Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРАВЕ РОССИИ И СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ'

ПОНЯТИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРАВЕ РОССИИ И СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
645
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРИЗНАКИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / AUDIOVISUAL WORK / SIGNS OF AN AUDIOVISUAL WORK / COPYRIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворянкин Григорий Витальевич

В статье рассмотрены подходы к понятию «аудиовизуальное произведение» в России, США и Великобритании. Выявлены основные признаки аудиовизуального произведения в рассматриваемых странах. Отмечены особенности иностранных подходов и преимущество российского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF AN AUDIO-VISUAL WORK IN THE LAW OF RUSSIA AND THE COUNTRIES OF THE ANGLO-SAXON LEGAL FAMILY

The article discusses approaches to the concept of «audiovisual work» in Russia, the USA and the UK. The main signs of an audiovisual work in the countries under consideration are revealed. The features of foreign approaches and the advantage of the Russian one are noted.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРАВЕ РОССИИ И СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ»

УДК 347

Дворянкин Григорий Витальевич Алтайский государственный университет Юридический институт Россия, Барнаул dvoryankin2797@gmail.com Dvoryankin Grigori Altay State University Law Institute Russia, Barnaul

ПОНЯТИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРАВЕ РОССИИ И СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ Аннотация: в статье рассмотрены подходы к понятию «аудиовизуальное произведение» в России, США и Великобритании. Выявлены основные признаки аудиовизуального произведения в рассматриваемых странах. Отмечены особенности иностранных подходов и преимущество российского. Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, признаки аудиовизуального произведения, авторское право.

THE CONCEPT OF AN AUDIO-VISUAL WORK IN THE LAW OF RUSSIA

AND THE COUNTRIES OF THE ANGLO-SAXON LEGAL FAMILY Annotation: the article discusses approaches to the concept of «audiovisual work» in Russia, the USA and the UK. The main signs of an audiovisual work in the countries under consideration are revealed. The features of foreign approaches and the advantage of the Russian one are noted.

Key words: audiovisual work, signs of an audiovisual work, copyright.

Основным источником авторского права в России является Гражданский

кодекс Российской Федерации часть 4 (далее - ГК РФ) от 18 декабря 2006 года. 281

Законодательное закрепление понятия «аудиовизуальное произведение» отражается в п. 1 ст. 1263 ГК РФ, согласно которой под таким произведением понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации [1].

На основе легальной дефиниции, судебной практики и доктрины, можно выделить следующие признаки аудиовизуального произведения:

1) Серия связанных между собой изображений. Формой выражения аудиовизуального произведения является серия связанных между собой изображений [2, с. 80] Е.А. Мазур в своей статье пишет, что изображения в данном случае должны иметь общую направленность, единую идейную смысловую нагрузку [3, с. 49-51]. Указанное качество Е.А. Мазур, возможно, будет иметь значение при доказывании творческой составляющей в произведении, но точно не будет относиться к рассматриваемому признаку.

2) Впечатление движения. Законодателем признак движения прямо не указан. На необходимость создания впечатления движения не указывают и суды. Легальная дефиниция аудиовизуального произведения прямо отмечает, что аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим.

При создании кинематографических произведений используются традиционные кинокамеры с использованием кинопленки и современные цифровые кинокамеры, основное предназначение которых - запись движущихся

изображений. Абсолютный минимум для демонстрации движения - 10-12 кадров в секунду. Меньшие значения уже распознаются глазом как отдельные

I Ш

изображения [12]. Выходит, что все те средства, которые позволяют зафиксировать движущиеся изображения на какой-то материальный носитель будут являться средствами, аналогичными кинематографическим.

3) Линейность. Учитывая, что аудиовизуальные произведения выражены средствами, аналогичными кинематографическим, серия связанных между собой изображений обязательно должна быть зафиксирована, исключающее изменение последовательности изображений. Наличие качества интерактивности, при котором последовательность изображений изменяется так, как хочет пользователь, свойственно мультимедийному продукту (п. 1 ст. 1240 ГК РФ) [4, с. 18]. Аудиовизуальное произведение же зафиксировано и в этом смысле завершено, неизменно [5, с. 10].

4) Предназначено для зрительного и слухового (в случае с сопровождением звука) восприятия. Предназначенность для зрительного и слухового восприятия коренится внутри самого термина «аудиовизуальное». Слово «аудио» происходит от латинского слова «audio» и означает «слышать» [6, с. 115], а «визуальное» происходит от латинского слова «visualis» и означает «зрительный» [6, с. 1085].

Произведение, которое звуком не сопровождается, можно назвать просто визуальным, однако в ч. 4 ГК РФ такого различия не проводится. Как замечают некоторые авторы, сделано это в целях упрощения конструкций норм, регулирующих отношения по созданию и использованию таких произведений [7, с. 138].

5) Восприятие осуществляется с помощью соответствующих технических устройств. Универсального понятия «техническое устройство» в нашем законодательстве нет. Применительно к аудиовизуальным произведениям следует понимать любые средства, с помощью которых достигается возможность зрительного восприятия движущихся изображений и восприятия звукового сопровождения.

6) Сложный объект авторского права. Как отмечается в научной литературе, главной особенностью аудиовизуальных произведений выступает их

£ Ш

сложный характер, что подразумевает включение в данный объект авторского права сразу нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, что подчиняет аудиовизуальное произведение правовому регулированию в рамках ст. 1240 ГК РФ.

Необходимо отметить, что аудиовизуальное произведение не всегда является сложным объектом. Если лицо осуществило видеосъемку, применяя различные выразительные средства кинематографа, после чего осуществило отбор материала и смонтировало определенным образом с применением различных техник монтажа, без включения иных результатов интеллектуальной деятельности, то такое аудиовизуальное произведение не будет являться сложным объектом.

7) Творческая составляющая. Не любой аудиовизуальный продукт можно признать произведением и распространить на него режим аудиовизуального произведения с соответствующей правовой охраной. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 10) судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу ст.ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом [8]. Пленум в Постановлении № 10 также указал на презумпцию творчества, а именно: пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Средство, аналогичное кинематографическому, следует понимать не только как техническое, но и как выразительное. В. Страдомский в своей книге «Снимаем любительский кинофильм» относит к выразительным средствам кинематографа следующие: кинематографические планы; переходы между планами, кадрами и эпизодами; точки зрения кинокамеры и ее движения;

организация времени, пространства; монтаж [9, с. 8]. Одним из главных выразительных средств нередко выделяют монтаж: «В первую очередь, монтаж,

I Ш

- всеобщий принцип смыслообразования, а лишь во вторую - одно из главных выразительных средств кинематографа» [10, с. 3]. Использование таких выразительных средств, в процессе создания аудиовизуального произведения, может являться подтверждением наличия творческой составляющей.

Основные вопросы авторского права в США, на национальном уровне, урегулированы федеральным законом - Закон об авторском праве (далее - US Copyright Act) 1967 года.

Легальная дефиниция аудиовизуального произведения (англ. audiovisual works) содержится в секции 101 US Copyright Act: аудиовизуальные произведения - это произведения, которые состоят из серии связанных изображений, которые изначально предназначены для показа с использованием машин или устройств, таких как проекторы или электронное оборудование, вместе с сопровождающими звуками, если таковые имеются, независимо от характера материальных объектов, таких как пленки или ленты, в которых воплощены произведения [13].

Формой выражения аудиовизуального произведения является серия связанных изображений. Впечатление движения необязательно. В связи с этим, к аудиовизуальным произведениям относятся также диафильмы, слайдфильмы и тому подобные произведения [14, с. 197], потому что отсутствует требование создания впечатления движения [15, с. 205]. Изображения достаточно лишь связать и показать одно за другим [16, с. 105].

В аудиовизуальном произведении отсутствует признак линейности. Связанность изображений не означает, что они должны быть показаны в определенной последовательности [17, с. 61]. Такое качество аудиовизуальных произведений позволяет судам США распространять их режим на видеоигры [18].

Предназначены аудиовизуальные произведения для показа с использованием машин или устройств. US Copyright Act сам называет устройства, с помощью которых возможно восприятие: проекторы или электронное оборудование.

285

Правовая охрана на аудиовизуальное произведение распространяется независимо от характера материальных объектов, таких как пленки или ленты, в которых воплощены произведения. Традиционный кинематограф связан в первую очередь с появлением кинопленки, являющаяся единственным материальным носителем фильмов тех лет. В процессе технологического прогресса появились и иные материальные носители.

Секция 101 US Copyright Act содержит и термин «кинофильм» (англ. motion picture): кинофильмы - это аудиовизуальные произведения, состоящие из серии взаимосвязанных изображений, которые при последовательном показе создают впечатление движения, вместе с сопровождающими звуками, если таковые имеются. Кинофильм является видом аудиовизуального произведения и обладает специальным признаком - впечатление движения.

Чтобы признать аудиовизуальный продукт произведением, необходимо требование оригинальности. Защита предоставляется только оригинальным авторским работам (секция 102 US Copyright Act). В соответствии с прецедентным правом США, для признания работы оригинальной, работа должна быть результатом самостоятельного творческого труда автора и иметь хотя бы минимальный уровень творчества [19].

В Великобритании основным национальным источником авторского права является Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах (далее - CDPA) 1988 года.

Авторское право согласно в п. 1 ст. 1 CDPA распространяется на фильмы (англ. films) [20]. Под фильмом понимается запись на любом носителе, с которого любым способом может быть воспроизведено движущееся изображение (п. 1 ст. 5B CDPA). Термин «аудиовизуальное произведение» CDPA не закрепляет.

Основные признаки фильма выведены прецедентным правом: последовательность изображений; записано на носителе; возможность показа в виде движущегося изображения [21, с. 176].

В английской юридической науке нет определенной точки зрения по поводу признака линейности. Первое мнение: законодатель намеревался включить традиционное понимание фильмов - последовательность изображений, создающая впечатление движения и исключающая интерактивность. Второе мнение: на мультимедийные продукты, в частности видеоигры, могут распространяться режим фильмов [15, с. 76-77], что означает присутствие интерактивности, а значит и изменение последовательности изображений.

Оригинальность, в соответствии с CDPA, должна присутствовать у литературных, драматических, музыкальных или художественных произведений. Требование оригинальности соблюдается, если произведение исходит от самого автора и не является копией иного произведения [22, с. 16]. На фильмы требование оригинальности не распространяется.

Для распространения на аудиовизуальные произведения повышенной правовой защиты, судебная практика начала квалифицировать аудиовизуальные произведения как драматические произведения: способность к исполнению перед зрителями, при просмотре фильма, позволяет отнести аудиовизуальное произведение к драматическим произведениям [23]. В соответствии с прецедентным правом, драматическое произведение - это произведение действия со словами или музыкой (если такие имеются), которое может быть исполнено перед аудиторией [21, с. 180].

Распространение на аудиовизуальные произведения признака оригинальности, в том числе, требовалось в связи с международными обязательствами Великобритании [21, с. 181]. В соответствии с п. 1 ст. 14bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) 1886 года кинематографическое произведение подлежит охране в качестве оригинального произведения [11]. Произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии, приравниваются к

кинематографическим произведениям (п. 2 ст. 2 Бернской конвенции).

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

£ Ш

С— /

1. Аудиовизуальному произведению по российскому законодательству присущи следующие признаки: серия связанных между собой изображений; впечатление движения; линейность; предназначено для зрительного и слухового (в случае с сопровождением звука) восприятия; восприятие осуществляется с помощью соответствующих технических устройств; творческая составляющая. Сложный характер аудиовизуального произведения является факультативным признаком.

2. Подход к пониманию аудиовизуального произведения в США очень широкий, что позволяет относить к нему слайдфильмы, видеоигры и иные похожие произведения. Отдельно определен кинофильм, который является видом аудиовизуального произведения со своим специальным признаком -создание впечатления движения.

3. В Великобритании, для повышенной правовой охраны, суды обходят положения CDPA квалифицируя аудиовизуальное произведение не просто как фильм (запись), а как нематериальный объект - драматическое произведение.

4. Закрепленный подход отечественным законодателем очень близок к закрепленному в США. При этом, в ГК РФ представляется более правильное понимание аудиовизуального произведения, позволяющее успешно отграничить смежные правовые режимы.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (ч. I). - Ст. 5496.

2. Ромашин Э.С. Особенности правовой охраны аудиовизуального произведения как сложного комплексного объекта интеллектуальной собственности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Э. С. Ромашин: М., 2016. -196 с.

3. Мазур Е.А. Кинофильм и иные аудиовизуальные произведения как элементы сложного объекта авторских прав / Е. А. Мазур // Юридический мир. -2011. - № 11. - С. 49-51.

4. Котенко Е.С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е. С. Котенко: М., 2012. - 27 с.

5. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. - Минск: Тесей, 2008. - 392 с.

6. Дворецкий И.Х. Латинско-Русский Словарь. Около 50 000 слов. - Изд. 2-е. переработ. и доп. - М: «Русский Язык», 1976. - 1096 с.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой) (постатейный): в 2 т. / С. А. Горленко [и др.]; отв. ред. Л. А. Трахтенгерц; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - 2-е изд. - Т. 1 - М.: ИНФРА-М, 2016. -

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/ (дата обращения:

17.11.2019).

9. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм / И. Б. Гордийчук; Пер. с польск. и коммент. М: «Искусство», 1975. - 128 с.

10. Фунтикова C. А. Трансформация монтажа как выразительного средства в кинематографе: дис. ... канд. философских. наук: 09.00.04 / С. А. Фунтикова: М. 2011. - 24 с.

11. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений // URL: http://docs.cntd.ru/document/1900493 (дата обращения

23.05.2020).

12. Bakaus P. The illusion of motion // URL: https://paulbakaus.com/tutorials/performance/the-illusion-of-motion/ (дата обращения: 17.05.2020).

485 с.

[Электронный

ресурс]

URL:

289

13. Copyright Law of the United States // URL: https://www.copyright.gov/title17/ (дата обращения 21.05.2020).

14. Bouchoux. D. Intellectual Property. The Law of Trademarks, Copyrights, Patents, and Trade Secrets / D. Bouchoux. - NY. 2013. - 720 p.

15. Aplin. T. Copyright Law in the Digital Society. The Challenges of Multimedia / T. Aplin. - Portland: Hart Publishing, 2005. - 325 p.

16. Stamatoudi. I. Copyright and Multimedia Products. A Comparative Analysis / I. Stamatoudi. - Cambridge: Cambridge University, 2002. - 335 p.

17. Schechter R. Intellectual property the law of copyrights, patents and trademarks / R. Schechter, J. Thomas. - USA: Thomson west, 2003. - 1252 p.

18. Midway Mfg. Co. v. Artic Intern., Inc., 704 F.2d 1009 (7th Cir. 1983) // URL: https://www.casemine.com/judgement/us/5914c3a9add7b049347c825b (дата обращения 29.05.2020).

19. Feist Publications, Inc. v. Rural Tel. Service Co., 499 U.S. 340 (1991) // URL: https://cite.case.law/us/499/340/ (дата обращения 29.05.2020).

20. Copyright, Designs and Patents Act 1988 // URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/48/contents (дата обращения 21.05.2020).

21. Simone D. Copyright and collective authorship / D. Simone. - Cambridge: Cambridge University, 2019. - 326 p.

22. Lai S. The Copyright Protection of Computer Software in the United Kingdom / S. Lai. - Portland: Hart Publishing, 2000. P. 16.

23. Norowzian v Arks Ltd & Anor (No. 2) (1999) EWCA Civ 3014 (04 November 1999) // URL: https://www.bailii.org/ew/cases/EWCA/Civ/1999/3014.html (дата обращения 29.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.