10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). - Ч. 4 / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев и др. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 800 с.
11. Гордон, М. В. Советское авторское право. - М.: Госюриздат, 1955. - 232 с.
12. Антимонов, Б. С., Флейшиц, Е. А. Авторское право. - М.: Госюриздат, 1957. - 280 с.
13. Постановление ФАС СКО от 30 июля 2013 г. по делу № А32-28182/2012 [Электронный ресурс] // Сайт «КонсультантПлюс». // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ASK;n=92965#0 (дата обращения: 29.03.2017 г.).
14. Определение Московского городского суда от 3 ноября 2015 г. № 4г/8-11086/2015 [Электронный ресурс] // Сайт «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=1382056#0 (дата обращения: 29.03.2017).
© Молчанов А.А., Афанасьева Е.С., 2018
УДК 368.91
С.Э. Павлов
Понятие и основные элементы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции
в системе МВД России
Concept and basic elements of compulsory state life and health of police officers in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ПАВЛОВ, Сергей Эдуардович, специалист направления профессиональной подготовки отдела по работе с личным составом управления Министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, лейтенант внутренней службы. 195176, г. СПб, ул. Краснодонская, д. 14, 8-911-28583-91, [email protected].
PAVLOV, Sergey Eduardovich, specialist in vocational training of department for work with personnel of Ministry of Internal Affairs of Russia of the Krasnogvardeiskiy district of Saint - Petersburg, adjunct postgraduate studies of the civil law and civil procedure pulpit of St.-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, lieutenant of internal service. 195176, Saint - Petersburg, Krasnodonskaya str., 14, 8-911-285-83-91, [email protected].
В статье проанализированы основные элементы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции, а также приводится гражданско-правовая характеристика договора обязательного государственного страхования. В ходе анализа автор дает понятие обязательного государственного страхования.
Ключевые слова: страхование, полиция, выплата, компенсация, риск, договор, элемент
The article analyzes the main elements of compulsory state life and health insurance for police officers, as well as the civil-law description of the compulsory state insurance contract. In the course of analysis the author gives the concept of compulsory state insurance.
Keywords: insurance, police, payment, compensation, risk, treaty, element.
Нормативное регулирование страхования в Российской Федерации отражено в гл. 48 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), Однако, в ст. 969 ГК РФ, посвященной обязательному государственному страхованию, законодатель его легальное определение не даёт [1].
В целях определения понятия «обязательного государственного страхования» обратимся к научным трудам авторов, которые исследовали данную проблему ранее.
В статье «Особенности понятия и основных элементов обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел» под обязательным государственным страхованием жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел понимается самостоятельная, некоммерческая форма страхования, которая опосредуется через страховые правоотношения, возникающие в силу закона или (и) договора, ха-
рактеризующиеся не только специальным объектом: жизнью и здоровьем сотрудников органов внутренних дел, вред которым может быть причинен только в результате осуществления последними своих служебных обязанностей, но и характерным кругом участников, когда государство, в лице своего уполномоченного органа — МВД России, выступает в роли страхователя, а государственная страховая организации - ЗАО «СКПО» — осуществляет только непосредственно выплату страховых сумм [2].
Другие авторы рассматривают данное понятие в более узком смысле и полагают, что под обязательным государственным страхованием следует понимать установленное законом обязательное страхование объектов, имеющих приоритетное значение для общества, за счёт средств, предоставленных на эти цели из соответствующего бюджета [3, с. 8].
Согласно п. 1 ст. 43 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее ФЗ «О полиции»), «жизнь
и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год» [4].
Анализируя приведенные дефиниции, следует сделать вывод, что договор обязательного государственного страхования сотрудников полиции является реальным, возмездным, взаимным, рисковым, а также заключается в пользу третьего лица.
В зависимости от момента возникновения обязательства договор обязательного государственного страхования следует признать реальным, т.к. в соответствии со ст. 957 ГК он вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого её взноса, если в нём не предусмотрено иное.
Возмездный характер договора обязательного государственного страхования сотрудников полиции выражается в том, что страхователь в лице МВД России производит уплату страховой премии, а страховщик несёт риск наступления страхового случая и при его наличии осуществляет страховую выплату.
Суть взаимности выражается в том, что стороны берут на себя друг перед другом определённые обязанности. В обязанности страхователя входит своевременная уплата страховых взносов, оказание помощи в сборе необходимых документов, представление иной интересующей страховщика информации. В обязанности страховщика, в свою очередь, в случае наступления страхового события входит выплата оговоренной в договоре страховой суммы.
Договор обязательного государственного страхования сотрудников полиции является рисковым (алеаторным), т.к. момент возникновения, изменения или прекращения тех или иных прав и обязанностей будет зависеть от наступления определённых событий (обстоятельств). Обязанность страховщика произвести страховую выплату осуществляется только при наступлении оговоренных в договоре обязательного государственного страхования страховых случаев. Исходя из этого, страховщик с одной стороны получает доход на неэквивалентной основе, а с другой стороны - обязан осуществить страховую выплату, размеры которой, возможно, будут существенно превышать полученное им вознаграждение. В связи с этим и подтверждается рисковый характер рассматриваемого нами договора.
Особенность договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции выражается в том, что он заключается в пользу третьего лица. Об этом нам свидетельствует типовой договор обязательного государственного страхования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.03. 2014 № 169 (далее Типовой договор), в котором содержатся сведения о застрахованном лице и о выгодоприобретателе [5].
Таким образом, договор обязательного государственного страхования сотрудников полиции связан с моментом его заключения. С этим же обстоятельством вплотную соприкасаются и элементы данного договора.
В субъектный состав договора обязательного государственного страхования входит страхователь и страховщик.
Страхователем могут выступать федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы (п. 2 ст. 2 ФЗ № 52 - ФЗ от
28.03.1998 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее ФЗ № 52 - ФЗ) [6]. Применительно к рассматриваемой теме, страхователем по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников полиции является Министерство внутренних дел Российской Федерации, выступающее в качестве юридического лица, как государственное казенное учреждение.
Страховщиком с 10 января 2018 г. в соответствии с Типовым договором № 31/31 ГК выступает ООО «Центральное страховое общество» (далее ООО «ЦСО») [7].
В типовой договор подлежат включению сведения о застрахованном лице и о выгодоприобретателе, которые приобретают по договору только права, но не обязанности.
Застрахованное лицо - это лицо, на которое распространяется перечень указанных в законодательстве РФ и (или) в договоре страхования страховых случаев, при наступлении которых данному лицу полагается выплата страховой суммы.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ и п. 1 ст. 25 ФЗ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» в качестве застрахованных лиц в обязательном страховании сотрудников полиции являются граждане Российской Федерации, осуществляющие служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым в установленном порядке присвоено специальное звание звания рядового или начальствующего состава полиции.
Выгодоприобретатель - это лицо, назначенное в силу законодательства РФ и (или) договора страхования для получения страховой суммы.
Ч. 3 ст. 2 ФЗ № 52 - ФЗ определяет застрахованного лица, как одного из выгодоприобретателей, а также приводит остальной перечень выгодоприобретателей, которые будут назначены для получения страховых выплат в случае смерти (гибели) застрахованного лица [6].
К таковым относятся: супруги, родители (усыновители), дедушки и бабушки, отчимы и мачехи застрахованного лица, его дети, а также подопечные.
Также, для данной категории лиц существуют определенные условия, например, в случае с супругой (супругом), то он (она) должны состоять в зарегистрированном браке на момент наступления страхового случая с застрахованным лицом; бабушки и дедушки будут иметь право стать выгодоприобретателями в случае, если воспитывали и (или) содержали застрахованное лицо не менее трех лет в связи с отсутствием у застрахованного лица родителей; мачехи и отчимы - в случае воспитания и (или) содержания застрахованного лица не менее пяти лет; дети - в случае, если они не достигли совершеннолетия (18 лет), совершеннолетние дети, которые стали инвалидами до достижения ими совершеннолетия, а также совершеннолетние дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях.
Стоит также подчеркнуть, что для подтверждения вышеуказанными лицами свою родственную связь с застрахованным лицом и выступать в качестве выгодоприобретателя, необходимо подтвердить данную действительность юридическим документом, выдаваемом отделением записи актов гражданского состояния.
В ходе осуществления обязательного государственного страхования сотрудников полиции, выгодоприобретатель заранее не известен и определяется только при наступлении страхового случая.
Важным элементом обязательного государственного страхования выступает его объект. В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ к объектам обязательного государственного страхования следует относить жизнь, здоровье и имущество застрахованного лица, тем самым охватывая полный объектный состав этого вида страхования, выражающийся как в личном, так и в имущественном характере [1]. Однако, анализируя положения ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ, к объектам обязательного государственного страхования сотрудников полиции относится только их жизнь и здоровье [6]. В связи с этим следует сделать вывод, что приведенный ГК РФ объектный состав обязательного государственного страхования относится не ко всем категориям государственных служащих. Подобное сравнение проводил К.М. Игнатьев, который указывал на различие субъектного состава между военнослужащими и представителями судебной власти нашего государства в пользу последних [8, с. 31].
Предметом вышеупомянутого договора, заключенного МВД России с ООО «ЦСО», выступает оказание услуг по организации обязательного государственного страхования на период с 2018 по 2019 гг.
К следующему элементу обязательного государственного страхования следует отнести страховой риск, выражающимся в предполагаемом событии, при наступлении которого осуществляется страхование.
Данный элемент должен обладать определенными признаками. Таковыми выступает вероятность и случайность.
Вероятность выражается в определенной степени возможного наступления конкретного события.
Под случайностью следует понимать выражение объективных связей с действительностью.
В связи с этим, следует указать на то, что в зависимости от вида страхования, страховой риск может проявляться в различных степенях (как в сторону увеличения, так и уменьшения). В связи с этим, законодатель управомочил страховщика самостоятельно осуществлять оценку страхового риска (ст. 945 ГК
РФ) [1].
Важным составляющим элементом обязательного государственного страхования выступает страховой случай. Страховым случаем признается совершившееся событие, установленное законодательством РФ и (или) договором страхования, в силу наступления которого страховщик обязуется выплатить страховую сумму застрахованному лицу или выгодоприобретателю.
При осуществлении страхования в РФ в целом, перечень страховых случаев достаточно велик. По причине рассматриваемого нами определенного вида страхования, приведем перечень страховых случаев
при осуществлении обязательного государственного страхования, которые императивно закреплены в ст. 4 ФЗ № 52 - ФЗ [6]. К таковым относятся: гибель, либо смерть застрахованного лица, установление инвалидности, получение увечья, ранения, травмы, контузии, а также увольнение со службы в случае признания их не годными или ограниченно годными к военной службе вследствие получения ими увечья, ранения, травмы, контузии.
Важным составляющим элементом обязательного государственного страхования является страховая сумма. Под страховой суммой понимается определенная в законодательном и (или) договорном порядке денежная сумма, из которой определяется размер страховой премии и страховых выплат.
Страховая выплата по обязательному государственному страхованию - это сумма, исчисляемая в денежном эквиваленте, которую страховщик обязан выплатить установленному в законодательстве РФ и договоре страхования лицу при наступлении страхового случая.
В настоящее время, в соответствии со ст. 5 ФЗ № 52 - ФЗ, в случае гибели (смерти) сотрудника ОВД, либо прекращения службы по причине болезни, либо получения травмы, выгодоприобретателям выплачивают сумму в размере 2 млн. рублей в равных долях. В случае установления сотруднику ОВД инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения года после увольнения со службы в ОВД, то в зависимости от группы инвалидности выплачиваются следующие суммы, а именно 1,5 млн. рублей, 1 млн. рублей и 500 тыс. рублей соответственно. Вместе с тем, в случае получения застрахованным лицом тяжелого увечья - 200 тыс. рублей, легкого - 50 тыс. рублей. Стоит подчеркнуть, что указанные суммы ежегодно индексируются с учетом инфляции [6].
Важно отметить, что вышеприведенные суммы как раз и подлежат выплате застрахованным лицам и выгодоприобретателям.
Страховая премия - это денежная сумма, которая уплачивается страхователем страховщику для осуществления конкретного вида страхования. Как мы пояснили ранее, страхователем по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников полиции выступает МВД России, а страховщиком страховая организация, которая в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выиграла конкурс на осуществление данного вида страхования. Данный механизм исходит из требований ч. 1 ст. 969 ГК РФ, которое устанавливает, что обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям) [1].
По общему правилу сроки договора страхования оговариваются непосредственно между сторонами договора (МВД России и страховой организацией). Однако, особенность обязательного государственного страхования также заключается в том, что срок договора, а точнее его минимальный период действия императивно закреплен в ФЗ № 52 - ФЗ и должен быть заключен не менее, чем на один календарный год (ч.2 ст. 6 ФЗ № 52 - ФЗ) [6].
Форма типового договора обязательного государственного страхования письменная, не требующая нотариального удостоверения. Данный договор составляется в двух экземплярах, подписывается представителями сторон на основании доверенности, а также при заключении подтверждается печатями.
По завершении данного этапа, у сторон (МВД и страховой организации) появляются определенные права и обязанности.
Проанализировав основные элементы обязательного государственного страхования, а также де-
финиции ряда авторов, рассматривающих данную проблематику ранее, мы приходим к выводу, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции - это вид обязательного страхования, порождающий в силу закона наступление общественных отношений между МВД России (страхователем) и страховой организацией (страховщиком) путем заключения договора, осуществляемый за счет бюджетных ассигнований, объектом которого выступает жизнь и здоровье застрахованного лица.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 5. - Ст. 410.
2. Венедиктов, А. С. Особенности понятия и основных элементов обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Государственно-правовая политика в России: проблемы и перспективы развития : сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. - Вып. 20. - Ч. 2 / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.
3. Лумпова, А. А. Правовое регулирование обязательного государственного страхования : автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / С.-Петерб. ун-т МВД РФ. - Санкт-Петербург, 2003. - 23 с.
4. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 7. - Ст. 900.
5. Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» : ПП РФ от 6 марта 2014 г. № 169 // СЗ РФ. - 2014. - № 11. - Ст. 1147.
6. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1474.
7. Для личного состава МВД Российско Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального страхового общества. - URL: https://www.sk-cso.ru (дата обращения: 09.03.2018)
8. Игнатьев, К. М. Основные признаки обязательного государственного страхования // Юрист. - 2015. - № 14. - С. 30-34.
© Павлов С.Э., 2018
УДК 347.7
Ю.А.Фархутдинова
Гражданская правосубъектность органов внутренних дел при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
Civil legal capacity of the Internal affairs bodies during the procurement of goods, works, services for provision state needs
ФАРХУТДИНОВА, Юлия Анасовна, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.Тел.: 744-87-95.E-mail:[email protected].
FARKHUTDINOVA, Yuliya Anasovna, postgraduate of Civil Law and Civil Procedure Department, Saint -Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, Saint - Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1.Ph.: 744-87-95. E-mail:[email protected].
Статья посвящена анализу отечественного законодательства и научной литературы, посвященных гражданской правосубъектности органов внутренних дел при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, дана характеристика юридического лица органа внутренних дел, проанализировано гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при заключении органом внутренних дел государственного контракта от имени публичного образования.
121