Научная статья на тему 'К вопросу определения степени общественной опасности при правовой оценке должностных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками УИС России'

К вопросу определения степени общественной опасности при правовой оценке должностных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками УИС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНОЙ ПРОСТУПОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ СОТРУДНИКАМИ УИС РОССИИ / СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ДОЛЖНОСТНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ДОЛЖНОСТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / OFFICIALS OF THE OFFENCE / OFFICIAL MISCONDUCT AND CRIME / THE VIOLATION OF THE LAW BY THE OFFICERS OF THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA / DEGREE OF SOCIAL DANGER OF THE OFFICIALS OF THE OFFENCE / THE EXTENT OF SOCIAL DANGER OF THE CRIMES COMMITTED BY OFFICIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хрипушин Эдуард Николаевич

В статье рассматривается вопрос о разделении в теории права должностных правонарушений на должностные проступки (ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел) и преступления (ст. 285, 286, 290 Уголовного кодекса (УК) РФ и т. д.), приводятся результаты правоприменительной практики в отношении дисциплинарных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации при исполнении должностных обязанностей, а также сравнительный анализ результатов привлечения к ответственности, когда в одних случаях сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний за аналогичные деяния, совершенные однократно, несут дисциплинарную ответственность, а в других уголовную, что рождает явное противоречие в системе реагирования правоприменителя на одни и те же факты нарушения законности. Целью данной работы является попытка сформулировать подходы к толкованию и определению критериев общественной опасности для должностных преступлений и проступков, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Практическое значение материала заключается в совершенствовании правоприменительной практики и разграничении преступлений различной тяжести и непреступных правонарушений, что позволит реализовать принцип справедливости в уголовном праве. Автором были проведены статистические исследования и проанализированы данные отчетов 3-Д (о состоянии дисциплины среди сотрудников уголовно-исполнительной системы) и 3-ПР (о состоянии законности и преступлениях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы). Практическое значение данных исследований состоит в том, что их результаты могут быть применены при преподавании уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии и в практической деятельности сотрудников УИС. По итогам работы сделаны выводы о том, что необходимо учитывать оценку степени общественной опасности, в которую должны быть включены как объективные и субъективные признаки, так и различные качественные и количественные факторы. Кроме того, рассмотренные вопросы требуют дальнейшего научного исследования с целью разработки универсальной методики определения степени общественной опасности при правовой оценке должностных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы России, а также последующего отражения предлагаемых критериев оценки в действующих нормативноправовых актах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the theory of law officials offense taken traditionally divided into official misconduct (article 34 of the Regulations on service in bodies of internal Affairs) and crimes (articles 285, 286, 290 and so on). In the present work the results of disciplinary enforcement practice misdemeanors and crimes committed by employees of the penitentiary system of the Russian Federation in the performance of official duties, as well as a comparative analysis of the results of accountability, when in some cases against members of the Federal service of corrections of the Federal penitentiary service of Russia for the same acts committed once, comes disciplinary responsibility, as in other criminal. Which in turn creates an apparent contradiction in the system response of a law enforcement official on the same violations of law. The aim of this work is the attempt to formulate approaches to the interpretation and definition of the criteria of public danger for official crimes and misdemeanors committed by employees of the penitentiary system. The practical value of this material is to improve law enforcement practices and sharing of crimes of varying severity, from non-criminal offenses that will allow you to implement the principle of justice in criminal law. In the research work were carried out statistical research and analyzed data reports 3-D (about the state of discipline among the employees of the penitentiary system) and 3-OL (about the state of law and crimes among the employees of the penitentiary system). In the practical value of research data can be used in the teaching of criminal law, penal law, criminology and in practice. The results concluded that it is necessary to consider the assessment of the degree of social danger, which must be included as an objective and subjective signs and various qualitative and quantitative factors. In addition, these issues require further research with the aim of developing a universal method of determining the degree of public danger when legal assessment of official misconduct and crimes committed by employees of the penitentiary system of the Russian Federation, as well as subsequent reporting of the proposed evaluation criteria in current normative-legal acts.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения степени общественной опасности при правовой оценке должностных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками УИС России»

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ПРИ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРОСТУПКОВ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ УИС РОССИИ

Э. Н. Хрипушин

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о разделении в теории права должностных правонарушений на должностные проступки (ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел) и преступления (ст. 285, 286, 290 Уголовного кодекса (УК) РФ и т. д.), приводятся результаты правоприменительной практики в отношении дисциплинарных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации при исполнении должностных обязанностей, а также сравнительный анализ результатов привлечения к ответственности, когда в одних случаях сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний за аналогичные деяния, совершенные однократно, несут дисциплинарную ответственность, а в других — уголовную, что рождает явное противоречие в системе реагирования правоприменителя на одни и те же факты нарушения законности.

Целью данной работы является попытка сформулировать подходы к толкованию и определению критериев общественной опасности для должностных преступлений и проступков, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Практическое значение материала заключается в совершенствовании правоприменительной практики и разграничении преступлений различной тяжести и непреступ-

ных правонарушений, что позволит реализовать принцип справедливости в уголовном праве.

Автором были проведены статистические исследования и проанализированы данные отчетов 3-Д (о состоянии дисциплины среди сотрудников уголовно-исполнительной системы) и 3-ПР (о состоянии законности и преступлениях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы). Практическое значение данных исследований состоит в том, что их результаты могут быть применены при преподавании уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии и в практической деятельности сотрудников УИС.

По итогам работы сделаны выводы о том, что необходимо учитывать оценку степени общественной опасности, в которую должны быть включены как объективные и субъективные признаки, так и различные качественные и количественные факторы. Кроме того, рассмотренные вопросы требуют дальнейшего научного исследования с целью разработки универсальной методики определения степени общественной опасности при правовой оценке должностных проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы России, а также последующего отражения предлагаемых критериев оценки в действующих нормативно-правовых актах.

Ключевые слова: должностные правонарушения, должностной проступок и преступление, нарушение законности сотрудниками УИС России, степень общественной опасности должностного правонарушения, оценка степени общественной опасности должностного преступления.

В теории уголовного права общепризнано, что всем правонарушениям присущ материальный признак — общественная опасность, то есть все правонарушения либо причиняют вред, либо угрожают причинением такого вреда. В качестве основного критерия разграничения преступлений и иных правонарушений большинство специалистов называют степень их общественной опасности [1, с. 15], но это лишь теоретическая посылка. Анализ правоприменительной практики позволяет утверждать, что такое разграничение не всегда является очевидным и оценка степени общественной опасности деяния часто зависит от субъективного восприятия должностного лица, а иногда и от «правоприменительной традиции», сложившейся в том или ином регионе.

Достаточно ярко это можно проследить на примере анализа квалификации (правовой оценки) должностных правонарушений. В теории права должностные правонарушения принято традиционно разделять на должностные проступки (ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел) и преступления (ст. 285, 286, 290 УК РФ и т. д.), но на практике нередко возникает вопрос о разграничении преступлений, особенно небольшой тяжести, и непреступных правонарушений.

Рассмотрим обозначенную проблему на примере исследования правонарушений, совершенных сотрудниками УИС России. Анализ статистических данных и теоретических исследований показывает, что ежегодно указанными лицами совершается свыше тысячи нарушений законности, из которых третья часть приходится на долю уголовно наказуемых деяний.

Согласно статистическим данным (по форме 3-ПР) в 2013 г. в территориальных органах и учреждениях УИС в отношении 456 сотрудников было возбуждено 441 уголовное дело, что на 27 больше, чем в предыдущем году, из них 70 — за злоупотребление и превышение должностных полномочий, 105 — за взяточничество, 130 — за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 136 — за прочие преступления [2, с. 24].

Очевидно, что все эти деяния совершаются сотрудниками с использованием своего должностного положения и по содержанию и общему родовому признаку являются злоупотреблениями полномочиями в широком смысле. Совершая подобные деяния, сотрудники УИС России фактически нарушают общую нормальную систему ее функционирования, подрывают авторитет учреждения пенитенциарной системы.

Вместе с тем анализ дисциплинарной практики в отношении сотрудников ФСИН России показывает, что за аналогичные деяния, совершенные однократно, наступает исключительно дисциплинарная ответственность. По утвержденным формам отчетности правонарушения сотрудников учитываются как нарушения законности среди сотрудников уголовно-исполнительной

системы и состояние дисциплины сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Приведем примеры.

1. Сотрудник Светлаков получал от гражданских лиц мобильные телефоны и передавал их осужденным за вознаграждение.

За совершенные преступления приговором суда Светлакову назначено наказание в виде трех лет одного месяца лишения свободы условно с лишением права занимать должности в уголовно-исполнительной системе сроком на три года. Условная мера наказания назначена с учетом полного признания подсудимым своей вины, положительных характеристик, наличия на иждивении Светлакова трех малолетних детей, а также отсутствия судимостей.

2. В Мордовии вынесен приговор сотруднику колонии, передавшему за деньги осужденным большое количество мобильных телефонов. Зубово-Полянский районный суд установил, что старший оперуполномоченный оперативного отдела исправительного учреждения Вешкин использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы с целью получения материальной выгоды. Для этого он неоднократно проносил на территорию колонии и передавал осужденным мобильные телефоны. Так, за плату в размере 25 тысяч рублей, перечисленных на его банковскую карту родственниками отбывающих наказание лиц, злоумышленник в течение 2010 года незаконно пронес на территорию колонии в общей сложности 25 мобильных телефонов. Вешкин признан виновным в совершении двух эпизодов преступлений по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление

должностными полномочиями) и привлечен к уголовной ответственности в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей [3].

3. Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области завершено расследованиеуголовного дела в отношении бывшего заместителя начальника колонии по кадрам и воспитательной работе ИК-8 регионального УФСИН России. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По версии следствия, с 2010 по 2011 год обвиняемый получал от осужденного через его посредников сотовые телефоны, коньяк, денежные средства в качестве оплаты услуг мобильной связи взамен на содействие в послаблении режима содержания и условно-досрочном освобождении. В ходе следствия собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу [4].

4. 18 сентября 2013 г. в результате совместных оперативно-розыскных мероприятий, проведенных оперативными службами УФСИН России по Саратовской области и ОМВД России по Красноармейскому району Саратовской области, в ИК-23 УФСИН России по Саратовской области с целью недопущения проникновения запрещенных предметов в помещения комнат длительных свиданий был проведен досмотр сотрудника Афузова, в ходе которого обнаружены и изъяты 6 сим-карт операторов сотовой связи, 4 зарядных устройства для мобильных телефонов. Ука-

занные запрещенные предметы Афу-зов собирался передать осужденному. За указанные действия Афузов был привлечен к дисциплинарной ответственности (уволен из органов УИС) [5, с. 5];

5. 2 июня 2013 г. при попытке доставки на территорию ИК-12 УФСИН России по Вологодской области запрещенных предметов задержан сотрудник Захватов. При личном досмотре у него были обнаружены и изъяты 21 сотовый телефон, 17 сим-карт, 20 зарядных устройств, 4 кабеля USB для сотовых телефонов, 20 ушных гарнитур к сотовым телефонам, 14 флеш-карт, 5 колод игральных карт. За указанные действия Захватов был привлечен к дисциплинарной ответственности (уволен из органов УИС) [5, с. 5].

Согласно обзору ФСИН России за 2013 г. структура нарушений законности среди сотрудников УИС не претерпела значительных изменений. Как и в 2012 г., основную массу нарушений от их общего количества (706 случаев) составили:вступление в запрещенные связи со спецконтингентом — 185 (26 %)и необоснованное водворение в ШИЗО, ДИЗО и перевод в ПКТ — 283 (40 %).

Так, по статистическим данным (по форме 3-ПР), в 2013 г. общая структура нарушений законности и дисциплины среди сотрудников уголовно-исполнительной системы оказалась довольно специфичной. Среди нарушений законности отчетность предусматривает такие ее формы, как вступление сотрудников УИС в запрещенные связи со спецконтингентом — 185 (аналогичный показатель прошлого года (АППГ) — 204); необоснованное водворение

в ШИЗО, ПКТ, ДИЗО — 283 (АППГ — 172); несвоевременное освобождение из мест лишения свободы—42 (АППГ— 20); прочие нарушения законности — 196 (АППГ — 189). Например, в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области из 73 случаев нарушения законности 63 случая нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации допущено сотрудниками УИИ.

В ГУФСИН России по Ростовской области из 88 случаев нарушения законности 51 случай незаконного водворения осужденных в ШИЗО, ПКТ и ДИЗО допущен сотрудниками отдела специального учета, отдела воспитательной работы с осужденными и отдела безопасности учреждений области.

В целом в системе ФСИН России за допущенные нарушения законности к дисциплинарной ответственности привлечено 526 сотрудников (АППГ — 530), уволено — 103 сотрудника (АППГ — 128). При этом за злоупотребление служебными полномочиями в 2013 г. было привлечено 29 сотрудников УИС России, за превышение полномочий — 41 сотрудник.

Элементарные математические вычисления наглядно показывают, что большая часть нарушений законности заканчивается сегодня применением мер дисциплинарного воздействия. Приведенный анализ дисциплинарной практики и статистики зарегистрированных преступлений, совершенных должностными лицами УИС России, подтверждает наличие явного противоречия в системе реагирования правоприменителя на одни и те же факты нарушения законности. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что

оценка степени общественной опасности указанных нарушений закона во многом зависит от «неуниверсальных» субъективных критериев и не способствует реализации принципа справедливости в уголовном праве, нарушает унификацию применения норм права.

Мы не призываем каждый факт правонарушения со стороны сотрудника УИС России рассматривать как преступление. Но очевидно, что нельзя ставить в один ряд опоздание на службу и необоснованное водворение осужденного в ШИЗО или несвоевременное освобождение из мест лишения свободы. Опасность данных нарушений различна, но не по реальным последствиям, а по содержанию общественных отношений, которым причиняется вред в результате таких нарушений.

Как представляется, степень общественной опасности — величина оценочная, включающая в себя различные качественные и количественные факторы. Подчиняясь универсальному и диалектическому закону перехода количе-

ства в новое качественное состояние, возрастание величины общественной опасности до предела, который условно можно назвать критическим порогом, обусловливает такое ее новое качественное состояние, которое свойственно преступлению. Вот этот момент и должен установить законодатель и отразить определенные изменения в нормативных актах.

Литература

1. Сосков Ф. Н. Общественная опасность деяния в уголовном праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.

2. Состояние дисциплины и законности среди сотрудников УИС // Преступление и наказание: пенитенциарный журнал. 2014. № 7. С. 23-25.

3. Неофициальный сайт сотрудников ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http:// pravo.ru/news/view/74970/ (дата обращения: 10.07.2014).

4. СМИ — Новости, связанные со ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http://www. sledcom.ru/news/133667.html (дата обращения: 10.07.2014).

5. О состоянии дисциплины, законности и дорожно-транспортных происшествий среди сотрудников УИС за 2013 год: обзор ФСИН России. М., 2014. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.