являются лидерами по привлечению иностранных пациентов организациями здравоохранения.
Среди специализированных центров на первом месте по количеству иностранных пациентов по итогам 2015 года находится РНПЦ «Мать и дитя» - 1248 иностранных пациентов, рост по сравнению с 2014 годом составил 1031%, далее Республиканская больница спелеолечения (пролечено 916 иностранных пациентов против 1295 в 2014 году), на третьем месте - РНПЦ онкологии и медицинской радиологии (905 иностранных пациентов), рост 121% [3].
Значительный вклад в экспорт медицинских услуг занимают лечебные учреждения Минска, где насчитывается более 150 медицинских центров. В 2015 году первое место по количеству иностранных пациентов, получивших лечение в Минске, заняла Украина, опередив Российскую Федерацию, затем следуют остальные страны СНГ [5]. В первом квартале 2016 года в медицинских учреждениях Минска оказана помощь иностранным пациентам на 2,5 млн долларов США.
Количество иностранных граждан, которым были оказаны медицинские
услуги в нашей стране, постоянно растет, динамика отражена на рисунке 7.
Таким образом, можно сделать вывод, что в стране существуют определенные предпосылки для развития экспорта медицинских услуг. Однако существующая структура экспорта услуг Республики Беларусь не соответствует мировым тенденциям: в мире на первом месте -коммерческие услуги, большинство из которых относят к наукоемким, в Республике Беларусь преобладают трудоемкие секторы, сектор наукоемких услуг в экспорте услуг страны представлен незначительно (сюда входят и медицинские услуги). В основе экспорта медицинских услуг лежит экспорт услуг в страны СНГ, на которые приходится более 90% всего экспорта, основной потребитель медицинских услуг; оказываемых на территории Республики Беларусь, - Российская Федерация, на которую приходится более половины экспорта медицинских услуг.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1 Марченко О.Г. Мировой медицинский туризм смещается в страны АТР. Аналитический обзор // Современные проблемы науки и образо-
вания. Электронный научный журнал. - 2013. - №66 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science- education.ru/ru/article/ view?id=1120511205
2. Жарко В.И. Здравоохранение в Беларуси: приоритеты развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/onlineconference/view/ zdravoohranenie-v-belarusi-prioritety-razvitija-5858
3. Милашевич Е.А. Экспорт медицинских услуг Беларуси: тенденции развития и направления стимулирования. - Минск, 2017. - 198 с.
4. Внешняя торговля услугами: Статист. сб. // Нац. статист. ком. Респ. Беларусь. - 2001-2015.
5. Данные Министерства экономики Республики Беларусь, 2010-2015 гг., предоставленные Ин-ту экон. НАН Беларуси.
6. РНПЦ трансплантации органов и тканей приносит более половины дохода от всех платных медуслуг иностранцам в Беларуси[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doktora. by/novosti-mediciny/bolee- poloviny-dohoda-ot-vseh-platnyh-meduslug-v-belarusi-prinosit-rnpc
7. Здравоохранение в Республике Беларусь: Офиц. стат. сб. за 2014 г. - Минск, 2015. - С. 266271; Здравоохранение в Республике Беларусь: Офиц. стат. сб. за 2015 г. - Минск, 2016. - С. 265270.
8. За 33 месяца 2016 года иностранцы потратили 22,55 млн долларов на медуслуги в Минске [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: 14http://news.tut.by/society/492321.html
9. Данные Министерства здравоохранения Республики Беларусь, предоставленные Ин-ту экон. НАН Беларуси.
Поступила 11.05.2018 г.
Актуальные направления инновационной деятельности санаторно-курортных организаций Беларуси
Траскевич А.Г.1, Махнач Д.В.2
1Белорусский государственный экономический университет, Минск 21осударственный туроператор«Центр Курорт», проект«Vetliva», Минск, Беларусь
Traskevich A.G.1, Makhnach D.V.2
Belarusian State Economic University, Minsk 2"TsentrKurort" State Tour Operator,"Vetliva" Project, Minsk, Belarus
Trend issues of innovativeness for health resorts in Belarus
Резюме. Инновационная деятельность санаторно-курортных предприятий является основным инструментом обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортного турпродукта и санаторно-курортных организаций на национальном и международном рынке лечебно-оздоровительного туризма. В статье представлены ключевые направления инновационной деятельности, актуальные для отечественных санаторно-курортных предприятий, основополагающие для проектирования и продвижения туристических продуктов, ориентированных на различные географические, демографические и другие сегменты спроса.
Ключевые слова: инновации, санаторно-курортные организации Беларуси, лечебно-оздоровительный туризм.
Медицинские новости. — 2018. — №7. — С. 45-55. Summary. Innovative activity of sanatoria and resort enterprises is the main tool for ensuring the competitiveness of a sanatorium resort tourist product and sanatorium and resort organizations on the national and International market of medical and health tourism. The article presents key directions of innovative activity that are relevant for domestic sanatorium-resort enterprises, fundamental for the design and promotion of tourism products geared to various geographic, demographic and other demand segments. Keywords: innovations, sanatorium-and-spa organizations of Belarus, medical and health tourism. Meditsinskie novosti. - 2018. - N7. - P. 45-55.
Инновационная деятельность в практике санаторно-курортных предприятий служит на совре-
менном этапе первоосновой обеспечения конкурентоспособности этих предприятий на рынке коммерческого
лечебно-оздоровительного туризма. Причем особенную сложность для санаторно-курортных предприятий
Рисунок 1
Ключевые направления инновационной деятельности санаторно-курортных организаций
Примечание: ЛОТ - здесь и далее лечебно-оздоровительный туризм.
по сравнению с другими субъектами туриндустрии формирует следующая особенность: для санаторно-курортных организаций актуальны как инновации, характерные для объектов индустрии гостеприимства, так и инновации медицинского генезиса, обеспечивающие производство санаторно-курортного тур-продукта, его соответствие актуальным трендам рынка лечебно-оздоровительного туризма и современным достижениям курортной медицины [8].
Инновации различного генезиса и принадлежащие различным типам находятся, тем не менее, в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, превращая инновационную деятельность предприятия лечебно-оздоровительного туризма в комплексный, многоплановый и непрерывный процесс. Ключевые направления инновационной деятельности, актуальные для отечественных санаторно-курортных предприятий, показаны на рисунке 1.
Продуктовые инновации. Значение продуктовых инноваций в лечебно-оздоровительном туризме обеспечивается следующими составляющими.
Диверсификация туристического продукта. В ценовой структуре предлагаемого пакета лечебно-оздоровительных услуг для санаторно-курортных предприятий Беларуси в настоящее время характерно преобладание базовых оздоровительных программ, включенных в стоимость путевки. Такие программы составляют наиболее простые лечебно-оздоровительные услуги. В то время как более наукоемкие и востребованные услуги реализуются разрозненно, уже в процессе отдыха, то есть изначально не включены в комплексный туристический пакет. Часто реализация таких услуг происходит спонтанно и бессистемно, в том числе в силу отсутствия у ответственного персонала необходимых навыков личных продаж. Разработкой и продвижением специализированных комплексных СПА- и велнес-программ занимаются около трети предприятий
санаторно-курортного сегмента отечественной туриндустрии (санатории «Веста», «Юность», «Приозерный», «Лесное», «Альфа-Радон» и др.). Следует подчеркнуть, что мировая практика характеризуется преобладанием СПА- и велнес-программ, узко ориентированных на определенные туристские потребности и сегменты спроса [10, с.168]. Дальнейшее более активное и креативное формирование комплексных и потребностно-ориентированных лечебно-оздоровительных продуктов будет способствовать значительной диверсификации туристического предложения белорусских санаториев, а также способствовать увеличению объемов продаж предприятий, так как такие продукты создают дополнительную добавленную стоимость и ориентированы на платежеспособные сегменты туристского спроса.
Формирование новых разновидностей туризма и туристических тематик в рамках лечебно-оздоровительного туризма. Трендовые тематики, получающие на современном этапе самостоятельное развитие в рамках лечебно-оздоровительного туризма, описаны в таблице 1.
Сближение лечебно-оздоровительного туризма с прочими видами туризма. Инновационная деятельность и
вовлечение достижений других видов туризма приводит к сближению лечебно-оздоровительного туризма с медицинским, экологическим и сельским. К примеру, в 2017 году Booking.com отметил экотуризм в качестве наиболее популярного тренда мирового туристского спроса. 39% респондентов, принявших участие в анкетировании, проведенном данным ресурсом, проявили заинтересованность в эко-турах, а 36% из них высказали предпочтение к эко-вариантам проживания [2]. Эти данные отражают новый тренд туристского спроса, рожденный моделью туристского потребления поколения миллениума: получить максимальные туристические впечатления, не нарушая при этом экологической устойчивости ландшафтов дестинации [17, а6].
Представляется, что обозначенный тренд объясняется следующими факторами:
• популяризацией экотуризма;
• строительством эко-объектов (эко-отели, агроэкоусадьбы, эко-спа, экологические маршруты, эко-курорты);
• разработкой международных стандартов в области экотуризма.
Для отечественной практики особенную ценность представляет российский опыт. В России с 2013 года начали появляться эко-курорты с действующи-
ми на них эко-санаториями. Примерами таких санаториев являются эко-сана-торий «Березки» (официальный сайт sberezki.ru), эко-санаторий «Дивное» (ozero-divnoe.ru), санаторно-курортный комплекс «Машук Аква-Терм» (sanatory-mashuk.ru).
Характерные особенности функционирования эко-санаториев:
• наличие выращенных непосредственно на территории предприятия овощей, фруктов, целебных трав;
• практика вегетарианства и сыроедения в лечебных целях и под наблюдением врача-диетолога;
• активное и комплексное использование местных природных лечебных факторов;
• наличие зеленых насаждений вокруг здания, наличие зимнего сада либо большого количества растительности, инкорпорированной в интерьере;
• использование экологически чистых (в идеале местных) строительных материалов, частое преобладание небольших отдельных домиков (по сравнению с крупными корпусами, характерными для отечественного курортного рекреационного строительства);
• организация досуга с использованием местных ландшафтных и природных особенностей курорта (прогулки по лесу, велотуризм, конные прогулки).
Для получения звания эко-санатория необходимо соответствовать стандарту ISO 14001 либо иному другому стандарту, разработанному на базе ISO 14001, который определяет основные направления деятельности предприятия в области защиты окружающей среды и экологической политики. Данную категорию санаторий получает после экспертизы, которая в России проводится уполномоченной организацией «МНС групп» (официальный сайт certification.ua).
В Беларуси также действует организация, компетентная в проведении подобной экспертизы, в том числе для действующих санаториев - «Изи Штандарт» (официальный сайт iso-9001. by). Однако в настоящее время в Беларуси статус эко-объекта носят только агроэкоусадьбы, в то время как эко-санатории в нашей стране отсутствуют, несмотря на существенные предпосылки к получению такого статуса для ряда предприятий, к примеру, здравниц курорта Нарочь, территориально
принадлежащих особо охраняемой природной территории Национальный парк «Нарочанский». Данная возможность является особенно актуальной для передовых санаториев курорта: «Приозерный», «Спутник», «Сосны», имеющих средства для инновационной деятельности и преобразования своего статуса и связанных с этим производственных и организационных процессов. Кроме того, перспективной инновацией может стать и развитие в направлении эко-курорта самой курортной зоны На-рочанского региона. При этом важной составляющей предложенного сценария развития курорта станет формирование кластера с фермерскими хозяйствами, субъектами агроэкотуризма и Национальным парком «Нарочанский» [22].
Статус эко-санатория для санаторно-курортных организаций и тем более эко-курорта позволит приблизиться к европейским стандартам качества, осваивать новые сегменты туристского спроса, в значительной мере ориентированные на тематику экотуризма. Кроме того, положительными социальными эффектами от внедрения инновационной эко-составляющей в деятельность санатория станут:
• приобщение местного населения к развитию туризма в курортной дестинации;
• формирование у туриста восприятия ценности природных факторов оздоровления, любви к природе и ответственного рекреационного природопользования;
• экологическое просвещение как местного населения, так и туристов дестинации.
Вовлечение новых видов рекреационных ресурсов в создание туристического продукта. К примеру, в настоящее время как в СПА-индустрии, так и в отечественном санаторно-курортном деле, начинают активно использоваться древние традиции комплементарной и альтернативной медицины (КАМ): апитерапия, гирудотерапия, акупунктура, иппотерапия и др. Интересно, что в мировой практике лечебно-оздоровительного туризма к данному источнику продуктовых инноваций обратились сравнительно недавно -начиная с исследования М. Табаччи (1996-1997) [20, 21], в то время как отечественные санаторно-курортные организации активно внедряют данный
вид инноваций еще с начала 70-х годов прошлого века. Поэтому в настоящее время удельный вес услуг КАМ в структуре лечебно-оздоровительных услуг белорусских санаторно-курортных предприятий достигает в среднем 3%, а для отдельных предприятий (санатории «Криница», им. Ленина, «Нарочь», «Магистральный», «Нафтан» и др.) - до 10% в структуре номенклатуры лечебно-оздоровительных услуг [10, с.349-358].
Внедрение новых форм предоставления услуг. Для мировой практики нормой является функциональное разделение услуг индустрии гостеприимства и лечебно-оздоровительных услуг в рамках процесса формирования турпродукта курортной дестинации. То есть на классических европейских курортах (Баден-Баден, Карловы Вары, Бад-Дюркхайм, Бад-Хевиз, Висбаден, Будапешт и др.) функционируют СПА-предприятия различной направленности (водогрязелечебницы, бюветы, эстетические СПА, градирни, центры энотерапии и др.), которые не имеют собственных средств размещения, а ориентируются на клиентов разных средств размещения дестинации. В то же время для Беларуси подобная практика в последние годы становится важной продуктовой инновацией. Более активное и продуманное внедрение данной инновации способно обеспечить формирование партнерских связей и в конечном счете туристического кластера с более мелкими частными стейкхолдерами курортных дестинаций, в особенности объектами агроэкотуризма [22]. Лечебно-оздоровительные услуги без предоставления услуг размещения и питания в отечественных санаторно-курортных организациях оказываются на основе курсовок. В настоящее время курсовки предлагают 44 из 107 предприятий санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси [5].
Технологические инновации в сфере производства турпродукта. Данный тип инноваций предполагает использование новой техники и технологий в процессе разработки, продвижения и реализации санаторно-курортного турпродукта. Глобальной тенденцией мирового рынка лечебно-оздоровительного туризма стало широкое внедрение наукоемких технологий в деятельность
ЛИЦаП Формирующиеся на мировом рынке виды лечебно-оздоровительного туризма
Вид туризма Отличительные характеристики Ключевые ресурсы Примеры дестинаций Возможности для Беларуси
Талассо-туризм ЛОТ на базе морских и океанических побережий Морской воздух, морская вода, водоросли, глины, пески Франция - родина и ведущий регион; Португалия, страны Африки - новые дестинации Невозможен в силу отсутствия морских побережий
Профессиональный велнес Обеспечение здоровья работников предприятия, командного духа, благоприятной эмоциональной среды и творческой атмосферы в коллективе Традиционные технологии оздоровления в сочетании с лайф-коучингом, тренингами по здоровому образу жизни, анти-стресс программы и профилактика профессиональных заболеваний Преобладают предприятия СПА-индустрии, непосредственно не относящиеся к сфере туризма (дневные СПА); США, страны Западной Европы Современное прочтение советских традиций домов творчества - формирование специализированных курортных дестинаций в рамках данного вида туризма
Духовно-оздоровительный туризм Преимущественная ориентация на обеспечение душевного и духовного здоровья человека Социокультурные (оздоровительные религиозные или философско-духовные традиции), природные (ландшафто-терапия и дасотерапия) Иерусалим, Рим и Ватикан, Сантьяго-де-Компостела, Лурд, Тибет, Мекка, штат Гоа и др. Актуальная перспектива, связанная с продуманным и деликатным вовлечением духовно-оздоровительных традиций православия
Целостный туризм Фокусирование на баланс триады «тело -разум - дух» Методы КАМ, эзотерические практики, концепция New Age, творчество и саморазвитие Ретриты (retreat) Скирос (Греция), Кортихо Ромеро, Коста-дель-Соль (Испания), Финдхорн (Шотландия) Ориентация на примеры мирового опыта (best practice) для развития недостающих составляющих санаторно-курортного турпродукта (КАМ, творчество и др.) для формирования его целостности
Ментальный велнес Обеспечение ментального благополучия и развитие креативных умственных способностей человека, профилактика заболеваний (депрессия, профессиональное выгорание) Наукоемкие технологии курортной медицины в сочетании с природными оздоровительными ресурсами (в приоритете климато- и ландшафтотерапия, «лесные ванны» и др.); психотерапевтические технологии и лайф-коучинг На мировом рынке ЛОТ до сих пор не представлены сформировавшиеся специализированные дестинации, существуют лишь отдельные примеры успешной реализации актуального тренда некоторыми СПА-отелями и центрами (Лондон, Нью-Йорк, Кицбюэль, Ранчо-Ла-Пуэрта и др.) Актуальное направление по формированию востребованного турпродукта на основе национальных ресурсов (славянские традиции оздоровления, высокоразвитые медицинские технологии), которое может позволить вовлечь в ЛОТ Беларуси новых стейкхолдеров (сельские усадьбы)
Примечание: КАМ - здесь и далее
предприятий. Данные технологии можно разделить на два типа.
Технологические инновации в сфере стандартных для индустрии гостеприимства процессов производства турпродукта. В настоящее время это наиболее разнообразный с точки зрения примеров и направлений инновационной деятельности тип инноваций в туризме. Рассмотрим лишь некоторые из актуальных направлений.
Использование систем онлайн-бро-нирования. Современной тенденцией инновационного развития туриндустрии является все более активное проникновение концепции e-tourism как наиболее динамичной и востребованной модели туристического бизнеса.
комплементарная и альтернативная медицин
Основное направление сбыта санаторно-курортного турпродукта здравниц Беларуси в Интернете - это его размещение на туристических порталах. На данный момент существуют только несколько порталов, которые довольно полно охватывают весь спектр санаторно-курортных предприятий Беларуси. Успешным примером является интернет-портал Sanatorii.by. Анализ корпоративных сайтов туроператоров и других туристических порталов позволяет сделать вывод, что количество санаториев и предложение санаторно-курортных турпродуктов остаются довольно ограниченными. Такое явление может быть связано:
• во-первых, с невостребованностью отдельных санаторно-курортных организаций, которые по своей концептуальной деятельности изначально не могут ориентироваться на требования рынка коммерческого лечебно-оздоровительного туризма (санатории «Вяжути», «Ясельда», многие ДРОЦ и др.);
• во-вторых, с отказом санатория работать с установленным процентом комиссии, сложностями бронирования услуг через посредников, нерегулярным предоставлением квот на продажу пакета санаторно-курортных услуг.
Также отечественные санатории не стремятся сотрудничать с международными системами бронирования,
такими как Booking.com. Одна из причин - господствующее в таких системах позиционирование санаторно-курортных объектов не как медицинского учреждения, а как гостиничных апартаментов, тривиальных средств размещения в курортной местности, что не соответствует стратегическому видению и миссии большинства санаториев Беларуси. В связи с тем, что санаторно-курортный турпродукт включает комплекс услуг по питанию, проживанию, лечению (оздоровлению) и развлечению [10, с.33], то необходим иной подход к маркетинговому продвижению санаторно-курортного турпродукта.
В апреле 2017 года в Беларуси стартовал портал Vetliva, который является проектом компании «Центр Курорт». Портал представляет собой сервис онлайн-бронирования и каталог туристических услуг. Vetliva специализируется на отдыхе и туризме в Беларуси. Миссия проекта - помочь туристам открыть Беларусь как страну радушия и гостеприимства, а также предоставить лучшие предложения гостиниц, санаториев, баз отдыха, агроусадеб, национальных парков и заповедников, а также предложения экскурсионных туров (официальный сайт vetliva. ш). Сотрудничество с порталом для предприятий происходит на условиях комиссии при реализации их турпро-дукта. Поэтому санатории используют данный портал с целью рекламы своих турпродуктов, что сокращает соответствующие расходы санатория. Также портал оказывает техническую поддержку санаториям, не имеющим банка-респондента за границей, так как оплата услуг происходит через портал Vetliva с последующим перечислением поступивших денежных средств на счет санаторно-курортной организации (на дату начала тура).
Важным преимуществом на отечественном рынке является ориентация портала Vetliva на четкую дифференциацию предлагаемых турпродуктов, расставление акцентов на их отличительных особенностях. Необходимо также отметить ориентацию проекта на разные регионы Европы путем поддержки корпоративного сайта на 3 языках (русский, белорусский, английский). С учетом существенного бюджета рекламного продвижения проекта Vetliva, включающего
промо-статьи на туристических порталах, выпуск рекламной и сувенирной продукции, контекстную рекламу, можно прогнозировать в ближайшее время приобретение порталом известности и популярности на ключевых географических рынках сбыта.
Электронная путевка. В России с 2014 года идет речь о создании электронной туристической путевки. Уже к началу 2018 года планируется завершить работы по внедрению данной технологической инновации в практику санаторно-курортных организаций России [6]. Главная цель данной инновации заключается в автоматизации работы туристических компаний и осуществлении контроля качества санаторно-курортного турпродукта. В российской практике был предложен следующий механизм реализации рассматриваемой технологической инновации: турагент заполняет электронную форму путевки (данные о туристе, информация о заказе), затем путевка отправляется в базу данных Ростуризма, где осуществляется ее хранение. Доступ к путевке крупные организации смогут получать через специальное программное обеспечение, а малые турагенты через вход в личный кабинет на сайте Ростуризма. Турист, используя уникальный номер заказа, может зайти на сайт Ростуриз-ма, зарегистрироваться и узнать все данные о своем туре. Данные путевки будут распространяться на все туристические объекты как внутри страны, так и за ее пределами. В рамках такой концепции в базе данных Ростуризма осуществляется хранение следующей информации: общих данных (номер электронной путевки, ее дата, описание маршрута, дата начала и окончания поездки, страна и город отправления и въезда, статус и тип поездки); реквизитов договора (включая данные о размере агентской комиссии); данных о поставщике турпродукта и информации о заказчике и непосредственно туристах; дополнительных данных о транспорте в дестинацию; условий и сроков проживания в выбранном средстве размещения; прочих услуг, например, страхования [4].
Представляется, что такая система может использоваться не только для хранения туристических путевок, но и
медицинских карт и справок туристов, необходимых для оказания лечебно-оздоровительных услуг. Кроме того, как любая база данных, данная система может использоваться для маркетинговых целей:
• создания базы постоянных клиентов;
• проведения маркетинговых исследований;
• организации более качественного и адресного обслуживания с учетом специфики туристских потребностей каждого гостя санатория;
• возможности заблаговременно планировать загрузку санатория и предпринимать меры для предотвращения падения загрузки ниже допустимых значений.
Автоматизированные системы управления: приложение для открытия дверей. Важным и стабильным трендом развития гостиничного бизнеса является появление и постоянное функциональное развитие автоматизированных систем управления гостиницами. Среди них наиболее популярна система Opera PMS. В отечественной практике санаторно-курортного бизнеса также появляются специализированные автоматизированные системы, например, «Умный санаторий», «Здравница», LOGUS, «Проффит-Санаторий» и др. Интересной особенностью систем LOGUS и «Здравница» является их способность интеграции с системами электронных замков (чаще всего запрограммированных карточек, которые позволяют открыть дверь номера).
Однако карточная система постепенно теряет свою популярность, а на смену ей приходят мобильные приложения, которые позволяют применять смартфон вместо электронной карты с использованием специальных QR-кодов. Такие замки можно открыть и с помощью ключа (либо карты), если телефон разрядился. Среди таких приложений можно выделить Kwikset Kevo, которое открывает замки фирмы Kwikset. Причем приложение позволяет открывать двери номера автоматически с помощью технологии Bluetooth при приближении устройства к замку. Для предотвращения несанкционированного доступа приложение при помощи полученных с GPS-модуля координат определяет место положения владельца. Если пользователь уже
Щ1Н Технологические инновации в медицине как источник продуктовых инноваций санаторно-курортных организаций Беларуси
Инновации в курортной медицине Продуктовые инновации в санаторно-курортном турпродукте Примеры внедрения продуктовых инноваций на предприятиях санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси
Терапевтическое применение жидкого азота Криотерапия(криосауна) Санатории «Лесное», «Нафтан», «Сосны», «Железнодорожник», оздоровительный центр «Солнечный»
Инновационный метод применения подкожных инъекций углекислого газа Карбокситерапия 31 санаторно-курортная организация
Способы кодирования и декодирования информации с биологически активных точек (БАТ); создание специальной программы, которая автоматически подбирает время лечения и БАТ для воздействия Акупунктурная диагностика, су-джок акупунктура Санатории Гомельского отделения Белорусской железной дороги, «Лепельский военный», «Сосны», «Золотые пески», «Приднепровский», «Белая Русь», «Юность»
Методы исследования состояния организма по радужной оболочке глаз Иридодиагностика Санатории «Буг», «Магистральный», «Криница», «На-рочь», «Рассвет-Любань» и др.
Терапевтическое воздействия на тело человека смесью атмосферного воздуха и углекислого газа Сухие углекислые ванны 57 санаторно-курортных организаций
Терапевтическое воздействие на организм униполярно заряженных аэроионов Аэроионотерапия 16 санаторно-курортных организаций
Терапевтическое воздействие на организм газовой смеси: 10% кислорода и 90% азота Гипокситерапия 18 санаторно-курортных организаций
Использование импульсных электрических токов, вызывающих у пациента сон, имеющий лечебно-оздоровительное воздействие на организм Электросон 49 санаторно-курортных организаций
Методы сочетания пелоидотерапии и гальванизации Гальваногрязелечение 26 санаторно-курортных организаций
находится внутри помещения, включается сигнализация.
Партнерские связи: сотрудничество санаториев с зоогостиницами. Бывает, туристы путешествуют с домашними животными (это могут быть одинокие люди, люди, страдающие болезнями глаз, с собаками-поводырями, туристы, любящие животных и т.д.). Как правило, турист имеет ряд проблем при путешествии с животными: условия перевоза, место ночлега, питание для животного, оформление медицинских документов, покупка медицинских препаратов для животного и т.д.). Некоторые объекты размещения в СПА-индустрии допускают проживание туриста с домашним животным (сети Westin Hotels, Four Seasons Hotels and Resorts, Loews Hotels and Resorts, Starwood Hotels, W Hotels). Однако для санаториев такая возможность считается недопустимой. В этом случае удачным решением может стать сотрудничество с зоогостиницами, которые размещают домашних животных на краткосрочный период. Так, например,
в российском эко-санатории «Машук Аква-Терм» существует услуга по размещению домашних животных в зоо-гостиницах в окрестностях санатория.
В настоящее время в Беларуси насчитывается 11 зоогостиниц: в Гродно, Витебске, поселке Коньки (Баранович-ский район) и 8 предприятий в Минске. С учетом относительной близости к действующим зоогостиницам в отечественной практике рассматриваемая инновация в настоящее время доступна для следующих санаторно-курортных предприятий: санатории «Юность», «Криница», «Белорусочка», «Пралеска», «Летцы», «Железняки», «Жемчужина», «Озерный», «Поречье», «Магистральный», «Чаборок», оздоровительный комплекс «Ракета».
Инновации в сфере велнес-тех-нологий, использование которых составляет специфику производства турпродукта лечебно-оздоровительного туризма [10, c.150]. Примерами таких инновационных велнес-техно-логий являются современные методы
электромагнитной, лучевой терапии, гипокситерапии, аппаратных средств диагностики и т.п. Интересен тот факт, что даже западные исследователи, занимающиеся изучением современных направлений внедрения технологических инноваций в практику лечебно-оздоровительного туризма (к примеру, М. Коэн), ссылаются в своих работах на результаты исследований советских ученых [12, 13]. В целом в советский период развития санаторно-курортного хозяйства внедрению технологических инноваций уделялось значительное внимание. Данную традицию необходимо активно возрождать в отечественной практике санаторно-курортных организаций и позиционировать при продвижении санаторно-курортного турпродукта.
Можно выделить следующую положительную особенность развития технологических инноваций в практике отечественных санаторно-курортных предприятий: в то время как значение инноваций в туризме во всем мире
долгое время недооценивалось, для отечественного санаторно-курортного дела всегда были характерны глубокие традиции и приоритетность технологических инноваций. Это обусловлено следующими отличительными особенностями санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси.
Основополагающее значение естественно-ресурсного фактора производства санаторно-курортного турпродукта. Если в целом для туризма рекреационные ресурсы выступают в качестве неизменного экзогенного фактора территориальной организации отрасли, то в санаторно-курортном сегменте туристической индустрии они по-прежнему остаются ядром формирования цепочки ценности турпродукта. Причем для обеспечения эффективности использования природного рекреационно-ресурсного потенциала необходимы постоянные технологические инновации (например, новые технологии добычи, обработки, транспортировки и использования минеральных вод и лечебных грязей), а также проведение медицинских исследований, обеспечивающих доказательную базу эффективности применения определенного природного фактора и велнес-технологий.
Сохранившиеся тесные практические связи санаторно-курортных предприятий с курортной медициной. Технологические инновации в медицине являются источником продуктовых инноваций в санаторно-курортном сегменте. Такой механизм трансформации инноваций выступает обязательным инструментом сохранения и повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций. В Беларуси наблюдается постепенная интенсификация использования данного инструмента (табл. 2).
Важным направлением в реализации технологических инноваций на основе использования современных велнес-технологий при проектировании санаторно-курортного турпродукта являются велнес-оценки. Свойство безопасности (ключевой фактор конкурентоспособности в туризме) в лечебно-оздоровительном туризме обеспечивается как высокими компетенциями медицинского персонала, так и существующей практикой назначения лечебно-оздоровительных процедур, которое осуществляется
исключительно посредством профессиональной предварительной оценки уровня здоровья туриста. Порядка 90% санаторно-курортных предприятий Беларуси имеют достаточно развитую инфраструктурную базу и компетентный медперсонал для осуществления необходимой медицинской диагностики: как базовых, наиболее распространенных исследований (клинические лабораторные исследования, ультразвуковая и функциональная диагностика, электрокардиография), так и пользующихся особой популярностью на международном рынке лечебно-оздоровительного туризма альтернативных исследований (рефлексодиагностика, электропун-ктурная диагностика, иридодиагностика и др.). Диагностические услуги составляют в среднем 7% в структуре санаторно-курортного турпродукта [10, с.349-359]. О значительной актуальности данного вида услуг для предприятий санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси свидетельствует отмечаемый с 2014 года экспертами ЧНПУП «Автоматизированные технологии туризма» значительный рост туристских запросов, непосредственно связанных с диагностическими услугами белорусских санаториев. Однако механизмы реализации данных услуг значительно снижают их рыночную привлекательность. Во многом проблема объясняется отсутствием при оценке уровня здоровья туриста все более активно используемых передовыми конкурентами IT-технологий. Среди таких технологий оценки уровня здоровья туриста можно отметить:
• CRM-системы, разработанные специально для медицины и СПА-индустрии: EHIS (Electronic Health Information Systems) - программные базы данных, позволяющие оперативно проводить оценку и мониторинг различных аспектов уровня здоровья клиента;
• медицинские системы поддержки принятия решений;
• ресурсы телемедицины, обеспечивающие консультирование медицинского персонала санаторно-курортных организаций по сложным вопросам, которое осуществляется дистанционно высококомпетентными врачами в режиме реального времени с использованием современных коммуникационных средств.
Одновременно инновационное развитие комплекса услуг в направлении так называемых велнес-оценок полностью соответствует современным технологическим возможностям, а также уровню компетенций медицинского персонала санаторно-курортных организаций Беларуси. Рассматриваемая система оценок получила в зарубежной литературе [14, с.238-247] приставку «велнес-», поскольку их предметом является текущее состояние и возможности улучшить физическую форму, выносливость, эмоциональный фон, стрессоустойчивость и т.п. Таким образом, велнес-оценки выступают в качестве инструментов формирования состояния велнеса на стадии определения уровня здоровья туриста.
Отличие велнес-оценок от медицинской диагностики заключается в том, что их объектом являются не симптомы, позволяющие диагностировать отдельные заболевания и связанные с ними показания и противопоказания (в том числе ограничивающие потребление санаторно-курортного турпродукта), но общий уровень здоровья, физической, эмоциональной и ментальной формы человека. Велнес-оценки выполняют профилактическую функцию, позволяя определить и предотвратить определенные риски. Но более важной для развития лечебно-оздоровительного туризма и его интеграции в образ жизни потребителя является мотивирующая функция велнес-оценок. Она заключается в их ориентации на формирование у туристов стойкой мотивации к положительным изменениям в их образе жизни. Это связано с тем, что такие изменения при условии их устойчивости и регулярности неизбежно отражаются на измеряемых велнес-оценками ключевых показателях физиологического здоровья (например, показатели физической выносливости организма, результаты тестов на креативность мышления и т.п.).
Базовой составляющей велнес-оценок является антропометрия, осуществляемая не только по параметрам, позволяющим диагностировать определенные заболевания (например, ожирение), но и по показателям, характеризующим общий уровень физического развития, например соотношение жира, воды и мускулатуры в теле человека. Велнес-оценке поддается состояние кожи клиента (например, посредством
дермоскопии), часто формирующее основу туристской мотивации для отдыха на бальнеогрязевых курортах. Также более сложные исследования (клинические лабораторные, электромагнитные и функциональные, диагностика биоэнергетики организма) могут быть направлены в санаторно-курортном сегменте туристической индустрии на мониторинг физического и психоэмоционального состояния человека, его работоспособности и прочих характеристик велнеса не исключительно медицинских, но в значительной степени важных для генерации туристской мотивации. Таким образом, в связи с достаточными технологическими предпосылками для санаторно-курортных организаций рекомендуется реализация описанной инновационной и востребованной на мировом рынке формы оценки уровня здоровья туриста.
Организационные инновации. Данный тип инноваций предусматривает изменения институционального характера, необходимые для совершенствования использования, охраны и воспроизводства туристических ресурсов, оптимизации функционирования туристической индустрии и обеспечения ее участия в системе мирового туристического рынка. Ключевыми организационными инновациями в сфере лечебно-оздоровительного туризма являются следующие.
Слияние предприятий и формирование СПА-сетей. Выделяется два типа бизнес-моделей транснациональных СПА-сетей (SPA chains):
СПА-сети без собственных средств размещения - ТНК данного типа сотрудничают с различными гостиницами и курортами в разных странах, могут осуществлять деятельность под собственным брендом или под брендом средств размещения. Взаимодействие со СПА-предприятиями известных брендов для отелей и курортов выступает в качестве средства формирования конкурентоспособного комплекса услуг;
СПА-сети на основе собственных средств размещения - ТНК данного типа функционируют по принципу мировых гостиничных сетей, но при этом специализируются на сегменте лечебно-оздоровительного туризма [14, с.151-171].
Приоритетным для санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси в условиях недостаточного развития рекреационной сети является сотрудничество с ТНК, функционирующими на основе собственных средств размещения. Среди ведущих мировых СПА-сетей отметим Angsana, Banyan Tree, Hyatt Pure, Mandara Spa, Mandarin Oriental Hotels и Six Senses. Такие предприятия становятся центрами создания и распространения инноваций на внутреннем рынке лечебно-оздоровительного туризма. Положительным эффектом от их появления в отечественном туристическом секторе станут формирование внутренней конкурентной среды, актуализация сфер проявления конкуренции в туризме. Внедрение ТНК в рассматриваемом сегменте будет соответствовать общему контексту формирования конкурентной среды в экономике Беларуси, который был предложен В.Н. Шимовым для реализации в Беларуси «стратегии инновационного рывка» [11].
Вместе с тем, в современной мировой СПА-индустрии параллельно с развитием глобальных СПА-сетей функционирует значительное количество малых предприятий. Они, как и отечественные санаторно-курортные организации, имеют ограниченные по сравнению с ТНК финансовые возможности для инновационной и маркетинговой деятельности, но отличаются исключительно гибким реагированием на изменения конъюнктуры рынка, ориентацией на конкретные целевые сегменты. Широкая сеть таких малых предприятий обеспечивает доступность соответствующих услуг для массового потребителя в дестинациях с различным уровнем развития курортно-рекреаци-онных функций, включая периферийные дестинации, к которым в настоящее время относится и Беларусь. Это с одной стороны означает, что нельзя ожидать бурной транснационализации отечественного лечебно-оздоровительного туризма. С другой стороны - масштабное и форсированное внедрение ТНК в санаторно-курортном сегменте туристической индустрии опасно утечкой основных доходов от развития туризма и переходом к эксплуатации природного рекреационно-ресурсного потенциала Беларуси с минимальной выгодой
для нашей страны. Поэтому важной и сложной задачей государственной политики в сфере лечебно-оздоровительного туризма является создание правовых условий для привлечения СПА-сетей в санаторно-курортный сегмент отечественной туриндустрии на основе принципов устойчивого развития туризма.
Создание союзов и ассоциаций в сфере лечебно-оздоровительного туризма. Ведущей международной профессиональной ассоциацией в сфере лечебно-оздоровительного туризма является созданная в 1991 году Международная ассоциация курортов ISPA (International Spa Association). В 1995 году в результате объединения национальных профессиональных ассоциаций СПА-индустрии была создана Европейская ассоциация курортов ESPA (European Spa Association). В санаторно-курортном сегменте туристической индустрии Беларуси актуальной задачей является создание профессиональной ассоциации, которая объединила бы ключевых стейкхолдеров в сфере национального лечебно-оздоровительного туризма и могла бы эффективно выполнять координирующие, информационные и представительские функции (в том числе по вступлению Беларуси в ESPA и ISPA).
Упорядочение статуса курортов и курортных местностей, а также принципов курортного строительства в Беларуси. Генеральная схема развития сети курортов и зон отдыха Беларуси, принятая в 1981 году, была пересмотрена и утверждена Советом Министров в 2016 году [3]. Однако принятие нового законодательного документа не привело к существенным организационным инновациям в развитии курортных территорий Беларуси. Большинство курортов по-прежнему находятся лишь на самой начальной стадии развития. Реальной самостоятельной курортной единицей выступает только курортная зона Нарочанского региона. Многие курорты местного значения (озеро Белое, Летцы, Ченки) локализованы автономно в сельской местности, не имея широкой социально-культурной и бытовой инфраструктуры [7]. Из 12 туристско-рекреационных территорий, имеющих по новой Генеральной схеме официальный статус курорта, лишь на 10
1ИИ Санаторно-курортные организации на курортах Беларуси (2017 год)
Туристско-рекреационная территория Административный район Предприятия санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Рекреационная емкость, мест Удельный вес СКС в рекреационной емкости курорта, %
СКС Общая курорта
Курортная зона Нарочанского региона Мядельский Санатории «Белая Русь», «Журавушка», «Нарочанка», «Нарочанский берег», «На-рочь», «Приозерный», «Сосны», «Спутник» 2445 3513 70
Итого 1 курортная зона 8 санаториев 2445 3513 70
Курорты республиканского значения
Горваль Буда-Кошелевский, Жлобинский, Речиц-кий, Светлогорский Отсутствуют 0
Ждановичи Минский (в границах зоны отдыха «Минское море») Санатории «Белорусочка», «Зеленый Бор», «Криница», «Лазурный», «Прале-ска», «Приморский», «Спутник», «Юность», детский реабилитационно-оздоровитель-ный центр «Ждановичи», оздоровительный комплекс «Ракета», оздоровительный центр «Свитанок» 2514
Новоельня Дятловский Детский санаторий «Боровичок» 180 - -
Поречье Гродненский Санатории «Поречье», «Озерный» 694 - -
Итого 4 курорта 14 предприятий СКС на 3 курортах 3388 5500 62
Курорты местного значения
Белый Берег Гомельский, Речиц-кий Санаторий «Солнечный берег» 232 - -
Летцы Витебский, Городок-ский, Шумилинский Санатории «Летцы», «Железнодорожник» 650 - -
Любуж Могилевский Санатории «Сосны», «Чайка» 530 - -
Озеро Белое Брестский Санаторий «Берестье» 362 - -
Привалка Гродненский Отсутствуют 0 - -
Рогачев Рогачевский Санаторий «Приднепровский» 850 - -
Ченки Гомельский Санаторий «Машиностроитель», «Ченки» 700 - -
Итого 7 курортов 9 предприятий СКС на 6 курортах 3324 6350 52
Примечание: Собственная разработка на основе Генеральной схемы размещения зон и объектов оздоровления, туризма и отдыха Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на период до 2030 года [3]; СКС - предприятия санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси.
действует хотя бы 1 санаторно-курортное предприятие (табл. 3).
Анализ данных таблицы показывает, что в Беларуси по-прежнему преобладает так называемая внекурортная локализация санаторно-курортных организаций (территориальная принадлежность санаториев местностям, не имеющим официального статуса курорта): она характерна для 74% предприятий санаторно-курортного сегмента. Одновременно санаторно-курортные организации обеспечивают до 70% общей емкости средств размещения на курортах. Причем чем выше статус курорта, тем выше удельный вес предприятий
санаторно-курортного сегмента в структуре рекреационной емкости территории. Представляется, что именно санаторно-курортные организации составляют основную - курортообразующую - роль в развитии рассматриваемых территорий. Однако требуется диверсификация предложения типов средств размещения, представленных на курортах, для их более разнообразной ориентации на различные сегменты туристского спроса.
Амбициозный и интересный инвестиционный проект строительства курорта Привалка остается нереализованным (принадлежит компетенции СЭЗ «Грод-ноинвест»). В рамках работы проекта,
финансируемого ЕС «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», ENPI/2015/365-203 была разработана Стратегия развития туризма в дестинации Августовский канал и город Гродно [19]. В Стратегии обозначены перспективы развития курорта Привалка, связанные с реализацией инновационной и востребованной концепции целостного туризма (см. табл. 1), а также интеграцией курорта в систему событийного туризма («Славянский триатлон», спортивное ориентирование, «лагеря выживания»), разработанную для дестинации проф. М. Фонтанари [16].
В связи с обозначенными проблемами определения курортного статуса
рекреационных территорий, которым принадлежат санатории Беларуси, следует отметить, что некорректно было бы проводить синонимическую замену наименования организации «санаторий» с более нейтральным и ориентированным на туристический рынок наименованием рекреационной территории на понятие «курорт» (kurort) (например, чтобы избежать негативных ассоциаций с термином sanatorium на иностранных языках). Для этих целей лучше подходит наименование health resort, так как термин resort в зарубежной практике относится к обозначению организации. В русском языке сложилась традиционная ошибка перевода обоих терминов: и kurort (рекреационная территория), и resort (рекреационное предприятие) обозначаются термином «курорт», что рождает ошибки восприятия и употребления этих терминов в отечественной теории и практике.
Управленческие инновации. Данный тип инноваций включает новшества, позволяющие оптимизировать деятельность всех лиц, вовлеченных в процесс производства, продвижения и потребления турпродукта лечебно-оздоровительного туризма (работники санаторно-курортных организаций, местные жители курортных местностей, отдыхающие).
К примеру, одной из серьезных проблем во всем мире, требующих инновационных подходов к решению, является формирование управленческих компетенций для менеджеров в сфере лечебно-оздоровительного туризма. Специфика отрасли (граничное положение между медициной и туризмом) определяет особые требования к управленческому персоналу, а именно: компетенции в сфере менеджмента в сочетании с медицинской квалификацией. По мнению исследователей А. Бур-стам и М. Коэна, наличие медицинской квалификации позволяет менеджеру более эффективно управлять персоналом и обеспечивать менеджмент качества на предприятиях лечебно-оздоровительного туризма. В то время как бизнес-компетенции менеджера способствуют достижению высоких показателей экономической эффективности деятельности предприятий. В Беларуси среди управленческого персонала преобладают менеджеры
с изначально медицинским образованием, так как медицина считается более специфической отраслью знаний. Однако именно с дефицитом управленческих компетенций связывают А. Бурстам и М. Коэн опережение роста числа предприятий СПА-индустрии над показателями роста доходов в данной отрасли. Активное обсуждение проблемы привело к созданию значительного количества магистерских программ по подготовке управленческих кадров для СПА-индустрии. Одной из самых известных в мире является программа Корнелльского университета США. Но даже для нее характерен типичный для большинства таких программ в зарубежной образовательной практике недостаток образовательных дисциплин по формированию у студентов практико-ориентированных медицинских знаний. В качестве управленческой инновации исследователи предлагают для выпускников организовывать специальные курсы на базе предприятий СПА-цепей, направленные на освоение менеджерами практических основ наиболее распространенных и востребованных на туристическом рынке медицинских практик [14, с.364-376].
В этой связи представляется важным в качестве конкурентного преимущества национального санаторно-курортного сегмента туристической индустрии сохранить высокую медицинскую квалификацию управленческого персонала, сконцентрировавшись при этом на формировании бизнес-компетенций у представителей менеджмента в сфере санаторно-курортного обслуживания. Положительным сдвигом по данной группе инноваций является введение в 2011 году подготовки по новой специализации «Экономика и управление санаторно-курортными и оздоровительными организациями» на факультете коммерции и туристической индустрии БГЭУ. Причем для данной специализации характерно выгодное сочетание дисциплин экономико-управленческого плана, 2 иностранных языков и специальных дисциплин по основам курортного дела и курортной медицины [1]. Также в учебные планы по направлению специальности «Менеджмент в сфере международного туризма» на факультете международных отношений БГУ внедрена учебная дисциплина «Организация санаторно-курортного хозяйства».
Актуальным представляется обращение к управленческой деятельности, базирующейся на принципах духовности и направленной на формирование высокой эмоциональной удовлетворенности и креативности обслуживающего персонала - inspirational leadership (с англ. - «вдохновляющее лидерство»). Реализация данной концепции менеджмента на предприятиях лечебно-оздоровительного туризма предполагает обращение в процессе управления к следующим составляющим:
• обеспечение физического и духовного здоровья персонала;
• подбор сотрудников на основе глубокого анализа как их профессиональных, так и поведенческих и личностных качеств;
• определение актуальной для современного лечебно-оздоровительного туризма миссии и видения;
• выработка специфических для данной сферы корпоративных ценностей и профессиональной этики [9].
Рыночные инновации. В качестве самостоятельного типа инноваций многие исследователи выделяют рыночные инновации [15, 18, 23]. Одной из самых активно тиражируемых в мировой СПА-индустрии рыночных инноваций является развитие розничной торговли СПА-продуктами (чаще всего косметическая продукция). Такая продукция является современным модным трендом на потребительском рынке. Факторами ее привлекательности выступают:
• соединение в продукции научных технологий и глубоких традиций терапевтического использования местных природных ресурсов;
• географические ассоциации -туристические символы, формирующие USP («уникальное предложение» [19, c.60-61]) конкретных дестинаций: Франция - термальные воды, Чехия - пиво (косметическая продукция на основе пивных дрожжей), Израиль - Мертвое море (косметика на основе продуктов Мертвого моря) и т. п.;
• имидж экологически чистой, безвредной продукции на основе природных компонентов [14, с.209-219].
Значение данной рыночной инновации для предприятий СПА-индустрии заключается не только, и не столько в обеспечении дополнительных дохо-
дов от розничной торговли. Основная роль заключается в использовании розничной торговли как средства материального овеществления бренда в системе маркетинговых коммуникаций, формировании на рынке туристской потребности в потреблении продвигаемого турпродукта лечебно-оздоровительного туризма. Ни один другой вид туризма не может располагать таким эффективным механизмом обеспечения ежедневного присутствия своего бренда в домашних хозяйствах потенциальных потребителей - именно эта особенность обусловливает исключительную популярность данной инновации.
Как результат, сфера розничной торговли СПА-продуктами превратилась в высоконкурентную глобальную отрасль. СПА-бренды Vichy, La Rosh, Avene, Lave-rana, Logocos, Primavera, Santaverde, Dr. Hauschka и др. осуществляют жесткую конкуренцию в данном сегменте. Несмотря на активное распространение данной рыночной инновации в мире, в санаторно-курортном сегменте туристической индустрии Беларуси она по-прежнему не популярна. За исключением нескольких марок минеральной воды («Нарочанская», «Боровая»), а также розничной торговли сапропелевыми грязями озера Дикое в санатории «Радон», СПА-продукция, которая ассоциировалась бы у потребителя с курортом или санаторно-курортной организацией, в настоящее время не представлена.
В контексте существующей проблемы географической моноспециализации экспорта санаторно-курортного турпродукта Беларуси [10, с.106—107] очевидным направлением реализации рыночных инноваций выступает активизация и географическая диверсификация партнерских связей с зарубежными туроператорами. Данная инновация является первоочередной для проектирования и продвижения туристических продуктов, ориентированных на различные географические, демографические и другие сегменты спроса.
Таким образом, инновационная деятельность санаторно-курортных предприятий является основным инструментом обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортного турпродукта и санаторно-курортных организаций на национальном и международном рынке лечебно-оздоровительного туризма.
Причем важным моментом является ориентация не исключительно на один или несколько определенных типов инноваций (например, технологические инновации, базирующиеся на достижениях современной медицины). Различные типы инноваций являются взаимозависимыми и лишь в комплексе способны защитить предприятие от угрозы копирования конкурентами успешных инноваций. Поэтому инновационная деятельность санаторно-курортных организаций Беларуси должна носить комплексный характер и учитывать взаимозависимые актуальные направления инновационной деятельности в лечебно-оздоровительном туризме. Кроме того, сами инновации призваны ориентироваться на местные ресурсы и предпосылки, отличаться креативным подходом - в противовес распространенной тактике копирования успешных инноваций конкурентов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Волонцевич Е.Ф., Траскевич А.Г. Cabines: международное издание для профессионалов индустрии красоты и СПА. - 2017. - №134. - С.64-67.
2. Восемь главных предсказаний в сфере путешествий на 2017 год: Исследование сервиса онлайн бронирования Booking.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.booking. com/ru-ru/bookingtravelpredictions2017. - Дата доступа: 29.11.2017.
3. Генеральная схема размещения зон и объектов оздоровления, туризма и отдыха Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на период до 2030 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 декабря 2016 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2016. - 5/43066.
4. Дворецкий А.С. // Вести [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://www.e-vesti. ru/ru/elektronnaya-putevka-zarabotaet-v-2018-godu/. - Дата доступа. - 30.11.2017.
5. Курсовки в санаториях Беларуси: справочный модуль / Автоматизированные технологии туризма // Интернет-портал Санатории Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sanatorii.by/?mod_realizacia_kursovok. - Дата доступа: 22.12.2017.
6. Павлова А. Электронная путевка: как это будет работать // Медиа холдинг ProfiTravel [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http:// profi.travel/news/26292/details. - Дата доступа: 30.11.2017.
7. Пирожник И.И. Географические проблемы природопользования в условиях антропогенной деятельности. - Минск, 1996. - С.60-78.
8. Решетников Д.Г. Основные формы инноваций в лечебно-оздоровительном туризме / Д.Г.Решетников, А.Г.Траскевич // Беларусь в современном мире: Материалы Х Междунар.
науч. конф., посвящ. 90-летию образования БГУ / В.Г. Шадурский [и др.]. - Минск, 2011. -С.211 —212.
9. Траскевич А.Г. // Cabines: международное издание для профессионалов индустрии красоты и спа. — 2016. — №128. — С.68—72.
10. Траскевич А.Г. Конкурентоспособность санаторно-курортного сегмента туристической индустрии: Монография. — Минск, 2015.
— 394 с.
11. Шимов В.Н. // Белорус. экон. журн. — 2014. — №2. — С.4—15.
12. Cohen M. Perspectives on Holistic Health. — Clayton: Monash Institute of Health Service Research, 2002. — P.97—108.
13. Cohen M. Pathways to Holistic Health. — Clayton: Monash Institute of Public Health, 2000. — P.11—24.
14. Cohen M. Understanding the Global Spa Industry: Spa Management / M. Cohen, G. Bodeker. — Oxford, 2009. — 465 p.
15. Decelle X.A. // Innovations in tourism UN-WTO conference, 2004 [Electronic resource]. — 2005. — Mode of Access: http://www.oecd.org/ dataoecd/55/28/34267921.pdf. — Date of access: 15.10.2011.
16. Fontanari M., Traskevich A. // Проект EC «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», август 2017 [Electronic resource]. — 2017.
— URL: http://www.stdbelarus.com/index.php/ru/ rezultaty.
17. Global Wellness Institute The Global Wellness Tourism Economy 2017 [Electronic resource] / O. Yeung, K. Johnston, N. Chan // Global Spa and Wellness Summit. — 2017. — Mode of access: http:// www.globalspaandwellnesssummit.org. — Date of access: 15/01/2017.
18. Jacob M. // Innovations in tourism UNWTO conference, 2004 [Electronic resource]. — 2005. — Mode of Access: http://www.ingentaconnect.com/content/ ip/tec/2003/00000009/00000003/art00003. — Date of access: 15.10.2011.
19. Partale K. Tourism development strategy and action plan for the Destination Augustow Canal and Grodno City / K. Partale, A. Traskevich, S. Danskikh // Проект EC «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», март 2017 [Electronic resource].
— 2017. — URL: http://www.stdbelarus.com/index.php/ ru/rezultaty.
20. Tabacchi M.H. The efficacies and cost effectiveness of complimentary medical concepts most commonly used in spa settings: Part 1. — Lexington, 1996. — 54 p.
21. Tabacchi M.H. The efficacies and cost effectiveness of complimentary medical concepts most commonly used in spa settings: Part 2. — Lexington, 1997. — 73 p.
22. Traskevich A. Cooperative Approaches between Health- and Agro-Tourism Stakeholders in Increasing Rural Destination Resilience in Belarus / A. Traskevich, S. Danskikh // Destination Resilience: Challenges and Opportunities for Destination Management and Governance / E. Innerhofer, M. Fontanari, H. Pechlaner [Eds.]. — Oxford, 2017. — 224 p. — Chapter 6.
23. Weiermair K. // Innovations in tourism UN-WTO conference, 2004 [Electronic resource]. — 2005. — Mode of Access: http://www.oecd.org/ dataoecd/55/31/34267947.pdf. — Date of access 15.10.2011.
Поступила 26.12.2017 г.