Научная статья на тему 'Понятие и характерные особенности экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства'

Понятие и характерные особенности экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1291
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ECONOMIC CRIMES / FINANCING AND CREDITING OF THE AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володин Руслан Александрович

Статья посвящена одному из актуальных вопросов оперативно-розыскной деятельности абстрагированию понятия экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, выделению ее характерных особенностей с целью последующей разработки методики и тактики борьбы с данными преступными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to one of the topical issues of the operatively-search activity to abstraction of concept of economic criminality in the sphere of financing and crediting in the agriculture, to allocation of its prominent features on the purpose to develop techniques and tactics of struggle against the given criminal phenomena.

Текст научной работы на тему «Понятие и характерные особенности экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства»

Р. А. Володин

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

CONCEPT AND PROMINENT FEATURES OF ECONOMIC

CRIMINALITY IN THE SPHERE FINANCING AND CREDITING

IN THE AGRICULTURE

Статья посвящена одному из актуальных вопросов оперативно-розыскной деятельности — абстрагированию понятия экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, выделению ее характерных особенностей с целью последующей разработки методики и тактики борьбы с данными преступными явлениями.

This article is devoted to one of the topical issues of the operatively-search activity - to abstraction of concept of economic criminality in the sphere of financing and crediting in the agriculture, to allocation of its prominent features on the purpose to develop techniques and tactics of struggle against the given criminal phenomena.

В настоящее время кризисные явления мирового финансового рынка негативно влияют на всю экономику страны. Президентом Российской Федерации преодоление последствий финансового кризиса определено одним из приоритетных направлений деятельности уполномоченных государственных органов. Агропромышленный комплекс (АПК) является одним из важнейших секторов экономики. В сельском хозяйстве сосредоточено 13% основных производственных фондов и 14% трудовых ресурсов. Развитый агропромышленный комплекс является одной из доминирующих составляющих успешного развития экономики страны в целом. В то же время агропромышленный комплекс остается одной из криминогенных сфер экономики. Анализ обобщенных данных за последние пять лет показал, что на объектах АПК совершается значительное число преступлений.

Согласно статистическим данным МВД России, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел в 2008 году в агропромышленном комплексе выявлено 11217 преступлений. По 7335 преступлениям уголовные дела направлены в суд. Привлечено к уголовной ответственности 2524 человек [1, с. 14]. Представляется, что в силу высокой латентности фактическая преступность значительно выше регистрируемых показателей.

Значительное число преступлений в сфере АПК составляют хищения бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Так, по данным прокуратуры Воронежской области, в сфере реализации приоритетных национальных

проектов в 2008 году на территории области возбуждено 24 уголовных дела (для сравнения: в 2007 году — 21) [2]. Не менее сложная ситуация складывается и в других регионах как Центрального федерального округа, так и Российской Федерации. Например, по данным пресс-службы УВД Курской области в рамках национального проекта «Развитие АПК» в 2008 году выявлено более 50 преступлений. Следует отметить колоссальный объем денежных средств, выделяемых как из федерального, так и из областных бюджетов. Общий объем средств на поддержку АПК только Воронежской области в 2009 году превысил 2,64 млрд. руб., порядка 1,8 млрд. этой суммы составили ассигнования федеральной казны и свыше 800 млн.— областного бюджета.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

1) ускоренное развитие животноводства;

2) стимулирование развития малых форм хозяйствования;

3) обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

По сути, данные направления реализуются за счет государственного финансирования и кредитования сельского хозяйства.

Полагаем целесообразным говорить об экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, особенностях ее развития, характерных отличительных признаках, обуславливающих специфику деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений в указанной сфере. Несомненно, что данное понятие охватывает не только преступления в сфере реализации нацпро-

ектов, но и все преступления, связанные с незаконным получением бюджетных средств, незаконным кредитованием и финансированием в сфере агропромышленного комплекса.

Экономическая преступность как социальноправовое явление представляет собой форму «нелегальной экономической деятельности», которая существует между такими явлениями как легальная экономическая деятельность и деятельность в сфере криминальной экономики.

Отличительной особенностью экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства является то, что преступный про мысел не связан с деятельностью в сфере криминальной экономики. В данном случае преступники совершают правонарушения в сфере легальной экономической деятельности путем эксплуатации законных источников незаконными способами. Таким образом, мы строим определение экономической преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства путем его отграничения от преступности в сфере криминального рынка и полагаем, что это так же справедливо, как справедливо разграничение «серой» и «черной» экономики. Тем не менее, экономическая преступность в рассматриваемой сфере остается нелегальной (криминальной) экономической деятельностью, т. к. преследует свою цель — незаконное получение прибыли, соответственно, криминальными способами. Использование же полученных таким образом средств возможно и в сфере криминальной экономики, например для производства фальсифицированной продукции и т.д. В результате происходит постепенное сращивание экономической преступности в легальной и нелегальной сферах экономики.

Произведенный анализ преступлений в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства позволяет выявить основные виды преступлений, совершаемых в указанной сфере, распределить преступников по группам.

Представляется, что исследовать феномен экономической преступности, в частности преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, в чистом виде, а именно в отрыве от сопутствующих преступлений, являющихся непосредственно следствием либо проводником в жизнь последних, нецелесообразно, а зачастую и невозможно. Преступления в сфере экономики, с точки зрения уголовного права РФ, вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований.

Экономические преступления традиционно подразделяются на:

- преступления против собственности: кража, мошенничество, грабеж и др.;

- преступления в сфере экономической деятельности: незаконное получение кредита и т.п.;

- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: коммерческий подкуп и др.

Однако, рассматривая преступления в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, мы сталкиваемся не только с экономическими преступлениями в «чистом» виде, но и с сопутствующими им преступлениями, без которых реализация преступного замысла в указанной сфере просто невозможна. Это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В ряде случаев без преступного содействия управомоченного должностного лица преступление в рассматриваемой сфере является вообще немыслимым.

Поэтому юридические составы преступной деятельности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства мы различаем в зависимости от нескольких признаков.

Во-первых, это характеристика лиц, совершающих преступление.

Это:

1. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Как правило, это сотрудники областных, районных администраций, администраций сельских поселений районов области.

Указанные должностные лица наделены рядом организационно-распорядительных полномочий в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, что, соответственно, влечет преступные проявления. Наиболее характерными преступлениями для указанной категории лиц являются:

- ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Так, глава одного из сельских поселений Мценского района Орловской области выписал фиктивные документы на приобретение земли для подсобного хозяйства своему земляку. Такие документы стали пропуском для получения сельским жителем кредита. По ним значилось, что мужчина пожелал приобрести землю в частную собственность. Конечно же, покупать землю никто и не собирался. Полученные в кредит деньги были присвоены подельниками [3];

- ст. 292 «Служебный подлог». Совершение преступлений, предусмотренных ст. 292 УК РФ, непосредственно способствует хищению денежных средств в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства. Например, выдача фиктивных справок ведущим специалистом одной из администраций сельского поселения Хотынецкого района Орловской области о наличии поголовья скота у ряда сельских предпринимателей превратилась в возбуждение в отношении нее уголовного дела. Эти документы давались приближенным лицам как главного специалиста, так и главы администрации

сельского поселения. Такие справки позволяли получать крупные денежные суммы на поддержку сельского хозяйства. Конечно же, говорить о наличии частного подворья у односельчан в таком случае не приходилось. В результате полученные на развитие агропромышленного комплекса деньги оседали в карманах глав сельских поселений и их приближенных [4];

- ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки». Также относятся к разряду должностных преступлений, сопутствующих хищениям бюджетных денежных средств в сфере АПК. Данные преступления наиболее латентны, поэтому их выявление — трудоемкий и длительный процесс. За взятки «решаются» вопросы очередности при предоставлении жилищных субсидий в рамках национального проекта «Развитие АПК» и т. п.

2. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это, как правило, руководящие работники банков. Посредством «откатов» работникам банков (сотрудникам службы безопасности, управляющим и т.д.) выдаются незаконные кредиты якобы на развитие сельского хозяйства.

Действия данной категории лиц, как правило, квалифицируются по ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Так, в апреле 2007 г. председатель сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Эридан» обратился к управляющему офиса Рязанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» № 3349/58/05 в г. Касимов Рязанской области с просьбой об открытии для кооператива в ОАО «Россельхозбанк» кредитной линии в рамках Национального проекта «Развитие АПК».

Куликов В.М., управляющий офисом банка, поставил председателю СПСК «Эридан» Семен-кину В.И. условие — за содействие в открытии кредитных линий без проверки наличия залога и без присутствия поручителей при заключении договоров займа передавать ему материальное вознаграждение в размере 20% от суммы кредита, на что Семенкин В.И. согласился.

С 06.07.2007 г. по 01.08.2008 г. управляющий дополнительным офисом Рязанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Куликов В.М. и председатель СПСК «Эридан» Семенкин В.И. заключили договоры об открытии кредитной линии на сумму 15000000 руб., от 18.10.2007 г. на сумму 24000000 руб., от 18.07.2008 г. на сумму 5200000 руб. и от 01.08.2008 г. на сумму 13600000 руб., всего на сумму в 57800000 руб.

При заключении договоров о залоге сотрудники дополнительного офиса Рязанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» по указанию Куликова В.М. не проверяли имущество СПСК «Эридан».

В период с 18.10.2007 г. по 03.08.2008 г. в дни получения кредитов Семенкин В.И. за вы-

шеуказанные действия передал Куликову В.М. денежные средства на общую сумму 11440000 руб., что составляет 20% от кредитных денежных средств, полученных СПСК «Эридан» в дополнительном офисе Рязанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» [5]. В определенных случаях возможна квалификация по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» .

Что касается традиционно экономических преступлений, характерных для финансирования и кредитования сельского хозяйства в сфере АПК, проведенные исследования позволяют в числе наиболее распространенных выделить «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ) и «Незаконное получение кредита» (ст. 176 УК РФ). В связи с этим мы выделяем третью группу преступников в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства. Участники данной категории представляются нам достаточно многочисленными по своему составу, что позволяет, в свою очередь, разделить их следующим образом:

1) руководители и члены крестьянских фермерских хозяйств;

2) руководители и иные лица, наделенные управленческими функциями в сельскохозяйственных коммерческих организациях различной организационно-правовой формы (СХПК, ОАО и т.п.);

3) сельские жители, занимающиеся развитием личного подсобного хозяйства.

Посредством фальсификации документов указанные лица предоставляют ложные сведения в банки и контролирующие органы, прибегают к даче взяток и коммерческих подкупов, таким образом, незаконно получая льготные кредиты и субсидии, направленные на стимулирование и развитие сельского хозяйства. Так, в результате проверки законности реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в отношении жителя поселка Глазуновка Орловской области 30 июня 2008 г. возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества. Этот гражданин, предоставив фиктивные документы, получил в банке 300 тыс. рублей на покупку 60 семей пчел. Полученные деньги потратил на приобретение жилья для сына и покупку бытовой техники [6];

4) лица, проживающие в сельской местности, имеющие родителей, родственников либо знакомых — жителей села. Для данной категории характерно незаконное получение субсидий в рамках программы по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе. Например, дети фиктивно покупают дом у своих родителей (родственников и т.п.). Для этого регистрируются на их жилплощади, подают документы для постановки на очередь как нуждающиеся в жилье. Один из членов семьи может действительно работать в сфере сельского хозяйства либо фиктивно заключить трудовой договор (например, с фермером). После этого члены семьи

подают заявление на получение субсидии в рамках социальной программы, а после перечисления денежных средств на счет присваивают их, составляя фиктивные расписки о передаче денег в качестве покупной суммы за приобретаемое жилье. В дальнейшем возможна перерегистрация недвижимости обратно на родителей (родственников), якобы сокращение молодого специалиста фермером и т.п. Нередко к подобной схеме прибегают даже должностные лица, используя свое служебное положение и возможности.

Так, Знаменский районный суд Тамбовской области признал главу администрации Сампур-ского района Тамбовской области Юрия Семина виновным в хищении бюджетных средств в сумме более 117 тысяч рублей.

Установлено, что Юрий Семин, не являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, дал указание подчиненным подготовить необходимые документы для постановки его на учет на получение жилья.

Затем он подписал соответствующее постановление и представил его в управление сельского хозяйства и продовольствия при администрации Сампурского района для получения субсидии на строительство жилья по Федеральной программе «Социальное развитие села до 2010 года». На основании этих фиктивных документов из федерального бюджета Семину были перечислены на блокированный целевой счет 117 тысяч 401 рубль.

Суд согласился с позицией прокурора Сам-пурского района и признал Юрия Семина виновным в мошенничестве, легализации денежных средств, добытых преступным путем, и служебном подлоге (ч. 3 ст. 159, ч. 1. ст. 174-1 и ст. 292 УК РФ). По совокупности преступлений он приговорен к 2 годам лишения свободы условно со штрафом в размере более 38 тысяч рублей с испытательным сроком 2 года [7].

Следует отметить, что категории лиц, совершающих преступления в сфере финансирования и кредитования АПК, отличаются многообразием, поэтому классификация преступлений по указанной категории весьма условна и не претендует на всеобщность и окончательность. Данное деление имеет преимущественно оперативно-розыскное значение и является частью оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере финансирования и кредитования АПК. Основой же оперативно-розыскной характеристики преступлений в целом является уголовно-правовой аспект. Уголовноправовая квалификация преступного деяния является определяющим фактором любой оперативной разработки, т.к. цель оперативной разработки — документация всех признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законом. В связи с вышесказанным, уголовно-правовой аспект играет особую роль в оперативно-розыскной характеристике преступлений и является движущей

силой, придающей правильное направление деятельности оперативных подразделений ОВД по предупреждению и раскрытию преступлений, а также документированию преступной деятельно -сти разрабатываемых.

В этой связи мы полагаем, что основой классификации преступлений в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства являются положения Особенной части УК РФ. Соответственно, основные виды преступлений в рассматриваемой сфере можно разделить в зависимости от объекта преступного посягательства.

1. Преступления в сфере экономики:

1) преступления против собственности: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

2) преступления в сфере экономической деятельности: незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ);

3) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

2. Преступления против государственной власти, которые являются неотъемлемой сопутствующей составляющей преступности в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства. К ним относятся ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и ст. 291 УК РФ «Дача взятки».

3. Преступления против порядка управления, которые также являются сопутствующими преступлениям в исследуемой сфере. Это, несомненно, «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков» (ст. 327 УК РФ).

Следует отметить, что всем преступлениям в сфере кредитования и финансирования сельского хозяйства присущ латентный характер, по сути это «беззаявочные» преступления, выявление которых основано на применении агентурного и разведывательного методов ОРД.

Таким образом, экономическая преступность в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства — это форма криминальной деятельности в сфере экономики, характеризующаяся эксплуатацией законных источников бюджетных денежных средств незаконными способами, латентным характером преступных деяний, включающая как экономические преступления, так и сопутствующие им преступления против государственной власти и порядка управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности в России.— М.: Штаб ГИЦ МВД РФ, 2009.— 52 с.

2. Шишкин Н. А. Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2008 год и

задачах по совершенствованию прокурорского надзора: доклад на расширенном заседании коллегии прокуратуры Воронежской области от 23.04.2009.— URL: http: // www.prokuratura-vrn.ru / load_files / 5.DOC (дата обращения: 1.10.2009).

3. Материалы уголовного дела № 15191 от

05.09.2007 г. // ОВД Мценского района УВД Орловской области.

4. Материалы уголовного дела № 12782 от

21.05.2006 г. // ОВД Хотынецкого района УВД Орловской области.

5. Материалы уголовного дела № 32534 от

04.08.2008 г. // ОВД Касимовского района УВД Рязанской области.

6. Материалы уголовного дела № 13210 от

30.06.2008 г. // ОВД Глазуновского района УВД Орловской области.

7. Материалы уголовного дела № 10210 от

30.01.2007 г. // Архив Знаменского районного суда Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.