Научная статья на тему 'Возможный круг потерпевших от преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения'

Возможный круг потерпевших от преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авторское право смежные права аудиовизуальное произведение правообладатель потерпевший продюсер лицензионный договор исключительное право / copyright neighboring rights audiovisual work the right holder the victim a producer a license agreement the exclusive right

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсянников Дмитрий Николаевич

Приводится обзор круга лиц, являющихся правообладателями в отношении аудиовизуального произведения и произведений, вошедших в него составными частями. Данный перечень необходим при определении возможного круга потерпевших от преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE TERMS VICTIMS OF CRIMES INFRINGE ON THE COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN AUDIOVISUAL WORKS

The article provides an overview of the circle of persons who are owners in the audio-visual works and works included in his constituents. Said review is required in determining the possible range of victims of crimes that violate copyright and related rights in audiovisual works.

Текст научной работы на тему «Возможный круг потерпевших от преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 131-134.

УДК 343.13

ВОЗМОЖНЫЙ КРУГ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

POSSIBLE TERMS VICTIMS OF CRIMES INFRINGE ON THE COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN AUDIOVISUAL WORKS

Д. Н. ОВСЯННИКОВ (D. N. OVSYANNIKOV)

Приводится обзор круга лиц, являющихся правообладателями в отношении аудиовизуального произведения и произведений, вошедших в него составными частями. Данный перечень необходим при определении возможного круга потерпевших от преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

Ключевые слова: авторское право; смежные права; аудиовизуальное произведение; правообладатель; потерпевший; продюсер; лицензионный договор; исключительное право.

The article provides an overview of the circle of persons who are owners in the audio-visual works and works included in his constituents. Said review is required in determining the possible range of victims of crimes that violate copyright and related rights in audiovisual works.

Key words: copyright; neighboring rights; audiovisual work; the right holder; the victim; a producer; a license agreement; the exclusive right.

Для квалификации нарушения авторских и смежных прав как преступного необходимо установить факт причинения правообладателю крупного ущерба либо совершения нарушения в крупном или особо крупном размере. Сумма ущерба может складываться из ущерба, причинённого нескольким лицам-правообладателям. Из этого следует, что одной из задач, возникающих в ходе расследования преступлений, посягающих на авторские и смежные права, является определение круга лиц, являющихся потерпевшими от конкретного преступного деяния.

Особенность такого объекта авторских прав, как аудиовизуальные произведения, состоит в их составном характере: готовый объект включает в себя несколько составляющих его объектов, каждый из которых имеет возможность выступать в качестве отдельного, самостоятельного произведения, а также принадлежать сразу нескольким авторам. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, нескольким

правообладателям принадлежит и готовое аудиовизуальное произведение.

В законодательстве советского периода говорилось об авторском праве на кинофильмы и телевизионные фильмы. Авторское право на фильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку фильма, на любительский фильм - его автору или соавторам [1]. Автору сценария, композитору, режиссё-ру-постановщику, главному оператору, ху-дожнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежало авторское право - каждому на своё произведение.

Само понятие аудиовизуального произведения впервые было введено в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 г. № 2211-1 [2]. Ранее законодательство устанавливало правовой режим в отношении авторских прав на кинофильмы и телевизионные фильмы. Таким образом, понятие «аудиовизуальное произведение»

© Овсянников Д. Н., 2014

131

Д. Н. Овсянников

является более широким. В Гражданском кодексе Российской Федерации аудиовизуальное произведение определяется следующим образом:

«Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации» [3].

Итак, потерпевшими от преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения, могут являться следующие лица.

Согласно п. 2 ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве авторов аудиовизуального произведения выступают:

- режиссёр-постановщик,

- автор сценария,

- композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста). Здесь важно отметить, что музыкальное произведение должно быть создано специально для этого аудиовизуального произведения (а не создано ранее с последующим использованием в аудиовизуальном произведении). При этом буквальное толкование п. 1 ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает существование аудиовизуальных произведений, не сопровождаемых звуком (к подобным объектам можно отнести, к примеру, немые фильмы). В последнем случае авторские права у композитора не возникают.

Также Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает права изготовителя аудиовизуального произведения, т. е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), и права автора произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, поло-

женного в основу сценария, и др.), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.). В последнем случае речь идёт о каким-либо образом сохранившимися за авторами исключительными правами на их произведения, когда эти исключительные права не были переданы изготовителю или другим лицам либо не перешли к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом. Остановлюсь подробнее на способах возникновения прав у поименованных лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 1263 Граждан -ского кодекса Российской Федерации права изготовителя аудиовизуального произведения, т. е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная статья относит аудиовизуальное произведение к сложным объектам. Пунктом 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности».

Таким образом, права продюсера и авторов аудиовизуального произведения (а также авторов его частей) соотносятся следующим образом: если продюсер заключит с авторами аудиовизуального произведения договоры об отчуждении прав на указанное произведение, то он становится обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности; если же с указанными авторами будут заключены лицензионные договоры, то исключительное право на произведение останется за авторами.

Возможен вариант, при котором с одними авторами заключаются договоры об отчуждении права, а с другими - лицензионные

132

Возможный круг потерпевших от преступлений, нарушающих авторские и смежные права...

договоры. В таком случае исключительное право на аудиовизуальное произведение частично будет принадлежать продюсеру, а частично авторам, заключившим с продюсером лицензионный договор. В этом случае, согласно п. 2 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно говорить о том, что исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит нескольким лицам совместно.

Необходимо учитывать положение Гражданского кодекса Российской Федерации относительно характера договора между авторами произведения и продюсером. В абз. 2 п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено следующее: «В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон».

Следовательно, если авторы хотят оставить за собой исключительное право на аудиовизуальное произведение, то в заключаемом договоре (в том числе лицензионном) им следует прямо указать, что исключительные права по данному договору не отчуждаются. В противном случае исключительное право будет принадлежать продюсеру. На практике преобладают договоры об отчуждении исключительных прав на аудиовизуальное произведение в полном объёме [4].

Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации в отношении аудио -визуальных произведений предусмотрен следующий круг правообладателей:

- режиссёр-постановщик,

- автор сценария,

- композитор,

- продюсер (при наличии договора, предусматривающего отчуждение исключительных прав в полном объёме, он является единственным правообладателем аудиовизуально -го произведения),

- авторы произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение в качестве его части (указанные лица в предусмотренных законодательством случаях сохраняют за со-

бой исключительное право на свои произведения, так, художник-постановщик мультипликационного фильма может остаться правообладателем в отношении созданного им образа (внешнего вида) персонажа).

Кроме того, ряд авторов в статьях, посвящённых проблеме правонарушений, связанных с фальсификацией, изготовлением и сбытом контрафактной продукции, прямо указывают на широкий круг общественных отношений, которым такие правонарушения причиняют ущерб. Так, Л. Е. Чапкевич в этой связи пишет следующее: «По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд долларов США, Украине - 1,5 млрд долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд долларов США» [5].

Возникает вопрос: если общественная опасность так называемого видеопиратства настолько высока, что законодатель криминализирует указанное правонарушение, то не входят ли в круг потерпевших от преступления, предусмотренного ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, иные лица, помимо обладателей авторских и смежных прав? Анализ состава преступления, а также отнесение его законодателем к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина (фактически же в составе преступления преобладают признаки преступления против собственности) позволяет установить, что ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации защищает права и законные интересы только обладателей авторских и смежных прав, т. е. лиц, указанных в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответственность за преступления в иных сферах жизни общества -от нарушения прав потребителя путём продажи ему недоброкачественной и/или небезопасной продукции до ущерба экономике государства предусмотрена иными нормами уголовного законодательства.

В процессе доказывания при возбуждении и расследовании уголовных дел о нару-

133

Д. Н. Овсянников

шении авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения необходимо установить как круг правообладателей аудиовизуального произведения, так и объём прав, сохранившийся за каждым из них и подвергшийся нарушению со стороны преступника. Этому способствует исследование формы и содержания правоотношений между лицами, принимавшими участие в создании аудиовизуального произведения и выполнявшими работу по организации его создания. 1

1. Гражданский кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 г. № 2211-1. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Гражданский кодекс РФ. - Часть четвёртая. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Силонов И. А. О правовом статусе аудиовизуального произведения, видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы. - URL: http://www.rao.ru/index.php/homepage/104-ob-obshchestve/voprosy-otvety/2195-status-audio-video.

5. Чапкевич Л. Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения // Право и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-23.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.