УДК 347.786 ББК 67.404.3Я73-1
правовой статус авторов
аудиовизуального произведения в российском и международном частном праве
КСЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА ВАСИЛЬЕВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления E-mail: [email protected]; ЕКАТЕРИНА ФЕДОРОВНА МЫШКО, E-mail: [email protected] Научные специальности 12.00.10 - международное право;
европейское право;
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право Рецензент: доктор философских наук, профессор С.Г. Киселев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Определяется правовой статус автора аудиовизуального произведения в международных соглашениях, в том числе, с участием России. Рассматриваются также положения об авторах аудиовизуальных произведений в национальном праве России и отдельных зарубежных стран. Делается вывод об имеющихся проблемах правового регулирования статуса авторов аудиовизуальных произведений.
Ключевые слова: автор, автор сценария, авторское право, аудиовизуальное произведение, движение, исполнение, кадр, кинематограф, композитор, музыка, продюсер, режиссер-постановщик, смежные права, фильм.
Annotation. Considered the legal status of author of audiovisual product in international acts including those with participation of Russia. Also considered provisions on authors of audiovisual products in national law acts of Russia and in some foreign countries. Made conclusion about existing problems of legal regulation of status of authors of audiovisual products.
Keywords: author, writer, copyright, audiovisual work, movement, performance, frame, film, composer, music, producer, production director, related rights, film.
Права на аудиовизуальные произведения признаются охраняемым объектом гражданских прав в законодательстве большинства стран мира. В связи с этим актуальным является вопрос об обладателе подобных прав, которым, по аналогии с иными объектами интеллектуальной собственности, выступает, прежде всего, автор (или авторы).
Определение понятия аудиовизуального произведения в качестве объекта интеллектуальной собственности дано преимущественно национальными нормативно-правовыми актами. Аудиовизуальное произведение признается сложным объектом авторского права, включающим несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)). Такими результатами могут быть как объекты авторского права (например, музыкальные произведения, сопровождающие
кинофильм), так и объекты промышленной собственности (известно, например, что объемные и изобразительные образы героев мультипликационных фильмов нередко регистрируются в качестве товарных знаков). Соответственно, каждая из составляющих частей аудиовизуального произведения может иметь как минимум одного автора.
Сложность аудиовизуального произведения в качестве объекта интеллектуальной собственности признается и международно-правовыми актами, в том числе теми, в которых участвует Российская Федерация. Так, ст. 19 Международной (Римской) конвенции 1961 г. по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (здесь и далее Римская конвенция) подчеркивает сложность аудиовизуального произведения, которое состоит из нескольких результатов интеллектуальной деятельности (в том числе
ф-
фонограмм). Следовательно, вывод о наличии у аудиовизуального произведения нескольких авторов для каждой из составляющих его частей правомерен и в международном частном праве.
В международном частном праве вопрос об унификации признаков отнесения лица к авторам аудиовизуального произведения остается открытым. Пункт 2 «а» ст. 14bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее Бернская конвенция) указывает, что определение лиц, являющихся владельцами авторского права на «кинематографическое произведение» (что является наиболее распространенной формой представления аудиовизуального произведения) сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ВТО (далее Соглашение ТРИПС) устанавливает связь с Бернской конвенцией, иначе говоря, в части определения порядка признания лица автором аудиовизуального произведения отсылает к указанным выше положениям Бернской конвенции (ст. 9 Соглашения ТРИПС).
Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений (Женева, 1989) содержит определение аудиовизуального произведения, однако также не содержит специальных положений о признании лица автором такого произведения, фактически также отсылая к положениям Бернской конвенции1.
Подписанный в 2012 г. Пекинский договор об аудиовизуальных исполнениях содержит указание на лиц, признаваемых исполнителями аудиовизуального произведения (то есть обладателями прав, смежных с авторскими), но не на обладателей авторского права на такие произведения.
Таким образом, практически единственным международно-правовым актом, который устанавливает порядок признания лиц авторами аудиовизуального произведения, остается Бернская конвенция, положения которой отдают этот вопрос в компетенцию национального законодательства стран-участниц.
Тем не менее, Бернская конвенция позволяет определить, может ли лицо, установленное в соответствии с национальным правом страны-участницы как автор аудиовизуального произведения, пользоваться международной охраной своих прав. По Бернской конвенции, охрана прав автора предоставляется следующим лицам:
• лицу, которое является гражданином страны Бернского союза;
• лицу, если оно не является гражданином страны Бернского союза, но впервые (или одновременно - в течение 30 дней) выпустило произведение в свет в одной из данных стран;
• лицу, которое не является гражданином страны Союза, но имеет свое «обычное место жительства» в одной из них.
Иными словами, основными коллизионными привязками, по которым определяется возможность для
автора аудиовизуального произведения пользоваться международно-правовой охраной своих прав, являются привязка к закону страны гражданства лица (lex patriae) и привязка к закону места постоянного проживания лица (lex domicilii).
Рассмотрим на примере права Российской Федерации содержание правового статуса автора аудиовизуального произведения.
Национальное законодательство Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ, авторами аудиовизуального произведения выступают следующие лица:
• режиссер-постановщик;
• автор сценария;
• композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Здесь следует отметить, что в Российской Федерации частное право тяготеет к романо-германской правовой семье, следовательно, как и в странах континентальной Европы (Франции, ФРГ, Италии), под авторами понимаются исключительно физические лица. Проблемой унификации международно-правового статуса автора аудиовизуального произведения является то, что в странах англо-саксонской системы права (Англии, США, Австралии) под обладателем авторского права на аудиовизуальное произведение может рассматриваться любое лицо, принявшее участие в создании произведения, в том числе, юридическое лицо или иное объединение, не имеющее формального статуса юридического лица, но пользующееся его правами (например, партнерство в США)2.
Правовой статус автора аудиовизуального произведения, как и правовой статус любого субъекта частного права, раскрывается в России через три категории - прав, обязанностей и ответственности такого субъекта.
Права автора установлены ст. 1255 ГК РФ и включают в себя две группы прав:
• личные права (права, связанные с личностью автора) - право авторства и право на имя, в том числе на выбор псевдонима;
• имущественные права (права, связанные с произведением) - исключительное право на произведение, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
Основной обязанностью автора при этом выступает необходимость признавать, уважать и соблюдать права других лиц, в том числе других авторов (гл. 69 ГК РФ).
Меры ответственности, наступающие за нарушение прав авторов, преимущественно являются гражданско-правовыми и включают в себя компенсацию потерпевшему автору убытков, в том числе морального вреда, а также меры договорно-правовой ответственности в случае, если нарушение авторских прав
возникло в ходе исполнения гражданско-правового договора.
Тем не менее, в отношении аудиовизуальных произведений можно выделить еще одну проблему, связанную с юридическим статусом обладателей прав на них. Аудиовизуальное произведение, являясь сложным, как уже отмечалось выше, может включать в себя не только объекты авторского права, к которым принято относить произведения литературы, науки и искусства, а также приравненные к произведениям литературы программы для ЭВМ и базы данных. В состав аудиовизуального произведения могут входить, например, средства индивидуализации продукции в виде товарных знаков. По нашему мнению, дальнейшее совершенствование как национального, так и международного законодательства в сфере правовой охраны аудиовизуальных произведений должно проводиться в направлении разграничения видов прав на отдельные составляющие части аудиовизуального произведения, и отделения правовой характеристики автора такого произведения от иных обладателей прав.
Отметим также, что на практике основным обладателем прав на аудиовизуальное произведение как для использования внутри страны, так и для обнародования в международном масштабе, выступает продюсер произведения. Продюсер не является автором аудиовизуального произведения, поскольку его роль в создании произведения сводится к организации создания
произведения. Права продюсера на аудиовизуальные произведения, в соответствии со ст. 1240 ГК РФ, могут быть переданы ему на основании лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права. Представляется целесообразным дальнейшее закрепление подобной нормы и в международно-правовых актах.
Литература
1. «Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 (ред. от 28 сентября 1979 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. Богуславский М.М.Международное частное право. М., 2008.
3. «Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 26 октября 1961 г.) // СПС Консультант Плюс.
4. «Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям» (Подписан в г. Пекине 24 июня 2012 г.) // СПС Консультант Плюс.
1 См.: Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] http://www. wipo.int.
2 См., например: Гражданское и торговое право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Р. А. Курбанов и др.] // Под ред. С.Н. Бабурина, Р.А. Курбанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.