Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ВЫРАЖЕННОЕ СРЕДСТВАМИ / АНАЛОГИЧНЫМИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИМ / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КИНЕМАТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппович Анна Вадимовна

Актуальность настоящего исследования обусловлена последними изменениями мировой киноиндустрии, позволяющими по-новому взглянуть на юридическую природу кинематографического произведения. Цель статьи заключается в комплексном изучении правовой сущности кинематографического произведения как особого результата творческой деятельности с учетом ее специфики в новых реалиях современной киноиндустрии. Автором рассматриваются признаки кинематографического произведения, а также оцениваются критерии разграничения кинематографического произведения и произведений, выраженных средствами, аналогичными кинематографическим. В результате формулируется вывод о существовании проблем правового регулирования и определяются пути их решения, в том числе с помощью дальнейшего развития законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND FEATURES OF A CINEMATOGRAPHIC WORK

The relevance of this research is due to the recent changes in the world film industry, which allow us to take a new look at the legal nature of a cinematographic work. The purpose of the article is to comprehensively study of the legal essence of a cinematographic work as a special result of creative activity, taking into account its specifics in the light of the new realities of the modern film industry. The author considers the features of a cinematographic work, and also evaluates the criteria for distinguishing between a cinematographic work and works expressed by a process analogous to cinematography. As a result, a conclusion is formulated about the existence of problems of legal regulation and ways of solving them, including through the further development of legislation, are determined.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

УДК 347.786

ББК 67.404.3

ФИЛИППОВИЧ АННА ВАДИМОВНА

аспирант кафедры гражданского права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) e-mail: [email protected]

PHILIPPOVICH ANNA VADIMOVNA

postgraduate student of the Department of civil law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) e-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

THE CONCEPT AND FEATURES OF A CINEMATOGRAPHIC WORK

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена последними изменениями мировой киноиндустрии, позволяющими по-новому взглянуть на юридическую природу кинематографического произведения. Цель статьи заключается в комплексном изучении правовой сущности кинематографического произведения как особого результата творческой деятельности с учетом ее специфики в новых реалиях современной киноиндустрии. Автором рассматриваются признаки кинематографического произведения, а также оцениваются критерии разграничения кинематографического произведения и произведений, выраженных средствами, аналогичными кинематографическим. В результате формулируется вывод о существовании проблем правового регулирования и определяются пути их решения, в том числе с помощью дальнейшего развития законодательства.

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение; кинематографическое произведение; произведение, выраженное средствами, аналогичными кинематографическим; кинематографические средства; кинематография.

Abstract. The relevance of this research is due to the recent changes in the world film industry, which allow us to take a new look at the legal nature of a cinematographic work. The purpose of the article is to comprehensively study of the legal essence of a cinematographic work as a special result of creative activity, taking into account its specifics in the light of the new realities of the modern film industry. The author considers the features of a cinematographic work, and also evaluates the criteria for distinguishing between a cinematographic work and works expressed by a process analogous to cinematography. As a result, a conclusion is formulated about the existence of problems of legal regulation and ways of solving them, including through the further development of legislation, are determined.

Key words: audiovisual work; cinematographic work; work expressed by a process analogous to cinematography; means of cinematography; cinematography.

В настоящее время мировая киноиндустрия претерпевает значительные изменения, обусловленные, в частности совершенствованием технологий в сфере кинопроизводства и динамичным развитием стриминговых сервисов (онлайн-кино-театров), что, безусловно, влияет на современное представление о сущности кинематографического произведения. Актуальным является вопрос о понятии и отличительных свойствах кинематографического произведения, поскольку от ответа на него зависит содержание и исполнение договоров, заключаемых в киноиндустрии.

В силу прямого указания законодателя кинематографическое произведение является разновидностью аудиовизуального произведения. Это позволяет сделать вывод, что оно обладает всеми характерными для аудиовизуального произведения признаками, предусмотренными ст. 1263 ГК РФ.

Во-первых, кинематографическое произведение состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений, которые имеют общую направленность, выражающуюся в последовательности и линейности.

Термин «последовательность» является техническим и в кинематографе обозначает непрерывный ряд кадров (кинематографических планов), объединенных одним или несколькими характерными элементами, например визуальным и музыкальным оформлением.

Линейность серии изображений проявляется в том, что они фиксируются в определенной очередности, которая при использовании произведения должна оставаться неизменной, тем самым исключается возможность интерактивности. Отметим, что в легальных определениях кинематографического произведения в США1 и Велико-

британии2 отсутствует указание на признак линейности. Это объясняется желанием законодателей распространять правовой режим кинофильма на более широкий круг объектов. Однако в деловой практике правообладатели из США и Великобритании при предоставлении права использования кинематографического произведения в подавляющем большинстве случаев запрещают использовать фильм в нарушение существующего порядка последовательности его кадров.

Говоря о зафиксированной серии связанных между собой изображений как о признаке кинематографического произведения, необходимо отметить, что в ГК РФ отсутствует стандартное для многих стран указание на ее движущийся характер. Это можно объяснить отсутствием отдельной дефиниции кинематографического произведения и сохранением возможности отнесения к аудиовизуальным произведениям диафильмов и слайд-фильмов, так как в них отсутствуют какие-либо движущиеся изображения [1, с. 157].

Во-вторых, кинематографическое произведение предназначено по общему правилу для зрительного и слухового восприятия. Однако с учетом возможности создания немых кинофильмов наличие звука не признается законодателем обязательным.

В-третьих, для кинематографического произведения характерна особая форма, предполагающая его восприятие с помощью соответствующих технических устройств. При этом их понятие в законодательстве не определяется, что совершенно оправдано с учетом постоянного развития техники. В настоящее время к таким техническим устройствам относят любые средства, позволяющие зрителю воспринимать движущиеся изображения и звуковое сопровождение.

1 § 101 Copyright Law of the United States. - URL: https:// www.copyright.gov/title17/ (дата обращения 24.06.2021)

2 S. 5B (1) Copyright, Designs and Patents Act, 1988. - URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/48/contents (дата

обращения: 24.06.2021).

В-четвертых, в соответствии со ст. 1240 ГК РФ кинематографическое произведение признается сложным объектом, включающим сразу несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Ст. 1263 ГК РФ относит к аудиовизуальным произведениям не только кинематографические произведения, но и произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. В связи с этим интерес представляет разграничение между данными разновидностями аудиовизуального произведения.

Категория «произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим» была заимствована отечественным законодателем из Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее — «Бернская конвенция»), где это понятие используется для определения кинематографических форм, которые в силу развития техники не могли быть признаны кинематографическими произведениями в их классическом понимании. Таковыми, в частности, являлись телевизионные программы, трансляции которых проходили в прямом эфире, или репортажи новостей. Перед участниками Стокгольмской конференции 1967 г. стояла задача предоставить им одинаковую правовую охрану наравне с классическими художественными фильмами [2, с. 15]. Именно поэтому и был выработан подход «аналогичности выразительных средств», означающий следующее: то, что выглядит по своей форме и воспринимается зрителем как кинематографическое произведение, должно получать тот же объем правовой охраны, какой предоставляется кинематографическому произведению. Соответственно, в Бернской конвенции категория «произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим» используется для

обозначения новых явлений, чье правовое регулирование не может быть однозначно определено всеми участниками конвенции. Представляется, что в ст. 1263 ГК РФ рассматриваемое понятие используется в ином смысле. Об этом свидетельствует отнесение к произведениям, выраженных средствами, аналогичными кинематографическим, теле- и видеофильма, правовой режим которых не является спорным.

Единственный законодательно закрепленный критерий разграничения кинематографических произведений и иных произведений, выраженных средствами, аналогичными кинематографическим, связан с наличием либо отсутствием использования при производстве аудиовизуального произведения непосредственно кинематографических средств.

По мнению Л. Н. Нехорошева, кинематографическими средствами создания киноизображения или его элементов являются кадр; план; композиция кадра; мизансцена; ракурс; свет-тень; цвет; специальные фотографические средства [3, с. 22-23]. Несколько иной перечень кинематографических средств приводит В. Страдомский, который относит к ним переходы между планами, кадрами и эпизодами; точки зрения кинокамеры и ее движения; организацию экранного времени и пространства [4]. В исследовании С. А. Фунтиковой подчеркивается важнейшая роль монтажа как одного из главных кинематографических (выразительных) средств [5, с. 3].

Очевидно, что при производстве теле- и видеофильмов используются непосредственно указанные выше кинематографические средства, а не средства аналогичные им. В связи с этим вряд ли можно согласиться с позицией законодателя об отнесении данных произведений к выраженным средствами аналогичными кинематографическим.

Вероятно, признавая возможность выражения аудиовизуального произведения

«средствами, аналогичными кинематографическим», законодатель создает условия для новых вариантов выражения аудиовизуального произведения, которые могут появиться в будущем с учетом развития техники. В науке существует позиция, согласно которой рассматриваемая «аналогичность» является весьма условной, так как некоторые аудиовизуальные произведения,созданные с использованием современных технологий, принципиально отличаются от классических кинематографических произведений как по технологии создания, так и по форме выражения. В качестве примера можно привести мультипликационные фильмы, которые полностью создаются средствами компьютерной анимации и не предполагают ни съемок, ни монтажа в традиционном понимании. Соответственно, они могут быть отнесены к произведениям, выраженным средствами, аналогичными кинематографическим [6, с. 28]. Что касается упомянутых ранее теле- и видеофильмов, то большинство из них производится при помощи стандартных кинематографических средств. Если допустить возможность их выражения средствами аналогичными кинематографическим, следует признать, что такие теле- и видеофильмы являлись бы исключением, а потому не могут приводиться в ст. 1263 ГК РФ в качестве примера для общего правила.

В соответствии со ст. 3 (а) Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, ратифицированной Российской Федерацией 30 марта 1994 г., кинематографическим произведением признается произведение любой продолжительности или на любом носителе, а также любого жанра (в качестве примера приводятся художественные, мультипликационные и документальные фильмы), соответствующее положениям, регулирующим киноиндустрию на уровне национального законодательства каждого из участвующих в конвенции государств, и предназначенное для показа

в кинотеатрах. Из определения следует еще одна характеристика, часто признаваемая в доктрине квалифицирующим признаком кинематографического произведения, состоящая в его основном предназначении. В научной литературе отмечается, что кинематографическое произведение всегда создается для публичного показа в кинотеатре, и именно по этой причине его можно выделить из множества других разновидностей аудиовизуальных произведений. Однако в последнее время вследствие значительных перемен в мировой киноиндустрии основное предназначение кинематографического произведения далеко не всегда сводится к его публичному показу в кинотеатре.

Тенденция создания кинематографического произведения исключительно для его демонстрации в сети Интернет наметилась еще в конце 2016 года, когда постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов» расширило перечень способов использования фильма, для которых необходимо получение прокатных удостоверений, включив в него показ фильма другими техническими способами3.

На решение киностудий и кинодистрибьюторов об отказе от публичного показа некоторых кинематографических произведений в кинотеатрах существенно повлияла пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в рамках мер противодействия которой по всему миру на многие месяцы были закрыты кинотеатры. В связи с этим значительная часть кинодистрибьюторов

В соответствии с пояснениями Минкультуры России по вопросу правоприменения Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2016 г. № 143 под показом фильма другими техническими способами понимаются любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе с использованием сети Интернет, за исключением демонстрации фильма в кинозале, демонстрации фильма средствами телевидения (включая онлайн-версии телеканалов).

принимала решение о начале использования кинематографического произведения сразу в сети Интернет. Развитие стримин-говых сервисов (онлайн-кинотеатров) также послужило катализатором процесса выпуска кинематографических произведений в цифровое пространство, минуя публичный показ в традиционных кинотеатрах. Революционным стало решение кинокомпании Warner Bros. о выпуске в 2021 году 17 новых фильмов, в том числе самых ожидаемых кинофильмов года, одновременно в кинопрокат и на собственном стриминго-вом сервисе HBO Max4.

В настоящее время в киноиндустрии весьма актуальна практика полного или частичного отказа от публичного показа кинематографического произведения в кинотеатрах, что подтверждает невозможность использования критерия основного предназначения кинематографического произведения в его классической интерпретации в качестве квалифицирующего.

В правопорядках некоторых европейских государств также выделяется критерий оригинальности, позволяющий отграничить кинематографические произведения от «последовательности изображений» (Германия5, Австрия6), некоторых документальных фильмов (Италия7) по причине того, что они лишены творческого характера и в большинстве случаев являются простой фиксацией объективной реальности в хронологическом порядке. Несмотря на это в соответствии с законодательством отдельных стран им предоставляется правовая охрана.

«Ядерный удар по кинотеатрам»: Warner Bros. будет выпускать все свои блокбастеры 2021-го одновременно онлайн и в кино. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/415481-yadernyy-udar-po-kinoteatram-warner-bros-budet-vypuskat-vse-svoi-blokbastery-2021 (дата обращения: 24.06.2021). § 95 Gesetz über Urheberrecht und verwandte Schutzrechte, 1965. - URL: https://wipolex.wipo.int/en/text/462250 (дата обращения: 24.06.2021).

§73 Abs. 2, §74 Bundesgesetz das Urheberrecht an Werken der Literatur und der Kunst und verwandte Schutzrechte, 1936. — URL: https://wipolex.wipo.int/en/text/503812 (дата обращения: 24.06.2021).

Art. 2 (6) Legge 22 aprile 1941, N. 633. Protezione del diritto d'autore e di altri diritti connessi al suo esercizio. — URL: https://

wipolex.wipo.int/ru/text/477618 (дата обращения: 24.06.2021).

В Российской Федерации наличие творческого характера не признается особенностью исключительно кинематографического произведения. Все виды аудиовизуальных и иных произведений охраняются авторским правом, только если они являются результатами творческого труда, что подтверждается судебной практикой8. Однако в кинематографическом произведении концентрация авторского участия присутствует в наибольшей степени. Это проявляется в постановочном характере кинематографического произведения, суть которого заключается в реализации режиссером-постановщиком своего индивидуального замысла посредством изменения окружающей действительности и ее закрепления в оригинальной форме в виде серии движущихся изображений. В литературе отмечается, что важнейшим условием для квалификации видеозаписи в качестве кинематографического произведения является фиксация не уникальности окружающей действительности в каждый момент времени, а наиболее точного отражения в ней субъективного авторского замысла [6, с. 33].

Постановочный характер кинематографического произведения отличает его от других аудиовизуальных произведений, которые, напротив, фиксируют именно уникальные свойства реальности. Однако для телефильма, признаваемого в соответствии с ГК РФ произведением, выраженным средствами, аналогичными кинематографическим, также свойственен постановочный характер, а значит, рассматриваемый признак не является универсальным.

Четкий критерий разграничения произведений на кинематографические и выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, в настоящее вре-

См., например: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.10.2013 г. № С01-69/2013 по делу № А40-94794/2012; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.08.2011 г. № КГ-А40/8665-11 по делу № А40-30624/10-51-226 // СПС КонсультантПлюс.

4

5

мя отсутствует. Полагаем, что понятие «кинематографическое произведение» как и синонимичный ему термин «кинофильм», содержащийся в ст. 1240 ГК РФ, законодатель использовал для обозначения результатов интеллектуальной деятельности, имеющих непосредственное отношение к кинематографу в классическом понимании этого слова9. Обычно понятие «кинематографическое произведение» используют для обозначения фильмов, публичный показ которых осуществляется в кинотеатрах. Однако в современных условиях под «кинотеатрами» следует также понимать так называемые «онлайн-кинотеатры», то есть стриминговые сервисы, осуществляющие демонстрацию фильма за плату, что в некотором смысле объединяет их с традиционными кинотеатрами.

Изложенное свидетельствует о наличии у кинематографического произведения (кинофильма) двух групп признаков. Во-первых, оно обладает всеми свойствами аудиовизуального произведения, то есть является результатом творческого труда; включает в себя несколько охраняемых ре-

В соответствии с толковым словарем С. И. Ожегова «кинематограф» — это кинотеатр; кинематография; с толковым словарем русского языка Т.Ф. Ефремовой — киноискусство, кинематография; аппарат для съемки на светочувствительную пленку движущихся объектов и для воспроизведения полученных снимков путем проецирования их на экран; кинотеатр.

зультатов интеллектуальной деятельности; состоит из серии зафиксированных изображений, имеющих общую направленность; предназначено для зрительного и слухового (при наличии звука) восприятия; его использование по назначению всегда сопряжено с работой технических устройств. Во-вторых, выделяются признаки характерные исключительно для кинематографического произведения, в числе которых выражение кинематографическими средствами; постановочный характер; неразрывная связь с кинематографом; ориентированность, преимущественно, на публичный показ в традиционном кинотеатре или использование посредством стримингового сервиса (он-лайн-кинотеатра) в сети Интернет.

Поскольку некоторые отличительные особенности второй группы свойственны также теле- и видеофильмам, целесообразно внести изменения в п. 1 ст. 1263 ГК РФ в части существующего перечня примеров произведений, выраженных средствами, аналогичными кинематографическим. Это позволит устранить имеющееся противоречие и приблизить содержание нормы в отношении произведений, выраженных средствами, аналогичными кинематографическим, к смыслу положений Бернской конвенции.

9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права [Текст]: учеб./ под ред. И.А. Близнеца - М.: Проспект, 2015. - 456 с.

2. Guide to the Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works (Paris Act, 1971). — Geneva: World Intellectual Property Organization. — 1978. — URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ en/copyright/615/wipo_pub_615.pdf (дата обращения: 24.06.2021)

3. Нехорошев Л. Н. Драматургия фильма [Текст]: учеб. / Л. Н. Нехорошев. — М.: ВГИК, 2009. — 342 с.

4. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм [Текст]/ В. Страдомский; Пер. с пол. и ком-мент. И. Б. Гордийчука. — М.: Искусство, 1975. — URL: http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/ z0000037/index.shtml (дата обращения: 24.06.2021)

5. Фунтикова C. А. Трансформация монтажа как выразительного средства в кинематографе [Текст]: автореферат дис. ... канд. философских наук / С. А. Фунтикова. — М., 2011. — 23 с.

6. Родионов М. Ю. Возникновение и охрана авторских прав при создании кинофильмов [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. / М. Ю. Родионов. — М., 2005. — 193 с.

REFERENCES:

1. Bliznets I. A., Leont'ev K. B. Avtorskoe pravo i smezhnye prava (Copyright and neighbouring rights), Moscow: Prospekt, 2015, — 456 p.

2. Guide to the Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works (Paris Act, 1971), Geneva: World Intellectual Property Organization, 1978, available at: https://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/copyright/615/wipo_pub_615.pdf (June 24, 2021).

3. Nekhoroshev L. N. Dramaturgiya fil'ma (Dramaturgy of the film), Moscow: VGIK, 2009, 342 p.

4. Stradomskii V. Snimaem lyubitel'skii kinofil'm (Shooting an amateur film), Moscow: Iskusstvo, 1975, available at: http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000037/index.shtml (June 24, 2021).

5. Funtikova C. A. Transformatsiya montazha kak vyrazitel'nogo sredstva v kinematografe (Transformation of editing as an expressive medium in cinematography), extended abstract of candidate's thesis, Moscow, 2011, 23 p.

6. Rodionov M. Yu. Vozniknovenie i okhrana avtorskikh prav pri sozdanii kinofil'mov (The emergence and protection of copyright in the creation of motion pictures), candidate's thesis, Moscow, 2005, — 193 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.