Научная статья на тему 'Понятие и основные показатели социально-правовой защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Понятие и основные показатели социально-правовой защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скляр И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и основные показатели социально-правовой защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы»

Капитан внутренней службы И. СКЛЯР, инспектор по особым поручениям правового управления ФСИН России

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечения их всесторонней социально-правовой защиты.

В последнее время проблемы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы все настойчивее увязываются с необходимостью обеспечения социально-правовой защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники УИС). В связи с этим существует устойчивая тенденция формирования государственной политики на выработку и реализацию соответствующих мер. Анализ законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что структура социально-правовой защиты сотрудников УИС состоит из правовых, моральных и материальных гарантий, установленных государством.

Правовые гарантии законодательно устанавливают правовой статус сотрудников УИС, определяют их полномочия в процессе уголовно-исполнительной деятельно-

сти по отношению к осужденным, лицам, совершившим, совершающим и вынашивающим намерения совершить криминальные деяния. Правовые гарантии охраняют честь и достоинство сотрудников, устраняют препятствия в выполнении служебного долга. Они являются основой для моральных и материальных гарантий, ибо последние также должны быть нормативно закреплены.

Моральные гарантии - признание обществом и государством престижности профессии, а также значимости самой уголовно-исполнительной системы, ее деятельности.

Государство устанавливает для сотрудников УИС наряду с различными моральными стимулами (гарантиями) целый комплекс стимулов материального характера.

Главным назначением моральных и материальных стимулов является повышение эффективности деятельности сотрудников УИС, а также компенсация издержек, обусловленных ограничением прав и свобод человека и гражданина в отношении служащего правоохранительной службы.

Таким образом, под социально-правовой защищенностью сотрудников УИС следует понимать совокупность правовых, моральных и материальных гарантий, предоставляемых для них государством в целях достижения эффективных результатов уголовно-исполнительной деятельности.

Принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ изменило прежнюю модель правового и социального обеспечения сотрудников УИС. Суть этих изменений заключается в переходе к системе социальной защиты взамен ранее законодательно закрепленных льгот, реализовывавшихся, как правило, в натуральной форме, на государ-

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ственную поддержку, социальные гарантии и денежные компенсации.

Степень социально-правовой защищенности сотрудников УИС определяется следующими мотивами и стимулами: размером надбавок к должностному окладу за сложность работы и результаты деятельности; возможностью карьерного роста; удобным режимом работы; размером оплаты сверхурочной работы; высоким уровнем самостоятельности выполнения работы; надлежащими условиями труда; творческим характером работы; благоприятным психологическим климатом; доброжелательным стилем руководства; соответствием содержания работы личным способностям и физиологическим показателям; высоким уровнем организационно-технического оснащения рабочего места; нормальной напряженностью труда; широким выбором компенсационных социальных гарантий; возможностью повышения своей квалификации, а также выгодным совмещением основной работы с преподавательской и научной деятельностью. Высокие показатели эффективности труда сотрудников УИС можно получить при развитии и сочетании соответствующих мотивов и стимулов, в том числе:

материальных, которые предполагают: повышение должностного оклада за увеличение объема и сложности работ; рост квалификации; совмещение должностей и функций;

совершенствование премирования за улучшение результатов функционирования и развития курируемой сферы (отрасли); повышение качества принимаемых и реализуемых государственных решений; по итогам работы за квартал, за год; за внедрение предложений по снижению трудоемкости работ и повышению производительности труда.

Одной из распространенных надбавок к заработной плате является надбавка за выслугу лет. Основная цель такого вознаграждения -стимулирование длительной непрерывной работы в организациях определенной отрасли. Данное вознаграждение может выплачиваться единовременно по окончании календарного года (квартала) или в виде ежемесячных процентных надбавок к тарифным ставкам и окладам;

моральных, где присутствуют: социальная карьера, стремление быть признанным в обществе, коллективе; неуклонное

повышение своих знаний; полная реализация своего творческого потенциала; продвижение по службе; назначение в руководящие органы управления.

Дополнительные стимулы: поощрения с материальным вознаграждением за выполнение особо сложных заданий и вклад в развитие соответствующей сферы.

Социальные стимулы: выделение для работника отдельной квартиры; бесплатное пользование дошкольными учреждениями; бесплатные медицинское обслуживание, образование и повышение квалификации; оплата транспортных расходов и т. д.

Психологические, которые формируются на основе совершенствования стиля руководства, когда на работе соблюдаются этические стандарты и принципы (социальная справедливость и гуманизм, соблюдение прав человека, воспитание чувства высокой ответственности, недопустимость корыстных действий, стремление к честному и эффективному сотрудничеству и др.).

При определении всей совокупности факторов, мотивирующих и стимулирующих производительность и качество работы сотрудников, основополагающими являются размеры денежного содержания и справедливые механизмы распределения фонда оплаты труда сотрудникам в зависимости от сложности выполняемой работы.

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее -Закон) финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации.

Впервые в истории деятельности уголовно-исполнительной системы данный Закон направлен на разрешение проблем социальной и правовой защиты ее сотрудников, служебная деятельность которых имеет специфические особенности и связана с дискомфортными, порой экстремальными, сопряженными с риском для личной безопасности, условиями.

Правовая защита сотрудников учреждений и органов УИС и членов их семей за-

и о

а

о

£ и

ключается в том, что они находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство сотрудников охраняются законом. Законные требования сотрудников обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами (ст. 32 Закона).

Этим же Законом предусмотрены гарантии личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей. В этих целях не допускается обнародование в средствах массовой информации данных о месте жительства сотрудников УИС. Сведения о прохождении службы сотрудниками УИС могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Федеральный орган УИС обязан обеспечивать сотрудников УИС оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения (ст. 33 Закона).

Закон также предусматривает государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (ст. 34 Закона).

Сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств федерального органа УИС выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в размере и порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в одном из следующих случаев:

назначения на должность после окончания учебного заведения Федеральной службы исполнения наказаний или Министерства внутренних дел Российской Федерации;

назначения на должность выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

в течение трех месяцев с момента заключения первого брака (ст. 37 Закона).

При переезде сотрудников УИС на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы им также производятся соответствующие выплаты за счет средств федерального органа УИС (ст. 37 Закона).

Кроме того, сотрудники УИС имеют право на перевозку всеми видами транспорта, кроме воздушного, до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на но-

вое в связи с переводом на новое место службы и при увольнении из органов внутренних дел или учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с компенсацией затрат за счет средств федерального органа уголовно-исполнительной системы (ст. 37 Закона).

Согласно ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (далее - Положение) сотрудники УИС пользуются правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта при следовании к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно.

В соответствии с указанным Положением постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.1998 № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» сотрудники УИС имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарственными препаратами) в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, также на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах соответствующего федерального органа исполнительной власти за плату. Сотрудники оплачивают 25 %, а члены их семей - 50 % стоимости путевки. При этом сотрудникам ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого сотрудника и в размере 300 рублей на супруга сотрудника и каждого его несовершеннолетнего ребенка (ст. 54 Положения).

К сожалению, в медицинском обеспечении сотрудников УИС существует ряд значительных проблем. В большинстве регионов Российской Федерации госпитали МВД России, в которых обслуживаются сотрудники УИС, не имеют в своем составе специализированных коек, в том числе хирургического профиля. Отдаленность пенитенциарных учреж-

ЦПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

дений от крупных городов сводит к минимуму возможность получения медицинской помощи в данных учреждениях. Не решены вопросы предоставления качественной медицинской помощи сотрудникам УИС, проживающим в сельской местности, обеспечения сотрудников медицинскими страховыми полисами и т. д.

Ключевой проблемой в системе социального обеспечения сотрудников УИС является предоставление сотрудникам и членам их семей жилья.

Проживание в общежитии, на снимаемой квартире, с родителями лишь на короткий период снимает остроту вопроса обеспечения жильем, отрицательно влияет на эффективность деятельности сотрудников УИС, порождает их недовольство, способствует текучести кадров.

В соответствии со ст. 54 Положения, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» сотрудники УИС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, имеют право на денежную компенсацию за поднаем (наем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более (рублей):

15000 - в Москве и Санкт-Петербурге;

3600 - в других городах и районных центрах;

2700 - в прочих населенных пунктах.

При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 %.

Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выпла-

той денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего органа, подразделения, учреждения.

Одновременно сотрудники в звании полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, а также уволенные со службы в этом звании имеют право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату. Таким правом обладают также сотрудники, имеющие ученые степени и ученые звания (ст. 54 Положения).

Негативные факторы социально-экономического характера, связанные с неудовлетворенностью сотрудников УИС обеспеченностью жильем, размером заработной платы, обеспеченностью бесплатными лекарственными средствами и т. д., отрицательно влияют на эффективность оперативно-служебной деятельности учреждений и органов УИС, особенно в экстремальных ситуациях, увеличивают психологическую напряженность в коллективах, провоцируют конфликты и срывы в работе, снижают работоспособность, приводят к увеличению текучести кадров, ухудшению его качественного состава, заболеваемости и травматизму.

В связи с этим необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующих вопросы социально-экономического положения сотрудников УИС, укрепления их правового статуса, материального обеспечения, а также принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выдачи безвозмездных субсидий, льготных кредитов, ипотечного кредитования сотрудникам правоохранительных органов на приобретение жилья.

Законодательное закрепление права на жилищное обеспечение сотрудников УИС, пенсионеров и членов их семей по месту службы, а также возможность формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения указанной категории лиц служебными жилыми помещениями на период службы будет способствовать сохранению и развитию кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы, способного эффективно работать в новых социальных реалиях, решать накопившиеся проблемы на новом, качественно более высоком уровне.

Д

Й О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.