Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ САНКЦИИ'

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ САНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1764
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА ПРАВА / НОРМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / САНКЦИИ НОРМЫ ПРАВА / АЛЬТЕРНАТИВА / АЛЬТЕРНАТИВА В ПРАВЕ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ САНКЦИИ / БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ САНКЦИИ / ОТНОСИТЕЛЬНО-ОПРЕДЕЛЕННЫЕ САНКЦИИ / АБСОЛЮТНО-ОПРЕДЕЛЕННЫЕ САНКЦИИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RULE OF LAW / RULE OF LEGAL LIABILITY / SANCTIONS LAW / ALTERNATIVE / ALTERNATIVE LAW / ALTERNATIVE SANCTIONS / UNCONTESTED SANCTIONS / RELATIVE TO CERTAIN PENALTIES / ABSOLUTELY CERTAIN PENALTIES / MEASURES OF STATE AND LEGAL IMPACT / MEASURES OF LEGAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев А.В.

Альтернативная санкция как научно-правовая категория является малоизученной. Однако современная правовая действительность выявляет необходимость проведения подобных научных исследований с целью раскрытия сущности альтернативной санкции как части нормы права. Цель настоящей статьи состояла в том, чтобы определить признаки, на основе которых сформулировать авторское определение понятия альтернативной санкции. В статье выявлены общие и отличительные признаки альтернативной санкции с нормой права и с санкцией нормой права. Обозначенные общие признаки позволили сделать вывод о том, что альтернативная санкция является структурным элементом нормы права и разновидностью санкции нормы права. При рассмотрении специфических признаков альтернативной санкции, вытекающих из общих характеристик санкции нормы права и обусловленные значением слова «альтернатива», было рассмотрено понятие альтернативы в праве. Особое внимание было уделено рассмотрению качественных и количественных характеристик альтернативной санкции, позволяющие ученым выделять два уровня альтернативности, которые выражаются посредством относительно-определенных и абсолютно-определенных санкций. Был проведен сравнительный анализ альтернативной санкции и безальтернативной санкции как парных юридических категорий. В качестве парных юридических категорий, характеризующих альтернативные санкции, были обозначены альтернативные наказательные санкции и альтернативные поощрительные санкции. Изложенные в статье теоретические позиции ученых, а также правовой анализ норм действующего законодательства, позволил выделить специфические признаки альтернативной санкции, характеризующие их как самостоятельную научно-правовую категорию. Кроме того, было подчеркнуто, что альтернативные санкции являются санкциями более узкого понятия, чем санкция нормы права, а именно - санкцией юридической ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND SIGNS OF ALTERNATIVE SANCTION

Alternative sanction as a scientific and legal category is poorly studied. However, modern legal reality reveals the need for such scientific research in order to reveal the essence of alternative sanctions as part of the rule of law. The purpose of this article was to determine the features on the basis of which to formulate the author's definition of the concept of alternative sanctions. The article identifies common and distinctive features of alternative sanctions with the rule of law and with the sanction of the rule of law. These General features allowed us to conclude that the alternative sanction is a structural element of the rule of law and a type of sanction of the rule of law. When considering the specific features of an alternative sanction, arising from the General characteristics of the sanction of the law and due to the meaning of the word "alternative", the concept of an alternative in law was considered. Special attention was paid to the qualitative and quantitative characteristics of alternative sanctions, which allow scientists to distinguish two levels of alternatives, which are expressed through relatively-defined and absolutely-defined sanctions. A comparative analysis of alternative sanctions and non-alternative sanctions as paired legal categories was conducted. Alternative punitive sanctions and alternative incentive sanctions were designated as paired legal categories that characterize alternative sanctions. The theoretical positions of scientists outlined in the article, as well as the legal analysis of the current legislation, allowed us to identify specific features of alternative sanctions that characterize them as an independent scientific and legal category. In addition, it was stressed that alternative sanctions are sanctions of a narrower concept than the sanction of the rule of law, namely, the sanction of legal responsibility.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ САНКЦИИ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

УДК: 34.01

ББК: 67.0

Моисеев А.В.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ САНКЦИИ

Moiseev A. V.

CONCEPT AND SIGNS OF ALTERNATIVE SANCTION

Ключевые слова: норма права, норма юридической ответственности, санкции нормы права, альтернатива, альтернатива в праве, альтернативные санкции, безальтернативные санкции, относительно-определенные санкции, абсолютно-определенные санкции, меры государственно-правового воздействия, меры юридической ответственности.

Keywords: rule of law, rule of legal liability, sanctions law, alternative, alternative law, alternative sanctions, uncontested sanctions, relative to certain penalties, absolutely certain penalties, measures of state and legal impact, measures of legal responsibility.

Аннотация: Альтернативная санкция как научно-правовая категория является малоизученной. Однако современная правовая действительность выявляет необходимость проведения подобных научных исследований с целью раскрытия сущности альтернативной санкции как части нормы права. Цель настоящей статьи состояла в том, чтобы определить признаки, на основе которых сформулировать авторское определение понятия альтернативной санкции. В статье выявлены общие и отличительные признаки альтернативной санкции с нормой права и с санкцией нормой права. Обозначенные общие признаки позволили сделать вывод о том, что альтернативная санкция является структурным элементом нормы права и разновидностью санкции нормы права. При рассмотрении специфических признаков альтернативной санкции, вытекающих из общих характеристик санкции нормы права и обусловленные значением слова «альтернатива», было рассмотрено понятие альтернативы в праве. Особое внимание было уделено рассмотрению качественных и количественных характеристик альтернативной санкции, позволяющие ученым выделять два уровня альтернативности, которые выражаются посредством относительно-определенных и абсолютно-определенных санкций. Был проведен сравнительный анализ альтернативной санкции и безальтернативной санкции как парных юридических категорий. В качестве парных юридических категорий, характеризующих альтернативные санкции, были обозначены альтернативные наказательные санкции и альтернативные поощрительные санкции. Изложенные в статье теоретические позиции ученых, а также правовой анализ норм действующего законодательства, позволил выделить специфические признаки альтернативной санкции, характеризующие их как самостоятельную научно-правовую категорию. Кроме того, было подчеркнуто, что альтернативные санкции являются санкциями более узкого понятия, чем санкция нормы права, а именно - санкцией юридической ответственности.

Abstract: Alternative sanction as a scientific and legal category is poorly studied. However, modern legal reality reveals the need for such scientific research in order to reveal the essence of alternative sanctions as part of the rule of law. The purpose of this article was to determine the features on the basis of which to formulate the author's definition of the concept of alternative sanctions. The article identifies common and distinctive features of alternative sanctions with the rule of law and with the sanction of the rule of law. These General features allowed us to conclude that the alternative sanction is a structural element of the rule of law and a type of sanction of the rule of law. When considering the specific features of an alternative sanction, arising from the General

characteristics of the sanction of the law and due to the meaning of the word "alternative", the concept of an alternative in law was considered. Special attention was paid to the qualitative and quantitative characteristics of alternative sanctions, which allow scientists to distinguish two levels of alternatives, which are expressed through relatively-defined and absolutely-defined sanctions. A comparative analysis of alternative sanctions and non-alternative sanctions as paired legal categories was conducted. Alternative punitive sanctions and alternative incentive sanctions were designated as paired legal categories that characterize alternative sanctions. The theoretical positions of scientists outlined in the article, as well as the legal analysis of the current legislation, allowed us to identify specific features of alternative sanctions that characterize them as an independent scientific and legal category. In addition, it was stressed that alternative sanctions are sanctions of a narrower concept than the sanction of the rule of law, namely, the sanction of legal responsibility.

Общепризнанным в доктрине является вопрос о том, что санкция является структурным элементом правовой нормы, частью нормы права, нормы юридической ответственности [12, с. 112].

Альтернативная санкция как разновидность санкции нормы права является малоизученной категорией. По большей части ученые, рассматривая санкции, только лишь вскользь упоминают об альтернативных санкциях.

М.И. Байтин под альтернативной санкцией понимает санкцию, которая позволяет «правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один - наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения» [1, с. 208].

М.Н. Марченко альтернативную санкцию характеризует тем, что она «предоставляет государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения» [17]. Подобный выбор обуславливается конкретными обстоятельствами.

Д.А. Липинский и Е.В. Чуклова дополняют понятие альтернативной санкции еще тем, что каждая их сформулированных в альтернативной санкции нескольких мер принуждения, может применяться самостоятельно за конкретное правонарушение [13, с. 94].

Альтернативные санкции понимают так же как право правоприменительных органов «по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности» [4, с. 159].

А.Ф. Калинин альтернативную санкцию определяет как санкцию, в которой «названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для рассматриваемого дела [5, с. 63]. А.М. Зарецкий подобным же образом формулируя определение альтернативных санкций, дополняет его еще указанием на особенности строения самой санкции, посредством названия или перечисления нескольких видов неблагоприятных последствий через разделительные союзы «или», «либо» [3, с. 135].

Ключевым в приведенных

определениях, является то, что в альтернативной санкции закреплено несколько видов либо мер государственного воздействия, либо мер государственного принуждения, либо видов ответственности или правовых последствий. Разница в содержательной составляющей альтернативных санкций зависит от того, какой смысл вкладывает тот или иной ученый в общее понятие санкции. Но при этом все ученые едины в том, что у правоприменителя есть выбор из нескольких мер выбрать конкретную меру в конкретной ситуации.

В отраслевых науках также наблюдается достаточно поверхностный подход к определению альтернативных санкций. Большее внимание уделяется исследованию альтернативных санкций в уголовном праве. При этом, понятие альтернативной санкции формулируется достаточно упрощенно с указанием на возможность выбора вида меры государственно-правового воздействия,

предусмотренных в конкретной санкции нормы юридической ответственности. Кроме того, некоторые ученые в содержание альтернативной санкции включают также выбор размера и срока меры государственно-правового

воздействия [19, с. 223].

В других отраслях права, несмотря на то, что понятие альтернативных санкций не формулируется, объясняя это тем, что санкциями норм соответствующих законов не предусмотрены альтернативные санкции, под таковыми понимаются не только санкции, предусматривающие две и более мер наказания, но санкции, указывающие на минимальные и максимальные или только максимальные пределы наказания [2, с. 114].

Цель статьи - выявить признаки, на основе которых сформулировать общетеоретические понятие

«альтернативная санкция».

По своей природе альтернативные санкции, являясь разновидностью санкции нормы права, являются структурным элементом нормы права. В связи с чем, альтернативная санкция как научно-правовая категория, по справедливому замечанию ДА. Липинского и А.А. Мусаткиной, имеет признаки, вытекающие из общих свойств нормы права и общие со всеми санкциями норм права [11, с. 57].

Анализ общетеоретических работ, посвященных исследованию норм права, позволяет выделить более двадцати признаков нормы права, в число которых входят такие признаки, как

общеобязательность, системность,

абстрактный, властный, авторитарный и представительно-обязывающий характер, формальная определенность, установление нормы права компетентными органами, обеспечение реализации и гаранти-рованность государством, и др.

Несмотря на то, что в доктрине выделяют множество признаков нормы права, альтернативная санкция, как и любая санкция нормы права, обладает такими общими признаками нормы прав, как направленность на регулирование конкретных общественных отношений,

властность и авторитарность, формальная определенность, устанавливаются и гарантируются государством.

Следует заметить, что одни ученые в качестве одного из признаков нормы права называют системность нормы права [14, с. 299-308], а другие микросистемность [15, с. 61]. Признак системности нормы права отражает, по мнению ученых, как внешнее взаимодействие и взаимообусловленность норм различных институтов и отраслей права, специализацию норм права, так и внутреннюю структуру и взаимодействие структурных элементов отдельной нормы права. Однако, правильнее разделять системность и микросистемность нормы права. Системность нормы права отражает ее внешние связи и взаимодействие с другими правовыми нормами. В то время как микросистемность предполагает взаимосвязь и взаимодействие внутренних структурных элементов нормы права.

Именно признак микросистемности свойственен также и альтернативной санкции. Действительно, Д.А. Липинский и А.А. Мусаткина обращают внимание на то, что подобно норме праве, состоящей из взаимосвязанных и упорядоченных элементов, так и альтернативная санкция состоит из двух и более видов мер государственно-правового воздействия, объединенных определенными системными свойствами [11, с. 53].

Меры государственно-правового воздействия, как содержательная составляющая санкции нормы права и альтернативной санкции, характеризующиеся качественной и количественной характеристикой, микросистемность и их направленность на обеспечение действия диспозиции нормы права - это общие признаки санкции нормы права, которые также свойственны и альтернативной санкции.

Перечисленные признаки альтернативной санкции, вытекающие из общих свойств нормы права и общие для всех видов санкций, лишний раз доказывают, что альтернативная санкция, прежде всего, является структурным элементом нормы права, разновидностью санкции нормы

права, но обладающая специфическими признаками.

Отличительные признаки альтернативной санкции вытекают из общих характеристик санкции нормы права и обусловлены, прежде всего, этимологическим значением слова «альтернатива», которое имеет французские (alterrative) и латинские (alter) корни и означает один из двух. В словарях альтернатива определяется как необхо-димость выбора одного из двух или нескольких возможных решений [18, с. 18].

Альтернатива имеет философское и логическое значение как обусловленный необходимостью выбор между двумя взаимоисключающими возможностями [9, с. 10] или как выбор одного из двух обстоятельств [8, с. 579].

Ряд ученых формулируют понятие альтернативы в правовом значении [3, с. 223; 11, с. 53], анализ которых позволяют выделить следующие ее признаки:

1) выбор является свободным и в то же время обязательным;

2) выбор имеет направленность на достижение конкретной цели с лучшим результатом;

3) предметом выбора - два и более вариантов поведения, обстоятельств, объектов;

4) предмет выбора характеризуется рядом признаков:

- нормативен, т.е. должен быть перечислен в норме права;

- взаимоисключаемы, т.е. выбор одного из предлагаемых исключает выбор другого или остальных;

5) альтернатива в норме праве закрепляется посредством перечисления, указания на определенные границы выбора, его пределы, что характеризует количественную сторону альтернативы (орфографические признаки).

Приведенные признаки альтернативы в праве позволяют сформулировать следующее ее определение:

Альтернатива в праве - это предоставленный законом свободный и обязательный выбор одного или нескольких из перечисленных двух и более в норме права предметов выбора, исключающих

выбор другого или других и направленный на достижение определенной цели с наилучшим результатом.

Итак, исходя из общего определения альтернативы в праве, можно выделить следующие специфические черты альтернативной санкции.

Прежде всего, в альтернативной санкции как санкции нормы права закреплены меры государственно-правового воздействия. Однако в отличие от других санкций нормы права содержательной составляющей альтернативной санкции являются две и более мер государственно-правового воздействия, из которых должна быть выбрана для применения только одна.

Например, если обратиться к одной из статей Особенной части УК РФ, то альтернативной является санкция ч. 1 ст. 159 УК РФ, предусматривающая наказания в виде штрафа, либо обязательных работ, либо исправительных работ, либо ограничение свободы, либо принудительные работы, либо арест, либо лишение свободы. Правоприменителю предоставлено право сделать обязательный выбор среди предлагаемых санкцией данной нормы права вид уголовного наказания.

Однако кроме альтернативности мер наказания, в рассматриваемой санкции уголовной ответственности предусмотрено право выбора срока, размера конкретного вида уголовного наказания. Так, штраф может быть назначен в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Иными словам, штраф может быть назначен в размере пяты тысяч рублей (минимальная сумма штрафа, предусмотренная в ч. 2 ст. 46 УК РФ), шести тысяч, десяти тысяч рублей и т.д. до максимально предусмотренного данной санкцией размера штрафа. Так же и обязательные работы могут быть назначены как на шестьдесят часов (минимальный срок назначения данного вида уголовного наказания обозначен в ч. 2 ст. 49 УК РФ), так и на семьдесят часов и так до максимально установленного рассматриваемой санкции срока - трехсот шестидесяти часов.

Согласно доктрине уголовного права в данном случае речь идет не об альтернативной санкции, а об относительно-определенной санкции, т.е. санкции, которая указывает нижний и верхний предел наказания, либо как в данной норме только лишь верхний предел наказания. При этом правоприменителю предоставлено право выбора срока и размера наказания, также как и самого вида уголовного наказания из предусмотренных альтернатив конкретной санкции нормы юридической ответственности.

В доктрине уголовного права, по мнению большинства ученых, такое право выбора размера и срока наказания квалифицируют как относительно-определенная санкция, которая в отличие от абсолютно-определенной санкции

фиксирует нижний и верхний пределы наказания. В отличие от альтернативной санкции, предусматривающей несколько видов наказания, относительно-

определенная санкция предусматривает только один вид, меру наказания.

Поощрительные санкции также могут предусматривать право выбора не только конкретной меры поощрения, но и ее размера или срока.

К примеру, в ч. 2 ст. 229 ГК РФ предусмотрено вознаграждение лица, нашедшего вещь в размере от 20% стоимости вещи. В соответствующих инструкциях и нормативных актах указываются размеры и пределы денежных премий и вознаграждений, которые, к примеру, в одних случаях не должны превышать 300 000 рублей (Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 г. № 495), в других максимальный размер премии не ограничивается (Приказ Минприроды от 28.11.2008 г. № 316; Приказ Минюста РФ от 20.11.2008 г. № 260), т.е. на усмотрение руководителя, в третьих, посредством указания на максимальный размер премии (Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2005 г. № 135).

В теории права, такие санкции также как и в уголовном праве, называют относительно-определенными, т.е. санкции, в которых мера поощрения четко не обозначена.

Интересно обратить внимание на то, что О.М. Киселева относительно-определенные санкции отличает от альтернативных тем, что первые предусматривают «возможность выбора поощрения в рамках предложенного объема», а во-вторых - «поощрения перечислены через союзы «или», «либо»» [7, с. 126].

Получается, что, по мнению одних ученых, альтернативные санкции предлагают выбор вида меры государственно-правового воздействия, тогда как относительно-определенные - это выбор размера, срока меры государственно-правового воздействия. По мнению же других ученых, альтернативные санкции отличаются от относительно-определенных санкций орфографическим признаком их изложения в норме права.

Однако, не представляется возможным согласиться с М.А. Кауфман в том, что выбор размера и срока наказания является относительно-определенной санкцией,

отражающей неопределенность в уголовном праве, как средство правового регулирования [6, с. 58-62], а выбор вида меры государственно-правового воздействия - это альтернативная санкция, по следующим причинам. Прежде всего, в санкции нормы юридической

ответственности срок и размеры наказания определены посредством указания на нижний и верхний или только верхний пределы, предоставляя тем самым правоприменителю право самому выбрать конкретные размер или срок наказания, не выходя за рамки указанных границ. Если же исходить из рассмотренных выше этимологического значения слова «альтернатива» и понятия альтернативы в праве в целом, то в данном случае речь идет не о чем ином, как об альтернативе в праве. В связи с чем, представляется правильным говорить в подобном случае также об альтернативности в праве. Подобное утверждение можно подтвердить выводом Д.А. Липинского и А.А. Мусаткиной об условности классификации санкций на относительно определенные и абсолютно-определенные, альтернативные и

безальтернативные [11, с. 53-54; 10, с. 74].

Действительно, рассматривая понятие санкции нормы права, можно заметить, что меры юридической ответственности, как содержательная их составляющая характеризуются качественной и

количественной характеристикой.

Качественная характеристика конкретной меры юридической ответственности отражается в правовых последствиях, которые она порождает. Количественная характеристика мер юридической ответственности отражается посредством указания на продолжительность действия и объем мер государственно-правового воздействия. Более того, отдельная санкция, как элемент отдельной нормы юридической ответственности, предусматривает

конкретную или конкретные меры государственно-правового воздействия, которые целостно характеризуются качественно и количественно.

В доктрине санкции, которые устанавливают минимальный и

максимальный пределы наказания именуются относительно-определенными. А санкции, в которых предусмотрен выбор из двух или более видов наказаний или взысканий - это альтернативные санкции [20, с. 23-25].

Если же исходить из приведенных выше определений относительно-определенной и альтернативной санкций, то получается, что диспозиция отдельной нормы права реализуется посредством двух санкций в случае, если в ней предусмотрен выбор вида меры, государственно-правового воздействия и выбор пределов их действия и объема. В первом случае - это альтернативная санкция, а во втором -относительно-определенная санкция.

Однако, санкция как самостоятельный структурный элемент нормы права представляет собой единство качественной и количественной характеристики конкретной меры государственно-правового воздействия. Иначе говоря, правоприменитель, выбирая конкретную меру государственно-правового воздей-ствия, одновременно определяет и пределы ее действия или объем, т.е. действует в рамках одной нормы права, т.е. такой ее составляющей как санкция. При этом

диспозиция отдельной нормы права содержит только одну санкцию, как структурный элемент нормы права, качественная и количественная

характеристики которой не могут существовать друг без друга.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что качественная и количественная характеристика санкции нормы права не являются основанием для разделения ее на альтернативные и относительно-определенные санкции, а являются характеристиками санкции нормы права.

Д.А. Липинский и А.А. Мусаткина в качестве компромиссного решения по вопросу классификации санкций на относительно-определенные и абсолютно-определенные предлагают выделять два уровня альтернативности [11, с. 54]. Если следовать данному предложению ученых, то в альтернативной санкции, также целесообразно выделять два уровня альтернативности:

во-первых, это качественный уровень, характеризующий конкретные виды мер государственно-правового воздействия в альтернативной санкции, предполагающий выбор между, предусмотренными в конкретной санкции, двух и более видов мер государственно-правового воздействия;

во-вторых, это количественный уровень, предоставляющий выбор между, предусмотренными в конкретной санкции, применительно к отдельному виду меры государственно-правового воздействия ее объем или продолжительность действия.

Однако возникает вопрос, в случае если санкция юридической ответственности не предусматривает выбор вида меры государственно-правового воздействия, а только выбор объема, продолжительности действия государственно-правового

воздействия, т.е. альтернативность предусмотрена только на количественном уровне, тогда как на качественном уровне санкция представляет собой не что иное, как безальтернативную санкцию. В таком случае речь следует вести об альтернативной или о безальтернативной санкции? Что является определяющим для альтернативной санкции: качественный или

количественный уровень альтернативности, или оба сразу?

Если исходить из понятия альтернативы в праве, сформулированном выше, определяющим в котором является выбор, то получается, что если в санкции нормы права есть возможность такого выбора, изложенная посредством специальных орфографических приемов, то речь следует вести об альтернативной санкции. Однако, Д.А. Липинский и А.А. Мусаткина предлагают в определении альтернативной санкции второй уровень альтернативности, предполагающий выбор размера или срока государственно-правового воздействия, опустить [11, с. 54]. В связи с чем получается, что определяющим в альтернативной санкции является выбор вида меры государственно-правового воздействия, если такого выбора нет, т.е. в санкции нормы права предусмотрен только один вид меры государственного-правового воздействия, то это безальтернативная санкция.

При этом как в альтернативной, так и в безальтернативной санкции правильно выделять, предлагаемые Д.А. Липинским и А.А. Мусаткиной, два уровня альтернативности [11, с. 54].

В альтернативной санкции

альтернативность первого уровня является обязательно выраженной, в противном случае, повторимся, это безальтернативная санкция, И, наоборот, в безальтернативной санкции отсутствует альтернативность первого уровня, т.е. выбор мер государственно-правового воздействия, т.к. в такой санкции закреплена может быть только одна мера государственно-правового воздействия. При этом, в безальтернативной санкции может присутствовать альтернативность второго уровня, т.е. выбор пределов, размера или срока меры государственно-правового воздействия.

Альтернативность второго уровня не обязательна как для альтернативной, так и для безальтернативной санкции.

Так, если в альтернативной санкции предусмотрен выбор объема или продолжительности действия меры государственно-правового воздействия, то это альтернативная относительно-

определенная санкция. Если же в альтернативной санкции отсутствует возможность выбора объема или продолжительности действия меры государственно-правового воздействия, то речь идет об альтернативной абсолютно-определенной санкции.

То же самое можно сказать и о безальтернативной санкции, в которой объем или продолжительность действия меры государственно-правового воздействия могут быть выражены с помощью альтернативности второго уровня (безальтернативная относительно-определенная санкция), либо без выбора продолжительности действия или объема мер государственно-правового воздействия (безальтернативная абсолютно-

определенная санкция).

Если альтернатива предусмотрена как на качественном, так и на количественном уровне, то альтернативную санкцию можно охарактеризовать как санкция с двумя уровнями альтернативности. При этом второй уровень альтернативности выражается посредством относительно-определенной санкции. Абсолютно-определенная санкция характеризует альтернативную санкцию, в которой отсутствует второй уровень альтернативности, т.е. объем или продолжительность действия меры государственно-правового воздействия конкретно указаны в санкции нормы права.

Иными словами, относительно-определенные и абсолютно-определенные санкции выражают количественный уровень альтернативности альтернативной санкции посредством предоставления

правоприменителю право обязательного выбора размера, срока, т.е. пределов или границ мер государственно-правового воздействия, либо отсутствие такого выбора вообще, соответственно.

Таким образом, вторым отличительным признаком альтернативной санкции от других санкций является то, что в ней обязательно присутствует альтернативность первого уровня, которая предполагает возможность выбора между предусмотренными в конкретной санкции нормы права, вида меры государственно-

правового воздействия. Пределы действия или объем мер государственно-правового воздействия в альтернативной санкции могут быть выражены как посредством выбора, т.е. альтернативности второго уровня, так и без такового. При этом, относительно-определенные и абсолютно-определенные санкции являются

количественными характеристиками

альтернативной санкции. В результате получается, что альтернативность второго уровня, т.е. возможность выбора пределов действия и объема мер государственно-правового воздействия, не является определяющим для альтернативной санкции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные особенности

качественных и количественных

характеристик мер государственно-правового воздействия, позволяют также выделить и такой специфический признак альтернативной санкции, как парность, который отражает «объективное единство и взаимодействие двух противоположных явлений, тенденций, свойств права и правового регулирования» [16, с. 30-31].

Парность альтернативной санкции проявляется в ее количественных и качественных характеристиках.

Прежде всего, парность

альтернативной санкции отражает ее объективное единство и взаимодействие с безальтернативной санкцией как

противоположной ей категории. Парность указанных категорий проявляется на первом уровне альтернативности, т.е. предоставляя (альтернативная санкция) выбор видов мер государственно-правового воздействия, тогда как в безальтернативной санкции такого выбора нет.

Анализ качественной характеристики мер государственно-правового воздействия альтернативной санкции, также позволяет выделить парность наказаний и поощрений как мер государственно-правового воздействия, являющихся содержательными составляющими альтернативной санкции. В этом случае парными юридическими категориями являются альтернативная наказательная санкция и альтернативная поощрительная санкция, имеющие как общие, так и противоположные признаки.

Кроме того, альтернативные наказательные и поощрительные санкции, будучи парными юридическими категориями

характеризуются взаимным переходом от одной санкции к другой. К примеру, в уголовном праве альтернативные наказательные санкции переходят в поощрительные в случае правомерного поведения виновного после совершенного им преступления (см., например, примечания к статьям 110.2, 126, 127.1, 178 (примечание 3) и др. статьи УК РФ), т.е. виновное лицо освобождается от уголовной ответственности. Взаимный переход наказательных и поощрительных санкций также проявляется в трудовом, уголовно-исполнительном и других отраслях права, т.е. когда исполнение какой-либо обязанности обеспечивается системой наказательных и поощрительных санкций. В случае добросовестного исполнения в отношении субъекта применяются меры поощрения, а в случае недобросовестного или виновного поведения - меры негативного государственно-правового воздействия. Однако в альтернативных санкциях взаимный переход

поощрительных и наказательных мер государственно-правового воздействия возможен не только посредством обеспечения диспозиции нормы права двумя разновидностями санкций

(поощрительных и наказательных), но и возможностью выбора между данными мерами (поощрительными и

наказательными).

Таким образом, альтернативной санкции присущи следующие отличительные признаки:

1) качественная характеристика мер государственно-правового воздействия в альтернативной санкции заключается в возможности выбора между двумя или несколькими видами мер государственно-правового воздействия;

2) количественная характеристика мер государственно-правового воздействия в альтернативной санкции выражается посредством относительно-определенных или абсолютно-определенных санкций;

3) парность альтернативной санкции с безальтернативными санкциями на количественном уровне альтернативности.

Кроме того, качественная

характеристика мер государственно-правового воздействия, позволяет выделить, свойственный отдельным видам

альтернативных санкций такой признак, как парность мер наказания и поощрения, который может проявляться двумя способами:

во-первых, посредством обеспечения диспозиции нормы права двумя разновидностями санкций (поощрительных и наказательных);

во-вторых, возможностью предоставления правоприменителю выбора между поощрительными и наказательными мерами государственно-правового воздействия.

Рассмотренные признаки позволяют сформулировать общетеоретическое

определение альтернативных санкций, в котором необходимо учесть, что понятие правовой санкции является общим понятием для санкции, включающей меры негативной и позитивной юридической ответственности.

Таким образом, альтернативные санкции - это структурный элемент нормы права, обеспечиваемый и защищаемый авторитетом государственной власти, предоставляющий правоприменителю право свободного и обязательного выбора конкретной меры государственно-правового воздействия среди двух или более, перечисленных в данной норме, продолжительность действия и объем которых выражаются посредством относительно-определенных или

абсолютно-определенных санкций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байтин, М.И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. 416 с.

2. Ваградян, А.Г. К вопросу о понятии бюджетно-правовых санкций // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 7. С. 114-117.

3. Зарецкий, А.М. Теория государства и права / Под ред. Ф.И. Долгих. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. 240 с.

4. Казаков, В.Н. Теория государства и права. М.: Издательство РААН, 2015. 362 с.

5. Калинин, А.Ф. Общая теория права. Чита: Читинский ГУ, 2008. 230 с.

6. Кауфман, М.А. Нормативная неопределенность в уголовном законодательстве // Журнал российского права. 2009. № 10. С. 58 - 62.

7. Киселева, О.М. Виды поощрительных санкций // Поощрительные санкции в праве: общетеоретический и отраслевой аспекты: монография / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2016. 400 с.

8. Кондаков, Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 721 с.

9. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. 154 с.

10. Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А. Альтернативные санкции в механизме дифференциации и индивидуализации юридической ответственности: некоторые итоги исследования и перспективы проекта // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 71-79.

11. Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А. К вопросу о понятии и видах альтернативных санкций // Юридическая мысль. 2017. № 3 (101). С. 48-59.

12. Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: Монография. Самара, 2011. 178 с.

13. Липинский, Д.А., Чуклова, Е.В. Процессуальная ответственность: монография. М.: Юрлитнформ, 2013. 184 с.

14. Лисанов, И.С. Системность правовых норм // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. № 6. С. 299-308.

15. Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учеб. пособие. М.: Велби; Проспект, 2008. 118 с.

16. Малько, А.В., Нырков, В.В. Парные категории общей теории права: методологические основания и перспективы разработки // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 30-31.

17. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 640 с.

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. 640 с.

19. Ссорин, С.С. Альтернативы в уголовном праве: понятие и виды // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 1. С. 214-223.

20. Шуба, Е.К. Понятие и виды санкций в уголовном праве Российской Федерации // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 2. С. 23-25.

Получено: 18.09.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.