ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УДК 342.9
Журавлева Александра Вячеславовна Уральский государственный экономический университет Институт государственного, муниципального управления и права
Россия, Екатеринбург Sasha [email protected] Задорина Мария Андреевна Уральский государственный экономический университет Кафедра конституционного и международного права
Россия, Екатеринбург Zadorina [email protected] Zhuravleva Aleksandra Ural State University of Economics Institute of State, Municipal Management and Law
Russia, Ekaterinburg Zadorina Mariia Ural State University of Economics Department of Constitutional and International Law
Russia, Ekaterinburg
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Аннотация: статья посвящена исследованию сущности одного из методов государственного управления - административному принуждению. Особое внимание уделяется изучению специфических особенностей этого вида государственного принуждения. Предлагается уточненное определение понятия «административное принуждение».
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции
Ключевые слова: правовое воздействие, государственное управление, государственное принуждение, административное принуждение, органы
власти.
THE CONCEPT AND SIGNS OF ADMINISTRATIVE COERCION Annotation: the article is devoted to the study of the essence of one of the methods of public administration - administrative coercion. Special attention is paid to the study of the specific features of this type of state coercion. A refined definition of the concept of «administrative coercion» is proposed.
Key words: legal impact, public administration, state coercion, administrative coercion, authorities.
Государство как особая форма организации со своими функциями и признаками, созданная обществом, существует для того, чтобы эффективно удовлетворять основные потребности общества, ставить перед ним цели и регулировать общественные отношения в целом при помощи различных методов и средств. Главным из них является право, через которое власть осуществляет свою волю, провозглашает основные принципы, при помощи которых строится иерархичность и вариативность нормативных правовых актов. Благодаря им государство охраняет и контролирует граждан при помощи различных мер исполнительно-правового характера, необходимых для стабильного функционирования общества. Одной из таких мер является принуждение, которое используется в различных отраслях права, как материальных, так и процессуальных для того, чтобы оперативно реагировать на противоправные деяния или иметь возможность предотвращения таких действий. В частности, такая форма принуждения реализуется в административных правоотношениях.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
В свою очередь, принуждение как способ государственного регулирования в административной отрасли обладает отличительными особенностями как со стороны материального закрепления и применения норм, так и с процессуальной стороны (при реализации права его функции охраны и контроля над обществом отличны от других правовых институтов властного давления). Анализ мер административного принуждения необходим для точного определения и квалификации тех или иных противоправных действий граждан и организаций, которые требуют соответствующей реакции со стороны государства.
Государственные методы контроля различных сфер жизни общества дифференцированы и разграничиваются по соответствующим областям общественных отношений, урегулированных правом. Существующие способы охраны со стороны публичной власти базируются на соответствующих федеральных актах, в том числе по вопросам административного принуждения.
Административное принуждение, непосредственно закрепленное в нормативных документах на федеральном уровне, являются составной частью правовых институтов, регламентирующих вопросы управления и государственного воздействия. Конституция Российской Федерации составляет основу правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, которые гарантируются государством [4]. Ограничение прав и свобод человека должно иметь обоснованные обстоятельства. В случае применения мер административного воздействия ограничение основных прав и свобод должно проводиться в установленных законом рамках.
Административное принуждение как отдельный вид государственного принуждения осуществляется уполномоченными органами государственной власти, должностными лицами, исполняющими управленческие функции. Меры, полномочия лиц регламентированы федеральным законодательством. Однако в законодательной базе нет легального определения понятия такого
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
способа воздействия на субъектов со стороны исполнительных органов. Отсутствие государственной трактовки административного принуждения не обозначает четких границ и специфику применения этих мер.
В связи с этим в научной литературе существуют разные подходы к пониманию административного принуждения как вида государственного принуждения. В частности, Д. Н. Бахрах отмечал, что сущность административного принуждения заключается в «применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями» [1, с. 517]. Аналогичной точки зрения придерживаются Д. А. Газизов, Ф. П. Дремов [3, с. 17], С. Н. Чернов, Е. Ю. Тихалева [6, с. 29-30]. П. Н. Сафоненков обращает внимание на то, что административное принуждение является одним из методов государственного управления, использование которого направлено на «обеспечение выполнения юридических обязанностей лицами, совершившими противоправные действия, или при возникновения обстоятельств, угрожающих охраняемым правом общественным отношениям» [5, с. 497].
Специфической особенностью административного принуждения выступает основание для применения таких мер. Это правонарушения, иные действия лиц, затрагивающие права и свободы человека, безопасность личности в демократическом обществе, общественный порядок, содержащие в себе признаки административной ответственности.
Конкретные меры административного принуждения применяются в зависимости от характера посягательства на охраняемые законом общественные отношения. Осуществлять определенные меры воздействия компетентны уполномоченные органы исполнительной власти, а также лица, исполняющие обязанности представителя закона. Полномочия публичных субъектов устанавливаются федеральным законодательством.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
Меры административного принуждения используются в отношении конкретного субъекта, физического или юридического лица. В зависимости от совершенных действий лиц, органы власти в соответствии с законом правомочны применять предупредительные и иные способы воздействия на личность в целях недопущения дальнейших правонарушений, в том числе и со стороны юридических лиц.
О. А. Иванова к числу специфических признаков административного принуждения относит: правовой характер; ограниченный круг субъектов, его осуществляющих; преимущественно внесудебный порядок применения; отсутствие связи с отношениями служебной подчиненности; оперативность применения; возможность применения в отношении как физических, так и юридических лиц; властно-принудительный характер применяемых мер и др. [2, с. 196-197].
Вышеперечисленные признаки позволяют отделить административное принуждение от остальных форм государственного воздействия. Исходя из этого, можно выделить и обозначить целый ряд методов публичного оказания давления, которое также обладает целой совокупность особенностей, по сравнению с другими способами властного проявления со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что для гармоничного развития и обеспечения благосостояния всех граждан государство нуждается в действенной системе правовых механизмов и средств, способных предотвратить противоправные действия тех или иных лиц, или нивелировать негативные последствия от этого. В то же время нельзя отрицать и превентивный характер мер принуждения, придаваемых огласке средствами массовой информации для широкой аудитории. Неотвратимость наказания и применения различных мер правового воздействия положительно влияют на поведение субъектов права. Государство имеет множество механизмов
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32
воздействия на общественные отношения, создаваемые для контроля над общественным порядком в условиях демократического построения государственности в современной России. Принуждение, как важный феномен в правоприменительной системе имеет различные виды. Особый вид, обладающий своими отличительными элементами, это административное принуждение, меры которого нормативно обозначены законодателем, а сущность и понятие разъясняется в правовых исследованиях научного сообщества. Административное принуждение можно определить как внешнее воздействие органов власти и их должностных лиц, основывающееся на применении административно-правовых норм без судебного воздействия, которые регулируют условия и возникновение последствий, в связи с наступлением негативных мер по отношению к делинквентому лицу с целью пресечь дальнейшее нарушение закона и сохранить устойчивость общественного порядка.
1. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Москва : Норма, 2008. 816 с.
2. Административное право : учебник / под общ. ред. А. С. Телегина. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. 340 с.
3. Газизов Д. А., Дремов Ф. П. К вопросу о понятии административного принуждения, применяемого милицией в сфере предупреждения отдельных видов преступлений // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005. № 8. С. 16-17.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.
Список литературы:
вопросы российской юстиции
5. Сафоненков П. Н. Административное принуждение как вид государственного принуждения // Административное и муниципальное право. 2016. № 6. С. 493-499.
6. Чернов С. Н., Тихалева Е. Ю. К вопросу о понятии административного принуждения, применяемого органами государственной охраны // Вестник науки и образования. 2019. № 23-3 (77). С. 28-31.