Грядунов Ю.Ю.
Аспирант, факультет Государственного и муниципального управления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления - филиал (г. Орел).
Понятие и основные направления развития государственной политики по укреплению традиционных идейных ценностей среди населения России
В настоящее время мир стоит на этапе развития глобализационных течений. Эти процессы влекут за собой активную интеграцию либерализации в общество, в результате чего многие страны столкнулись с оттоком принятия традиционных ценностей своими людьми, что стало одной из причин возникающих противоречий между отдельными группами населения, революций, гражданских войн и локальных конфликтов в отдельных странах. Столкнулась с такой ситуацией и Российская Федерация. В результате значительного провала в идейном развитии собственного населения на протяжении первых лет становления рыночных отношений в стране и принятия в это время западных ценностей населением государства, в стране сложилась противоречивая модель восприятия традиционных ценностей и понимания идей, продвигаемых правительством.
Либерализм стал политической альтернативой реформирования РФ после распада СССР, в результате чего возникло огромное количество политических сил, имеющих собственное видение и понимание идейных ценностей государства. Большинство из этих идей на протяжении 90-х не оправдали свою эффективность, и привели к тому, что к началу 2000-х страна находилась в стадии экономического упадка и разложения общества. Имела место идеализация политиков либерального направления и множество продуктов эпохи переходного периода, свойственных конкурентной рыночной экономике. В результате государство должно было перерасти в демократическое общество. Но эти цели не были достигнуты, и социальная модернизации страны не была проведена. В стране произошёл этический кризис, разочарование в либерализме и масса
других негативных последствий, связанных с реализацией либеральных идей на протяжение девяностых. Все это соотносилось с тяжелым экономическим кризисом, потребностью проведения срочных мер и спасения страны от экономического коллапса и перемой вектора традиционных устоев в сторону западных ценностей и идеологий [1].
Для понимания данной проблемы целесообразно определить понятие традиционных ценностей, которому уделяется огромное внимание со стороны многих современных авторов.
Так, Дежнев В.Н. [2] представляет, что традиционные ценности являются идеологической приверженностью традициям и историческим особенностям страны, равно, как и социальным и религиозным доктринам, продвигаемых государством. Согласно другому подходу, традиционные ценности представляют собой совокупность действий государства по сохранению традиций общества и его институтов [3]. Котова С.А. [4] определяет традиционные ценности, как практическую ориентацию населения при воспитании своих детей, учитывающую основные истоки мировой истории государства, место и роль в мире страны, а также менталитет собственного народа.
Также существует подход, который соотносит традиционные ценности непосредственного с религией. Так, например, А.И. Овчинников считает, что «именно религия выступает основным ориентиром поведения верующих людей, что и является основой для их действий и поступков, которые могут выходить за рамки религиозных общин и законов, что в целом сказывается на обществе позитивно» [5]. Именно религия является хранителем традиционных ценностей в данном подходе, в результате чего она и выступает составляющей традиционных ценностей страны в целом.
Еще один подход к пониманию традиционных ценностей выстраивается на национальных, народных, этнографических особенностях поведения и обычаев народа страны [6]. Согласно данного подхода именно сохранность обычаев населения формирует традиционные ценности, в результате чего в стране складывается социально-идейное и сплоченное общество.
Стоит подчеркнуть, что в настоящее время Правительство РФ активно прорабатывает политику традиционных ценностей, о чем свидетельствует разработка официального документа, закрепляющего принципы «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7].
В данном документе также приводится определение традиционных ценностей, включающее в себя нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство.
Также в Основах представлено, что традиционные ценности — это жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Отнесены в состав ценностей и высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Данный документ основан на законодательной базе, разработанной правительством РФ, учитывающей потребность в обеспечении национальной безопасности гусарства.
В частности, это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [8], которая выступает базовым документом стратегического планирования РФ и нацелена на обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе. В стратегии стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, среди которых устойчивость и социальная стабильность общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека.
Еще одним документом, нацеленным на реализацию государственной политики в области укрепления традиционных идейных ценностей является Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [9], в которой предусмотрен набор мер, нацеленных на стабилизацию общественно-политической ситуации в стране, предупреждение случаев проявления ксенофобии и радикализма, повышение уровня общественной безопасности и развитие духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [10], также направлена на укрепление государственного единства и целостность многонациональной Российской Федерации.
Основы государственной культурной политики [11] способствуют укреплению традиционных российских духовно-нравственные ценно-
стей и сплоченности общества страны посредством решения задач в области культуры, образования, литературы.
Важную роль в рассматриваемой политике играет Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [12], которая обеспечивает граждан страны достоверной и безопасной информацией.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [13] формирует концепцию определения условий, способствующих воспитанию гармонично развитых и социально ответственных личностей с одновременным восприятием духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, пониманием исторических и национально-культурных традиций страны.
Таким образом, на государственном уровне закреплено, что гражданин страны должен формировать свою жизнедеятельность, учитывая исторические факты развития государства, понимать свою гражданскую идентичность, ответственность и патриотизм, а также быть приверженным к принятию в качестве идеалов семьи, труда и религии.
Данный документ достаточно полно проявляет понятие традиционных ценностей и их значимость для суверенности государства, что позволяет определить его роль, как высокую. В тоже время в настоящее время с документом незнакома большая часть населения, что говорит о необходимости проработки активной информационной политики по его донесению до граждан страны.
Также необходимо понимать, что в мире существует множество концепции к типам традиционных ценностей, которые Мишучков А.А. разделяет на либеральные, секуло-гуманистические, нелиберальные и религиозной традиционные [6].
Первые две концепции идут в противодействие с традиционным подходом к пониманию идейных ценностей для населения страны. В свою очередь две последующие концепции, определяют именно идейные ценности и традиции государства основой государственной политики, выстраивающей социальные процессы в обществе, и обеспечивающие стабильность в государстве.
Так либеральная концепция и секуло-гуманистический подход стали трендом в развития глобалистских течений, в результате чего появилось множество оппозиционных идей, согласно которым ценностями человека могут выступать не только семья, труд и государство, но и личностные
потребности человека. В их состав включаются сексуальная ориентация человека, жизненные устои, приверженность тем или иным нетрадиционным и нерелигиозным формированиям [14].
Пониманию данных концепции уделяет внимание автор Кондаков А.А. [15]. Он убеждён, что традиционные ценности выстраиваются на таких подходах, как семья, государство, жизнь человека. При этом нетрадиционные ценности идут в противовес развития государства, поскольку отсутствие семьи, негативно сказывается на демографической обстановке, а также генофонде населения, образованности людей и уровне развития страны в целом.
Люди должны быть патриотично настроены в отношении собственной страны и понимать всю степень ответственности перед государством, осуществляя те или иные поступки. Только такой подход сможет сформировать социально стабильное спокойное общество, нацеленное на развитие собственных детей, увеличение рождаемости, создание семей.
Все это будет способствовать развитию инновационного, образовательного, человеческого и других потенциалов государства, а значит и объективному взаимодействию общества и страны.
В этой связи государство должно разрабатывать направления по защите своих ценностей посредством акцентирования внимания людей на воспитании, самореализации, школе и государстве. То есть необходимо более активное развитие государственной политики по привитию идейных ценностей жителям страны, начиная с самого малого возраста. Примером является Китай. Добиваясь национально-патриотических настроений в стране, используется множество механизмов. Так, например, партией КНР создан отдел пропаганды центрального комитета. Задачи данной структуры заключается в пропаганде общественных настроений, а также разработка программы по влиянию на детей, начиная с самого юного возраста.
Безусловно, меры по сохранению здоровья молодежи, принимаемые китайским правительством, «волную» западный мир. Одновременно с этим, «компартия Китая использует и другие инструменты по идеологическому воспитанию молодежи. Речь идет о включении в образовательные программы всех школ патриотических фильмов, выпуск которых регулируется КПК, заучивании гимнов на уроках патриотизма, разработанных китайских приложениях, устанавливаемых на смартфоны для коммунистической пропаганды» [16].
Возможно и использование опыта СССР, когда посредством активной внутренней пропаганды, используемой на всех этапах воспитания детей, общество отличалось особым уровнем патриотического настроения и приверженности государству.
Исходя из сказанного, следует вывод, что нашей стране необходимо более активно доносить до населения содержание государственной политики по укреплению национально-патриотических настроений всем людям страны. С этой целью необходимо проводить разовые массовые акции в поддержку действий России и её военного потенциала, формируя одновременно новые общественные движения, стимулирующие патриотическое развитие некоммерческих организаций по войсковой и другой деятельности, а также привлекать молодое поколение в донесение до мира правды о своей стране, ее мировоззрении, целях и собственной идеологии, в основе которой лежит государство, семья, человек.
Список литературы:
1. Горяшник А.И. Причины кризиса 90-х годов в СССР и влияние их на экономику России // Вопросы экономики и управления. 2016. № 4 (6). С. 1-4.
2. Дежнев В.Н., Новикова О.В. Традиционные ценности: к определению понятия // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (28). С. 71-74.
3. Сотникова Е.В. Пути и стратегии укрепления традиционных духовных ценностей у молодёжи // Молодой ученый. 2021. № 34 (376). С. 72-75.
4. Котова С.А. Философский анализ трансформации традиционных ценностей в постиндустриальном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Москва, 2014. 23 с.
5. Овчинников А.И. Национальная безопасность и традиционные духовно-нравственные ценности: вопросы законодательного обеспечения // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. № 1. С. 35-42.
6. Мишучков А.А. Традиционные ценности в глобализирующемся мире // Вестник ОГУ 2015. № 3 (178). С. 65-71.
7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977.
8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
9. Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 22. Ст. 3475.
10. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.
11. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 11. Ст. 1552.
12. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.
13. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст. 4884.
14. Малинова О.Ю. Конструирование «либерализма» в постсоветской России. Наследие 1990-х в идеологических битвах 2000-х // Полития. 2017. №1 (84). С. 6-28.
15. Кондаков А.А. Международные дискуссии о гомосексуальности: эффекты бумеранга в потоках власти // Социология власти. 2018. № 1. С. 14-32.
16. Современная китайская молодежь. Краткая оценка // CAAN. // URL: https://caa-network.org/archives/19153 (Дата обращения: 11.03.2023).
Bibliography
1. Goryashnik A.I. Causes of the crisis of the 90s in the USSR and their impact on the Russian economy // Questions of economics and
management. 2016. № 4 (6). P. 1-4.
2. Dezhnev V.N., Novikova O.V. Traditional values: to the definition of the concept // Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University. 2015. № 4 (28). P. 71-74.
3. Sotnikova E.V. Ways and strategies for strengthening traditional spiritual values among young people // Young scientist. 2021.
№ 34 (376). P. 72-75.
4. Kotova S.A. Philosophical analysis of the transformation of traditional values in post-industrial society: abstract. dis. ...cand. Philosopher Sciences: 09.00.11. - Moscow, 2014. 23 p.
5. Ovchinnikov A.I. National security and traditional spiritual and moral values: issues of legislative support // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2022. № 1. P. 35-42.
6. Mishuchkov A.A. Traditional values in a globalizing world // Bulletin of OSU. 2015. № 3 (178). P. 65-71.
7. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 № 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. № 46. P. 7977.
8. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 № 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. № 27 (part II). P. 5351.
9. Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2020 № 344 "On approval of the Strategy for Combating Extremism in the Russian Federation until 2025" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 22. P. 3475.
10. Decree of the President of the Russian Federation dated December 19, 2012 № 1666 "On the Strategy of State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. № 52. P. 7477.
11. Order of the Government of the Russian Federation dated February 29, 2016 № 326-r "On approval of the Strategy of state cultural policy for the period until 2030" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2016. № 11. P. 1552.
12. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/09/2017 № 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. № 20. P. 2901.
13. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 № 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 30. P. 4884.
14. Malinova O.Yu. Construction of "liberalism" in post-Soviet Russia. The legacy of the 1990s in the ideological battles of the 2000s // Polity. 2017. № 1 (84). P. 6-28.
15. Kondakov A.A. International discussions about homosexuality: boomerang effects in the flow of power // Sociology of power. 2018. № 1. P. 14-32.
16. Modern Chinese youth. Brief assessment // CAAN. // URL: https://caa-network.org/archives/19153 (03.11.2023).