Научная статья на тему 'Понятие и характеристика основных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики в современных условиях'

Понятие и характеристика основных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3360
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ГЛАВНЫЙ (ОСНОВНОЙ) СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич, Исаев Олег Юрьевич

В статье анализируются различные классификации субъектов предупреждения преступлений, даваемые криминологами; на основе анализа произошедших изменений в сфере экономики предлагается авторская классификация таких субъектов, к которым в сфере отношений собственности относятся: собственник, службы безопасности, работники предприятий; в отношениях, затрагивающих общественные и государственные либо муниципальные интересы государственные органы (органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, контролирующие органы, правоохранительные органы, включая органы внутренних дел); делаются выводы относительно основных, специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и характеристика основных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики в современных условиях»

Ларичев Василий Дмитриевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Исаев Олег Юрьевич кандидат юридических наук, соискатель ВНИИ МВД России (тел.: 89031301152)

Понятие и характеристика основных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики в современных условиях

Аннотация

В статье анализируются различные классификации субъектов предупреждения преступлений, даваемые криминологами; на основе анализа произошедших изменений в сфере экономики предлагается авторская классификация таких субъектов, к которым в сфере отношений собственности относятся: собственник, службы безопасности, работники предприятий; в отношениях, затрагивающих общественные и государственные либо муниципальные интересы - государственные органы (органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, контролирующие органы, правоохранительные органы, включая органы внутренних дел); делаются выводы относительно основных, специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики.

Аnnotation

In the article various classifications of subjects of the prevention of the crimes, given by criminologists are analyzed; on the basis of the analysis of the occurred changes in economy sphere author's classification of such subjects which in sphere of relations of the property concern is offered: the proprietor, security services, workers of the enterprises; in the relations infringing on public and state or municipal interests - state structures (legislative and executive power bodies, the local governments supervising bodies, law-enforcement agencies, including law-enforcement bodies); conclusions concerning the basic, specialised and unspecialized subjects of the prevention of crimes in economy sphere are done.

Ключевые слова: субъект предупреждения преступлений, главный (основной) субъект предупреждения преступлений, специализированный субъект предупреждения преступлений, неспециализированный субъект предупреждения преступлений, служба безопасности, правоохранительные органы, органы внутренних дел, федеральные службы.

toy words: the subject of the prevention of crimes, the main (basic) subject of the prevention of crimes, the specialised subject of the prevention of crimes, the unspecialized subject of the prevention of crimes, security service, law-enforcement agencies, law-enforcement bodies, federal services.

дним из элементов системы

О предупреждения преступлений является субъект предупредительной деятельности. По мнению Б. В. Коробейникова, при определении субъекта предупреждения преступлений следует исходить из общего понятия субъекта какой-либо деятельности. Субъект - это носитель функциональных прав и обязанностей, реализующий определенный круг задач по

достижению конечной цели и обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности [1, с. 83-84]. На него распространяются нормы, регламентирующие данную деятельность, режим законности в его конкретной интерпретации [2]. Отнесение лица или организации к числу таких субъектов означает, по общему правилу, постоянное пли длящееся (систематическое) участие в ней [3, с. 133].

С. И. Герасимов отмечает, что в широком смысле общая система субъектов профилактики

198

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

представляет собой совокупность органов и организаций, деятельность которых полностью или в определенной части связана с решением задач предупреждения преступлений. В узком смысле специализированная система субъектов "объединяет только те органы, для которых профилактика преступлений является одной из основных функций" [4, с. 83].

Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему, звенья которой непосредственно или опосредованно взаимодействуют и взаимоподкрепляют друг друга.

Многие ученые - криминологи приводят различные классификации субъектов предупреждения преступлений в зависимости: от уровня предупреждения преступлений (общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный); места в государственной и общественной системе (государственные (федеральные и субъектов федерации); муниципальные; неправительственные (негосударственные и немуниципаль-ные), в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования; граждане); задач, компетенции, содержания такой деятельности (органы власти общей компетенции; неспециализированные, частично

специализированные и специализированные, которыми являются правоохранительные органы); характера функций (специализированные субъекты, для которых функция предупреждения является основной или одной из главных (органы МВД), и неспециализированные, для которых предупреждение является подчиненной, производной от главной функции (школа, семья) [5].

В. Д. Малков отмечает, что субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфере определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач [6, с. 129].

К субъектам государственной системы предупреждения преступлений, по его мнению,

относятся:

федеральные органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, осуществляющие функции правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, организующие работу подчиненных органов по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;

межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;

органы прокуратуры; органы юстиции и учреждения Федеральной службы исполнения наказания; органы внутренних дел; органы Федеральной службы безопасности; органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупре-ждение преступлений.

В предупреждении преступлений принимают участие в пределах своей компетенции и в формах, установленных законодательством, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, другие учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане [6, с. 129-130].

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений он относит органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность, по его мнению, состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций.

В предупредительной работе органов внутренних дел он выделяет следующие основные ее виды:

разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики

199

преступно-сти;

конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства;

проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений;

предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

Также он отмечает место и роль в системе предупреждения преступлений прокуратуры, судебных и других правоохранительных органов.

В. Е. Эминов к числу частично специализированных субъектов предупреждения преступности относит контрольно-ревизионные органы, нотариат (в том числе частный нотариат и аудит), а также юридическую службу предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Также в предупреждении преступлений он обращает внимание на частные охранные и детективные предприятия, казачьи общества, адвокатуру.

К числу специализированных субъектов предупреждения преступности В. Е. Эминов относит правоохранительные органы (их службы, подразделения, организации, учреждения). Это органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, юстиции, прокуратуры, суда, таможенные органы.

По его мнению, для специализированных органов предупреждения преступности характерны: 1) не просто выделенность задач и функций предупредительной деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; 2) использование сотрудниками, осуществляющими предупредительную деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения; 3) тенденция к специализации предупредительной деятельности в организационном, кадровом, ресурсном обеспечении, но в сочетании с жестким требованием участия в предупредительной

деятельности всех служб, подразделений, учреждений, организаций в меру возложенных служебных задач;

4) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной предупредительной деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер;

5) выделение задач и функций предупреждения преступности в самих правоохранительных органах [7, с. 305-311].

Ю. М. Антонян среди субъектов предупреждения преступлений выделяет государственные организации, в первую очередь правоохранительные органы, религиозные учреждения, предпринимателей, администрацию предприятий и учреждений, которым предоставлены определенные права и кото-рые несут ответственность за поведение своих рабочих и служащих, трудовые и учебные коллективы, семья, на которую возложена исключительно важная роль в надлежащем нравственном формировании личности и обеспечении такого поведения человека, которое соответствовало бы правовым и нравственным стандартам, а также отдельный человек, участвующий в борьбе с преступностью на сугубо добровольных началах, оказывают помощь обществу, влияя на отдельных людей, склонных к совершению преступлений, помогая тем, кто попал в трудную ситуацию [8, с. 145-148].

Следует отметить, что рассмотренные классификации субъектов предупреждения преступлений, во-первых, раскрыты в большей степени применительно к предупреждению общеуголовной преступности. Во-вторых, в ряде случаев данные классификации и характеристики субъектов предупреждения преступлений раскрыты со старых позиций (в период действия советской власти) и не учитывают произошедших изменений, в первую очередь, в сфере экономики.

Между тем, произошедшие изменения в отношениях собственности и образование новой экономической реальности повлекли значительные изменения в организации работы по предупреждению преступных посягательств между государством и другими субъектами экономических отношений.

В настоящее время в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

_200

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ [9]. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ст.ст. 294, 296 ГК РФ.

То же самое относится и к муниципальной собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ.

В соответствии со ст. 209 "Содержание права собственности" ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение

прибыли от пользования имуществом, прода-жи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В связи с этим, как справедливо отмечают О. Ю. Казакевич и другие авторы, "предпринимательским структурам придется заняться деятельностью, выполнение которой ранее брали на себя государственные структуры. К этому их обязывает собственность. Поэтому выход из плотной опеки государства означает не только получение самостоятельности, но и ответственность за организацию и осуществление предпринимательской деятельности, безопасность которой приобретает особое значение в связи с ростом преступности" [10, с. 11].

Обеспечение безопасности своей деятельности становится жизненно важной потребностью, одним из базовых принципов функционирования как негосударственных, так и государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов. Усугубляющаяся криминогенная обстановка в стране, появление активно действующих структур экономической разведки, широкое применение жестких методов воздействия на предпринимательские структуры определяют актуальность рассматриваемой проблемы на ближайшую перспективу.

Таким образом, в современных условиях защита экономических интересов лежит не только на государственных органах, но и, в первую очередь, на собственниках имущества. Получение экономической самостоятельности предполагает и определенную долю ответственности за организацию и осуществление мер защиты своего бизнеса.

Исходя из того, что все права по распоряжению собственностью принадлежат собственнику, он и является главным субъектом предупреждения преступлений в отношении своего имущества.

В то же время, государство, муниципальные органы, другие собственники для осуществления предпринимательской и иной деятельности вправе привлекать других лиц, осуществляющих руководство предприятием (администрация предприятий), на которых и должно лежать организационное руководство предупредительной деятельностью.

Непосредственно же эти вопросы предупреждения преступлений должны входить в круг обязанностей сотрудников службы безопасности. Это подразделение действует либо в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" [11] либо учреждается в виде специализированного подразделения компании.

Появление нового субъекта предупреждения

и пресечения преступлений, каковым является служба безопасности, связано с определенным этапом развития рыночных отношений в обществе. Подобное социальное явление отмечается во всем мире и является закономерным этапом создания и совершенствования в обществе системы негосударственных структур безопасности.

П р а в о в о й б а з о й д ея тел ь н ос т и с л у жб безопасности и охранных предприятий в России помимо названного закона являются Гражданский кодекс РФ, постановление Правительства РФ "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" [12], положения о службах (отделах) безопасности, утверждаемые в качестве локальных нормативных актов.

В своей деятельности Служба руководствуется также уставом предприятия, решениями органов управления предприятия, организационно-распорядительными и иными нормативно-методическими документами предприятия.

Таким образом, службы безопасности становятся ключевым инструментом в системе комплексной безопасности и защиты собственности предприятий, создание которой осуществляется исключительно по инициативе и при непосредственном организационном и материальном участии его владельцев.

Наряду с этим в предупреждении преступлений против собственности могут участвовать и другие работники предприятий(например,в страховых предприятиях - страховые агенты, работники отдела урегулирования убытков, бухгалтерии и других подразделений; в банках - работники кредитного отдела, юридической службы, отдела залогов и др.)

Таким образом, применительно к субъектам предупреждения преступлений против собственности главным (основным) субъектом является собственник, а также руководители (администрация) предприятий.

Специализированным субъектом являются службы безопасности либо специальное подразделение компании, которые обеспечивают защиту предпринимательской деятельности, с одной стороны, путем выявления, предупреждения и пресечения действий, составляющих внутренние и внешние посягательства, а с другой - путем выявления причин и условий, способствующих их совершению.

К специализированным субъектам предупреждения преступлений в сфере собственности следует также отнести контрольно-ревизионные службы предприятий и организаций, в задачи которых входит обеспечение со-

хранности средств предприятия, соблюдение финансовой дисциплины, принятие мер к выявлению и устранению фактов незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, кражи денежных средств, искажения отчетности и др.

К неспециализированным субъектам предпринимательской деятельности на этих предприятиях относятся работники других подразделений предприятия, которые выполняя свои основные обязанности одновременно могут способствовать предупреждению преступлений.

Как было отмечено выше, все права по распоряжению собственностью принадлежат собственнику. В связи с этим встает вопрос о том, являются ли правоохранительные органы и, в частности, органы внутренних дел, специализированными субъектами предупреждения преступлений против собственности, что они могут, какие права им предоставлены для этого и др.?

Как отмечает Г. М. Миньковский, для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы участникам профилактической деятельности четко определялись объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами.

Таким образом, ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются:

а) наличие у них задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений);

б) уполномоченность законом на эту деятельность;

в) наличие соответствующих прав, обязанностей, ответственности при ее осуществлении [13, с. 195-196].

По мнению авторов, поскольку все права предоставлены собственнику, то он сам и решает какие меры ему принять для предупреждения преступлений.

Анализ полномочий правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел позволяет утверждать, что они не являются специализированными субъектами предупреждения преступлений против собственности, поскольку не обладают для этого никакими полномочиями.

Федеральным законом РФ от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в

_202

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуаль-ных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся субъектов предпринимательской деятельности" органы внутренних дел были лишены таких прав, в том числе:

осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;

изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торго-вой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий до-кументы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий и др.

Таким образом, если и ранее у сотрудников милиции было недостаточно прав по предупреждению преступлений, то с принятием указанного закона их вообще не стало. Поэтому наряду с указанными изменениями следова-ло бы исключить из числа задач органов внутренних дел и задачи по предупреждению преступлений в сфере экономики, имеющиеся в Законе о милиции, Федеральном законе об ОРД.

Милиция и оперативные подразделения предназначены в основном для выявления и раскрытия преступлений, а не для их предупреждения. О несоответствии задач предупреждения преступлений в сфере экономики реальному положению дел свидетельствует и тот факт, что, несмотря на наличие таких задач, деятельность по предупреждению преступлений в сфере экономики не входит в показатели оценки деятельности подразделений органов милиции и оперативных подразделений.

Сказанное вовсе не означает, что правоохранительные органы не должны принимать участия в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. Однако сама жизнь приводит к распределению функциональных обязанностей по защите частного бизнеса: государственные органы проводят общепрофилактическую работу по

предупреждению преступлений, а также несут ответственность за их раскрытие и изобличение преступников, в то время как предприниматели и их службы безопасности осуществляют охрану конкретной собственности в целях недопущения ее хищения, кражи, противоправного использования и т.п. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт работы государственных правоохранительных органов и частных служб безопасности, детективных и охранных агентств.

Помимо отношений собственности, основанием для классификации субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики являются и другие отношения, затрагивающие, с одной стороны, частные интересы, с другой -общественные и государственные либо муниципальные.

Что касается частных интересов, то помимо раскрытых выше, данные положения применяются также и к предупреждению преступлений в сфере интеллектуальной собственности (ст.ст. 146, 147, 180 УК РФ), незаконному получению кредита (ст. 176 УК РФ), злостному уклонению от погашения кредиторской задолженности (ст. 176 УК РФ), незаконному получению и разглашению сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 193 УК РФ) и ряду других. То есть этими преступлениями причиняется ущерб определенному собственнику, в связи с чем они и должны обеспечивать защиту своего бизнеса.

Наряду с этим, такими преступлениями как "Незаконное предпринимательство" (ст. 171 УК РФ), "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции" (ст. 171.1 УК РФ), "Незаконная банковская деятельность" (ст. 172 УК РФ), "Лжепредпринимательство" (ст. 173 УК РФ), "Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм" (ст. 181 УК РФ), "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг" (ст. 185 УК РФ), "Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов" (ст. 187 УК РФ), "Неправомерные действия при банкротстве" (ст. 195 УК РФ), "Преднамеренное банкротство" (ст. 196 УК РФ), "Фиктивное банкротство" (ст. 197 УК РФ), "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" (ст. 238 УК РФ) и рядом других ущерб причиняется отдельным лицам, предпринимателям, а также государству.

В связи с этим, предупреждением таких

203

преступлений должны заниматься сами предприниматели (например, проверить партнера на предмет его регистрации, наличии лицензии, когда она обязательна, и убедиться что перед ними нормальный предприниматель, а не фирма однодневка или лже-предприниматель), граждане (например, при покупке в магазине спиртных напитков, табачных изделий и т. п. убедиться в наличии обязательной маркировки марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с этим предупреждением таких преступлений на специально-криминологическом уровне должны заниматься государственные и общественные органы и организации, поскольку не все предприниматели и граждане могут это квалифицированно сделать. Кроме того, отдельными указанными видами преступлений затрагиваются государственные и муниципальные интересы, которые могут защищаться в основном государственными органами.

Другая группа преступлений: "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" (ст. 169 УК РФ), "Регистрация незаконных сделок с землей" (ст. 170 УК РФ), Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, либо в результате совершения им преступления (ст.ст. 174, 174.1 УК РФ), "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" (ст. 178 УК РФ), "Контрабанда" (ст. 178 УК РФ), налоговые и ряд других преступлений посягают либо на государственные интересы (например, налоговые преступления), либо на установленный государством порядок осуществления отдельных операций (например, регистрация сделок с землей), установленный порядок обращения денежных средств или иного имущества, порядок пропуска товаров через границу и т. п. В связи с этим, предупреждением та-ких преступлений должны заниматься государственные органы и организации.

Исходя из изложенного, рассмотрим структуру государственных органов, которые, осуществляя свои непосредственные функции, одновременно предупреждают преступления в сфере экономики (учитывая, что деятельность таких субъектов предупреждения преступлений как: общественные организации, судебные органы, прокуратура и др. достаточно подробно изложена в криминологической литературе, они в данной работе не рассматриваются).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации власть в России осуществляют органы государственной власти и органы местного само-

управления (п. 2 ст. 3). С учетом федеративного устройства России ее государственные органы (законодательные и исполнительные) подразделяются на:

органы государственной власти Российской Федерации (федеральные государственные органы);

органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся вопросы, предусмотренные ст. 71 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - ст. 72.

Органы законодательной власти РФ и законодательные органы субъектов Федерации принимают законы по вопросам, относящимся к их компетенции, которые могут оказывать влияние на предупреждение преступлений.

Наряду с этим, эти органы осуществляют парламентские расследования, заслушивают отчеты Правительств, руководителей федеральных и региональных органов, осуществляются запросы депутатов и т. п., в ходе которых выявляются причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией России, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах. Этот статус определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

К федеральным органам исполнительной власти общей компетенции относится Правительство Российской Федерации. Оно является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти и возглавляет всю систему исполнительных органов. В соответствии с конституционными и иными актами на Правительство возлагаются задачи общего руководства экономикой и социально-культурным

_204

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

строительством страны, разработки и осуществления государственных бюджетов, охраны собственности и др.

Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Осуществляя функции по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и противодействию преступности, Правительство РФ на основании законодательства и в пределах своей компетенции издает различные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

нормативные правовые акты, регулирующие общие вопросы организа-ции предпринимательской деятельности, например: регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемую подразделениями Федеральной налоговой службы [14]; лицензирование различных видов деятельности [15] и др.;

нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы в определенных отраслях и сферах хозяйственной деятельности, например, лицензирование заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов [16] и т. п.

Отмеченные нормативные акты являются составной частью системы правового регулирования предпринимательской деятельности и способствуют наведению порядка в сфере экономики.

В подготовке этих нормативных актов в ряде случаев принимают непосредственное участие работники МВД России, в первую очередь сотрудники подразделений по экономической безопасности МВД России, которые наиболее полно осведомлены об ухищрениях правонарушителей и недостатках правового регулирования.

Министерства также принимают различные нормативные акты как в развитие постановлений Правительства РФ, так и по собственной инициативе [17], регулирующие общественные отношения в той или иной отрасли или сфере хозяйственной деятельности и способствующие предупреждению преступности в сфере экономики.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004. г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [18] к федеральным органам исполнительной власти отраслевой компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, которые, соответственно, выполняют функции по: принятию нормативных правовых актов; контролю и надзору; управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

В интересуемом нами плане особо следует выделить функции по контролю и надзору, под которыми в соответствии с указанным выше Указом понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными зако-нами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

Эти функции выполняют федеральные службы. В соответствии с п. 3 данного указа Федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской

205

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору -также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Таким образом, в результате проведенной административной реформы сформирована трехзвенная система органов исполнительной власти, среди которых можно выделить федеральные службы, наделенные контрольно-надзорными полномочиями, основным назначением которых является осуществление государственного контроля за выполнением гражданами, должностными лицами и организациями обязательных требований. Осуществляя свои функции, они выявляют различные правонарушения, тем самым предупреждая совершение различных преступлений. Исходя из этого, эти службы можно отнести к специализированным субъектам предупреждения пре-ступлений в сфере экономики.

Таким образом, можно отметить, что контролирующие органы осуществляют устранение криминогенных детерминант в результате непосредственного осуществления своих функций по контролю за определенными объектами и субъектами. Например, главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а не предупреждение налоговых преступлений, хотя в результате осуществления своих функций они осуществляют предупреждение налоговых преступлений.

При этом, опять встает вопрос о том, какую роль в предупреждении преступлений в сфере экономики играют правоохранительные органы, в первую очередь, органы внутренних дел, являются ли они специализированными субъектами предупреждения преступлений, что они могут, какие права им предоставлены для этого и др. Проведенный выше анализ

полномочий позволяет утверждать, что правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел, не являются специализированными субъектами предупреждения преступлений против собственности, поскольку не обладают для этого практически никакими полномочиями.

В то же время, они могут играть в предупреждении преступлений в сфере экономики вспомогательную роль, в частности, участвовать в проведении различных проверок совместно с контролирующими органами, проверить отдельных лиц на судимость и др.

В субъектах Российской Федерации к органам исполнительной власти общей компетенции относятся правительства республик, администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, авто-номных округов.

Эти органы осуществляют правовое регулирование общественных от-ношений на уровне субъектов Российской Федерации. Как правило, они принимают нормативные правовые акты по отдельным вопросам, исходя из особенностей (социально-экономических, степени криминогенности и т. п.) конкретных регионов

Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления в Российской Федерации - муниципальные органы - это наделенные полномочиями органы по непосредственному оперативному управлению муниципальной собственностью, финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности местного значения. Таким образом, местные органы осуществляют в определенной степени функции по регулированию и управлению собственностью и экономикой на местном уровне.

Исходя из вышеизложенных рассуждений, применительно к предупреждению экономической преступности, субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а также органы, должностные лица, лица, выполняющие управленческие и иные

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

206

функции в организациях, руководители, трудовые коллективы предприятий и организаций, отдельные их подразделения, которые, осуществляя контрольные, надзорные и иные свои профессиональные функции предупреждают появление условий, способствующих совершению преступлений, либо устраняют или нейтрализуют их.

Литература

1. Долгова А. И., Коробейников В. В., Кудрявцев В. Н., Панкратов В. В. Понятия советской криминологии. М.: ВИИП и ПП, 1985.

2. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. С. 12; Звирбуль В. К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М.: Юрид. лит., 1971. С. 25.

3. Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.

4. Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в г. Москве (опыт и перспективы). М., 2000.

5. Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. М.: Щит-М, 1998. С. 133; Он же. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М НОРМА, 1997. С. 350; Криминология: Учебник/Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. Г. М. Миньковского. М.: Изд-во БЕК, 1998. С. 195 - 213 и др.

6. Криминология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М,: ЗАО "Юстицинформ", 2008.

7. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова.

8. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. М.: "Логос", 2004.

9. ФЗ РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая" (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N181-ФЗ).

10. Казакевич О. Ю. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. М., 1992.

11. Закон РФ от 11.03.92г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ).

12. Постановление Правительства РФ от 14.08. 1992 г. № 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" с последующими изменениями и дополнениями.

13. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. Г. М. Миньковского.

14. Постановление Правительства РФ от

17.05.2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в ред. Постановления Правительства РФ от

16.09.2003 N 577, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 578).

15. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 486).

16. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2008 N 441).

17. Приказ Федеральной таможенной службы от 29.03.2005 г. № 252 "Об утверждении временного порядка подготовки нормативных правовых актов Минэкономразвития России и Минфина России, разрабатываемых ФТС России".

18. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 25.12.2008 N 1847, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 N 295, от 27.03.2006 N 261, от 22.06.2009 N 710).

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.