ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Д.М. ОРЛОВ
Составители Полного собрания законов Российской империи отмечали, что, с одной стороны, история государства без познания законов не может иметь ясности и достоверности, а с другой — законы без знания истории часто бывают невразумительными. «Посему, чем благовременнее Законы приводятся в известность, тем источники Истории для современников становятся удобнее, для потомства достовернее»1.
Указанное суждение представляется актуальным и в настоящее время. Именно переосмысление исторического опыта, использование достижений законотворческой деятельности на различных этапах развития государства устанавливают связь времен и приводят к пониманию целостной картины правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.
Авторское право в аудиовизуальной сфере, как справедливо отмечает С.Е. Кружалов, представляет собой сравнительно новый раздел авторского права, который возник в начале XX в.2
Определяя ряд положений, связанных с конкретизацией объектов авторского права, прав авторов и способов их защиты, законы Российской империи сформировали основу для дальнейшего развития гражданского права в указанной сфере несмотря на то, что каких-либо норм, касающихся непосредственно прав авторов аудиовизуального произведения, по объективным исторически обусловленным причинам указанные источники не содержали.
К таким законам можно отнести Закон «Об авторском праве», принятый 20 марта 1911 г. Можно отметить и проект Гражданского уло-
жения Российской империи (из-за Первой мировой войны так и не ставшего законом), являющегося, по мнению некоторых ученых, выдающимся памятником циви-листической мысли России, без ссылок на который не обходится ни одно серьезное исследование в сфере частного права3, который в ст. 1264 определял авторское право следующим образом: «Авторское право, смотря по тому, относится ли произведение к литературе, музыке или художеству, именуется литературного, музыкальною или художественную собственностью»4.
Безусловной заслугой законодателя следует признать регламентацию исключительного права автора на пользование и распоряжение своим произведением; случаев свободного использования произведения, когда третьим лицам предоставлялась возможность в установленных законом пределах заимствовать чужие произведения и пользоваться ими.
Указанные позитивные моменты в последующем оказали влияние на формирование гражданско-правовых норм, регламентирующих правоотношения в сфере авторского права.
Между тем необходимость развития механизма защиты прав авторов именно аудиовизуальных произведений возникла одновременно с появлением кинематографа в России: «быстрое развитие кинематографии как самостоятельной отрасли промышленности послужило причиной образования нового направления в авторском праве, говоря современным языком, авторского права в аудиовизуальной сфере»5.
В начале 1916 г. с согласия императора Николая II Георгий Ша-вельский (протопресвитер русской армии и флота) намеревался осуществить проект национализации
производства и проката фильмов. Однако революция привела к падению самодержавия, под обломками которого был погребен и вопрос о царской киномонополии. Никаких изменений в организацию кинематографа не внесло и Временное правительство6.
Таким образом, в дореволюционной России вопросы, связанные с конкретизацией субъектов гражданско-правовых отношений в аудиовизуальной сфере, а также с охраной их прав, решены не были, и лишь декрет от 9 ноября 1917 г.7, учредивший Государственную комиссию по просвещению, в структуре которой выделялся Отдел искусств, занимавшийся, в частности, вопросами кино, позволил начать деятельность, направленную на регулирование взаимоотношений между обладателями прав на аудиовизуальные произведения и иными лицами.
В дальнейшем вновь сформированный СНК принимает декрет от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», закрепляющий возможность перехода прав на любое произведение к Российской Социалистической Федеративной Советской Республике вне зависимости от желания его автора.
В данном случае автор мог рассчитывать на понесенные им и непокрытые расходы, включая авторский гонорар. В случае смерти автора устанавливались выплаты родственникам умершего автора, не получавшим содержания из другого оставшегося после умершего имущества.
Постепенный переход страны к административно-командной системе управления повлек за собой национализацию сначала киноте-
атров, владельцы которых отказывались включать в ротацию ленты, содержащие агитационные материалы просоветского характера, а впоследствии и остальных кинотеатров.
Логическим завершением национализации стало учреждение декретом от 19 декабря 1922 г. «О преобразовании фото-кино-отде-ла народного комиссариата просвещения в центральное государственное фото-кино-предприятие» Госкино.
Важным шагом, направленным на формирование законодательства, связанного с обеспечением охраны прав авторов аудиовизуального произведения, послужило издание Инструкции Наркомпро-са «О порядке взимания авторского гонорара за киносценарий» от 24 января 1925 г., где впервые на законодательном уровне закрепились понятия экранизаторов-сце-наристов и авторов оригинальных сценариев, ставших прообразом таких современных авторов аудиовизуального произведения, как режиссеры-постановщики и авторы сценария.
30 января 1925 г. СНК при Центральном исполнительном комитете СССР принято Постановление «Об основах авторского права», согласно которому к объектам авторского права, наряду с другими, были отнесены кинематографические сценарии, имевшие свойства самостоятельных произведений, а также киноленты.
Развитие киноиндустрии требовало от органов законодательной власти совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с защитой прав авторов аудиовизуальных произведений.
16 мая 1928 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР были введены в действие Основы авторского права (далее — Основы) в новой редакции8.
Авторское право распространялось на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, т.е. на кинемато-
графичес кие сценарии, киноленты, фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией, а также на музыкальные произведения с текстом или без текста.
Здесь также говорилось о защите авторского права на произведение, составленное трудом двух или нескольких соавторов. В данном случае авторское право принадлежало всем соавторам, а их взаимоотношения в этом случае определялись соглашениями между ними.
Автору неизданного кинематографического произведения принадлежало исключительное право на его публичное исполнение. В том случае, когда неизданное кинематографическое произведение хотя бы однажды было публично исполнено, наркомпросы республик, входящих в состав СССР, обладали правом разрешать дальнейшее публичное их исполнение без согласия автора.
Предпринимая попытку сохранить права авторов, законодатель предусмотрел в подобных случаях необходимость выплаты авторского гонорара, размер и порядок выплаты которого устанавливались законодательством союзных республик.
Вызывает интерес положение Основ, касающееся охраны прав композиторов, согласно которому композиторам разрешалось использовать для своего музыкального произведения тексты, заимствованные из чужого литературного произведения, при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения.
Мы полагаем, что указанным положением закона предпринята попытка защиты прав поэтов-пе-сенников, которым фактически было предоставлено право контролировать использование собственных произведений, запрещая или разрешая их эксплуатацию соответствующим указанием на каждом экземпляре.
На основании Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 16 мая 1928 г. о введении в действие Основ авторского права было издано Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве»9, согласно которому с 1 января 1929 г. регулировались все взаимоотношения по авторскому праву, в частности отношения, вытекающие из издательского и постановочного договоров.
Указанное постановление «Об авторском праве» конкретизировало целый ряд положений Основ авторского права, что имело важное значение как для практики разрешения вытекающих из авторского права споров, так и для последующего становления и развития регламентации прав авторов, в том числе и в аудиовизуальной сфере.
В 1928 г. в авторском праве нашли нормативное закрепление такие понятия, имеющие непосредственное отношение к аудиовизуальной сфере, как кинематографические сценарии, киноленты, кинемато-графическое произведение, а к числу авторов отнесены авторы кинематографического произведения, авторы кинолент и кинематографических сценариев, композиторы.
После появления звукового кино обозначился целый ряд проблем, связанных с преобразованием киноиндустрии, появлением новых субъектов авторских прав в аудиовизуальной сфере: композиторов, музыкантов, певцов, что не могло не отразиться на правовом регулировании соответствующих правоотношений.
Специфика музыкального оформления кинофильмов, выразившаяся в записи музыки непосредственно на киноленте, привела к необходимости регулирования вопросов, связанных с перераспределением вознаграждения авторам кинофильмов, что нашло свое отражение в постановлении Нарком-проса «О порядке взимания и ставках авторского гонорара за публич-
СОсХКХхХЮ
ное исполнение художественных фильмов» от 17 ноября 1932 г.
В указанный период возникли предпосылки регулирования прав режиссеров (авторов монтажных листов), сценаристов (кинодраматургов), композиторов, операторов. Вместе с тем вопрос о том, кто является автором кинематографического произведения, оставался открытым.
Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР по согласованию с Управлением по охране авторских прав Союза советских писателей СССР 22 февраля и 13 мая 1939 г. были утверждены Типовые сценарные договоры для киностудий художественных, научных и учебно-технических фильмов соответственно с авторами сценариев.
Согласно указанным договорам киностудии (именовавшиеся в тексте договора Студии) поручали автору написание сценария фильма, за который с включением права Студии на постановку по нему фильма автору выплачивалось предусмотренное в договоре вознаграждение. Написание сценария должно было полностью соответствовать заявке Студии.
Следующим, значимым для становления правоотношений в сфере гражданско-правовой защиты прав авторов аудиовизуального произведения, можно считать период 60-х годов прошлого столетия, ознаменовавшийся принятием и введением в действие Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства, утверждением Гражданского кодекса РСФСР.
Важные изменения произошли и в регламентации правоотношений в аудиовизуальной сфере. Впервые законодатель установил, что предметом авторского права могут быть сценарии, сценарные планы, кинофильмы, телевизионные фильмы и телевизионные передачи (ст. 475 ГК РСФСР).
Следует отметить, что авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежало
предприятию, осуществившему его съемку. Именно расширенный перечень субъектов авторского права на кинофильм, по нашему мнению, обозначил ряд вопросов, связанных с конкретизацией той части предмета авторского права, в создании которой каждый из создателей принимал непосредственное участие.
Характеризуя период развития законодательства, направленного на защиту прав авторов в аудиовизуальной сфере после присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве10, РВ. Авдонин констатирует, что указанное обстоятельство повлекло сближение внутреннего законодательства Советского Союза с международными нормами авторского права. Однако несмотря на это существенные изменения в законодательстве произошли лишь в начале 90-х годов прошлого века; фактическое сближение советского авторского права с международными принципами охраны авторских и смежных прав состоялось только в Основах гражданского законодательства Союза ССР (далее — Основы), принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., содержавших специальный раздел «Авторское право»11.
Согласно ст. 134 Основ к объектам авторского права, наряду с другими, относятся аудиовизуальные произведения, которыми являются кино-, теле-, видеопроизведения, т.е. на смену понятий кинофильмов и телевизионных фильмов пришло более широкое понятие — аудиовизуальное произведение.
Аудиовизуальное произведение — это слияние произведений и идей (результат творчества большого коллектива авторов), что делает невозможным квалифицировать аудиовизуальное произведение как созданное соавторами. В связи с этим на аудиовизуальное произведение возникает особое авторское право12.
В процессе реализации Закона «Об авторском праве и смеж-
ных правах», принятого 9 июля 1993 г., обозначилась тенденция активизации правотворческой деятельности, направленной на оптимизацию правоотношений в аудиовизуальной сфере, защиту прав авторов аудиовизуальных произведений.
Важной вехой в правовом регулировании правоотношений в аудиовизуальной сфере явилось принятие Государственной Думой Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ.
В данном законе закреплены такие понятия, как «кинематография», «фильм», «кинолетопись», «прокат фильма», «показ фильма», «продюсер фильма», «прокатчик фильма», «демонстратор фильма» и т.д.
5 декабря 1998 г. подписан Указ Президента Российской Федерации № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения», направленный на охрану имущественных прав, в том числе и авторов аудиовизуального произведения.
С момента принятия в 1993 г. Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» все правоотношения, связанные с правами авторов, в том числе и в аудиовизуальной сфере, регламентировались указанным законом и совокупностью целого ряда иных нормативных актов, регулировавших частные вопросы, возникающие в связи с необходимостью реализации и защиты прав авторов.
Сложившаяся ситуация усугублялась необходимостью скорейшего приведения российского законодательства в соответствие с международными требованиями в связи с решением вопроса о вступлении России в ВТО.
В 2006 г. была фактически завершена разработка Гражданского ко-
декса Российской Федерации, начало которой приходится на 1994 г., когда 21 октября Государственной Думой была принята ч. 1 ГК РФ.
Часть 4 ГК РФ, принятая Государственной Думой 24 ноября 2006 г. и одобренная Советом Федерации 8 декабря 2006 г., содержит раздел VII, регламентирующий сферу права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, самостоятельную гл. 70, посвященную авторскому праву.
Помимо общих вопросов указанная глава содержит ст. 1263, где дано понятие аудиовизуального произведения, указаны его субъекты, детализированы права некоторых из них.
С введением в действие 1 января 2008 г. ч. 4 ГК РФ целый ряд ранее
действовавших нормативных актов признаны утратившими силу, в том числе и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Таким образом, поступательное развитие правовой регламентации авторского права в аудиовизуальной сфере получило свое логическое завершение оформлением в отраслевом законодательстве.
1 См.: Полное собрание законов Российской империи. — Т. 1 — С. VII.
2 См.: Кружалов С.Е. Аудиовизуаль-ноепроизведениекакобъектавторско-го права: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2002.
3 См.: Мурзин Д.В. Кодификация Российского гражданского права. Гражданское уложение. Проект. Издательство Института частного права. — Екатерин-
бург, 2003. - С. 25.
4 Там же. - С. 459.
5 Кружалов А.И. Указ. соч. — С. 13.
6http: //www.russiancinema.ru/
template.php?dept_id=15&e_dept_ id=6 &text_element_id=5 5
7 Декреты Советской власти. — М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1957. — Т. 1. - С. 59-62.
8 СЗ РФ. - 1928. - № 27. - Ст. 145.
9 Собр. Уз. РСФСР. - 1928. -№ 132. - Ст. 861.
10 Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1973. - № 24. -Ст. 139.
11 Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в Российском гражданском праве: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2005. - С. 28.
12 Гаврилов. Э.П. Комментарий к Закону «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Экзамен, 2005. — С. 97.
К ВОПРОСУ
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
А. А. ОРЛОВА, кандидат юридических наук, доцент
Анализ практики применения положений уголовно-процессу-ального института реабилитации свидетельствует о необходимости единых концептуальных подходов к определению сущности и содержания реабилитации и выработке эффективных механизмов ее реализации.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Очевидно, что формулировка закона «возмещается государством» является общей и для единообразного решения вопросов, возника-
ющих в каждом случае реализации права на реабилитацию, нуждается в конкретизации.
Из содержания ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме, независимо от вины должностных
лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
По смыслу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Из содержания п. 1 ст. 242-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации усматривается, что обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации