Авторское право
М.С. Андрианова
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА (КИНЕМАТОГРАФА): ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены этапы развития правовой охраны аудиовизуальных произведений. Проанализирована история мирового и национального законодательства при исследовании развития авторского права на аудиовизуальные произведения. Рассмотрен процесс его становления в контексте одного из основных проявлений аудиовизуального искусства -кинематографа.
Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная деятельность, исключительные права, аудиовизуальное искусство, кинематограф.
Немногим более столетия назад человеку впервые удалось зафиксировать и воспроизвести движущееся изображение. Как и другие великие открытия, кино стало счастливой случайностью, последствия которой затронули практически все сферы общественной жизни. Медицина и космонавтика, автомобилестроение, наука и даже сельское хозяйство используют тем или иным образом для своих целей принципы работы с изображением, впервые предложенные кинематографом. В то же время сам по себе кинематограф, конечной и единственной целью которого выступает получение движущейся картинки, стал уникальным явлением. Всего за несколько первых десятилетий существования он смог утвердиться как первый «индустриальный» вид искусства.
Развиваясь в эпоху невероятного технического прогресса, кинематограф вбирал в себя новые веяния и идеи, создавал новые произведения и целые направления человеческой деятельности. Однако вместе с тем возникла и необходимость правового регулирования его проявлений.
© Андрианова М.С., 2014
К концу XX в. стало очевидным, что привычные рамки кинематографа, сквозь призму которых в цивилистике рассматривались все произведения, связанные с движущимся изображением, тесны. Для объединения всего того, что уже не являлось кино по сути, но было весьма схоже с ним в плане восприятия, требовалась некая новая конструкция. В связи с этим закономерным стало появление в гражданском праве понятия «аудиовизуальное произведение», которое позволило объединить произведения кино, телевидения, видео и иные объекты, основанные на одновременном зрительном и слуховом восприятии. В настоящее время аудиовизуальные произведения занимают особое место среди других объектов, охраняемых авторским правом во всем мире.
Учитывая сравнительную новизну этого комплексного по сути понятия, при исследовании развития авторского права на аудиовизуальные произведения рассмотрим процесс его становления в контексте одного из основных проявлений аудиовизуального искусства - кинематографа.
В настоящей работе на основе анализа исторических, доктри-нальных и законодательных источников будет выделено пять этапов становления правовой охраны аудиовизуального произведения как самостоятельного объекта авторского права. Первый из них естественным образом относится к периоду зарождения кинематографа как такового и начальным вехам его становления.
Первый в истории киносеанс состоялся 28 декабря 1895 г. В этот день было продано всего 35 билетов, однако к концу недели на бульваре Капуцинов уже выстраивались очереди желающих взглянуть на движущиеся картинки братьев Луи и Огюста Люмьер. Проекционный аппарат, при помощи которого картинки демонстрировались, братья назвали кинематографом. Именно с этого момента - первого платного (коммерческого) сеанса, принесшего 33 франка чистой прибыли, - начинается история мирового кино. Как отмечала известный искусствовед Н.А. Агафонова, «братья Люмьер не предвидели триумфального будущего своего детища и рассматривали кинематограф лишь как "живую фотографию" - аттракцион, способный привлекать многочисленных зрителей и приносить существенную прибыль. Однако скоро стало очевидным, что французы открыли путь новому виду искусства»1.
Первые киносъемки, сделанные в разных странах, обладали одной специфической чертой, которую можно условно назвать «однолинейностью». Фильм снимался непрерывно и состоял из одного куска. Поезд приближается к перрону - это фильм. Люди выходят из ворот фабрики - другой фильм. В одной киноленте
действия не сопоставлялись, не противопоставлялись, не переплетались2. Люмьеровские фильмы были очень короткими (15-18 м) и состояли из одного монтажного кадра3. Создавались они, как правило, без сценария, без декораций и без участия актеров.
Хотя эти фильмы еще нельзя рассматривать как полноценные произведения, в них уже можно заметить первые зачатки будущего искусства. Так, знаменитый скетч братьев Люмьер «Политый поливальщик» (фр. «L'Arroseur arrosé», 1895), где маленький мальчик подшучивал над садовником, заставив того направить себе в лицо струю из шланга, уже содержит элементы сюжета и характеров ис-полнителей4. Однако на данном этапе это скорее исключение, чем правило. Кинематограф того времени можно рассматривать лишь как средство фиксации происходящих в действительности явлений и событий.
Указанная особенность кино была характерна для XIX в. и проявлялась даже тогда, когда кинематографисты энергично и очень упрощенно стали осваивать опыт других искусств, создавая экранизации (по сути, просто киносъемку) театральных спектаклей по мотивам популярных литературных произведений5. В поисках сюжетов для фильмов постановщики обращались к наиболее известным произведениям литературы и искусства, что не могло не сказаться на личных интересах их авторов. Авторы литературных произведений, авторские права которых, по их мнению, нарушались производителями кинофильмов, стали обращаться в суды с исками о запрещении демонстрации соответствующих кинофильмов и о возмещении убытков.
Таким образом, появление кино как нового способа использования литературных произведений, с одной стороны, и стремление авторов, издателей, владельцев театров и других зрелищных предприятий законодательным путем обеспечить охрану своих имущественных интересов - с другой, послужили мощным толчком к развитию в западных странах институтов права, связанных с кинематографом. Важно отметить, что изначально аудиовизуальные произведения, существовавшие тогда только в одной форме - кинофильма, не признавались результатом творческой деятельности, новым видом искусства и, следовательно, объектом авторского права. Как указывалось выше, в первые годы своего существования кино только фиксировало явление, но не анализировало его. То обстоятельство, что съемка кинофильма и его демонстрация осуществлялись при помощи технических приспособлений, давало повод некоторым деятелям искусства и права отрицать творческий элемент в создании кинематографических
произведений. Эти взгляды нашли свое отражение в правовой науке и судебной практике того времени6.
Так, в конце XIX в. британское авторское право видело в кинематографе «последовательность фотокадров», а в некоторых случаях признавало драматическим произведением7. Во Франции кинематография в тот же период рассматривалась как механический способ воспроизведения драматического представления или литературного произведения8.
Второй этап развития кинематографа, относимый нами к началу XX в., характеризуется появлением предпосылок для становления кино как самостоятельного вида искусства.
Фотография, некоторые постановочные приемы театра и сама техника киносъемки стали основой для возникновения и развития комбинированных съемок. Основоположником комбинированных съемок по праву считают Жоржа Мельеса. Кроме того, Ж. Мельес сделал открытие важнейшего средства кинематографической образности - монтажа. Снимая развернутые сюжеты с завязкой, развитием действий, кульминацией, он не мог уложиться в один монтажный кадр, как это делали братья Люмьер, и вынужден был собирать повествования из нескольких эпизодов. Это и привело Ж. Мельеса к использованию последовательного монтажа9.
С появлением монтажа кинематограф изменился. Возникла потребность в сценарии, предопределяющем образный строй будущего произведения.
В это же время появляется понятие авторской режиссуры, поскольку автор, создавая кинематографическое произведение, уже не просто фиксирует на пленке реальность, применяя технические средства, но творчески организует то, что появляется перед объективом съемочного аппарата.
Вполне естественно, что именно с появлением авторской режиссуры возникает понятие авторства в кино как правовая категория. Одним из первых судебных решений, признавших это, было решение французского суда по делу доктора Дуайена, описанное в книге Поля-Даниэля Жерара10.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что именно на втором этапе своего становления кино как формальное объединение выразительных средств различных искусств уступает место качественно новому художественному явлению, новому виду искусства. На этом этапе кино как вид искусства находит признание исключительно в правоприменительной практике.
Следующий, третий этап развития киноискусства тесно связан с ускоренным научно-техническим прогрессом первых десятиле-
тий ХХ в. и характеризуется тем, что были проведены большие работы, направленные на усовершенствование процессов съемки, копирования и демонстрации кинокартин. Усовершенствовалась съемочная аппаратура, для проекции стали использоваться специальные кинопроекторы, были созданы аппараты для копирования фильмов, проявочные машины. Для съемки кинофильмов были построены киностудии и создан специальный штат режиссеров, операторов, сценаристов и актеров. Появился вспомогательный персонал: осветители, гримеры, костюмеры и другие специалисты. Развивалась производственная инфраструктура.
Во второй половине 1920-х годов почти одновременно в СССР, США и Германии создаются системы звукового кино. В 1927 г. в Голливуде впервые был снят звуковой фильм («Певец джаза»). С этого времени в кинопостановках стали участвовать композиторы, музыканты, певцы, что не могло не отразиться на правовом регулировании отношений, возникающих в связи с созданием фильма11. Изобретение синхронной звукозаписи по праву можно считать аудиовизуальной революцией.
Таким образом, на этом этапе развития произведения киноискусства принимают синтетический характер, включая в себя разнообразные объекты авторского права. Впоследствии синтетический, комплексный характер произведения кинематографии, а следовательно, и аудиовизуального произведения будет отмечаться многими исследователями.
Важно отметить, что на третьем этапе развития кинематографа кинофильмы становятся источником большой прибыли, что приводит к созданию целой индустрии кино, руководители которой старались обеспечить свои права всеми доступными способами. Кроме того, кинофильмы стали экспортироваться в большом количестве отдельными странами. В результате этого возникла необходимость в международно-правовой защите авторского права на кинематографические произведения и, как следствие, в доработке сложившейся системы международной охраны авторских прав, имевшей в своей основе Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее - Бернская конвенция).
Начиная с разработки первоначального акта в 1886 г. Бернская конвенция в своем развитии прошла ряд последовательных стадий: пять пересмотров (в 1908, 1928, 1948, 1967, 1971 гг.) и три дополнения (в 1896, 1914, 1979 гг.), которые позволили усовершенствовать правовую систему, определяющую отношения между государствами-участниками в этой области. В 1908 г. в ходе Берлинской
конференции Франция (в то время она являлась крупнейшим экспортером фильмов) предложила, чтобы охрана, обеспечиваемая конвенцией, распространялась и на кинематографические произведения. Предложение Франции получило одобрение, и в пересмотренную Бернскую конвенцию была включена статья, устанавливающая охрану кинематографических произведений «в тех случаях, когда автор придает произведению личный и оригинальный характер при помощи средств постановки или сочетаний представляемых эпизодов» (ст. 14.2). Аналогичным образом за авторами литературных, научных и художественных произведений признается исключительное право разрешать воспроизведение и публичное представление своих произведений кинематографическим способом (ст. 14.1)12.
Одновременно с этим в законах об авторском праве, принятых в различных странах в первые два десятилетия XX в., наряду с художественными и литературными произведениями стала предусматриваться также защита кинопроизведения.
Так, по новелле от 22 мая 1910 г. к германскому Закону о художественных произведениях от 9 января 1907 г. авторское право было распространено и на произведения кинематографа. Федеральный закон Соединенных Штатов Америки от 1909 г. предусматривал распространение авторского права на кинокартины, представляемые иным способом, чем фотография. В 1911 г. появился британский закон об авторском праве. Он утверждал охрану произведениям кино13.
Авторское право в отношении произведений кинематографа на территории современной Российской Федерации того времени регулировалось законодательными актами, издававшимися в Российской империи.
Уже в 1911 г. в России был принят первый специальный закон в сфере авторского права, который в то время опережал по существу и по уровню юридической техники акты западноевропейских государств14. Данный закон прямо не упоминал о защите кинематографических произведений. В нем предоставлялась защита лишь фотографическим произведениям. Однако в комментариях к этому закону Я.А. Канторович отмечал, что «продукт творчества, проявляемого в создании кинематографического произведения, не может остаться без защиты, и поэтому за отсутствием в нашем законе прямого постановления приходится восполнять этот пробел толкованием по аналогии»15.
После крушения Российской империи правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами и постановлениями
Совета народных комиссаров (от 26 ноября 1918 г.16, 30 января 1925г.17, 18 мая 1928 г.18). Основная идея этих декретов - национализация децентрализованных кинопредприятий. Издаваемые постановления главным образом касались организационной стороны кинематографа.
Новое законодательство в сфере авторского права на нашей территории появилось в 1925 г. Основы авторского права 1925 г. впервые включили в состав объектов авторского права «кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений» и «киноленты»19. Таким образом, новые законодательные акты определили круг охраняемых объектов в кинематографии.
В дальнейшем законодатель отказался от термина «кинолента» и закрепил авторское право на кинофильм. Законодательство об авторском праве в редакции 1928 г. просуществовало до 1964 г.
Подводя итог исследованию третьего этапа, можно отметить, что приобретенный кинематографом индустриальный характер стимулировал развитие как международного законодательства, так и национальных законодательств стран-кинопроизводителей в направлении скорейшего закрепления кинематографического произведения в качестве самостоятельного объекта авторского права. Вместе с тем развитие технологий позволило приобрести произведениям кино синтетический, аудиовизуальный характер, что стало его значимым отличительным признаком среди иных объектов авторского права.
Переходя к четвертому этапу развития кинематографа, продолжавшемуся с 1929 г. до конца 1940-х годов, отметим, что кинематограф в данное время существенно замедлил свое развитие. Основными причинами этого были Великая депрессия - глобальный экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и закончившийся лишь во второй половине 1930-х годов, который особенно сильно затронул экономики наиболее развитых стран-кинопроизводителей Запада, включая США, Великобританию, Германию и Францию, и последовавшая за ним Вторая мировая война. Этот этап характеризуется отсутствием каких-либо значительных изменений как в технологии кинопроизводства, так и в правовом регулировании киноиндустрии.
Пятый, послевоенный этап развития кинематографа связан с бурным развитием техники и технологии. Появляются цвет в кино, стереокино. В это же время зарождается система телевизионного вещания. С появлением телевидения осуществилась идея передачи изображения на расстояние, а его развитие, в свою очередь, стимулировало становление видеотехники, определив обособленное направ-
ление творчества, построенное на видеосъемке. Внутри телевидения и видео как средств массовой информации складывается феномен телевизионного искусства: создание экранных произведений - телеспектаклей и телефильмов. Основная техническая особенность телевидения, отличающая его от кино, заключается в способности передать аудитории звукозрительный образ события, действия одновременно с этим действием. В результате появляются новые категории произведений, близких к кинематографическим и в то же время находящихся в сфере телевидения и аудиовизуального показа.
Указанный процесс, безусловно, отразился и в международной системе охраны авторских прав. В результате брюссельского пересмотра Бернской конвенции (1948 г.) в перечень охраняемых произведений, содержащийся в ст. 2, включаются «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, полученные способом, аналогичным кинематографии». В стокгольмском же варианте (1967 г.) названной конвенции телевизионные произведения ассимилируются с кинематографическими, если они «выражены способом, аналогичным кинематографии»20.
Таким образом, в 1967 г. была впервые закреплена между народно-правовая охрана авторского права на целый класс произведений, по форме сходных с произведениями кинематографии.
В нашем государстве послевоенный этап в развитии законодательства об авторском праве начинается с принятием закона «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» 1961 г.21 В отдельный раздел данного законодательного акта были включены нормы авторского права. Они содержали общие положения, относящиеся ко всем видам творческой деятельности, в том числе кинематографической. Однако более подробно вопросы, связанные с авторским правом в аудиовизуальной сфере, были отражены в принятых несколько позднее гражданских кодексах союзных республик. В отличие от Основ 1961 г. в них приводился перечень произведений литературы, науки, искусства, на которые распространяется авторское право.
Уже в 70-80-е годы XX в. в законодательстве некоторых стран получает распространение термин «аудиовизуальное произведение», который наряду со всем комплексом кинематографических произведений охватил произведения, определенные в Бернской конвенции (ст. 2.1) как «произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии»22. В США этот термин появляется в Законе об авторском праве 1976 г.23, во Франции - в 1985 г.24
Первый международный акт, в котором дается определение аудиовизуального произведения, был принят в 1989 г. в Женеве.
Дипломатическая конференция, в присутствии делегаций 59 государств - членов ВОИС, 20 апреля 1989 г. приняла Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений. (Действие Договора впоследствии было приостановлено, а в 2000 г. прекращено из-за убыточности учрежденного Регистра аудиовизуальных произведений.) При участии представителей кинематографической киноиндустрии был создан Международный регистр аудиовизуальных произведений. Основные цели этого регистра - повышение степени юридической безопасности сделок, касающихся аудиовизуальных произведений; содействие созданию аудиовизуальных произведений; осуществление международных обменов этими произведениями; содействие борьбе с пиратами.
Отметим, что Российская Федерация также являлась участницей этого договора.
Термин «аудиовизуальное произведение» в гражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик в 1991 г.25 Это был первый кодифицированный акт, содержавший нормы авторского права, в условиях рыночных отношений. Он исключил свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора, расширил круг охраняемых произведений, продлил срок охраны авторского права до 50 лет после смерти автора, впервые ввел охрану так называемых смежных прав и т. п. Основы гражданского законодательства должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., но в связи с распадом СССР, окончательно оформившегося в декабре 1991 г., этого не произошло.
В настоящее время в Российской Федерации общественные отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы, искусства, к которым относятся и аудиовизуальные произведения, регулируются различными нормативными правовыми актами. Среди них ведущее место занимает Конституция РФ как акт, имеющий высшую юридическую силу26. Основным звеном является гражданское законодательство, состоящее из ГК РФ, законов и иных нормативных правовых актов. Наряду с гражданским законодательством отдельные правовые нормы о защите авторского права содержатся в уголовном, административном, процессуальном законодательстве.
В настоящее время Российская Федерация как преемник СССР является членом Всемирной конвенции об авторском праве (редакция 1952 г.27; СССР присоединился к ВКАП с 27 июня 1973 г.), участником Соглашения о сотрудничестве в области охра-
ны авторского права и смежных прав, заключенного странами СНГ 24 сентября 1993 г.28, Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного странами СНГ 6 марта 1998 г.29
Примечания
11
Агафонова Н.А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: Пособие для студентов вузов. Минск: Тесей, 2005. С. 7.
Вайсфельд И.В. Так начиналось искусство кино. М.: Киноцентр, 1988. С. 13. Агафонова Н.А. Указ. соч. С. 9. Вайсфельд И.В. Указ. соч. С. 13.
Дворко Н.И. Профессия режиссер мультимедиа. СПб., 2004. С. 9. Кружалов С.Е. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 16.
Бентли Л. Право интеллектуальной собственности: авторское право. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 139. Кружалов С.Е. Указ. соч. С. 20. Агафонова Н.А. Указ. соч. С. 10.
Gérard P.-D. Les Auteurs de l'oeuvre cinématographique et leurs droits. P.: Libr. gén. de droit et de jurisprudence, 1952. 205 p. Дворко Н.И. Указ. соч. С. 12.
12 Gérard P.-D. Op. cit. P. 41.
13 Кружалов С.Е. Указ. соч. С. 23.
14 Положение об авторском праве от 20 марта 1911 г. // Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб., 1912. С. 138.
15 Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Пг.: Тип. АО «Брокгаузъ -Ефронъ», 1916. С. 295-296.
16 Декрет СНК РСФСР от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 86. Ст. 900.
17 Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1925. № 7. Ст. 67.
18 Постановление ЦИК и СНК СССР от 18 мая 1928 г. «Основы авторского права» // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1928. № 27. Ст. 246.
19 Орлов Б.П. Основные вопросы киноавторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. С. 191.
22
24
20 Липцик Д. Авторское право и смежные права. М.: Ладомир, 2002. С. 564-565.
21 Закон СССР от 8 декабря 1961 г. «Основы гражданского законодательства Союза ССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 50. Ст. 525. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Берн, 9 сентября 1886 г., с изм. от 28.09.1979 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9. С. 3-34
23 Copyright Act of 1976 // LawResearch. § 101.
Law of Author's Rights and on the Rights of Performers, Producers of Phonograms and Videograms and Audiovisual Communication Enterprises (No 85-660, of July 3, 1985). Art. 2.
Основы Гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 г. Документ утратил силу с 1 января 2008 г. на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Конституция РФ 1993 г.
Всемирная конвенция об авторском праве. Женева, 6 сентября 1952 г. // СПС «КонсультантПлюс».
Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. Москва, 24 сентября 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс». О ратификации Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Москва, 6 марта 1998 г. // СПС «КонсультантПлюс».