Научная статья на тему 'Понятие и опыт духовно-нравственного воспитания в системе органов внутренних дел'

Понятие и опыт духовно-нравственного воспитания в системе органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
743
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ "ДУХОВНОСТЬ" И "НРАВСТВЕННОСТЬ" / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / PERSONALITY OF POLICE OFFICER / CONCEPTION OF SPIRITUALITY AND MORALITY / CONFESSIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боева О.М.

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственного начала в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Боева О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception and Experience of Spiritual and Moral Education in System of Internal Affairs Agencies

The paper is devoted to the issue related to the formation of psychological and moral basis in the professional activity of police officer.

Текст научной работы на тему «Понятие и опыт духовно-нравственного воспитания в системе органов внутренних дел»

О.М. БОЕВА,

адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

(Академия управления МВД России)

Понятие и опыт духовно-нравственного воспитания в системе органов внутренних дел

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственного начала в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Понятия «духовность» и «нравственность», морально-психологическая подготовка, традиционные религиозные конфессии, личность сотрудника полиции.

Не секрет, немало граждан нашей страны ощущают утрату духовно--нравственных ценностей, которые всегда были опорой российского государства. Система воспитания размыта, нередко само это понятие редуцировано и сведено к идее «адаптация к социуму». Эти тенденции ведут к деструктивности в духовной и нравственной жизни народа; а духовная опустошенность нередко толкает человека на путь алкоголизма, наркомании, преступности.

В связи с этим задачи духовно-нравственного воспитания, утверждение идеалов нравственности, формирование привычек здорового образа жизни в обществе имеют для государства большую значимость. На это неоднократно обращал внимание в своих выступлениях Президент России В.В. Путин.

История Российского государства, его культуры, экономики, уклада жизни формировалась под сенью Православия, явившегося для России государствообразующей, этнообразующей и культурообразующей основой.

Педагогика, составляя часть культуры, также должна быть понята и осмыслена в русле традиционных для той или иной страны основ. Цель воспитания нужно выбирать объективно и опираться на то существенное, что является значимым для общества, делает процесс воспитания устойчивым, независимым от социальных изменений. Этим «существенным» для россиян является традиция, т. е. практический, теоретический, духовно--нравственный опыт русского народа. Опора на православное вероучение, и прежде всего в деле воспитания, будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.

Заместитель начальника 1 отдела УМПО УРЛС ГУ МВД России по г. Москве.

В период реформирования системы МВД России кардинально повышается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности сотрудника органов внутренних дел — важнейшая задача, поставленная перед правоохранительной системой.

Значимость поисков решения для этой задачи особо подчеркивалось и на заседании круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон», которое состоялось 28 марта 2012 г. в Московском университете МВД России с участием депутатов Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ и Общественного совета при МВД России, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, правозащитников, известных деятелей культуры и искусства. Трансляция заседания по ви-деоконференцсвязи была организована во всех регионах нашей страны. Таким образом, в режиме онлайн в ней участвовали более 25 тыс. сотрудников органов внутренних дел страны.

В своем выступлении в рамках указанного заседания Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил: «Полицейский — не супермен в форме, он постоянно находится в нравственно неблагоприятной среде, поэтому ему нужна духовная и моральная поддержка всех общественных институтов, особенно религиозных» [3].

В Федеральном законе РФ «О полиции» [1] на первом плане — профессиональные и нравственные качества сотрудника: он должен быть неподкупным, компетентным, всегда готовым прийти на помощь. В законе закреплено, что сотрудник полиции всегда находится на службе — даже во внеслужебное и отпускное время.

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденный приказом МВД России № 1138 в 2008 г., «является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника» [2]. Согласно этому документу нравственные основы службы в органах внутренних дел базируются на гражданственности, государственности и патриотизме. «Сотрудник не должен ни при каких обстоятельствах изменять нравствен-

65

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о *£

s с

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

и

ы о оэ О

$

и с:

о

и

О <

О

S и и ш с О

66

ным принципам служебной деятельности, отвечающим требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным требованиям — дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел» [2].

Духовно-нравственное воспитание должно стать основой морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава. Как это ни парадоксально звучит, но неукоснительное следование моральным нормам дает ответ на основной вопрос в жизни любого человека — и жизнь обретает смысл. Что касается сотрудника органа внутренних дел, то верность моральным идеалам позволяет преодолеть все сложности и противоречия как в жизни, так и на службе и не потерять человеческого лица.

Вопрос о религиозном воспитании в государственных системах и, в частности, органах внутренних дел, очень сложен. Но вполне можно согласиться с В.Д. Шадриковым в том, что «освоение духовных ценностей, вхождение в религиозную реальность, религиозную традицию удваивает мир человека, открывает для него не только мир вещей, но и мир смысла и доброты, идеальное измерение мира» [11, с. 50; 12].

В современной светской педагогике, которая в основе своей восприняла идеи гуманистической психологии, духовность рассматривается как всеобщая категория, идеал и высокий уровень развития личности, антитеза бездуховности (В.И. Мурашов); как идеальное в человеке (С.С. Нурова); как творческая интуиция (В.П. Симонов); как способ человеческого существования (Т.И. Власова). В понятие идеи духовности вкладывается единство универсальных способностей человеческого духа, интеллектуально-психологическое и нравственно-эстетическое выражение законов природы, человека и общества (А.И. Семенов, М.Г. Тайчинов, Е.И. Сухова).

«Духовность — обращенность человека к высшим ценностям — к идеалу, сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приобщить свою жизнь к идеалу, одухотвориться», — так раскрывают сущность понятия философы Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов [4, с. 382].

В своей статье «О духовности» В.Д. Комаров рассуждает о том, что, во-первых, духовность есть такое состояние личности, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во-вторых, религиозная и светская формы духовности вырастают из одного корня — стремления к познанию во имя добра. В-третьих, духовность есть позитивное свойство человеческого рода, она развивается в постоянном преодолении бездуховности усилиями самой личности. В-четвертых, духовность означает гармоническое сочетание

эмоционального и интеллектуального начал личности [5, с. 10—17].

Фундаментальным принципом практического мировоззрения и государственной политики нового столетия «идею духовности» считает В.И. Мурашов [6, с. 12—13]. К рассуждениям о том, что «...Духовность — это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность», присоединяется Т.И. Петракова [8].

В своем труде «Происхождение человечности» В.Д. Шадриков называет духовность фундаментальным качеством человека.

Формируясь уже в первобытном обществе, духовность далее развивается на основе морали и религии. Это двуединое ее основание можно проследить до настоящего времени.

Развитие светской морали ослабляет религиозную составляющую духовности, что ведет к снижению ее уровня в обществе. Переход к «открытому» обществу приводит к эрозии общественной морали и также понижает уровень духовности. Гарантом морального поведения становится совесть. Совестный акт выступает как сильнейшая мотивация конкретного нравственного поступка и переживается как сильнейшее чувство, эмоция, а также как волевое действие. В религиозном понимании совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с богом, об этом писал Н.А. Бердяев. Анализируя психологическую сторону совести, Р.В. Янушкявичус приходит к выводу, что она «не есть плод воспитания или физиологических инстинктов человека, а имеет высшее, необъяснимое происхождение» [13, с. 299].

Как видно из приведенных выше определений, понятие «духовность» настолько сложно и многогранно, что невозможно дать ему какое-то одно конкретное определение. Выйдя за рамки сугубо физиологического понимания природы человека, ученые постоянно открывают все новые грани духовного начала личности.

Необходимо рассмотреть, как духовность соотносится с понятием «нравственность». Если духовность характеризует высшие устремления человеческой личности, то нравственность — отношения человека с людьми и обществом. Таким образом, «духовность» является базовой, сущностной характеристикой личности, и такой же неотъемлемой ее составляющей является нравственность.

Мыслители прошлого тонко улавливали перспективы возвышающего и облагораживающего влияния нравственности на различные сферы общественной жизни: «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне), «Нравственность — это разум воли» (Гегель), «Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений» (П. Гольбах), «Нравствен-

ность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» (И. Песталоцци), «В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность» (А. Эйнштейн) [9, с. 28—34].

Нравственность, как и воспитанность, проявляется в человеческих отношениях, или нравственных отношениях. Нормативный компонент этих отношений — система нравственных норм, действующих в обществе. Они формируются и изменяются вместе с изменениями в жизни, обществе, реальном сознании людей. «Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Л. Вовенарг) [8, с. 34]. «Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования» ( А. Эйнштейн) [9, с. 30].

Таким образом, «духовность, выражаясь языком современной науки, есть идеал, модель, из которой выводятся вечные ценности (курсив наш — О.Б.) и которая являлась первоисточником нравственных идеалов и принципов человечества» [10, с. 10].

Нравственность — совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживаются силой общественного мнения, традициями, системой воспитания, личными убеждениями. Нравственность — продукт духовного развития личности.

В процессе духовно-нравственного воспитания необходимо развивать нравственные чувства (долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия), устанавливать нравственную позицию (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), формировать нравственное поведение (готовности служения людям и Отечеству).

Нужно создавать систему духовно-нравственного воспитания, включающую широкое просвещение всех слоев населения, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, в учебных заведениях, системе профессиональной и морально-психологической подготовки.

В органах внутренних дел сложились благоприятные предпосылки к формированию такой системы на основе положительного опыта взаимодействия с Русской Православной Церковью и другими религиозными конфессиями.

Так исторически сложилось, что у московских полицейских есть «свой» храм — Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воро-

тами. Он был построен в 1680 г. «государевыми людьми» — стрельцами полковника Никифора Колобова, и с момента создания являлся воинским, полковым храмом.

С 1994 г. пастырское служение в Храме осуществляет отец Александр (Трепыхалин). Генетическая связь с правоохранительными органами — его дед до революции охранял Боровицкие ворота Кремля — дала возможность священнику Александру не только понять специфику службы, но и оказывать духовную помощь сотрудникам и членам их семей. Отец Александр охотно участвует в различных мероприятиях ГУ МВД России по г. Москве: проводит молебны при принятии присяги, при торжественном вручении погон, освящает табельное оружие. Стараниями батюшки при храме сложилась дружная община, в которую вошли сотрудники гарнизона и члены их семей.

Уже много лет отец Александр является духовником для сотрудников, проходящих службу в Специальном отряде быстрого реагирования Центра специального назначения сил оперативного реагирования (СОБР ЦСН). Бойцы отряда несут бессменную вахту в Северо-Кавказском регионе, порой рискуют своими жизнями. Проявляют мужество и героизм. Без духовной помощи и поддержки такую важную миссию выполнять трудно. Настоятель Знаменского храма поддерживает боевой дух воинов, регулярно выезжает с ними на место службы при замене очередного подразделения, чтобы благословить заступающих на боевое дежурство, освятить оружие. Он молится за них поименно каждый день. И в отряде к батюшке отношение особое — он незримо находится в их строю. «Наш 140-й» — так называют его спецназовцы, потому что штатная численность отряда составляет 139 человек. По мнению отца Александра, православие и воинство во все века были тесно связаны; возвращение православной веры — самый верный способ возрождения нашего Отечества.

В Московском университете МВД России преподают такие учебные дисциплины, как религиоведение и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. По мнению начальника кафедры профессиональной этики и эстетической культуры А.В. Щеглова, эти предметы взаимосвязаны: обучаться профессиональной этике, имея возможность в рамках дисциплины религиоведения получить этические основы крупнейших мировых религий, — очень важно, потому что выстраивается целостная картина мира, можно лучше понять, что такое добро и зло, какими законами жизни общества надо руководствоваться, чтобы это общество развивалось и совершенствовалось. Во время практических занятий преподаватели стремятся привить одинаково уважительное отношение к различ-

67

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о * £

s с

И

о ¡Ü

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

И IT

S

U

о

и

ы о оэ О

$

и с:

о

и

О <

О

S и и ш С О

68

ным духовным культурам, разъяснить этическую общность основных вероучений мировых религий и тем самым научить толерантности, раскрыть глубину чувств, которые должны составить нравственную основу службы в полиции в качестве базового элемента профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

Выступая в стенах Московского университета МВД России 28 марта 2012 г., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Я считаю, что огромную ответственность за подготовку правоохранителей, так же как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны играть традиционные религиозные конфессии. И вот почему ... Настоящее религиозное и духовное образование предполагает погружение человека в иной опыт жизни — так же как и чтение прекрасных образцов художественной литературы, знакомство с лучшими произведениями театра, кинематографа, когда человек погружается в иной опыт жизни, настолько привлекательный, что он хочет подражать всему тому, что он увидел» [3].

В Академии Управления МВД России более десяти лет назад произошло важное событие — в ее стенах был открыт Домовой храм. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он был освящен во имя Святого благоверного князя Александра Невского. В Храме проводятся богослужения, на которых присутствуют сотрудники, слушатели и адъюнкты Академии.

В соответствии с программой культурного и духовного воспитания сотрудников в выс-

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

3. Выступление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси 28 марта 2012 г. в Московском университете МВД России на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон». URL: http://www.mvd.ru/news/ show_103733/ (дата обращения: 29.03.2012).

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М., 1998.

5. Комаров В.Д. О духовности // Школа гуманитарных наук. СПб., 1993. № 1.

6. Мурашов В.И. Идея духовности. М., 2000.

7. Нравственно-патриотическое воспитание: сб. матер. конф. Московского университета МВД России. М., 2009.

тавочном зале Академии проходят различные культурные мероприятия, как, например, выставка икон из благотворительного фонда «Частный музей русской иконы», где было представлено почти 50 памятников древнерусской живописи XV—ХХ вв. В своем выступлении по случаю открытия выставки начальник Академии В.В. Гордиенко оценил положительное влияние церкви на состояние здоровья общества в целом, призвал прийти к осмыслению и принятию заповедей Божьих как основы благополучия и порядка [14].

Необходимо отметить, что положительный опыт взаимодействия органов внутренних дел с традиционными религиозными конфессиями имеется во многих регионах России, о чем пишут многие ведомственные СМИ (журналы «Профессионал» и «Полиция России»), чему посвящены многие статьи, публикации в сборниках научно-практических конференций [7].

Вместе с тем необходимо приложить немало усилий к духовно-нравственному воспитанию сотрудников, ведь именно эта работа послужит залогом к устранению проблем, связанных с нарушением дисциплины и законности, морали и нравственности среди личного состава.

К сожалению, многие сотрудники органов внутренних дел не знакомы с традиционными религиозными учениями. Поэтому мы полагаем, что необходимо и далее проводить разъяснительную работу и корректировать профессиональные учебные программы с целью привнесения духовного и нравственного начала в процесс обучения и воспитания.

8. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. . дис. канд. наук. М., 1999.

9. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1989 г.

10. Стурова М.П. Традиционная духовность России. М., 2008.

11. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

12. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2001.

13. Янушкявичус Р.В., Янушкявичуне О.Л. Основы нравственности. М., 2007.

14. Ставинский Э. К истокам духовности. Выставка произведений древнерусской живописи // Академические вести. 2009. № 2.

E-mail: ympo-gyvd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.