Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Audiovisual works as objects of copyright
Воронов Валерий Александрович
Студент 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: voronov23-val@yandex. ru
Voronov Valeriy Aleksandrovich
4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: voronov23-val@yandex. ru
Борискова Марина Дмитриевна
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: [email protected]
Boriskova Marina Dmitrievna
4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: Boriskovamarina9 [email protected]
Научный руководитель Сальникова Анастасия Владимировна
к.и.н., доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность»
Юридического института ВлГУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых» e-mail: [email protected]
Scientific adviser Salnikova Anastasia Vladimirovna
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department "Financial Law and Customs Activities"
Law Institute of VlSU "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs " e-mail: [email protected]
Аннотация.
В настоящее время особо актуальным становится сфера изучения кинематографического искусства, объекты которого в авторском праве именуются аудиовизуальными произведениями. Рассматривая особенности аудиовизуальных произведений как объектов авторского права можно сказать, что они имеют достаточно сложный характер. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на них.
Annotation.
At present, the sphere of studying cinematographic art, whose objects in copyright are called audiovisual works, is becoming particularly relevant. Considering the features of audiovisual works as objects of copyright, we can say that they are quite complex. According to the Russian legislation, audiovisual works are given a special place in connection with a variety of nuances concerning both the status of the objects themselves and the copyright regime for them.
Ключевые слова: аудиовизуальные произведения, авторское право, правовой статус, кинематографическое искусство.
Key words: audiovisual works, copyright, legal status, cinematographic art.
Авторское право - представляет собой один из институтов гражданского права, отношения, регулируемые им, связаны непосредственно с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
Авторское право представляет собой самостоятельный институт, который решает ряд задач:
- охрана имущественных и личных неимущественных прав, а также законных
интересов авторов;
- обеспечение нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы благоприятные условия для создания произведений;
- массовое использование произведений обществом
Авторское право регулирует те отношения, которые возникают в результате производства и распространения результатов интеллектуальной деятельности, вне трудовых процессов. При этом создаваемые произведения неразрывно связаны с авторами, именно поэтому данные права носят исключительный характер. В итоге, данные обстоятельства оказывают значительное влияние на нормативно-правовое регулирование правоотношений, определяя нормы авторского права в достаточно самостоятельное подразделение.
Сегодня авторское право является наиболее актуальной отраслью права, так как регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения, возникают в результате создания произведения автором, у которого в свою очередь возникают авторские права на данное произведение, что будет являться основанием для заключения авторских договоров.
Аудиовизуальное произведение - это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).
Первую особенность данного вида произведений можно характеризовать из определения - творческий замысел авторов направлен сразу на зрительское и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Именно эта черта отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, несмотря на то, что оба объекта авторского права являются сложными.
Следующая особенность касается авторов аудиовизуальных произведений. В соответствии с п. 2. Ст. 1263 ГК РФ законодатель выделяет следующие категории лиц, которые являются авторами аудиовизуальных произведений:
1. Режиссер-постановщик. Здесь можно выделить важную сторону, которая касается разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Можно представить, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
2. Автор сценария - лицо, интеллектуальная деятельность которого направлена на создание определенного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. В
57
настоящее время участились случаи, когда сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сначала получить согласие правообладателя книги на творческую переработку.
3. Композитор - это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Само собой, что соответствующая тема музыки придает фильму новые творческие оттенки. В отношении данной категории лиц закон предусматривает специальное правило, указанное п. 3. Ст. 1263 ГК РФ, которое предусматривает, что у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждения за незаконное использование музыкального произведения при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.
Что касается правового статуса продюсера, то особое внимание следует уделить - лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом. Следует отметить, что зачастую в качестве продюсеров выступают кинокомпании в форме юридических лиц.
Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами, так они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права наряду с правом авторства. Примером может служить, всемирно известная заставка 20thCentury Fox.
В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:
- сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель
- автор сценария);
- литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель - писатель - автор произведения);
- режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель
- режиссер-постановщик);
- музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель - композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
- музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель - композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
- художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель - художник, художник-оформитель);
- художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель - художник);
- исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель - артист-исполнитель);
- иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели - оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).
Рассматривая аудиовизуальные произведения, необходимо подчеркнуть, что ознакомление с некоторыми авторскими произведениями происходит на основе визуального и звукового восприятия творческого результата, но указанное все же не позволяет признать их аудиовизуальными произведениями. Одна из главных черт аудиовизуального произведения, пожалуй, заключается в том, что восприятие данного вида авторских произведений осуществляется исключительно «с помощью соответствующих технических устройств». И если другие разновидности произведений, которые признаются объектами авторского права, могут быть использованы как непосредственно (например, живое исполнение произведения), так и посредством технических средств (сообщение по кабелю записи произведения), то аудиовизуальные произведения могут восприниматься только благодаря специальной технической аппаратуре. Это объясняется тем, что аудиовизуальное произведение существует в форме видеозаписи (магнитной, цифровой и т.п.). Для признания произведения «аудиовизуальными» большее значение имеет форма выражения творческого результата, нежели его содержательная сторона.
Действительно, видеозапись является одной из допускаемых законом объективных форм воплощения результатов творчества, подлежащих признанию в качестве объектов авторского права. В форме видеозаписи могут быть представлены не только аудиовизуальные, но и зафиксированы иные авторские произведения (драматические, музыкально-драматические и др.). Особенность же аудиовизуальных произведений заключена в том, что видеозапись служит единственно возможной формой их существования.
Характеризуя аудиовизуальное произведение, следует указать на еще одну особенность данного объекта авторского права. Аудиовизуальное произведение как «совокупность мыслей, идей, образов» автора получает свое материальное отражение благодаря особым, свойственным кинематографии изобразительно-выразительным средствам. При этом творческий характер приобретает не только содержание. Творческая индивидуальность проявляется в форме произведения.
Цель создателя аудиовизуального произведения состоит не в простой механической фиксации происходящих событий или действий при помощи камеры, а - в реализации творческого замысла посредством присущих кинематографическому искусству приемов. Поэтому запись для аудиовизуального произведения - не средство фиксации творческого результата, а способ выражения образов автора.
Итак, аудиовизуальное произведение - это авторское произведение, предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью специальных технических средств, состоящее из определенного набора, последовательно связанных между собой кадров и изображений с сопровождением звука. Несмотря на сложный характер данного вида объекта интеллектуальной собственности, аудиовизуальное произведение как разновидность авторского произведения представляет собой результат творчества, относящийся к области искусства (главным образом кинематографического искусства).
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. - 22.12.2006;
2. Право интеллектуальной собственности: учебник. С. 137-145.
3. Агаджанян А. Понятие и признаки аудиовизуального произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 8. С. 69-76.
4. Лукьянов Р.Л. Определение правового режима видеозаписи // Информационное право. 2010. № 1. С.
35 - 38.
5. Мазур Е.А. Кинофильм и иные аудиовизуальные произведения как элементы сложного объекта авторских прав // Юридический мир. - М.: Юрист, 2011, № 11. С. 49-51.
6. Орлов Д.М. К вопросу об особенностях правового статуса авторов аудиовизуального произведения // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 19-21.