УДК: 341 ББК: 67.412.2
Иглин А.В.
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СПОРТИВНОГО ПРАВА
Iglin A. V.
CONCEPT AND PRINCIPLES OF THE EUROPEAN SPORTS LAW
Ключевые слова: европейское спортивное право, управление спортом, спортивные организации, принципы спортивной деятельности, регулирование спорта.
Keywords: the European sports law, management of sports, the sports organizations, principles of sports activity, sports regulation.
Аннотация
В современном европейском праве проблемы спорта урегулированы на самом высшем уровне. Евросоюз и Совет Европы активно сотрудничают с международными спортивными организациями, проводят политику профессионального регулирования спортивной деятельности. Формирование европейского спортивного права способствует профессионализации спорта, защите прав субъектов спортивной деятельности, ограждению спорта от злоупотреблений, манипуляций результатами соревнований.
Abstract
In the actual European law problems of sports are settled at the highest level. The European Union and the Council of Europe actively cooperate with the international sports organizations, pursue a policy of professional regulation of sports activity. Formation of the European sports law promotes sports professionalizing, protection of the rights of subjects of sports activity, protection of sports from abusings, manipulations with results of competitions.
В европейских интеграционных объединениях государств регулирование физкуль -турно-спортивной деятельности происходит в актах высшего уровня. Так, все институты Евросоюза давно проявляют интерес к спорту. Его хорошо иллюстрируют предыдущие постановления Европейского Суда1, решения Европейской Комиссии, резолюции Европейского Парламента и политические декларации стран-участниц Евросоюза.
Посредством диалога с Европейским союзом спортивные организации стремятся зафиксировать за спортом право на его специфическую природу и укрепить структуру европейской модели спорта, которая базируется на спортивных федерациях. Наиболее актуальные вопросы, которые призвано регулировать европейское спортивное право, связаны с защитой несовершеннолетних, финансовым «фэйр-плей»2, игрой на тотализаторе и вещанием.
После того как впервые в истории Евросоюза в договор была включена статья о спорте, есть все основания полагать, что интерес Европейского союза в этой сфере будет только расти.
Согласно новой статье 165 Лиссабонского договора, Евросоюз «будет стимулировать решение проблем европейского спорта, учитывая его специфическую природу, его структуру, основанную на добровольном участии, а также его социальные и образовательные функции». С этой целью действия ЕС будут направлены на то, чтобы «развивать европейский спорт, честность и прозрачность европейских спортивных соревнований, сотрудничать с ответственными за спорт организациями, защищать
1 См. например, Решение Суда ЕЭС от 12 апреля 2005 г. по делу С-265/03 «Симутенков против Министерства образования и культуры и Федерации футбола Испании» (источник публикации: http://eulaw.ru/translation/simutenkov).
2 Англ. Fair Play - Честная Игра (прим. автора).
физическое и психическое здоровье спортсменов и спортсменок, особенно молодежи»3.
Данная статья носит побудительный характер, являясь призывом к странам-членам Евросоюза. Все это позволяет надеяться, что в будущем специфической природе спорта, а именно набору характеристик, которые отличают футбол и другие виды спорта от экономической деятельности разного рода, будет уделяться еще больше внимания.
Одной из первых спортивных организаций, обратившейся в Евросоюз с предложением о сотрудничестве, явилась футбольная организация - УЕФА. Кстати, офис УЕФА при Европейском союзе находится в Брюсселе, в центре района, где расположены учреждения Евросоюза. С 2004 года он отвечает за отношения УЕФА с институтами Евросоюза. Представительство опирается на опыт и компетентность всех подразделений УЕФА и служит посредником в переговорах с Европейской ассоциацией игровых видов спорта.
Кроме того, УЕФА является давним и надежным партнером Увеличенного Частичного Соглашения по Спорту, принятого Советом Европы. Соглашение содействует развитию отношений между спортивными организациями и правительствами стран, пропагандируя добросовестное управление спортом.
Совет Европы, в свою очередь, также заинтересован в развитии спорта и его регулировании совместно с государствами-членами. Так, в Рекомендации «О принципах хорошего управления в спорте» 2005 года он определил основные понятия и принципы, которые должны быть включены в комплексную политику в области спорта и хорошего управления4. Хорошее управление в спорте представляет собой сложный комплекс политических мер и неофициальных правил, способствующих честности в управлении основными ценностями спорта, такими как демократичная, этичная, эффективная и подотчетная спортивная деятельность; и что эти меры одинаково применяются как к сфере государственного управления в спорте, так и к неправительственной сфере спорта.
По мнению Кабинета министров Совета Европы, сама природа спорта, основанная на принципах честной игры и равной борьбы, требует, чтобы любой неэтичной практике и поведению в спорте было оказано мощное и эффективное противодействие. Последовательное применение принципов хорошего управления в спорте будет значительным фактором, способствующим истреблению коррупции и других злоупотреблений в спорте, росту популярности спорта и укреплению положения неправительственных спортивных организаций в гражданском обществе, развитию спорта, как средства, способствующего объединению граждан, росту их активности и укреплению здоровья, общественной и национальной интеграции.
Именно неправительственные спортивные организации в Европе представляют собой необходимую основу для развития и долговечности демократического спорта, а также вносят уникальный вклад в создание общества, основанного на принципах верховенства закона, плюралистической демократии и соблюдения прав человека, которые являются руководящими принципами Совета Европы.
В целом, успешное применение спортивными неправительственными организациями эффективной политики хорошего управления в спортивных командах, клубах и иных организациях поможет укрепить их самоуправление и независимость в вопросах спорта, и в дальнейшем будет укреплять их положение относительно органов государственной власти, основанное на взаимном уважении и доверии.
Совет Европы рекомендует государствам-членам:
1) выработать эффективную политику и меры хорошего управления в спорте, включающие в качестве минимальных требования о:
- демократическом устройстве неправительственных спортивных организаций,
3 По материалам сайта: http://ru.uefa.com/uefa/stakeholders/europeanunion
4 Рекомендация № R (2005) 8 Комитета министров Совета Европы «О принципах хорошего управления в спорте» (Принята 20.04.2005 на 924-ом заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс».
основанном на прозрачном и регулярном избирательном процессе, открытом для всех членов;
- профессиональном уровне организации и управления, с соответствующим кодексом этических норм и процедур для разрешения столкновений интересов;
- ответственности и прозрачности при принятии решений и финансовых операциях, в том числе об открытой публикации ежегодных финансовых отчетов, которые должны надлежащим образом проверяться;
- справедливости в вопросах членства, в том числе о равенстве полов и единстве;
2) обеспечить включение данных принципов хорошего управления в спортивную политику и практику на государственном уровне, как в правительственных, так и в неправительственных структурах;
3) использовать эти принципы в качестве основы для установления справедливого сотрудничества между органами государственной власти и спортивным движением;
4) призвать все государственные институты, неправительственные организации и другие группы, имеющие отношение к спорту, разрабатывать, применять, укреплять и поддерживать инициативы, основанные на принципах хорошего управления в спорте;
5) призвать все сферы: неправительственные спортивные организации, группы гражданского общества и добровольные объединения, - к тесному сотрудничеству с государственными органами власти для достижения и претворения в жизнь указанных принципов;
6) создать механизмы контроля над применением принципов хорошего управления в спорте и урегулировать механизмы борьбы с несоответствующим и неэтичным поведением в спорте, включающие, если это необходимо, уголовное преследование.
Таким образом, формируется новое направление европейского права - европейское спортивное право. Его можно определить как систему норм первичного и вторичного права, постановлений судебных органов Евросоюза и Совета Европы, регулирующих спорт как совокупность организационных, охранительных, соревновательных, поощрительных и управленческих мер в отношении европейских спортсменов, участвующих в официальных соревнованиях, а также всех граждан, занимающихся спортом на любительском уровне.
Общими принципами европейского спортивного права являются: демократизм, законность, честность игры и соревнований, открытость, защищенность со стороны европейских организаций, сотрудничество всех участников спортивной деятельности.
Специальными принципами, на которых строится европейское спортивное право, являются: 1) единство структуры европейской модели спорта; 2) добровольность участия в спортивных состязаниях; 3) «честная игра»; 4) честность в управлении основными ценностями спорта; 5) демократичность, этичность, эффективность и подотчетность спортивной деятельности; 6) истребление коррупции и других злоупотреблений в спорте; 7) профессионализм организации и управления в спорте; 8) сочетание международного, европейского, неправительственного и государственного регулирования спорта.
Библиографический список
1. Решение Суда ЕЭС от 12 апреля 2005 г. по делу С-265/03 «Симутенков против Министерства образования и культуры и Федерации футбола Испании» (источник публикации: http://eulaw.ru/translation/simutenkov).
2. http://ru.uefa.com/uefa/stakeholders/europeanunion
3. Рекомендация № R (2005) 8 Комитета министров Совета Европы «О принципах хорошего управления в спорте» (Принята 20.04.2005 на 924-ом заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс».