ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ, ПРАВО В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ
УДК 338.48
Е.Н. ГРИЦ
преподаватель кафедры теоретической и прикладной экономики1
К.С. ГРИПИЧ
студент1
1Барановичский государственный университет г. Барановичи, Республика Беларусь
Статья поступила 25 сентября 2019г.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В данной статье рассматриваются современные тенденции и проблематика существования и развития молодежного туризма на территории Республики Беларусь. Выявлены факторы, которые препятствуют совершению поездок молодым населением. Рассмотрены основные проблемы и разработаны рекомендации, которые при комплексном использовании помогут сдвинуть молодежный туризм с точки его застоя.
Ключевые слова: туризм, молодежный туризм, молодые люди, студенты, молодежный сегмент. GRITS E.N.
lecturer of the Department of Theoretical and Applied Economics1 GRIPICH K.S.
student1
1Baranavichy State University, Baranovichi, Republic of Belarus
CURRENT TRENDS AND THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Current trends and the issue of existence and development of youth tourism on the territory of the Republic of Belarus are discussed in this article. The factors that impede travel among young people are identi-
3
fied, the main problems are considered and the recommendations are developed. Using these recommendations in complex will help to move youth tourism from the point of stagnation.
Keywords: tourism, youth tourism, young people, students, youth segment.
Введение. На современном этапе туризм является одним из наиболее динамично развивающихся явлений, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей. Государство уделяет должное внимание всестороннему развитию туризма и туристической инфраструктуры, а также подготовке и переподготовке кадров, в которых нуждается туристическая отрасль. Однако Республика Беларусь фактически полностью игнорирует такое явление, как молодежный туризм, несмотря на то, что удельный вес международного молодежного туризма стремительно увеличивается.
Основная часть. Существенный вклад в изучение туристической отрасли, развитие туристических направлений, изучение проблематики молодежного туризма внесли такие учене, как А. П. Дурович, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов, Д. С. Ушаков, Н. Д. Эриашвили, Н. М. Бирицкая, А. В. Бабкин, В. С. Боголюбов, Е. В. Жулевич и другие.
По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), на сегодняшний день доля молодежного туризма составляет 20% от общего числа Международного туризма [1].
Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики», молодые граждане - это граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года [2].
Согласно данным статистического комитета Республики Беларусь, численность молодежи в возрасте 14-30 лет в 2018 году составила 100 654 чел., в 2019 году численность молодого населения сократилась на 2820 чел. и составила 97 834 чел. [3].
Молодежный туризм - это вид туристической деятельность, направленный на удовлетворение потребностей в познании и рекреации лиц в возрасте от 14 до 31 года как на территории постоянного места жительства, так и за его пределами [4, с. 343].
Современные тенденции молодежного туризма:
• прослеживается увеличение роста числа путешествующей молодежи;
• происходит достаточно эффективная пропаганда здорового образа жизни, вследствие чего возрастает потребность в оздоровлении и рекреации;
• молодежь стремится к самореализации, познанию, самообразованию и коммуникации, а туризм является лучшим вариантом для всестороннего развития.
Молодые люди являются важной категорией туристов, так как именно они в большей мере проявляют интерес к активному отдыху, направленному на познание и самообразование.
Отсюда возникает вопрос, если молодые люди сочетают в себе наиболее благоприятные качества и проявляют интерес к такому сегменту рынка, как молодежный туризм, тогда чем обусловлена проблематика его слабого развития?
Чтобы получить ответ на данный вопрос, был разработан и проведен интернет-опрос, участниками которого стали студенты и выпускники различных университетов Республики Беларусь. За основу исследования была взята группа молодых людей в количестве 100 человек, возрастная категория которых находится в рамках от 18 до 24 лет. Молодым людям был предложен ряд основных вопросов:
- Как часто вы путешествуете?
- Какие факторы препятствуют совершать поездки?
- Какие иные причины вы можете указать?
- Хотели бы вы путешествовать, если бы имелась возможность?
- Следите ли вы за развитием туризма, основными новостями, телевизионными программами?
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Одним из наиболее важных вопросов, который является основой всего исследования, был вопрос «Как часто вы путешествуете?». Ответы на вопрос отражены на рисунке.
Из рисунка видно, что 31 человек из опрошенной группы не путешествует вообще, 45 опрошенных путешествует 1 раз в год,
16 человек - 2-3 раза в год и только 8 опрошенных - больше трех раз.
Также все 100 человек ответили, что они хотят и любят путешествовать, а 35 из 100 интересуется новостями в мире туризме, просматривают различные трэвлшоу.
Результаты ответов на вопрос «Какие факторы препятствуют совершению поездки?» изображены в таблице (можно было выбрать несколько факторов из предложенных).
Наиболее весомым фактором является отсутствие финансовых возможностей, его выбрали 69 опрошенных человек. Это связано с тем, что на современном этапе основную позицию заняли коммерческие организации, однако этот вариант достаточно дорогой для студентов или выпускников, которые еще обучаются или не успели занять достаточно высокие места в карьерной лестнице. Также основными факторами являются: отсутствие времени для 65 человек, недостаточная информированность для 54 человека.
Студенты считают, что фактор, связанный с ограничением возможностей по причине обучения в университетах и академиях, пропуски занятий, достаточно весомый, поэтому первоначально у студентов в приоритете учеба, затем путешествия. Они объясняют это тем, что университет допускает возможность пропустить определенное количество академических часов, затем идут дисциплинарные взыскания, также пропуски занятий приводят к неуспеваемости и задолженностям по учебным дисциплинам, что является негативным явлением. К иным причинам отнесли отсутствие компании, запреты родителей и лень.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что у молодого населения есть желание узнавать и путешествовать по различным странам мира, но в связи с тем, что ведется слабая пропаганда молодежного туризма, этот сегмент рынка туристических услуг фактически не развит.
Как часто вы путешествуете?
Рисунок - Результаты опроса «Как часто Вы путешествуете?», чел.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Таблица - Результаты ответа на вопрос «Какие факторы препятствуют совершению поездки?»
Фактор Количество человек
Отсутствие финансовых возможностей 69
Недостаточная информированность 54
Отсутствие свободного времени 65
Ограничение возможностей, обусловленное учебой в университетах и академиях, пропуск занятий 30
Иные причины 20
Примечание - Источник: собственная разработка.
На современном этапе перед молодежным туризмом стоит ряд сложнейших проблем. Основной и наиболее важной проблемой данной сферы деятельности является тот факт, что молодежный туризм не получает никакой государственной поддержки, что, в свою очередь, объясняет его слабую развитость. А отсутствие комплексного подхода к изучению такого явления, как молодежный туризм, не позволяет в полной мере осознать важность развития молодежного туризма. К тому же, Республика Беларусь имеет недостаточно развитую туристическую инфраструктуру, которая не привлекает современную молодежь. Всемирное развитие международного молодежного туризма происходит посредством функционирования разнообразных международных организаций, которые направлены на привлечения интереса молодежного сегмента, на развитие инфраструктуры и обеспечение государственной поддержки международного туризма.
К наиболее крупным и влиятельным организациям, занимающимся вопросами развития молодежного туризма, относятся: Международная Федерация социального туризма (FITS); Федерация международных молодежных туристских организаций (FIYTO); Азиато-Европейское Молодежное Сотрудничество (AEYC) и многие другие. Однако Республика Беларусь не входит ни в одну из этих орагнизаций [5].
Среди крупнейших молодежных туристских объединений следует назвать ISTC, IYHF, FIYTO, BITEJ, EYCA, AEYC, BITS и др. Деятельность данных организаций направлена на создание благоприятных условий для молодых людей, они предоставляют множество скидок и льгот в сфере молодежного туризма. К сожалению, Республика Беларусь имеет представительство лишь в некоторых организациях и недостаточно информирует молодое поколение [5].
В ходе проделанной работы были разработаны следующие рекомендации.
Во-первых, государству необходимо уделять больше внимания развитию данного сегмента, потому что даже небольшая государственная поддержка поможет молодежному туризму функционировать успешнее. Разработка нормативно-правовой базы и государственных программ развития на будущие пять лет поможет дать оценку состояния молодежного туризма, определить цели, задачи, приоритетные направления и спрогнозировать результаты развития молодежного
туризма Республики Беларусь. Целесообразно сделать основной уклон на приближения уровня развития молодежного туризма в Республике Беларусь к уровню развитых стран, а также способствовать скорейшему развитию и популяризации данного явления на территории республики.
Во-вторых, вопрос слабо развитой инфраструктуры необходимо рассматривать не только на международном уровне, но и на национальном. В первую очередь, любой развивающийся в стране вид туризма способствует росту экономического благосостояния страны, сказывается на ее платежном балансе. Развитие и формирование туристической инфраструктуры в республике, правильно составленная стратегия продвижения, пропаганда здорового образа жизни и прочие мероприятия, способствующие путешествиям по Республики Беларусь молодежного сегмента, не только улучшат экономическое состояние страны, но и предотвратят отток валюты, что положительно скажется на ее платежном балансе. К тому же разработка программ, содействующих развитию молодежного туризма среди обучающихся, поможет решить вопрос с учебой, пропусками и недостатком у молодых людей свободного времени для путешествий.
В-третьих, Республике Беларусь необходимо активизировать свою деятельность в области международного сотрудничества, вступать в молодежные туристические организации, это поможет внедрить множество новшеств в систему международного молодежного туризма. К тому же участие в международной деятельности поможет сформировать положительный имидж Республики Беларусь на международной арене. Однако это возможно исключительно с учетом двух выше причисленных решений.
Мало кто знает о существовании молодежных студенческих карт - International Student Identity Card, International Young Travel Card (ISIC, IYTC), которые предоставляют скидки в 130 странах. Оформление карты возможно и для жителей Республики Беларусь, сделать это можно в течение 15 минут в турфирме ООО «Туртила», стоимость оформления 15 белорусских рублей. Система скидок включает: возможность бесплатного доступа в музеи, театры и культурные центры мира, авиаперелеты, проживание в гостиницах и хостелах, питание в кафе, ресторанах и барах, имеются дополнительные привилегии на дополнительное образование,
языковые курсы, тренинги и мастер-классы, покупки в магазинах и при онлайн-заказах. К тому же данные студенческие карты можно оформить в виде банковской карты, правда, только ISIC Visa или ISIC MasterCard позволяют рассчитываться за покупки. ISIC и IYTC действуют с сентября текущего года до конца декабря следующего года. Отличие этих двух карт в том, что карту IYTC могут оформить все желающие от 7 до 30 лет включительно. Принципиальное отличие от ISIC в том, что для оформления не обязательно где-то учиться. Главное - быть младше 31 года. Карта ITIC (International Teacher Identity Card) представляет собой международное удостоверение для учителей, получить которое могут преподаватели всех возрастов, в том числе воспитатели в детских садах. Единственное условие - преподавание должно занимать не менее 18 часов в неделю [6].
Кажется, что в век технологий вопрос недостаточной информированности не актуален, но оказывается все иначе. Государственные органы с целью улучшения положения молодежного туризма могут заняться вопросом продвижения и рекламирования возможностей данных карт. Внедрение в массы данных карт будет способствовать снижению стоимости, которую молодые люди могли бы затратить на путешествие. Безусловно, это не решит проблему отсутствия денег, но получение множества скидок уменьшит ее масштабы.
Заключение. Подводя итоги, можно сказать, что молодежный туризм является перспективным, но слабо развитым явлением, которое имеет ряд проблем. Он нуждается в государственной поддержке и формировании законодательной базы, улучшении положения Республики Беларусь на международной арене. Вступление в международные программы развития молодежного и социального туризма, развитие инфраструктуры и формирование имиджа Республики Беларусь на международном рынке молодежного турима будет способствовать развитию молодежного туризма как на международном, так и национальном уровнях. Только комплексный подход и использование всех рекомендаций поможет эффективно развивать молодежный туризм.
Список литературы
1. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс] / Комиссия ЮНВТО для
Европы. - Режим доступа :
https://europe.unwto.org/sites/all/files/pdf/ite m_3_-_report_of_the_secretary-general_russian.pdf. - Дата доступа : 19.10.2019 г.
2. Демографический ежегодник Республики Беларусь : статистический сборник [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
- Режим доступа : http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/145/ 145cac172f7bf1a9801c64e20888661f.pdf. -Дата доступа : 20.10.2019.
3. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 7 декабря 2009 г., № 65-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2016, 2/2432.
4. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - М-СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. - 544 с.
5. Ермаченкова, А. В. Международный молодежный туризм / А. В. Ермаченкова // Сборник работ 65-ой научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3 ч. ч.1
- БГУ, 2008. - С. 74-77.
6. Что такое ISIC и IYTC [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.tio.by/info/articles/skidki_v_130 _stranakh_chto_takoe_isic_i_kak_eye_oform it_v_belarusi/. - Дата доступа : 17.11.2019 г.
References
1. Doklad Generalnogo sekretaria [Report of the
Secretary-General]. UNWTO Commission for Europe. (In Russian). Available at: https://europe.unwto.org/sites/all/files/pdf/ite m_3_-_report_of_the_secretary-general_russian.pdf (accessed : 19.10.2019).
2. Demograficheskii ezhegodnik Respublik Belarus [Demographic Yearbook of the Republic of Belarus]. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. (In Russian). Available at : http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/145/ 145cac172f7bf1a9801c64e20888661f.pdf (accessed: 20.10.2019).
3. Zakon Respublik Belarus «Ob osnovakh gosudarstvennoi molodezhnoi politiki» ot 7 dekabria 2009 g., № 65-Z [About bases of the state youth policy: the Law of Republic of Belarus of December 7, 2009, No. 65-Z]. National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus, 2016, 2/2432. (In Russian).
4. Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm [Introduction to tourism]. Moscow, Saint Petersburg, «Izdatelskii Dom GERDA», «Izdatelstvo «Nevskii Fond», 2014, 544 p. (In Russian)
5. Ermachenkova A.V. Mezhdunarodnyi mo-lodezhnyi turizm [nternational youth tourism]. Sbornik rabot 65-oi nauchnoi konfer-entsii studentov i aspirantov Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta [Collection of works of the 65th scientific conference of stu-
dents and post-graduate students of the Bela-rusian State University]. P.1, Minsk, BGU, 2008, pp. 74-77.
6. Chto takoe ISIC i IYTC [What is ISIC and IYTC]. (In Russian). Available at: https://www.tio.by/info/articles/skidki_v_130 _stranakh_chto_takoe_isic_i_kak_eye_oform it_v_belarusi/ (accessed: 17.10.2019).
Received 25 September 2019