Научная статья на тему 'Возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов'

Возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3596
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИИ / ВОСПИТАНИЕ / СОВЕСТЬ / ДОЛГ / ВОЛЯ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / СВОБОДА СОВЕСТИ / THE TRADITIONAL RELIGIONS / THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF RELIGION / THE TRAINING / THE CONSCIENCE / THE DEBT / THE WILL / THE RELIGIOUS TOLERANCE / THE FREEDOM OF CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудин Василий Анатольевич

В статье анализируются возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов. Выясняется воспитательное значение общепризнанных и социально значимых духовных ценностей, способных формировать смысложизненные идеалы и нравственные установки поведения людей. Воспитательные возможности традиционных религий раскрываются с позиции таких нравственных категорий, как совесть, долг и воля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of using the intellectual potential of traditional religions in training of the future colleagues of the law-enforcement agencies

In the article the possibilities of using the intellectual potential of traditional religions in training of the future colleagues of law-enforcement agencies are analyzed. Is explained the educational value of the universally recognized and socially significant intellectual values, capable of forming the sense of the life ideals and the moral installations of the behavior of people. The educational possibilities of traditional religions are revealed from the position of such moral categories as conscience, debt and will.

Текст научной работы на тему «Возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

О главном

УДК 316.74 В.А. Кудин*

Возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов

В статье анализируются возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов. Выясняется воспитательное значение общепризнанных и социально значимых духовных ценностей, способных формировать смысложизненные идеалы и нравственные установки поведения людей. Воспитательные возможности традиционных религий раскрываются с позиции таких нравственных категорий, как совесть, долг и воля.

Ключевые слова: традиционные религии, духовный потенциал религии, воспитание, совесть, долг, воля, веротерпимость, свобода совести.

V.A. Kudin*. The possibility of using the intellectual potential of traditional religions in training of the future colleagues of the law-enforcement agencies. In the article the possibilities of using the intellectual potential of traditional religions in training of the future colleagues of law-enforcement agencies are analyzed. Is explained the educational value of the universally recognized and socially significant intellectual values, capable of forming the sense of the life ideals and the moral installations of the behavior of people. The educational possibilities of traditional religions are revealed from the position of such moral categories as conscience, debt and will.

Keywords: the traditional religions, the intellectual potential of religion, the training, the conscience, the debt, the will, the religious tolerance, the freedom of conscience.

Религия начинает играть все большую роль в социально-политических процессах современного мира, занимая очень важное место в сердцах и умах людей по всему миру, она становится мощным фактором политической жизни. В арабском мире происходит резкое усиление влияния ислама, причем не только в его традиционной форме, но и в радикальных проявлениях.

Функционирующая в настоящее время в учебных заведениях МВД России система воспитания не учитывает в полной мере особенностей мировоззрения обучаемых, их конфессиональной принадлежности, и в результате не в полной мере обеспечивает выполнение поставленной цели. Религия во все времена была опорой нравственности, духовности, фактором стабильности общества, она и сейчас «по-прежнему остается мощным фактором развития российского общества и оказывает значительное влияние на все сферы общественной жизни» [1, с. 15]

Система образования не может быть оторвана от воспитания, от формирования нравственности. В этой связи изучение религии, формирование уважения к чувствам верующих, порождаемая религией духовность имеют большое значение в системе подготовке кадров для правоохранительных органов [7]. Освоение основ религии вносит большой вклад в гуманитаризацию образования, овладение обучаемыми достижениями мировой и отечественной культуры, вырабатывает у них компетенции, позволяющие свободно самоопределяться в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях.

* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].

* Kudin, Vasily Anatolievich, head of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence, professor, the deserved lawyer of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Кудин В.А., 2013

В современном российском обществе широко дискутируется вопрос о целесообразности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании военнослужащих и будущих сотрудников правоохранительных органов [8]. Выразим свою точку зрения по данному вопросу

В современном мире обостряется кризис нравственных идеалов, являющихся смыслообразующей основой ориентации жизнедеятельности людей. Подобными идеалами не могут выступать ни культ денег, ни потребительское отношение к обществу и другим людям, ни индивидуализм, доходящий до безразличия к интересам страны, в которой живешь. Подобные псевдоценности несут в себе огромный деструктивный потенциал, способный вести к деградации общества, к нравственному опустошению людей.

Сложившаяся ситуация требует поиска достаточно общепризнанных и социально значимых духовных ценностей, способных формировать смысложизненные идеалы и нравственные установки поведения людей. Думается, что в современных условиях одним из важнейших источников подобных духовных ценностей являются традиционные религии.

Под традиционными религиями мы в данном случае понимаем культурообразующие религии, которые внесли значимый и социально устойчивый вклад в историю, культуру, традиции, самосознание и язык определенного народа, государства или человечества.

Большое значение для констатации традиционности той или иной религии имеет её позитивный вклад в самосознание и язык народа. В Российской Федерации явные традиционные религиозные объединения представлены как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных народностей нашей многонациональной страны. В сферу их влияния (как напрямую, так и этнокультурно) входит наибольшая часть граждан Российской Федерации.

На всех этапах развития общество нуждается в структурировании социальных отношений, гармонизации общественных и личных интересов. В качестве норм, структурирующих общественные отношения, выступают нормы религии, морали, права. Христианство закрепило эти нормы, как заповеди-запреты: «не убий», «не укради»... По мере развития истории человечества, когда произошло становление и развитие института государства большинство этих заповедей-запретов совпало с нормами права [2]. Религиозные нормы, как и нормы права, регулируют поведение человека, побуждая его к совершению одних действий и предостерегая от других.

Современные религиозно-нравственные нормы традиционных для России религий выступают не только выражением религиозных чувств верующих, но и реальным воплощением общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры.

Выдающийся представитель русской религиозной философии В.С. Соловьев видел источник норм нравственного поведения в духовной природе человека. Он считал, что основы нравственности продуцируются протестом духовной природы человека против её подавления со стороны низких человеческих инстинктов (плотской похоти, эгоизма, жадности, диких страстей). Сама же духовная природа человека порождена верой в высшее совершенство, т.е. Бога [9].

Реализация возможностей использования духовного потенциала традиционных религий способна актуализировать в сознании обучаемых значение таких нравственных категорий, как совесть, долг и воля. Их смысл и значение для воспитания будущих сотрудников правоохранительных органов трудно переоценить.

Понятие «совесть» выступает как одно из важнейших в системе понятийно-категориального аппарата морального сознания, оно выражает способность человека к нравственной оценке собственных действий, к самоконтролю на основе понимания своей ответственности перед другими людьми, обществом за совершаемые поступки. В научной литературе, посвященной нравственному воспитанию, широко представлена точка зрения, в соответствии с которой совесть трактуется как прирожденное человеку свойство, генетически восходящее к его божественному происхождению, а внутренний голос совести, который подсказывает человеку правильные с нравственные решения - это голос Бога [5].

Совесть является отражением особого состояния духовного мира человека, специфической формой осознания и оценки своих действий, чувств, мыслей, в их соотношении с принятыми в обществе нормами морали. Одной из конкретизаций проявления совести выступает и требовательность сотрудника полиции по отношению к себе самому. Эта требовательность возможна лишь на основании соответствующих обязанностей сотрудника правоохранительных органов по отношению к другим людям, к обществу и к государству. Зрелость совести зависит от глубины этого осознания.

Совесть, говорил Ф.М. Достоевский, должна быть просвещенной, поскольку нельзя определить нравственность верностью своим собственным убеждениям. Надо еще постоянно задавать себе вопрос: верны ли мои убеждения? [6, с. 33]

В формировании такой «просвещенной» совести большую роль способна играть религия, позволяющая соотносить личные убеждения с огромным нравственным потенциалом традиционных религий.

Следование велениям совести часто требует реализации волевого момента, проявляющегося в способности человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Волевые усилия являются необходимым элементом реализации любого вида деятельности, в т.ч. и правоохранительной. Ощущение собственной правоты, нравственное обоснование действий, формируемое религиозными убеждениями, способно укрепить волю сотрудника правоохранительных органов и направить её в конструктивное русло.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

О главном

Чувство совести играет важнейшую роль в исполнении полицейскими своих профессиональных обязанностей, выполнении своего служебного долга. Выступая одной из основных категорий этики, понятие «долг» фиксирует социальную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых обществом к отдельной личности и личностью к обществу. Объективное содержание профессионального долга сотрудников полиции обусловлено жизненно важными потребностями общества и людей.

Использование духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов способствует формированию у них способности оценивать происходящее, в т.ч. собственные действия с позиции справедливости.

Сущность категории «справедливость» состоит в осмыслении и оценке социальных явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Справедливость традиционно связывают с соответствием между заслугами людей и их общественным признанием, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Обнаружение несоответствия в подобных отношениях трактуется как несправедливость.

Иногда реализация правоохранительной деятельности в определенных конкретных условиях может сопровождаться недостатком милосердия, неравнозначными квалификациями и соответствующими им санкциями по отношению к действиям граждан в сходных жизненных ситуациях, что вполне обоснованно считается проявлением социальной несправедливости. В этих случаях нарушение принципа социальной справедливости связывается в общественном сознании с нарушением законности, и такая позиция вполне правомерна, поскольку правовое регулирование должно быть ориентировано на поддержание справедливости, а сама справедливость выступает важной основой легитимации права.

Провозглашаемые традиционными религиями принципы общечеловеческой нравственности способствуют осознанию справедливости и формируют психологические установки следования ей, что принципиально важно для подготовки сотрудников полиции.

Моральные установки традиционных религий могут тесно коррелироваться с правовыми нормами, поскольку их общей функцией является регулирование поведения людей в обществе.

В процессе воспитания будущих сотрудников полиции важно учесть, что мораль является более гибким механизмом регуляции деятельности субъекта, её влияние шире, чем влияние права. Право не может оправдать на основании раскаяния, мораль же в отдельных случаях полагает, что цель достигнута, если человек прошел через раскаяние, совершившее в нем внутренний переворот. Поэтому нравственная справедливость является более гуманным способом разрешения социальных противоречий и конфликтов.

Использование в процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов духовнонравственного потенциала традиционных религий может способствовать укреплению такой важной сферы жизни общества, как обеспечение национальной безопасности.

Одной из важных проблем обеспечения национальной безопасности России является вопрос о её гуманитарной безопасности. Безопасность государства зависит не только от крепости границ и мощи армии. Принципиально важным выступает также установившаяся в обществе система духовнонравственных отношений, ценностные ориентиры воспитания и обучения, принятые в семье, школе, системе высшего образования.

Гуманитарная безопасность России предполагает:

- сохранение богатств русского языка, защиту его от вульгаризации и вытеснения неоправданными иноязычными заимствованиями;

- бережное отношение к духовно-нравственным традициям общества, отстаивание национальных приоритетов в культуре и образовании;

- сохранение социокультурных основ менталитета народа, специфики его национального характера;

- сохранение и укрепление традиционных религиозных верований и одновременно воспитание уважения к иным религиям, культурам, традициям.

Обеспечение гуманитарной безопасности означает, таким образом, бережное сохранение и развитие того, что исторически было и остается опорой нашего общества, и это в значительной степени относится к духовным, религиозным ценностям.

Таким образом, можно отметить, что, ориентируясь на обеспечение национальной безопасности, государственная политика в сфере религиозных отношений должна обеспечивать свободу веры и вероисповедания, а также укреплять и развивать духовно-нравственные ценности, единство, культурное достояние, созидательные национальные духовные традиции российского народа. Реализация этого служит необходимой основой обеспечения национальной безопасности в области духовно-нравственной и правовой сторон жизни общества.

Освоение обучаемыми религиозных ценностей имеет большое воспитательное значение в системе подготовки кадров для правоохранительных органов, поскольку помогает овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры; осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях; научиться грамотно

вести мировоззренческий диалог; овладеть искусством понимания людей, чей образ мысли и действия является другими, что, в конечном счете, должно определять успех в профессиональной деятельности.

Знания и компетенции в сфере религии необходимы будущему юристу не только для осмысления частных юридических проблем, но и для понимания важнейших сущностных характеристик человека, позволяющих адекватно осмыслить и оценить его действия.

Значимость ознакомления с основами религии в юридическом вузе определяется тем, что полученные знания и компетенции обучаемых способствуют лучшему усвоению принципа свободы совести, зафиксированному в конституциях развитых стран современного мира. Осмысление принципа свободы совести позволяет курсантам и слушателям понимать смысл и назначение правовых норм, регулирующих деятельность религиозных организаций, дает возможность ориентации в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе.

Подобные знания способствуют росту правовой и политической культуры будущего сотрудника правоохранительных органов, помогают обучаемым выработать умение прогнозировать воздействие религиозного фактора на те или иные стороны жизни общества и сформировать у них методологическую культуру обнаружения и решения проблем религиозно-этнического характера, способных оказывать влияние на их будущую профессиональную деятельность.

Традиционные религии выступают важным компонентом единой общечеловеческой культуры, что имеет большое культурологическое значение и способствует формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения между людьми разных культур и национальностей. В России в условиях многонационального общества, в котором представлены все важнейшие религиозные конфессии, изучение основ религии способствует воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям, представленным в различных религиях.

Формирование гражданского общества, происходящее в нашей стране, связано с утверждением демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер отношений между людьми с различными мировоззренческими установками.

В этой связи возникает серьезная проблема выбора конфессиональной основы ознакомления с особенностями религиозного вероучения и практики будущих сотрудников правоохранительных органов. По нашему мнению, подобной основой должны быть традиционные для России религиозные конфессии, и в первую очередь - православие.

Изучение особенностей вероучения и культа различных религий составляет предмет учебной дисциплины «Религиоведение», преподаваемой в высших учебных заведениях МВД России. Теоретические разделы курса могут дополняться посещением храмов различных конфессий, Музея истории религии, но воспитательный, духовно нравственный потенциал подобных однократных посещений крайне незначителен.

Представляется целесообразной практика создания небольших храмов на территории учебных заведений, готовящих сотрудников правоохранительных органов. Подобная практика уже давно применяется во многих гражданских вузах. Разумеется, это не может быть абстрактным «храмом всех религий» или комплексом религиозных зданий различных конфессий.

Наиболее широко представленной на территории современной России религиозной конфессией является православие, поэтому православный храм, расположенный на территории учебного заведения, может стать основой духовного воспитания, практическим центром изучения специфики вероучения и практики религиозного культа. Исторически сформировавшиеся особенности в развитии христианства, отразившиеся в его важнейших направлениях - католицизме, православии и протестантизме, и элементы идейной преемственности, проявившейся между христианством и исламом, могут быть изучены на основе данной религии.

Подобная ситуация не нарушает принцип отделения церкви от государства и принцип независимости светского образования, поскольку, как справедливо пишет академик А.А. Корольков, эта независимость не может быть независимостью от «максим совести, добра и милосердия... От своей духовной истории, где православие создало тех русских, которые умели нести ношу труда, войны, умели созидать и любить... Культура - это прежде всего... культ духовных ценностей» [4, с. 328].

В Санкт-Петербургском университете МВД России большое внимание уделяется духовнонравственному воспитанию будущих сотрудников правоохранительных органов. В вузе преподается учебный курс религиоведения, организуются научные конференции, перед курсантами выступают ученые и представители различных религиозных конфессий, организуются регулярные посещения музеев и храмов нашего города.

На добровольные пожертвования преподавателей, сотрудников и жителей Красносельского района на территории университета приступили к созданию Храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского по проекту Василия Никифоровича Питанина, одного из ведущих архитекторов Санкт-Петербурга, члена Союза архитекторов, художников и писателей России. Храм будет открыт не только для курсантов и сотрудников университета, но и для всех жителей района.

Возникает вопрос - не будет ли представленность храма одной религиозной конфессии, пусть даже и самой крупной в стране, нарушением принципов веротерпимости и свободы совести? Мы считаем, что ответ на этот вопрос отрицательный.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

О главном

Веротерпимость предполагает уважение к чувствам и убеждениям людей, отличающимся от твоих собственных. Нарушение принципа веротерпимости означает проявление неуважения к другим религиям или к неверующим, но возможность посетить храм, посмотреть процесс богослужения не может оскорбить чувства человека. Наоборот, подобную возможность следует рассматривать как значимую культурную ценность.

Во всём мире люди, как верующие, так и неверующие, посещают храмы различных религиозных конфессий, и это помогает им лучше понимать друг друга, формирует у них отношения взаимного уважения. В этом и проявляется особая значимость веротерпимости как основы социального согласия в современном мире, разделенном не верующих и неверующих, на представителей разных религий.

С призывом признать высшей ценностью человеческого бытия религиозную толерантность (веротерпимость) постоянно обращается к человечеству, к гражданам России и Русская православная церковь в лице её лидеров. Так, в своем выступлении на встрече с участниками конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 1 декабря 2011 г.) патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил: «Совесть в сердце человека, осознание связи каждой личности с Творцом - будь то христианин, мусульманин, иудей или представитель иной религиозной традиции - может преобразить отношения между людьми различных убеждений, стать решающим барьером на пути преследований и дискриминации по признаку принадлежности к религии. Греховная гордыня может облекаться и в личину религиозности, когда человек считает себя верующим настолько, насколько глубоко и фанатично ненавидит тех, кто придерживается иных взглядов. Рост религиозного экстремизма является оборотной стороной радикального секуляризма -они едины в своих подходах к инакомыслию и в попытках изменить окружающую действительность по примитивной схеме “свой-чужой”» [3].

На реализации принципа веротерпимости основано представление о свободе совести, юридически закрепленное в конституциях демократических государств. В соответствии с принципом свободы совести любой гражданин имеет право выбрать любую религию, соответствующую его взглядам и убеждениям, либо вообще отказаться от какой бы то ни было религии. Присутствие на территории учебного заведения храма традиционной религиозной конфессии, самой многочисленной в данном регионе, не может нарушать принципы свободы совести, поскольку посещение этого храма является добровольным, а участие или неучастие в богослужении - результатом самостоятельного выбора человека.

Список литературы

1. Азаров, В. Религиозный фактор и военная безопасность России // Ориентир. - 2003. - № 1. - С. 14-17.

2. Балахонский, В. В. Философские проблемы методологии права // Философия права. - 2011.

- № 5. - С. 12-15.

3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 30 ноября

- 1 декабря 2011 года) / http://mospat.ru/ru/2011/12/01/news53788.

4. Корольков, А. А. Духовный смысл русской культуры. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

- 739 с.

5. Косарев, А. И. Идеология жизни в судьбах народов : монография. - М.: Юриспруденция, 2009. - 176 с.

6. Назиров, Р. Г. Творческие принципы Достоевского. - Гл. III. Концепция человека / http:// www.nevmenandr.net/scientia/nazirov-ch3.php.

7. Пчелинцев, А. В. Свобода религии и права верующих в современной России. - М.: Юриспруденция, 2007. - 392 с.

8. Ряховский, В. В., Пчелинцев, А. В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты, судебная практика, заключения экспертов. - М.: Юриспруденция, 2006. - 848 с.

9. Соловьев, В. С. Право и нравственность. - Мн., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.