УДК 347.45/.47:349.3
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
В.В. МАКСИМЕНЮК (Полоцкий государственный университет);
Т.В. ЖУРАВЛЁВА
(Белорусский государственный университет физической культуры, Минск);
СА. ЗАХАРОВА
(Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск)
С правовой точки зрения исследуется одна из значимых составляющих туризма - социальный туризм. Приводятся различные мнения и взгляды в отношении рассматриваемой категории; изучается опыт правового регулирования данного вида туризма в различных странах. Предлагается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме» в части включения определения понятия «социальный туризм», а также дополнения принципов правового регулирования туризма.
Ключевые слова: виды туризма, социальный туризм, туризм для всех, оздоровительный туризм, правовое регулирование туризма.
Введение. В настоящее время существует множество классификаций видов туризма, которые исходят из различных базовых классификационных принципов, признаков или критериев. В частности, «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» Всемирной туристской организации (UNWTO) содержит около 200 терминов, отражающих сущность видов международного туризма [1].
Различные классификации туризма предлагали Ю.А. Александрова, А.В. Бабкин, И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов, В.С. Боголюбов, М.Б. Биржаков, А.П. Дурович, И.В. Зорин и В.А. Квартальнов, Н.И. Кабушкин, Е.В. Мошняга, а также В.И. Алексеева, Г.П. Бужинскас, Л.В. Гракова, О.В. Горгоц, Ю.П. Грицак, В.И. Курилова, А.С. Кусков и Ю.А. Джаладян, Е.Н. Артемова и В.А. Козлова, М.А. Рындач, А.В. Урядова и Д. А. Савин, Т.П. Савостова, Т.Г. Сокол, Н.В. Сычева, Ю.М. Чеботарь. С правовых позиций данную проблематику в Российской Федерации исследовали Г.И. Калинин, Л.Е. Калинина, Н. А. Соколова; в Республике Беларусь - И.Н. Яхновец.
Вместе с тем единого подхода к делению туризма на виды по настоящее время не выработано. Как отмечает Г.И. Калинин, анализ работ в сфере права, касающихся юридического обеспечения туризма и туристской деятельности, показывает, что ни одна из таких работ не дает сколько-нибудь стройную и полную классификацию разновидностей туризма и видов деятельности в этой сфере с юридической точки зрения [2, с. 3-4].
В целом же, в различных классификациях туризма не выявляется особых противоречий в отношении того, что одним из критериев для разделения туризма на виды являются источники или формы финансирования туристического путешествия. Данный критерий позволяет выделить коммерческий и социальный туризм. Однако единое понимание социального туризма в исследованиях различных авторов отсутствует.
В Республике Беларусь с правовой точки зрения данному явлению уделяется недостаточное внимание. В то же время законодательство многих стран признает социальный туризм значимой разновидностью туризма. В настоящее время существует также необходимость отграничения социального туризма от смежных правовых институтов, поскольку первый по содержанию и форме может восприниматься в качестве гражданско-правового института, но, по сути, не является таковым.
Таким образом, предметом данного исследования выступает социальный туризм как правовое явление.
Основная часть. Первоначально вся туристическая деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью извлечения прибыли. Социальный туризм возник в противовес коммерческому.
Ссылаясь на действующие в туризме нормативные правовые акты, И.В. Зорин и В. А. Квартальнов, предлагают трактовку понятия социальный туризм в четырех аспектах:
1) как приоритетный вид туристской деятельности - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
2) как общедоступные путешествия, экскурсии и отдых;
3) как социальный туристский продукт, удовлетворяющий различные познавательные интересы и потребности людей, включая оздоровление, за счет разных источников финансирования, в том числе из средств, выделяемых государством;
4) как деятельность туристских организаций по формированию, продвижению и реализации социального туристского продукта [3, с. 282].
Авторы А.С. Кусков и Ю.А. Джаладян [4, с. 39] придерживаются мнения о социальном туризме как «социальном туристском продукте», следовательно, их взгляды совпадают с третьим аспектом приведенной выше трактовки; М.Б. Биржаков [5, с. 140] относит к рассматриваемому виду туризма любые виды
туризма, которые дотируются из государственных и иных источников. Некоторые авторы [6, с. 24] в своих работах опираются на нормативное определение социального туризма в Российской Федерации.
Несколько иной взгляд на разделение коммерческого и социального видов туризма демонстрирует Г.И. Калинин. По его мнению, коммерческий туризм, имеющий целью получение прибыли, то есть выступающий в качестве предпринимательской деятельности в соответствии с гражданским законодательством, является видом организованного туризма. Если же организация туризма преследует иную цель, чем получение прибыли, такой подвид организованного туризма считается некоммерческим; социальный туризм, по его мнению, есть разновидность некоммерческого [2, с. 5].
Социальный туризм находит последовательное закрепление в актах международных конференций. Согласно Манильской декларации о туризме 1980 года «социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых» [7]. На наш взгляд, наиболее близка к юридическому пониманию рассматриваемого понятия его трактовка Т.Г. Сокол, которая характеризует данный вид туризма как организацию туристических путешествий для слабоза-щищенных категорий граждан с целью реализации их права на отдых [8, с. 101].
Более подробная характеристика социального туризма дана в принятой Генеральной ассамблей Международного бюро социального туризма в 1996 году Монреальской декларации. В статье 13 данной декларации указано, что к движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация, компания и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель - обеспечить доступность путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая туризм единственной целью максимального получения прибыли [9, с. 257].
В статье 7 Глобального этического кодекса туризма отмечается необходимость стимулирования и развития социального туризма при поддержке государственных властей [10].
В специальной и учебной литературе о туризме можно встретить равнозначные или близкие по значению к социальному туризму другие термины:
- туризм для всех (tourism forall);
- туризм без барьеров, или безбарьерный туризм (tourism without barriers);
- инклюзивный туризм (inclusive tourism);
- доступный туризм для всех (accessible tourism forall);
- доступный туризм (accessible tourism).
Согласно принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи UNWTO A/RES/578 (XVIII) от 2009 года Декларации по упрощению туристических поездок, содействие в путешествиях людям с инвалидностью - это основополагающий элемент политики развития ответственного туризма в любой стране» [11]. Генеральный секретарь UNWTO Талеб Рифаи отмечает: «доступность - это центральный элемент любой социально-ответственной и устойчивой политики в области туризма. Это непременное условие соблюдения прав человека и исключительная возможность для бизнеса. Кроме того, мы должны признать, что доступный туризм пойдет на пользу не только людям с инвалидностью или особыми потребностями, от нее выиграем все мы» [11].
UNWTO определяет инклюзивный туризм как форму туризма, которая включает в себя процесс сотрудничества между различными участниками сферы туризма, позволяющий людям с особыми потребностями в доступности, включая мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную составляющие доступности, функционировать независимо, на равных условиях с чувством собственного достоинства через предоставление универсальных туристических продуктов, услуг и среды [11].
Из приведенного очевидно следует, что доступный (инклюзивный) туризм является разновидностью социального туризма, и в силу своей специфики имеет весьма значительные перспективы для дальнейшего развития.
Как отмечает В.А. Квартальнов, один из разработчиков концепции социального туризма, туризм -это рынок, а многоотраслевые рыночные связи - его экономическая составляющая. При этом, однако, нельзя забывать, что основная цель туризма - социальная [13]. Другие авторы, А.В. Бабкин, А.Ю. Александрова, указывают, что концепция социального туризма основана на трех основополагающих принципах:
- обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов;
- субсидирование туризма малоимущих;
- активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии [14, с. 16; 15, с. 26].
В мировой практике социальный туризм представляет собой эффективный инструмент социальной политики. Как было отмечено выше, основной целью развития данного вида туризма является предоставление широкому кругу лиц, в том числе малообеспеченным или имеющим проблемы со здоровьем, возможности пользоваться туристическими услугами.
Примером высокого уровня развития массового социального туризма может служить опыт индустриально развитых стран. По данным UNWTO, государственное финансирование национальных туристических администраций и основных программ социального туризма реализуется: во Франции (Националь-
ное агентство отпускных чеков); в Испании (программа «Туризм для старшего поколения»); в Великобритании (программа «Семейный отдых»); в Венгрии (система отпускных чеков); в Чехии (программа «Путешествия без барьеров»); в Италии (Оборотный фонд туристских ссуд и сбережений) [16, с. 81]; в Германии специальный проект именуется «Туризм для тех, кому за 50» [17, с. 59]; в Швейцарии функционирование системы отпускных чеков обеспечивается кооперативным органом - Касса путешествий РЕКА [15, с. 26]. Социальный туризм в западных странах, как правило, не имеет социально-обеспечительного характера. Граждане этих стран имеют возможность пользоваться туристскими услугами при реализации программ социального туризма, прежде всего, через систему отпускных чеков. Как отмечает Н.А. Соколова, в таком случае реализация программ социального туризма не требует бюджетных затрат и представляет собой грамотно организованную и самоокупаемую систему [16, с. 18].
Определение рассматриваемого вида туризма содержится в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей РФ» [18]. Дефиниции данного понятия включены в национальные законы о туризме Азербайджанской Республики [19], Республики Казахстан [20], Кыргызской Республики [21], Республики Туркменистан [22], Республики Таджикистан [23], Республики Молдова [24]. В Законе Республики Узбекистан «О туризме», принятом в 2019 году (как и в Законе, действовавшем до 2019 года), не содержится определения рассматриваемого вида туризма; однако в статье 6 данного Закона в числе основных направлений государственной политики в сфере туризма указывается создание необходимых условий для развития внутреннего туризма, включая организацию туризма и экскурсии детей, молодежи, престарелых, а также лиц с инвалидностью и малообеспеченных слоев населения в рамках развития социального туризма [25].
В Законе Республики Беларусь «О туризме» социальный туризм назван в числе видов туризма (ст. 3); одной из целей государственного регулирования в сфере туризма определено обеспечение доступности туризма (ст. 6) [26].
В названных странах постсоветского пространства, в отличие от государств западной и центральной Европы, роль государства состоит не в создании соответствующих условий для функционирования практически самоокупаемой системы социального туризма, но скорее в ее финансировании за счет государственных средств. Такому подходу предшествовал значительный опыт времени существования СССР, когда социальный туризм был основной формой массового индустриального туризма, полностью подчинялся государственному управлению и выполнял социальные функции [9, с. 257].
Однако законодательство упомянутых стран находится в определенном движении, в том числе в сторону заимствования правового опыта иных государств. В частности, кроме государственного финансирования, в национальных законах о туризме приводятся и другие субъекты, финансирующие социальный туризм:
- работодатели (Российская Федерация) [18];
- работодатели, иные третьи лица (Республика Казахстан) [20];
- юридические лица, индивиду альные предприниматели и физические лица (Республика Туркменистан) [22];
- кассы социального страхования (Республика Молдова) [24].
Конкретные механизмы финансирования социального туризма в каждой отдельной стране не входят в предмет настоящего исследования, однако обоснованно рассмотреть определенный опыт правового регулирования некоторых стран, выходящий за содержательные аспекты национальных законов о туризме.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года в число задач, которые необходимо выполнить для развития туризма, включает реализацию и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма. Далее отмечается, что развитие социального туризма входит в число основных целей развития туризма [27]. В Концепции развития туристической отрасли Республики Казахстан до 2023 года отдельные положения посвящены социальному туризму: рассматриваются понятие, значение и планируемые меры по развитию данного вида туризма [28].
В Республике Беларусь в программных документах по туризму позиции социального туризма не нашли отражения: Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы [29] не содержат положений о планировании мероприятий социального туризма. Указанные программные документы определяют в качестве целей развитие в стране туризма в целом. Также не содержится подобной информации и в Программах развития туризма в областных центрах и городе Минске на 2011-2015, 2016-2020 годы, утвержденных соответствующими решениями местных Советов депутатов.
Таким образом, сложившаяся ситуация в области правового регулирования социального туризма требует определенного анализа.
Конституция Республики Беларусь в ст. 1 провозглашает Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. Согласно ст. 45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан
медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также возможностью пользования оздоровительными учреждениями [30].
Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право получать лечение в санаториях и санаториях-профилакториях за счет собственных средств, средств государственного социального страхования, средств республиканского и местных бюджетов, средств физических и юридических лиц. Лечение детей в детских санаториях и санаториях для родителей с детьми осуществляется бесплатно [31].
Правовое регулирование предоставления путевок и направления на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляется:
- Законами Республики Беларусь: от 11.11.1991 г. № 1224-Х11 «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»; от 17.04.1992 г. № 1594-Х11 «О ветеранах»; от 22.04.1992 г. № 1605-Х11 «О профессиональных союзах»; от 31.01.1995 г. № 3563-Х11 «Об основах государственного социального страхования»; от 22.05.2000 г. (ред. от 19.06.2017 г.) «О социальном обслуживании»; от 23.07.2008 г. № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»; от 06.01.2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;
- Указами Президента Республики Беларусь: от 28.08.2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»; от 16.01.2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»;
- постановлениями Совета Министров Республики Беларусь: от 02.12.1993 г. № 814 «О медицинском и санаторно-курортном обеспечении военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, членов их семей, инвалидов Великой отечественной войны и инвалидов из числа военнослужащих»; от 26.08.2002 г. № 1155 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения населения»; от 02.06.2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей»; от 04.11.2006 г. № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь»; от 30.01.2016 г. № 73 «Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы»; от 14.03.2016 г. № 200 «Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы;
- постановлениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь: от 31.05.2006 г. № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке медицинского отбора пациентов на санаторно-курортное лечение»; от 20.03.2008 г. № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»; от 17.12.2014 г. № 99 «Об определении сроков санаторно-курортного лечения и оздоровления населения»;
- постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.02.2016 г. «Об утверждении Концепции детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь»;
- постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28.01.2014 г. № 31 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление в республиканском санаторно-курортном унитарном предприятии «Санаторий "Белая Русь" Департамента финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь» и пр.
Таким образом, сложившейся системе правового регулирования отношений в социальном туризме в Республике Беларусь на современном этапе присущи следующие особенности:
1) социальный туризм практически полностью интегрирован в действующую систему социального обеспечения Республики Беларусь;
2) большинство норм и правил о санаторно-курортном лечении и оздоровлении содержатся в нормативных правовых актах, не имеющих к туризму непосредственного отношения;
3) основной составляющей социального туризма является санаторно-курортное лечение и оздоровление, которые в области туризма возможно квалифицировать как разновидность оздоровительного (лечебно-оздоровительного) туризма;
4) в рассматриваемой области общественных отношений значимое место занимает государственное регулирование;
5) поездка в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения в установленных случаях может быть полностью или частично оплачена за счет собственных средств, средств государственного социального страхования, республиканского и местных бюджетов, физических и юридических лиц, профсоюзов.
В сложившейся ситуации следует учитывать тенденцию международной конкуренции в отрасли социального и оздоровительного туризма. В частности, в Концепции развития туристической отрасли Республики Казахстан до 2023 года прогнозируется увеличение доли рынка медицинского туризма в странах Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока [28]. Структурная поддержка Евросоюза, отмечает Г.П. Бужинскас, положительно влияет на развитие лечебно-оздоровительного туризма в Литве [32, с. 15]. Активно развиваются рынки оздоровительного туризма в странах, традиционно предлагающих высококачественный сервис СПА- и оздоровительных услуг, а именно: в Германии, Венгрии, Чехии, Франции.
Проблематика социального туризма в настоящее время важна не только с экономических, но и с правовых позиций. Например, Г.И. Калинин предлагает разработать и принять в Российской Федерации единые Правила осуществления социального туризма [2, с. 6].
В Государственной программе «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы в числе наиболее перспективных видов туризма назван оздоровительный туризм [29]. Однако в законодательстве Республики Беларусь о туризме не содержится норм, которые помогают установить прямую связь между оздоровительным туризмом и социальном туризмом; более того отсутствуют легальные определения указанных понятий.
Таким образом, в связи с активно развивающимся социальным и оздоровительным туризмом в мире в целом и в рассмотренных зарубежных государствах в частности назрела необходимость выработки и принятия норм, регулирующих социальный туризм в Республике Беларусь. Прежде всего, это нормативное определение понятия «социальный туризм».
Как отмечает Л.Е. Криштапович, такой подход свойственен специфике белорусской модели развития, которая не сводится к абстрактной экстраполяции социально-экономических преобразований в других странах, а предполагает адаптацию зарубежного опыта реформирования применительно к белорусским реалиям [32, с. 173]. В целом совпадает с данными взглядами мнение Е.В. Мошняги, которая озвучивает идею «глокализации», возникшей в результате взаимодействия глобального и локального, и приводит сформированную в связи с такой идей тенденцию: «Мысли глобально и действуй локально», которая сочетает глобальные, региональные и местные черты и особенности в едином интегрированном подходе к продвижению дестинации и разработке турпродукта [33, с. 21].
Заключение. На основании изложенного предлагается внести в Закон Республики Беларусь «О туризме» следующие изменения и дополнения:
- в статью 3 внести определение социального туризма: «социальный туризм - путешествие в соответствии с туристическими целями, в том числе поездка в санаторно-курортные и оздоровительные организации для отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления лиц с нарушениями здоровья, малообеспеченных, детей, молодежи и других лиц в соответствии с законодательством о социальном обеспечении, полностью или частично осуществляемое за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств нанимателей, профсоюзов и (или) других лиц»;
- в статье 5 дополнить перечень основных принципов государственного регулирования в сфере туризма принципом «обеспечение безбарьерной среды в туризме».
Нормативное закрепление определения понятия «социальный туризм» и принципа обеспечения безбарьерной среды в туризме будут способствовать развитию общественных отношений в области социального обслуживании граждан, реализации их права на отдых и охрану здоровья, обеспечению доступности пользования санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Thesaurus on Tourismand Leisure Activities / Secretariat of State for Tourism of France and World Tourism Organization. -Madrid : WTO, 2001. - 802 р.
2. Калинин, Г.И. Особенности классификации видов туризма с правовой точки зрения. Значение классификации видов туризма и туристической деятельности для целей государственного регулирования и публично-правовых отношений в данной сфере / Г.И. Калинин // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 2 (61). - С. 3-6.
3. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма : справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 368 с.
4. Кусков, А.С. Основы туризма : учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - М. : Кнорус, 2008. - 400 с.
5. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - М.-СПб. : Невский фонд, Торговый дом «Герда», 2000. - 192 с.
6. Мошняга, Е.В. Классификации туризма. Типы, виды и формы туризма / Е.В. Мошняга // Основы туризма : учеб. / кол. авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - С. 19-38.
7. Манильская декларация по мировому туризму [Электронный ресурс] : принята Всемирной конф. по туризму, Манила (Филиппины), 27 сент. - 10 окт. 1980 г. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru> document/901813698. - Дата доступа: 21.10.2019.
8. Сокол, Т.Г. Основи туристично'1 дальносп: тдручник / Т.Г. Сокол / За заг. ред. В.Ф. Орлова. - Кт'в : Грамота, 2006. - 264 с.
9. Скореев, М.М. Дифференциальная характеристика социального туризма в гуманизации экономического роста / М.М. Ско-реев, Д .В. Залозная // TerraEconomicus, CyberLeninka ; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет». - 2006. - № 4. - С. 257-264.
10. Глобальный этический кодекс туризма : Кодекс [Электронный ресурс] : принят в 1999 г. Генеральной ассамблеей ЮНВТО и утв. Генеральной Ассамблеей ООН в 2001 г. - Режим доступа: http://tourlib.net> books_tourism/sakun_pr5.htm. - Дата доступа: 04.10.2019.
11. Рекомендации по доступному туризму: Приняты на основании резолюции A/RES/637(XX) Генеральной Ассамблеи ЮНВТО в августе 2013 г., новая редакция рекомендаций ЮНВТО по туризму от 2005 г. - Copyright 2016, Всемирная туристская организация (ЮНВТО). - Дата доступа: 04.10.2019.
12. Борисенко-Клепач, Н.М. Инклюзивный туризм: что, как и зачем? / Н.М. Борисенко-Клепач. - Минск : Просветительское правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью», 2016.
13. Квартальнов, В.А. Туризм : учебник // В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 314 с.
14. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма : учеб. пособие / А.В. Бабкин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 252 с.
15. Александрова, А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов / А.Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 470 с.
16. Соколова, Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование: учеб. пособие / Н.А. Соколова. - М. : ВолтерсКлувер, 2010. - 224 с.
17. Шершева, М.Ю. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения / М.Ю. Шершева, Е.Е. Полянская // Государственное управление : электронный вестник. - 2017. - № 61. - С. 55-75.
18. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный Закон Рос. Федерации, 24 нояб. 1996 г. № 132-Ф3 : с изм. и доп. от 02.12.2019 г. № 419-ФЗ // Банк данных «Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации». - Режим доступа: http://duma.consultant.ru>documents/1158892. - Дата доступа: 21.09.2019.
19. О туризме [Электронный ресурс] : Закон Азербайджанской Респ., 4 июн. 1999 г. № 674-IQ : в ред. Закона Азербайджанской Респ. от 03.05.2019 г. // Интерент-портал СНГ. Основные документы. - Режим доступа: http://e-cis.info>page.php?id=25156. - Дата доступа: 19.10.2019.
20. О туристской деятельности в Республике Казахстан [Электронный ресурс] : Закон Респ. Казахстан, 13 июня 2001 г., № 211 -II: в ред. Закона Респ. Казахстан от 02.04.2019 г. // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИн-форм». - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1213. - Дата доступа: 15.11.2019.
21. О туризме [Электронный ресурс] : Закон Кыргызской Респ., 25 март. 1999 г. № 34: в ред. Закона Кыргызской Респ. от 10.05.2017 г. // М-во юстиц. Кыргызской Респ. / Централизован. банк. данных прав. инф. Кыргызской Респ. -Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg>act/view/ru-ru/201. - Дата доступа: 19.10.2019.
22. О туризме [Электронный ресурс] : Закон Туркменистана, 10 мая 2010 г., № 107-IV: в ред. Закона Респ. Туркменистан от 02.02.2019 г. // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1213. - Дата доступа: 20.10.2019.
23. О туризме [Электронный ресурс] : Закон Респ. Таджикистан, 3 сент. 1999 г., № 824: в ред. Закона Респ. Таджикистан от 28.12.2013 г. // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2171. - Дата доступа: 16.10.2019.
24. Об организации и осуществлении туристической деятельности в Республике Молдова [Электронный ресурс] : Закон Респ. Молдова от 24.11.2006, № 352: в ред. Закона Респ. Молдова от 27.07.2018 г. - Режим доступа: http://lex.justice.md.>document_rus.php. - Дата доступа: 14.10.2019.
25. О туризме [Электронный ресурс] : Закон Респ. Узбекистан, 18 июлья, 2019 г. № ЗРУ-549 // Информационно-поисковые и экспертные системы «Все законодательство Узбекистана» / NORMA. Оnlinebeta. - Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=594511_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana. - Дата доступа: 15.10.2019.
26. О туризме [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 1999 г., № 326-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июл. 2016 г. № 410-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H19900326. - Дата доступа: 04.10.2019.
27. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года, № 941-р : с изм. и доп. внесен. расп. от 21 март., 2019 г. № 297 // Техэксперт / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru>document/ 420200177. - Дата доступа: 10.10.2019.
28. Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Респ. Казахстан от 30 июн. 2017 г., № 406 / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz>rus/docs/P1700000406. - Дата доступа: 10.10.2019.
29. Об утверждении Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23.03.2016 г., № 232 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от27 нояб. 2019, № 807 / Нац. правовой портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21600232. - Дата доступа: 14.12.2019.
30. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2006 г.). - Минск : Акад. МВД, 2008. - 39 с.
31. О здравоохранении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 18.07.1993 г., № 2435-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.10.2016 г. / Нац. правовой портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=V19302435. - Дата доступа: 16.10.2019.
32. Криштапович, Л.Е. Зачем нам чужая история, когда у нас есть своя? / Л.Е. Криштапович // Наш современник. -2010. - № 12. - С. 168-173.
33. Мошняга, Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире / Е.В. Мошняга // Вестник РМАТ. -2013. - № 9. - С. 20-33.
Поступила 22.10.2019
CONCEPT AND LEGAL NATURE OF SOCIAL TOURISM V. MAKSIMENIUK, T. ZHURAULIOVA, S. ZAKHAROVA
From a legal point of view, one of the most important components of tourism is studied - social tourism.
Various opinions and views are given regarding the category in question; the experience of legal regulation
of this type of tourism in various countries is studied. It is proposed to introduce amendments and additions
to the Law of the Republic of Belarus «On Tourism» regarding the inclusion of the definition of the concept
of «social tourism», as well as the addition of the principles of legal regulation of tourism.
Keywords: types of tourism, social tourism, tourism forall, health tourism, legal regulation of tourism.