УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МГЮА)
Яковенко Н. А.
Понятие и основания дифференциации правового регулирования трудовых отношений работников...
107
ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ
Аннотация. В статье выявлены и исследованы основания дифференциации правового регулирования труда работников представительств РФ за границей: характер, содержание и условия труда. Автором сформулированы определения каждого критерия дифференциации и указана их взаимосвязь с функциями и задачами дипломатической службы за границей. Автор приходит к выводу, что данные критерии наиболее полно отражают специфику труда работников, направленных за границу; их содержание предопределено сущностью дипломатической деятельности, направленной на решение задач внешней политики одного государства на территории другого государства, включая реализацию функций государственных органов на территории государства пребывания.
Ключевые слова: основания дифференциации, работники представительств РФ за границей, особенности правового регулирования труда, трудовые отношения, характер, содержание и условия труда.
Нина Александровна ЯКОВЕНКО,
преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Оренбургского филиала Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 460051, Россия, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Новая, д. 34
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.107-113
N. A. YAKOVENKO,
Тeacher of the Labour Law and Social Security Law Department of the Orenburg Branch of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
[email protected] 460051, Russia, Orenburg, the village of Rostoshi, Str. New, 34
THE CONCEPT AND GROUNDS FOR DIFFERENTIATING THE LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS OF EMPLOYEES OF DIPLOMATIC MISSIONS AND CONSULAR INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Review. The article reveals and explores the grounds for differentiation of the legal regulation of labor of employees of RF representative offices abroad: the nature, content and working conditions. The author formulates the definitions of each criterion of differentiation and points out their relationship with the functions and tasks of the diplomatic service abroad. The author comes to the conclusion that these criteria most fully reflect the specifics of labor of workers sent abroad, their content is predetermined by the essence of
m T m I Л È A Л È я
R riTARF
>
© Н. А. Яковенко, 2017
diplomatic activity aimed at solving the tasks of foreign policy of one state in the territory of another state, including the implementation of the functions of state bodies in the territory of the host state.
Keywords: the grounds for differentiation, employees of RF representative offices abroad, peculiarities of legal regulation of labor, labor relations, character, content and working conditions.
чет единого и особенного в правовом регулировании трудовых отношений
является необходимым условием для выработки правовых механизмов со-
гласования интересов работников и работодателя. Единство и дифференциация в трудовом праве неразрывно связаны общей целью установления равных возможностей для всех работников. Общие нормы трудового права регулируют все элементы трудовых отношений, в то время как специальные нормы, в силу своего назначения, призваны отражать объективные особенности трудовых отношений той или иной категории работников по отдельным вопросам.
Трудовые отношения дипломатических представителей за границей имеют уникальные отличительные признаки, порождающие выделение их в категорию работников, труд которых требует особого правового регулирования. Объективные особенности характера, содержания и условий труда работников представительств РФ за границей являются основаниями установления особенностей правового регулирования их труда нормами трудового права.
По поводу оснований дифференциации правового регулирования трудовых отношений работников представительств РФ за границей в науке трудового права высказывались мнения о том, что ими являются «дипломатический характер работы и исполнение ее за границей»1, «территория выполнения работы и специфика трудовой деятельности»2, «дипломатический характер работы, исполнение ее за границей и установленный срок ее выполнения»3.
В качестве оснований дифференциации правового регулирования труда дипломатических служащих выделяются особые условия труда, под которыми, как правило, понимается работа за границей, а также особый характер труда.
На наш взгляд, данный подход к основаниям дифференциации регулирования труда дипломатических представителей является несколько ограниченным. Без-
1 Шебанова А. И. Общие и специальные нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения работников, направляемых на работу за границу // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения : материалы Пятой междунар. науч.-практ. конференции МГЮА / К. Н. Гусов, А. М. Луш-никова [и др.] ; под общ. ред. К. Н. Гусова. М. : Проспект, 2009. С. 212.
2 Мотина Е. В. Основания дифференциации труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения. С. 219.
3 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / О. Н. Волкова, В. Л. Гейхман, И. К. Дмитриева [и др.] ; под ред. В. Л. Гейхмана, Е. Н. Сидоренко. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 352.
щ S )униВЕРСИТЕТА Понятие и основания дифференциации правового имени o.e. кугафина(мгюа) регулирования трудовых отношений работников...
условно, исполнение трудовых обязанностей за границей — важная составляющая деятельности дипломатических служащих, которая обусловливает наличие многих других ее особенностей. Однако работа за границей на постоянной основе не является самостоятельным основанием дифференциации правового регулирования труда дипломатических представителей. К примеру, работа на территории другого государства характерна для иностранных работников на территории России, российских граждан — работников международных компаний на территории иностранных государств. Тем не менее исполнение трудовых обязанностей за границей не порождает в отношении этих работников тех особенностей правового регулирования, которые характерны для дипломатических служащих. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что данный признак вместе с другими не менее важными условиями труда дипломатических представителей находится в прямой зависимости от задач и функций дипломатической службы за границей. Условия, характер и содержание труда в своей совокупности порождают уникальные, свойственные только дипломатическим служащим особенности трудовых отношений.
Например, ограниченный срок трудовых отношений дипломатических представителей за границей обусловлен не столько постоянным проживанием за границей, сколько целями повышения эффективности работы внешнеполитического ведомства и предотвращения коррупции. Потенциальная опасность труда обусловлена преимущественно тем, что дипломатический служащий является политической фигурой.
Основанием для дифференциации могут быть только те особенности, которые имеют устойчивый характер и существенным образом влияют на правовое положение работника.
Представляется, что характер, содержание и условия труда наиболее полно отражают специфику труда работников, направленных за границу, включая дипломатических служащих МИД, гражданских служащих иных федеральных органов исполнительной власти и госучреждений, в том числе торговых представителей.
Анализ научной литературы по трудовому праву показывает, что смысл, вкладываемый в понятия «характер труда» и «содержание труда», существенно изменялся в зависимости от этапа развития трудового права, а также взглядов и идеологии, господствующих в государстве.
В советском трудовом праве было широко распространено определение характера труда через его социальную сущность и общественный характер, составляющими элементами которого считались распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда, способ соединения работника со средствами труда и даже участие или неучастие работника в управлении производством и распоряжении результатами труда4. Эти определения характера труда зачастую воспроизводятся и в современных изданиях5. В
В литературе по трудовому праву имеет место смешение понятий «характер труда» и «содержание труда». Под характером труда предлагается понимать
I
4 См.: Лобанов Н. А, Маточкин И. В. Проблемы правового регулирования характера и содержания труда. Л. : Финансы и статистика, 1986. С. 6.
5 См.: Горшкова Е. В. Вопросы теории и практики мотивации труда государственных граж-
> ц
а
данских служащих : монография. М. : ИПК госслужбы, 2010. С. 58. в праве
>
™ i
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
совокупность признаков его внутреннего содержания, требующих закрепления в трудовом законодательстве6, специфику трудовой функции работника7, особенности содержания трудовой деятельности8.
Полагаем, что характер труда — это его внутренние отличительные признаки, свойства, определяющие качественную сторону труда. Например: интенсивность, уровень ответственности, необходимый уровень профессиональной подготовки, самостоятельность, зависимость от природных и иных условий труда (например, сезонная работа), необходимость разъездов (разъездной характер работы).
Труд дипломатических представителей характеризуется высоким уровнем предъявляемых квалификационных требований, ответственности, широкими границами полномочий; абсолютной самостоятельностью в ситуациях, требующих безотлагательного принятия решений государственной важности; конфиденциальностью; системой регулярного перемещения.
Содержание труда как основание дифференциации включает в себя многообразные виды деятельности и фиксируется в трудовой функции, выполняемой работником в рамках той или иной профессии (специальности) в соответствии с трудовым договором.
В литературе отмечено, что в ст. 252 ТК РФ приведены не все основания для установления особенностей правового регулирования труда. Не упомянута специфика содержания труда (трудовых обязанностей)9. Считаем, что перечень оснований установления особенностей правового регулирования труда в ч. 1 ст. 252 ТК РФ следует дополнить указанием на содержание труда.
Содержание труда связывается с распределением функций по рабочим местам (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и др.) и совокупностью выполняемых операций. При этом ранее в литературе по трудовому праву под таким распределением понималось само функциональное взаимодействие с орудиями труда без учета тех социальных отношений, в которые люди вступают в процессе труда10. Представляется, что это понимание отчасти перестало соответствовать действительности. В современном трудовом праве содержание труда определяется трудовой функцией работника, которая может включать в себя как производственные обязанности технического характера, так и установление социальных связей и отношений (представительство в переговорах, заключение соглашений), т.е. содержание труда определяется структурой выполняемых функций.
Содержание труда дипломатических представителей обусловлено теми функциями, которые они выполняет в государственных органах за рубежом. Они реализуются в процессе исполнения ими своих должностных полномочий при совер-
6 См.: Антонова А. Ю. Основные особенности правового регулирования труда художественно-творческих работников театров : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 58.
7 См.: Мордовин Т. П. К вопросу об отраслевой дифференциации правового регулирования труда // Сборник аспирантских работ. Вып. 3. М., 1967. С. 65.
8 См.: Штивельберг Ф. Б. Основания и пределы дифференциации трудового права России : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 71.
9 См.: Снигирева И. О. Трудовой кодекс Российской Федерации и наука трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 7.
10 Лобанов Н. А., Маточкин И. В. Указ. соч. С. 24.
щ S )униВЕРСИТЕТА Понятие и основания дифференциации правового имени o.e. кугафина(мгюа) регулирования трудовых отношений работников.
шении самостоятельных видов служебных действий. Эти действия объединены в следующие группы:
— обеспечительные — практическое претворение в жизнь внешней политики государства, реализация полномочий Министерства иностранных дел и функций дипломатических представительств;
— интегративные — обеспечение функционирования дипломатической системы посредством взаимодействия всех элементов государственного аппарата, общества и граждан для достижения поставленных целей;
— регулятивные — дипломатические служащие принимают участие в регулировании международных отношений;
— коммуникативно-информационные — дипломатические служащие собирают и обеспечивают сохранность информации по вопросам внешней политики государств;
— охранительные — дипломатические служащие оказывают содействие в установлении и соблюдении принципа законности в сфере международных отношений.
Осуществление этих действий связано не только с непосредственным участием в реализации основных направлений внешней политики государства, но и с повседневным профессиональным обеспечением решения текущих вопросов представительств РФ за границей. Внешнеполитическую и непосредственно дипломатическую деятельность реализуют главы загранпредставительств. Большая же часть работников дипломатических представительств за рубежом выполняет на постоянной основе функции по реализации внутриаппаратной работы государственного органа. На них в равной степени, как и на руководителей диппредставительств, распространяются все особенности, запреты и ограничения, связанные с исполнением дипломатических функций за границей.
Трудовые функции на определенных должностях конкретизируются в должностных регламентах и заключенных служебных контрактах. В них учитывается специфика деятельности того или иного представительства за границей, уровень загруженности штатного состава и каждого работника, содержание и сложность предстоящей работы.
С нашей точки зрения, содержание труда — это перечень функций, выполняемых дипломатическими служащими на определенных должностях, которые определяются спецификой функций того или иного представительства за границей и конкретизируются в должностных регламентах, заключенных служебных контрактах, т.е. объективируется в трудовой функции отдельного дипломатического служащего.
Основанием, предопределяющим особое правовое регулирование трудовых отношений дипломатических служащих, являются также условия их труда. В трудовом законодательстве под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Это определение является неполным, т.к. в нем не учтены все внешние условия труда. Например, в отношении дипло-
> ц
матических служащих таковыми являются особые условия страны пребывания: климатические; военные конфликты; общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность; экология; уровень преступности. в праве
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Полагаем, что условия труда следует понимать как совокупность факторов внешней среды (природного, социального, общественно-политического, производственного характера) и трудового процесса, оказывающих или способных оказать влияние на работоспособность и здоровье работника.
Данное объективное основание дифференциации следует отличать от правовых условий труда дипломатических служащих, которые различаются в зависимости от климатических условий, политической обстановки в стране, занимаемой должности и т.д. Для одних работников установлен полный рабочий день, для других — сокращенный. Есть различия в установлении надбавок и компенсаций.
Исполнение служебных обязанностей дипломатическими служащими за границей характеризуется особыми условиями труда, а именно:
— работа на территории иностранного государства;
— потенциальная угроза жизни и здоровью, связанная с политической обстановкой и отношениями государств;
— климатические и иные условия страны пребывания.
Работа на территории иностранного государства в совокупности с особыми задачами и функциями дипломатической службы за границей порождает следующие особенности труда дипломатических служащих: необходимость постоянного пребывания на территории иностранного государства в течение срока, установленного служебным контрактом; широкий круг полномочий; самостоятельность в принятии решений, не терпящих отлагательства, и др.
При очевидных преимуществах постоянного нахождения дипломатических представителей на территории иностранного государства данное условие их труда несет в себе определенные риски. Одним из них является риск возникновения и развития коррупции, следствием чего может стать угроза национальной безопасности страны.
В мировой практике одним из важных средств противодействия коррупции служит ротация государственных служащих.
Выполнение трудовых функций работниками представительств РФ за границей нередко сопряжено с риском для здоровья и даже жизни. Посольства становятся объектом нападений по причине как политических разногласий, так и личной мести. Потенциально опасные условия труда дипломатических представителей не являются в прямом смысле опасными по терминологии трудового права. Гарантии для дипломатических служащих, работающих в странах со сложной политической обстановкой, предусмотрены законом.
Объединение признаков государственной гражданской службы, свойственных дипломатической службе как ее подвиду, с вышеназванными особенностями позволяет охарактеризовать дипломатическую службу следующим образом.
Дипломатическая служба осуществляется на постоянной, профессиональной основе, исключительно на дипломатических должностях, связана с предъявлением к кандидатам и работникам особых квалификационных требований по специальной, прежде всего языковой, международно-правовой, политоло-го-региональной, подготовке, характеризуется особыми задачами и функциями, среди которых, помимо политических задач, существует множество задач административного характера по обеспечению органов государственной власти всей необходимой информацией для принятия решений государственной
щ S )униВЕРСИТЕТА Понятие и основания дифференциации правового ||3
имени o.e. кугафина(мгюа) регулирования трудовых отношений работников.
важности, направленных на защиту национальных интересов нашей страны за границей.
Объективные основания дифференциации — характер, содержание и условия труда дипломатических служащих — тесно взаимосвязаны: содержание труда оказывает воздействие на его характер, а характер отражает связь труда с условиями, в которых реализуется содержание. Указанная взаимосвязь предопределена сущностью дипломатической деятельности, направленной на решение задач оказания помощи гражданам, внешней политики одного государства на территории другого, включая реализацию функций государственных органов на территории государства пребывания, поддержание постоянного контакта и дружественного сотрудничества с правительственными органами страны пребывания для успешного осуществления целей внешней политики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Антонова А. Ю. Основные особенности правового регулирования труда художественно-творческих работников театров : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1976. — 167 с.
2. Горшкова Е. В. Вопросы теории и практики мотивации труда государственных гражданских служащих: монография. — М. : ИПК госслужбы, 2010. — 80 с.
3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / О. Н. Волкова,
B. Л. Гейхман, И. К. Дмитриева [и др.] ; под ред. В. Л. Гейхмана, Е. Н. Сидоренко. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2012. — 943 с.
4. Лобанов Н. А, Маточкин И. В. Проблемы правового регулирования характера и содержания труда. — Л. : Финансы и статистика, 1986. — 48 с.
5. Мордовин Т. П. К вопросу об отраслевой дифференциации правового регулирования труда // Сборник аспирантских работ. — Вып. 3. — М., 1967. —
C. 58—67.
6. Мотина Е. В. Основания дифференциации труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения : материалы Пятой междунар. науч.-практ. конференции МГЮА / под ред. К. Н. Гусова. — М. : Проспект, 2009. — С. 217—222.
7. Снигирева И. О. Трудовой кодекс Российской Федерации и наука трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 2—9.
8. Шебанова А. И. Общие и специальные нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения работников, направляемых на работу за границу // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения : материалы Пятой междунар. науч.-практ. конференции МГЮА / под ред. К. Н. Гусова. — М. : Проспект, 2009. — С. 210—217.
9. Штивельберг Ф. Б. Основания и пределы дифференциации трудового права России : дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2004. — 200 с.
а
ц
а
в праве
>