Научная статья на тему 'Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации'

Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2835
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / DEMOGRAPHIC EXPANSION / DEMOGRAPHY / POPULATION MIGRATION / LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смелов П.А., Егорова Е.А.

Цель исследования. Проблемы оценки международной трудовой миграция в последние двадцать лет является весьма актуальной проблемой во многих странах мира. Основная проблема изучения трудовой миграции отсутствие полноценной и достоверной информации о данном явлении. Основная цель данного исследования является оценка возможности статистической оценки внешней трудовой миграции в Российской Федерации.Материалы и методы. В статье представлен обзор международных основополагающих документов в области организации статистики труда мигрантов, а также даны определения понятиям трудовой миграции и иностранных работников, с точки зрения международного и российского законодательства. Источниками информации послужили данные сводной информации о миграционном учете Министерства внутренних дел, а также микроданные по форме 5-НДФЛ Федеральной налоговой службы. Основные методы, используемые в исследовании, являются: методы анализа и синтеза, методы измерения и агрегации данных, методы работы с микроданными, аналитические показатели динамики, графический и табличный метод.Результаты и заключении. На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов. Во-первых, в Российской Федерации существуют объективные административные источники данных о легальных внешних трудовых мигрантов. Во-вторых, данные источники не гармонизированы и необходимо провести методологическую работу по согласованию данных и построению временных рядов о численности внешних трудовых мигрантов. Также данным службам необходимо предоставить доступ к своим информационным система Федеральной службе государственной статистики для формированию данных о внешних трудовых мигрантов в различных социально-демографических разрезах. В-третьих, потом легальной внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию с каждым годом возрастает и в 2017 году составило порядка 108 млн человек, основными странами донорами являются страны постсоветского пространства, а сановные субъекты притяжения, являются города Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External labor migration in the Russian Federation

Purpose of the study. A problem of assessing international labor migration in the past twenty years is a very topical issue in many countries around the world. The main problem of the study of labor migration is the lack of full and reliable information about this phenomenon. The main objective of this study is to assess the possibility of statistical assessment of external labor migration in the Russian Federation.Materials and methods. The article provides an overview of the international basic documents in the field of the organization of labor statistics of migrants, and also defines the concepts of labor migration and foreign employees from the point of view of international and Russian legislation. The sources of information were the data of the summary information on migration records of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as microdata on the form 5-PERSONAL INCOME TAX of the Federal Tax Service of Russia. The main methods, used in the study are: methods of analysis and synthesis, methods of data measuring and aggregating, methods of working with microdata, analytical indicators of the dynamics, graphical and tabular method.Results and conclusion. Based on the study, several conclusions can be drawn. First, in the Russian Federation there are objective administrative sources of data on legal external labor migrants. Secondly, these sources are not harmonized and it is necessary to carry out methodological work on the harmonization of data and the construction of time series on the number of external labor migrants. Also, these services need to provide access to their information system to the Federal State Statistics Service to compile data on external labor migrants in various socio-demographic sections. Third, then the legal external labor migration to the Russian Federation increases every year and in 2017 amounted to about 108 million people, the main source countries are post-Soviet countries, and the high-ranking subjects of attraction are the cities of Moscow, St. Petersburg and Moscow Region.

Текст научной работы на тему «Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации»

УДК 314.7

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-6-80-87

П.А. Смелов, Е.А. Егорова

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации*

Цель исследования. Проблемы оценки международной трудовой миграция в последние двадцать лет является весьма актуальной проблемой во многих странах мира. Основная проблема изучения трудовой миграции отсутствие полноценной и достоверной информации о данном явлении. Основная цель данного исследования является оценка возможности статистической оценки внешней трудовой миграции в Российской Федерации. Материалы и методы. В статье представлен обзор международных основополагающих документов в области организации статистики труда мигрантов, а также даны определения понятиям трудовой миграции и иностранных работников, с точки зрения международного и российского законодательства. Источниками информации послужили данные сводной информации о миграционном учете Министерства внутренних дел, а также микроданные по форме 5-НДФЛ Федеральной налоговой службы. Основные методы, используемые в исследовании, являются: методы анализа и синтеза, методы измерения и агрегации данных, методы работы с микроданными, аналитические показатели динамики, графический и табличный метод.

Результаты и заключении. На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов. Во-первых, в Российской Федерации существуют объективные административные источники данных о легальных внешних трудовых мигрантов. Во-вторых, данные источники не гармонизированы и необходимо провести методологическую работу по согласованию данных и построению временных рядов о численности внешних трудовых мигрантов. Также данным службам необходимо предоставить доступ к своим информационным система Федеральной службе государственной статистики для формированию данных о внешних трудовых мигрантов в различных социально-демографических разрезах. В-третьих, потом легальной внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию с каждым годом возрастает и в 2017 году составило порядка 108 млн человек, основными странами донорами являются страны постсоветского пространства, а сановные субъекты притяжения, являются города Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

Ключевые слова: демографическая экспансия, демография, миграция населения, трудовая миграция

Pavel A. Smelov, Elena A. Egorova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

External labor migration in the Russian Federation

Purpose of the study. A problem of assessing international labor migration in the past twenty years is a very topical issue in many countries around the world. The main problem of the study of labor migration is the lack of full and reliable information about this phenomenon. The main objective of this study is to assess the possibility of statistical assessment of external labor migration in the Russian Federation.

Materials and methods. The article provides an overview of the international basic documents in the field of the organization of labor statistics of migrants, and also defines the concepts of labor migration and foreign employees from the point of view of international and Russian legislation. The sources of information were the data of the summary information on migration records of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as microdata on the form 5-PERSONAL INCOME TAX of the Federal Tax Service of Russia. The main methods, used in the study are: methods of analysis and synthesis, methods of data measuring and aggregating, methods of working with

microdata, analytical indicators of the dynamics, graphical and tabular method.

Results and conclusion. Based on the study, several conclusions can be drawn. First, in the Russian Federation there are objective administrative sources of data on legal external labor migrants. Secondly, these sources are not harmonized and it is necessary to carry out methodological work on the harmonization of data and the construction of time series on the number of external labor migrants. Also, these services need to provide access to their information system to the Federal State Statistics Service to compile data on external labor migrants in various socio-demographic sections. Third, then the legal external labor migration to the Russian Federation increases every year and in 2017 amounted to about 108 million people, the main source countries are post-Soviet countries, and the high-ranking subjects of attraction are the cities of Moscow, St. Petersburg and Moscow Region.

Keywords: demographic expansion, demography, population migration, labor migration

Введение

Проведение эффективной политики на рынке труда невозможно без оценки влияния трудовой миграции населения. Это явление весьма сложное

для изучения и для его понимания требуются надежные количественные и качественные данные. Данные о трудовой миграции необходимы в первую очередь для разработки, реализации и оценки эф-

фективности государственных программ в области развития рынка труда, которые будут учитывать рольные последствия трудовой миграции как внутренней, так и внешней. Оценка трудовой миграции ак-

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) проект № 16-02-00331-ОГН.

туальный вопрос во всех странах мира.

Проведение всестороннего и методологически сопоставимого анализа официальной статистики на региональном и глобальном уровнях экономической активности трудовых мигрантов является весьма сложной задачей, так как нет полной базы трудовых мигрантов. А данные, характеризующих мигрантов в разбивке по возрасту и полу, данным о потребностях рынка труда, профессиях и навыках, условиях труда и заработной плате, а также социальной защите мигрантов, являются весьма фрагментарным и ненадежным на национальном, региональном и международном уровнях.

В течение последних двух десятилетий, когда международная миграция рабочей силы увеличилось, большинство международных и национальных организаций, которые озабочены сбором объективных статистических данных, инициировали исследования и разработку методологии, чтобы охватить измерениями это явление. Происходит всестороннее обсуждение вопросов трудовой миграции в условиях глобализации. Одна из международных организаций, поддерживающая исследования в области труда миграции — это Международная организация труда (МОТ).

Международная организация труда ведет активную работу со всеми национальными статистическими службами по гармонизации существующих инструментов и методологии оценки трудовой миграции. МОТ разработала и приняла ряд основополагающих документов, которые помогают национальным службам организовать разработку или усовершенствовать обследование рабочей силы и других средств сбора надежной статистики о трудовой миграции на основе международных стандартов и общих методологии. Во мно-

гих международных документах делается акцент на важность получение актуальной и надежной информации о трудовой миграции.

• Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы (2006 г.) — «Знания и информация имеют решающее значение для выработки, осуществления и оценки политики и практики в области миграции рабочей силы, и поэтому их сбору и применению следует придавать приоритетное значение. (Принцип III — Глобальная база знаний)». [11]

• Декларация Диалога высокого уровня по международной миграции и развитию (2013 г.) призывает собирать больше данных о международной миграции для облегчения оценки развития рынков труда — данные о трудовой миграции являются ключевыми для этой цели. [6]

• На 19-ой Международной конференции статистиков труда (октябрь 2013 г.) принята Резолюция, касающаяся дальнейшей работы по совершенствованию методологии оценки статистики трудовой миграции, в которой МОТ: «создать рабочую группу с целью обмена передовым опытом, обсуждения и разработки плана работы по определению международных стандартов в области трудовой миграции, которая может служить основой для разработки программ по развитию рынка труда и миграционной политики» [12].

• Члены Трехстороннего технического совещания МОТ по трудовой миграции 2013 года рекомендовали национальным статистическим службам усилить сбор данных, расширить исследования и развивать потенциал по сбору статистической информации о трудовых мигрантах в целях содействия разработке политики на основе фактических данных и разработки инструментов для решения проблемы

интернационализации рынков труда на благо всех; и содействовать согласованию статистических методов и концепций международной миграции и обмену знаниями о трудовой миграции между странами. [13]

Если обобщить различные рекомендации МОТ, рабочих групп и решений конференций, можно сформулировать ряд направлений по улучшению статистики трудовой миграции, которые сейчас актуальны и частично реализуются на международном уровне в том числе и в России:

• Формирование международных стандартов и единой терминологии, а также общей методологии и подходов к статистике трудовой миграции, которые должны быть разработаны в координации с национальными и наднациональными органами, занимающимися сбором статистики.

• Расширение возможностей национальных статистических служб по сбору и анализу статистики трудовой миграции в том числе по расширению доступа к административным данным миграционных органов.

• Укрепление потенциала национальных статистических служб для проведения обследований рабочей силы (например, путем расширение выборки, расширения вопросников или внедрение современных информационных технологий).

• Проведение работ по гармонизация между несколькими источниками данных о трудовых мигрантах для получения более надежных глобальных и региональных оценок трудовой миграции.

• Улучшение координации между пользователями и производителями статистической информации о трудовой миграции для определения потребностей в данных.

• Включение вопросов о трудовой миграции в обследования рабочей силы и национальные переписи.

Для полноценного статистического анализа трудовой миграции необходима статистическая информация о характеристиках трудовых мигрантов в динамики включая демографические и социально-экономические характеристики, а также такие показатели и характеристики:

• доля трудовых мигрантов в общей численности рабочей силы;

• численность трудовых мигрантов в секторах экономики;

• оценка трудовых мигрантов по статусу в сфере занятости;

• оценка условий труда (рабочее время, заработная плата, период отдыха и другие договорные условия и т.д.)

• оценка существующих и новых потоков трудовых мигрантов;

• оценка причин трудовой миграции;

• оценка влияние трудовой миграции на отправляющие и принимающие страны (регионы) (рынки труда, денежные переводы, доля ВВП, создание рабочих мест, сокращение бедности, развитие человека и т.д.).

Определения трудовой миграции

В широком смысле, миграция населения — это перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более, или менее длительное время [4]. В данной статье внимание будет сконцентрировано на изучении лишь одной из составляющих миграции, а именно — трудовой миграции.

С точки зрения национального уровня трудовая миграция может быть разделена на внутреннею и внешнюю.

Внутренняя трудовая миграция — перемещение населения с целью работы на территории другого субъекта Российской

Федерации, которая включает в себя несколько форм миграционного движения: маятниковая, сезонная, вахтовая (т.е. все формы миграционного движения, которые не приводят к смене постоянного места жительства). Подробный анализ внутренней трудовой миграции нами был рассмотрен в другой нашей работе [5], в рамках этого исследования акцент будет сделан на оценки внешней трудовой миграции.

Внешняя трудовая миграция учитывает иностранных граждан, работающих на территории нашей страны.

По данным МОТ в 2013 году трудовые мигранты составляли примерно 64 процента мирового числа мигрантов в мире.

Среди всех трудящихся-мигрантов 66,6 млн составляют женщины, или примерно 44,3% трудящихся-мигрантов во всем мире. Мужчины составляют 83,7 млн, или 55,7% от общего числа. [10]

Каждый восьмой трудящийся-мигрант — это человек в возрасте от 15 до 24 лет. Почти половина (48,5%) трудящихся-мигрантов находятся в двух обширных субрегионах: Северной Америке и Северной, Южной и Западной Европе, где расположены 53,9% всех работающих женщин и 45,1% всех работающих мужчин. Почти 12 процентов всех трудящихся-мигрантов находятся в арабских государствах и 9,2 процента — в Восточной Европе. [8]

Основными факторами перечисления национальных границ являются экономические, политические и экологические кризисы и меняющиеся демографические факторы, с вязанные со старением населения в некоторых частях мира и «выпуклостью молодежи» в других, способствуют росту трудовой миграции [7].

В мире нет общепринятого статистического определения трудовой миграции или кого относить к трудовому мигран-

ту. Однако основными действующими лицами в трудовой миграции являются трудящиеся-мигранты, которых Международная организация труда определяет как: «... все международные мигранты, которые в настоящее время работают или не имеют работы и ищут работу в стране своего нынешнего проживания». [10]

Статистический отдел Организации Объединенных Наций дает свое статистическое определение иностранного работника — мигрант: «Иностранцы, допущенные принимающим государством для конкретной цели осуществления экономической деятельности, оплачиваемой из принимающей страны. Продолжительность их пребывания обычно ограничена, также, как и тип работы, которую они могут выполнять. Их иждивенцы, если они будут допущены, также включены в эту категорию» [9].

В российских законодательных и нормативных документах встречаются следящие определения:

1. ФЗ 115: Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015): «иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность; трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);».

2. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» от 31.10.2018 г.: «8) высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, полу-

чившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);».

Определения иностранных работников, используемые в нормативных документах в Российской Федерации в своем понимании сопоставимы с международной терминологией, таким образом в нашем исследовании под трудовым мигрантом мы будем понимать — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Источники информации о трудовой миграции

Можно выделить три основных источников статистической информации о трудовых мигрантах в Российской Федерации:

1. Данные выборочного обследования рабочей силы;

2. Данные миграционного учета;

3. Данные Федеральной налоговой службы.

Рассмотрим подробное каждый из источников.

Выборочное обследование рабочей силы проводиться с 1992 г. (до 2009 г. оно проводилось один раз в год, далее стало ежемесячным). На текущий момент за год опрашивается порядка 1 млн чел. Основная цель проведения обследования — получение статической информации о численности и составе рабочей силы (занятых и безработных), уровне участия в рабочей силе, уровне занятости и безработицы, их динамике по России и субъектам Федерации. При проведении выборочного обследо-

вания опрашиваются только граждане Российской Федерации и на основании данного обследования можно оценить масштабы только внутренней трудовой миграции россиян и не дает возможности оценить численность внешних трудовых мигрантов.

Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации ведет учет миграционного движения, в том числе и учет трудовых мигрантов. На основе единой системы учета миграционного движения управление формирует статистику по количеству выданных патентов и разрешений на работу иностранным гражданам. Данные публикуются начиная с 2017 года.

Третий источник информации — данные Федеральной налоговой службы (ФНС). Ежегодно все налоговые агенты предают данные в ФНС по каждому работнику по форме 2-НДФЛ. Каждый территориальный орган ФНС на основе полученных данных формирует сводный отчет по форме 5-НДФЛ. В процессе формирования органы ФНС выявляют уникальных налогоплательщиков в каждом субъекта и учитывают его только один раз, тем самым исключат дублирование данных в случае, если человек работал на не-

скольких работодателей. Необходимо отметить, что данные ФНС отражают только легальных работников, как российских граждан, так и иностранных. В связи с этим в нашем исследование будет проведён анализ исключительно легального рынка труда.

Общая характеристика рынка труда

В целом, начиная с 2000 года численность занятых в возрасте 15—72 года в России увеличилась на 7,1 млн чел. (+10,8%), что происходило на фоне роста численности населения. За 9 месяцев2018 года в российской экономике было занято 72,6 млн чел., а в среднем за 2017 г. данный показатель составил 72,1 млн чел. (см. рис. 1).

При исследовании структуры занятого населения в 2017 г. по отдельным секторам экономики было выявлено: 16,0% занятого населения России осуществляют свою деятельность в сфере торговли, ремонта и гостиничного и ресторанного бизнеса; 14,2% — в сфере обрабатывающих производств; 9,5% — к сфере образования; 8,6% относится к сфере транспорта и связи. При этом стоит отметить, что если рассматривать в гендерном разрезе, то мы будем наблюдать

Рис. 1. Динамика показателей занятости населения России в 2000-2017 гг.

2 ООО ООО 1 800 ООО 1 600 ООО 1 -100 ООО 1 200 ООО 1 ООО ООО 800 ООО 600 ООО 400 ООО 200 ООО О

2016 2017 11 месяцев 2018

□ Оформлено патсетов □ Оформлено разрешений на работу

Рис. 2. Количество выданных разрешительных документов на работу иностранным гражданам, ед.

1 18 326

149 013 116 538

1 682 622 1 554 313

1 510 378

немного другую структуру. Среди мужчин основная для занятых — более 54,0% занят в обрабатывающих производствах, в сфере транспортировке и хранения, строительстве, а также в торговле оптовой и розничной и ремонте автотранспортных средств и мотоциклов. Более 60,0% женщин заняты в торговле оптовой и розничной, образовании, деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, и обрабатывающих производствах. Виды деятельности перечислены в порядке уменьшения вклада в общее значение.

Анализ внешней трудовой миграции

На основе сводок об основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации Министерства внутренних дел можно составить временной ряд численности иностранных работников, которым выдали разрешение на работу или патентов за 2016 и 2017 гг., а также оценки за 11 месяцев 2018 года (см. рис. 2).

Как видно из рисунка, ежегодно в Российской Федерации в среднем выдается около 1,5 млн разрешений на работу иностранным работникам, что составляет около 2% от занятых граждан нашей страны. Конечно, эта цифра трудовых мигрантов может показаться заниженной, при условии, что всего въехало и встало на учет в 2017 году более 15 млн иностранцев в Россию, но целью нашего исследования является оценка официального рынка труда.

Данные ФНС службы по форме 5-НДФЛ опубликованы на сайте службы [3] только за период 2015—2017 года. Численность иностранных работников, по которым официально отчитываются работодатели с каждым годом увеличивается. По нашему мнению, это связано, во-первых, с привле-

кательностью нашего рынка труда для граждан соседних стран, а во-вторых, с усилением контроля по привлечению к ответственности работодателей по привлечению иностранных работников (см. рис. 3).

Численность иностранных граждан, занятых в Российской Федерации в 2017 году достигла 1,8 млн человек, что на 189 тыс. человек больше, чем в 2015 году, или на 11,7%.

Стоит отметить, что это меньше на 26653 человека чем численность иностранных граждан, которых зафиксировала МВД. Следовательно, можно сделать вывод, что в

2017 года практически все иностранные граждане, въехавшие в нашу страну с официальной целью устройства на работу, устроены легально.

Данные Министерство внутренних дел также публикует данные о выданных патентов и разрешений на работу иностранным гражданам в разрезе стран и субъектов Российской Федерации, но публиковать эти данные стали только с 2017 года, и полная статистика имеется только за 2017 год и частично за 2018 год. (см. табл. 1) Анализ этой информации поможет определить основные странны «поставщики»

Рис. 3. Динамика численности иностранных граждан, работающих в Российской Федерации в 2015—2017 гг.

Таблица 1

Данные о иностранных граждан, получивших патент и разрешение на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работу в 2017 году

Страна проживания Численность иностранных граждан Процент от общей численности иностранных граждан

Всего по странам 1 830 948 100,00

Узбекистан 973 653 53,18

Таджикистан 468 392 25,58

Украина 134 677 7,36

Азербайджан 54 992 3,00

Молдова 53 360 2,91

Китай 52 302 2,86

КНДР 32 522 1,78

Вьетнам 14 490 0,79

Турция 11 317 0,62

Другие страны 35 243 1,92

екта Российской федерации (По данным ФНС) - г. Москва (465 тыс. чел.), Московская область (245 тыс. чел.) и г. Санкт-Петербург (189 тыс. чел.) (см. табл. 2). На их долю приходиться большинство всех иностранных мигрантов - 900 тысяч человек или 50%. Далее представлена группировка регионов в зависимости от количества иностранных трудовых мигрантов. Регионы в таблицы перечислены в порядке убывания численности иностранных работников. Данные представлены за 2017 год, структура субъектов в 2015 и 2016 году отличается несущественно.

рабочей силы на наш рынок труда.

По данным Министерства внутренних дел 1 830 948 иностранных граждан получили патент или разрешение на работу на территории Российской Федерации в 2017 году. Более половины иностранных рабочих приезжают в Россию из Узбекистана — 53,2%, второй по численности страны донора рабочей силы является Таджикистан — 25,9% или 468 тыс. чел. Третья страна — Украина, из нее приезжает порядка 134 тысяч человек, и 7,7% от общего числа иностранных рабочих. Сложившаяся картина объяснима тем, что основные страны «поставщики» трудовых мигрантов — это страны бывшего СССР, и их граждане знают русский язык и наша страна им более близка и доступна для поиска работы, а также экономика России более развита чем в их странах.

Региональные особенности внешней трудовой миграции

Не менее интересно рассмотреть распределение иностранных рабочих по субъектам Российской Федерации.

Наиболее привлекательные с точки зрения поиска работы для иностранных граждан из года в год являются три субъ-

Таблица 2

Группировка субъектов Российской Федерации в зависимости от числа иностранных рабочих

Интервал Субъекты Российской Федерации

Более 100 тыс. чел. г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург

От 20 до 50 тыс. чел. Ленинградская область; Краснодарский край; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра; Ямало-Ненецкий авт. округ; Свердловская область; Иркутская область; Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа); Калужская область; Новосибирская область; Ростовская область; Приморский край; Смоленская область; Красноярский край; Республика Крым; Нижегородская область

От 10 до 20 тыс. чел. Республика Татарстан; Самарская область; Хабаровский край; Тульская область; Калининградская область; Тверская область; Сахалинская область; Рязанская область; Волгоградская область; Пермский край; Республика Саха (Якутия); Брянская область; Воронежская область; Челябинская область; Владимирская область; Белгородская область; Республика Башкортостан; Забайкальский край; Томская область

От 5 до 10 тыс. чел. Магаданская область; Ярославская область; Омская область; Вологодская область; Саратовская область; Амурская область; Республика Коми; Камчатский край; Кемеровская область; Мурманская область; Астраханская область; Новгородская область; Ивановская область; Липецкая область; Псковская область; Оренбургская область

От 2 до 5 тыс. чел. Ставропольский край; Орловская область; Алтайский край; г. Севастополь; Костромская область; Курская область; Республика Мордовия; Еврейская автономная область; Республика Бурятия; Удмуртская Республика; Тамбовская область; Пензенская область; Архангельская область (кроме Ненецкого авт. округа); Ульяновская область; Кировская область; Республика Карелия; Чукотский авт. Округ

От 1 до 2 тыс. чел. Республика Адыгея; Ненецкий авт. округ; Чувашская Республика; Республика Дагестан; Курганская область; Республика Северная Осетия — Алания; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Хакасия

Менее 1 тыс. чел. Республика Тыва; Чеченская Республика; Республика Марий Эл; Республика Калмыкия; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Алтай; Республика Ингушетия

Если проанализировать данные, представленные в таблице, то наблюдается четка тенденция, чем наиболее экономически развит регион (имеется развитая промышленность, или есть туристический кластер), тем больше иностранных мигрантов он привлекает. И наоборот, чем менее экономически развит регион, тем меньше привлеченных иностранных работников, например, в Республику Ингушетию приезжает не более 100 иностранных работников ежегодно.

Анализ темпов роста (падения) уровня занятости населения России и численности иностранных работников в

разрезе субъектов не показал прямой зависимости изменения уровня занятости от изменения численности иностранных работников в регионе.

Заключение

Проведенные анализ имеющейся статистической информации показал, что в России на официальной основе ежегодно работает порядка 1,8 млн иностранных работников, и их основная часть получает официально заработную плату. При этом главный поток трудовых мигрантов направлен в три субъекта в «две» столицы и Московскую область. Проведенные исследование пока-

зали, что в Российской Федерации, как и в других странах, существуют проблемы по сбору и гармонизации данных о внешних трудовых мигрантах. При этом существует возможность формированию объективной статистической базы данных на основе административных данных Министерства внутренних дел и Федеральной налоговой службы, однако на данный момент они не заинтересованы в формировании разносторонней информации о трудовых мигрантов, при этом они не представляют доступ к своим база Федеральной службе государственной статистики, которая могла бы формировать и вести подобную базу.

Литература

1. Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015)

2. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» от 31.10.2018 г.

3. Данные по формам статистической налоговой отчётности [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/

4. Демографический энциклопедический словарь. / гл. ред.: Д.И. Валентей и др. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 251.

5. Смелов П.А., Егорова Е.А., Изварина В.А. Трудовая миграция в Российской Федерации // Федерализм. 2017. № 3. С. 149-160.

6. Declaration of the High-level Dialogue on International Migration and Development [Электрон. ресурс] Режим доступа: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_protect/ protrav/migrant/documents/meetingdocument/ wcms_226556.pdf

7. Handbook for Improving the Production and Use of Migration Data for Development. Washington, DC: Global Migration Group, Global Knowledge Partnership for Migration and Development (KNOMAD), World Bank, 2016.

8. Handbook for Improving the Production and Use of Migration Data for Development.

Washington, DC: Global Migration Group, Global Knowledge Partnership for Migration and Development (KNOMAD), World Bank, 2017.

9. Handbook on Measuring International Migration through Population Censuses [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://unstats. un.org/unsd/statcom/48th-session/documents/BG-4a-Migration-Handbook-E.pdf

10. ILO Global estimates of migrant workers and migrant domestic workers: results and methodology. Geneva: International Labour Office, 2015

11. ILO's Multilateral Framework on Labour Migration; Non-binding principles and guidelines for a rights-based approach. Geneva: International Labour Office, 2006. 55 с. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/ labour-migration/publications/WCMS_178672/ langen/index.htm

12. Resolution concerning statistics of work, employment and labour underutilization The 19th International Conference of Labour Statisticians [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ dgreports/stat/documents/normativeinstrument/ wcms_230304.pdf

13. The Conclusions of the ILO's 2013 Tripartite Technical Meeting on Labour Migration [Электрон. ресурс] Режим доступа: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_protect/ protrav/migrant/documents/meetingdocument/ wcms_232352.pdf

References

1. Federal Law No. 115 "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" (June 29, 2015, Draft from July 11, 2015)

2. Decree "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 20192025" dated October 31, 2018

3. Data on the forms of statistical tax reporting [Internet] Available from: https://www.nalog. ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/

4. Demograficheskiy entsiklopedicheskiy slovar' = Demographic encyclopedic dictionary. Ch. Ed.: D.I. Valentey et al. Moscow: Soviet Encyclopedia; 1985: 251. (In Russ.)

5. Smelov P.A., Egorova E.A., Izvarina V.A. Labor migration in the Russian Federation. Federal-izm = Federalism . 2017; 3: 149-160 (In Russ.)

6. Declaration of High-Level Dialogue on International Migration and Development [Electron. resource] Available from: https://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_protect/pro-trav/migrant/documents/meetingdocument/ wcms_226556.pdf

7. Handbook for Improving the Data and Development. Washington, DC: Global Migration Group, Global Knowledge Partnership for Migration and Development (KNOMAD), World Bank, 2016.

Сведения об авторах

Смелов Павел Александрович

К.э.н, доцент, Директор Ситуационного центра

Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Эл. почта: smelov.pa@rea.ru

Егорова Елена Алексеевна

К.э.н., доцент, заведующая лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: egorova.ea@rea.ru

8. Handbook for Improving the Data and Development. Washington, DC: Global Migration Group, Global Knowledge Partnership for Migration and Development (KNOMAD), World Bank, 2017.

9. Handbook on Measuring International Migration through Population Censuses [Internet] Available from: https://unstats.un.org/unsd/stat-com/48th-session/documents/BG-4a-Migra-tion-Handbook-E.pdf

10. ILO Global estimates and migrant domestic workers: results and methodology. Geneva: International Labor Office, 2015

11. ILO's Multilateral Framework on Labor Migration; Non-binding principles and guidelines for a rights-based approach. Geneva: International Labor Office, 2006. 55 p. [Internet] Available from: https:// www.ilo.org/global/topics/labour-migration/publi-cations/WCMS_178672/langen/index.htm

12. Resolution concerning the 19th International Conference of Labor Statisticians [Electron. resource] Available from: https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/dgreports/stat/documents/ normativeinstrument/wcms_230304.pdf

13. The 2013 Conclusions of the ILO's Tripartite Technical Meeting. [Internet] Available from: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_ protect/protrav/migrant/documents/meetingdocu-ment/wcms_232352.pdf

Information about the authors

Pavel A. Smelov,

Ph.D. (Economics), Associate Professor, Director of the Situation Centre Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: smelov.pa@rea.ru

Elena A. Egorova

Ph.D. (Economics), Associate Professor,

Head of Laboratory «Quantitative research methods

regional development»

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia

E-mail: egorova.ea@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.