ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Н.С. Джиоев*
К вопросу об особенностях правового регулирования труда работников, занятых на подземных работах
Аннотация. Глава ТК РФ, устанавливающая особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, является отражением фундаментального принципа дифференциации в трудовом праве. Принятие положений гл. 51 способствует конкретизации способов регулирования общественных отношений в данной отрасли экономики. В статье рассматриваются объективные обоснования необходимости дифференциации в правовом регулировании труда работников, занятых на подземных работах. Проводится попытка определения круга работников, осуществляющих работу подземным способом, анализ норм, регулирующих данные трудовые правоотношения в соответствии с такими институтами трудового права, как рабочее время, время отдыха, оплата труда. Выявляется ряд противоречий и пробелов данной главы ТК РФ, а также предлагаются пути их преодоления. Несомненно, в условиях рыночной экономики и с изменением подходов к управлению в отрасли по добыче полезных ископаемых в связи с переходом объектов недропользования в частную собственность возникают новые основания для возникновения противоречий между интересами работников и работодателей, и принятие положений об особенностях регулирования труда работников, занятых на подземных работах, является шагом к установлению баланса между интересами данных субъектов трудового права. Ключевые слова: дифференциация труда, подземные работы, медицинские осмотры, недопущение к работам, охрана труда.
Федеральным законом от 30.11.2011 № 353-ФЗ ТК РФ дополнен новой гл. 51-1, которая устанавливает особенности регулирования трудовых отношений работников, занятых на подземных работах. В соответствии со ст. 330-1, к их числу относятся работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных соору-жжениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена1.
Чем было обусловлено включение гл. 51-1 в ТК РФ, если учесть, что нормы кодекса предус-
матривают особенности регулирования, например, оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда? Как нам представляется, принятие законодателем такого решения вызвано следующими основаниями.
Во-первых, это особый характер и специфика труда2 на подземных работах в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, связанные с высоким уровнем профессионального риска трудовой деятельности. Профессии работников, осуществляющих непосредственную добычу полезных ископаемых подземным способом, по уровню травматизма на производстве считаются одними из самых опасных. Трудовая деятельность, которая осуществляется глубоко
1 Федеральный закон от 30.11.2011 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» // Российская газета. 2011. 7 дек.
2 См.: Особенности трудового договора с отдельными
категориями работников: науч.-практ. пособие / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. С. 12.
© Джиоев Н.С., 2015
* Джиоев Николай Сосланович — специалист по маркетингу Отдела научных мероприятий и молодежной научной деятельности Управления организации научной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
Таблица 1
Вид экономической деятельности: добыча полезных ископаемых Общая численность пострадавших (человек)
Год 2009 2010 2011 2012 2013
Пострадавшие 2657 2802 2376 2234 2067
под землей, связана характеристиками повышенной напряженности, такими как: ♦ неустойчивое и неудобное положение во время проведения работ; наклонная поверхность штреков; нехватка кислорода;
выделения вредных азотных соединений; выделения взрывоопасных газов; наличие технической воды на рабочих участках, пыли и т.п.
Все это приводит к большому количеству несчастных случаев и высокому уровню профессиональных заболеваний. На шахтах Кузбасса в период с 2000 по 2010 г. произошло около 150 аварий, в которых пострадало более 1150 чел., из них погибло свыше 500 чел.
Во-вторых, подземные работы ведутся круглосуточно, в несколько смен, в связи с этим основной причиной несчастных случаев, как правило, становится «человеческий фактор»: усталость, переутомление, несоблюдение технологических регламентов производственных процессов, отклонения от техники безопасности, нарушения трудовой дисциплины.
В целях исключения (минимизации) вышеперечисленных факторов к работникам, труд которых непосредственно связан с подземными условиями труда, должны предъявляться особые требования, обусловленные необходимостью установления дополнительных специальных критериев при приеме на работу: медицинского обследования, обучения профессиональным навыкам, применения дисциплинарных взысканий, поощрений и т.д.3
В-третьих, обновление устаревшей и утратившей свою актуальность нормативной базы, регулирующей трудовые отношения с работниками, выполняющими данные виды работ. Законодательное закрепление особенностей регулирования труда работников, занятых на подземных работах, поднимает, на наш взгляд, на более высокий уровень регулирование данной сферы общественных отношений, побуждая к принятию иных нормативных правовых актов, актов локального регули-
рования, соответствующих современным реалиям. Конечной целью данного процесса, несомненно, должно стать расширение гарантированной государством системы гарантий трудовых прав лиц, занятых на подземных работах.
Статистические данные о травматизме и смертности на производстве, приведенные в подготовленных Министерством труда и социальной защиты Докладах о реализации государственной политики в области условий и охраны труда за 2012, 2013 гг., свидетельствуют о снижении уровня травматизма и смертности на производстве в сфере добычи полезных ископаемых4 (см. табл. 1).
Естественно, на снижение травматизма влияет множество факторов, касающихся охраны труда, дисциплины труда, но несомненно и то, что совершенствование законодательной базы также создает благоприятные предпосылки для возникновения положительной динамики.
В то же время нельзя не отметить противоречия, пробелы, имеющие место в гл. 51-1 ТК РФ, восполнение которых, на наш взгляд, является одной из задач, стоящей перед законодателем. Для выявления данных дефектов рассмотрим нормы гл. 51-1 в аспекте основных положений, регулирующих прием на работу, отстранение от работы (недопущение), предоставление работникам гарантий и компенсаций, охрану труда.
Одним из таких дефектов является, по нашему мнению, несоответствие названия ст. 330-1 ее содержанию, суть которого заключается в том, что в названии статьи указаны подземные работы, что дает основание относить к кругу субъектов, на которых статья должна распространяться, все тех работников, которые заняты на таких работах. В то же время в содержании данной нормы законодатель определяет достаточно узко круг субъектов — адресатов этой нормы. Указанное несоответствие воспроизводится и во всех остальных статьях гл. 51-15. Представляется, что рассмотрен-
3 Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2013. С. 509-510.
4 Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2013 г.». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/15
5 См.: Шевченко О.А. Об особенностях регулирования труда работников, занятых на подземных работах // Зако-
ны России: опыт, анализ, практика. 2012. Вып. 10. С. 23-26.
ный дефект норм этой главы на практике станет основанием для требований работников, занятых на иных видах работ под землей, о распространении на них указанных норм. Тем более что законодатель легально исключил только тех, кто занят на эксплуатации метрополитена. Социальная необоснованность рассмотренного выше несоответствия вытекает из общей системы особенностей, установленных действующим законодательством для лиц, занятых на подземных работах, независимо от вида выполняемой ими работы. К их числу относится запрещение применения на подземных работах труда лиц в возрасте до 18 лет, ограничение применения труда женщин, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Полагаем, что к решению проблемы определения круга работников, которых необходимо считать занятыми на подземных работах, необходимо подходить с позиции целей и задач правового регулирования гл. 51-1 ТК РФ, а также преемственности смысла прежних положений правового регулирования труда данной категории работников.
В связи с принятием нового законодательства внесены изменения и в нормы, регулирующие рабочее время, время отдыха, оплату труда работников, занятых на подземных работах.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» (далее — ФЗ № 426), сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается теперь по результатам специальной оценки условий труда: для категорий работ, отнесенных к вредным условиям труда 3-й и 4-й степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю6.
Ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с указанным выше законом также устанавливается по результатам специальной оценки условий труда: для категорий работ, отнесенных к вредным условиям труда 2-й, 3-й, 4-й степени либо опасным условиям труда, — не менее 7 календарных дней. Предусматривается повышение оплаты труда работников, занятых на подземных работах, — не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Необходимо отметить, что принятие ФЗ № 426 создало условия для снижение уровня гарантий и компенсаций для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Право работника на предоставление гарантий и компенсаций теперь обусловлено результатами специальной оценки условий труда. К примеру, если ранее данные виды гарантий и компенсаций, в соответствии с положениями
Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 (ред. от 28.06.2012) «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», предоставлялись работникам по всем видам работ, признанным по результатам аттестации тяжелыми, работами с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, в связи с чем работодатель обязан был предоставить работнику все положенные компенсации, то теперь работникам, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда 2-й степени, будут предоставляться гарантии, касающиеся только дополнительного отпуска. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени при выполнении такой работы работник теряет7.
Кроме того, ранее работодатель имел право устанавливать повышенные или дополнительные компенсации к уже установленному законодательством минимальному стандарту. Согласно новому законодательству, в случае улучшения условий труда и снижения степени вредности воздействия их на работника возникает возможность снижения, а в определенных случаях и полной отмены указанных гарантий и компенсаций.
Глава 51-1 ТК РФ установила особые требования для лиц, поступающих на подземные работы: отсутствие у лица, поступающего на подземную работу, медицинских противопоказаний к ней, как общего, так и дополнительного характера, выявляемых в процессе обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования). К общим и дополнительным медицинским противопоказаниям, согласно приказу Минздрав-соцразвития России от 12.04.2011 № 302н, относятся, в частности: общее физическое недоразвитие, недоразвитие опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год и др.8 Второе требование, предъявляемое к лицам, поступающим на подземные работы, касается определенного уровня квалификации, соответствующего положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или положениям профессиональных стандартов. Для проведения проверки соответствия знаний и умений принимаемого на подземные работы лица работодателем с учетом мнения выборного органа первичной
6 Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Российская газета. 2013. 30 дек.
7 См.: Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. С. 509-510
8 Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011
№ 302н // Российская газета. 2011. 28 окт.
профсоюзной организации создается комиссия, а также определяется ее состав и порядок работы9.
Данная проверка проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 № 506 «Об утверждении правил проверки соответствия знаний и умений принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям». В частности, осуществляется:
♦ проверка теоретических знаний, в форме устного (письменного) экзамена и (или) компьютерного тестирования;
♦ проверка практических умений и навыков на специально оборудованных для этих целей полигонных площадках и (или) тренажерах. Проверка знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, проводится комиссией не позднее 7 календарных дней со дня подачи им заявления о приеме на подземные работы. Работодатель не позднее 2 календарных дней со дня подачи заявления о приеме на подземные работы извещает лицо, принимаемое на работу, о времени и месте проведения проверки его знаний и умений. Проверка проведения подземных работ в реальных условиях не допускается. Лица, не прошедшие один из этапов проверки, к подземным работам не допускаются.
Новеллой в регулировании труда работников, занятых на подземных работах, стало установление некоторых особенностей в проведении медицинских осмотров данной категории работников. Помимо проведения обязательного медицинского осмотра при приеме на работу, работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Данные меры направлены на выявление возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также в целях диагностики и предупреждения профессиональных заболеваний.
Порядок проведения медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) устанавливается федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и находит свое отражение в локальном нормативном акте. При этом необходимо учитывать положения приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Время проведения медицинских осмотров включается в рабочее время, данная норма является гарантией, направлен-
ной на создание благоприятных условий для прохождения работником медицинских осмотров10.
Статья 330.4 ТК РФ предусматривает правовые последствия несоблюдения или нарушения работником, занятым на подземных работах, дисциплины труда. Это отстранение от работ и недопущение к работам. Данные термины имеют единую правовую природу, их отличие связано с трудовым состояние работника, уже приступившего к выполнению своих непосредственных трудовых обязанностей либо готовящегося к началу выполнения трудовой функции. Отстранение (недопущение к подземным работам) работников осуществляется как в случаях, указанных в ст. 76 ТК РФ, так и по специальным основаниям, перечисленным в ст. 350.4. К числу специальных оснований законодатель относит11:
♦ несоблюдение работником требований безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей;
♦ неприменение работником выданных ему в установленном порядке средств индивидуальной защиты;
♦ наличие у работников курительных принадлежностей, источников огня (спичек, зажигалок и др.) на объектах, отнесенных к взры-вопожароопасным производственным объектам, алкогольных напитков, наркотических и иных токсических веществ, а также запрещенного правилами внутреннего трудового распорядка личного имущества (в том числе электронных устройств, применение которых может привести к аварийной ситуации). Отстранение работников от подземных работ
является не правом работодателя, а его обязанностью. Работодатель отстраняет работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для такого отстранения. В период отстранения заработная плата работнику не начисляется и не выплачивается. Исключение установлено для случаев, когда работник не прошел проверку знаний требований безопасности либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине. В этом случае работнику производится оплата за соответствующий период как за период простоя12.
В целях обеспечения охраны труда и соблюдения безопасности производственных процессов на работодателя возлагаются дополнительные обязанности — не допускать работников к подземным работам в случаях:
9 См.: Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный). М.: Проспект, 2012. С. 459.
10 См.: Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 784-786.
11 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред от 04.11.2014).
12 См.: Шевченко О.А. Новое в правовом регулирования труда работников, занятых на подземных работах // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. Вып. 2. С. 33-34.
♦ выявления у них медицинских противопоказаний к указанным работам и (или) необеспечения их специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты;
♦ выявления работников, не удовлетворяющих квалификационным требованиям;
♦ необеспечения организации и проведения подземных работ в соответствии с утвержденной технической документацией, технологическими нормами и установленными требованиями к оборудованию, технологическим процессам, применяемым в производстве инструментов, сырья и материалов13.
В то же время внятного механизма оплаты труда в случае недопущения работников к выполнению подземной работы в связи с необеспечением их работодателем спецодеждой, спецобувью и иными средствами индивидуальной защиты в законе не предусмотрено. Полагаем, что в этом случае работнику должна производиться оплата за соответствующий период по нормам, предусмотренным для оплаты простоя по вине работодателя, поскольку причиной недопущения работника к работе в данном случае является неБиблиография:
выполнение работодателем возложенной на него законом юридической обязанности.
В заключение необходимо отметить, что с приватизацией объектов недропользования и переходом их в частную собственность за последние десятилетия в России изменились и подходы к управлению системой промышленных предприятий в отраслях по добыче полезных ископаемых. Достаточно часто на первый план работодатели ставят достижение таких целей, как увеличение объема добычи полезных ископаемых и получение максимальной прибыли. В то же время обеспечение охраны труда и безопасности производственных процессов отошло на второй план. В связи с этим следует еще раз подчеркнуть, что для данной категории работников, занятых на подземных работах, принятые нормы позволят:
♦ придать регулированию трудовых отношений более гибкий характер;
♦ снизить влияние «человеческого фактора» в статистике имеющихся нарушений правил техники безопасности и отклонений от технологических регламентов производственных процессов;
♦ усилить соблюдение норм дисциплины труда и режимов безопасности производственных процессов.
1. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 1008 с.
2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный). М.: Проспект, 2012. 672 с.
3. Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу (постатейный). 6-е изд. М.: Контракт: Инфра-М, 2014. 1679 с.
4. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: науч.-практ. пособие / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. 176 с.
5. Скачкова Г.С. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный). 5-е изд. М.: Риор: Инфра-М, 2014. 942 с.
6. Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2013. 632 с.
7. Шевченко О.А. Новое в правовом регулирования труда работников, занятых на подземных работах // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. Вып. 2. С. 33—34.
8. Шевченко О.А. Об особенностях регулирования труда работников, занятых на подземных работах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. Вып. 10. С. 23—26
References (transliteration):
1. Kommentarij k Trudovomu kodeksu Rossijskoj Federacii / pod red. K.N. Gusova, Je.G. Tuchkovoj. 9-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2014. 1008 s.
2. Kommentarij k Trudovomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj). M.: Prospekt, 2012. 672 s.
3. Orlovskij Ju.P. Kommentarij k Trudovomu kodeksu (postatejnyj). 6-e izd. M.: Kontrakt: Infra-M, 2014. 1679 s.
4. Osobennosti trudovogo dogovora s otdel'nymi kategorijami rabotnikov: nauch.-prakt. posobie / pod red. K.N. Gusova. M.: Prospekt, 2011 . 176 s.
5. Skachkova G.S. Kommentarij k Trudovomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj). 5-e izd. M.: Rior: Infra-M, 2014. 942 s.
6. Trudovoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / otv. red. K.N. Gusov. M.: Prospekt, 2013. 632 s.
7. Shevchenko O.A. Novoe v pravovom regulirovanija truda rabotnikov, zanjatyh na podzemnyh rabotah // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2012. Vyp. 2. S. 33—34.
8. Shevchenko O.A. Ob osobennostjah regulirovanija truda rabotnikov, zanjatyh na podzemnyh rabotah // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2012. Vyp. 10. S. 23—26
Материал поступил в редакцию 13 ноября 2014 г.
13 См.: Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу (постатейный). 6-е изд. М.: Контракт: Инфра-М, 2014. С. 1202.
On the issue of specific features of legal regulation of the work of persons employed
in the underground works
DZHIOEV, Nikolay Soslanovich — marketing specialist of the Department of Scientific Events and Youth Scientific Activity of the Department for the Organization of Scientific Activities of the Kutafin Moscow State Law University. [[email protected]]
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. The chapter of the Labor Code of the Russian Federation establishes the specific features of regulation of work of the persons involved in the underground work, reflecting the fundamental principle of differentiation in the labor law. Adoption of the provisions of Chapter 51 facilitates specification of means of regulation of the social relations in this sphere of economics. The article concerns objective substantiation of the need to provide differentiation in the legal regulation of the work of the persons employed in the underground works. The author attempts to establish a range of persons working in the sphere of underground works, analyzing the norms regulating these labor relations according to a number of institutions of the labor law, such as working time, leisure time, remuneration for the work. The author shows a number of contradictions and gaps in this Chapter of the Labor Code of the Russian Federation, offering the possible solutions. It is obvious that due to the transfer to the market economy and change of approaches towards administration in the sphere of mining, as well as due to the transfer of the objects of use of subsoil resources to private property there are new grounds for contradictions between the interests of the employees and the employers in this sphere, requiring more provisions on regulation of work of persons employed in underground works, which may serve as a new step towards establishing the balance between the interests of these subjects of labor law.
Keywords: differentiation of labor, underground works, medical examination, non-admission to work, protection of labor.