Научная статья на тему 'Трудовая миграция и новые подходы к регламентации труда иностранных работников'

Трудовая миграция и новые подходы к регламентации труда иностранных работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
724
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / НЕДОПУЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ / LABOUR MIGRATION / LABOUR LEGISLATION / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / MULTINATIONAL CORPORATIONS (MNCS) / PREVENTING OF DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надирова Айнур Куанышбековна

В статье освещены теоретические и практические вопросы, касающиеся трудовой миграции, взаимовлияния национального, международного и трансграничного трудового права. Показан опыт стран Евразийского экономического союза в законодательном регулировании внешней трудовой миграции. Обращено внимание на новые подходы Международной организации труда к правовой регламентации трудовых отношений. Выделены вопросы развития международного сотрудничества по недопущению дискриминации иностранных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR MIGRATION AND NEW APPROACHES TO REGULATION OF WORK OF FOREIGN WORKERS

The article deals with theoretical and practical issues concerning labor migration, the interaction of national, international and cross-border employment law. The experience of CES countries in legal regulation of external labour migration. Attention is drawn to new approaches of the International labour organization to legal regulation of labour relations. Dedicated to the development of international cooperation to end discrimination against foreign workers.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция и новые подходы к регламентации труда иностранных работников»

"7^ЕСТНИК Наудирова А. К. ЛОО

Я УНИВЕРСИТЕТА Трудовая миграция и новые подходы

имени o.e. кутафина(мгюА) к регламентации труда иностранных работников

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье освещены теоретические и практические вопросы, касающиеся трудовой миграции, взаимовлияния национального, международного и трансграничного трудового права. Показан опыт стран Евразийского экономического союза в законодательном регулировании внешней трудовой миграции. Обращено внимание на новые подходы Международной организации труда к правовой регламентации трудовых отношений. Выделены вопросы развития международного сотрудничества по недопущению дискриминации иностранных работников.

Ключевые слова: трудовая миграция, трудовое законодательство, Международная организация труда, Евразийский экономический союз, многонациональные корпорации (ТНК), недопущение дискриминации.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.199-206

A. K. NADIROVA,

associate Professor of civil law, business and civil procedural law

KazGUU University anadirova@mail.ru 010000, Kazakhstan, Astana, Korgaldzhyn highway, 8

LABOR MIGRATION AND NEW APPROACHES TO REGULATION OF WORK OF FOREIGN WORKERS

Review. The article deals with theoretical and practical issues concerning labor migration, the interaction of national, international and cross-border employment law. The experience of CES countries in legal regulation of external labour migration. Attention is drawn to new approaches of the International labour organization to legal regulation of labour relations. Dedicated to the development of international cooperation to end discrimination against foreign workers.

Keywords: labour migration, labour legislation, international labour organization, the Eurasian Economic Union, multinational corporations (MNCs), preventing of discrimination.

Вопросы трудовой миграции, получившие отражение в 2017 г. на сессии Международной конференции труда, имеют особую актуальность в рамках евразийской интеграции. Различие в подходе законодательного регулирования труда иностранцев в Казахстане, Беларуси, России, Армении и Кыргызстана

Айнур Куанышбековна НАДИРОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, предпринимательского и гражданского процессуального права Университета КазГЮУ anadirova@mail.ru 010000, Республика Казахстан, г. Астана, Кургальжинское ш., д. 8

SS ^Т

mm □

I

m

П □

Т ?

Ä

!ИЧЕСТВ^

>

© А. К. Надирова, 2017

создает препятствия к свободной реализации гражданами своих трудовых прав в государствах ЕАЭС.

Для государств — членов ЕАЭС вопросы соблюдения законодательства в сфере трудовой миграции очень актуальны, поскольку во всех этих странах проявилось притяжение как легальной, так и нелегальной иностранной рабочей силы, наряду с преобладающими формируются новые векторы движения мигрантов. Не случайно уже в 1990-е гг. было отмечено, что миграция населения является результатом целого комплекса взаимосвязанных факторов, в силу чего нахождение решений данной проблемы становится трудноосуществимым1.

Однако и в науке, и в законодательстве, и в правоприменительной практике сделано немало для решения многих вопросов, касающихся трудовой миграции.

В российской юридической науке отражено, что миграция — это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя) и виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной). Внешняя трудовая миграция, которая относится к добровольной и возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции2. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года трудовая миграция — это временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг)3.

Трудовая миграция по законодательству Республики Казахстан определена как временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из Республики Казахстан, а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности4.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 17 июля 2000 г. № 61 «О внешней миграции» трудовая миграция — это добровольное перемещение на законном основании физических лиц, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, за пределы Кыргызской Республики, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Кыргызской Республики и прибывающих на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления оплачиваемой временной или постоянной трудовой деятельности5.

1 Нурмагамбетов А. М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы : Баспа, 1998. С. 174.

2 Международное частное право : учебник / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева [и др.] ; отв. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби, Проспект, 2004. С. 556.

3 URL: www.base.consultant.ru.

4 Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-IV «О миграции населения» // URL: http://online.zakon.kz/.

5 URL: www.ssm.gov.kg.

в

ЕСТНИК Нвдировв А. К.

УНИВЕРСИТЕТА Трудовая миграция и новые подходы 2MI

имени o.e. кугафина(мгюА) к регламентации трудаиностранных работников

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-3 «О внешней трудовой миграции» определяет понятие внешней трудовой миграции как выезд из Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в РБ6. Следует отметить, что данный Закон, в отличие от законодательств государств — членов ЕАЭС, жестко и чрезмерно регламентирует отношения внешней трудовой миграции как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. Наиболее проблематичной для государства является нелегальная миграция, и это, безусловно, отражается на рынке труда.

В российской науке трудового права определено, что отношения иностранцев в сфере труда в России более всего относятся к предмету трудового права, использующего как общие, так и специальные нормы, учитывающие статус указанных лиц при осуществлении ими трудовой деятельности в России7.

Иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан. Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Армения от 16 января 2007 г № ЗР-47 «Об иностранных лицах», Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Законе Кыргызской Республики от 14 декабря 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике».

В различных научных источниках было выражено немало предложений относительно совершенствования правового регулирования трудовой миграции. В частности, для снижения нелегальной трудовой миграции предлагается, во-первых, увеличение контроля за соблюдением миграционного законодательства, во-вторых, введение визового режима с отдельными странами — массовыми экспортерами нелегальной рабочей силы, в-третьих, ужесточение штрафных санкций в отношении работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов, в-четвертых, установление оптимального размера залогового взноса на ввозимую рабочую силу, чтобы работодателю не всегда было выгодно использование труда иностранных работников. Причем размер залогового взноса предлагается дифференцировать в зависимости от конкурентоспособ-

6

1998. С. 182.

^Т ЕЕ

ности специальности8.

В то же время усиление миграционного режима может помешать другому активному процессу — экономической интеграции, в условиях которой автоматически объединяется и рынок труда. Одновременно с этим в отношении имеющихся мигрантов (в том числе нелегальных) следует применять гуманные между-

I

URL: www.tamby.info/zakon/zakon-225_2011.html. m

П □

7 Скачкова Г. С. Единство и дифференциация в регулировании труда иностранцев в РФ // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 15.

8 Нурмагамбетов А. М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы: Баспа.

Е

НИЧЕСТВО

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

народные нормы, обеспечивающие их достойное существование на территории страны, где они трудятся9.

Особое внимание обращается на необходимость участия представителей иностранных граждан и лиц без гражданства при организации их труда, решении социально-бытовых вопросов, поскольку значительная часть мигрантов, приезжающих в основном из стран СНГ, становятся жертвами трудовой эксплуатации. Многие из них не имеют возможности повысить свою квалификацию. Упрощенный, потребительский характер использования труда мигрантов отрицательно сказывается как на их отношении к трудовой деятельности, так и нередко на ее результатах. Задача заключается в оптимизации трудовых процессов, направлении их в русло, где бы успешно сочетались интересы общества, работодателей и работников указанной категории10.

В такой ситуации государство должно решать ряд социальных проблем, поскольку и такие работники требуют социальной защиты, особенно когда государство позиционирует себя как правовое и социальное.

Принятый 19 мая 2010 г. Федеральный закон № 86-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил новые, более благоприятные условия для привлечения иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, к трудовой деятельности в России. Для решения данной задачи установлен упрощенный порядок получения данной категорией специалистов необходимых разрешительных документов, а также льготные условия налогообложения11.

В международно-правовых актах, в том числе в международных договорах с участием России, употребляется термин «трудящийся-мигрант», а не «иностранный работник». В связи с этим было привлечено внимание к необходимости различения понятий «трудящийся мигрант» и «иностранный работник», более четкому определению круга лиц, составляющих эти категории, и обоснованному использованию международной терминологии для последующей имплементации ее в законодательство12.

Считаем необходимым присоединение стран ЕАЭС к Конвенции ООН «О трудящихся мигрантах» и Конвенции МОТ № 143 о трудящихся-мигрантах, поскольку в рамках ЕАЭС объективно существует необходимость обеспечить единообраз-

9 Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования : науч.-практ. пособие. М. : Центр социально-трудовых прав, 2012. С. 116.

10 Васильев В. А. Представительство иностранных граждан в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 42.

11 Волох В. А. Трудовая миграция: состояние, возможности и перспективы // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К. Н. Гусова. М. : Проспект. 2011. С. 625.

12 Уалгузон-Габарати А. Иностранный работник и трудящийся-мигрант как субъекты трудового права // Вопросы трудового права. 2012. № 3. С. 26.

в

ЕСТНИК Над"р°ва А К огтэ

УНИВЕРСИТЕТА Трудовая миграция и новые подходы

имени o.e. кугафина(мгюА) к регламентации трудаиностранных работников

ные, с позиций международного права, меры по приему на работу трудящихся-мигрантов и предоставлению им прав и возможностей наравне с собственными гражданами.

Серьезной проблемой в науке трудового права, законодательстве и правоприменительной практике является использование труда в транснациональных компаниях. Нередко они характеризуются как финансово-экономические формы объединения капитала, в том числе международного13. Они присутствуют в различных странах, в том числе в странах ЕАЭС. Например, в Казахстане присутствуют такие ТНК, как Coca-Cola, Danone, Samsung, General Electric и многие другие.

Общий организационный признак ТНК — оперативное управление корпорацией внедренными в экономику разных стран дочерними компаниями, нередко многочисленными. С учетом такого признака современные ТНК выделяют в особую, влиятельную группу хозяйствующих субъектов на международном уровне14.

Проблема соблюдения норм трудового права в контексте деятельности ТНК носит сложный и комплексный характер. Нередко условия труда работников в ТНК гораздо лучше, чем в аналогичных отраслях национальной промышленности, что проявляется в более высокой заработной плате, возможности профессионального роста, безопасных и здоровых условиях труда15. В науке трудового права отмечается, что позитивную деятельность ТНК невозможно рассматривать вне действия международных норм. Необходимо констатировать, что это взаимообусловленное влияние: международные стандарты находят свое отражение в актах компаний; возрастающая активность деятельности ТНК оказывает влияние на нормотворчество международных глобальных и региональных организаций16.

В Международной организации труда в 1977 г. была принята Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики17. Она была дополнена поправками в 2000 и 2006 гг., в т.ч. касающимися понятия таких корпораций (п. 6).

В ТНК действуют правила, включенные в корпоративные акты. Эти правила имеют различные названия: «Кодекс деловой практики», «Руководство сотрудника по программе деловой этики компании», «Корпоративные стандарты», «Кодекс бизнес-этики» и т.п. В них обращают на себя внимание правила о соотношении норм внутригосударственного трудового законодательства с корпоративными нормами данной компании. Так, например, компания «Парсонс» нарушает, по

ти

гт

13 Субъекты гражданского права / отв. ред. М. К. Сулейменов. Алматы : НИИ частного пра- Е Е ва КазГЮУ, 2004. С. 69.

14 Международное экономическое право : учебное пособие / под ред. А. Н. Вылегжани-на. М. : Кнорус, 2012. С. 54.

15 Морозов П. Е. Современные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации : монография. М. : Проспект, 2012. С. 70—71.

16 Шестерякова И. В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 112—113. m

П

279-й сессии (ноябрь 2000 г) и 295-й (март 2006 г.) сессиях).

Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (принятая Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.) с поправками, принятыми на его

Е

НИЧЕСТВО

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

сути, национальный режим, устанавливая, что служащие компании подчиняются не только законам страны, где работает компания, но и федеральным законам США, государственному и местному управлению, когда необходимо; правилам поведения и бизнес-этики «Парсонс», основной стратегии компании, не указывая при этом на пределы данной «необходимости»18.

В российской науке трудового права обращено специальное внимание на социально-партнерские корпоративные соглашения и сделан обобщающий анализ крупнейших компаний, созданных в России, в том числе трансграничного характера19.

Новые подходы МОТ к регулированию сферы труда, проявившиеся в последних рекомендациях МОТ о минимальных нормах социальной защиты, о дополнительных мерах по предотвращению принудительного труда, о переходе от неформальной к формальной экономике, о содействии миру и предотвращению кризисов, основаны не только на имеющемся правовом опыте различных государств, но и на нормативной регламентации труда в трансграничных компаниях. С другой стороны, МОТ, принимая данные рекомендации, рассчитывает на участие ТНК в реализации новых норм и содействие таких компаний в распространении новых подходов в различных странах, где действуют ТНК. Это относится и к намечаемым для принятия в ближайшие годы новым актам МОТ.

Например, Международная организация труда неоднократно обсуждала вопрос о продвижении достойного труда в глобальных системах поставок. Выдвинуто предложение о принятии специального международного акта по данному вопросу. Разработаны и обоснованы определенные положения для консультаций с государствами — членами МОТ и социальными партнерами по международно-правовому регулированию различных аспектов данного процесса.

В 2018 г. намечено обсудить на сессии Международной конференции труда инклюзивный и комплексный подход к рассмотрению проблем насилия и домогательств в сфере труда20. Такого рода меры, направленные на пресечение сексуальных домогательств на рабочем месте, занимают особое место в корпоративных актах транснациональных компаний. Полагаем, что указанные правила носят положительный характер, т.к. ставят целью защиту прав и интересов работников. Они находят свое отражение в специальных процедурах, которые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Офман Е. М. Применение сравнительного метода в трудовом праве // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 8.

19 См., например: Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / К. Н. Гусов [и др.] ; отв. ред. К. Д. Крылов. М. : ТК Велби, Проспект, 2005. 288 с. ; Крылов К. Д. Социально-партнерские соглашения в сфере труда // Труд и право. 2005. № 3 ; Он же. Политические новации и правовая эффективность социально-партнерских соглашений в сфере труда // Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М. : Современная экономика и право, 2004. С. 227—250.

20 См.: Положить конец насилию и домогательствам в отношении женщин и мужчин в сфере труда : Доклад V(1) / Международная конференция труда, 107-я сессия, 2018 г. Женева : Международное бюро труда, 2017.

в

ЕСТНИК Н*диРова А К о п к

УНИВЕРСИТЕТА Трудовая миграция и новые подходы

имени o.e. кугафина(мгюА) к регламентации трудаиностранных работников

широко применяются в странах Запада21.

Полагаем данные меры целесообразными. Вместе с тем нельзя позволять ТНК использовать собственные нормы в регулировании трудовых отношений в ущерб правам и законным интересам работников.

Считая необходимым присоединение всех государств ЕАЭС к Конвенции ООН и Конвенции МОТ № 143 о трудящихся-мигрантах, поскольку это будет способствовать легальной занятости работников — граждан государств ЕАЭС, одновременно полагаем, что представители государств и социальных партнеров могли бы начать совместное сотрудничество для выработки консолидированной позиции по новым международным актам в сфере труда. Этому могло бы содействовать научное сотрудничество ученых по обсуждению актуальных проблем международно-правового и внутригосударственного регулирования труда. Научные рекомендации должны быть направлены на то, чтобы как отечественным, так и иностранным работникам предоставлялись бы равные возможности, исключая всякого рода дискриминации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Васильев В. А. Представительство иностранных граждан в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 42.

2. Волох В. А. Трудовая миграция: состояние, возможности и перспективы // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К. Н. Гусова. — М. : Проспект. 2011.

3. Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / К. Н. Гу-сов [и др.] ; отв. ред. К. Д. Крылов. — М. : ТК Велби, Проспект, 2005. — 288 с.

4. Крылов К. Д. Политические новации и правовая эффективность социально-партнерских соглашений в сфере труда // Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. — М. : Современная экономика и право. — 2004. — С. 227—250.

5. Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования : научно-практическое пособие. — М. : Центр социально-трудовых прав, 2012.

6. Международное частное право : учебник / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекя-

шев, Г. К. Дмитриева [и др.] ; отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перераб. т^

и доп. — М. : ТК Велби, Проспект, 2004. Хр

7. Международное экономическое право : учебное пособие / под ред. А. Н. Вы-легжанина. — М. : Кнорус, 2012. А Я

8. Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К. Н. Гусова. — М. : Проспект, 2011.

9. Морозов П. Е. Современные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации : монография. — М. : Проспект, 2012. — 256 с.

10. Нурмагамбетов А. М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. —

Офман Е. М. Указ. соч. С. 8—9.

~0 У Д

НИЧЕСТВО

>

21

в Я УНИВЕРСИТЕТА

ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Алматы : Баспа, 1998.

11. Офман Е. М. Применение сравнительного метода в трудовом праве // Трудовое право в России и за рубежом. — 2011. — № 2.

12. Положить конец насилию и домогательствам в отношении женщин и мужчин в сфере труда : Доклад V(1) / Международная конференция труда, 107-я сессия, 2018 г. —Женева : Международное бюро труда, 2017.

13. Скачкова Г. С. Единство и дифференциация в регулировании труда иностранцев в РФ // Трудовое право в России и за рубежом. — 2011. — № 2.

14. Субъекты гражданского права / отв. ред. М. К. Сулейменов. — Алматы : НИИ частного права КазГЮУ, 2004.

15. Уалгузон-Габарати А. Иностранный работник и трудящийся-мигрант как субъекты трудового права // Вопросы трудового права. — 2012. — № 3.

16. Шестерякова И. В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2011. — 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.