АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОТРУДНИКОВ УИС (ПО ДАННЫМ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ)
В. И. Огородников, О. О. Корнийчук
Аннотация: Предмет статьи составляют правовые, организационные и практические проблемы осуществления социальной поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы, цель—выделить данные проблемы, проанализировав современное состояние указанного вопроса на примере Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве, обозначив направления для совершенствования.
Существующие на законодательном уровне пробелы и противоречия правового закрепления гарантий социальной защиты пенитенциарного персонала ввиду отсутствия закона о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе негативно сказываются на кадровой ситуации Федеральной службы исполнения наказаний. Учитывая специфику службы, личный состав учреждений и органов, исполняющих наказания, нуждается в социальной поддержке государства. Однако, наряду с возрастающими предъявляемыми к сотрудникам УИС требованиями при значительном сокращении должностей и напряженной экономической ситуацией в России, некоторые льготы, ранее предоставляемые работникам пенитенциарной системы, отменены, а те, которые на законодательном уровне ещё действуют, стало сложнее реализовать из-за слабого контроля со стороны аппарата управления за правомерностью и объективностью реализации прав сотрудников на раз-
личные социальные выплаты, частых и длительных задержек в их предоставлении и ряда других причин, которые необходимо выявлять и устранять.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, работа с кадрами, персонал уголовно-исполнительной системы, социальная поддержка, социальные гарантии, социальные выплаты.
В условиях развития уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), направленного на повышение эффективности её деятельности, приведение ее в соответствие с современными и перспективными потребностями, вопросы социальной поддержки персонала УИС и членов их семей являются одной из основных составляющих кадровой политики по формированию высокого статуса работников УИС.
В последние годы политика государства направлена на улучшение правового статуса работников пенитенциарной системы, однако после произошедшей около 20 лет назад передачи пенитенциарной системы из Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации закона о прохождении службы в УИС до сих пор нет. Поэтому в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, а также повышения престижа Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН
России) необходимость разработки и принятия вышеуказанного закона очевидна, поскольку условия службы и её прохождение несравнимы с таковыми в органах внутренних дел. Существующие на законодательном уровне пробелы и противоречия правового закрепления гарантий социальной защиты персонала УИС, а именно, например, процесс «монетизации» льгот, то есть замена натуральных льгот сотрудников денежными компенсациями, на фоне нестабильного и недостаточного финансирования социальных программ, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность работников пенитенциарной системы, подрывают в их глазах репутацию и статус ФСИН России, что в свою очередь приводит к оттоку кадров из УИС и ослаблению их профессионального ядра. Поэтому руководителям различных уровней нельзя забывать о том, что личный состав — это главный внутренний резерв УИС, следовательно, необходимо осознать простую истину, суть которой заключается в том, что пренебрежение нуждами и интересами подчиненных определяет характер их отношений к служебным обязанностям. Выдвижение на первый план человека, утверждение приоритета его социального самочувствия — решающее условие успеха любого направления государственной деятельности, в том числе исполнения уголовных наказаний. Без соответствующего морального настроя и удовлетворенности всех категорий сотрудников, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои должностные обязанности нельзя ожидать весомых положительных результатов.
Обеспечение эффективного исполнения уголовных наказаний зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы, но и в значительной части от персонала учреждений, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры. Особое положение в организации воспитательной работы в территориальном органе занимает социальная защита личного состава, ветеранов и членов их семей.
Рассматривая целенаправленную деятельность территориальных органов России по данному вопросу на примере Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве (далее — УФСИН России по г. Москве) можно отметить, что работа с личным составом является основной в деятельности УИС.
По состоянию деятельности УФСИН России по г. Москве за 9 месяцев, можно отметить следующие результаты работы:
- выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам УИС и членам их семей в 2015 составили — 5 323 250 (в 2014 — 5 000 000 руб., 2013 — 5 000 000 руб., в 2012 — 1 221 960 руб.);
- выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством сотрудникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы составили — 4 801 300 руб. (в 2014 — 4 486 400 руб., в 2012 — 7 676 980 руб., в 2011 - 3 635 280 руб.), подано — 63 рапорта (2014 — 72, в 2012 — 180, в 2011 — 115); размер выплаты соста-
вил 1,7 оклада денежного содержания на человека (в 2014—2,5 (примерно 36 000 руб.), в 2012 средний размер выплаты составил 42 500 руб. на человека, а в 2011 — 31 600 руб.). Такое различие в выплатах связано с указаниями ФЭУ ФСИН России, а в 2013 в связи с отсутствием финансирования данные выплаты сотрудникам не производились;
- выплаты по обязательному государственному страхованию —
13 228 282 руб. (в 2014 — 22 907 520 руб., в 2013 — 17 008 050 руб., в 2012 — 11 012 370 руб., в 2011 — 7 569 600 руб., в 2010 — 4 697 320 руб.). Зафиксировано 42 страховых случая (в 2014 — 60, в 2013 — 73, в 2012 — 77, в 2011 — 70, в 2010 — 27). Увеличение суммы страховых выплат в 2012 году связано с внесенными изменениями в Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников федеральных органов налоговой полиции», которыми были установлены гарантированные фиксированные суммы в наступлении каждого страхового случая, значительно превышающие ранее действовавшие, а в 2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства от 12 апреля 2013 г. № 333 размеры страховых сумм проиндексированы с применением увеличенного коэффициента 1,055.
В период с 2008-2009 гг. страховыми компаниями отказано в выплате 54 сотрудникам. Речь идет о том случае, когда по всей России около 700
бывших сотрудников ФСИН не могли получить от своей страховой компании «Спасские ворота» положенные им по закону компенсации. Выплаты сотрудниками и выгодоприобретателями получены, жалоб и случаев возврата документов из страховых компаний по данным УФСИН России по г. Москве в 2015 году нет, однако они периодически фиксировались в предыдущие годы и обнаруживались при проверках, в том числе — задержки выплат;
- предоставлено мест в ведомственных общежитиях — 14 сотрудникам (в 2014 — 15, в 2013 — 5; здесь и далее — данные по состоянию на 20.12.2014 и 20.12.2013);
- проведено 13 комиссий по рассмотрению выплат на покупку жилья, 107 человек поставлено на учет;
- получают компенсацию за наем (поднаем) жилья — 627 сотрудника (в 2014 — 560, в 2013 — 598). Сумма выплат в 2014 — 79 900 000 руб., в 2013 - 45 831 557 руб., в 2012 — 63 500 000 руб.).
Одним из приоритетных для УФСИН России по г. Москве остается взаимодействие с органами местного самоуправления в части установления дополнительных мер социальной поддержки работникам учреждений и органов УИС и членам их семей (доплата из фонда Правительства г. Москвы, предоставление временной регистрации по юридическим адресам учреждений, предоставление бесплатных и льготных билетов в театры и концертные залы г. Москвы, совместное проведение мероприятий с главами районов и управ и др.).
Однако доплата из фонда Правительства г. Москвы (цель которой повысить статус службы в столице Рос-
сии в противовес одинаковому с регионами размеру заработной платы персонала УИС несмотря на высокие цены в г Москве, где особенно дорого обходится наем (поднаем) достойного жилья, что даже предусмотренные государством компенсации в большинстве случаев не в состоянии полностью покрыть данные расходы сотрудников), а точнее — снижение ее размеров, активно применяется руководителями УФСИН России по г. Москве в качестве меры наказания в виде материального стимулирования (2014 году — 1005 случаев, в 2013 — 598).
Интересно отметить, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2014 № 342-Ф3 в Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, определяются:
• конкретные размеры ежемесячной набавки к должностному окладу за особые условия службы (ч. 10 ст. 2);
• конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (ч. 14 ст. 2).
Также по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники:
1 Далее по тексту речь идет о Федеральном законе от 30.12.2012 № 283-Ф3 в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 342-Ф3.
• устанавливаются размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям (ч. 4 ст. 2),
• им же определяются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (ч. 12 ст. 2),
• порядок установления поощрительных выплат за особые достижения в службе (ч. 13 ст. 2), обеспечения сотрудников денежным довольствием (ч. 18 ст. 2) и оказания материальной помощи (ч.2 ст. 3),
• по его решению сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут производиться дополнительные выплаты, предусмотренные ч. 6 ст. 2 (ч. 23 ст.2) и др.
Все вышеперечисленные мероприятия, направленные на стабилизацию кадрового ядра и способствуют заинтересованности сотрудников в прохождении службы. Сотрудник чувствует заботу со стороны руководства и других, важность своей работы, когда они ощущают их участие в устройстве ребенка в детский сад, что до недавнего времени являлось большой проблемой для сотрудника УФСИН России по г. Москве, льготный поход в театр или цирк, где средняя стоимость билетов составляет 1500 руб. при этом сотрудник платит приблизительно 300-400 руб.), важность своей работы и др.
Кроме того на современном этапе значительно усложнились условия труда пенитенциарного персонала в связи с обострением криминогенных проявлений осужденных, увеличением коли-
чества лиц с психологическими отклонениями и состоянием здоровья, возрастающими предъявляемыми к сотрудникам УИС требованиями при значительном сокращении должностей и напряженной экономической ситуацией в России. Некоторые льготы, ранее предоставляемые работникам учреждений, исполняющих наказания, отменены, а те, которые на законодательном уровне ещё действуют, стало сложнее реализовать. На основании вышеизложенного можно отметить:
- слабый контроль со стороны аппарата управления за правомерностью и объективностью реализации прав сотрудников на различные социальные выплаты,
- частые и длительные задержки в их предоставлении,
- незнание сотрудниками,отвечающими за социальную поддержку работников УИС, требований российского законодательства, указаний ФСИН России.
По-прежнему острой остается проблема получения сотрудниками УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку подавляющее большинство не имеют собственной жилой площади. Работникам пенитенциарной системы, у которых стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении, зачастую приходится затрачивать ещё около года или даже двух-трех лет, чтобы встать на очередь и дождаться данной субсидии, причем большинство сотрудников УИС вынуждены тратить это время на судебные разбирательства по предмету задержек выплат и размеров субсидий, в расчете которых возникают споры именно
из-за противоречий в действующем законодательстве Российской Федерации и отличающихся по однотипным ситуациям управленческих решений членов соответствующих комиссий из-за некоторых объективных и субъективных факторов.
Имеют место случаи направления документов в страховые компании не по месту назначения, что затягивает сроки получения сотрудниками УИС, полагающихся им денежных сумм в связи с наступлением страховым случаев. Следует отметить, что сотрудниками ОРЛС отдельных подразделений зачастую не доводятся до сотрудников требования современного российского законодательства в части социальных гарантий. Полагаю, имеющиеся проблемы в одном субъекте, тем более в столице, свидетельствуют о необходимости пристального внимания к ним и решения этих вопросов по всей России.
При проверке организации воспитательной работы довольно часто выявляются нарушения в связи с осуществлением отдельных выплат сотрудникам УИС и членам их семей, рекомендуется вносить предложения о поощрении сотрудников УИС, принимающих активное участие в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий, проводить сборы таких сотрудников с приглашением руководителя федерального органа исполнительной власти. При проведении данной работы начальникам учреждений следует исключить субъективизм, личные симпатии или другие причины. Также следует отметить, что не всегда сотрудники отделов по работе с личным соста-
вом (далее — сотрудники ОРЛС) отслеживают информацию о движении исковых заявлений сотрудников УИС, которым, к слову, не всегда оказывается юридическая помощь в обращении в судебные органы за защитой своих прав.
На наш взгляд, именно посредством проведения воспитательной работы должно оказываться позитивное воздействие на результативность решения служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины, улучшение морально-психологического состояния работников УИС. Необходимо подчеркнуть, что ответственность за организацию и проведение воспитательной работы с работниками учреждений УФСИН возлагается на руководителей всех уровней. Сегодня мы еще пока не можем улучшить жилищные условия сотрудников, решить их все проблемы, но проявить внимание к сотрудникам—это наша прямая обязанность.
К сожалению, на протяжении всего времени существования УИС в России обеспечению социальной защиты ее сотрудников отводилось недостаточно внимания. Вместе с тем, как и в любой сфере общественной жизни, перечень возникающих проблем в области социальных гарантий не является ис-
черпывающим и в целях их устранения требуется постоянное вмешательство в данный процесс компетентных лиц, как со стороны законодателя, так и со стороны кадровой службы ФСИН России.
Литература
1. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 // Рос. газета. 2013. № 3.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 04 ноября 2014 № 342-Ф3 // Рос. газета. 2014. № 254.
3. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников федеральных органов налоговой полиции: Федер. закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Рос. газета. 1998. № 67.
4. Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы: постановление Правительства Рос. Федерации от 12 апреля 2013 г. № 333 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 16. Ст. 1962.
5. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 № 555