Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 3 (70)
УДК 351.745.7 ББК 67.99
© 2015 г. И. Ю. Антонов
ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
В статье дается краткий исторический обзор становления и развития наблюдения как оперативно-разыскного мероприятия, рассматривается его дефиниция. На основе отличительных особенностей наблюдения и с учетом специфики условий, характерных для применения технических средств, формулируется определение данного понятия.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, правовое регулирование, наблюдение, технические средства.
CONCEPT AND DEFINITION OF MONITORING AS THE OPERATIONAL
AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES
The article gives a brief historical overview Watching of the formation and development of operational-search activities, discusses his concept. On the basis of distinctive features of observation and specific conditions associated with the use of technical means, we formulate a definition of this concept.
Keywords: operative search activity, operative search events, legal adjustment, watching, technical means.
Наблюдение, реализуемое как оперативно-разыскное мероприятие и проводимое в различных формах и видах, многофункционально и направлено на решение множества задач оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). Частота использования наблюдения предопределяет и то внимание, которое следует уделить данному оперативно-разыскному мероприятию.
Наблюдение реализуется в ОРД в форме одноименного оперативно-разыскного мероприятия, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Как известно, законодатель не определил содержание каждого из заявленных им оперативно-разыскных мероприятий. Проанализировав имеющиеся точки зрения, мы попытаемся дать свое определение понятия «наблюдение».
Обычно наблюдение осуществляется путем непосредственного восприятия и изучения объекта. В этом случае информация поступает к наблюдателю напрямую от объекта без каких-либо промежуточных звеньев. Однако возможна иная ситуация, при которой объект не находится в поле зрения наблюдателя. В подобных ситуациях информация поступает от других лиц, ведущих непосредственное наблюдение, а также через аппаратуру, приборы. Несомненно, что наблюдение с точки зрения предоставляемых
техническими средствами возможностей богаче и ярче, чем непосредственное восприятие объекта.
Разнообразие специальных технических средств вместе с разведывательными навыками оперативных работников позволяет говорить о наблюдении как о серьезном «оружии» по добыванию закрытой оперативной информации, имеющей значение как для решения внутренних целей и задач ОРД, так и для уголовного процесса[1, с. 4].
На всех этапах формирования и становления правоохранительной системы Российского государства наблюдению как сыскному мероприятию уделялось особое значение. Оно всегда являлось самым распространенным и активно применяемым сыскным мероприятием. Еще до создания Департамента полиции в России существовала служба наружного наблюдения, которая состояла из агентов-филеров (от фр. Шеиг - выслеживать) .
Законодательно о наблюдении как о сыскном мероприятии впервые упоминается в Уставе уголовного судопроизводства от 1864 г. [9, т. 8]. Так, в статье 254 УУС говорится: «При производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах». Конкретизируя деятельность сыскной полиции, законодатель в
статье 312 УУС наделяет ее правами «негласного полицейского разведывания».
Для успешной борьбы с «неблагонадежным элементом» и «тайными организациями» в Российской империи в 1894 году был создан Летучий отряд филеров при Московском охранном отделении [8, с. 172]. Создание такого отряда было первой попыткой укрепления службы наружного наблюдения. Так, уже в октябре 1902 года была разработана Инструкция филерам разыскных и охранных отделений, состоящая из 21 пункта, в которых рассматривалась тактика по организации наружного (филерского) наблюдения. Указанной Инструкцией пользовались до 1907 года, после чего она была заменена двумя новыми документами - Инструкцией по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения и Инструкцией по организации наружного (филерского) наблюдения [12].
Приведенные примеры показывают, что в Российской империи наблюдение являлось одним из первых оперативно-разыскных мероприятий, предшествовавших другим средствам оперативной работы.
В советское время формируется понимание системы оперативно-разыскных мероприятий, места в них наблюдению и применению специальных технических средств. С середины 50-х годов начался процесс обновления законодательства. Были приняты Основы уголовного производства СССР и союзных республик (1958) и Уголовно-процессуальный кодекс (далее - УПК) РСФСР, а также УПК других союзных республик. Впервые законодатель предпринял попытку правового регулирования оперативно-разыскной деятельности, посвятив ей в Основах уголовного производства специальную норму - статью 29. После внесения некоторых изменений (1990) Основы уголовного производства возложили на органы дознания принятие необходимых оперативно-разыскных мер, в том числе и с использованием видеозаписи, кино-, фотосъемки и звукозаписи, в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших, выявления фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Как указывает А. Г. Мар-кушин, это был прогрессивный, смелый правовой шаг в регулировании специфических отношений, близкий по смыслу к законодательству западных демократических государств [6, с. 35].
В наши дни наблюдение также занимает важ-
ное место в арсенале оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ). Поскольку наблюдение есть общенаучный метод эмпирического уровня, носящий универсальный характер и применяющийся в научном познании и практической деятельности, то его можно рассматривать как самостоятельное мероприятие и элемент в системе другого ОРМ.
Возвращаясь к понятию наблюдения, обратимся к общенаучным и юридическим источникам. Так, в философии под наблюдением понимается направленное восприятие действительности с целью изучения явлений, постижения их смысла и значения. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное, когда наблюдатель является активным участником наблюдаемого процесса [14, с. 231].
В современной концепции развития научного знания наблюдение понимается как активный процесс, так как наблюдатель сам вызывает к жизни динамические последовательности сигналов и сам же реагирует на них. Наблюдение включает категоризацию, с помощью которой эти сигналы используются для помещения гипотетических объектов и событий в ранее установленные понятийные системы. Наблюдение имеет характер выводимости, то есть наблюдатель с необходимостью производит обобщение некоторого «неполного» круга сигналов и устанавливает то, что он воспринимает. Наблюдение не отдельно от интерпретации, скорее, это две стороны некоторого единого процесса [4, с. 86].
В криминалистике наблюдение понимается как способ познания по уголовному делу, особое значение имеющий для исследования материальных последствий расследуемого преступления - обстановки места происшествия, следов, предметов т. е. вещественных доказательств [10, с. 25].
В специальной литературе даются различные определения наблюдения. Следует обратить внимание на формулировку А. Г. Маркушина: «Наблюдение как ОРМ заключается в получении сведений об объекте посредством визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля в помещениях, на транспорте и в иных условиях его нахождения» [5, с. 171].
К. К. Горяинов, В. С. Овчинский и Г. К. Сини-лов дают следующее определение: «Наблюдение - ОРМ, направленное на получение оперативно-розыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственного или опосредованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слухового контро-
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 3 (70)
ля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места его проведения при условии законного нахождения наблюдающих в указанном месте» [13, с. 336].
А. Ю. Шумилов определяет наблюдение как «направленное систематическое визуальное непосредственное или опосредованное восприятие деяния лица (явления, события, факта, процесса), его фиксация и регистрация» [16, с. 52].
Очевидно, что в приведенных точках зрения нет единого подхода к определению понятия «наблюдение». Есть различия, которые требуют некоторого анализа.
Наиболее емко, на наш взгляд, отразил сущность наблюдения А. Ю. Шумилов. Однако его определение требует указания на цель проводимого оперативно-разыскного мероприятия. Таковую некоторые авторы сводят к действиям, направленным на получение информации. Однако цель наблюдения должна изначально ставиться более широко и заключаться, как правило, в последующем использовании результатов мероприятий для решения задач ОРД и для уголовного процесса.
При этом не указываются субъекты проведения наблюдения, которыми являются оперативник, действующие по его поручению сотрудники специальных подразделений, а также лица, оказывающие содействие. Указание на эти субъекты также должно присутствовать в определении анализируемого ОРМ.
В специальной литературе в зависимости от способа получения информации наблюдение подразделяется на:
- визуальное;
- электронное;
- комплексное [7, с. 93; 15, с. 136; 2, с. 23].
Визуальное слежение необходимо рассматривать как наиболее распространенное в ОРД [16, с. 53; 3, с. 266].
Электронное наблюдение за действиями подозреваемых лиц основано на применении специальных технических средств [13, с. 336; 11, с. 78].
Комплексное наблюдение понимается как совокупность физического и электронного способов [15, с. 136; 2, с. 23], то есть возможность использования любых видов наблюдения и их комбинаций.
По нашему мнению, перечисление видов технических средств нецелесообразно. Ведь речь идет о средствах получения результата, а средство не должно доминировать и определять цель. Не следует выделять какие-то особые способы
наблюдения в зависимости от наличия тех или иных средств наблюдения, необходимо указать на их наличие или отсутствие. В связи с изложенным мы полагаем, что в зависимости от способа получения информации наблюдение необходимо подразделять на:
- наблюдение с использованием технических средств;
- наблюдение без использования технических средств.
Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующее определение наблюдения: это оперативно-разыскное мероприятие, представляющее собой слежение или контроль со стороны уполномоченного законом субъекта (оперативного работника и иного лица, действующего по его поручению) за поведением и действиями лица, направленное на получение информации о признаках преступной деятельности и другой информации, необходимой для решения задач ОРД, и осуществляемое как с помощью технических средств, так и без них.
Таким образом, указанное определение более точно раскрывает понятие наблюдения как оперативно-разыскного мероприятия, а также позволяет создать более четкую правовую базу оперативно-разыскной деятельности.
Литература
1. Веденин А. В. Наблюдение как оперативно-разыскное мероприятие, особенности использования его результатов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012.
2. Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Оперативно-разыскные мероприятия и использование их результатов: учебно-практическое пособие. М., 2006.
3. Дубоносов Е. С. Оперативно-разыскная деятельность: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
4. Малкей М. Наука и социология знания / пер. с англ. А. Л. Великовича. М., 1983.
5. Маркушин А. Г. Оперативно-разыскная деятельность: учебник. М., 2012.
6. Маркушин А. Г. Оперативно-разыскная деятельность в раскрытии и расследовании преступлений: монография. Н. Новгород, 2010.
7. Омелин В. Н., Пардилов Р. X. Институт оперативно-разыскных мероприятий в оперативно-разыскном законодательстве (теоретический и правовой аспекты): монография. М., 2007.
8. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М., 2000.
9. Российское законодательство X-XX веков. М., 1991. Т. 8.
10. Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М., 1982.
11. Соколов Ю. И. Использование результатов электронного наблюдения в уголовном судопроизводстве и оперативно-разыскной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
12. URL // http://www/ litres/pages/biblio_book/ ? art=2810555
13. Теория оперативно-разыскной деятельности:
учебник / под ред. К. К. Горяйнова, В. С. Овчин-ского, Г. К. Синилова. М., 2009.
14. Фролова И. Т. Философский словарь. 4-е изд. М., 1981.
15. Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-разыскных мероприятий: монография. М., 2006.
16. Шумилов А. Ю. Оперативно-разыскная деятельность: вопросы и ответы. Книга 2: Оперативно-разыскные мероприятия и меры: учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и пере-раб. М., 2006.