____и
АНДРЕИ РОМАНОВ
Доцент Академии ФСИН России,
заместитель начальника экономического факультета,
кандидат педагогических наук
__ ___ и _
АЛЕКСЕИ ТАРАСОВ
Доцент кафедры экономики и менеджмента Академии ФСИН России, кандидат экономических наук
ЭДГАР ВАЛЯН
Доцент кафедры экономики и менеджмента Академии ФСИН России, кандидат экономических наук
ГУРГЕН АФРИКЯН
Департамент материально-технического обеспечения министерства обороны Республики Армения, кандидат юридических наук
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье раскрывается понятие «социально-экономическая защита сотрудников уголовноисполнительной системы», состав ее элементов, виды социальных гарантий, проблемные моменты в реализации социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы и пути их решения.
Ключевые слова: социально-экономическая защита, элементы социально-экономической защиты, социальные гарантии, виды социальных гарантий, страховая защита, медицинское обеспечение, накопительно-ипотечная система.
Под «социально-экономической защитой сотрудников уголовно-исполнительной системы» следует понимать систему экономических методов и принципов реализации, законодательно установленных государством социальных гарантий, направленных на повышение и укрепление социального статуса и социальной защищенности сотрудника уголовно-исполнительной системы [8, с. 12].
К элементам социальной защиты сотрудников УИС следует относить гарантии, предусмотренные законодательством, позволяющие сотрудникам чувствовать себя более востребованными и защищенными, необходимыми государству и обществу. Государственные гарантии повышают уровень ментальности и престижности службы в органах, исполняющих наказания, формируют у социальной общности, представленной коллективами сотрудников учреждений и органов УИС, адекватное восприятие и оценку правоохранительной службы.
Основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Статьи 32 - 37 главы IV указанного Закона определяют порядок правовой и социальной защиты
сотрудников УИС.
Сотрудники УИС, а также члены их семей находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом.
Специальным нормативно-правовым актом регулирования социальной защиты сотрудников УИС является Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 283-ФЗ).
Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются следующими социальными гарантиями:
1. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.
2. Предоставление жилого помещения в собственность.
3. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма.
4. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
5. Денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг.
6. Медицинское обеспечение и санаторнокурортное лечение.
7. Предоставление мест в общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения по месту жительства и в летние оздоровительные лагеря независимо от формы собственности.
8. Меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.
9. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
10. Единовременная выплата сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, на первоначальное обзаведение хозяйством.
В настоящее время в практике организации работы по социально-правовой защите персонала уголовно-исполнительной системы также существуют определенные недостатки, которые возможно устранить лишь при соответствующем нормативно-правовом обеспечении. Анализ отдельных законов и нормативных правовых актов РФ свидетельствует о том, что на сегодняшний день правовая регламентация мер социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы разработана не полностью, а действующее законодательство нуждается в совершенствовании. Исходя из этого рекомендуются следующие меры по совершенствованию норм российского законодательства в области социальной защиты сотрудников УИС и членов их семей, которые позволят в некоторой степени восполнить пробелы в действующем законодательстве:
1. Анализ законов N 283-ФЗ и N 52-ФЗ выявил расхождение в членах семьи и лицах, которым положены выплаты в случае гибели (смерти) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), исходя из этого рекомендуем внести поправки в пункт 3 статьи 12 Закона N 283-ФЗ, в частности, дополнить из пункта 3 статьи 2 Закона N 52-ФЗ следующими категориями выгодоприобретателей:
• дедушка и (или) бабушка погибшего (умершего) при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
§ • отчим и (или) мачеха погибшего (умершего)
Is при условии, что они воспитывали и (или) содержали ^ его не менее пяти лет.
■| На основании изложенного считаем, что это позволит восстановить справедливость в части соц-Ջ иальной защиты сотрудников уголовно-| исполнительной системы и членов их семей.
^ 2. На службе уголовно-исполнительной систе-
| мы с проблемой обеспечения жильем сталкиваются немало сотрудников, особенно молодых специалистов. Это выражается в отсутствии ближайшей
перспективы его получения, поэтому большинство из них вынуждены приобретать жилье за свой счет или в основном путем приобретения квартир с помощью ипотечных кредитов коммерческих банков, не дожидаясь помощи со стороны государства. Для этих категорий сотрудников законодательством не предусмотрены никакие виды компенсаций. А между тем выплаты по ипотечному кредиту значительно снижают финансовую составляющую доходов сотрудников и членов их семей, поскольку составляют часто половину совокупного семейного дохода.
Как представляется, данное обстоятельство является важным аргументом для проработки и внесения изменений в соответствующие законодательные и нормативные акты.
Для решения данной проблемы предлагаем внести льготы по ипотечному кредитованию, то есть уменьшить процентную ставку по ипотеке (при получении низкопроцентной ипотеки на приобретение или строительство жилья сотрудник будет обязан отработать в уголовно-исполнительной системе определенное количество лет до ее полного погашения). Таким образом, ипотека станет доступнее всем сотрудника, в том числе и молодым. Но перспективнее будет предложить ипотеку для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая будет разработана на основе Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон N 117-ФЗ) [3]. Суть ее будет заключаться в следующем.
Категории сотрудников УИС, имеющие право на участие в накопительно-ипотечной системе (далее - НИС):
- лица, окончившие ведомственные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим воинское звание офицера;
- сотрудники рядового и сержантского состава, прапорщики и офицеры, прослужившие не менее 5 лет в календарном исчислении.
Для вступления в НИС сотруднику УИС нужно написать рапорт на имя начальника территориального органа ФСИН России, после чего желающий будет внесен в реестр участников. Затем органом исполнительной власти, контролирующим проведение данной программы, на имя нового участника открывается именной накопительный счет, а самому сотруднику выдается (под подпись) уведомление о включении в реестр с идентификационным номером. Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
На открытый накопительный счет из государственного бюджета ежеквартально
перечисляются денежные средства, которые формируют накопительную часть целевого жилищного займа (далее - ЦЖЗ). Размер выплат одинаков для всех участников ипотеки (не зависит от выслуги лет, должности, звания, места службы и других нюансов), а непосредственная сумма устанавливается Правительством РФ и подлежит ежегодной индексации относительно размера инфляции. Объем средств на этом счете зависит от срока участия в программе и величины ежегодного накопительного взноса. В 2017 г. размер накопительного взноса у военнослужащих на одного участника НИС составляет 260 141 рублей,
ежемесячная сумма, зачисляемая военному на счет, составляет около 21 700 рублей, а максимальная сумма ипотечного кредита - 2,4 миллиона рублей.
Имеющиеся на счете деньги сотрудник УИС может использовать только для приобретения жилья одним из следующих способов использования средств:
- получение всей накопленной суммы целиком по окончании службы;
- получение целевого жилищного займа (далее -ЦЖЗ) в размере средств, накопленных на счете по истечении 3 или более лет с момента начала участия в программе ипотеки для сотрудников УИС, не достигших 45-летнего возраста.
В случае гибели участника ипотечной программы или иных чрезвычайных обстоятельств накопленные денежные средства будут перечислены его семье, на которые она также может приобрести себе жилье, а также допускается использование денег семьей погибшего сотрудника УИС и на иные цели, не связанные с приобретением жилья.
Получение средств ипотеки для сотрудников УИС по окончании службы.
Участник ипотеки может не торопиться с получением целевого ипотечного займа. В этом случае при наступлении обстоятельств, указанных ниже, сотрудник УИС может использовать всю сумму накопленных средств единовременно, приобретя уже готовое жилье и не связываясь с ипотечными программами банков. таким обстоятельствам относятся:
- наличие выслуги 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении;
- в случае достижения предельного возраста, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по семейным обстоятельствам.
При наличии перечисленных оснований необходимо открыть счет в одном из банков -участников программы, подать соответствующий рапорт на получение свидетельства участника ипотеки для сотрудников УИС. На данный счет в течение 3 месяцев из государственного бюджета должны быть перечислены накопленные на счету денежные средства. Банк осуществит их выплату собственнику жилья согласно договору купли-продажи, долевого участия, ипотеки.
K участникам ипотечной программы относятся следующие кредитные организации: Сбербанк России, ВТБ24, АИЖК, Газпромбанк, Связь-Банк. Данные банки вправе работать со всеми участниками ипотеки, открывать для них специализированные счета и выдавать ипотечные кредиты.
Механизм использования целевого жилищного займа.
ЦЖЗ используются как первоначальный взнос для приобретения жилья по обычной ипотечной программе. В дальнейшем взятый сотрудником УИС ипотечный кредит будет погашаться в течение срока его службы государством. При этом максимальная сумма ипотечного кредита не может превышать расчетной суммы, которую участник НИС мог бы получить по программе ипотеки за 20 лет службы в календарном исчислении, а ежемесячная сумма, выплачиваемая банку, не может превышать ежемесячного взноса из бюджета. Если размер ипотеки, на которую рассчитывает сотрудник для приобретения жилья, больше максимальной, то разницу между этими суммами и проценты по ней сотрудник будет оплачивать из собственного бюджета, также он может использовать свои сбережения для того, чтобы увеличить первоначальный взнос.
В случае если сотрудник уволится раньше погашения займа, то полученный заем ему придется возмещать в полном объеме. В сумму возмещения также входят и проценты, которые начисляются банком по ипотечному кредиту. Данная схема крепко привязывает сотрудника к месту службы на все 20 лет.
В случае смерти сотрудника УИС после предоставленного жилищного займа государство погасит его за счет средств бюджета, то есть его семье данные средства возвращать не придется.
Целевой жилищный заем предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, а также на досрочное полное (частичное) погашение кредита (займа).
В случае получения ЦЖЗ его средства также должны быть использованы через один из вышеперечисленных банков. Механизм действий сотрудника УИС выглядит следующим образом:
- после истечения 3 лет участия в ипотечной
программе необходимо подать соответствующий рапорт и получить сертификат участника програм- 1 мы. ^
- после этого можно искать застройщика илиЦ
иное лицо, готовое продать подходящее жилье | сотруднику в любом регионе, независимо от места службы; 1
- выполнив перечисленные действия, не- | обходимо обратиться в один из банков, которые вы- ^ дают ипотечные кредиты сотрудникам (список ука- | зан выше), и оформить договор ипотеки. Далее на s специально открытый счет на основе сертификата
будут перечислены деньги Министерством юстиции РФ;
- затем подписываются документы на получения ЦЖЗ, где с одной стороны будет выступать сотрудник, а с двух других сторон Министерство юстиции РФ и банк, который выдаст кредит;
- после оформления всех документов сотрудник регистрирует права собственности на приобретенное жилье.
Преимущества НИС жилищного обеспечения заключаются в следующем:
- можно приобрести собственное жилье вскоре после начала службы (минимум через 8 лет);
- решается вопрос с большой очередью на получение жилья;
- участник может выбрать недвижимость в любом регионе;
- данная схема крепко привязывает сотрудников УИС к месту службы на все 20 лет, что приводит к уменьшению текучести кадров;
- ипотека позволяет покупать недвижимость участникам НИС, не располагающим собственными средствами;
- можно использовать свои сбережения, если возникнет желание приобрести более дорогую и престижную недвижимость, или для того, чтобы увеличить первоначальный взнос по ипотеке;
- процентная ставка по ипотеке ниже обычной;
- позволяет погасить ипотеку досрочно.
Недостатками такой ипотеки являются:
- максимальный размер займа на 2017 год составляет 2,4 млн рублей. Этой суммы может оказаться недостаточно для приобретения недвижимости в крупных городах;
- при досрочном увольнении без уважительных причин сотруднику УИС придется вернуть государству сумму ЦЖЗ, а банковский кредит погасить из собственных средств. Кроме того, банк уже не будет предоставлять кредит по льготному проценту, а станет начислять участнику дополнительные процентные платежи, руководствуясь ставкой, которая действовала в банке на момент подписания договора.
3. Существенные проблемы имеются и в оказании медицинской помощи сотрудникам УИС. Об этом свидетельствуют письменные обращения, поступающие в адрес Минюста России не только от
руководителей территориальных органов УИС, но и 3 »
3 от глав администраций и уполномоченных по правам Is человека субъектов Российской Федерации.
^ Из-за территориальной удаленности под-■| разделений УИС доступность медицинской помощи в лечебных ведомственных учреждениях, на которые 1 возложена обязанность по медицинскому обеспечен-| ию сотрудников УИС, для 70 % личного состава ог-^ раничена. Они не имеют возможности получить | квалифицированную медицинскую помощь не только по месту прохождения службы, но и при выезде к месту отпуска, поскольку лечебно-профи-
лактические учреждения гражданского здравоохранения вправе не оказывать аттестованным сотрудникам медицинскую помощь (кроме ургентной) бесплатно ввиду отсутствия у них полиса обязательного медицинского страхования (далее -ОМС) (такая помощь должна оказываться с возмещением расходов учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти).
Решением данной проблемы могло бы стать предоставление возможности сотрудникам УИС получать не только ведомственную, но и необходимую медицинскую помощь в районных, городских муниципальных и областных государственных учреждениях здравоохранения. Однако такой возможности сотрудники УИС лишены. Это происходит в силу того, что они не охвачены системой ОМС, поэтому в качестве рекомендации предлагаем внести сотрудников УИС в данную систему, чтобы они имели возможность получить полис ОМС и обслуживаться в лечебно-профилактических учреждениях гражданского здравоохранения.
Приоритетными направлениями развития ведомственного здравоохранения являются следующие:
- совершенствование лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях УИС;
- оптимизация взаиморасчетов за предоставляемую сотрудникам УИС медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях иной ведомственной принадлежности (при обязательном условии адекватного финансирования данных мероприятий);
- совершенствование профилактического направления деятельности;
- расширение при соответствующем финансировании собственной лечебно-диагностической базы исходя из территориальных особенностей показателей общественного здоровья сотрудников УИС, определяющих потребность в объемах и видах медицинской помощи, а также профилактических мероприятий.
4. В соответствии со статьей 4 Закона N 52-ФЗ [2] к числу страховых случаев относится получение сотрудником УИС в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии). Анализ данного Закона позволил обнаружить следующий недостаток. Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым и легким, является исчерпывающим, поэтому его расширительное толкование не допускается, а причинение увечий, не включенных в список, не является страховым случаем. Очевидно, что, учитывая сложность человеческой физиологии, все возможные разновидности увечий, ранений и травм в один перечень включить невозможно. Получается,
что для осуществления выплаты имеет значение не столько степень тяжести увечья, сколько факт, включено оно в перечень увечий или нет, поэтому считаем целесообразным исключить абзац 2 пункта 1 «перечень увечий (ранений, травм, контузий) ...» из постановления Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов УИС” [5] и сделать основанием для осуществления страховой выплаты только заключение медицинской комиссии о степени тяжести причиненного увечья. Рекомендуем отнести к страховым случаям при осуществлении обязательного государственного страхования статьи 4 Закона N 52-ФЗ тяжелые заболевания, полученные сотрудниками во время прохождения службы в УИС,
основанием такой выплаты также будет являться заключение медицинской комиссии.
Таким образом, в практике организации социально-правовой защиты персонала УИС существуют определенные недостатки, которые возможно устранить лишь при соответствующем нормативно-правовом регулировании. Если проанализировать законы и нормативные правовые акты России, можно прийти к выводу о том, что правовая регламентация мер социальной защиты сотрудников УИС нуждается в корректировке по тем направлениям, которые были рассмотрены выше. Следует развивать социальную сферу уголовноисполнительной системы, привлекать к решению социальных проблем органы власти субъектов РФ, заботиться о поддержке персонала, тем самым избегая больших кадровых потерь.
Список использованной литературы
1. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [от 30 дек. 2012 г. N 283-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 53 (Ч. 1). Ст. 7608.
2. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации [Текст] : федер. закон: [от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 13. Ст. 1474.
3. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих [Текст] : федер. закон : [от 20 авг. 2004 г. N 117-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 34. Ст. 3532.
4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы [Текст]: закон Рос. Федерации: [от 21 июля 1993 г. N 5473-1] // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации.
1993. N 33. Ст. 1316.
5. О мерах по реализации Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы [Текст]: постановление Правительства Рос. Федерации [от 29 июля 1998 г. N 855] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 32. Ст. 3900.
6. Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний [Текст]: приказ ФСИН России от [31 янв. 2013 г. N 44] // Российская газета 2013. 26 апр.
7. Волков Е. П. Социальное самочувствие как условие служебной деятельности / Е. П. Волков // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) [Текст]: сб. тез. выступл. и докл. в участников (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.) : в 8 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2015. С. 193-197.
8. Грачева А. А. Социально-экономическая защита сотрудников УИС: проблемные аспекты и пути их решения [Текст] : монография / Грачева А. А., Романов А. А., Созин М. Л. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. 162 с.
9. Корнийчук О. О. Необходимость совершенствования законодательства о социальной поддержке сотрудников УИС и классификации их социальных гарантий [Текст] / Корнийчук О. О.// Вести. Владимир. юрид. инс - та. 2016. N 3 (40). С.
1
.5
!
л
3
.о
28-31.
Անդրեյ Ռոմանով
Ռուսաստանի դաշնային քրեակատարողական ծառայության իրավունքի և կառավարման ակադեմիայի տնտեսագիտության ֆակուլտետի պետի տեղակալ, մանկավարժական գիտությունների թեկնածու, դոցենտ
Ալեքսեյ Տարասով
Ռուսաստանի դաշնային քրեակատարողական ծառայության իրավունքի և կառավարման ակադեմիայի տնտեսագիտության և կառավարման ֆակուլտետի դոցենտ, տնտեսագիտական գիտությունների թեկնածու
էդգար Բալյան
Ռուսաստանի դաշնային քրեակատարողական ծառայության իրավունքի և կառավարման ակադեմիայի տնտեսագիտության և կառավարման ֆակուլտետի դոցենտ, տնտեսագիտական գիտությունների թեկնածու
Գուրգեն Աֆրիկյան
ՀՀ պաշտպանության նախարարության նյութատեխնիկական ապահովման դեպարտամենտ, իրավաբանական գիտությունների թեկնածու
ԱՄՓՈՓՈՒՄ
Սոցիալական երաշխիքները քրեակատարողական համակարգի աշխատակիցների համար Հոդվածում բացահայտվում է «քրեակատարողական համակարգի աշխատողների սոցիալ-տնտեսա-կան պաշտպանություն» հասկացությունը, նրա տարրերի կազմը, սոցիալական երաշխիքների տեսակները, քրեակատարողական համակարգի աշխատակիցների սոցիալական երաշխիքների իրականացումը բարդությունները և այդ խնդիրների լուծման ճանապարհները:
Հիմնաբաոեր- սոցիաւ֊անաեսական պաշտպանություն, սոցիաւ֊տնտեսական պաշտպանության տարրեր, սոցիարսկան երաշխիքներ, սոցիաւական երաշխիքների տեսակներ, ապահովագրական պաշտպանություն, բժշկական օգնություն, հիփոթեքայինխնայողական համակարգ:
а
.о
Andre у Romanov
Deputy Head of the Faculty of Economics at the Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Alexey Tarasov
Associate Professor at the Department of Economics and Management at the Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia, Candidate of Economic Sciences
Edgar Balyan
Associate Professor at the Department of Economics and Management at the Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia, Candidate of Economic Sciences
Gurgen Afrikyan
Logistics Support Departament of Ministry of Defence
of the Republic of Armenia Candidate of Legal Sciences
SUMMARY
Social Guarantees for the Employees of Penal Executive System The article reveals the concept of “social-economic protection of the employees of penal executive system”, the composition of its elements, the types of social security, the problems in realization of social guarantees for the employees of penal executive system and their solutions.
Key words: socio-economic security, socio-economic security, social security, social benefits, insurance protection, medical care, savings and mortgage system.