УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: уделяется внимание понятию, принципам и содержанию психологической подготовки личного состава уголовно-исполнительной системы. Сотрудники уголовно-исполнительной системы отвечают в исправительном учреждении за исполнение наказания и поддержание правопорядка, каждый день рискуя своей жизнью. В связи с этим они должны обладать определенным уровнем стрессоустойчивости и быть всегда готовыми к постоянному взаимодействию со спецконтингентом и действиям в экстремальных условиях.
Ключевые слова: сотрудники, уголовно-исполнительная система, психологическая подготовка, психологическая служба.
Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, находится под пристальным вниманием общества, так как она в той или иной мере затрагивает интересы почти всех его членов, а ее результаты непосредственно отражаются на обеспечении безопасности личности, общества и государства. Работа учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Обеспечивать правопорядок, защиту прав, свобод и законных интересов граждан приходится с использованием
© Воробьева О. А., 2017
О. А. Воробьева
мер принуждения и ограничения прав личности, что вызывает ряд противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании [1, а 104].
Сотрудники УИС отвечают в исправительном учреждении за исполнение наказания и поддержание правопорядка, каждый день рискуя своей жизнью. В связи с этим они должны обладать определенным уровнем стрессоустой-чивости и быть всегда готовыми к постоянному взаимодействию со спецконтингентом и действиям в экстремальных условиях.
Профессиональная деятельность персонала УИС осуществляется в неблагоприятных, часто экстремальных условиях, следствием этого могут стать нарушения, проявляющиеся в виде различных деструктивных явлений. В целях своевременной профилактики деструктивного поведения сотрудников УИС, возникающего в результате исполнения служебных обязанностей, руководство ФСИН России ставит перед психологической службой УИС, образовательными и научно-исследовательскими организациями ряд задач, среди которых основными являются организация целенаправленных психологических исследований по данной проблематике, обучение специалистов психотерапевтическим методам, разработка программ психологического обеспечения деятельности сотрудников различных служб УИС и др. [2, а 110].
Для того чтобы поднять престиж профессии сотрудника УИС в целях качественного исполнения им служеб-
ных обязанностей, следует обеспечить его психологическое сопровождение и страховую защиту для формирования в нем уверенности в своем будущем. Важно психологически подготовить сотрудника УИС к условиям несения службы и развить в нем необходимые качества.
Из-за специфики служебной деятельности сотрудники УИС и члены их семей относятся к группе социального риска. Однако вопросы, касающиеся понятия, принципов и содержания психологической подготовки личного состава УИС, мало изучены.
В настоящее время руководство ФСИН России уделяет пристальное внимание психологическому обеспечению профессиональной деятельности персонала УИС. В целях организации своевременной профилактики негативных явлений, возникающих в результате служебной деятельности сотрудников УИС, перед психологической службой, научно-исследовательскими и образовательными организациями, а также другими подразделениями ФСИН России ставится ряд задач: организация целенаправленных психологических исследований; изучение опыта психологической работы с персоналом в других структурах и ведомствах; организация обучения специалистов психотерапевтическим методам; разработка программ психологического обеспечения деятельности сотрудников разных служб УИС и др. [3, а 30].
Служебная деятельность сотрудников УИС осуществляется в напряженных условиях и нередко сопровождается длительным, психоэмоционально истощающим стрессом. Воздействие негативных психофизических факторов приводит к снижению интереса к работе, повышению общей напряженности в коллективе, что может проявляться
в грубости с подчиненными, конфликтах, нарушении дисциплины, законности, должностном бездействии либо во вседозволенности. Стрессогенная среда способствует развитию личностных девиаций, связанных с алкоголизацией, повышенным уровнем агрессии или наличием подавленности с суицидальными реакциями. Именно поэтому психологическому обеспечению профессиональной деятельности личного состава ФСИН России придается существенное значение.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года закреплен ряд задач, направленных на повышение эффективности психологического сопровождения сотрудников УИС: подготовка сотрудников, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества; разработка и внедрение новых программ психологической работы, а также развитие полноценной системы профилактики профессиональной деформации и медико-психологической реабилитации личного состава.
Психологические службы учреждений и органов УИС применяют в деятельности достижения современной психологической науки и практики, используют научно обоснованные модели содержательных и приоритетных направлений психологического обеспечения пенитенциарной деятельности. Вместе с тем анализ деятельности по психологическому обеспечению сотрудников УИС, осуществленный ФСИН России [4], выявил ряд существенных недостатков.
Для эффективного исправительного и ресоциализирующего воздействия на осужденных важна реализация ин-
дивидуального и дифференцированного подходов в обращении с ними, поэтому требуется принять меры по повышению социально-психологической компетентности сотрудников УИС, ибо конструктивное взаимодействие с осужденными должно базироваться на одновременном учете особенностей личности и групповой психологии лиц, отбывающих наказания. В связи с этим следует поддержать предложение А. Н. Сухова о необходимости развития социально-пенитенциарной психологии как составляющей пенитенциарной психологии, одновременно обосновав-шегонаправления новыхисследований по социально-пенитенциарной проблематике, а также позицию О. Г. Ковалева и А. И. Ушатикова о необходимости расширения исследований генезиса криминальной субкультуры в УИС и разработки психотехнических средств профилактики ее атрибутов [5, а 3].
Кроме того, в аспекте создания в перспективе в России службы пробации важным, на наш взгляд, является изучение зарубежного опыта и разработка проблематики постпенитенциарной психологии. Актуальнотакже обоснование модели психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников в создаваемых новых типах пенитенциарных учреждений [6].
Проблемы сохранения нормального психологического состояния сотрудников требуют приложения максимальных усилий со стороны не только психологических служб территориальных органов ФСИН России, но и медицинских и иных служб. Совершенствование психологической работы с личным составом УИС направлено на организацию психологического обеспечения в соответствии с международными стандартами и современными требованиями, внедрение передового опыта психологической ра-
боты с личным составом и совершенствование научно-методического обеспечения, повышение эффективности профилактики деструктивного поведения, в первую очередь суицидов, среди личного состава, создание кабинетов психологической регуляции в территориальных органах ФСИН России для оказания профильной психологической помощи личному составу, а также развитие медико-психологической реабилитации совместно с медицинскими подразделениями ФСИН России, укрепление материально-технической базы психологического обеспечения сотрудников УИС [7, а 37].
В рамках психологической подготовки сотрудников УИС одним из перспективных направлений является развитие навыков владения новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Реализация навыков владения психологическими методиками позволяет повысить качество, надежность, эффективность профессиональной деятельности, а также личные характеристики субъекта деятельности (его компетентность, удовлетворенность трудом, мотивированность и т. д.). Например, сотрудники специальных подразделений по конвоированию во время несения службы взаимодействуют как с сослуживцами, так и с осужденными и лицами, заключенными по стражу. Сотрудникам УИС необходимо развивать навыки использования стратегий визуальной диагностики, заключающиеся в выработке умений чтения признаков внешнего облика, составления словесного и психологического портрета, интерпретации индивидуально-психологических и социально-психологических признаков личности, распознавания через язык
мимики, жестов, поз психических состояний, типа темперамента и характера лиц, с которыми сталкиваются в повседневной деятельности.
На практике в территориальных органах УИС активно используется программа развития навыков визуальной диагностики сотрудников специальных подразделений по конвоированию, которая представляет собой систему упражнений, направленных на практическое обучение сотрудников искусству прогнозирования поведения как своих коллег, так и конвоируемых. Целевая направленность тренинга - повышение профессионально-психологического мастерства и компетентности сотрудников подразделений по конвоированию через их обучение способам визуальной диагностики других людей и их психических состояний, ориентации в сложных эмоционально-психологических ситуациях конвоирования. При комплектовании групп соблюдается принцип добровольности. Главная функция психолога в группе - управление ходом формирования необходимых внутренних средств у субъекта воздействия и обеспечение адекватных условий их усвоения. Задачами тренинго-вой программы являются познание особенностей собственной личности, тренировка профессиональных свойств восприятия и наблюдения, развитие навыков чтения признаков внешнего облика, развитие умений составления словесного и психологического портрета, интерпретации индивидуально-пси-
хологических и социально-психологических признаков личности, обучение способам распознавания через язык мимики, жестов, поз психических состояний, типа темперамента и характера лиц конвоируемых и сослуживцев.
Список литературы
1. Паршков А. В., Щелкушкина Е. А. Совершенствование воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 104-108.
2. Бовин Б. Г., Федорова Е. М. К вопросу о психологической профилактике профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 110-118.
3. Железная Ю. Ю., Ибрагимов О. А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельностисотрудниковуголовно-исполнитель-ной системы России // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 29-32.
4. Особенности организации и перспективы развития психологической работы с личным составом уголовно-исполнительной системы в рамках реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : решение коллегии ФСИН России // Об объявлении решений коллегии Федеральной службы исполнения наказаний: приказ ФСИН России от 7 декабря 2012 г.
5. Поздняков В. М. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии как науки и области психопрактики // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 3.
6. Поздняков В. М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3.
7. Кокурин А. В., Бовин Б. Г. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки // Юридическая психология. 2006. № 2. С. 37.