур. Авторами предложено в рамках каждой контрольной процедуры предусмотреть такие этапы:

- подготовка контрольного мероприятия;

- проведение контрольного мероприятия;

- оформление результатов контрольного мероприятия;

- применяемые санкции, обжалование решений;

- реализация материалов контрольного мероприятия и подготовка отчетности о результатах проведенного мероприятия [10, с. 143].

Согласно административным регламентам, общий валютный контроль предполагает одну административную процедуру проведение проверки и

оформление ее результатов; таможенный валютный контроль три административные процедуры -рассмотрение документов, которые необходимы для проведения валютного контроля; проверка; оформление результатов валютного контроля.

Четкая регламентация названных административных процедур путем уточнения соответствующих административных регламентов позволит, с учетом требований, которые предъявляются законодательными актами к деятельности, связанной с осуществлением государственного финансового контроля, оптимизировать реализацию полномочий Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, повысить эффективность проводимых ими мероприятий. Кроме того, подробное описание каждой из административных процедур, связанных с осуществлением валютного контроля, позволит устранить правоприменительные недостатки и проблемы, которые имеют место в работе соответствующих органов валютного контроля.

Необходимо также заметить, что административные регламенты в сфере валютного контроля не согласованы между собой относительно перечня и содержания административных процедур.

В научной литературе на основании нормативных источников и правоприменительной практики разработана классификация валютного контроля:

- в зависимости от функций контроля выделяют регуляторный, контролирующий или ограни-чительно-вмешательный валютный контроль;

- по времени осуществления различают предыдущий, текущий и следующий валютный контроль;

- по критерию сроков осуществления валютный контроль классифицируют на постоянный, выборочно-оперативный и периодический;

- в зависимости от места проведения - выездной и невыездной (камеральный);

- по источникам информации - фактический и документальный валютный контроль;

- по способу организации - плановый и внеплановый валютный контроль;

- по объему проверки - выборочный, комплексный и тематический валютный контроль [7, с. 19].

В административных регламентах отражен порядок осуществления только текущего планового и внепланового контроля. Цель валютного контроля состоит в предупреждении, выявлении и пресечении правонарушений в валютной сфере. Таким образом, понятие валютного контроля охватывает также и проведение мероприятий предупредительного характера, которые направлены на снижение влияния причин, которые способствуют совершению валютных правонарушений. Следовательно, с целью максимально возможного сокращения правонарушений в валютной сфере, административными регламентами органов валютного контроля следует предусмотреть проведение предыдущих (предупредительных) проверок, проводимых в отношении конкретных систематиче-

ских нарушителей валютного законодательства и актов валютного регулирования, наиболее крупных участников внешнеэкономической деятельности, юридических лиц, которые имеют статус резидентов технопарков.

Такую позицию поддерживает Д.В. Назарычев, который отмечает отсутствие в действующих административных регламентах органов валютного контроля, вопросов профилактики в частности административных правонарушений в валютной сфере. При этом автор отмечает, что административный регламент в сфере валютного регулирования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора содержал соответствующие положения. Именно на основании этого документа предлагается установление следующей системы профилактической деятельности органов валютного контроля:

- осуществление взаимодействие с уполномоченными банками;

- предоставление участникам валютных правоотношений информации о запланированных изменениях в валютном законодательстве, возможных и внедренных нововведениях в сфере валютном валютного регулирования и контроля и т.д. через официальные веб-сайты органов валютного контроля;

- предоставление консультаций в специально созданных консультативных центрах;

- осуществление наблюдения за деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса, технопарков, инновационных производств, занятых в сфере наукоемких отраслях промышленности и народных промыслов;

- предостережение вышеуказанных субъектов от совершения правонарушений в сфере валютного законодательства [1, 38].

Важное место в сфере валютного контроля занимают также последующие проверки, предметом которых является исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений валютного законодательства. Однако правила их проведения также не предусмотрены административными регламентами органов валютного контроля.

Очевидно, что такое положение не способствует повышению эффективности валютного контроля в Российской Федерации, поскольку предыдущий, текущий и последующий виды контроля должны находиться в тесном взаимодействии и взаимосвязи, демонстрируя непрерывный характер контрольных мероприятий в валютной сфере.

Действующие административные регламенты не предусматривают также особенностей проведения выездных и камеральных, фактических и документальных проверок, хотя, очевидно, что такие особенности имеют место. В связи с этим, считаем целесообразным закрепить в административных регламентах в сфере валютного регулирования основания, сроки, полномочия соответствующих органов при проведении каждого из видов проверок.

А.В. Тарасов одной их проблем, связанных с регламентацией административных процедур в

5

гп

о

а

Н А

У

т; А

валютной сфере считает следующее. В соответствии с положениями административных регламентов органов валютного контроля при проведении проверочных мероприятий соответствующие контролирующие органы имеют полномочия запросить у резидента (нерезидента) документы и сведения, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время указанный перечень не является исчерпывающим, что приводит к ситуациям, когда органы валютного контроля истребуют дополнительные документы, которые не предусмотрены вышеуказанной нормой, в том числе для установления вины лица в совершенном административном правонарушении [9, с. 12].

К.О. Семенов в своем исследовании указывает также на то, что административные регламенты в сфере валютного контроля на сегодняшний день не учитывают процесс трансформации правового положения ФНС и ФТС, при которой они из агентов валютного контроля превратились в органы валютного контроля. Такое преобразование расширило полномочия двух названных органов, однако это не нашло отражения в соответствующих ведомственных нормативных правовых актах. Автор предлагает два пути решения такой проблемы -коренным образом переработать действующие административные регламентов или принять новые [8, с. 176]. Это позволит увеличить эффективность мероприятий, которые проводят ФНС и ФТС в сфере валютного контроля.

Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что действующие административные регламенты в валютной сфере нуждаются в осуществлении их коренной переработки. Такая необходимость возникла после трансформации правового положения ФНС и ФТС, при которой они из агентов валютного контроля превратились в органы валютного контроля. Совершенствование административных регламентов должно проводиться по следующим направлениям:

- регламентация всех административных процедур в сфере валютного контроля в соответствии с единым алгоритмом: подготовка; проведение; оформление результатов; применяемые санкции, обжалование решений; реализация и подготовка отчетности о результатах;

- урегулирование в административных регламентах вопросов предыдущего (предупредительного) и последующего валютного контроля;

- закрепление в административных регламентах в сфере валютного регулирования основания, сроков, полномочий соответствующих органов при проведении каждого из видов проверок (выездных и камеральных, фактических и документальных);

- закрепление закрытого перечня документов Н] и сведений, которые имеют право истребовать

2 органы валютного контроля при проведении адми-^ нистративных процедур;

- определение в административных регла-да ментах в сфере валютного регулирования полного 2 перечня полномочий ФНС и ФТС, с учетом их

трансформации из агентов в органы валютного контроля.

Литература

1. Назарычев Д.В. Совершенствование профилактики административных правонарушений валютного законодательства Российской Федерации / Д.В. Назарычев // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2017. - №3-2. - С. 37-42.

2. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №50. -Ст. 4859.

3. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере: Указ Президента РФ от 02.02.2016 №41 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №6. - Ст. 831.

4. Об утверждении Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами: Приказ Минфина РФ от 04.10.2011 №123н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. -№19.

5. Об утверждении Административного регламента ФТС по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ТС, а также ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, в соответствии с международными договорами государств -членов ТС, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования: Приказ ФТС России от 24.12.2012 №2621 // Российская газета. - 2013. - №157.

6. Плотникова Н.В. Методы валютного контроля и направления их совершенствования / Н.В. Плотникова // Финансы, денежное обращение и кредит. Экономические науки. - 2014. - №9. - С. 265-268.

7. Подосинников Е.Ю. Валютный контроль: понятие, сущность и роль в системе валютного регулирования / Е.Ю. Подосинников // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2016. - № 3 (8). - С. 16-20.

8. Семенов К.О. К вопросу о взаимодействии налоговых и таможенных органов при осуществлении валютного контроля / К.О. Семенов // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 175-181.

9. Тарасов А.В. Проблемные вопросы при организации и осуществлении валютного контроля таможенными органами / А.В. Тарасов // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: материалы Международной научно-

практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 10-12.

10. Чернышева О.Н., Коротаева Н.В. Совершенствование административных процедур проведения валютного контроля территориальным управлением Росфиннадзора в Тамбовской области /

0.Н. Чернышева, Н.В. Коротаева // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №10. - Т.9. - С. 141-153.

Improving administrative regulations in the sphere of currency

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

regulation Shchebrenko E.D.

The Peoples' Friendship University of Russia The article defines the meaning and basic principles of currency control. The content of administrative regulations of the Federal tax service and the Federal customs service in the field of currency control is analyzed; the main shortcomings of legal regulation are identified. As a conclusion, the author defines the main directions of improvement of administrative regulations of the Federal tax service and the Federal customs service in the field of currency control. Key words: exchange controls; administrative regulations; the monetary authority; administrative procedure; control the event. References

1. Nazarychev D.V. Improving the Prevention of Administrative Violations of the Currency Legislation of the Russian Federation / D.V. Nazarychev // Science. Thought: an electronic periodical journal. - 2017. - No. 3-2. - S. 37-42.

2. On currency regulation and currency control: Federal Law dated

10.12.2003 No. 173-Ф3 // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2003. - No. 50. - Art. 4859.

3. On some issues of state control and supervision in the financial

and budgetary sphere: Decree of the President of the Russian Federation of 02.02.2016 No. 41 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2016. - No. 6. - Art. 831.

4. On approval of the Administrative Regulation of the Federal Tax

Service performing the state function to control the implementation of currency transactions by residents and non-residents who are not credit organizations or currency exchanges: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 04.10.2011 No. 123n // Bulletin of regulatory acts of federal executive bodies. - 2012. - No. 19.

5. On approval of the Administrative Regulation of the FCS to fulfill

the state function to exercise, within its competence, control over currency operations of residents and non-residents who are not credit organizations related to the movement of goods across the customs border of the Customs Union, as well as the importation into and export of goods from the Russian Federation, in accordance with international treaties of the member states of the CU, the currency legislation of the Russian Federation and the regulatory legal acts of the currency regulation bodies adopted in accordance with it: Kaz FCS of Russia dated 12.24.2012 No. 2621 // Russian newspaper. - 2013. - No. 157.

6. Plotnikova N.V. Methods of currency control and directions for

their improvement / N.V. Plotnikova // Finance, monetary circulation and credit. Economic sciences. - 2014. - No. 9. - S. 265268.

7. Podosinnikov E.Yu. Currency control: concept, essence and role

in the system of currency regulation / E.Yu. Podosinnikov // Actual problems of socio-humanitarian and scientific-technical knowledge. - 2016. - No. 3 (8). - S. 16-20.

8. Semenov K.O. To the question of the interaction of tax and cus-

toms authorities in the implementation of currency control / K.O. Semenov // Actual issues of currency control in modern conditions: materials of the International scientific-practical conference. - Saratov, 2017 .-- S. 175-181.

9. Tarasov A.V. Problematic issues in the organization and imple-

mentation of currency control by customs authorities / A.V. Tar-asov // Actual issues of currency control in modern conditions: materials of the International scientific-practical conference. -Saratov, 2017 .-- S. 10-12.

10. Chernysheva O.N., Korotaeva N.V. Improving administrative procedures for conducting currency control by the territorial department of the Federal Service for Supervision of the Federal Service for Supervision of Human Welfare in the Tambov Region / O.N. Chernysheva, N.V. Korotaeva // Socio-economic phenomena and processes. - 2014. - No. 10. - T.9. - S. 141153.

5

-C

m

о

a

А У

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.