Научная статья на тему 'Методологические подходы к разработке системы показателей воздействия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу'

Методологические подходы к разработке системы показателей воздействия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / LABOR MIGRATION / CONSEQUENCES / INDICATOR SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенюк Александр Александрович

В статье приведены результаты исследования, предметом которого является влияние эмиграции трудовых ресурсов на экономическое развитие стран-доноров рабочей силы. Целью исследования являлась разработка системы показателей воздействия трудовой эмиграции на национальную экономику. В качестве метода оценки был выбран подход, основывающийся на построении рядов динамики абсолютных (в т.ч. средних) и относительных величин. Динамика расчетных показателей будет свидетельствовать либо об увеличении положительного эффекта, либо об усилении негативных тенденций. Исследование самих миграционных процессов, а также процессов, на которые они оказывают воздействие, целесообразно проводить, используя данные об их изменениях во времени, то есть речь пойдет об анализе показателей динамики, характеризующих следующие процессы и явления: влияние трудовой миграции на внутренний рынок труда; влияние трудовой эмиграции на уровень развития человеческого капитала; денежные переводы трудовых мигрантов на родину и их влияние на экономическое развитие государств-доноров рабочей силы; влияние трудовой эмиграции на расходные и доходные части бюджета государства-донора; стоимостное выражение потерь связанных с трудовой эмиграцией, которые несет государство-донор рабочей силы. На основании динамики показателей за трехили пятилетний период может быть проведен анализ как масштабов развития трудовой миграции, так и процессов, на которые она оказывает воздействие. Стоит особо отметить, что страны-экспортеры рабочих рук в отличие от принимающих государств, имеют весьма ограниченный выбор инструментов регулирования эмиграционных процессов. Оперативные меры не могут снизить остроту кризисных явлений (например, резко повысить доходы наиболее мобильных социальных групп) без долгосрочных реформ и структурных изменений. Однако предлагаемый системный подход позволит получать реальную картину влияния внешней трудовой эмиграции на социально-экономическое развитие, оперативно выявлять негативные тенденции и поможет выстраивать долгосрочные управленческие стратегии в области миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the development of indicators system of the impact of labor migration on the economies of states exporting labor

The subject and purpose of the study. The article contains the results of research, the subject of which is the impact of emigration of labor resources on the economic development of the workforce donor countries. Development of an indicators system of the impact of labor migration on the national economy is the purpose of the study. Methodology. As an assessment method we have chosen an approach based on the construction of the series of dynamics of absolute (including averages) and relative values. The dynamics of calculated indicators would indicate either an increase in the positive effect, or an increase in negative trends. Results. We advise to carry out the study of migration processes and the processes on which they have an impact using the data on their changes over time, in other words you should focus on the analysis of the dynamics that characterize these processes and phenomena such as the impact of labor migration on the domestic labor market; the impact of labor migration on the level of human capital development; remittances to their homeland and their impact on the economic development of the donor states of labor; the impact of labor migration on the expenditure and revenue of the state budget of the donor; value of losses related to labor emigration, which bears the donor state workforce. Application of the results. On the basis of the dynamics of indicators of the threeor five-year period you can analyze the scale of development of labor migration and the processes to which it affects. Conclusions. It is particularly noteworthy that the countries exporting labor force as opposed to the host countries, have a very limited choice of instruments regulating emigration processes. Operational measures cannot reduce the acuteness of crisis phenomena without long-term reforms and structural changes (for example, quickly increase the revenue of the most mobile social groups). However, the proposed system approach will provide a real picture of the impact of external labor emigration on socio-economic development, it will also allow to promptly identify negative trends and will help to build long-term management strategies in migration policy.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к разработке системы показателей воздействия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 4 • Номер 2 • Апрель-июнь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

методологические подходы к разработке системы показателей воздействия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу

Гребенюк А.А. 1

1 Высшая школа современных социальных наук (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье приведены результаты исследования, предметом которого является влияние эмиграции трудовых ресурсов на экономическое развитие стран-доноров рабочей силы. Целью исследования являлась разработка системы показателей воздействия трудовой эмиграции на национальную экономику. В качестве метода оценки был выбран подход, основывающийся на построении рядов динамики абсолютных (в т.ч. средних) и относительных величин. Динамика расчетных показателей будет свидетельствовать либо об увеличении положительного эффекта, либо об усилении негативных тенденций. Исследование самих миграционных процессов, а также процессов, на которые они оказывают воздействие, целесообразно проводить, используя данные об их изменениях во времени, то есть речь пойдет об анализе показателей динамики, характеризующих следующие процессы и явления: влияние трудовой миграции на внутренний рынок труда; влияние трудовой эмиграции на уровень развития человеческого капитала; денежные переводы трудовых мигрантов на родину и их влияние на экономическое развитие государств-доноров рабочей силы; влияние трудовой эмиграции на расходные и доходные части бюджета государства-донора; стоимостное выражение потерь связанных с трудовой эмиграцией, которые несет государство-донор рабочей силы. На основании динамики показателей за трех- или пятилетний период может быть проведен анализ как масштабов развития трудовой миграции, так и процессов, на которые она оказывает воздействие. Стоит особо отметить, что страны-экспортеры рабочих рук в отличие от принимающих государств, имеют весьма ограниченный выбор инструментов регулирования эмиграционных процессов. Оперативные меры не могут снизить остроту кризисных явлений (например, резко повысить доходы наиболее мобильных социальных групп) без долгосрочных реформ и структурных изменений. Однако предлагаемый системный подход позволит получать реальную картину влияния внешней трудовой эмиграции на социально-экономическое развитие, оперативно выявлять негативные тенденции и поможет выстраивать долгосрочные управленческие стратегии в области миграционной политики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудовая миграция, последствия, система показателей

Methodological approaches to the development of indicators system of the impact of labor migration on the economies of states exporting labor

Grebenyuk A.A. 1

1 The Higher School of Modern Social Sciences (faculty) (VSHSSN) Moscow State University, Russia

Введение

Трудовая миграция оказывает значительное воздействие на социально-экономическое развитие государства-донора рабочей силы. Долгое время экспорт трудовых ресурсов рассматривался социальными науками как исключительно позитивное явление. Обосновывались благоприятные эффекты для рынка труда, финансовой системы, социальной сферы, политической стабильности. Управленческие элиты государств-экспортеров рабочих рук за счет масштабного притока денежных средств из-за рубежа получали рост благосостояния, покупательской активности населения, не проводя сложных структурных реформ, не оптимизируя систему государственного управления.

ABSTRACT:_

The subject and purpose of the study. The article contains the results of research, the subject of which is the impact of emigration of labor resources on the economic development of the workforce donor countries. Development of an indicators system of the impact of labor migration on the national economy is the purpose of the study. Methodology. As an assessment method we have chosen an approach based on the construction of the series of dynamics of absolute (including averages) and relative values. The dynamics of calculated indicators would indicate either an increase in the positive effect, or an increase in negative trends. Results. We advise to carry out the study of migration processes and the processes on which they have an impact using the data on their changes over time, in other words you should focus on the analysis of the dynamics that characterize these processes and phenomena such as the impact of labor migration on the domestic labor market; the impact of labor migration on the level of human capital development; remittances to their homeland and their impact on the economic development of the donor states of labor; the impact of labor migration on the expenditure and revenue of the state budget of the donor; value of losses related to labor emigration, which bears the donor state workforce. Application of the results. On the basis of the dynamics of indicators of the three- or five-year period you can analyze the scale of development of labor migration and the processes to which it affects. Conclusions. It is particularly noteworthy that the countries exporting labor force as opposed to the host countries, have a very limited choice of instruments regulating emigration processes. Operational measures cannot reduce the acuteness of crisis phenomena without long-term reforms and structural changes (for example, quickly increase the revenue of the most mobile social groups). However, the proposed system approach will provide a real picture of the impact of external labor emigration on socio-economic development, it will also allow to promptly identify negative trends and will help to build long-term management strategies in migration policy.

KEYWORDS: labor migration, consequences, indicator system

JEL Classification: F22, J21, J61 Received: 01.06.2017 / Published: 30.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Grebenyuk A.A. ([email protected])

CITATION:_

GREBENYuK A.A. (2017) Metodologicheskie podkhody k razrabotke sistemy pokazateley vozdeystviya trudovoy migratsii na ekonomiku gosudarstv, eksportiruyuschikh rabochuyu silu [Methodological approaches to the development of indicators system of the impact of labor migration on the economies of states exporting labor]. Russian Journal of Labor Economics, Ekonomika truda. 4. (2). - 59-72. doi: doi: 10. 18334/et.4.2.38185

В настоящее время наблюдается ситуация, при которой, с одной стороны, «посылающие» страны продолжают получать «дивиденды» от трудовой эмиграции, а с другой начинают проявляться негативные эффекты масштабного экспорта рабочих рук, которые не принимались во внимание при анализе долгосрочных перспектив развития. Вместе с притоком денежных переводов мигрантов и стабильной ситуацией с безработицей внутри страны выходят из тени «эрозия» национального человеческого капитала, стагнация экономической системы и углубление структурных кризисов, деградация собственного производства и т.д. Особенно отчетливо это наблюдается в государствах Средней Азии, экспортирующих ежегодно миллионы рабочих рук [17] (Vorobeva O.D., 2009).

В этой связи современная стратегия по управлению экспортом трудовых ресурсов должна основываться на двух основных направлениях. Во-первых, на максимизации положительных эффектов трудовой эмиграции, которые должны заключаться в увеличении денежных переводов из-за рубежа, поступлений в бюджет от различных посреднических услуг, эффективном расходовании социальных статей бюджета и т.д.

Во-вторых, на перманентной деятельности по сокращению издержек «миграционной иглы», основанной на развитии человеческого капитала, предпринимательской активности, удержании необходимых для собственного развития социальных групп внутри страны, препятствовании деквалификации трудовых ресурсов.

В экономике и социологии анализу последствий трудовой эмиграции уделено значительное внимание. Среди зарубежных ученых, исследующих этот вопрос, следует выделить Спатафора Н. [13], Барахаса А. [4], Синга Р. [12], Азама Д., Губерта Ф. [3] (Azam J., Gubert F., 2006), Чами Р. [5], Токсопеуса Х., Ленсика Р. [14], Джогванича Д. [7] (Jongwanich J.), Амуендо-Дорантеса К., Позо С. [2] (Amuedo-Dorantes C., Pozo S., 2004), Акоста П. [1], Родригеса Р., Тьенсона Е. [11] (Rodriguez R., Tiongson E., 2001), Мундака Дж. [10] (Mundaca G., 2009), Паррадо И., Массея Д. [6] (Durand J., Parrado E., Massey D., 1996), Каймовитца Д. [8] (Kaimowitz D., 1990), Ермирзоева M. [15], Лартея Е. [9] (Lartey E., Mandelman F., Acosta P., 2012) и др. Большое внимание последствиям миграционных процессов уделено и в работах таких российских ученых, как Ионцев В.А. [18, 21] (Grebenyuk A.A., 2016; Topilin A.V., 2015), Рязанцев С.В. [19] (Iontsev V.A., 2007), Воробьева О.Д. [16] (Vartanova M.L., 2013), Топилин А.В. [20] (Ryazantsev S.V., 2007) и др.

ОБ АВТОРЕ:_

ГребенюкАлександр Александрович, к.э.н., заместитель директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук (факультета) (gaa-mma0mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гребенюк А.А. Методологические подходы к разработке системы показателей воздействия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу // Экономика труда. — 2017. - Том 4. — № 2. - С. 59-72. doi: doi: 10.18334/et.4.2.38185

Методы исследования

Для того чтобы контролировать издержки экспорта рабочих рук, оперативно реагировать на негативные тенденции управление миграционными процессами, следует опираться на постоянный мониторинг ситуации. В основу подобного мониторинга должна быть положена система статистических и социологических индикаторов. Одним из ключевых вопросов создания системы показателей анализа (мониторинга) социального процесса является выбор методики оценки. На первый взгляд, наиболее подходящим является метод предельных (критических) показателей, при котором достижение или превышение определенных пороговых значений будет сигнализировать о нарастании негативных тенденций и необходимости перенастройки инструментов государственного регулирования.

К сожалению, в отношении трудовой миграции такие пороговые значения определить весьма проблематично. Например, при условии, что государство экспортирует низкоквалифицированную рабочую силу, рост выехавших за рубеж в поисках работы, рост доли трудовых эмигрантов в общей численности экономически активного населения будет означать и рост входящих денежных переводов из-за рубежа, снижение напряженности на рынке труда и давления на социальную сферу и т.д. В то же время даже незначительный рост количества высоковалифицированных трудовых эмигрантов, в т.ч. научных работников, несет прямые существенные потери человеческого капитала отдающих стран.

В этой связи наиболее подходящим для задач анализа трудовых миграционных процессов является метод построения рядов динамики абсолютных (в т.ч. средних) и относительных величин. Динамика расчетных показателей будет свидетельствовать либо об увеличении положительного эффекта, либо об усилении негативных тенденций. Исходя из вышесказанного, исследование самих миграционных процессов, а также процессов, на которые они оказывают воздействие, целесообразно проводить, используя данные об их изменениях во времени, то есть речь пойдет об анализе показателей динамики, характеризующих следующие процессы и явления:

• влияние трудовой миграции на внутренний рынок труда;

• влияние трудовой эмиграции на уровень развития человеческого капитала;

• денежные переводы трудовых мигрантов на родину и их влияние на экономическое развитие государств-доноров рабочей силы;

• влияние трудовой эмиграции на расходные и доходные части бюджета государства-донора;

• стоимостное выражение потерь, связанных с трудовой эмиграцией, которые несет государство-донор рабочей силы (табл.).

На основании динамики показателей за трех- или пятилетний период может быть проведен анализ как масштабов развития трудовой миграции, так и процессов, на которые она оказывает воздействие.

Таблица

Блоки показателей оценки воздействия трудовой миграции на экономическое развитие стран-доноров рабочей силы

№ Блоки Показатели

1. Влияние трудовой эмиграции на внутренний рынок труда. Доля трудовых эмигрантов в общей численности экономически активного населения. Отношение доли трудовых эмигрантов в общей численности экономически активного населения к доле безработных в общей численности экономически активного населения. Отношение доли трудовых эмигрантов, имевших до выезда работу, в общей численности трудовых эмигрантов к доле трудовых эмигрантов, не имевших постоянное место работы до выезда, в общей численности трудовых эмигрантов. Количество частных агентств занятости (рекрутинговых агентств), занимающихся отправлением трудовых мигрантов за границу и имеющих официальное разрешение на данный вид деятельности. Доля трудоустроенных трудовых эмигрантов посредством частных агентств занятости в общей численности трудовых эмигрантов.

2. Влияние трудовой эмиграции на уровень развития человеческого капитала. Отношение доли трудовых мигрантов, имеющих среднее специальное образование, в общей численности трудовых эмигрантов к доле экономически активного населения, имеющего среднее специальное образование, в общей численности экономически активного населения. Отношение доли трудовых мигрантов, имеющих высшее образование, в общей численности трудовых эмигрантов к доле экономически активного населения, имеющего высшее образование, в общей численности экономически активного населения. Отношение доли трудовых мигрантов, имеющих послевузовское образование, в общей численности трудовых эмигрантов к доле экономически активного населения, имеющего послевузовское образование, в общей численности экономически активного населения. Соотношение среднего возраста трудовых эмигрантов и среднего возраста экономически активного населения. Доля денежных переводов трудовых мигрантов, которую домохозяйства тратят на образование и медицину, в совокупном объеме денежных переводов, поступивших в страну. Доля трудовых мигрантов, работающих в соответствии со своей квалификацией в общей численности трудовых эмигрантов. Доля мигрантов, занимающихся низкоквалифицированной работой и имеющих послевузовское, высшее и среднее специальное образование, в общей численности трудовых эмигрантов.

3 Денежные переводы трудовых мигрантов на родину Общая сумма денежных переводов трудовых эмигрантов на родину. Средняя величина денежного перевода в расчете на одного трудового эмигранта. Доля денежных переводов, которую домохозяйства тратят на текущее потребление, в совокупном объеме денежных переводов, поступивших в страну. Доля денежных переводов, которую домохозяйства хранят в качестве сбережений, в совокупном объеме денежных переводов, поступивших в страну.

Окончание табл.

1 2 3

и их влияние на экономическое развитие государств-доноров рабочей силы. Отношение доли денежных переводов, которую домохозяйства тратят на текущее потребление, в совокупном объеме денежных переводов, поступивших в страну, к доле денежных переводов, которую домохозяйства хранят в качестве сбережений, в совокупном объеме денежных переводов, поступивших в страну. Отношение денежных переводов трудовых эмигрантов к валовому внутреннему продукту государства. Отношение совокупного объема денежных переводов, поступивших в страну, к совокупному объему денежных средств, полученных от экспорта товаров и услуг за рубеж.

4. Влияние трудовой эмиграции на расходные и доходные части бюджета. Величина экономии бюджетных средств на социальных расходах, вызванной трудовой эмиграцией. Величина денежных поступлений в бюджет от трудовой эмиграции (налоги и обязательные платежи, выплачиваемые частными агентствами занятости, рекрутинговыми центрами и т.д.). Соотношение совокупных денежных поступлений в бюджет от трудовой эмиграции (налоги и обязательные платежи, выплачиваемые частными агентствами занятости, рекрутинговыми центрами и т.д.) и потенциальных совокупных налогов на доходы физических лиц, которые могли бы заплатить эмигранты, если бы были трудоустроены на родине. Средняя величина годового налогового платежа в бюджет государства, выплаченного частным агентством занятости, имеющим разрешение на трудоустройство за границей. Сумма расходов на образование, медицину и социальное обслуживание, которая была потрачена на трудовых эмигрантов в течение их жизни.

В приведенной таблице содержатся показатели, которые можно рассчитать, основываясь на данных текущего сплошного статистического учета, однако существуют и те, которые могут быть получены только посредством выборочных обследований, использованием усредненных показателей. Остановимся более подробно на представленных в таблице блоках.

1. Влияние трудовой миграции на внутренний рынок труда. Как правило, трудовая эмиграция оказывает благотворное воздействие на рынок труда государства-донора в кратко- и среднесрочной перспективе, снижая уровень безработицы. Исключение составляет эмиграция высококвалифицированных кадров, а также ситуация, при которой эмиграция наблюдается в совокупности с дефицитом рабочих рук в национальной экономике. Основные негативные последствия, будь то деквалификация или проблемы реинтеграции возвратных мигрантов, возникают в долгосрочной перспективе.

С позиции оценки влияния трудовой эмиграции на рынок труда необходим постоянный мониторинг динамики доли трудовых эмигрантов в общей численности экономически активного населения, соотношения этой доли с долей безработных в общей

численности экономически активного населения. Также немаловажным является понимание того, какая часть трудовых эмигрантов имела до выезда работу, а какая нет. Наиболее благоприятной будет рассматриваться ситуация, при которой увеличение выезда мигрантов, не имевших работы, будет сопровождаться снижением или стабилизацией показателей безработицы в государстве-экспортере рабочей силы.

Увеличение выезда мигрантов, имевших постоянное место работы, с одной стороны, может свидетельствовать об усилении вертикальной мобильности на рынке труда, с другой, об ухудшении общей экономической и социальной ситуации, неудовлетворенности условиями труда. В этой связи анализ данных показателей должен проводиться во взаимосвязи с анализом общих макропоказателей рынка труда и экономики в целом.

Одной из основных проблем государств-экспортеров трудовых ресурсов является обилие «серых» схем рекрутинга и отправки мигрантов за рубеж. Как правило, эти функции выполняют неформальные, очень часто связанные с криминалом, институты, что приводит к ущемлению прав работников, торговле людьми и т.д. Опыт некоторых стран, например, Филиппин, показывает, что «прозрачный», лицензируемый рынок посреднических услуг на основе института частных агентств занятости (ЧАЗ) позволяет не только защитить права мигрантов, но и увеличить весь миграционный поток, дать дополнительные денежные поступления в бюджет страны и экономику в целом. С позиции количественного анализа вызывает интерес как динамика количества официальных частных агентств занятости, так и доля мигрантов, получивших работу за рубежом посредством данных рекрутинговых агентств.

2. Влияние трудовой эмиграции на уровень развития человеческого капитала. Важным вопросом является развитие национального человеческого капитала государства. Несмотря на экономические дивиденды, масштабный экспорт трудовых ресурсов приводит к потерям человеческого капитала. Чем выше квалификационный уровень эмиграционного потока, тем большие потери несет отдающее государство. Причем, данная тенденция имеет место и при выезде «излишних» трудовых ресурсов, так как потенциально эти люди могли встроиться в систему хозяйствования, например, в качестве индивидуальных предпринимателей, и вносить свой вклад в социально-экономическое развитие. Смягчает потери возвратная миграция. Однако только в том случае, если работник получил новые профессию, компетенцию, навыки и умения, которые он может применить на родине.

Оценка квалификации, уровня образования и профессиональной подготовки исходящих трудовых потоков требует постоянного мониторинга со стороны государства. В первую очередь необходимо понимать, насколько уровень образования (среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) трудовых эмигрантов отличается от показателей экономически активного населения. Например, если доля мигрантов в миграционном потоке, имеющих высшее образование, выше доли населения, имеющего высшее образование, в экономически активном населении, можно с уверенно-

стью говорить о негативных тенденциях. В этом случае трудовая эмиграция наносит серьезный вред национальному человеческому капиталу.

Также нужно отдельно остановиться на мониторинге процесса деквалификации работников за рубежом. Данный феномен имеет место при трудоустройстве мигранта на вакансию, которая ниже его квалификационного уровня. В данном случае происходит остановка профессионального роста, деградация, как специалиста, и в последующем деквалификация. Как правило, возвращаясь на родину, мигрант уже не может претендовать на вакансии, которые он занимал до отъезда.

С позиции управления миграционными процессами важен учет возрастных характеристик эмиграционного потока. Для этого необходимо рассчитывать динамику соотношения среднего возраста трудовых эмигрантов и среднего возраста экономически активного населения государства-донора. Однако трактовать изолировано данный показатель нельзя. Постоянный устойчивый рост среднего возраста трудового потока может свидетельствовать как о росте квалификационного уровня мигрантов и потерях человеческого капитала, так и о росте интенсивности вертикальной мобильности на рынке труда и развитии человеческого капитала.

Трудовая эмиграция может воздействовать на развитие национального человеческого капитала косвенно, посредством денежных переводов работников на родину. Речь идет о структуре расходования этих денег домохозяйствами. При условии, что в динамике наблюдается рост доли денежных переводов трудовых мигрантов, которую домохозяйства тратят на образование и медицину, в совокупном объеме денежных переводов, поступивших в страну, можно говорить о развитии человеческого капитала государства.

3. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину и их влияние на экономическое развитие государств-доноров рабочей силы.

С позиции мониторинга воздействия трудовой миграции на экономику стран-доноров рабочей силы ключевое значение отводится анализу влияния денежных переводов мигрантов на родину. Для целого ряда стран (например, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Молдова, Филиппины, Индонезия, Мексика и т.д.) эти денежные потоки оказывают значительное воздействие на рост уровня жизни, на стимулирование внутреннего потребления, развитие малого предпринимательства и т.д.

В тоже время экономика Таджикистана находится в прямой зависимости от денежных переводов. Любые колебания величины совокупных переводов приводят к серьезным воздействиям на социально-экономическую ситуацию внутри страны. В этой связи наряду с информацией о динамике общей суммы денежных переводов трудовых эмигрантов, важным показателем является динамика отношения денежных переводов к валовому внутреннему продукту государства. Рост последнего будет являться негативным индикатором, так как в долгосрочной перспективе рост зависимости от денег из-за рубежа может привести к замедлению экономического роста, стагнации,

а также определенным шокам при изменении внешней конъюнктуры, например, при экономическом кризисе в стране, принимающей мигрантов.

Также важным показателем является средняя величина денежного перевода в расчете на одного трудового эмигранта. Отрицательная динамика этой величины при отсутствии снижения средней заработной платы в принимающем государстве будет говорить о смещении мигрантских трудовых «ниш» в сторону все более неквалифицированного труда. Отсюда и снижение оплаты труда. Эта тенденция является крайне негативной, поскольку трудовые эмигранты не имеют возможности квалификационного роста, выдавливаются в нелегальные сектора.

Обратная ситуация будет наблюдаться при росте показателя. При условии, что в принимающем государстве не происходит рост средней заработной платы в экономике, можно с уверенностью утверждать, что трудовые эмигранты занимают новые трудовые ниши с более высокой оплатой, наблюдается вертикальная мобильность.

Важным вопросом анализа воздействия денежных переводов на экономику является понимание того, на какие цели тратятся домохозяйствами денежные средства из-за рубежа. Если они полностью тратятся на потребление, то можно говорить о влиянии денежных переводов на стимулирование спроса, на развитие малого и среднего бизнеса. Если они вкладываются в недвижимость, это влияет на сектор строительства и рынок стройматериалов и т.д.

Крайне позитивным эффектом является рост доли денежных переводов, которые накапливаются на банковских счетах физических лиц. Это позволяет инвестировать денежные средства в экономику посредством банковской системы. Чем больше денежных переводов оказывается на счетах в банках, тем больше инвестиций получает бизнес внутри страны.

В соответствии с нашей позицией, экспорт товаров и услуг более выгоден для государства, чем экспорт рабочей силы. Отсюда важным аспектом мониторинга является сравнение отношения совокупного объема денежных переводов, поступивших в страну, к совокупному объему денежных средств, полученных от экспорта товаров и услуг. При положительной динамике денежных средств от внешнеторговой деятельности, приходящихся на единицу денежных переводов эмигрантов, можно говорить о наличие позитивных процессов в экономике страны-экспортера трудовых ресурсов. Обратная ситуация будет говорить об усилении эффекта «миграционной иглы».

4. Влияние трудовой эмиграции на расходные и доходные части бюджета. Выезд избыточных трудовых ресурсов создает позитивный эффект экономии национального бюджета. Во-первых, он проявляется в сокращении социальных издержек при выезде безработных, так как снижаются совокупные выплаты пособий по безработице, расходы по переобучению, по поддержанию соответствующей инфраструктуры (функционирование бирж труда, центров занятости, образовательных центров и т.д.).

Во-вторых, сокращается воздействие, а вместе с ним и расходы, на различные стороны функционирования страны. Снижение количества потребителей государст-

венных услуг уменьшает издержки систем здравоохранения, внутренних дел и правопорядка, транспорта, жилищно-коммунальной системы и т.д. Совокупный экономический эффект может оказывать значительную положительную роль в снижении расходных статей национального бюджета.

Немаловажным аспектом является учет величины денежных поступлений в бюджет от трудовой эмиграции (налоги и обязательные платежи, выплачиваемые частными агентствами занятости, рекрутинговыми центрами и т.д.). При условии функционирования в стране легальной системы найма, а также обучения, для работы за границей, государственный бюджет будет пополняться налогами от этой деятельности. Причем величина налоговых поступлений будет находиться в прямой зависимости от величины легального сектора сферы найма и величины исходящего трудового потока.

Для понимания эффективности как миграционной политики, так и экономической политики в целом интересным будет являться учет соотношения совокупных денежных поступлений в бюджет от трудовой эмиграции (налоги и обязательные платежи, выплачиваемые частными агентствами занятости, рекрутинговыми центрами и т.д.) и потенциальных совокупных налогов на доходы физических лиц, которые могли бы заплатить эмигранты, если бы были трудоустроены на родине. В случае если в годовом исчислении объем потенциальных налогов будет равен или выше реальной сумме денежных поступлений в бюджет от трудовой миграции, возникнет вопрос о целесообразности масштабной эмиграции, так как для государства более выгодно создавать рабочие места внутри страны.

К сожалению, трудовая эмиграция также приводит к значительным потерям. В этом контексте бюджетных расходов речь идет о тех средствах, которые были потрачены государством на воспитание и обучение, медицинское и социальное обслуживание трудового эмигранта. По сути, государства-экспортеры трудовых ресурсов вкладывают эти деньги, для подготовки специалиста для нужд других стран. Расчет данного показателя довольно сложен, ввиду необходимости калькуляции средних величин государственных расходов на одного жителя по всем направлениям: дошкольное воспитание, обучение в школе, в средне-специальном или высшем учебном заведении, медицинское обслуживание и т.д. Цифра потерь, которые будет нести государство при выезде мигранта, напрямую зависит от квалификационного уровня эмиграционного потока. Чем он выше, тем большие потери несет государство.

Результаты. Использование приведенных выше блоков показателей невозможно без значительного изменения в методике сбора и обработки статистических данных. Первичная информация по предложенным показателям должна собираться различными ведомствами, что требует создания комплексной информационной базы, наполняемой в оперативном режиме из различных ведомственных источников. Также появляется необходимость использования различных методов сбора первичной информации. Специфика предложенных показателей для стран-доноров требует

активного применения различных выборочных статистических и социологических обследований, таких как опросы домохозяйств, исследования пассажиро-потока, опросы возвратных мигрантов, выборочные обследования частных агентств занятости и т.д. Несмотря на высокую стоимость и трудоемкость подобных обследований, их использование критически важно. Без них невозможно получить информацию о расходовании и накоплении домохозяйствами средств, пересылаемых из-за рубежа, особенностях занятости мигрантов до выезда из страны, соответствии квалификации мигранта и рабочего места за рубежом и др.

Приведенные выше методологические подходы к разработке системы показателей дают возможность проводить ежегодный анализ (мониторинг) воздействия экспорта трудовых ресурсов на различные аспекты экономического развития государства. Как уже отмечалось, в отличие от принимающих государств, которым проще собирать данные на основе текущего учета миграционного движения, в системе показателей стран-экспортеров большое значение имеют выборочные статистические и социологические обследования, которые позволяют получать информацию по широкому кругу вопросов, остающихся за пределами текущего учета. Объектом таких обследований являются мигранты, домохозяйства, частные агентства занятости.

заключение

Предложенная система показателей имеет своей целью ежегодный учет положительных и негативных тенденций по таким основным «точкам» воздействия трудовой эмиграции, как рынок труда, человеческий капитал, переток денежных средств и национальный бюджет. Стоит особо отметить, что страны-экспортеры рабочих рук в отличие от принимающих государств имеют весьма ограниченный выбор инструментов регулирования эмиграционных процессов. Причиной этому служит мощный «выталкивающий» фактор, генерирующий волны эмиграции, который определяется общей социально-экономической ситуацией. Как правило, оперативные меры не могут снизить остроту кризисных явлений (например, резко повысить доходы наиболее мобильных социальных групп), без долгосрочных реформ и структурных изменений. Однако предлагаемый системный подход позволит получать реальную картину влияния внешней трудовой эмиграции на социально-экономическое развитие, оперативно выявлять негативные тенденции и поможет выстраивать долгосрочные управленческие стратегии в области миграционной политики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Acosta P. Labor Supply, School Attendance, and Remittances from International.

Migration: The Case of El Salvador. World Bank Policy Research Working Paper 3903,

2006

2. Amuedo-Dorantes C., Pozo S. Remittances and the Real Exchange Rate: A Paradox of

Gifts // World Development. - 2004. - № 8. - p. 1407-1417.

3. Azam J., Gubert F. Migrants' Remittances and the Household in Africa: A Review ofthe Evidence

// A Review of the Evidence. Journal of African Economies. - 2006. - № 2. - p. 426-462.

4. Barajas, A., R. Chami, C. Fullenkamp, M. Gapen & P. Montiel. Do Workers' Remittances

Promote Economic Growth? IMF Working Paper WP/09/153, International Monetary Fund, Washington DC, 2009

5. Chami R., Fullenkamp C., Jahjah S. Are Immigrant Remittance Flows a Source of Capital

for Development. IMF Working Paper Series, WP/03/189, IMF, 2003

6. Durand J., Parrado E., Massey D. Migradollars and Development: A Reconsideration of

Mexican Case // International Migration Review. - 1996. - № 2. - p. 423-444.

7. Jongwanich J. Workers' Remittances, Economic Growth and Poverty in Developing Asia

and the Pacific Countries. UNESCAP Working Paper, WP/07/01, 2007

8. Kaimowitz D. The «political» economies of Central America: Foreign aid and labour

remittances // Development and Change. - 1990. - p. 637-655.

9. Lartey E., Mandelman F., Acosta P. Remittances, Exchange Rate Regimes and the Dutch

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Disease: A Panel Data Analysis // Review of International Economics. - 2012. - № 20(2). - p. 377-395.

10. Mundaca G. Remittances, Financial Market Development, and Economic Growth: The Case of Latin America and Caribbean // Review of Development Economics. - 2009. - № 13(2). - p. 288-303.

11. Rodriguez R., Tiongson E. Temporary Migration Overseas and Household Labor Supply: Evidence from Urban Philippines // Migration Review. - 2001. - № 3. - p. 709-725.

12. Singh R., Haacker M., Lee K.. Determinants and Macroeconomic Impact of Remittances in Sub-Saharan Africa.^ IMF Working Paper WP/09/216, IMF, 2009

13. Spatafora N. Two Current Issues Facing Developing Countries. Chapter in World Economic Outlook, International Monetary Fund (IMF), 2005

14. Toxopeus H., Lensink R. Remittances and Financial Inclusion in Development. UNU-WIDER Research Paper, Vol. 2007/49, Helsinki, 2007

15. Yormirzoev M. Essays on international migration in the former Soviet Union, 2013. P. 15

16. Вартанова М.Л. Экономические реформы и современное состояние управление занятостью населения в России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 1(35). - c. 98-110.

17. Воробьева О.Д. Рынок труда России и трудовая иммиграция // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2009. - № 3. - c. 71-80.

18. Гребенюк А.А. Трудовая иммиграция в Россию в контексте национальной безопасности // Национальная безопасность / nota bene. - 2016. - № 2. - c. 259-25. - doi: 10.7256/2073-8560.2016.2.15912.

19. Ионцев В.А. Миграция населения и экономическое развитие. - М.: ИНФРА-М, 2007.

20. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. - М.: Формула права, 2007. - 451 c.

21. Топилин А.В. Общии рынок труда и миграция: новые возможности в рамках ЕАЭС // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2015. - № 10(132). - с. 69-76.

22. Ионцев В.А., Ивахнюк И.В., Магомедова А.Г. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции. / Монография, Доклад., 2012. - 52 с.

23. Юдина Т.Н., Вартанова М.Л. Совершенствование технологий социальной работы с трудовыми мигрантами // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 1(35). - с. 448-457.

references:

Amuedo-Dorantes C., Pozo S. (2004). Remittances and the Real Exchange Rate: A

Paradox of Gifts World Development. 32 (8). 1407-1417. Azam J., Gubert F. (2006). Migrants' Remittances and the Household in Africa: A Review of the Evidence A Review of the Evidence. Journal of African Economies. 15 (2). 426-462.

Durand J., Parrado E., Massey D. (1996). Migradollars and Development: A Reconsideration of Mexican Case International Migration Review. 30 (2). 423-444.

Grebenyuk A.A. (2016). Trudovaya immigratsiya v Rossiyu v kontekste natsionalnoy bezopasnosti [Labor immigration to Russia in the context of national security]. Natsionalnaya bezopasnost / nota bene. (2). 259-25. (in Russian). doi: 10.7256/2073-8560.2016.2.15912. Iontsev V.A. (2007). Migratsiya naseleniya i ekonomicheskoe razvitie [Migration of

population and economic development] M.: INFRA-M. (in Russian). Iontsev V.A., Ivakhnyuk I.V., Magomedova A.G. (2012). Trudovaya migratsiya v EEP: analiz ekonomicheskogo effekta i institutsionalno-pravovyh posledstviy ratifikatsii soglasheniy v oblasti trudovoy migratsii [Labor migration in the SES: analysis of the economic effect and institutional and legal consequences of the ratification of agreements on cooperation in the field of labor migration] Evraziyskiy bank razvitiya, Tsentr integratsionnyh issledovaniy. (in Russian). Kaimowitz D. (1990). The «political» economies of Central America: Foreign aid and labour remittances Development and Change. 637-655.

Lartey E., Mandelman F., Acosta P. (2012). Remittances, Exchange Rate Regimes and the Dutch Disease: A Panel Data Analysis Review of International Economics. (20(2)). 377-395.

Mundaca G. (2009). Remittances, Financial Market Development, and Economic Growth: The Case of Latin America and Caribbean Review of Development Economics. (13(2)). 288-303.

Rodriguez R., Tiongson E. (2001). Temporary Migration Overseas and Household Labor Supply: Evidence from Urban Philippines Migration Review. 35 (3). 709-725.

Ryazantsev S.V. (2007). Trudovaya migratsiya v stranakh SNG i Baltii: tendentsii, posledstviya, regulirovanie [Labor migration in the CIS and Baltic countries: trends, consequences, regulation]M.: Formula prava. (in Russian).

Topilin A.V. (2015). Obschii rynok truda i migratsiya: novye vozmozhnosti v ramkakh EAES [Common labor market and migration: new opportunities within the EAEU]. Bulletin of the Samara State University of Economics. (10(132)). 69-76. (in Russian).

Vartanova M.L. (2013). Ekonomicheskie reformy i sovremennoe sostoyanie upravlenie zanyatostyu naseleniya v Rossii [Economic reform and the current state of the employment management in Russia]. Regional problems of economic transformation. (1(35)). 98-110. (in Russian).

Vorobeva O.D. (2009). Rynok truda Rossii i trudovaya immigratsiya [Labour-market Russia and labour immigration]. Aktualnye problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. (3). 71-80. (in Russian).

Yudina T.N., Vartanova M.L. (2013). Sovershenstvovanie tekhnologiy sotsialnoy raboty s trudovymi migrantami [Improving the technology social work with migrant workers]. Regional problems of economic transformation. (1(35)). 448-457. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.