Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1818
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Алексей Владиславович, Бобров Артем Михайлович

Введение. Центральной категорией в теории права, а также отраслевых юридических дисциплинах является понятие «правоотношение». Все больше и больше учеными-юристами анализируются разные виды правоотношений, возникающих в процессе развития как общества, так и государства. До настоящего времени фактически не разработано понятие административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации. Цель. Сформулировать авторское определение административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации, на основе выделения их особенностей. Задачи. Проанализировать понятия «правоотношения», «административные правоотношения». Обозначить особенности административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации. Методы. Всеобщий диалектический метод, логические методы (анализ, синтез и др.), системный метод. Результаты. На основе проведенного анализа сформулировано определение административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации, под которыми понимаются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, содержанием которых является правовая связь между субъектами, при которой обеспечивается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, источниками которых выступают незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконное пребывание (проживание) и (или) осуществление ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, с целью поддержания устойчивого миграционного правопорядка. Вывод. Авторами на основе общетеоретических представлений выделены отличительные черты и особенности административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации: большой количественный состав участников; наличие связей; зависимость от сознания, воли участников административно-правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Алексей Владиславович, Бобров Артем Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE MEASURES TO COMBAT THEFT, COMMITTED THROUGH THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGIES

Introduction. The central category in the theory of law, as well as in branch legal disciplines, is the concept of «legal relationship». More and more legal scholars are analyzing different types of legal relations arising in the development process of both society and the state. Until now, in fact, the concept of administrative legal relations developing in the sphere of migration security of the Russian Federation has not been developed. Goal. Formulate the author's definition of administrative legal relations developing in the field of migration security of the Russian Federation, based on the identification of their essential features. Tasks. Analyze the concepts: legal relations, administrative legal relations. To outline the features of administrative legal relations developing in the field of migration security of the Russian Federation. Methods. The universal dialectical method, logical methods (analysis, synthesis, etc.), the systemic method. Results. On the basis of the analysis carried out, the definition of administrative legal relations emerging in the field of migration security of the Russian Federation is formulated, which are understood as social relations regulated by the norms of administrative law, the content of which is the legal connection between the subjects, which ensures the state of protection of the vital interests of the individual, society and the state from threats, the sources of which are illegal migration to the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons, their illegal stay (residence) and (or) their employment in the territory of the Russian Federation in order to maintain a stable migration law and order. Output. In this article, the authors, on the basis of general theoretical ideas, highlight the distinctive features and features of administrative legal relations developing in the field of migration security of the Russian Federation: a large number of participants; the presence of connections; dependence on consciousness, will of the participants in administrative-legal relations.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.92 А. В. Степанов,

А. М. Бобров

Пермский институт ФСИН России

Понятие и особенности административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности

Российской Федерации

АННОТАЦИЯ. Введение. Центральной категорией в теории права, а также отраслевых юридических дисциплинах является понятие «правоотношение». Все больше и больше учеными-юристами анализируются разные виды правоотношений, возникающих в процессе развития как общества, так и государства. До настоящего времени фактически не разработано понятие административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации.

Цель. Сформулировать авторское определение административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации, на основе выделения их особенностей.

Задачи. Проанализировать понятия «правоотношения», «административные правоотношения». Обозначить особенности административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации.

Методы. Всеобщий диалектический метод, логические методы (анализ, синтез и др.), системный метод.

Результаты. На основе проведенного анализа сформулировано определение административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации, под которыми понимаются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, содержанием которых является правовая связь между субъектами, при которой обеспечивается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, источниками которых выступают незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконное пребывание (проживание) и (или) осуществление ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, с целью поддержания устойчивого миграционного правопорядка.

Вывод. Авторами на основе общетеоретических представлений выделены отличительные черты и особенности административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации: большой количественный состав участников; наличие связей; зависимость от сознания, воли участников административно-правовых отношений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правоотношения, административные правоотношения, миграция, миграционная безопасность, миграционный правопорядок, иностранные граждане.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Степанов А. В., Бобров А. М. Понятие и особенности административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53). С. 109-114.

A. V. Stepanov,

A. M. Bobrov

The Perm Institute of the FPS of Russia

Comprehensive measures to combat theft, committed through the information and telecommunications technologies

ABSTRACT. Introduction. The central category in the theory of law, as well as in branch legal disciplines, is the concept of «legal relationship». More and more legal scholars are analyzing different types of legal relations arising in the development process of both society and the state. Until now, in fact, the concept of administrative legal relations developing in the sphere of migration security of the Russian Federation has not been developed.

Goal. Formulate the author's definition of administrative legal relations developing in the field of migration security of the Russian Federation, based on the identification of their essential features.

Tasks. Analyze the concepts: legal relations, administrative legal relations. To outline the features of administrative legal relations developing in the field of migration security of the Russian Federation.

Methods. The universal dialectical method, logical methods (analysis, synthesis, etc.), the systemic method.

Results. On the basis of the analysis carried out, the definition of administrative legal relations emerging in the field of migration security of the Russian Federation is formulated, which are understood as social relations regulated by the norms of administrative law, the content of which is the legal connection between the subjects, which ensures the state of protection of the vital interests of the individual, society and the state from threats, the sources of which are illegal migration to the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons, their illegal stay (residence)

and (or) their employment in the territory of the Russian Federation in order to maintain a stable migration law and order.

Output. In this article, the authors, on the basis of general theoretical ideas, highlight the distinctive features and features of administrative legal relations developing in the field of migration security of the Russian Federation: a large number of participants; the presence of connections; dependence on consciousness, will of the participants in administrative-legal relations.

KEYWORDS: legal relations, administrative legal relations, migration, migration security, migration law order, foreign citizens.

FOR CITATION: Stepanov A. V., Bobrov A. M. Concept and features of administrative legal relations that develop in the in the field of migration security of the Russian Federation // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 1 (53). P. 109-114 (in Russ.).

В условиях мировой глобализации, когда внешняя и внутренняя миграция становится реальной проблемой большинства государств, дальнейшие теоретические исследования вопросов переселения людей как практиками, так и учеными-юристами, безусловно, будут актуальными. Закрепление свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания в Конституции Российской Федерации повлекло за собой принятие огромного количества нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере миграции. Ряд исследователей вполне аргументированно предлагали в связи с этим систематизировать миграционное законодательство в единый миграционный кодекс [9, с. 37-39]. По мнению некоторых ученых [2; 12, с. 9], дальнейшее развитие данного законодательства оказало непосредственное влияние на формирование нового структурного образования в системе права - миграционного права.

Предоставление гражданам права на свободное внутритерриториальное перемещение, а также выезд за границу поставило перед многими государствами задачу создания эффективных инструментов управления миграционными процессами, которые стали оказывать существенное воздействие на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом и ее отдельных территорий в частности. При управлении данными процессами в государстве возникают определенного рода правоотношения.

По поводу понятия и содержания правоотношения в теории права существует множество мнений. Вместе с тем наиболее классическим и при этом простым является следующее определение: «Правоотношение - это элемент механизма правового регулирования, содержание которого выражено в субъективных правах и юридических обязанностях корреспондирующего характера, закрепленных в диспозиции нормы права»1.

Административные правовые отношения -это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они представляют собой один из видов правоотношений, обладающих следующими чертами: они возникают преимущественно в сфере государственного управления; могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти - подчинения и отношения равноправия2.

Используя различные правовые методы воздействия, государство преобразует построение общественных связей для удовлетворения потребностей участников отношений, в том числе субъектов административных правоотношений, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации.

Ежегодно иностранными гражданами на территории Российской Федерации совершается большое количество правонарушений. Например, с января по сентябрь 2020 г., по данным МВД России, в Россию прибыли более 4,3 млн иностранцев. За это время мигранты совершили 25 273 преступления и 466 195 административных правонарушений. В розыске находятся 13 205 приезжих3.

Миграцию населения небеспричинно связывают с угрозой безопасности государства [6, с. 6]. Обеспечение безопасности возможно только силами государства посредством закона. Административные отношения возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут4. Поэтому миграционные процессы, потенциально несущие угрозу национальной и об-

1 Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. М., 2009. С. 283.

2 См.: Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник. М., 2010. С. 147.

3 В МВД раскрыли уровень преступности среди мигрантов. Ш_: https://news.rambler.ru/other/45009688/7utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source= (дата обращения : 05.10.2020).

4 См.: Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право : учебник. М., 2013. С. 46.

щественной безопасности, должны четко регулироваться законодательством [6, с. 8].

Когда мы говорим об административных правовых отношениях, складывающихся в сфере миграционной безопасности Российской Федерации, следует отметить, что они обладают общими признаками правоотношений в целом. В системе российского административного законодательства понятие «миграционная безопасность» пока не используется, вместе с тем в юриспруденции ему все чаще уделяют внимание отдельные ученые [10, с. 40-42; 1, с. 34-38; 5, с. 29-32; 7, с. 284-306].

Сущность административно-правовых отношений, складывающихся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, раскрывается при анализе их признаков, которые подчеркивают специфичность рассматриваемой их разновидности.

Прежде всего следует отметить, что административно-правовые отношения в сфере обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации являются формой социальных связей между конкретными субъектами общественной жизни (иностранцами, лицами без гражданства, государством, общественными объединениями, государственными и муниципальными органами публичной власти), которые возникли в результате волеизъявления данных субъектов, обусловленного наличием у них соответствующих потребностей и интересов.

Административно-правовые отношения, складывающиеся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, возникают, существуют и развиваются на основе и в соответствии с юридическими нормами. Несмотря на доминирующий характер норм административного права при урегулировании правоотношений в рассматриваемой сфере, необходимо отметить, что в «чистом виде» они не существуют, поскольку в данной сфере применяются нормы и других отраслей права, например уголовного и гражданского. Соответственно правовую основу для формирования и развития правоотношений по обеспечению миграционной безопасности образует система многочисленных нормативных правовых актов. Она же определяет юридическое содержание данных взаимосвязей.

Среди перечисленных общих характеристик социальных отношений применительно к административно-правовым отношениям, складывающимся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, значительной спецификой отличается их разнообраз-

ный субъектный состав. Ни одно правоотношение не образует такого большого количественного состава участников, как правоотношение, регулируемое административной нормой [3, с. 23-25]. В этом смысле такие правоотношения можно назвать сложными. Субъектами рассматриваемых правоотношений являются: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); должностные лица; органы государственной власти; государственные и муниципальные служащие; организации (независимо от формы их собственности).

Важной характеристикой административно-правовых отношений, регулирующих обеспечение миграционной безопасности Российской Федерации, является то, что они напрямую зависят от сознания, воли и желания участвующих в них субъектов. «В реальных взаимодействиях, складывающихся между мигрантами и их контрсубъектами, всегда очевидными представляются интересы сторон» [8, с. 103].

Согласимся с точкой зрения М. Р. Вокуева: «волевой характер свойственен для всех участников миграционных правоотношений, как для мигрантов, так и для государства, регулирующего миграционные процессы, именно по той причине, что и мигранты, и государство имеют соответствующие интересы в данной сфере» [2, с. 113]. Однако необходимо понимать, что воля лица сама по себе не может создавать правоотношения. Например, сбор лицом информации о государстве, в которое оно планирует иммигрировать, еще не образует состава правоотношения. Правоотношения возникают на основе юридических фактов: событий и действий. Особенностью волевого аспекта правоотношений по обеспечению миграционной безопасности является особый характер их юридической природы. Данный вид отношений, как правило, включает в себя связи публично-правового характера.

Природа рассматриваемых правоотношений связана, с одной стороны, с реализацией права каждого человека, находящегося на территории того или иного государства на законных основаниях, на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания на территории страны, на свободный въезд в эту сторону и выезд из нее, а с другой стороны, - с обеспечением и защитой прав мигрантов, соблюдением мигрантами законодательства, оказанием им помощи в принятии гражданства, взаимодействием с другими государствами и т.п. Таким образом, «миграционные отношения затрагивают вопросы реализации прав и свобод человека и граждани-

на, внешней политики и международных отношений, гражданства, безопасности государства и объединяют на этой основе однородную устойчивую миграционную деятельность государства» [4, с. 11].

Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно говорить о публичном характере административно-правовых отношений, складывающихся в сфере обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации. Государство осуществляет миграционную политику, посредством которой оно поддерживает миграционный правопорядок и обеспечивает миграционную безопасность.

Еще одна особенность административно-правовых отношений по обеспечению миграционной безопасности Российской Федерации предполагает наличие многочисленных и многообразных связей их участников. Такие связи наиболее выражены во взаимообусловленных правах и обязанностях корреспондирующего характера5. Большинство правоотношений, связанных с обеспечением безопасности в области миграции, носит двусторонний характер. Каждый участник правоотношения выступает одновременно в качестве субъекта, реализующего упра-вомочивающие и обязывающие нормы одновременно. Мигрант как сторона правоотношений наделен определенным набором прав и свобод. Например, иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в России на легальных основаниях, обладает соответствующим объемом прав и свобод, предоставленных российским законодательством. Одновременно на него возлагается и целый ряд юридических обязанностей перед работодателем и государством. Корреспондирующий характер связи сторон означает, что то же самое можно сказать и о другой стороне правоотношения.

Безусловно, если рассматривать правоотношение в виде конкретного взаимодействия мигранта, например, с подразделением органов внутренних дел по делам миграции по поводу жалобы мигранта, то в значительном числе случаев последнее будет выступать как носитель юридической обязанности. Но это отнюдь не означает, что оно лишено каких бы то ни было прав по отношению к мигранту. В другом же случае (например, в связи с проведением контрольных мероприятий за нахождением, за трудовой деятельностью мигранта) юридические роли данных

5 См.: Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права : учебник. СПб., 2005. С. 373.

субъектов меняются и уже мигрант выступает обязанной стороной в правоотношении.

Как уже было отмечено, правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие мигранта не всегда является обязательным условием их возникновения. Во взаимодействиях мигрантов с государственными органами и должностными лицами воля на возникновение, изменение или прекращение правоотношения может присутствовать только у одной стороны. Так, преимущественно от гражданина не требуется согласия на предоставление документов, подтверждающих его правовой статус, или на привлечение его к юридической ответственности за нарушение действующего миграционного законодательства. Такие правоотношения складываются при доминирующем положении государственной воли. Это объясняется тем, что миграционный орган наделен необходимыми полномочиями государственно-властного характера, посредством которых решает задачи и реализует функции государственного управления в сфере миграции населения [11].

Важным признаком административно-правовых отношений, складывающихся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, является то, что они охраняются и гарантируются государством, обеспечиваются в том числе возможностью использования государственно-властных принудительных механизмов. Любой из участников правоотношений, посчитавший свои права и законные интересы нарушенными, имеет право обратиться за юридической защитой в соответствующие государственные органы.

Для возникновения правоотношений по обеспечению миграционной безопасности, как правило, недостаточно одного юридического факта, а необходим фактический состав. Например, для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин или лицо без гражданства должны подать заявление и необходимые документы о предоставлении им указанного разрешения в соответствующий орган внутренних дел по делам миграции. В таком случае необходима воля иностранца или лица без гражданства и требуется решение исполнительного органа, реализующего государственную функцию в сфере миграции.

Отношения по обеспечению миграционной безопасности могут возникать на основании как действий, так и событий. Например, такие события, как война, теракты, экологическая или техногенная катастрофы и др., потенциально влекут

за собой административные правоотношения с беженцами и вынужденными переселенцами.

Таким образом, учитывая лишь некоторые рассмотренные выше особенности, можно сформулировать следующее определение. Административные правоотношения, складывающиеся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, содержанием которых является правовая связь между

субъектами данных отношений, при которой обеспечивается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, источниками которых являются незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконное пребывание (проживание) и (или) осуществление ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, с целью поддержания устойчивого миграционного правопорядка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абатуров А. И., Брылева Е. А., Сальников В. П. Ресоциализация и постпенитенциарный контроль осужденных-мигрантов как один из аспектов миграционной безопасности России // Миграционное право. 2019. № 3. С. 34-38.

2. Вокуев М. Р. Миграционное право современной России: теоретико-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2006. - 28 с.

3. Канунникова Н. Г. К вопросу об объектах административно-правовых отношений в контексте теории правоотношений // Административное право и процесс. 2017. № 1. С. 23-25.

4. Кириллов П. В. Миграционная функция современного Российского государства: теоретико-правовое обоснование // Право и государство: теория и практика. 2009. № 10 (58). С. 10-13.

5. Козлов В. Ф. Административно-правовые средства обеспечения миграционной безопасности России // Административное право и процесс. 2018. № 10. С. 29-32.

6. Краснова К. А., Сибагатуллина Э. Т. Роль миграционного законодательства в укреплении государственного суверенитета и обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2011. № 3. С. 6-9.

7. Никитенко И. В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект) : монография / под ред. Ю. М. Антоняна. - М., 2013. С. 284-306.

8. Плотников Р. В. Миграционные правоотношения: социальный и юридический аспекты // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 20. С. 100-105.

9. Сандугей А. Н. Некоторые теоретические вопросы миграционного права России в отечественной правовой системе // Российский следователь. 2008. № 23. С. 37-39.

10. Семенова А. В. Современное состояние миграционной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. № 2. С. 40-42.

11. Сенченко В. В., Соболь О. М. Административно-правовое регулирование миграционных процессов в РФ. Соотношение международно-правового и административно-правового регулирования миграционных отношений в РФ // Электронный научный журнал «Apriori». Сер. : Гуманитарные науки. 2014. № 3. - 28 с.

12. Тоцкий Н. Н. Введение в миграционное право / отв. ред. Н. А. Михалева. - М., 1999. - 153 с.

REFERENCES

1. АЬаШгоу А. I., Bryleva E. А., Sal'nikov V. P. Migratsi-onnoe parvo (Migration law), 2019, No. 3, pp. 34-38.

2. Vokuev M. R. Migratsionnoe pravo sovremennoj Rossii: teoretiko-pravovoj analiz : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (Migration law of modern Russia: theoretical and legal analysis: Extended abstract of candidate's thesis), Rostov-on-Don, 2006, 28 p.

3. Kanunnikova N. G. Administrativnoe pravo iprotsess (Administrative law and process), 2017, No. 1, pp. 23-25.

4. Kirillov P. V. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika (Law and state: theory and practice), 2009, No. 10 (58), pp. 10-13.

5. Kozlov V. F. Administrativnoe pravo iprotsess (Administrative law and process), 2018, No. 10, pp. 29-32.

6. Krasnova K. А., Sibagatullina Eh. T. Migratsionnoe pravo (Migration Law), 2011, No. 3, pp. 6-9.

7. Nikitenko I. V. Migratsionnaya bezopasnost' Rossii (kriminologicheskij aspekt) : monografiya / pod red. Yu. M. Antonyana (Migration security of Russia (criminological aspect): monograph), Moscow, 2013, pp. 284-306.

8. Plotnikov R. V. Vestnik YuUrGu (Bulletin of South Ural State University), 2012, No. 20, pp. 100-105.

9. Sandugej A. N. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2008, No. 23, pp. 37-39.

10. Semenova A. V. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2016, No. 2, pp. 40-42.

11. Senchenko V. V., Sobol' O. M. Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal «Apriori». Cer. : Gumanitarnye nauki (Electronic scientific journal "Apriori"), Ser.: Humanities, 2014, No. 3, 28 p.

12. Totskij N. N. Vvedenie v migratsionnoe pravo / otv. red. N. A. Mikhaleva (Introduction to migration law), otv. ed. N. A. Mikhaleva, Moscow, 1999, 153 p.

Рукопись поступила в редакцию 30.10.2020, принята к публикации 15.02.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Алексей Владиславович Степанов, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной работе федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Российская Федерация, 614012, г Пермь, ул. Карпинского, 125)

ORCID ID: 0000-0001-8103-7398

E-mail: a.stepanov1975@mail.ru

Тел.: 8 (342) 227-53-43

Артем Михайлович Бобров, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Пермский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (Российская Федерация, 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125) ORCID ID: 0000-0001-8904-5181 E-mail: prepodobnih@mail.ru Тел.: 8 (342) 228-65-04 (170)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

disciplines of the Perm Institute of the FPS of Russia (Karpinski str., 125, Perm, 614012, Russian Federation) ORCID ID: 0000-0001-8904-5181 E-mail: prepodobnih@mail.ru Tel.: 8 (342) 228-65-04 (170)

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Aleksey V. Stepanov, Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Deputy Head of the Institute for academic affairs of the Perm Institute of the FPS of Russia (Karpinski str., 125, Perm, 614012, Russian Federation) ORCID ID: 0000-0001-8103-7398 E-mail: a.stepanov1975@mail.ru Tel.: 8 (342) 227-53-43

Artem M. Bobrov, Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Head of the department of state and legal

А. В. Степановым написана основная часть статьи.

А. М. Бобровым подготовлены введение, аннотация и ключевые слова, осуществлено оформление и редактирование статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AUTHORS' CONTRIBUTION

A. V. Stepanov the main part of the article has been written.

A. M. Bobrov the introduction, abstract and keywords were written, the article was designed and edited.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.