ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340 Степанов А. В.
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника по научной работе, Пермский институт ФСИН России, 614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, 125, е-mail: [email protected]
Alexey V. Stepanov
Candidate of Law, Associate Professor, Deputy head for scientific work, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Karpinskiy Str., 125, Perm, Russia, 614012, e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
КАК ОСОБЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ПО ПОВОДУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются определения иностранных граждан и лиц без гражданства. Современное российское законодательство по продолжительности нахождения в РФ выделяет 3 группы иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие. Однако, несмотря на важное практическое значение деления иностранных граждан на указанные группы, по мнению автора статьи, его нельзя признать достаточным для характеристики их правового статуса.
Автор отмечает, что на объем соответствующих прав и обязанностей неграждан России, а также на возможность применения мер юридической ответственности в отношении иностранцев-нарушителей миграционного законодательства влияют различные факторы: продолжительность нахождения на территории Российской Федерации, степень подчинения юрисдикции государства пребывания и др. На основании этого предлагается авторская классификационная модель, включающая иностранных граждан, которые не обладают иммунитетами и привилегиями, иностранных граждан с определенными иммунитетами и привилегиями и иностранных граждан, получивших убежище в Российской Федерации. Анализируются отличия административно-правового статуса различных групп иностранцев как особых субъектов, участвующих в правовых отношениях, складывающихся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации.
Подводя итог, автор подчеркивает, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают совокупностью прав и обязанностей, отличающих их не только от российских граждан, но и друг от друга в зависимости от тех или иных факторов и обстоятельств.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, классификация иностранцев, административно-правовые отношения, административно-правовой статус, миграционная безопасность.
THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF NON- CITIZENS, AS SPECIAL SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL RELATIONS CONCERNING MIGRATION SECURITY
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Summary. The article discusses the definitions of foreign citizens and stateless persons. Modern Russian legislation on the duration of stay in the Russian Federation allocates 3 groups of foreign citizens: temporary residents and permanent residents. However, despite the important practical importance of dividing foreign citizens into these groups, according to the author of the article, it cannot be considered sufficient to characterize their legal status
The author notes that the scope of the relevant rights and obligations of non-citizens of Russia, as well as the possibility of applying measures of legal responsibility in respect offoreigners-violators of migration legislation are influenced by various factors: the length of stay in the territory of the Russian Federation, the degree of subordination of jurisdiction of the host state, etc. Based on this, author proposes a classification model that includes foreign citizens who do not have the immunities and privileges of foreign nationals certain immunities and privileges of foreign citizens granted asylum in the Russian Federation. The article analyzes the differences in the administrative and legal status of different groups of foreigners as special subjects involved in legal relations arising in relation to the migration security of the Russian Federation.
Summing up, the author emphasizes that foreign citizens and stateless persons have a set of rights and obligations that distinguish them not only from Russian citizens, but also from each other depending on various factors and circumstances.
Keywords: foreign citizens and stateless persons, classification of foreigners, administrative and legal relations, administrative and legal status, migration security.
© 2018 Степанов А. В.
ВЕСТНИК СЮИ
Среди индивидуальных субъектов административно-правовых отношений, складывающихся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, особое место занимают иностранные граждане и лица без гражданства. Это связано с тем, что правовое положение, а также условия въезда (выезда), проживания (пребывания) [1] указанных лиц в Российской Федерации отличается от правового статуса российских граждан, что обусловлено их нахождением в различных правовых состояниях (соответственно гражданства, иностранства и безграждан-ства) Последние два состояния указаны в учебнике «Конституционное право: университетский курс» [2].
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дано следующее определение иностранных граждан: это физические лица, которые не являются гражданами РФ и имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранных государств. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранцы как субъекты административно-правовых отношений, складывающихся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, обладают соответствующим административно-правовым статусом, в рамках которого у них возникает возможность с момента въезда на территорию Российской Федерации и до момента выезда из России приобретать, использовать права, нести обязанности и соблюдать запреты в миграционной сфере, то есть вступать в миграционные правовые отношения.
На объем соответствующих прав и обязанностей неграждан России, а также на возможность применения мер юридической ответственности в отношении иностранцев-нарушителей миграционного законодательства влияют различные факторы: продолжительность нахождения на территории Российской Федерации, степень подчинения юрисдикции государства пребывания и др. На основании этого представляется целесообразным классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства по различным основаниям.
Современное российское законодательство по продолжительности нахождения в РФ выделяет 3 группы иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие. В ст. 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. сказано, что временно пребывающие в РФ иностранные граждане - это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, который не требует получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающие в РФ иностранцы - это лица, получившие разрешение на временное проживание, а постоянно проживающие - лица, получившие вид на жительство.
Отмечая важное практическое значение деления иностранных граждан на указанные группы, следует понимать, что его нельзя признать достаточным для характеристики их правового статуса.
В специализированных исследованиях были даны попытки классифицировать иностранных граждан по разным основаниям [3, с. 15; 4, с. 9; 5, с. 20]. Анализируя подходы к классификации иностранцев, можно сделать следующие выводы.
Трудность классификации иностранцев связана с тем, что существует множество критериев, которые влияют на их правовой статус. В связи с этим иностранцев можно классифицировать по разным основаниям, но следует помнить, что обстоятельства (критерии), которые влияют на правовой статус иностранных граждан, следует рассматривать в совокупности [6, с. 58].
Данный подход позволяет разделить иностранцев на следующие группы: иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями; иностранные граждане, обладающие определенными иммунитетами и привилегиями; иностранные граждане, получившие статус беженца в Российской Федерации.
К первой группе следует отнести постоянно проживающих и временно находящихся в Российской Федерации иностранцев, подчиненных юрисдикции России в полном объеме наравне с ее собственными гражданами. Эта группа составляет основную массу иностранцев в Российской Федерации. Поскольку иностранцы могут находиться в Российской Федерации с различными целями, то перечислить всех их не представляется возможным. К данной категории следует отнести иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию: а) по служебным делам (работа по трудовым или гражданско-правовым договорам (соглашениям) и др.); б) по общественным делам (по приглашениям политических партий и других общественных объединений); в) по частным (личным) делам (в качестве туриста, по приглашению родственников и знакомых и т. п.).
Отдельная категория - это иностранцы, следующие транзитом через территорию РФ.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Классификация также выделяет иностранных лиц с привилегиями и иммунитетами. Термин «иммунитет» происходит от латинских слов - прилагательного immunis - «свободный от чего-либо, освобожденный» и существительного immunitas - «освобождение от налогов, от службы и т. п.» [7, с. 443].
Привилегии и иммунитеты иностранного представителя - это совокупность установленных законодательством особых прав, преимуществ дипломатических работников, консульского персонала и других лиц для формирования благоприятных условий по выполнению возложенных на них функций.
В связи с этим правовой статус данной категории лиц значительно отличается от правового положения российских граждан и других иностранцев. Также согласно принципу взаимности существует ряд особенностей по содержанию, объему привилегий и иммунитетов представителей тех или иных государств. Отсюда следует важность и сложность определения правомочий таких категорий иностранцев в решении различных вопросов.
В то же время вместе с предоставлением привилегий и иммунитетов на дипломатов и приравненных к ним лиц возлагаются определенные обязанности, в частности: уважение законов страны пребывания и невмешательство во внутренние дела страны пребывания (ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.) [8].
К отдельной группе иностранных граждан следует отнести лиц, которые получили или стремятся получить в Российской Федерации статус беженца [9; 10, с. 112].
Правовой статус беженца схож со статусом иностранного гражданина, не обладающего иммунитетами и привилегиями, но имеется и ряд отличительных особенностей, которые позволяют выделить их в отдельную группу [11; 12]. Во-первых, беженец в отличие от обычного иностранца не пользуется защитой собственного государства и не связан с ним какими-либо обязательствами, но формально считается его гражданином (подданным). Во-вторых, по нормам и обычаям современного международного права беженцы не подлежат выдаче государству, где они могут подвергаться преследованию, так как в ином случае теряется смысл самого права убежища. Значимо и понимание того, что беженцы вправе получить различные виды помощи от государства (ст. 8).
Подводя итог, можно подчеркнуть, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают совокупностью прав и обязанностей, отличающих их не только от российских граждан, но и друг от друга в зависимости от тех или иных факторов и обстоятельств. Они участвуют в различных административно-правовых отношениях, в том числе урегулированных миграционными правовыми нормами, и являются особыми субъектами правовых отношений, складывающихся по поводу обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации.
Библиографический список
1. Купреев С. С. О содержании административно-правового статуса иностранцев в РФ // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 49-52.
2. Конституционное право: университетский курс: в 2 т. / под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. М., 2015. Т. 2. 528 с.
3. Мишунина А. А. Система правового регулирования иммиграционных процессов в федеративном государстве: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2010. 50 с.
4. Семенова А. В. Государственное управление в сфере реализации миграционной полититки Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 21 с.
5. Смирнова Е. С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 48 с.
6. Степанов А. В. Миграционный правопорядок как условие обеспечения миграционного правового статуса иностранцев и миграционной безопасности России: монография. Пермь, 2014. 250 с.
7. Большой энциклопедический словарь. М., 1999. 1097 с.
8. Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.
9. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28 июля 1951 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9.
10. Герасименко Ю. В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (вопросы теории и практики): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 392 с.
ВЕСТНИК СЮИ
11. Искандеров Р. Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 176 с.
12. Шуршалова Е. С. Конституционно-правовое регулирование и защита прав беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 29 с.
References
1. Kupreev S. S. O soderzhanii administrativno-pravovogo statusa inostrantsev v RF [On the content of administrative and legal status of foreigners in Russia]. Administrativnoe pravo i protsess. [Administrative law and procedure], 2014, no. 8, pp. 49-52 [in Russian].
2. Konstitutsionnoe pravo: universitetskii kurs: v 2 t. [Constitutional law: academic course: in 2 volumes]. In A. I. Kazannik, A. N. Kostyukov (ed.). Moscow, 2015, t. 2. 528 p. [in Russian].
3. Mishunina A. A. Sistema pravovogo regulirovaniya immigratsionnykh protsessov v federativnom gosudarstve: konstitutsionno-pravovoe issledovanie. Avtoref. diss. d-ra yurid. nauk [System of legal regulation of immigration processes in the Federal state: constitutional and legal research. Extended Abstract of doctor's of Law thesis]. Tyumen', 2010, 50 p. [in Russian].
4. Semenova A. V. Gosudarstvennoe upravlenie v sfere realizatsii migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Public administration in the sphere of implementation of migration policy of the Russian Federation. Extended Abstract of candidate's of Law thesis]. Saratov, 2011, 21 p. [in Russian].
5. Smirnova E. S. Problemy pravovogo statusa inostrantsev v usloviyakh globalizatsii. Avtoref. diss. d-ra yurid. nauk [Problems of the legal status of foreigners in the context of globalization. Extended Abstract of doctor's of Law thesis]. Moscow, 2009, 48 p. [in Russian].
6. Stepanov A. V. Migratsionnyi pravoporyadok kak uslovie obespecheniya migratsionnogo pravovogo statusa inostrantsev i migratsionnoi bezopasnosti Rossii: monografiya [Migration law and order as a condition for ensuring the migration legal status of foreigners and migration security of Russia]. Perm', 2014, 250 p. [in Russian].
7. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Large encyclopedic dictionary]. Moscow, 1999, 1097 p. [in Russian].
8. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR]. 1964, no. 18, st. 221 [in Russian].
9. Konventsiya o statuse bezhentsev (zaklyuchena v g. Zheneve 28 iyulya 1951 g.) [Convention relating to the status of refugees (done at Geneva July 28, 1951)]. Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov [Bulletin of international treaties]. 1993, no. 9 [in Russian].
10. Gerasimenko Yu. V. Konstitutsionno-pravovoi status lits, ne yavlyayushchikhsya grazhdanami RF (voprosy teorii i praktiki). Diss. d-ra yurid. nauk [Constitutional and legal status of persons who are not citizens of the Russian Federation (theory and practice). Doctor's of Law thesis]. Moscow, 2003, 392 p. [in Russian].
11. Iskanderov R. R. Pravovoi status bezhentsev v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. yurid. Nauk [The legal status of refugees in the Russian Federation. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2006, 176 p. [in Russian].
12. Shurshalova E. S. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie i zashchita prav bezhentsev, vynuzhdennykh pereselentsev v Rossiiskoi Federatsii. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Constitutional and legal regulation and protection of the rights of refugees and internally displaced persons in the Russian Federation. Extended Abstract of candidate's of Law thesis]. Saratov, 2012, 29 p. [in Russian].