Научная статья на тему 'Меры по осуществлению социальной политики в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Меры по осуществлению социальной политики в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры по осуществлению социальной политики в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы»

S.V. SOROKINA

MEASURES OF SOCIAL POLICY ACCORDING PENAL STAFF

С. В. СОРОКИНА, кандидат юридических наук (Академия ФСИН России)

МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время изменяются приоритеты в деятельности государства и других политических институтов по осуществлению социальной политики в отношении граждан Российской Федерации, в том числе сотрудников уголовноисполнительной системы (УИС).

После вступления в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ термины «социальная защита» и «льготы» были заменены соответственно словосочетаниями «социальная поддержка» и «гарантии »1. На наш взгляд, раскрыв эти близкие, часто пересекающиеся, но не тождественные понятия, можно охарактеризовать качественные изменения, произошедшие в современной государственной социальной политике в целом и в отношении сотрудников УИС в частности.

Под социальной защитой следует понимать систему мероприятий, осуществляемых государством и его различными органами, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнедеятельности каждого человека.

Социальную поддержку можно трактовать как систему специальных мер по оказанию помощи отдельным социальным группам, гражданам, временно оказавшимся в затруднительном экономическом положении путем предоставления им необходимой информации или финансовых средств.

Льготы - это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей.

Под социальными гарантиями понимаются юридические акты, материальные и духовные

средства, обеспечивающие реализацию прав отдельных социальных групп или личностей.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений отечественная социальная политика претерпевает изменения. В качестве приоритетных при этом выделяются наиболее уязвимые категории граждан.

Анализ социально-правового и материального положения сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей свидетельствует, что после начала действия указанного Федерального закона основные социальные гарантии были частично сохранены и обеспечены финансированием из федерального бюджета либо компенсированы деньгами. Федеральная служба исполнения наказаний активно работает над сохранением и развитием действующей системы социальной поддержки сотрудников УИС.

Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов, связанных с переводом в денежную форму льгот и социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы, и членов их семей.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы не являются субъектами обязательного медицинского страхования, поскольку находятся вне сферы действия Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Этим они лишены бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и могут обслуживаться в лечебных учреждениях МВД или ФСИН России.

Уголовно-исполнительное право

2007.№ 2

С.В. Сорокина

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат отдельным категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» не определены: объем и виды медицинской помощи, оказываемой сотрудникам в учреждениях МВД России; механизм возмещения расходов по лекарственному обеспечению при лечении в амбулаторно-поликлинических учреждениях; система контроля за качеством медицинской помощи. Нормы качества и объема медицинской помощи, установленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в медицинских учреждениях МВД России не действуют. Вследствие этого в лечебных учреждениях МВД России получают медицинскую помощь менее 50 % сотрудников уголовно-исполнительной системы, ее объем значительно ниже, чем в учреждениях государственного и муниципального здравоохранения. В нарушение ст. 24 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка медицинская помощь женщинам-сотрудникам при беременности, родах и в послеродовой период в лечебных учреждениях МВД России вообще не оказывается.

Серьезные изменения произошли в сфере обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы жильем. Статья 35 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регламентировавшая обеспечение сотрудников жилой площадью, с 1 января 2005 г. утратила силу. В настоящее время Центром жилищно-коммунального хозяйства ФСИН России совместно с Департаментом социального и гражданского законодательства Минюста России дорабатываются предложения о внесении изменений в ряд нормативных актов, касающихся вопросов жилищного обеспечения сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей.

По состоянию на 1 января 2007 г. 40,5 тыс. семей нуждались в улучшении жилищных условий, из них 15,1 тыс. не имели жилья для постоянного проживания. На протяжении многих лет объемы бюджетного финансирования основных направлений обеспечения жильем сотрудников и членов их семей (за счет государственных жилищных сертификатов и оказания безвозмездной финансовой помощи) не отвечают

реальным потребностям2. На реализацию Подпрограммы государственных жилищных сертификатов в 2006 г. выделено более 1317 млн руб., в текущем году эта сумма увеличена до 1 млн 400 тыс. руб., а финансирование безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья в 2006 и 2007 гг. сохранено на уровне 2005 г. и составляет 120 млн руб.

Проблемы обеспечения жильем по-прежнему являются камнем преткновения для закрепления сотрудников, особенно молодых специалистов, на службе в уголовно-исполнительной системе.

Вместе с тем, наряду с причинами объективного характера, имеют место и грубые нарушения финансовой дисциплины при реализации жилищных сертификатов и выделении безвозмездной финансовой помощи нуждающимся, выявляемые Главной контрольно-ревизионной инспекцией ФСИН России в результате ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России3 . По нашему мнению, подобные неправомерные действия должностных лиц должны рассматриваться в качестве нарушения прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы, так как в конечном счете нарушаются права и интересы сотрудников и членов их семей, имеющих законные основания для улучшения своих жилищных условий.

Правило 79 Европейских пенитенциарных правил, рекомендованных правительствам государств - членов Совета Европы для применения в своем законотворчестве, политике и практике, устанавливает, что:

«1. Заработная плата должна быть доста-точной для привлечения и удерживания надлежащего персонала.

2. Выплаты и условия труда должны отражать ответственный характер работы в правоохранительном ведомстве».

Престиж профессии в значительной мере определяется уровнем заработной платы. Правительства должны признать, что сотрудники пенитенциарных учреждений имеют право на достойное материальное вознаграждение, соответствующее общественной важности их работы, а также тем трудным и иногда опасным условиям, в которых им приходится выполнять свои непосредственные обязанности.

В настоящее время оплата труда является основным и практически единственным источником мотивации деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем

• •

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2

Меры по осуществлению.

в последние годы она перестала выполнять свои главные функции: обеспечение потребностей и повышение заинтересованности работников в труде. Уровень трудовой занятости квалифицированных специалистов остается низким, и это в первую очередь связано с несоответствием размера денежного довольствия и тяжелых, специфичных условий труда, нередко связанных с угрозой для жизни и здоровья сотрудников УИС. При этом необходимо учитывать, что если труд сотрудников не оплачивается соответствующим образом, то это может привести к развитию коррупции.

Принимая во внимание тот факт, что в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы особую роль играет человеческий фактор, от которого зависит соблюдение прав человека в местах лишения свободы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин неоднократно обращался к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы не за счет различного рода надбавок, не влияющих на размер пенсионного обеспечения, а путем увеличения их должностных окладов4 .

Законом от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О Федеральном бюджете на 2007 год» и проектом перспективного финансового плана на 20082010 годы предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий по периодической индексации окладов денежного содержания в условиях инфляции.

В области социальной поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы имеется и ряд других проблем. Тем не менее следует адекватно относиться к их решению, поскольку деятельность по исполнению уголовных наказаний также является неотъемлемой частью современной государственной социальной политики.

1 См.: Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

2 См.: Заиченко А. Обеспечение жильем сотрудников УИС в условиях действия нового Жилищного кодекса Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. № 9. С.17-22.

3 См.: Об основных итогах контрольно-ревизионной работы в первом полугодии 2006 года // Там же. С. 63-68.

4 См.: Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы: Выступление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина на коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2005 г.

Уголовно-исполнительное право

2007.№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.