ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ 1 2 Чернов С.Н. , Тихалева Е.Ю. Email: [email protected]
1Чернов Сергей Николаевич - слушатель; 2Тихалева Елена Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра истории органов государственной охраны и теории управления, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации,
г. Орёл
Аннотация: обеспечение национальной безопасности является необходимым условием развития любого общества и государства. Для противодействия угрозам безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации сформирована система обеспечения национальной безопасности, представляющая собой совокупность органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализующих государственную политику в сфере национальной безопасности, и находящихся в их распоряжении инструментов, в том числе правовых средств. В настоящей работе рассматриваются подходы к определению понятия административного принуждения; выявляются сущностные характеристики административного принуждения, применяемого органами государственной охраны; делается вывод о понятии административного принуждения как метода деятельности органов государственной охраны. Ключевые слова: государственное принуждение, административное принуждение, признаки административного принуждения, государственная охрана.
TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE COERCION APPLIED BY STATE SECURITY BODIES Chernov S.N.1, Tihaleva E.Yu.2
1Chernov Sergey Nikolaevich - Student;
2Tihaleva Elena Yur'evna - PhD in Laws, Associate Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF STATE SECURITY AND MANAGEMENT THEORY, ACADEMY OF THE FEDERAL SECURITY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION,
OREL
Abstract: еnsuring national security is a necessary condition for the development of any society and state. To counter threats to the security of the individual, society and the state, the Russian Federation has formed a system of national security, which is a set of state and local authorities implementing state policy in the field of national security, and tools at their disposal, including legal means. In the present work approaches to definition of concept of administrative coercion are considered; essential characteristics of the administrative coercion applied by bodies of the state protection are revealed; the conclusion about concept of administrative coercion as a method of activity of bodies of the state protection is drawn.
Keywords: state coercion, administrative coercion, signs of administrative coercion, state protection.
УДК 342.9
В основе осуществления государственной охраны лежит совокупность правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер, предполагающих властное воздействие сотрудников органов государственной охраны на органы государственной власти, организации, общественные объединения и физических лиц.
Закрепление в Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод как высшей ценности, а также возложение на государство обязанности по их признанию, соблюдению и защите повлекло за собой разработку концептуального подхода к решению проблем административного принуждения в области государственной охраны, адекватного современным конституционным реалиям.
Подобный подход, с одной стороны, базируется на использовании административного принуждения только как необходимого средства решения основных задач государственной охраны, а с другой стороны, обеспечивает надежную защищенность объектов государственной охраны и охраняемых объектов от угроз различного характера.
Изучение вопроса о сущности административного принуждения, применяемого органами государственной охраны, представляется логически последовательным начать с рассмотрения терминов более общего порядка - «принуждение» и «государственное принуждение». Понятие «принуждение» используется в русском языке для обозначения действия, которое силой, помимо желания лица побуждает его к чему-либо, заставляет сделать что-либо [7, с. 635].
Принудить человека - значит заставить его выполнить волю другого лица [7, с. 595]. Философской основой принуждения является представление о диалектике свободы и необходимости. С самых общих теоретических позиций свободными можно назвать только те действия лица, которые совершаются в соответствие с его сознанием и волей. Поэтому принуждение можно рассматривать как способ подавления индивидуальной воли лица, устранение его самостоятельности.
Поэтому, характеризуя принуждение, В.К. Бабаев пишет: «Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего» [8, с. 207]. Государственное принуждение наряду с семейным, общественным и религиозным принуждением является одной из разновидностей социального принуждения. Оно реализуется государственными органами и всегда носит правовой характер.
По этой причине многие правоведы используют термины «государственное принуждение» и «правовое принуждение» как синонимы. Вывод о тождественности государственного принуждения и правового принуждения прослеживается еще в трудах И. Канта [5, с. 139-141] и В. Гегеля [4, с. 89].
Опираясь на государственный механизм, государственное принуждение обеспечивает соблюдение всеми субъектами права государственных предписаний. В тех случаях, когда поведение лица (группы лиц) отклоняется от установленных государством стандартов поведения или возникает вероятность наступления неблагоприятных последствий (угроз) для личности, а также обществу для «навязывания» государственной воли применяется государственное принуждение. Термин «государственное принуждение» используется при характеристике многих правовых категорий, к которым, в частности, относятся категории «власть», «государство», «право», «юридическая ответственность». Вместе с тем сложный характер государственного принуждения не позволяет правоведам до настоящего времени прийти к его единому теоретическому понятию. Укажем отдельные распространенные в научном сообществе точки зрения на государственное принуждение.
По мнению С.С. Алексеева, «государственное принуждение, выраженное в праве, - это внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе
государства, на наличии у него «вещественных» орудий власти и направленное на внешнее безусловное (непреклонное) утверждение государственной воли» [1, с. 106].
Б.Т. Базылев отмечает, что «государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение)» [2, с. 40].
В.В. Лазарев и С.В. Липень полагают, что «государственное принуждение - это возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершить определенные действия» [6, с. 403]. При определении перечня видов государственного принуждения исследователи отмечают, что эти виды производны от сложившихся в юридической науке отраслей права и наиболее часто упоминают уголовное, административное, гражданско-правовое, дисциплинарное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное принуждение [8].
На период исполнения служебных обязанностей сотрудники органов государственной охраны наделяются властными полномочиями, т.е. в установленном Федеральным законом «О государственной охране» порядке реализуют распорядительные полномочия в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Таким образом, административное принуждение является одним из важнейших методов осуществления государственной охраны. В советский период отечественной истории административное принуждение в области государственной охраны базировалось на приоритете интересов государства перед интересами личности и зачастую не имело под собой правовой основы.
Так, например, в положении о Комендатуре Московского Кремля, утвержденном приказом НКВД СССР от 20 января 1939 г. указывалось, что «охрана государственной безопасности на территории Кремля организуется по указаниям народного комиссара внутренних дел СССР» [2, с. 178].
Следовательно, административное принуждение характерно для правоотношений в сфере исполнительной власти. Проведенный при подготовке статьи анализ научных изданий, раскрывающих определение понятия административного принуждения, позволяет сделать вывод о наличии в административно-правовой науке хоть и различных толкований данного понятия, но тем не менее отражающих его общую сущность.
В настоящее время понятие административно-правового принуждения в органах государственной охраны можно рассматривать как применение субъектами функциональной власти (сотрудниками органов государственной охраны) установленных нормами административного права принудительных мер, направленных на неукоснительное выполнение гражданами и должностными лицами юридических обязанностей, в связи с совершением противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности объектов государственной охраны или охраняемых объектов.
Список литературы /References
1. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрид. лит., 1971.
2. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985.
3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: ИНФРА-М, 1990.
4. Кант И. Метафизика нравов // Кант Иммануил. Сочинения в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Юрлит, 1965.
5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник. 1999.
7. Словарь современного русского литературного языка. М.: АН СССР, 1961. Т. 11.
8. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // СПС «Консультант Плюс».
9. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрист, 2006.