Научная статья на тему 'Общие проблемы региональных рекреационных комплексов и пути решения'

Общие проблемы региональных рекреационных комплексов и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2276
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / TOURISM / RECREATION / RESORT COMPLEX / MANAGEMENT / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIPS / SOCIO-ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белохвостова Наталия Владимировна

Развитие туристской отрасли позволяет современным государствам добиваться подъема национальной экономики. Развитие туристской индустрии, формирование туристской привлекательности территорий является одним из стратегических направлений несырьевой экономической деятельности Российской Федерации. В тоже время, есть виды туризма, нуждающиеся в процессе своего развития в государственной поддержке. Обзорно-аналитическая статья посвящена выявлению общих для регионов проблем развития рекреаций, обновления санаториев и пансионатов, поиску и привлечению инвесторов. В Российской Федерации санаторно-курортная деятельность является одной из наиболее важных составляющих отрасли туризма, так как занимает существенное место в укреплении здоровья населения страны. Реформирование российской экономики, привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила работу централизованная система управления санаторно-курортным комплексом. Все эти нововведения потребовали разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг. В результате анализа статистических данных и экономических показателей деятельности организаций санаторно-курортного комплекса Российской Федерации автором описаны наиболее характерные проблемы региональных рекреаций. Такими проблемами являются отсутствие конкуренции, связанное с преимущественным присутствием на рынке рекреационных услуг и услуг санаторно-курортного комплекса государственных и муниципальных унитарных предприятий, низкой эффективностью деятельности, а также устаревшей материально-технической базой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common problems of regional recreation complexes and solutions

The development of the tourism industry enables modern States to achieve recovery of the national economy. The development of the tourism industry, the formation of tourist attractiveness of territories is one of the strategic directions of non-oil economic activities of the Russian Federation. At the same time, there are types of tourism that need the state support. The survey-analytical article is devoted to identification of common regions for development issues recreations, updates, and resorts, search and attraction of investors. In the Russian Federation sanatorium activity is one of the most important components of the tourism industry, as it occupies a significant place in improving the health of the population. Reforming of the Russian economy, led to changes in organizational-legal forms of ownership of health organizations. Stopped working centralized system management of the sanatorium-resort complex. All these innovations required the development of new approaches to the organization and regulation of health services. The analysis of statistical data and economic indicators of activity of the organizations of the sanatorium-resort complex of the Russian Federation the author describes the most typical problems of regional recreation. Such problems are the lack of competition associated with a primary presence on the market of recreational services of sanatorium-resort complex of state and municipal unitary enterprises, low efficiency and outdated material-technical base.

Текст научной работы на тему «Общие проблемы региональных рекреационных комплексов и пути решения»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/115EVN317.pdf

Статья опубликована 11.07.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Белохвостова Н.В. Общие проблемы региональных рекреационных комплексов и пути решения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/115EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338:48

Белохвостова Наталия Владимировна

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Институт туризма и сервиса, Россия, Люберцы Доцент кафедры «Организации бизнес-процессов в сфере туризма и сервиса»

Кандидат экономических наук E-mail: BNV-2000@ yandex.ru

Общие проблемы региональных рекреационных комплексов и пути решения

Аннотация. Развитие туристской отрасли позволяет современным государствам добиваться подъема национальной экономики. Развитие туристской индустрии, формирование туристской привлекательности территорий является одним из стратегических направлений несырьевой экономической деятельности Российской Федерации. В тоже время, есть виды туризма, нуждающиеся в процессе своего развития в государственной поддержке.

Обзорно-аналитическая статья посвящена выявлению общих для регионов проблем развития рекреаций, обновления санаториев и пансионатов, поиску и привлечению инвесторов. В Российской Федерации санаторно-курортная деятельность является одной из наиболее важных составляющих отрасли туризма, так как занимает существенное место в укреплении здоровья населения страны. Реформирование российской экономики, привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила работу централизованная система управления санаторно-курортным комплексом. Все эти нововведения потребовали разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг.

В результате анализа статистических данных и экономических показателей деятельности организаций санаторно-курортного комплекса Российской Федерации автором описаны наиболее характерные проблемы региональных рекреаций. Такими проблемами являются отсутствие конкуренции, связанное с преимущественным присутствием на рынке рекреационных услуг и услуг санаторно-курортного комплекса государственных и муниципальных унитарных предприятий, низкой эффективностью деятельности, а также устаревшей материально-технической базой.

Ключевые слова: туризм; рекреация; санаторно-курортный комплекс; управление; проблемы развития; государственное частное партнерство; социально-экономический эффект

Введение

Индустрия туризма и гостеприимства обладает высоким потенциалом для развития и, не смотря на экономические и политические ограничения последних лет, остается одной из

приоритетных в развитии не сырьевого экспорта страны. С течением времени меняются формы и методы организации в туризме, возникают новые виды туризма, увеличивается вклад индустрии туризма в экономику страны [1, С. 294-301].

Неотъемлемой частью туризма является функционирование региональных рекреационных комплексов. В настоящее время, как никогда актуален вопрос развития инфраструктуры здравоохранения и рекреации, так как именно они оказывает значительное влияние на здоровье человека.

Понятие «рекреации», по мнению целого ряда ученых, определяется как восстановление человеком ресурсов организма, израсходованных в процессе труда и жизнедеятельности. Само понятие при этом несет больший эмоциональный окрас, чем понятие «туризм» и «отдых». Сочетание этих понятий дает один из наиболее распространенных видов туризма, осуществляемый с целью восстановления физических, психических, эмоциональных ресурсов человеческого организма, отдыха и оздоровления. Рекреационный туризм может включать культурно-зрелищные программы, событийные спортивные мероприятия, занятия спортом и т.д. В тоже время, рекреационный туризм -существенный фактор экономики, социальный институт и сфера медицины.

Накопленные экологические проблемы оказывают существенное влияние на здоровье человека, и следует ожидать в будущем роста потребности в услугах учреждений рекреации и услуг санаторно-курортного сегмента рекреационного туризма. На сегодняшний день это достаточно узкий сегмент рынка туристских услуг.

Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из наиболее приоритетных направлений устойчивого развития туристской индустрии. Рекреационный туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья населения, основа для развития социо-культурной среды и воспитания патриотизма граждан. Все это объясняет усиливающееся внимание со стороны государственных органов управления к проблемам развития отрасли.

Государственная стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации задает основные цели и задачи в государственной политике, определяет направления развития и устанавливает целевые показатели реализации стратегии.

Для Российской Федерации деятельность санаториев и пансионатов не является новой, а является продолжением деятельности советской системы здравоохранения. При вхождении страны в рыночную экономику система здравоохранения была неоднократно реформирована, что сказалось, в том числе, на деятельности этих учреждений.

Сдерживающим фактором является низкая инвестиционная активность в данном сегменте, вызванная длительными сроками окупаемости, сложностью оценки рисков и преобладающим большинством государственных и муниципальных предприятий [3, С. 18-23]. Государственное или муниципальное унитарные предприятия санаторно-курортного комплекса практически не конкурируют друг с другом, а коммерческий сегмент представлен ничтожным количеством предприятий.

Еще одним сдерживающим фактором является, зачастую, близкая расположенность санаториев и пансионатов к особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Инвесторы, которые хотели бы развивать свой бизнес на территории национального парка или заповедника (ООПТ), вынуждены проходить сложную и длительную процедуру оформления лицензионных документов и аренды земли. Во многих национальных парках отсутствует или со временем разрушена инженерная инфраструктура для строительства объектов. В этой связи у предпринимателей нет четкого представления о том, какое количество денежных

средств необходимо инвестировать, например, в строительство гостиницы или ресторана, какой доход бизнес принесет и когда инвестиции окупятся. Невозможность адекватно оценить риски лишает инвесторов интереса к таким объектам.

Если проблемы развития рекреационного туризма в регионах можно назвать общими, то решение этих проблем должно определяться государственными регулирующими и надзорными органам. По сути, весь санаторно-курортный комплекс нуждается в модернизации и реструктуризации.

Следует отметить, что модернизации санаторно-курортного комплекса не производилось с 2000 годов. Негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, является низкий уровень состояния материально-технической базы. По словам Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой: 18% государственных санаторно-курортных организаций имеют износ, превышающий 80%. Реконструкция и модернизация требуют вклада в один объект от 85 до 200 миллионов рублей.

В этой связи приобретает актуальность вопрос выработки механизмов привлечения финансовых средств для модернизации санаторно-курортного комплекса, что поможет сформировать предложение качественных услуг, с одной стороны, и стимулирования коммерческого спроса с другой.

Методы

Исследование современного состояния региональных рекреационных комплексов проводилось на основе статистической отчетности. Основными критериями являлись данные о доходах и расходах на осуществление деятельности предприятиями отрасли. Проанализирована структура предприятий региональных рекреаций. Изучены и обобщены экспертные оценки специалистов отрасли.

Результаты

Региональные рекреационные комплексы изначально являются инструментами реализации социальной функции государства, а именно сохранению и восстановлению здоровья доступного для всех слоев населения [8, С. 36-47]. Современное понятие о санатории и курорте несколько изменилось. У потребителя нет ассоциации отдыха с лечением, восстановлением сил. Появился спрос на туристическую направленность, а не медицинскую, которая была присуща санаториям в большей степени. Появились новые отели, гостиницы, клиники красоты, здоровья, которые оснащены современной технической базой и более привлекательны для потенциальных потребителей [7, С. 8-22].

В разных регионах предприятия и организации отрасли могут быть представлены предприятиями разных форм собственности: государственные; профсоюзные и частные. К первой группе относятся бюджетные учреждения, основной деятельностью которых по-прежнему является «госпитальная» схема предоставления санаторно-курортных услуг. Государственный статус закреплен только за Минздравом и силовыми ведомствами. Дотация происходит за счет бюджетов организаций. Значительную группу составляют федеральные органы исполнительной власти и подконтрольные им структуры (табл. 1).

Таблица 1

Санаторно-курортные организации ведомственной принадлежности

Наименование ведомства Количество санаторно-курортных организаций Удельный вес коммерческих услуг в общем объеме реализованных услуг, (%)

Министерство обороны РФ 45 20

Министерство здравоохранения РФ 31 -

Министерство внутренних дел РФ 25 2,5

Управление делами президента РФ 20 80

Федеральная служба безопасности РФ 20 -

Федеральное медико-биологическое агентство РФ 12 60

Федеральная налоговая служба РФ 6 39

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Ведомственные санаторно-курортные организации не обходятся без коммерческих путевок. Управление делами Президента РФ имеет, в обращении 80% путевок коммерческой составляющей. Министерство обороны 20%, Федеральное медико-биологическое агентство РФ до 60%, включая путевки, реализованные по договорам с фондом социального страхования РФ.

Ко второй группе относятся санаторно-курортные учреждения, принадлежащие профсоюзным структурам, промышленно-финансовым группам (Российские железные дороги, Газпром, Сургутнефтегаз, Норникель и др.). Санатории, дома отдыха, другие средства размещения, нацелены не на «госпитальную» основу, а в первую очередь мощную лечебно-диагностическую базу, развитие досуговой деятельности.

Большая часть профсоюзных организаций ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) перешла к Федерации независимых профсоюзов России в 1990 году. На сегодняшний день Санаторно-курортный комплекс профсоюзов располагает 374 санаториями, пансионатами, домами отдыха, оздоровительными детскими лагерями.

К частным компаниям относятся организации разных форм собственности: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, либо дочерние предприятия крупных финансовых структур. Цели у всех разные: одни продолжают работать на медицинской основе, другие пытаются перепрофилировать организации, сделать акцент на лечебно-диагностические методы (массаж, косметические услуги), развивать СПА, велнес-услуги.

Региональные рекреационные комплексы в настоящее время для определенных территорий выполняют системообразующую функцию, оказывая прямое влияние на развитие этих территорий [4, С. 15-21]. В табл. 2 представлен рейтинг частных российских санаторно-курортных организаций по объему выручки.

Таблица 2

Топ-10 частных российских санаторно-курортных организаций по объему выручки

Название Регион Число санаториев

AMAKS Hotels&Resorts Пермский край, Новгородская область, Ставропольский край, Московская область 4

Курорт Белокуриха Алтайский край 3

Plaza SPA Hotels Ставропольский край 2

Аквалоо Краснодарский край 1

Южное взморье Краснодарский край 1

Россия Алтайский край 1

Жемчужина России Краснодарский край 1

Кивач Санкт-Петербург, Карелия 2

Алтай-West Алтайский край 1

Ульяновсккурорт Ульяновская область 4

Источник: СПАРК-Интерфакс, отчетность компаний

Согласно данным Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, порядка 44% санаторно-курортных организаций отнесены к государственной форме собственности, 3% - к муниципальной, 53% к частной и иной формам собственности.

В 2016-2017 годах из общего числа государственных санаторно-курортных организаций, федеральными являлись - 140, региональными - 355.

Наибольшее количество государственных санаторно-курортных организаций сосредоточены в Республике Крым, Краснодарском крае и Ставропольском крае.

При этом для всей отрасли характерны общие проблемы сохранения своих ресурсов и развития. Одной из главных проблем является высокий уровень износа материально-технической базы предприятий и организаций. Наибольший износ санаторно-курортных организаций определен в Башкортостане, Удмуртской и Чеченской республиках, Красноярском крае, а также Московской и Тульской областях.

Решением этой проблемы для федеральных и региональных санаторно-курортных организаций должно стать активное привлечение инвестиций в отрасль. Частные инвесторы могут проявить интерес к санаторно-курортному комплексу при включении государством механизмов привлечения средств инвесторов и развития государственного частного партнерства.

Государственное частное партнерство в Российской Федерации представлено значительным количеством форм и может применяться в большом спектре отраслей и сфер профессиональной деятельности. Ряд проектов государственного частного партнерства уже реализован, что позволяет на основе статистических данных сделать выводы о существующих ограничениях его применения и предложить систему управленческих процессов, структур и мер для совершенствования системы управления государственным частным партнерством (ГЧП) и его популяризации.

В индустрии туризма развитие механизмов ГЧП может осуществляться в разных формах. Развивать государственно-частное партнерство в индустрии туризма планируется осуществлять через:

• прямое государственное участие - путем реализации крупных инфраструктурных проектов, развитие объектов национального достояния и концессионного соглашения и целевого финансирования строительства объектов инфраструктуры;

• привлечение инвесторов и организацию стартапов - путем развития объектов туристической инфраструктуры (отели, санатории, объекты развлечений) за счет предоставления налоговых льгот (при условии выполнения специальных требований);

• совместное финансирование - мероприятия по продвижению туристического рекреационного направления через национальные туристические организации.

Решения требует и вопрос выделения и приобретения в собственность для целей рекреации земельных участков в регионах. Дискуссионным остается положение Закона о ГЧП о том, что на момент передачи земельного участка частному партнёру участок должен быть свободен от прав третьих лиц. Никаких изъятий «если иное не предусмотрено соглашением» в законе не содержится. Иными словами, например, исключается передача земельных участков, обременённых сервитутами, наличие которых обеспечивает необходимую инфраструктуру объекта [2, С. 17-25].

Следует так же отметить законодательно предусмотренную невозможность приобретения земельного участка по ст. 39.20 Земельного кодекса РФ до истечения срока соглашения о ГЧП.

Для улучшения состояния санаторно-курортного комплекса региона и привлечения инвесторов в ряде случаев предлагается изменение организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов. Акционирование ГУП и МУП рекреационного туризма, в этом случае, будет антикризисной мерой, призванной сделать управление предприятиями эффективным, а инвестиции - привлекательными для инвесторов.

Деятельность предприятий рекреационного туризма в ряде случаев регулируется не только отраслевыми туристскими законами, но и нормативно-правовыми актами медицинской сферы. Здесь важной составляющей услуги является качество обслуживания и качество самих услуг. При тотальной изношенности оборудования ожидать высокого качества услуг и качества обслуживания невозможно.

Санаторно-курортный комплекс России не имеет аналогов в мире, но в продвижении на рынке санаторно-курортном есть затруднения, вызванные оценкой определения качества услуг зарубежными странами. В целях привлечения не только отечественных потребителей, но и иностранных гостей будет сложно это сделать без обязательной сертификации, которая была бы основана не только на национальных стандартах, но и на международных стандартах, что позволит санаторно-курортному рынку выход на международный рынок [5, С. 68-73].

Еще одной общей для предприятий рекреации туризма проблемой является практически отсутствие информационной поддержки на уровне государства и региональных органов власти, поскольку подавляющее количество организаций данной сферы являются государственными и муниципальными, а также ведомственными. Разработка рекламно-просветительской компании по информационной поддержке рекреационного туризма также возможна с привлечением общественных объединений и организаций и социальных медиа.

На сегодняшний день, действующий программно-информационный комплекс курортного реестра, включает в себя ряд принципиальных проблем, основными из которых являются недостоверность сведений, представляемых субъектами Российской Федерации, ведомствами и самими здравницами, а также ограниченность и низкая информативность вносимых в реестр сведений.

Помимо этого, следует определить систему категоризации предприятий и организаций рекреационного туризма, что позволит потенциальному потребителю определить нужный уровень качества в соответствии с предлагаемой стоимостью услуг [9, С. 263-270].

Социально-экономическое стимулирование развития рекреационного туризма обеспечит мультипликативный эффект для развития смежных и вовлеченных видов деятельности, следовательно, окажет положительное влияние на экономику страны в целом [6, С. 55-59].

Развитие санаторно-курортных комплексов в регионах будет способствовать:

• улучшению жизни людей на посещаемых территориях (делает жизнь людей на посещаемых территориях лучше, а сами территории - еще более удобными для посещения);

• сочетанию удовольствия от путешествия с реальным вкладом в устойчивое развитие посещаемой территории;

• созданию предпосылок или условий для устойчивого развития, саморегулирования, экономического роста территорий и регионов.

Обсуждение

Существующая система координации деятельности курортной отраслью Российской Федерации не в состоянии обеспечить выполнение государственных задач по сохранению и развитию санаторно-курортной сферы и рационального использования природных лечебных ресурсов, повышении эффективности землепользования и управления территориями, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Для поддержания процесса модернизации необходимо разработать дорожную карту развития санаторно-курортного комплекса, сводящую воедино цель, логику, механизмы реализации и ключевые элементы управления процессом.

Ключевыми моментами для выполнения инициатив по модернизации и реструктуризации санаторно-курортного комплекса являются:

• изменение регулирования (оптимизация законодательства на федеральном и региональном уровнях, применение льготного налогообложения, пересмотр системы стандартов; введение категорий предприятий и организаций санаторно-курортной отрасли);

• создание конкурентной среды (пересмотр институциональной модели санаторно-курортного лечения, оптимизация информационной, транспортной, энергетической инфраструктуры, дифференциация каналов дистрибуции);

• общественный контроль (привлечение СМИ и социальных медиа).

В тоже время, оптимальное управление предполагает не универсальный подход к развитию регионального рекреационного комплекса, а ситуационный, определяющий его параметры в соответствии с требованиями территориальной специфики. Природно-климатические, экономические, социальные, культурные, демографические различия исключают унифицированный подход к разработке проектов рекреации в регионах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробышев Е.А. Туризм и индустрия гостеприимства: траектории развития на российском рынке // Социальная политика и социология. 2014. № 4 (105). С. 294-301.

2. Егорова Е.Н., Мухоморова И.В., Малолетко А.Н., Солодуха П.В. Современное состояние и тенденции развития государственно-частного партнерства в России // Социальная политика и социология. 2016. № 4 (117). С. 17-25.

3. Мосалёв А.И. Сущности неопределенностей с позиции инновационного предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №3. С. 18-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Новикова Н.Г., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Региональный туризм как фактор социально - экономического развития экономики // Вестник Южно-Уральского государственного унивесритета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Т. 10. № 2. С. 15 - 21.

5. Тарчоков С.К. Конкурентные преимущества внутреннего турпродукта в Российской Федерации // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 6 (44). С. 68-73.

6. Тарчоков С.К. Проблемы и перспективы развития туризма в современных условиях хозяйствования в России // Научный вестник МГИИТ. 2013. С. 55-59.

7. Шадская И.Г. Инвестиции в туризм - курс на развитие региона // В сборнике: Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы инновационного развития Сборник трудов XVI Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 8-22.

8. Черникова Л.И., Белохвостова Н.В. Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 4. С. 36-47.

9. Gumerov A.V., Mukhomorova I.V., Sadykova R.R., Fatikhova L.E., Chikisheva N.M., Simonova L.M., Alenina E.E. The program "client voice" as a tool of business structure innovations // Journal of Sustainable Development 2015. Т.8 (3), 263-270.

Belokhvostova Nataliia Vladimirovna

Russian state university of tourism and service, Russia, Moscow

E-mail: BNV-2000@ yandex.ru

Common problems of regional recreation complexes and solutions

Abstract. The development of the tourism industry enables modern States to achieve recovery of the national economy. The development of the tourism industry, the formation of tourist attractiveness of territories is one of the strategic directions of non-oil economic activities of the Russian Federation. At the same time, there are types of tourism that need the state support.

The survey-analytical article is devoted to identification of common regions for development issues recreations, updates, and resorts, search and attraction of investors. In the Russian Federation sanatorium activity is one of the most important components of the tourism industry, as it occupies a significant place in improving the health of the population. Reforming of the Russian economy, led to changes in organizational-legal forms of ownership of health organizations. Stopped working centralized system management of the sanatorium-resort complex. All these innovations required the development of new approaches to the organization and regulation of health services.

The analysis of statistical data and economic indicators of activity of the organizations of the sanatorium-resort complex of the Russian Federation the author describes the most typical problems of regional recreation. Such problems are the lack of competition associated with a primary presence on the market of recreational services of sanatorium-resort complex of state and municipal unitary enterprises, low efficiency and outdated material-technical base.

Keywords: tourism; recreation; resort complex; management; problems of development; public private partnerships; socio-economic effect

REFERENCES

1. Drobyshev A.E. Tourism and hospitality industry: the trajectory of the development on the Russian market // Social policy and sociology. 2014. No. 4 (105). P. 294-301.

2. Egorova E.N., Mukhomorov I.V., Maloletko A.N., The Solodukha P.V. Modern state and tendencies of development of public-private partnership in Russia // Social policy and sociology. 2016. No. 4 (117). S. 17-25.

3. Mosalev A.I. of the nature of the uncertainties from a position of innovative enterprise // Management in Russia and abroad. 2014. No. 3. S. 18-23.

4. Novikova N.G., Lebedev K.A., Lebedeva O.E. Regional tourism as a factor of social and economic development of economy // Vestnik of the South Ural state University. Series: Economics and management. 2016. T. 10. No. 2. P. 15-21.

5. S.K. Tarchokov Competitive advantages of domestic tourism products in the Russian Federation // Scientific Herald of MGIIT. 2016. No. 6 (44). P. 68-73.

6. Tarchokov S.K. Problems and prospects of tourism development in modern conditions in Russia // Scientific Herald of MGIIT. 2013. P. 55-59.

7. Sadska I.G. Investment in tourism is a course on the development of the region // In book: Tourism and services: personnel training, problems and prospects of innovative

development proceedings of the SIXTEENTH International correspondence scientific-practical conference. 2015. P. 8-22.

8. Chernikova L.I., N. Belokhvostova In the resource potential of the services sector and its gender dimensions // Financial Analytics: problems and solutions. 2014. No. 4. P. 36-47.

9. Gumerov A.V., I.V. Mukhomorova, Meets R.R., L.E. Fatikhova, Chikisheva N.M., Simonova L.M., Alenina E.E. The program "client voice" as a tool of business structure innovations // Journal of Sustainable Development 2015. Vol. 8 (3), 263-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.