Научная статья на тему 'Европейский подход к управлению в сфере спорта: ценности, нормы и интересы'

Европейский подход к управлению в сфере спорта: ценности, нормы и интересы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1446
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / политика Европейского союза в сфере спорта / Европейская модель спорта / политика в сфере спорта / ценности Европейского союза / Американская модель спорта / спортивное право ЕС / European Union / European Union’s sports policy / European model of sport / sports policy / European Union’s values / American model of sport / European Union’s sports law

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев Владимир Николаевич, Попова Ирина Максимовна

Трансформации, которые произошли в управлении спортом, в корне изменили его значение в обществе: из простой формы досуга и укрепления здоровья он превратился в сложный, многомиллиардный, хорошо управляемый бизнес. Сочетание социально-культурной и экономической составляющих делает спорт важным инструментом продвижения интересов. Историческое лидерство в развитии спорта дает Европейскому союзу веские основания задавать тон в формировании системы правил его управления, как и во многих других областях. Ведущую роль ЕС в формировании регулятивной основы спорта обеспечивает и размер спортивного рынка в Европе. Разработанная институтами ЕС модель спорта играет важную роль в углублении региональных интеграционных процессов, продвижении европейской модели за пределы региона и в превращении его в драйвер становления глобальной системы управления спортом. Цель данной статьи состоит в выявлении специфики европейской модели управления спортом – за счет каких инструментов и ресурсов Европейский союз утверждает европейские ценности в этой области, что позволяет европейскому подходу быть универсальным и распространяться на другие регионы. Анализ показал, что, внедряя сложившиеся в объединении принципы эффективного управления и ценности в Европейскую модель спорта и распространяя ее на другие страны и регионы, Европейский союз активно продвигает свои интересы. В первую очередь это касается стран ближнего окружения, что закрепляет региональное лидерство ЕС в сфере спорта. Однако разрабатываемые на европейском уровне практики и нормы также активно транслируются и на международный уровень. Спорт, и особенно футбол как самый популярный и экономически наиболее выгодный вид, стал еще одной сферой, в которой европейские практики управления продемонстрировали свою состоятельность и активно применяются на глобальном уровне. Таким образом, распространению Европейской модели спорта способствует «перетекание» права ЕС на организации, в которых он участвует. Модель ЕС популяризируется «мягкой силой», за счет авторитета европейских федераций и лидирующих позиций, которые занимает европейский спортивный рынок. Европейский союз, динамично развивая европейский спорт, превратился в драйвер применения практик управления и на глобальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Model of Sport: Values, Rules and Interests

Recent transformations in the ways that modern sport is managed have fundamentally changed its role in society: previously a simple form of leisure activity and health promotion, sport has become a complex phenomenon and a multibillion dollar business. The combination of sociocultural and economic dimensions makes sport an important tool for the promotion of interests. A leading role in the development of sport throughout history gives the European Union (EU) an advantage in setting the rules for its management, while the size of the sports market in Europe further facilitates the EU’s leading role in developing the regulatory basis in this field. The sports model developed by EU institutions plays an important role in the deepening of regional integration processes, promoting the European model outside the region and also the EU’s transformation into one of the drivers of the development of the global sports management system. The goal of this article is to identify the specificities of the European model of sport, the instruments and resources used by the EU to promote European values in this field and the universal features of the European approach that make it applicable in other regions. The analysis shows that the EU actively promotes its values, norms and interests by entrenching them into the European sport model and then promoting this model to other countries and regions. Practices and norms developed in the European context are being actively transferred to the international level. Sport, and especially football which is the most popular and among the most profitable sports, has become another area in which European management practices demonstrate their consistency and are being actively applied at the global level. The spread of the European sports model is facilitated by the “spillover” of EU law to the organizations and institutions in which it participates. The EU model is promoted through soft power supported by the authority of the European sports federations and the leading position of the European sports market. By elaborating its own sports policy and encouraging its spread to other regions, the European Union is driving the development of sports management practices at the global level.

Текст научной работы на тему «Европейский подход к управлению в сфере спорта: ценности, нормы и интересы»

Европейский подход к управлению в сфере спорта: ценности, нормы и интересы1, 2

В.Н. Зуев, И.М. Попова

Зуев Владимир Николаевич — д.э.н., профессор Института торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 17, стр. 1, каб. 407; E-mail: [email protected]

Попова Ирина Максимовна — аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (аспирантская школа по политическим наукам), младший научный сотрудник Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; E-mail: [email protected]; [email protected]

Трансформации, которые произошли в управлении спортом, в корне изменили его значение в обществе: из простой формы досуга и укрепления здоровья он превратился в сложный, многомиллиардный, хорошо управляемый бизнес. Сочетание социально-культурной и экономической составляющих делает спорт важным инструментом продвижения интересов. Историческое лидерство в развитии спорта дает Европейскому союзу веские основания задавать тон в формировании системы правил его управления, как и во многих других областях. Ведущую роль ЕС в формировании регулятивной основы спорта обеспечивает и размер спортивного рынка в Европе. Разработанная институтами ЕС модель спорта играет важную роль в углублении региональных интеграционных процессов, продвижении европейской модели за пределы региона и в превращении его в драйвер становления глобальной системы управления спортом.

Цель данной статьи состоит в выявлении специфики европейской модели управления спортом — за счет каких инструментов и ресурсов Европейский союз утверждает европейские ценности в этой области, что позволяет европейскому подходу быть универсальным и распространяться на другие регионы.

Анализ показал, что, внедряя сложившиеся в объединении принципы эффективного управления и ценности в Европейскую модель спорта и распространяя ее на другие страны и регионы, Европейский союз активно продвигает свои интересы. В первую очередь это касается стран ближнего окружения, что закрепляет региональное лидерство ЕС в сфере спорта.

Однакоразрабатываемые на европейском уровне практики и нормы также активно транслируются и на международный уровень. Спорт, и особенно футбол как самый популярный и экономически наиболее выгодный вид, стал еще одной сферой, в которой европейские практики управления продемонстрировали свою состоятельность и активно применяются на глобальном уровне.

Таким образом, распространению Европейской модели спорта способствует «перетекание» права ЕС на организации, в которых он участвует. Модель ЕС популяризируется «мягкой силой», за счет авторитета европейских федераций и лидирующих позиций, которые занимает европейский спортивный рынок. Европейский союз, динамично развивая европейский спорт, превратился в драйвер применения практик управления и на глобальном уровне.

Ключевые слова: Европейский союз; политика Европейского союза в сфере спорта; Европейская модель спорта; политика в сфере спорта; ценности Европейского союза; Американская модель спорта; спортивное право ЕС

Для цитирования: Зуев В.Н., Попова И.М. Европейский подход к управлению в сфере спорта: ценности, нормы и интересы // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. С. 51—65. DOI: 10.17323/1996-7845-2018-01-03

1 Статья поступила в редакцию в сентябре 2017 г.

2 Участие В.Н. Зуева в данной работе было поддержано грантом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2018 г.

Введение

В последние несколько десятилетий спорт набирал популярность, привлекая все больше внимания и ресурсов (как денежных, так и человеческих). Трансформации, которые произошли в управлении спортом в это время, в корне изменили его значение в обществе: из простой формы досуга и укрепления здоровья он превратился в сложный, многомиллиардный, хорошо управляемый бизнес. Сочетание социально-культурной и экономической составляющих делают спорт важным инструментом продвижения интересов. Значение спорта как глобального феномена, оказывающего растущее воздействие на поведение масс в разных странах и генерирующего мощные финансовые потоки, предопределяет необходимость его международного регулирования.

Центром развития спорта правомерно считать Европу. И в древние времена — времена зарождения Олимпийских игр, и в настоящее время на этом континенте разрабатывались и внедрялись многие организационные нововведения, которые потом распространялись по всему миру. Историческое лидерство в развитии спорта дает Европейскому союзу веские основания задавать тон в формировании системы правил его управления, как и во многих других областях. Ведущую роль ЕС в формировании регулятивной основы спорта обеспечивает и размер спортивного рынка в Европе. Разработанная институтами ЕС модель спорта играет важную роль в углублении региональных интеграционных процессов, продвижении европейской модели за пределы региона и в превращении его в драйвер становления глобальной системы управления спортом.

Данная область только начала привлекать внимание в академических кругах, поэтому комплексных, серьезных исследований на тему европейского подхода к управлению спортом пока не так много. В настоящий момент самыми основательными фундаментальными попытками объяснить, как связаны между собой футбол и политические и экономические процессы в Европе, стали работа группы немецких ученых Университета Кёльна (Грол, Гутт и Миттаг «Политические аспекты футбола в Европейском союзе») и исследование Мэтью Холта, спонсированное образовательным фондом ФИФА («УЕФА, управление и контроль над клубными соревнованиями в Европейском союзе»). Основной же спектр литературы по данной тематике представлен отдельными статьями, в которых рассматриваются конкретные вопросы.

Доминирующей сферой исследований в области спорта является экономическая теория. Некоторые ученые, такие как Владимир Андрефф [Andreff, 2011], считают исследования в области спорта самым перспективным направлением развития современной сравнительной экономики, которая, по его словам, «слегка потеряла свои позиции после фактического исчезновения командной экономики».

Однако сложная система организации Европейской модели спорта и ориентация на выигрыш, а не на прибыль, привели к тому, что фактически доминирующим направлением в этой области в Европе стала институциональная экономика с ее более гибкими подходами и моделями. Такой подход все чаще применяется для анализа трансферного рынка и поведения на нем клубов, организации крупных спортивных мероприятий, необходимости введения различных ограничений, принимаемых УЕФА и руководствами клубов и лиг важнейших решений, таких как введение принципа "Financial fair play", который должен изменить политику клубов для достижения поставленных ими целей. Главным специалистом в этой области исследований по праву считается Стефан Шимански. В своих работах он, используя различные модели эконо-

мики, математики и эконометрики, анализирует специфические характеристики Европейской модели спорта и находит им теоретическое объяснение.

В последнее время популярность набирают исследования футбола не только как экономического, но и как политического феномена. Начал развиваться пласт исследований в области международных отношений и других политических наук, которые объясняют, почему эта сфера жизни так важна для развития процессов интеграции в Европе. Джереми Уэллс, Вольфрам Манценрайтер, Георг Шпилатер, Юрген Миттаг, Бенджамин Легранд и Роджер Левермор в своих работах объясняют, как футбол влияет на формирование разных форм идентичности и как его можно использовать для усиления или ослабления националистических настроений в обществе. Они также показывают, как можно использовать спорт номер один для углубления различных аспектов процессов европеизации.

Начались исследования различных лоббистских рычагов, которые могут использовать спортивные федерации в условиях многоуровневого управления в Европейском союзе в их борьбе за относительную независимость спорта. Борха Гарсия и Хенк Мей-ер анализировали деятельность спортивного движения в процессе включения эксплицитного упоминания спорта в договорах о функционировании Европейского союза. Ричард Пэриш в своих статьях анализирует отношение различных групп интересов к исключению спорта из европейской правовой системы.

Цель данной статьи состоит в выявлении специфики европейской модели управления спортом — за счет каких инструментов и ресурсов Европейский союз утверждает европейские ценности в этой области, что позволяет европейскому подходу быть универсальным и распространяться на другие регионы.

Характеристика Европейской модели спорта (ЕМС)

Лиссабонский договор о функционировании Европейского союза среди многих инноваций распространил свое действие и на сферу спорта, в общем виде формулируя юридическую базу и основные направления политики в этой области3. Обширная практика совместного управления разными видами спорта в Европе, подкрепленная юридическим фундаментом Лиссабонского договора, послужила формированию общей (для стран ЕС) модели спорта. Ее основные принципы были ранее закреплены в Белой книге спорта и в разработанной Европейской комиссией Европейской модели спорта [Holt, 2006] Заложенные в базовые документы положения о развитии спорта позволяют Европейскому союзу максимально эффективно использовать эту сферу для продвижения своих интересов и укрепления единой европейской идентичности в регионе [Зуев, 2016].

Белая книга спорта была обнародована относительно недавно, 11 июля 2007 г., и стала первой комплексной тщательно проработанной инициативой Еврокомиссии по формированию консолидированной позиции относительно развития спорта в регионе [Hill, 2009]. В нем определяются базовые положения о спорте как новой области совместной политики, формулируются основные направления развития европейского спортивного движения, обозначаются конкретные инструменты реализации политики на практике. Документы касаются основ организации спорта: функционала системы управления и специфики регулирования экономики спорта с учетом его социальной функции.

3 Art. 165 Treaty of Functioning of the European Union.

Положения о «специфических характеристиках спорта» как области политики, сформулированные в Белой книге, стали использоваться для выстраивания системы управления в данной сфере. Особенно активно этот процесс развивался в период после принятия Ниццкой декларации. В Белой книге 2007 г. сформулировано, что конкретно понимается под спецификой такой области как спорт и какие исключения эта концепция позволяет делать из применения общих норм законодательства ЕС к сфере спорта. В целом законодатели исходят из того, что спорт является разновидностью экономической деятельности, которая подпадает под действие европейской системы экономического права. Несмотря на такой общий подход, признается и специфика спорта. Специфичность спорта, согласно Белой книге, проявляется в следующих основных аспектах:

— в проведении отдельных соревнований для мужчин и женщин, необходимости ограничения количества участников, потребности обеспечить непредсказуемость исхода спортивных событий и сохранить конкурентный баланс между командами, принимающими участие в соревновании;

— в независимости и высокой автономности спортивных структур, в большом многообразии спортивных организаций, в пирамидальном принципе проведения соревнований от любительских до профессиональных, в механизме формирования организаций по национальному признаку и наличии только одной федерации для каждого вида спорта [Siekmann, 2010].

В Белой книге сформулировано положение о том, что специфичность спорта должна учитываться в процессе принятия решений Европейским судом и Еврокомиссией. Также постулируется, что принятие судебных решений в данной сфере, как и в других сферах экономики, основывается на принципе прецедента, а каждый новый юридический повод для интерпретации будет рассматриваться отдельно. Таким образом, создание правовых норм для регулирования отношений в этой сфере вполне укладывается в схему развития прецедентного права и может даже не предполагать формулирования дополнительных специальных правовых норм в основополагающих договорах ЕС. Именно по этому пути и стала развиваться система регулирования спорта в ЕС.

На данном этапе доминирующим направлением в управлении сферой спорта является развитие «европейского измерения» (European dimension in sport). Задача укреплять и продвигать именно такой подход ставится в Лиссабонском договоре (ст. 165). Развитие европейского измерения указывается как основная цель и во всех основных документах, опубликованных после принятия нового договора о функционировании ЕС. Европейское измерение концептуально предполагает необходимость учитывать и в равной степени развивать социальную, экономическую, культурную и организационную функции спорта. Кроме того, оно ориентировано вовне и нацелено на продвижение европейских практик управления за пределы ЕС, в первую очередь через Совет Европы.

Официальная позиция ЕС относительно роли, которую играет спорт в процессе развития интеграционного объединения, выражается в определении и закреплении в Белой книге по спорту его пяти основных функций.

1. Образовательная функция. Занятия спортом помогают формировать многосторонне развитую личность, обеспечивая саморазвитие для людей всех возрастов.

2. Функция поддержания здоровья общества. Занятия спортом обеспечивают улучшение здоровья населения, помогают бороться с различными заболеваниями и позволяют сохранять качество жизни всех поколений.

3. Социальная функция. Спорт — идеальная среда, для создания большей социальной включенности и предотвращения нетолерантности, расизма, сексизма, жестокости, употребления алкоголя и наркотических средств. Спорт помогает привлекать на рынок труда разные слои населения.

4. Культурная функция. Спорт способствует лучшей адаптации, помогает усвоить культурные нормы, формирует особый тип идентичности.

5. Рекреационная функция. Спорт является оптимальной и полезной формой досуга для населения [European Commission, 2007].

Интересно, что изначально, при разработке модели, она не задумывалась императивной и должна была носить рекомендательный характер. Всем странам и спортивным ассоциациям предлагалось вносить на обсуждение проекты или поправки для формирования альтернативных моделей. Возможно, основательность предложенного Европейским союзом варианта стала объяснением того, что альтернативные варианты не были представлены к рассмотрению, а европейская модель спорта, разработанная в 1998—1999 гг., укрепилась в качестве доминирующей в Европе и позже была закреплена в Белой книге и Лиссабонском договоре [Garcia, 2007].

Построение системы управления и контроля за развитием спорта проводится на основе базовых принципов устройства Европейской модели спорта, которые охватывают все сферы данного социального феномена. Они и образуют организационную составляющую спорта в Европе [Ibid.].

Первым организационным принципом является пирамидальная, иерархичная структура управления, которая включает четыре уровня:

1. Клубы. Находятся в основании пирамиды, предлагая каждому присоединиться к спортивному движению и стать получателем тех бонусов, которые оно в себе несет. Через этот уровень решается важнейшая задача сделать спорт доступным для всех ("sport for all").

2. Региональные федерации, состоящие из клубов и объединяющие все команды определенного региона или местности.

3. Национальные федерации. Именно они регулируют все процессы, происходящие в определенном виде спорта в конкретной стране: организуют соревнования, решают возникающие проблемы и т.д. Они обладают, по существу, монополистической позицией внутри своей страны, так как являются верховными и единственными органами регулирования конкретного вида спорта. Имеют представительство в общеевропейских руководящих органах.

4. Европейские федерации. Находятся на вершине пирамиды, включают в свой состав национальные федерации. Они фактически определяют правила игры, так как занимают высшую позицию, организуя европейские соревнования. Вторым важным организационным принципом является выбывание или повышение в классе. Пирамидальная структура подразумевает соподчиненность не только уровней регулирования и управления, но и класса соревнований, так как они организованы на всех этажах пирамиды. Футбольный клуб, который успешно играет на региональном уровне, может выйти в чемпионат национального, а затем — европейского масштаба. Это основа системы продвижения в классе (promotion). Однако процесс действует и в обратную сторону: команда, выступающая слабо в национальном первенстве и занимающая последние места, отправляется в более низкий дивизион — система выбывания (relegation). Считается, что благодаря вертикальной мобильности между лигами соревнования становятся более интересными, повышается уровень конкурен-

ции. Отбор в европейские соревнования осуществляется в соответствии с успехами в чемпионатах национального уровня пирамиды [European Commission, 2007].

Третий важный принцип — регулирование продажи прав на трансляции. Европейский союз оставляет за собой право вмешиваться в чисто рыночный, казалось бы, процесс, подчеркивая ту важнейшую социальную функцию, которую несет в себе спорт. Евросоюз стремится обеспечить равный доступ к показу ведущих спортивных событий для всех, поэтому закрепляет оптовую продажу прав на трансляции и ограничивает деятельность частных кабельных и спутниковых компаний, чтобы предотвратить уход спорта на оплачиваемое телевидение и его излишнюю коммерциализацию. Европейская комиссия отмечает три преимущества такой системы продажи прав на трансляции:

1) создание единой точки продажи прав уменьшает транзакционные издержки;

2) повышение узнаваемости соревнований как бренда;

3) создание единого продукта лиги, ориентированного не на отдельные клубы,

а на соревнование в целом [Ibid.].

Основные принципы трансляции спортивных мероприятий закреплены в Директиве о «Телевидении без границ», утвержденной Европейской комиссией. Эта директива является основой аудиовизуальной политики Европейского союза. Она предусматривает свободное перемещение контента и программ, выпущенных на территории Союза, по его территории и требование сохранять определенные квоты эфирного времени для европейского контента на всех телеканалах. Целью этой директивы также является продвижение и защита таких важнейших интересов общества, как культурное разнообразие, защита меньшинств и право на самовыражение [Ibid.].

Динамичное развитие Европейской модели спорта

Формально в области спорта ЕС обладает лишь минимальной поддерживающей компетенцией, которой его наделяет ст. 165 ДФЕС. Однако было бы серьезной ошибкой полагать, что деятельность ЕС ограничивается только координацией и поддержкой в сфере спорта [Parrish, 2003]. При более детальном рассмотрении компетенции ЕС оказываются гораздо глубже и шире. На деятельность спортивных организаций, таких, например, как УЕФА, распространяется вся полнота европейского права в области конкурентной политики, функционирования рынка, а также свободы перемещения граждан [Vermeersch, 2007]. В этих политиках ЕС обладает максимальной исключительной компетенцией. Зависимость УЕФА от решений ЕС продемонстрировало дело Босмана — бельгийского футболиста, который не смог перейти в желаемый клуб из-за правила «3 + 2»4. Начиная с 1995 г., когда суд ЕС вынес решение по этому обращению, все вводимые УЕФА трансферные и другие правила обсуждаются с Комиссией и проходят проверку на соответствие европейскому законодательству. Так было и в другом важном аспекте — внедрении финансового fair play в футболе. На основе анализа применения этой практики можно делать вывод о том, что ЕС является доминирующей стороной в процессе определения правовых и организационных рамок управления спортом в Европе, а автономность спортивных федераций весьма ограничена.

Реализация принципов разработанной модели спорта, продвижение ценностей, которые в нее закладываются, позволяет Европейскому союзу эффективно использовать возможности, которые дает спорт в целом и особенно футбол для создания обще-

4 Case C-415/93 Union Royale Belge des Sociétés de Football Association v Bosman [1995] ECR I-4921

европейской идентичности и широкого распространения европейских норм и регламентов. Ключевым каналом утверждения европейской модели управления является предоставление членства в региональных спортивных организациях странам, не входящим в состав ЕС. Необходимо принять во внимание, что принципы функционирования этих организаций определяются политико-правовым пространством ЕС.

Важнейшей характеристикой Европейской модели спорта, основой ее фундамента являются те ценности, которые она призвана защищать. Продвижение универсальных ценностей входит в дускурс о «европейском измерении в спорте». Акцент на борьбе с такими негативными проявлениями, как гендерное неравенство, расизм, насилие и провозглашение традиционных цивилизационных составляющих европейской идентичности (толерантность, терпимость, равенство возможностей для всех), делают такую модель спорта манифестом лидерства ЕС в утверждении ценностных ориентиров для других стран и регионов, укрепляя его позиции как нормативной силы.

Построение Европейской модели — пирамидальная, четко очерченная иерархичная система управления во всех видах спорта — обеспечивает необходимую и достаточную субординацию и унифицированное исполнение принимаемых решений на всех уровнях пирамиды [Roche, 2004]. Наиболее важные направления политики разрабатываются на уровне европейских спортивных федераций и спускаются вниз по направлениям построенной пирамиды. Отклонение от принятых на общеевропейском уровне правил приводит к дисквалификации той федерации или клуба, которые вышли за пределы выстроенной пирамиды. А так как европейские соревнования являются наиболее престижными и прибыльными, недопущение к участию в них сопряжено с высокими издержками для клубов. Стремление попасть в список участников соревнований обеспечивает добровольное, а не принудительное подчинение существующим правилам [Зуев, 2016].

Решения, принимаемые спортивными ассоциациями на европейском уровне, например в УЕФА, должны соответствовать европейскому законодательству [Parrish, 2008]. Мягкие пожелания и более жесткие предписания, исходящие от Европейского союза и артикулируемые в принимаемых нормах и правилах, адресуются спортивным федерациям, а потом спускаются вниз по всем уровням пирамиды, фактически не подвергаясь изменениям, так как сами ассоциации не допускают произвольного толкования принимаемых европейских норм. В противном случае они столкнутся с мягким давлением со стороны ЕС либо с полноценными санкциями со стороны Комиссии. Издержки для ассоциаций в этом случае будут значительно выше выгод, которые они получают, являясь частью пирамиды. Поэтому они сами заинтересованы в четком исполнении европейских норм в неискаженном виде. Этот принцип реализации Европейской модели спорта позволяет максимально эффективно задействовать формальные, технические и правовые вертикальные процессы интеграции, что составляет нормативно-правовую основу процесса европеизации спорта.

Ярким примером политики в области спорта, разработанной в соответствии с европейскими представлениями о том, как необходимо управлять той или иной сферой общественной жизни, является футбол. Интересным кейсом развития практик международного управления в данной области стало внедрение принципа финансового fair play в футболе. Ключевым пунктом новой системы лицензирования клубов стал критерий безубыточности: с момента вступления правила для клубов вводятся ограничения по уровню расходов таким образом, чтобы они хронически не превышали уровень доходов. Интересно, что такая политика пересекается с политиками финансового оздоровления банков и национальных бюджетов стран ЕС. Финансовый fair play явля-

ется продуктом совместной работы УЕФА и Европейской комиссии и основывается на положениях политики конкуренции, а именно в части регулирования государственной поддержки5. Основными целями введения новой системы допуска клубов до европейских соревнований стали: улучшение финансовых показателей клубов, защита кредиторов, усиление рационального начала и дисциплины в управлении клубными финансами, увеличение надежных долгосрочных инвестиций в будущее футбола и устойчивое развитие европейского футбола в долгосрочном периоде6.

Требование эффективного экономического и финансового развития и соответствия критерию самоокупаемости имеет свои корни в традиционных принципах лучших практик управления (good governance) ЕС [Зуев, 2016]. Распространение таких практик, однако, не ограничивается Европейским союзом, так как в футбольных соревнованиях под эгидой УЕФА принимают участие команды из стран, не входящих в его состав. Поэтому применение принципа финансового fair play закрепляет нормативное лидерство ЕС, способствуя укреплению его позиций в регионе.

Реализация другого принципа Европейской модели спорта — продвижение по классу и выбывание — позволяет связать в общую систему любительский и профессиональный спорт и не допустить полного разделения этих сфер деятельности. Такая связь позволяет активизировать вертикальные интеграционные процессы по направлению «снизу — вверх». Возможность продвижения по классу создает дополнительный стимул для развития любительским клубам и командам. Они же, в свою очередь, включаются в систему принятия решений по регулированию конкретной области спорта и становятся активными участниками процесса [Crolley, Levermore, Pearson, 2002]. Учет интересов любительского спорта становится важным аспектом формирования общей идентичности, так как позволяет реализовать основополагающие принципы функционирования ЕС в целом: grassroots approach (учет интересов низших уровней управления в принятии решений) и solidarity (сплоченность, поддержка слабых и обеспечение равномерного развития).

Важный аспект развития системы регулирования — установление правил централизованной продажи прав на телетрансляции спортивных событий и установление единообразного формата их подачи. Это затрагивает порядок создания единого бренда спортивного соревнования, способствует увеличению его узнаваемости, расширяет доступ к просмотру и посещению матчей. Организация рынка прав на трансляции, являющаяся третьим важным принципом Европейской модели спорта, отвечает потребности создания общеевропейской идентичности и позволяет активизировать развитие как гражданской, так и культурной ее составляющих.

Создание популярного бренда европейских соревнований привлекает зрителей разных стран, в том числе стран, не являющихся членами ЕС [Martin, 2005]. Общность восприятия соревнований является одним из условий дальнейшего сближения, что повышает вероятность консенсуса и выработки единой политики в той или иной области. В процессе распространения единого европейского бренда спортивного соревнования укрепляется культурная составляющая европейской идентичности. Отметим большое влияние и символическое значение крупнейших спортивных соревнований в Европе, таких, например, как ЕВРО и Лига Чемпионов. С учетом важнейшей роли, которую

5 Joint Statement by Vice-President Joaquin Almunia and President Michel Platini on Financial Fair Play, 21.03.2012.

6 UEFA club licensing and Financial fair play regulations. Режим доступа: http://www.uefa.com/Multi-mediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/01/80/54/10/1805410_DOWNLOAD.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

футбол играет в жизни европейцев, эти общеконтинентальные турниры начинают играть роль символов единства, наряду с гимном, флагом и гражданством. Наличие общего соревнования, подобного национальным лигам, подает сигнал о единстве европейского континента. Активное взаимодействие в рамках лиги чемпионов повышает уровень осведомленности о культуре и жизни в других государствах Европейского союза, а также в странах всей Европы. Большое количество матчей и фактически непрерывный характер турниров, таких как Лига чемпионов, широкий уровень их освещения, активно используются для поощрения центростремительных тенденций в Европе.

Важную роль играет универсализация освещения спортивных мероприятий на территории европейских государств. Это позволяет внедрять в формируемое национальными СМИ информационное и ценностное пространство дискурс, который отражает не только индивидуальные интересы национальных государств, но и общие идеи, транслируемые спортивными федерациями [1пШогп, 2010]. Поскольку спортивные федерации, особенно УЕФА, находятся под прямым влиянием ЕС и подпадают под его регулирующую систему, правила освещения событий в спортивных трансляциях становятся каналом распространения европеизированного контента. Это, в свою очередь, формирует положительное восприятие Европы и ЕС как культурного феномена и вносит вклад в развитие европейской идентичности.

Особое значение имеет и организация выездных матчей, в ходе которых болельщики знакомятся с историческим, культурным, спортивным, гастрономическим, экономическим, политическим и иным устройством других государств Европы ^еуегшоге, МИЫагё, 2007], вбирают наиболее привлекательные элементы этих систем, переносят их на свои территории. Такие «рабочие» поездки в страны ЕС приводят к пониманию проблем других стран, преодолению стереотипов, постепенному формированию общего восприятия многих событий, снятию барьеров. По существу, складывается общая система представлений, единая интерпретация ивентов представителями разных государств, что создает фундаментальные предпосылки развития сотрудничества и углубления интеграции. Пересечение границ государств внутри Европы позволяет любителям спорта в полной мере осознать преимущества пространства четырех свобод и единого европейского гражданства, что закрепляет европейские ценности и европейскую идентичность.

Даже переименование чемпионата национальных сборных Европы по футболу в ЕВРО, зарегистрированное как самостоятельный бренд, было проведено намеренно с целью подчеркнуть общность государств еще в одной области. Такой ребрендинг оказался не только удачным маркетинговым ходом, но и имел символическое значение, так как он возвел турнир в ранг общеевропейского праздника, генерирующего центростремительные тенденции в Европе.

Предполагается еще больше укрепить интеграционный импульс проведением ЕВР0-2020, хозяйками которого станут 13 стран, входящих в УЕФА. Отсутствие единого места проведения сделает этот турнир поистине европейским, связав различные уголки большой Европы от Испании до Азербайджана. Возможность посетить сразу несколько европейских спортивных столиц и побывать в различных странах, познакомиться с их культурами и повседневной жизнью внесет положительный вклад в консолидацию континента.

Еще один важный момент развития регулятивной базы, имеющий отношение как к ЕС, так и ко многим другим регионам мира, — соотношение национального и общего регионального компонентов в развитии разных направлений политики. Европейская модель спорта, с одной стороны, разделяет принцип национальной идентичности

в спортивных соревнованиях, а с другой стороны, направлена на всемерное укрепление и развитие компонентов общности. Как это осуществляется, становится понятным на еще одном примере — закреплении принципов клубного футбола в регионе.

Система правил функционирования клубов и построение соревнований приводит к тому, что уже давно тренеры выбираются по своим профессиональным качествам, а не по национальной принадлежности. Состав игроков совершенно интернациональный. Да и сами клубы находят фанатов далеко за пределами своих стран. Лига чемпионов как соревнование клубов является самым престижным футбольным соревнованием в Европе, да и в мире, что демонстрирует статистика просмотров, размеры призовых и обороты финансовых потоков. Для многих клубов и их болельщиков сезон считается успешным, если команда смогла пробиться в еврокубки, и эта задача становится более приоритетной, чем место в национальном чемпионате [Martin, 2005]. Крен интереса в сторону клубного европейского футбола используется Европейским союзом в политике ослабления националистических настроений. Ассоциирование с клубом приводит к созданию новых форм идентичности среди фанатов, отличных от традиционного национализма, поскольку европейский клуб становится не чисто национальным феноменом.

Таким образом, продвигая сложившиеся принципы и ценности вместе с Европейской моделью спорта, Европейский союз активно внедряет и разработанный им механизм управления данной сферой. В первую очередь это касается стран ближнего окружения, что закрепляет региональное лидерство ЕС в сфере спорта.

Трансляция Европейской модели управления спортом на международном уровне

В настоящее время применение Европейской модели спорта выходит за границы региона и становится мощным инструментом проецирования и продвижения европейских норм, ценностей и интересов на глобальном уровне [Levermore, Millward, 2007]. Авторитет европейских спортивных федераций делает их значимыми акторами в определении векторов развития различных сфер все более глобального спорта. Разумеется, европейская модель — не единственная в мире. В дисциплинах, которые получили распространение за пределами Европы, практикуют альтернативные механизмы управления. Так, европейские федерации не являются законодателями мод, например, в крикете. Главной альтернативой является американская модель, которая основывается на совершенно других принципах. Североамериканская спортивная модель направлена, прежде всего, на извлечение максимальной прибыли. Для нее, в отличие от европейской, характерны закрытые лиги, основанные на постоянном членстве, которое обеспечивается покупкой франшизы. Соответственно, в американских соревнованиях нет и системы выбывания и повышения класса, так как отсутствует пирамидальное устройство управления спортивной сферой. Вход в лигу возможен при покупке свободной франшизы. Используется принцип установки потолка зарплат, который ограничивает гонку за спортивными талантами, держа заработные платы на приемлемом уровне. Обмен игроков осуществляется в основном по принципу бартера, покупка игроков за деньги либо ограничена, либо вовсе запрещена. Права на трансляции соревнований принадлежат клубам, которые распоряжаются ими по своему усмотрению.

Американская модель является базисной для управления баскетболом, хоккеем, бейсболом. За пределами США эта модель не получила широкого распространения, которое характерно для европейской модели. Во многих странах применительно к указанным видам спорта она внедряется лишь частично, с учетом местных особенностей.

В целом обе модели (которые скорее являются веберовскими идеальными типами и трансформируются при реальной имплементации их положений) имеют свои сильные стороны и недостатки, проистекающие из социокультурных и институциональных особенностей соответствующих регионов. В США профессиональный спорт рассматривается как сфера бизнеса и управляется исходя из принципа получения максимальной прибыли. При этом любительский спорт является важнейшей составляющей культуры и образа жизни американцев. В Европе же руководствуются принципом максимизации полезности, которая не ограничивается прибылью, и не спешат разделять профессиональный и любительский спорт.

Один из самых популярных видов спорта — футбол — зародился на европейском континенте и стал развиваться как профессиональный спорт именно здесь. Поэтому изначально традиции управления распространялись европейцами и на другие страны. Однако лидерство в установлении правил регулирования не привело к доминированию в развитии спорта и безоговорочному лидерству европейских команд в мире. И это понятно. Не только регулирующая среда определяет успехи в столь специфичной сфере как спорт. Например, латиноамериканские страны успешно имплементи-ровали европейские правила и нормы управления в сфере спорта в целом и в футболе в частности, и стали на равных выступать с европейцами и даже во многом превосходить их. Это обстоятельство можно интерпретировать таким образом, что европейская модель носит во многом универсальный характер, и может давать результаты и служить стимулом к развитию спорта практически в любой международной и национальной среде.

Популярность футбола в Европе и в мире превращает его в особый социальный и политический феномен. Осознание значимости этой игры делало ее инструментом в руках диктаторов для демонстрации превосходства их нации во времена тоталитарных фашистских и коммунистических режимов. В настоящее время футбол используется для продвижения принципов демократии и уважения прав человека и личности. Для Европейского союза сохранение доминирующего положения в определении развития именно этого вида спорта особенно важно.

В странах Европейского союза спорт в целом и футбол в частности стали важнейшими сферами экономики. По некоторым оценкам, они генерируют около 3% производимого ВВП [European Commission, 2016]. Высокий уровень институционализации спорта и развитые механизмы управления, обеспечивающие максимальную прозрачность и защиту интересов всех акторов, повышают конкурентоспособность в этом виде деятельности, что, в свою очередь, продолжает работать на сохранение лидирующих позиций. Европейские клубы постепенно становились самыми богатыми и привлекательными работодателями для спортсменов со всего мира. Поскольку основные таланты стекались в Европу (спортивные, тренерские, управленческие), это придавало позициям европейских федераций еще более значительный вес.

Таким образом, под влиянием и с использованием различных объективных факторов европейские спортивные федерации смогли укрепить позиции значимых акторов глобального управления спортом. Поэтому разрабатываемые на европейском уровне практики и нормы активно и довольно успешно транслируются на международный уровень.

Заключение

Модели организации и нормы регулирования разных видов деятельности, разрабатываемые в рамках региональных организаций, выходят за пределы своих регионов, транслируются на международный уровень и широко внедряются многими национальными, региональными и международными организациями. Это способствует утверждению и закреплению универсальных механизмов управления на глобальном уровне. Одним из лидеров, а скорее и единоличным лидером в развитии современных трендов продвинутого глобального управления является Европейский союз. Его нормативное лидерство в различных областях складывалось годами и в итоге определило значимое место ЕС в международных политических и экономических отношениях. Спорт, и особенно футбол как самый популярный и экономически наиболее выгодный вид, стал еще одной сферой, в которой европейские практики управления продемонстрировали свою состоятельность и активно применяются на глобальном уровне. Распространению Европейской модели спорта способствует «перетекание» права ЕС на организации, в которых он участвует. Модель ЕС популяризируется «мягкой силой», за счет авторитета европейских федераций и лидирующих позиций, которые занимает европейский спортивный рынок. Европейский союз, динамично развивая европейский спорт, превратился в драйвер применения практик управления и на глобальном уровне.

Источники

Зуев В.Н. (2016) Глобальные институты регулирования: учебник. М.: Магистр; Инфра-М.

Andreff W. (2011) Some Gomparative Economics of the Organization of Sports: Competition and Regulation in North American vs. European Professional Team Sports Leagues // The European Journal of Comparative Economics. Vol. 8. No. 1. P. 3-27.

Crolley L., Levermore R., Pearson G. (2002) For Business or Pleasure? A Discussion of the Impact of European Union Law on the Economic and Socio-Cultural Aspects of Football // European Sport Management Quarterly. Vol. 2. No. 4. P. 276-295.

European Commission (2007) European Model of Sport, Discussion Paper for the Working Group. Режим доступа: http://ec.europa.eu/sport/library/documents/b1/doc424_en.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

Garcia B. (2007) UEFA and the European Union: From Confrontation to Co-Operation? // Journal of Contemporary European Research. Vol. 3. P. 202-223.

Hill J. (2009) The European Commission's White Paper on Sport: a Step Backwards for Specificity? // International Journal of Sport Policy. Vol. 1. No. 3. P. 253-266.

Holt M. (2006) UEFA, Governance and the Control of Club Competition in European Football. L.: Football Governance Research Centre, Birbeck University of London.

Inthorn S. (2010) Europe Divided, or Europe United? German and British Press Coverage of the 2008 European Championship // Soccer & Society. Vol. 11. No. 6. P. 790-802.

Levermore R., Millward P. (2007) Official Policies and Informal Transversal Networks: Creating "Pan-European Identifications" through Sport? // The Sociological Review. Vol. 55. No. 1. P. 144-164.

Martin P. (2005) The "Europeanization" of Elite Football // Scope, Meanings and Significance. European Societies. Vol. 7. No. 2. P. 349-368.

Parrish R. (2003) The Politics of Sports Regulation in the European Union // Journal of European Public Policy. Vol. 10. No. 2. P. 246-262.

Parrish R. (2003) The Birth of European Union Sports Law // Entertainment Law. Vol. 2. No. 2. P. 20-39.

Parrish R., Miettinen S. (2008) The Sporting Exception in European Union Law. The Hague: TMC Asser Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Roche M. (2004) Europe, "the Cosmopolitan Condition" and International Sport: "Cultural Europeanisa-tion" and EU Regulation in the Case of European Football. Working paper presented at 'Europe and Cosmopolitanism' conference, Royal Holloway College, London University.

Siekmann R. (2012) Introduction to International and European Sports Law. The Hague: T.M.C. Asser Press. P. 210.

UEFA(2015) UEFA Club Licensing and Financial Fair Play Regulations. Режим доступа: http://www.uefa.com/ MultimediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/02/26/28/41/2262841_D0WNL0AD.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

Vermeersch A. (2007) All's Fair in Sport and Competition? The Application of EC Competition Rules to Sport // Journal of Contemporary European Research. Vol. 3. No. 3. P. 238-254.

The European Model of Sport: Values, Rules and Interests1

V. Zuev, I. Popova

Vladimir Zuev — Professor, Institute for Trade Policy, National Research University Higher School of Economics; 17 Malaya Ordynka, building 1, room 407; E-mail: [email protected]

Irina Popova — PhD student, National Research University Higher School of Economics; researcher, Centre for International Institutions Research, Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration; 20 Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]; [email protected]

Abstract

Recent transformations in the ways that modern sport is managed have fundamentally changed its role in society:previously a simple form of leisure activity and health promotion, sport has become a complex phenomenon and a multibillion dollar business. The combination of sociocultural and economic dimensions makes sport an important tool for the promotion of interests. A leading role in the development of sport throughout history gives the European Union (EU) an advantage in setting the rules for its management, while the size of the sports market in Europe further facilitates the EU's leading role in developing the regulatory basis in this field. The sports model developed by EU institutions plays an important role in the deepening of regional integration processes, promoting the European model outside the region and also the EU's transformation into one of the drivers of the development of the global sports management system.

The goal of this article is to identify the specificities of the European model of sport, the instruments and resources used by the EU to promote European values in this field and the universal features of the European approach that make it applicable in other regions. The analysis shows that the EU actively promotes its values, norms and interests by entrenching them into the European sport model and then promoting this model to other countries and regions.

Practices and norms developed in the European context are being actively transferred to the international level. Sport, and especially football which is the most popular and among the most profitable sports, has become another area in which European management practices demonstrate their consistency and are being actively applied at the global level.

The spread of the European sports model is facilitated by the "spillover" of EU law to the organizations and institutions in which it participates. The EU model is promoted through soft power supported by the authority of the European sports federations and the leading position of the European sports market. By elaborating its own sports policy and encouraging its spread to other regions, the European Union is driving the development of sports management practices at the global level.

Key words: European Union; European Union's sports policy; European model of sport; sports policy; European Union's values; American model of sport; European Union's sports law

For citation: Zuev V., Popova I. (2018) The European Model of Sport: Values, Rules and Interests. International Organisations Research Journal, vol. 13, no 1, pp. 51—65 (in Russian and English). DOI: 10.17323/1996-78452018-01-03

References

Andreff W. (2011) Some Comparative Economics of the Organization of Sports: Competition and Regulation in North American vs. European Professional Team Sports Leagues. The European Journal of Comparative Economics, vol. 8, no 1, pp. 3—27.

Crolley L., Levermore R., Pearson G. (2002) For Business or Pleasure? A Discussion of the Impact of European Union Law on the Economic and Socio-Cultural Aspects of Football. European Sport Management Quarterly, vol. 2, no 4, pp. 276—295.

European Commission (2007) European Model of Sport, Discussion Paper for the Working Group. Available at: http://ec.europa.eu/sport/library/documents/b1/doc424_en.pdf (accessed 19 January 2018).

1 Support for V. Zuev from the 2018 Individual Research Program of the School of World economy and International Affairs at National Research University - Higher School of Economics is gratefully acknowledged.

Garcia B. (2007) UEFA and the European Union: From Confrontation to Co-Operation? Journal of Contemporary European Research, vol. 3, pp. 202—223.

Hill J. (2009) The European Commission's White Paper on Sport: a Step Backwards for Specificity? International Journal of Sport Policy, vol. 1, no 3, pp. 253—266.

Holt M. (2006) UEFA, Governance and the Control of Club Competition in European Football. London: Football Governance Research Centre, Birbeck University of London.

Inthorn S. (2010) Europe Divided, or Europe United? German and British Press Coverage of the 2008 European Championship. Soccer & Society, vol. 11, no 6, pp. 790—802.

Levermore R., Millward P. (2007) Official Policies and Informal Transversal Networks: Creating "Pan-European Identifications" through Sport? The Sociological Review, vol. 55, no 1, pp. 144—164.

Martin P. (2005) The "Europeanization" of Elite Football. Scope, Meanings and Significance. European Societies, vol. 7, no 2, pp. 349—368.

Parrish R. (2003) The Politics of Sports Regulation in the European Union. Journal of European Public Policy, vol. 10, no 2, pp. 246-262.

Parrish R. (2003) The Birth of European Union Sports Law. Entertainment Law, vol. 2, no 2, pp. 20-39.

Parrish R., Miettinen S. (2008) The Sporting Exception in European Union Law, The Hague: TMC Asser Press.

Roche M. (2004.) Europe, "the Cosmopolitan Condition" and International Sport: "Cultural Europeanisa-tion" and EU Regulation in the Case of European Football. Working paper presented at 'Europe and Cosmopolitanism' conference, Royal Holloway College, London University.

Siekmann R. (2012) Introduction to International and European Sports Law, The Hague: T.M.C. Asser Press, p. 210.

UEFA(2015) UEFA Club Licensing and Financial Fair Play Regulations. Available at: http://www.uefa.com/Mul-timediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/02/26/28/41/2262841_D0WNL0AD.pdf (accessed 19 January 2018).

Vermeersch A. (2007) All's Fair in Sport and Competition? The Application of EC Competition Rules to Sport. Journal of Contemporary European Research, vol. 3, no 3, pp. 238-254.

Zuev V.N. (2016) Global'nye instituty regulirovanija [GlobalRegulatory Institutions]. Moscow: Magistr, Infra-M. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.