в
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
191
Интеграция и международное сотрудничество
К ВОПРОСУ О ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. В статье рассматриваются тенденции современной трудовой миграции. Автор делает вывод о том, что чем выше показатель соблюдения и гарантированности прав работников-мигрантов и членов их семей, тем с большей уверенностью можно говорить о гармонизации трудового законодательства государств, входящих в общий рынок товаров, услуг и труда.
Ключевые слова: труд, миграция, работник, Международная организация труда, мигрант, Международная организация по миграции.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.191-198
G. V. SHONIA,
Assistant Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
TO THE QUESTION OF LABOR MIGRATION IN THE CONTEMPORARY WORLD
Review. The article examines the trends of modern labor migration. The author concludes that the higher the indicator of observance and guarantee of the rights of migrant workers and their family members, the more confident can be said about harmonization of the labor legislation of the states entering the common market of goods, services and labor. Keywords: Labor, Migration, Worker, International Labor Organization, Migrant, International Organization for Migration.
В Докладе о развитии человеческого потенциала (ООН, 2016 г.) человеческое развитие определяется как процесс расширения возможностей народов, из которых наиболее важными являются длительная и здоровая жизнь, получение образования, достойный уровень жизни, а также политическая свобода, соблюдение прав человека и самоуважение1. Представляется, что именно
1 Human Development Report 2016. Human Development for Everyone. The United Nations Development Programme // URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_develop-ment_report.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
Гури Вахтангович ШОНИЯ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
SS >ß
□
Ä
I
□
m
П □
"О <
Ä
IÈ4ECTBÎ
© Г. В. Шония, 2017
>
92 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
т-1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
эти цели преследуют, перемещаясь из страны в страну, люди, которых называют работниками-мигрантами.
Вопрос о трудовой миграции является актуальным и насущным, т.к. затрагивает практически все государства мира и созданные ими международные организации. В свете чего важны уважение и соблюдение прав работников-мигрантов и членов их семей. Однако права мигрантов тесно связаны с реализацией прав граждан страны их пребывания. Поэтому взаимный баланс и их мирное сосуществование — залог зрелости общества и социальной направленности в развитии страны.
С 1926 г. в документах МОТ отражаются изменения международного миропорядка, касающиеся миграционных процессов: в 1926 г. принята Конвенция № 21 «Об инспекции эмигрантов», а в 1935 г., когда миграционные процессы усилились, принята Конвенция № 48 «О сохранении за мигрантами пенсионных прав», в 1939 г. — Конвенция № 66 «О трудящихся-мигрантах». Таким образом МОТ отреагировала на потоки мигрантов, хлынувших из Старого в Новый Свет. Кроме того, с 20-х по 30-е гг. прошлого века МОТ приняла около 10 конвенций, касающихся правового регулирования труда моряков, что в итоге позже, уже в 90-е гг., отразилось в принимаемых ООН документах, а именно в понятии трудящегося-мигранта в Международной конвенции о защите прав всех трудящих-ся-мигрантов2 (1990).
Данная Конвенция определяет, что термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. В этой Конвенции трудящиеся-мигранты подразделены на несколько категорий: сезонные; моряки; занятые на стационарной прибрежной установке; работа которых связана с переездами; занятые на проекте; работники целевого найма. С 1998 г. эксперты ООН делят работников-мигрантов на долгосрочных (остается в стране приема на 12 месяцев и более), краткосрочных (срок пребывания от 3 до 12 месяцев) и возвратных3.
По данным Международной организации по миграции (10М) на 2015 г., число мигрантов имеет тенденцию к росту4. Так, если в 2013 г. мигрантов было 232 млн человек, то в 2015-м уже 244 млн (это самое большое количество за всю историю). Интерес представляет тот факт, что Германия стала вторым после США по популярности местом для пребывания мигрантов, на третьем месте остается Российская Федерация. По-прежнему в странах Персидского залива велика доля трудовых мигрантов по сравнению с гражданами государств: в ОАЭ — 88,4 % мигрантов, в Катаре — 75,7 %, в Кувейте — 73,6 %. Изменилось и распределе-
2 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant1.shtml (дата обращения: 27.04.2017).
3 Defining and Measuring Circular Migration. Final report of the Task Force on Measuring Circular Migration. United Nations Economic Commission for Europe. 2016 // https://www.unece. org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/bur/2016/February/14-Add1_Circular_migration. pdf (дата обращения: 28.04.2016).
4 Global Migration Trends Factsheet // URL: http://gmdac.iom.int/global-migration-trends-fact-sheet (дата обращения: 27.04.2017).
ние в мире иностранных работников: каждый пятый мигрант проживает в одном из 20 самых крупных городов мира, и количество мигрантов составляет до трети населения этих городов (например, Сидней, Окленд, Сингапур, Лондон). В то же время 2015 г. стал самым «опасным» годом для мигрантов: увеличилось количество людей, принудительно перемещенных, а также погибших или пропавших без вести при попытке пересечения границы. По оценкам Международной организации по миграции, более 5 400 мигрантов умерли или пропали без вести, а число погибших в результате миграции в Европу увеличилось на 15 % по сравнению с предыдущим годом. По данным 2016 г, погибло 7 763 чел., что составляет увеличение на 27 % по сравнению с 2015 г.5
Согласно Конвенции МОТ № 97 (Женева, пересмотренная в 1949 г.) «О трудящихся-мигрантах»6, которую, по данным МОТ7, ратифицировали только 49 государств, стороны должны создать:
— необходимые условия для въезда, выезда и пребывания трудящихся-мигрантов;
— специальные службы, для оказания бесплатной и компетентной помощи;
— условиях для предоставления им полной и честной информации о трудоустройстве и пребывании в стране;
— специальные медицинские службы для работы с мигрантами. Устанавливается коллизионное правило о том, что трудящимся-мигрантам
предоставляются без какой бы то ни было дискриминации условия труда не менее благоприятные, чем для граждан своей страны. В то же время национальным законодательством каждого государства могут быть предусмотрены ограничения трудовой правосубъектности иностранных работников, которые, как представляется, дискриминацией не являются.
Так, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 11 Трудового кодекса РФ закрепляет, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических
URL: http://moscow.iom.int/russian/Legislation/ILO97_ru.pdf (дата обращения: 27.04.2017). URL: http://www.iio.org/dyn/normiex/en/f?p=NGRMLEXPUB:113QQ:Q::NG:113QQ:P11300_
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
^Т ЕЕ
лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Федеральный закон от 25 июля 2002 г № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»8 гласит, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать на предприятиях, в организациях
Е
5 GMDAC Data Briefing — Migrant Deaths and Disappearances Worldwide: 2Q16 Analysis //
URL: http://gmdac.iom.int/gmdac-data-briefing-8 (дата обращения: 27.04.2017). щ
П □
INSTRUMENT_ID:312242:NO (дата обращения: 28.04.2017).
>
6
7
3
Ю/2017
194 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации.
Иностранные граждане не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российскими законами назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к российскому гражданству. Так, лишь российский гражданин может находиться на муниципальной службе, быть государственным гражданским служащим Российской Федерации9. Иностранный гражданин не имеет права замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ10 (занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста); быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации; быть прокурором, судьей, государственным или частным нотариусом, адвокатом.
Для иностранных граждан предусматривается возможность прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях11.
Однако это не идет вразрез с мировым законодательством по данному вопросу, что было не раз определено в решениях Европейского Суда по правам человека, исключающего из принципа равенства в области занятости работников-мигрантов и местных работников в отношении занятия государственных должностей. По мнению Суда, запрет допуска на государственную службу работников-мигрантов на равных основаниях с местными работниками допустим, но только в отношениях некоторых видов деятельности (армия, полиция, дипломатический персонал, суд). Например, согласно ч. 1 статьи L5221-7 Трудового кодекса Франции12 разрешение на работу для иностранного гражданина выдается с учетом ограничений по определенным профессиям и по территориальному (географическому) признаку.
Следует отметить, что в связи с необходимостью привлечения на работу иностранных специалистов в некоторых странах, например в России, меняется национальное законодательство по этому вопросу. Так, в законодательстве РФ существовал запрет на работу иностранного гражданина в качестве командира корабля гражданской авиации. Однако в 2015 г. он был снят в связи с нехваткой российских пилотов. В некоторых странах, например в Индии, наблюдается обратный процесс. Профсоюз пилотов авиакомпании Jet Airways посоветовал индийским пилотам отказываться от работы с иностранными членами экипажа,
9 См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 13 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
10 См.: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
11 См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.). Ч. 2 ст. 2 // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
12 URL: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/fr/fr/fr442fr.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
а также потребовал от авиакомпании немедленного увольнения всех пилотов, не имеющих индийского происхождения. По мнению профсоюза National Aviator's Guild, в Индии достаточно опытных пилотов, которые испытывают проблемы с поиском работы, в то время как иностранцы, работающие в индийских авиакомпаниях, имеют преимущество, особенно когда авиакомпании получают воздушные суда нового типа. «По нашему мнению, руководство авиакомпании имело в распоряжении достаточно времени, чтобы заменить иностранцев отечественными пилотами. Поэтому мы требуем немедленного увольнения иностранных пилотов. Они являются нагрузкой для бюджета нашей компании и нашей страны», — говорится в коммюнике профсоюза13.
Проведя анализ статистических данных14 за последние годы, можно выявить некоторые тенденции:
1. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна наблюдается феминизация мигрантских потоков, т.е. число женщин-мигрантов увеличилось и составляет 55,7 % (от 20 до 64 лет, женщины в возрасте от 22 до 44 лет превосходят мужчин по количеству). Их подавляющее большинство работает в качестве домашних работников.
2. Уровень незаконной трудовой миграции остается высоким (в странах Карибского бассейна это примерно 11,3 млн чел.).
3. Несмотря на происходящие перемены в мире дискриминация в отношении работников-мигрантов остается животрепещущим вопросом. Прежде всего это касается вопросов заработной платы, принудительного труда, охраны труда и др. Так, в ряде французских регионов были приняты нормы, которые обязывают иностранных рабочих на стройке, которая финансируется за счет бюджетных средств, говорить только по-французски. Такая поправка была внесена в Закон о малом бизнесе. Согласно этим поправкам будут созданы специальные бригады для патрулирования строительных площадок и проверки уровня владения работников французским языком. Такие нововведения объясняются тем, что работники, не владеющие языком на должном уровне, не могут грамотно разобраться в нормах по технике безопасности и охране труда15.
Недискриминация работников-мигрантов является важным условием для создания свободного рынка рабочей силы в рамках международных договоренностей государств. Особенно с развитием международных организаций с участием России (СНГ, ЕАЭС, Союзного государства России и Беларуси).
4. На сегодняшний день повышается востребованность квалифицированных работников-мигрантов. Получив профессию или специальность, мигранты стремятся уехать из государств приема в экономически более развитые стра-
13 URL: https://www.aviaport.ru/digest/2017/04/24/439129.html (дата обращения: 28.04.2017).
14 См., например: Labour migration in Latin America and the Caribbean. Diagnosis, Strategy, and ILO's Work in the Region. International Labour Organization 2017. URL: http://www.ilo.
org/wcmsp5/groups/public/—americas/—ro-lima/documents/publication/wcms_548185.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
http://www.france24.com/en/tag/labour-law/ (дата обращения: 28.04.2017).
SS м Т ЕЕ
П О
"0
When nationalism summons Gallicism to keep foreign workers out of France // 14.03.2017.
>
196
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
L-имени O.E. Кугафина (МГЮА)
ны для того, чтобы иметь более выгодную работу16. Для решения кадровых вопросов и оказания помощи государствам с участием работников-мигрантов Международная организация по миграции реализует программу «Миграция для развития»17, в рамках которой мигранты и национальные диаспоры оказывают финансовую помощь учреждениям образования и здравоохранения «родных» государств, приезжают на консультацию и мастер-классы на родину и т.д.
5. Поводом для миграции работников сегодня являются не только экономические факторы. Важны также: развитие сети здравоохранения в стране проживания; отсутствие возможности получения среднего и профессионального образования для самого работника и членов его семьи. Еще одним «поводом» для миграции становится желание воссоединения с семьей. Особенно это затронуло Францию, имеющую свои особенности в отношении трудовых мигрантов.
6. Миграционные процессы охватывают два и более государства, что дает возможность говорить о более тесном международном сотрудничестве между государствами. Это также влияет на принятие ряда международных документов, объединяющих эти государства. Эксперты МОТ отмечают, что в последнее время получают развитие так называемые двусторонние трудовые соглашения (Bilateral Labour Agreements (BLAs)) и меморандумы по трудовой миграции (Memoranda of Understanding (MOUs) on labour migration)18, которые предназначены для решения различных вопросов трудовой миграции, среди которых, например, трансграничные трудовые мигранты, привлечение домашних работников и работников, не имеющих квалификации, или низкоква-лицированных работников, предоставление информации и статистических данных и др.
7. Можно констатировать появление нового термина — «циркулярная», или «круговая»19, трудовая миграция: когда потоки движутся из страны к стране, а страны приема способствуют тому, чтобы у мигрантов не прерывалась связь с родиной и семьей, была возможность свободно приехать на время работы и привезти семью, обеспечиваются возможности денежных переводов, но
16 Это не раз отмечалось экспертами ООН. Подробнее см.: Migration and Development: a Human Rights Approach // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cmw/docs/HLMigra-tion/MigrationDevelopmentHC%27spaperpdf_(aaTa обращения: 28.04.2017).
17 Migration and Development // URL: https://www.iom.int/migration-and-development (дата обращения: 28.04.2017).
18 Подробнее см.: Gender sensitivity in labour migration-related agreements and MOUs. ILO. 2016 // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/docu-ments/briefingnote/wcms_467721.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
19 Подробнее см., например: Defining and Measuring Circular Migration. Final report of the Task Force on Measuring Circular Migration. United Nations Economic Commission for Europe. 2016 // URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/bur/2016/ February/14-Add1_Circular_migration.pdf (дата обращения: 28.04.2016) ; Zimmermann K. F. Circular migration // URL: https://wol.iza.org/uploads/articles/1/pdfs/circular-migration.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
чтобы в итоге эта миграция не стала постоянной и работники вместе с семьями уезжали домой. Именно такой подход к вопросам трудовой миграции разрабатывается в последнее время странами назначения, международными организациями.
8. Законность нахождения в стране приема является залогом успешной трудовой деятельности для мигранта. Так, по данным французских исследователей Патрика Симона и Эльзы Штайхен, вновь прибывшие трудовые мигранты неуверенно чувствовали себя в первое время после приезда во Францию. Однако после года работы их показатели заметно улучшились. А после 9 лет работы их показатели сравнялись с коренными работниками. Тем не менее уровень их занятости был на 10 пунктов ниже, чем у местных работников20.
9. В европейских странах можно наблюдать тенденцию конкуренции между прибывшими работниками-мигрантами, имеющими и не имеющими профессиональную подготовку и квалификацию21.
Представляется, что все эти факторы говорят о том, что сегодня ведущее место принадлежит не просто международным нормам, а универсальным международным договорам, затрагивающим права человека и, конечно, трудовые права работников-мигрантов. Это многосторонние документы, охватывающие универсальные принципы в сфере труда, дающие возможность работникам-мигрантам и членам их семей работать и чувствовать себя востребованными на рынке труда в государстве приема. Это также дает ощущение защищенности не только со стороны государства места работы, но и в первую очередь — международного сообщества. Чем выше показатель соблюдения и гарантированности прав работников-мигрантов и членов их семей, тем с большей уверенностью можно говорить о гармонизации трудового законодательства государств, входящих в общий рынок товаров, услуг и труда. Это также повлияет на процесс ратификации государствами конвенций МОТ и трансформацию международных норм в национальное законодательство22.
2Q14 // URL: http://www.migrationpolicy.org/research/slow-motion-labor-market-integration-
ностей, однако по определению мигранты не могут им обладать (см.: дело Groener v. Minister for Education and the City of Dublin Vocational Educational Committee (C-379/87) ;
of migrant workers at the workplace. 2014).
Simon P., Steichen E. Slow motion the labor market integration of New immigrants in France.
Е
new-immigrants-france (дата обращения: 28.04.2017).
Подробнее см.: Jobs for Immigrants (Vol. 2): Labour Market Integration in Belgium, France, the Netherlands and Portugal // URL: http://www.oecd.org/france/41708151.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
Например, в российском трудовом законодательстве нет понятия «косвенная дискриминация», а в международных и европейских документах есть. Так, Суд ЕС неоднократно отмечал, что это может быть условие о знании языка для занятия определенных долж-
П О
~0
Salomone Haim v. Kassenzahnärztliche Vereinigung Nordrhein (C-424/97) // Discrimination
>
2Q
21
22
198
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
L-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Defining and Measuring Circular Migration. Final report of the Task Force on Measuring Circular Migration. United Nations Economic Commission for Europe. 2016 // URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/bur/2016/ FebruaryZ14-Add1_Circular_migration.pdf (дата обращения: 28.04.2016).
2. Gender sensitivity in labour migration-related agreements and MOUs. ILO. 2016 // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/ documents/briefingnote/wcms_467721.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
3. Global Migration Trends Factsheet // URL: http://gmdac.iom.int/global-migration-trends-factsheet (дата обращения: 27.04.2017).
4. GMDAC Data Briefing — Migrant deaths and disappearances worldwide: 2016 analysis // URL: http://gmdac.iom.int/gmdac-data-briefing-8 (дата обращения: 27.04.2017).
5. Human Development Report. 2016 Human Development for Everyone. The United Nations Development Programme // URL: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/2016_human_development_report.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
6. Jobs for Immigrants (Vol. 2): Labour Market Integration in Belgium, France, the Netherlands and Portugal // http://www.oecd.org/france/41708151.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
7. Labour migration in Latin America and the Caribbean. Diagnosis, Strategy, and ILO'S Work In The Region. International Labour Organization 2017 // URL: http:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—americas/—ro-lima/documents/publication/ wcms_548185.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
8. Migration and Development // URL: https://www.iom.int/migration-and-development (дата обращения: 28.04.2017).
9. Migration and Development: a Human Rights Approach // URL: http://www2.ohchr. org/english/bodies/cmw/docs/HLMigration/MigrationDevelopmentHC%27spaper. pdf(дaтa обращения: 28.04.2017).
10. Simon P., Steichen E. Slow motion the labor market integration of New immigrants in France. 2014 // URL: http://www.migrationpolicy.org/research/slow-motion-labor-market-integration-new-immigrants-france (дата обращения: 28.04.2017).
11. When nationalism summons Gallicism to keep foreign workers out of France // 14.03.2017. URL: http://www.france24.com/en/tag/labour-law/ (дата обращения: 28.04.2017).
12. Zimmermann K. F. Circular migration // URL: https://wol.iza.org/uploads/articles/1/ pdfs/circular-migration.pdf (дата обращения: 28.04.2017).