ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-6-69-81 УДК 33(045) JELJ62
(СО ]
Методологические подходы к оценке влияния внешней трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающих стран
И.А. Алешковскийа, А.А. Гребенюк", А. С. Максимова'
а " МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия; с Институт социально-политических исследований РАН, Москва, Россия а http://orcid.org/0000-0001-9276-3133; " http://orcid.org/0000-0001-9003-4551;
с http://orcid.org/0000-0003-3847-1791
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию последствий воздействия внешней трудовой миграции на финансово-экономическую сферу стран, принимающих иностранную рабочую силу. Авторами разработан и предложен методологический подход к оценке воздействия трудовой миграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающих государств. Он заключается в использовании алгоритма количественного анализа, состоящего из трех этапов. Первый этап - определение конкретных позитивных и негативных последствий воздействия трудовой иммиграции на финансово-бюджетную сферу принимающего государства. Второй этап - разработка системы аналитических показателей и методологии ее использования для оценки воздействия указанных последствий на финансово-бюджетную сферу. Третий этап - определение методов сбора статистической информации, необходимой для расчета системы аналитических показателей. Предложенный методологический подход дает возможность оценить воздействие трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающего государства по таким важным аспектам, как денежные переводы трудовых мигрантов на родину и поступление обязательных платежей иностранных работников в государственный бюджет. Анализ динамики предложенных показателей позволит принимать оперативные решения по недопущению развития негативных тенденций и максимизации позитивных эффектов от внешней трудовой миграции.
Ключевые слова: международная трудовая миграция; методология оценки последствий; финансово-бюджетная сфера
Для цитирования: Алешковский И. А., Гребенюк А. А., Максимова А. С. Методологические подходы к оценке влияния внешней трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающих стран. Финансы: теория и практика. 2018;22(6):69-81. DOI: 10.26794/25875671-2018-22-6-69-81
ORIGINAL PAPER
Methodological Approaches to Assessing External Labor Migration Impact on the Financial and Budgetary Sphere of Host Countries
{.a. Aleshkovskiia, A.A. Grebenyukb, a. S. Maksimovac
a' b Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; c Institute of Socio-PoLiticaL Research RAS, Moscow, Russia a http://orcid.org/0000-0001-9276-3133; b http://orcid.org/0000-0001-9003-4551;
c http://orcid.org/0000-0003-3847-1791
BY 4.0
ABSTRACT
The article is concerned with the impact of external Labor migration on the financial and economic sphere of countries hosting foreign Labor. The authors have developed a methodological approach to assessing Labor migration impact on the deveLopment of the financiaL and budgetary sphere of the host countries. The method Lies in using a quantitative anaLysis aLgorithm consisting of three stages. The first stage is to identify specific positive and negative effects of Labor
financetp.fa.ru •- 69
immigration on the financial and budgetary sphere of the host country. The second stage is to develop a system of analytical indicators and its implementation methodology to assess the impact of these effects on the financial and budgetary sphere. The third stage is to define the methods for collecting statistical information, necessary to design the system of analytical indicators. This methodological approach allows assessing the impact of labor migration on the financial and budgetary sphere of the host country on such key aspects as migrant worker remittances and the government revenues from foreign workers. The dynamics analysis of the proposed indicators will allow to make prompt decisions in preventing negative trends and maximizing positive effects of external labor migration. Keywords: international labor migration; assessment methodology of impact; financial and budgetary sphere
For citation: Aleshkovskii I. A., Grebenyuk A. A., Maksimova A. S. Methodological approaches to assessing external labor migration impact on the financial and budgetary sphere of host countries. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2018;22(6):69-81. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-6-69-81
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая дифференциация стран стала основой формирования гигантских миграционных потоков, в которые сегодня вовлечены сотни миллионов людей. Иностранные трудовые ресурсы стали объективным явлением на рынке труда развитых стран, а эмиграция за рубеж превратилась в один из основных способов повышения уровня благосостояния населения развивающихся стран. По данным ООН, на 2017 г. в мире насчитывается более 258 млн мигрантов1. Трудящихся-мигрантов, по оценкам Международной организации труда (МОТ),— более 150 млн2. По данным Всемирного Банка3, в 2016 г. общая сумма денежных переводов трудящихся-мигрантов превысила 600 млрд долл. CША. При этом мигранты перевели в развивающиеся страны более 429 млрд долл. США, что в три раза больше, чем деньги, направляемые по каналам официальной помощи.
В настоящее время социальную реальность невозможно представить без миграции населения. Являясь одним из первых глобальных социальных процессов, международная миграция, вне зависимости от ее вида, вносит существенные изменения в жизнь стран, как принимающих, так и отдающих мигрантов. Государства — лидеры мирового развития, применяя селективный подход и четко определяя приоритеты, стремятся использовать миграцию в качестве значимого фактора развития национального человеческого капитала, экономики и всей социальной сферы. Власти
1 United Nations, Department of Economic and Social Affairs (2015). International migration report. URL: http:// www.un.org/en/development/desa/population/migration/ publications/migrationreport/docs/MigrationReport2017_ Highlights.pdf (дата обращения: 19.04.2018).
2 ILO Global estimates of migrant workers and migrant domestic workers: results and methodology / International Labour Office - Geneva: ILO. 2015; p. 11.
3 MigrationandRemittances:RecentDevelopmentsandOutlook. World Bank, 2017. URL: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/23743/9781464803192.pdf (дата обращения: 19.01.2018).
экономически развитых государств стараются найти применение на благо страны каждому виду миграции. С помощью иммигрантов высокой квалификации развиваются наука, сфера высоких технологий, медицина, образование. Низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа обеспечивает дешевыми трудовыми ресурсами малый и средний бизнес.
Однако миграцию нельзя рассматривать как процесс, имеющий только положительные эффекты. Рост межэтнической напряженности, этническая преступность, ненаблюдаемая экономика, неформальная занятость, проблемы наркотрафика — все это последствия несовершенства государственного управления в этой сфере. По сути, миграция является своеобразным социальным «катализатором». В странах с налаженным механизмом управления, низким уровнем коррупции, определенными на государственном уровне приоритетами миграция становится фактором дополнительного развития, насыщая точки роста человеческим капиталом, привлекая инвестиции. Обратная ситуация наблюдается при наличии у государства системных проблем в управлении, антикоррупционной деятельности. Мигранты, встраиваясь в уже порочную систему, дают новый виток развитию неформального рынка труда и теневой экономики, распространению коррупционных отношений и нелегальных схем [1]. Все это негативным образом влияет на развитие общества, запускает более масштабные деструктивные процессы: межэтнические конфликты, рост внутриполитической напряженности и т.д.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Рост масштабов трудовой иммиграции в развитых странах привел к необходимости изучения эффектов воздействия этого явления на различные стороны социально-экономического развития принимающих государств. Поскольку с интенсификацией трудовых миграционных потоков первыми столкнулись страны Западной Европы и Северной Америки, то первые наиболее серьезные научные исследования экономических последствий были проведены именно
там. В первую очередь исследователей интересовало влияние миграции на рынок труда (на уровни безработицы и средней заработной платы) и международную торговлю, а также вклад мигрантов в создание валового внутреннего продукта принимающих государств.
Рост спроса на иностранную рабочую силу в 70-80-х гг. XX в. в Западной Европе и Северной Америке, детерминированный рядом демографических, экономических и социальных факторов, потребовал серьезного изучения не только сущностных аспектов трудовой эмиграции, но и анализа тех эффектов, которые она оказывает на различные стороны общественной жизни принимающих стран. Начиная с этого периода, появляются исследования, предметом которых являлись последствия влияния трудовой иммиграции на экономическое развитие стран-реципиентов. Остановимся на наиболее значимых из них.
В 1992 г. Р. Барро и К. Сала-и-Мартин [2] опубликовали исследование, в котором было отмечено незначительное воздействие миграции на экономический рост. В работе был сделан акцент на анализ роли человеческого капитала мигрантов в стимулировании темпов роста экономики принимающей страны.
В работе Р. Фридберг и Д. Ханта 1995 г. [3] упор делался на исследовании положительных эффектов иммиграции для принимающих стран в контексте взаимодополняемости иностранных и национальных трудовых ресурсов. Авторы указывают, что их эмпирические расчеты для США и Германии не обнаружили каких-либо существенных отрицательных последствий притока иностранной рабочей силы для уровней занятости и заработной платы в принимающих государствах. Однако в работе отмечается возможность определенных структурных сдвигов на рынке труда ввиду неравномерности распределения мигрантов по территории страны-реципиента.
Также авторы исследовали влияние миграции на темпы роста экономики принимающей страны. При этом ключевым вопросом являлся следующий: приносят ли трудовые иммигранты достаточное количество человеческого капитала, чтобы компенсировать замену квалифицированных работников неквалифицированными в принимающей экономике? В работе анализируются возможные проблемы использования миграции для обеспечения устойчивого экономического роста.
В работе М. Шифф 1996 г. [4] основное внимание уделяется вопросу влияния либерализации торговли на трудовую иммиграцию. Как показывает это исследование, в отношении миграции неквалифицированных рабочих рук либерализация торговли оказывает стимулирующий эффект. Это происходит ввиду появ-
ления значительной экономии от эффекта масштаба и снижения таможенных тарифов, что, в свою очередь, ведет к росту заработной платы мигрантов. Иностранцам становится проще находиться на территории принимающего государства. По мнению М. Шиффа, для снижения иммиграционного потока необходимо направлять инвестиции и оказывать финансовую помощь странам-донорам трудовых мигрантов.
Работа А. Штейнека [5] посвящена экономическим последствиям миграции, а именно влиянию феномена миграции на благосостояние местных жителей. Автор также приходит к выводу о незначительном влиянии миграции на заработную плату и занятость местных работников, поскольку степень взаимозаменяемости между местными работникам и иммигрантами низка. Автор проводит разграничение между эффектами от миграции в краткосрочной и долгосрочной перспективе, указывая на более высокую вероятность роста безработицы в краткосрочной перспективе, что определяется в первую очередь масштабами трудовой эмиграции. Отдельное внимание автор обращает на значительное расхождение между стоимостью труда мигрантов и той прибылью, которую этот труд приносит. Львиная доля доходов от использования иностранных рабочих рук достается владельцам финансового капитала, а не трудовым мигрантам.
В работах Г. Борхаса [6, 7] основное внимание уделяется таким аспектам экономического анализа иммиграции, как детерминанты принятия решения о миграции и влияние иммигрантов на экономику принимающего государства (на примере США). Автор приходит к выводу о незначительном влиянии миграции на рынок труда. Г. Борхас фокусируется на эмпирических исследованиях дифференциации квалификации иммигрантов и местных жителей, так как, по мнению автора, это является основным фактором, определяющим воздействие миграции на принимающее государство. Также в исследовании предпринимается попытка количественной оценки влияния миграции на уровень заработной платы в принимающей стране.
В ряде исследований 1990-х гг. было выявлено незначительное негативное влияние трудовой миграции на уровень заработной платы и занятости местного населения. Например, Д. ДеНью и К. Циммерман [8] подсчитали, что 1%-ное увеличение доли иностранной рабочей силы вызывает 4,1%-ное падение средней часовой заработной платы немецких работников. При этом исследования, проведенные в США (Д. Карт [9] изучал влияние иммиграции кубинцев на рынок труда Майами) и во Франции (Д. Хант [10] фокусировался на влиянии репатриантов из Алжира на рынок труда Франции), выявляли более слабый эффект воздействия
на уровень заработной платы и занятости местных работников. По мнению Д. Ханта, немаловажным аспектом привлечения иностранных работников является и то, что трудовые мигранты могут содействовать в преодолении институциональных ограничений, таких как деятельность профсоюзов.
Рост масштабов трудовой миграции в 2000-е гг., детерминированный повышением роли выталкивающих факторов и углублением региональных дисбалансов, привел к расширению спектра воздействия иммиграции на социально-экономическое и политическое развитие принимающих государств. В процесс взаимодействия социума и иммигрантов стали вовлекаться все новые сферы общественной жизни. Особенно возросла значимость миграционных процессов в экономической сфере. Иностранные трудовые ресурсы стали в большей степени влиять на развитие рынка труда, функционирование отдельных отраслей, сглаживание демографических дисбалансов и т.д. Все это привело к появлению как новых позитивных, так и негативных эффектов масштабного использования иностранной рабочей силы. Вслед за зарубежными исследованиями появился целый ряд работ российских ученых (Л. Л. Рыбаковский, А. В. Топилин, О. Д. Воробьева, С. В. Рязанцев, В.А. Ионцев и др.). В поле зрения ученых попадали все новые аспекты миграционных процессов, среди которых особую роль стал занимать анализ последствий воздействия трудовой иммиграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающего государства.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной статьи является разработка методологических подходов к оценке влияния внешней трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающих стран. К сожалению, учет последствий воздействия трудовой иммиграции на развитие финансово-бюджетной сферы осложняется целым рядом факторов. Среди них: широкое распространение неформальной занятости, недостатки системы статистического учета миграции, зависимость эффекта воздействия от масштаба и продолжительности использования иностранной рабочей силы. Также следует отметить, что последствия привлечения высококвалифицированной рабочей силы значительно отличаются от использования зарубежной низкоквалифицированной рабочей силы.
В рамках данного исследования авторами разработан и предложен методологический подход оценки влияния трудовой иммиграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающего государства. В частности, предлагается использовать алгоритм оценки, состоящий из трех этапов. Первый этап —
определение конкретных позитивных и негативных последствий воздействия импорта трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающего государства. Второй этап — разработка системы аналитических показателей и методологии ее использования для оценки воздействия указанных последствий на финансово-бюджетную сферу. Третий этап — определение методов сбора статистической информации, необходимой для расчета системы аналитических показателей.
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ ИММИГРАЦИИ НА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНУЮ СФЕРУ
В рамках реализации первого этапа был проведен анализ наиболее значимых российских и зарубежных научных исследований данного вопроса. Это позволило сформировать перечень позитивных и негативных последствий использования иностранных трудовых ресурсов для финансово-бюджетной сферы принимающих стран (табл. 1).
Остановимся более подробно на приведенных выше последствиях. Трудовые мигранты оказывают воздействие как на бюджет принимающего государства, так и на всю финансовую сферу. Попадая на рынок труда, иностранный работник становится налогоплательщиком. Также определенные налоги и сборы, как правило, платит и работодатель, использующий труд мигранта. С увеличением миграционного потока увеличиваются налоговые поступления и другие обязательные платежи (госпошлины, отчисления в социальные фонды) от трудящихся-мигрантов. При этом чем выше квалификация мигрантов, тем выше денежные поступления в бюджет. Естественно, в данном контексте речь идет только о легальной трудовой миграции.
С позиции анализа влияния трудовой иммиграции на расходные и доходные статьи государственного бюджета необходимо понимать, насколько существенны платежи мигрантов. С одной стороны, существует точка зрения, что мигранты вносят больший вклад в виде налогов и социальных взносов, чем получают пособий4. С другой, исследование влияния миграции на финансы европейских стран — членов ОЭСР, а также Австралии, Канады и США Т. Либиха и Дж. Мо [11] выявило, что вклад платежей трудящихся-мигрантов незначителен. Исследование показало, что воздействие кумулятивных волн миграции, которые прибыли
4 "Is migration good for the economy?" Migration policy debates, OECD, May, 2014. URL: http://www.oecd.org/els/mig/ 0ECD%20Migration%20Policy%20Debates%20Numero%202. pdf (дата обращения: 08.10.2018).
Таблица 1 / Table 1
Последствия воздействия внешней трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу экономики принимающего государства / The impact of external labor migration on the financial and
budgetary sphere of the host country
№ Позитивные последствия / Positive consequences Негативные последствия / Negative consequences
1 Увеличение налоговых поступлений и иных обязательных платежей (госпошлины, отчислений в социальные фонды и др.) от трудящихся-мигрантов Увеличение расходов на социальную помощь безработным трудящимся-мигрантам
2 Увеличение платежей за пользование трудящимися-мигрантами жильем и коммунальными услугами Рост государственных расходов на осуществление миграционной политики
3 Экономия на расходах на образование Дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру
4 Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у трудящихся-мигрантов Потери капитала, связанные с перечислением части заработной платы трудящимися-мигрантами за рубеж
5 Дополнительное негативное давление на курс национальной валюты
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
в течение последних 50 лет, в среднем близко к нулю, редко превышает 0,5% от ВВП. Наибольшие показатели наблюдались в Швейцарии и Люксембурге, где платежи мигрантов в государственный бюджет оцениваются примерно в 2% ВВП, что еще раз подтверждает важность качественной структуры миграционного потока.
Незначительность фискальных эффектов воздействия на экономику государства-реципиента подтверждается и многими другими исследованиями. Их общий вывод заключается в том, что иммиграция в целом оказывает минимальное влияние, хотя оно может быть и отрицательным, проявляющимся на региональном уровне, в частности в тех местах, где концентрируются мигранты. В таких случаях государственные и муниципальные органы власти, как правило, несут бремя предоставления общественных услуг и поддержки определенного уровня благосостояния мигрантов [12].
Также исследование экспертов ОЭСР содержит обзор основных публикаций о финансовом влиянии иммиграции на страны ОЭСР. Большинство исследований указывают на небольшой эффект трудовой миграции на государственные финансы (менее 1% от ВВП). При этом во многих европейских странах ОЭСР (в частности, Бельгии, Франции и Швеции) повышение уровня занятости местного населения относительно иммигрантов повлекло бы за собой более значительные налоговые выгоды.
Факторы, влияющие на финансовые эффекты от трудовой миграции, прежде всего, зависят от определенных характеристик самих иммигрантов, таких как возраст и причины миграции. Исследование ОЭСР показывает, что молодые неквалифицированные
иммигранты начинают выплачивать в качестве налогов и сборов больше, чем принимающее государство тратит на них, только после достижения возраста 40-45 лет. Вместе с тем трудовые мигранты, как правило, оказывают более позитивное влияние на государственные финансы принимающей страны, чем мигранты, приезжающие в рамках программ воссоединения семей или по гуманитарным причинам [12].
Еще одним позитивным последствием является увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами. Этот эффект зависит от величины миграционного потока и развитости инфраструктуры и рынка арендного жилья. Как правило, возрастающий поток трудовых мигрантов дает толчок строительству общежитий, доходных домов. В то же время компактное размещение мигрантов, формирование этнических гетто может снизить стоимость недвижимости в этих районах, что сократит поступления в государственный бюджет от налога на недвижимость, если он рассчитывается от ее фактической стоимости.
Важным позитивным эффектом является скрытая экономия государственного бюджета принимающего государства на расходах на систему образования. Подготовка специалиста, имеющего высшее образование, в развитых странах стоит дорого. Так, совокупные расходы Норвегии на все уровни образования составляют 7,7% ВВП, Швеции - 5,8%, Великобритании - 5,4%, Канады — 5%, Франции — 4,8%5. В связи с этим им-
5 Education at a Glance 2015. OECD Indicators. URL: http:// www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2015_ eag-2015-en (дата обращения: 13.08.2016).
миграция уже подготовленного специалиста приносит ощутимую экономию, причем она тем выше, чем выше квалификация мигранта. Также помимо расходов на образование государство экономит и на других социальных расходах (медицина, дошкольное воспитание, различные социальные программы).
Еще одним позитивным последствием трудовой иммиграции является замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников [13], а также их денежных переводов за рубеж. По сути, как накопления, так и денежные переводы из страны позволяют сократить денежную массу в обороте, что должно позитивно отразиться на темпе роста потребительских цен [14].
Другая ситуация с курсом национальной валюты в стране пребывания трудового мигранта. Если он совершает денежный перевод на родину в валюте страны-нахождения, то тем самым курс национальной валюты должен укрепляться. Эффект тем больше, чем большая денежная масса переводится за рубеж. Обратная ситуация может наблюдаться, если мигрант переводит деньги в валюте третьих стран. Например, работая в России и получая заработную плату в рублях, иностранный работник покупает доллары США для совершения перевода на родину. Тем самым возрастает спрос на иностранную валюту, что может оказать определенное давление на курс национальной валюты.
Как уже было отмечено, существуют не только позитивные последствия использования иностранной рабочей силы на финансовую систему принимающего государства, но и ряд издержек.
Во-первых, необходимо отметить дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру. Особенно остро эта проблема может стоять в условиях кризиса и снижения спроса на рабочую силу. В тот период увеличиваются расходы на социальную помощь безработным мигрантам, на помощь в возвращении. Также, как уже отмечалось, относительно невысокая стоимость иностранной рабочей силы обусловлена, в том числе, и практически полным отсутствием социальных гарантий для трудовых мигрантов как со стороны работодателя, так и со стороны государства. Подобная экономия на микроуровне может обернуться повышением затрат на социальные нужды на макроуровне, которые придется включать в расходную часть государственного бюджета [15].
Во-вторых, увеличение иммиграционных потоков ведет к росту государственных расходов на осуществление миграционной политики. В первую очередь расходы связаны с созданием инфраструктуры легализации и адаптации мигрантов. Разре-
шительные и контролирующие функции органов государственной власти будут требовать увеличения расходов вслед за увеличением количества иностранных работников.
В-третьих, переводы трудящихся-мигрантов представляют собой утечку капитала за рубеж. Необходимо отметить, что повлиять на общий объем денежных переводов практически невозможно, так как они являются одной из основных целей трудовой миграции, а дополнительное налогообложение этого финансового потока, как правило, приводит к появлению неформальных схем денежных переводов.
С позиции государственного управления необходимо учитывать, что некоторые эффекты масштабной трудовой иммиграции начинают проявляться и оказывать воздействие на финансово-бюджетную сферу принимающих государств только в средне- или долгосрочной перспективе.
ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ ИММИГРАЦИИ НА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНУЮ СФЕРУ
Определив перечень основных последствий воздействия трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу, перейдем ко второму этапу — разработке системы показателей и методологии ее применения. В современных условиях интенсификации миграционных процессов большое значение имеет правильная оценка эффективности инструментов их регулирования, используемых государством, которая, в свою очередь, невозможна без разработки комплексной системы экономико-статистических показателей.
Многофакторный характер влияния иммиграции на различные социально-экономические процессы обуславливает необходимость использования инструментов статистического анализа, с помощью которых возможна оценка негативных и позитивных эффектов, оказываемых ею.
Одним из ключевых вопросов создания системы показателей анализа (мониторинга) социального процесса является выбор методики оценки. На первый взгляд, наиболее подходящим является метод предельных (критических) показателей, при котором достижение или превышение определенных пороговых значений будет сигнализировать о нарастании негативных тенденций и необходимости перенастройки инструментов государственного регулирования.
Однако в отношении миграции, в особенности трудовой, достаточно сложно установить пороговые значения величин. Например, при определении предельной доли иностранной рабочей силы на
рынке труда на основе анализа мирового опыта можно обнаружить, что значительное превышение мигрантов как в определенных отраслях, так и в экономике в целом не только не мешает развитию, но и способствует ему. Яркий пример — ОАЭ, где доля трудящихся-мигрантов в негосударственном секторе экономики составляет 99,5% [16].
С другой стороны, и незначительная доля трудящихся-мигрантов на рынке труда при определенных условиях может привести к негативным экономическим и социальным последствиям. В большинстве таких случаев на первый план выходят социальные факторы, которые крайне сложно оценить количественно и разработать соответствующий показатель, опирающийся на достоверную первичную статистическую информацию.
В связи с этим авторы считают наиболее целесообразным для анализа последствий влияния трудовой иммиграции на финансово-бюджетную сферу принимающих стран метод построения рядов динамики абсолютных и относительных величин.
Данный подход основывается на положении, согласно которому мониторинг происходящих во времени процессов и их оценка с использованием системы показателей раскрывают динамические изменения процессов. Статическое, точечное наблюдение зачастую не позволяет дать качественную характеристику явления, в то время как именно направления его изменения позволяют оценить исследуемые процессы. Но для получения точной оценки динамических изменений до построения ряда показателей за несколько временных периодов исследователю необходимо определить, какой вариант тренда будет соответствовать позитивной характеристике, а какой — негативной. Полученные результаты при сопоставлении с предварительно данной характеристикой позволят дать качественную оценку изучаемому процессу или явлению [17].
Исходя из предложенного подхода, исследование воздействия трудовой иммиграции на финансово-бюджетную сферу государства целесообразно проводить на основе анализа показателей динамики, характеризующих следующие явления и процессы:
• денежные переводы трудовых мигрантов на родину (табл. 2);
• уплата налогов мигрантами и других обязательных платежей, которые поступают от иностранных работников в бюджетную систему принимающего государства (табл. 3).
На основании динамики показателей за трех- или пятилетний период может быть проведен анализ воздействия трудовой миграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающих государств.
Остановимся более подробно на показателях, приведенных в табл. 2. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину — одна из основных целей трудовой миграции. Они оказывают большое воздействие на социально-экономическое положение как отправляющих, так и принимающих мигрантов стран.
Для государств — реципиентов трудовых ресурсов, помимо общей суммы денежных переводов, важным показателем является соотношение отправляемых средств к величине средств, потраченных в стране, а также величина средств, накопленных на счетах банков — резидентов государства. При росте доли накоплений и трат на текущее потребление в общем объеме фонда оплаты труда иностранных работников мы можем говорить о позитивных тенденциях для страны-реципиента, так как деньги остаются внутри страны. Обратная тенденция может рассматриваться как отток капитала. Но это справедливо только в случае роста абсолютного объема фонда оплаты труда иностранных работников. Если совокупный фонд оплаты труда трудовых мигрантов сокращается, а внутреннее потребление иностранных работников остается на прежнем уровне, то это отразится только на объемах денежных переводов, которые очевидно будут сокращаться. Их сокращение ниже определенного минимума делает нецелесообразной работу в принимающем государстве, что ведет к сокращению трудовой иммиграции. Всесторонний анализ полученных данных и расчетов по данному разделу предоставляет широкие возможности не только для анализа процессов трудовой миграции, но и для их прогнозов.
Точные статистические данные о денежных средствах, потраченных мигрантами на текущее потребление, получить крайне сложно, в том числе ввиду широкого распространения серых схем оплаты труда иностранцев, в отличие от информации о депозитах иностранных граждан. Важность учета информации о денежных накоплениях мигрантов объясняется, прежде всего, тем, что эти средства не выводятся за границу, и посредством банковской системы инвестируются в экономику принимающего государства. Рост общей суммы депозитов иностранных граждан в данном контексте будет рассматриваться как положительное явление для страны — реципиента иностранной рабочей силы.
Также важным показателем является валюта денежных переводов. В случае если переводы осуществляются не в национальной валюте государства — реципиента рабочей силы, то происходит давление на курс национальной валюты, так как спрос на иностранную валюту возрастает. При обратной
Таблица 2/ Table 2
Показатели оценки последствий воздействия денежных переводов трудовых мигрантов на родину на развитие финансово-бюджетной сферы принимающего государства / Indicators for assessing the impacts of migrant worker remittances on the development of the financial and budgetary sphere
of the host country
№ Показатель / Indicator
1 Объемы денежных переводов трудовых мигрантов на родину , где ^ы _ общий объем денежных переводов трудовых иммигрантов на родину
2 Разность между фондом оплаты труда трудовых мигрантов и объемом денежных переводов трудовых мигрантов на родину ИтЖГ - RLIm, где ЫтЖГ — фонд оплаты труда трудовых иммигрантов
3 Доля денежных переводов в фонде оплаты труда иностранных работников ^1т , где LImWF LImWF — фонд оплаты труда трудовых иммигрантов
4 Соотношение объема денежных переводов трудовых мигрантов на родину с объемом выплат в государственный бюджет, осуществленных иностранными работниками ^1т , где ват В^1т - денежные поступления в государственный бюджет от трудовых иммигрантов
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
ситуации в стране-реципиенте происходит снижение денежной массы путем ее перетекания в страны — доноры трудовых ресурсов, и, как следствие, укрепление курса национальной валюты.
С точки зрения оценки эффективности применяемых инструментов регулирования использования труда иностранных граждан важен анализ динамики отношения объема денежных переводов трудовых мигрантов на родину с объемом денежных поступлений (налогов, государственных пошлин и других платежей) в бюджет, осуществленных иностранными работниками. Расчет данного показателя и анализ полученных результатов даст информацию о целесообразности применяемых размеров пошлин, налоговых ставок и других обязательных платежей. Они могут быть как стимулирующим инструментом, так и ограничивающим приток иностранной рабочей силы или увеличивающим неформальную занятость иностранных работников на рынке труда.
Немаловажен также анализ тех денежных средств, которые поступают от иностранных работников в государственный бюджет посредством обязательных платежей (табл. 3).
Поступления в бюджет в виде обязательных платежей (налоги, авансовые платежи, пошлины) являются важным экономическим эффектом ис-
пользования иностранной рабочей силы. При этом большое значение имеет как динамика суммарного значения обязательных поступлений в государственный бюджет, так и относительные показатели. Рост относительных показателей, зависящих от роста оплаты труда, будет свидетельствовать о росте доходов иностранных работников.
Не менее информативным будет являться анализ динамики соотношения доли суммы подоходного налога, выплачиваемого трудящимися-мигрантами, в общей сумме подоходного налога, поступившего в бюджет, и доли численности иностранных работников в общей численности занятых. Если этот показатель будет превышать единицу, то можно вести речь о значительном позитивном вкладе мигрантов в бюджет принимающего государства, о сопоставимом уровне заработной платы в этой социальной группе.
Важной с точки зрения оценки эффективности функционирования институциональной системы управления миграционными процессами является информация о соотношении общей суммы государственных затрат на создание и обслуживание инфраструктуры управления потоками трудовой миграции и результатов в виде денежных поступлений в бюджет всех уровней (налоги, государственные
Таблица 3/ Table 3
Показатели оценки последствий воздействия поступления в бюджет обязательных платежей, которые выплачивают трудящиеся мигранты / Indicators for assessing the impact of the government
revenues from foreign workers
№ Показатель / Indicator
1 Сумма подоходного налога, удержанного налоговыми агентами со всех доходов иностранных граждан 1Ты-т, где 1Тцт _ сумма подоходного налога, удержанного налоговыми агентами со всех доходов трудящихся-мигрантов
2 Сумма всех обязательных платежей (государственных пошлин, фиксированных авансовых платежей и т.д.), которые выплачивают трудящиеся-мигранты мрит, где МРцт — сумма обязательных платежей (государственных пошлин, фиксированных авансовых платежей и т.д.), которые выплачивают трудящиеся-мигранты
3 Доля суммы подоходного налога, выплачиваемого трудящимися-мигрантами в общей сумме подоходного налога, поступившего в бюджеты всех уровней ГТ ± ± LIm , где ГТ ГТ — общая сумма подоходного налога, поступившего в бюджеты всех уровней
4 Соотношение доли суммы подоходного налога, выплачиваемого иностранными работниками в общей сумме подоходного налога, поступившего в бюджет, и доли численности иностранных работников в общей численности занятых 1ТПт . т где 1Т Етр Ыт — общая численность иностранных работников; Етр — общая численность занятых
5 Соотношение обязательных платежей трудящихся-мигрантов и затрат государства на создание и поддерживание соответствующей инфраструктуры управления потоками иностранной рабочей силы МРЬ1т , где МС МС - затраты государства на создание и поддерживание инфраструктуры управления потоками иностранной рабочей силы
6 Объем денежных поступлений в расчете на одного задокументированного трудящегося-мигранта МРЬ1т , где ЬЫт ЬЫт — общая численность иностранных задокументированных мигрантов
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
пошлины) от иностранных работников. К этим затратам необходимо отнести расходы на формирование и обслуживание системы выдачи разрешений на работу в принимающем государстве (например, по выдаче патентов и разрешений на трудоустройство, по выдаче сертификатов на знание языка, организации многофункциональных центров обслуживания трудовых мигрантов, по созданию учета и системы сбора статистической информации и т.д.).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Как отмечалось выше, третьим этапом предложенного методологического подхода является определение методов сбора статистической информации, необходимой для расчета системы аналитических показателей. Использование приведенных выше
Таблица 4/ Table 4
Организации сбора статистических данных для расчета системы показателей ответственными органами исполнительной власти / Collection of statistical data for designing the system of indicators
by the responsible executive authorities
№ Показатель / Indicator Метод сбора данных / Method of data collection Ответственный за сбор первичной статистической информации национальный орган государственной власти / National authority responsible for the collection of primary statistical information
Денежные переводы трудовых мигрантов на родину и их влияние на экономическое развитие государств - реципиентов иностранной рабочей силы
1 Объем денежных переводов трудовых мигрантов на родину Текущий учет Национальный центральный банк
2 Разность между суммарным фондом оплаты труда трудовых мигрантов и объемом денежных переводов трудовых мигрантов на родину Текущий учет Национальный центральный банк, Национальный орган (министерство, служба) по труду и занятости населения
3 Отношение объема денежных переводов трудовых мигрантов на родину с объемом денежных поступлений (государственных пошлин, авансовых платежей, налогов и т.д.) в бюджет, осуществленных иностранными работниками Текущий учет Национальный центральный банк, Национальная налоговая служба (министерство)
Поступления в бюджет обязательных платежей (государственных пошлин, фиксированных авансовых платежей, налогов и т.д.), которые выплачивают трудящиеся мигранты
4 Сумма подоходного налога, удержанного налоговыми агентами со всех доходов иностранных граждан Текущий учет Национальная налоговая служба (министерство)
5 Сумма всех обязательных платежей (государственных пошлин, фиксированных авансовых платежей, налогов и т.д.), которые выплачивают трудящиеся мигранты Текущий учет Национальная налоговая служба (министерство)
6 Доля суммы подоходного налога, выплачиваемого иностранными работниками в общей сумме подоходного налога, поступившего в бюджет Текущий учет Национальная налоговая служба (министерство)
7 Соотношение доли суммы подоходного налога, выплачиваемого иностранными работниками в общей сумме подоходного налога, поступившего в бюджет и доли численности иностранных работников в общей численности занятых Текущий учет Национальная налоговая служба (министерство), Национальный орган (министерство, служба) по труду и занятости населения
8 Соотношение обязательных платежей трудовых мигрантов и затрат государства на создание и поддерживание соответствующей инфраструктуры управления потоками иностранной рабочей силы Текущий учет Национальная налоговая служба (министерство), Национальное министерство финансов
9 Объем денежных поступлений в расчете на одного задокументированного трудового мигранта Текущий учет Национальная налоговая служба (министерство), Национальный орган (министерство, служба) по труду и занятости населения
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
блоков показателей невозможно без значительного изменения в методике сбора и обработки статистических данных. Первичная информация по предложенным показателям должна собираться различными ведомствами, что требует создания комплексной информационной базы, наполняемой в оперативном режиме из различных ведомственных источников. Также появляется необходимость использования различных методов сбора и обработки первичной информации.
Для внедрения и эффективного использования данной методики необходимо создание соответствующей системы сбора первичной статистической информации, которая будет аккумулировать данные, поступающие из различных источников.
Потоки статистической информации для расчета предлагаемой системы показателей, которые могут аккумулироваться и публиковаться различными национальными органами исполнительной власти, представлены в табл. 4.
ВЫВОДЫ
В рамках данного исследования предложен методологический подход, отличительной особенностью которого является взаимная увязка конкретного аналитического показателя с определенным орга-
ном исполнительной власти и методом сбора первичной информации, необходимой для расчета данного показателя.
Использование предложенных показателей обеспечивает развернутое выявление и глубокий анализ позитивных и негативных эффектов воздействия международной трудовой миграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающего государства. Применение показателей дает возможность, во-первых, совершенствовать национальные миграционную и финансовую политики; во-вторых, ответственным ведомствам принимать научно обоснованные управленческие решения в сфере международной трудовой миграции как на национальном, так и на региональном уровнях; в-третьих, просчитать стоимостные характеристики миграционных и миграционно обусловленных процессов; в-четвертых, дает возможность строить прогнозы в данной сфере и своевременно выявлять связанные с миграционными процессами вызовы и риски в финансово-бюджетной сфере. Полученные прогнозы позволят органам государственной власти, используя инструменты миграционной и финансовой политики, своевременно реагировать на негативные тенденции и максимизировать эффект положительных.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Статья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда № 17-78-10168.
ACKNOWLEDGEMENTS
The article was prepared within the framework of the Russian Science Foundation project No. 17-78-10168.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Гребенюк А. А. Последствия воздействия внешней трудовой иммиграции на экономику принимающего государства. Социальная политика и социология. 2017;16(1):28-36. DOI: 10.17922/2071-3665-2017-16-1-28-36
2. Barro R. T., Sala-I-Martin X. Regional growth and migration: A Japan-United States comparison. Journal of the International and Japanese Economies. 1992;6(4):312-346. DOI: 10.1016/0889-1583(92)90002-L
3. Friedberg R. M., Hunt J. The impact of immigrants on host country wages, employment and growth. Journal of Economic Perspectives, 1995;9(2):23-44. DOI: 10.1257/jep.9.2.23
4. Schiff M. South-North migration and trade: A survey. World Bank Policy Research Working Paper. 1996;(1696). URL: http://conference.iza.org/conference_files/iza_ui_2004/schiff.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
5. Steineck A. The factor market effects of immigration. In: S. Gazioglu S., ed. Migrants in the European labour market. Aberdeen: J-Net; 1996:1-30.
6. Borjas G. J. The economic analysis of immigration. In: Ashenfelter O., Card D., eds. Handbook of labor economics. Amsterdam: Elsevier Science B. V.; 1999; 3A:1698-1760. URL: https://sites.hks.harvard.edu/fs/gborjas/publications/ journal/Handbook1999.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
7. Borjas G. J. The economic benefits from immigration. Journal of Economic Perspectives. 1995;9(2):3-22. DOI: 10.1257/ jep.9.2.3
8. De New J. P., Zimmermann K. F. Native wage impacts of foreign labor: A random effects panel analysis. Journal of Population Economics. 1994;7(2):177-192. DOI: 10.1007/BF00173618
9. Card D. The impact of the Mariel Boatlift on the Miami labor market. Industrial and Labor Relations Review. 1990;43(2):245-257. DOI: 10.2307/2523702
financetp.fa.ru
79
10. Hunt J. The impact of the 1962 repatriates from Algeria on the French labor market. Industrial and Labor Relations Review. 1992;45(3):556-572. DOI: 10.2307/2524278
11. Liebig T., Mo J. The fiscal impact of immigration in OECD countries. In: International migration outlook 2013. Paris: OECD Publ.; 2014:125-189. URL: http://www.globalmigrationgroup.org/system/files/Liebig_and_Mo_2013.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
12. Dadush U. The effect of low-skilled labor migration on the host economy. KNOMAD Working Paper. 2014;(1). URL: http://carnegieendowment.org/files/Effect-of-Low-Skilled-Labor-Working-Paper-1.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
13. Колосницына М. Г., Суворова И. К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования. Экономический журнал Высшей школы экономики. 2005;9(4):543-565.
14. Ткаченко М. Ф., Мигранян А. А., Лебедева Т. В. Модели расчета влияния миграции на экономику стран СНГ в условиях разноуровневой интеграции. Экономика и предпринимательство. 2016;(12-2):643-646.
15. Коновалов В. К. Международная трудовая миграция и экономический рост. Человек и труд. 2010;(12):25.
16. De Bel-Air F. Demography, migration, and the labour market in the UAE. Gulf Labour Markets and Migration (GLMM). Explanatory Note. 2015;(7). URL: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/36375/GLMM_ ExpNote_07_2015.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
17. Гребенюк А. А. Методологические подходы к разработке системы показателей воздействия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу. Экономика труда. 2017;4(2):59-72.
REFERENCES
1. Grebenyuk A. A. The effects of the impact of external labor immigration on the economy of the host state. Sotsial'naya politika i sotsiologiya = Social Policy and Sociology. 2017;16(1):28-36. (In Russ.). DOI: 10.17922/20713665-2017-16-1-28-36
2. Barro R. T., Sala-I-Martin X. Regional growth and migration: A Japan-United States comparison. Journal of the International and Japanese Economies. 1992;6(4):312-346. DOI: 10.1016/0889-1583(92)90002-L
3. Friedberg R. M., Hunt J. The impact of immigrants on host country wages, employment and growth. Journal of Economic Perspectives, 1995;9(2):23-44. DOI: 10.1257/jep.9.2.23
4. Schiff M. South-North migration and trade: A survey. World Bank Policy Research Working Paper. 1996;(1696). URL: http://conference.iza.org/conference_files/iza_ui_2004/schiff.pdf (accessed 18.10.2018).
5. Steineck A. The factor market effects of immigration. In: S. Gazioglu S., ed. Migrants in the European labour market. Aberdeen: J-Net, 1996:1-30.
6. Borjas G. J. The economic analysis of immigration. In: Ashenfelter O., Card D., eds. Handbook of labor economics. Amsterdam: Elsevier Science B. V.; 1999; 3A:1698-1760. URL: https://sites.hks.harvard.edu/fs/gborjas/publications/ journal/Handbook1999.pdf (accessed 18.10.2018).
7. Borjas G. J. The economic benefits from immigration. Journal of Economic Perspectives. 1995;9(2):3-22. DOI: 10.1257/ jep.9.2.3
8. De New J. P., Zimmermann K. F. Native wage impacts of foreign labor: A random effects panel analysis. Journal of Population Economics. 1994;7(2):177-192. DOI: 10.1007/BF00173618
9. Card D. The impact of the Mariel Boatlift on the Miami labor market. Industrial and Labor Relations Review. 1990;43(2):245-257. DOI: 10.2307/2523702
10. Hunt J. The impact of the 1962 repatriates from Algeria on the French labor market. Industrial and Labor Relations Review. 1992;45(3):556-572. DOI: 10.2307/2524278
11. Liebig T., Mo J. The fiscal impact of immigration in OECD countries. In: International migration outlook 2013. Paris: OECD Publ.; 2014:125-189. URL: http://www.globalmigrationgroup.org/system/files/Liebig_and_Mo_2013.pdf (accessed 18.10.2018).
12. Dadush U. The effect of low-skilled labor migration on the host economy. KNOMAD Working Paper. 2014;(1). URL: http://carnegieendowment.org/files/Effect-of-Low-Skilled-Labor-Working-Paper-1.pdf (accessed 18.10.2018).
13. Kolosnitsyna M. G., Suvorova I. K. International labor migration: Theory and regulatory policy. Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = The HSE Economic Journal. 2005;9(4):543-565. (In Russ.).
14. Tkachenko M. F., Migranyan A. A., Lebedeva T. V. Models for calculating the impact of migration on the economies of the CIS countries in conditions of different levels of integration. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship. 2016;(12-2):643-646. (In Russ.).
15. Konovalov V. K. International labor migration and economic growth. Chelovek i trud. 2010;(12):25. (In Russ.).
16. De Bel-Air F. Demography, migration, and the labour market in the UAE. Gulf Labour Markets and Migration (GLMM). Explanatory Note. 2015;(7). URL: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/36375/GLMM_ ExpNote_07_2015.pdf (accessed 18.10.2018).
17. Grebenyuk A. A. Methodological approaches to the development of a system of indicators of the labor migration's impact on the economies of labor-exporting countries. Ekonomika truda = Russian Journal of Labor Economics. 2017;4(2):59-72. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Иван Андреевич Алешковский — кандидат экономических наук, заместитель декана факультета глобальных
процессов, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Александр Александрович Гребенюк — кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук (факультета), МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Анастасия Сергеевна Максимова — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института
социально-политических исследований, РАН, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHORS
Ivan A. Aleshkovskii — Cand. Sci. (Econ.), Deputy Dean of the Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State
University, Moscow, Russia
Aleksandr A. Grebenyuk — Cand. Sci. (Econ.), Deputy Director for research of the School of Contemporary Social
Sciences (department), Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Anastasiya S. Maksimova — Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher, Institute of Socio-Political Research RAS, Moscow, Russia
[email protected] Заявленный вклад авторов:
Алешковский И.А.— изучение степени разработанности данной проблематики в российских и зарубежных исследованиях, разработка методологического подхода исследования.
Гребенюк А. А. — разработка методологического подхода исследования, определение позитивных и негативных последствий воздействия внешней трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу, разработка показателей анализа.
Максимова А. С.— определение методов сбора первичной информации, необходимой для расчета показателей, закрепление ответственных органов власти. Authors' declared contribution:
Aleshkovskii I. A.— study of elaboration level of this topic in Russian and international studies, development of a methodological approach to the research.
Grebenyuk A.A.— development of a methodological approach to research, determination of positive and negative effects impact of external labor migration on the financial and budgetary sphere, development of analysis indicators. Maksimova A. S.— determination of methods of collecting primary information necessary to calculate the indicators, assignment of responsible authorities.
Статья поступила 17.09.2018; принята к публикации 16.11.2018. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 17.09.2018; accepted for publication 16.11.2018. The authors read and approved the final version of the manuscript.
financetp.fa.ru
81