Гражданское право
— особенности культурно-исторического развития России.
3. Основные принципы и положения механизма правового регулирования предпринимательства должны найти реализацию при разработке текущего законодательства и законодательства о предпринимательстве.
4. В процессе формирования стратегии развития правовой базы предпринимательства, ее адаптации к современным условиям должны лежать следующие подходы:
— важнейшая функция государства — защита экономических прав предпринимателей;
— теоретическое обоснование курса социальных реформ должно лежать в плоскости развития производства с расширением социальной функции государства;
—проблему оптимального сочетания экономической свободы субъектов хозяйства и принципов равенства и справедливости необходимо решать исходя из уровня культурно-исторического развития общества;
— построение модели правового регулирования предпринимательской деятельности в России должно происходить с учетом ее адаптации к условиям общемирового цивилизованного процесса.
5. Основу формирования концепции правового регулирования предпринимательства составляют следующие принципы:
— утверждение многообразия форм собственности;
— приоритетность решения социальных проблем общества;
— главной целью государственной политики являются интересы субъектов хозяйственной жизни;
— правовое регулирование должно базироваться на основе взаимодействия категорий и институтов национального и международного права;
— правовое регулирование предпринимательства должно базироваться на основе новых принципов российской государственности, принципов демократического правового государства;
— возрастание роли права как средства общественного согласия — основополагающий принцип взаимодействия и учета интересов товаропроизводителей и государства.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. —2008. — № 29 (ч. 1). — Ст. 3482.
2. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия : Всероссийская научно-практическая конференция. Нижний Новгород / / Государство и право. — 1996. - № 2. - С. 3-28.
3. Мальцев, Г. Буржуазный эгалитаризм. — М.: Мысль, 1984. — 285 с.
4. Hayek, Friedrich Л. The Constitution of Liberty. — Chicago: University of Chicago Press, 1960.
5. Вебер, М. Избранные произведения (социологическая мысль Запада) / пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
6. Лескова, Ю. Г. Частноправовые средства как инструменты публичной организации предпринимательских отношений // Современная наука. - 2011. - № 3. - С. 22-27.
УДК 368.91
А. А. Молчанов*, Ю.Б. Шубников**
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел
В статье проанализированы понятие и основные элементы договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: страхование, выплаты, риск, компенсация, договор.
A.A. Molchanov*, Y.B. Shubnikov**. Obligatory state insurance of life and health of employees of the bodies of internal affairs. The paper analyzes the concept and the main elements of the contract of obligatory state insurance of the employees of internal affairs bodies.
Keywords: insurance, payments, harm, risk, insurance indemnity, contract.
* Молчанов, Александр Александрович, профессор кафедры гражданского права, доктор юридических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Шубников, Юрий Борисович, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Molchanov, Alexander Alexandrovich, professor of the civil law chair, doctor of law, professor. Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: [email protected].
** Shubnikov, Yuri Borisovich, doctor of law, Ph.D. in economics, professor, professor of department of civil procedure of St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. © Молчанов А.А., Шубников Ю.Б., 2012
Молчанов A.A., Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с опасностью их гибели (смерти), причинения вреда здоровью. Такая опасность значительно возросла в последнее время, в первую очередь из-за существующей в нашем обществе социальной нестабильности и напряженности. Поэтому задача создания системы гарантий социального и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей на случай гибели (смерти) или утраты профессиональной трудоспособности сейчас встает со всей остротой.
Важнейшая общепризнанная задача правового государства — обеспечение справедливого, быстрого восстановления нарушенного права и возмещения причиненного вреда потерпевшим, а также возмещение вреда сотрудникам правоохранительных органов, участвующим в охране общественного порядка для противодействия преступности, и их социально-правовая защита.
Наряду с традиционной системой пособий и компенсаций за вред, причиненный сотрудникам органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей, сегодня складывается принципиально новая система обязательного государственного страхования жизни и здоровья, позволяющая наиболее полно обеспечить имущественные интересы рассматриваемой категории граждан путем принятия совершенно новых и усовершенствования действующих законов с учетом современных условий и правового положения сотрудников.
Действующий порядок и условия обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (в редакции от 8 ноября 2011 г.) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее — Закон № 52-ФЗ).
Говорить о реальности создания современной системы социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел в период выполнения личным составом оперативно-служебных задач можно после принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции). Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий, особое внимание уделяется правовому положению сотрудников.
В развитие положений Закона о полиции правовое положение (статус) сотрудника ОВД России определяется на основе Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
На урегулирование отношений, связанных с предоставлением социальных гарантий, направлен Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», в котором установлены новые размеры выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников и членов их семей, а также при увольнении со службы.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел является одной из форм обязательного страхования. В этой форме страхования страхователь платит премию страховщику за счет бюджетных средств. А оборот бюджетных средств, как известно, является объектом регулирования не только гражданского, но и публичного права. Следовательно, отношения по договору обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел являются в основе своей не только гражданско-правовыми, но и отчасти публично-правовыми.
Консенсуальность договора страхования вытекает из его законодательного определения (ст. 929 и 934 ГК). Согласно требованиям ст. 957 ГК, договору обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел присущи и черты реального договора (п. 2 ст. 433 ГК), поскольку, договор, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса. Однако в нем может быть предусмотрено вступление в силу с момента достижения соглашения по всем существенным условиям. В этом случае уплата страховой премии будет производиться во исполнение ранее заключенного сторонами консенсуального договора страхования. Кроме того, реальный характер договора не исключает возможности достичь соглашения по всем существенным условиям еще до уплаты страховой премии.
Вступление договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел в силу может быть приурочено и к любому иному моменту после заключения соглашения по всем существенным условиям, а не только к уплате страховой премии (взноса).
Момент вступления договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел в силу может быть изменен только самими контрагентами. При этом вступление договора в силу не может произойти после наступления страхового случая.
Возмездность договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел определяется тем, что страхователь уплачивает страховую премию, а страховщик несет риск наступления страхового случая, при наличии которого производит страховую выплату.
Взаимный характер договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел очевиден, поскольку обе его стороны принимают на себя обязанности: страхователь — сообщать сведения об изменении страхового риска, выплачивать страховые взносы, если страховая
Гражданское право
премия не была уплачена полностью уже при заключении договора, уведомить страховщика о наступлении страхового случая и т. д., а страховщик — произвести страховую выплату и т. п.
Рисковый характер договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что обязанность страховщика произвести страховую выплату реализуется не сразу и далеко не во всех договорах страхования, а лишь при наступлении страховых случаев. Соответственно, страховщик в одних случаях получает доход на неэквивалентной основе, а в других должен произвести выплату, размеры которой существенно превышают полученное им вознаграждение.
Осуществление обязательного государственного страхования специализированной страховой организацией позволяет исключить необоснованное использование денежных средств, выделяемых на эти цели, в других направлениях, а также злоупотребления руководства органов исполнительной власти по отношению к своим служащим.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в редакции от 30 ноября 2011 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой организацией признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определены в ст. 32 указанного Закона.
В силу п. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ в роли страхователей выступают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена служба в ОВД — МВД России.
Применительно к положениям вышеприведенных нормативных актов, застрахованными лицами законодатель предлагает считать сотрудников органов внутренних дел, в качестве которых выступают граждане Российской Федерации, осуществляющие служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава полиции (п. 3 ст. 2 Закона № 52-ФЗ, п. 1 ст. 25 ФЗ «О полиции»). Выделяя таким образом указанную категорию граждан из общей массы лиц, которые в силу различных обстоятельств потенциально могут выступать в роли застрахованного лица согласно тому или иному нормативному акту, образующему содержание страхового законодательства, законодатель, во-первых, определяет место и роль указанных нормативных актов в общей их массе и, во-вторых, формирует особый гражданско-правовой статус сотрудников органов внутренних дел.
При определении выгодоприобретателя законодатель приводит исчерпывающий перечень лиц, которые при определенных условиях могут рассчитывать на получение страховых выплат по обязательному государственному страхованию (п. 4 ст. 2 Закона № 52-ФЗ).
Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел. Это значит, что такие объекты, как риск причинения застрахованным вреда третьему лицу или иные риски обязательному страхованию не подлежат. Жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы по день её окончания.
Предметом договора обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел является особого рода услуга, которую страховщик оказывает страхователю и которая воплощается в несении страхового риска (качественная характеристика предмета договора обязательного страхования) в пределах страховой суммы (количественная характеристика предмета договора обязательного страхования).
В соответствии со ст. 4 Закона № 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, являются:
а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
б) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
в) получение застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
г) увольнение сотрудника органов внутренних дел со службы, в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к службе или ограниченно годными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Одним из существенных условий договора обязательного государственного страхования является размер страховой суммы. Согласно п. 1 ст. 43 ФЗ «О полиции», жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
Размеры выплачиваемых страховых сумм, подлежащих выплате застрахованным лицам, а в случае их гибели (смерти) — выгодоприобретателям определены ст. 5 Закона № 52-ФЗ.
ФЗ от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ введены нормы конкретного размера страховой суммы, представленного в виде фиксированного денежного эквивалента, которые выплачиваются при наступлении страховых случаев:
Молчанов A.A., Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов...
— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, — 2 млн. руб. выгодоприобретателям в равных долях;
— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы: инвалиду I группы — 1,5 млн. руб.; инвалиду II группы — 1 млн. руб.; инвалиду III группы — 500 тыс. рублей;
— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 тыс. руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 тыс. руб.;
— в случае увольнения в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к службе или ограниченно годными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, — 50 тыс. руб.
Согласно ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и ст. 43 ФЗ о полиции, в случае гибели (смерти) сотрудника при выполнении служебных обязанностей единовременное пособие составляет 3 млн. руб., при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 млн. рублей.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
Если в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 (в редакции от 29 декабря 2011 г.) «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» и объявлен Приказом МВД РФ № 825 от 16 декабря 1998 г., утвердившим инструкцию о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников ОВД.
Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами (военно-врачебными комиссиями) ОВД [1].
Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся застрахованным лицам по иным видам договоров страхования за исключением случаев установленных п. 3 ст. 1 Закона № 52-ФЗ.
Таким образом, обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел следует рассматривать как самостоятельную, некоммерческую форму страхования, которая опосредуется через страховые правоотношения, возникающие в силу закона или (и) договора, характеризующиеся не только специальным объектом — жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел, вред которым может быть причинен только в результате осуществления последними своих служебных обязанностей, но и характерным кругом участников, когда государство в лице своего уполномоченного органа выступает в роли страхователя, а государственная страховая организация осуществляет только непосредственно выплату страховых сумм.
В современной России обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел воплощается в жизнь через органы государственного страхования в соответствии с ГК РФ и законодательством России о страховании.
Договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел — это юридический факт, порождающий страховое обязательство, участниками которого являются страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, застрахованное лицо.
Список литературы
1. Приказ МВД РФ от 14 июля 2010 г. № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД РФ» / / Российская газета. — 2010. — 23 ноября. — № 264/1.
2. Молчанов, A. A. Новые подходы к регулированию обязательного государственного страхования сотрудников ОВД в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 1 (53). — С. 96—99.