Научная статья на тему 'Основные направления правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений'

Основные направления правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2740
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PREVENTION OF CRIMES / PREVENTION SYSTEM / ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT BODIES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полтарыгин Р. В.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений, отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере предупреждения преступлений, закрепляющий права и обязанности субъектов предупреждения преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT BODIES ACCORDING TO THE PREVENTION OF CRIMES

In article problems of legal regulation of activity of law enforcement bodies in the sphere of the prevention of crimes are considered, there is no the regulatory legal act regulating legal relationship in the sphere of the prevention of crimes, fixing the rights and duties of subjects of the prevention of crimes.

Текст научной работы на тему «Основные направления правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

A.N. Morozova, PhD. jurid. , Associate Professor of Department. Public and Administrative Law, tel. +7 (910) 704-64-15, (Russia, Tula, Tula State University)

N.A. Belobragina, PhD. jurid. , Associate Professor of Department. Theory and History of State and Law, Tel. (4872) 35-54-11, E-mail: nbelobragina@yandex.ru(Russia, Tula, Tula State University)

УДК 343.102

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Р.В. Полтарыгин

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений, отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере предупреждения преступлений, закрепляющий права и обязанности субъектов предупреждения преступлений.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, система предупреждения,

деятельность органов внутренних дел, правовое регулирование

В настоящее время процесс предупреждения преступлений в Российской Федерации не имеет самостоятельной правовой базы, а существующие правовые нормы фрагментированы в различных отраслях законодательства, и будучи рассогласованными между собой - не способствуют консолидации профилактической деятельности ее субъектов. В таких условиях формирование государственной системы профилактики правонарушений детерминируют создание развернутой и стабильной нормативно-правовой базы на всех уровнях профилактической деятельности, т.е. федеральном, региональном и местном. Речь, по существу, идет о принципиальной корректировке политики государства в сфере профилактики правонарушений и контроля преступности [17, С. 3-6].

Необходимо помнить и о том, что правовое регулирование не только упорядочивает процесс профилактики преступлений и других правонарушений, но и обеспечивает в этой сфере гарантии прав и свобод человека, взаимоотношения личности, общества и государства.

Здесь следует упомянуть и о том, что частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Важные положения об охране прав личности и защите ее от противоправных

посягательств содержатся в ряде международных правовых актов, к которым присоединилась Россия [2, 3, 4, 5, 6].

Повышение качества действующих норм, их эффективности и научной обоснованности, приближение к потребностям социально-экономического развития, углубления демократического порядка их формирования - в этом должна проявлять себя перестройка в сфере законодательства в области профилактики правонарушений: правовая реформа должна быть связана, прежде всего, с повышением роли закона в жизни общества [16, С. 51-53].

Анализ норм Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основной закон содержит основополагающие принципы организации профилактической работы, закрепленные в соответствующих нормах [15]. Именно они на современном этапе являются фундаментальными в правовом регулировании профилактики правонарушений:

- ст. 2 закрепляет, а последующие статьи детализируют меры по реализации основных прав и свобод человека, а также устанавливают допустимые ограничения статуса личности, из которого должны исходить все государственные и общественные органы, в том числе осуществляющие деятельность по предупреждению преступлений;

- ст. 21 декларирует недопущение умаление достоинства личности при проведении профилактической работы;

- ст. 25 запрещает проникновение в жилище против воли проживающих в нем иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения;

- ст. 35 налагает запрет на лишение своего имущества иначе как по решению суда;

- ст. 52 защищает права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, они охраняются законом и государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба;

- п. б ч. 1 ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

Совершенствование государственной системы профилактики в настоящее время ведется по следующим направлениям:

1. Издание федеральных законов, касающихся реализации профилактических функций государства.

2. Совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений.

3. Поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

4. Разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества.

Однако на современном этапе система предупреждения преступности в России находится на стадии становления, и основной груз реальной профилактической работы продолжают нести службы и подразделения органов внутренних дел, которые и возглавляют ранжир субъектов специально-криминологической профилактики:

- государственные органы, выполняющие правоохранительные функции;

- государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.);

- частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия, общественные объединения граждан участвующих в охране общественного порядка и др.).

Эта особенность отмечается многими криминологами: в процессе решения своих специфических задач правоохранительные органы вносят существенный вклад в предупреждение преступности. Для некоторых из них предупреждение преступлений и иных правонарушений относится к числу основных обязанностей*. Основную тяжесть работы в этой сфере деятельности несут органы министерства внутренних дел.

Одной из основных задачей в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является «создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений» [7].

В настоящее время совокупность нормативных правовых актов определяют содержание и принципы профилактической работы в сфере правоохранительной деятельности [8, 9, 14]. И здесь необходимо, на наш взгляд, остановиться на следующих:

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», являющийся базисным в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних», который не только определяет задачи, принципы и формы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, но и законодательно закрепляет ряд дефиниций [11] для единообразного понимания различных феноменов и ситуаций, возникающих в связи с ними*, закрепляет права и обязанности субъектов (определив их) по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

* Необходимо отметить, что профилактические функции правоохранительных органов реализуются главным образом на специально-криминологическом и индивидуальном уровне.

* Например: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и

157

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в редакции 1995 г.: статья 2 «Задачи оперативно-розыскной деятельности» рассматриваемого федерального закона к числу приоритетных задач относит предупреждение преступлений: «задачами оперативно-розыскной

деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших» [12]. Здесь уместно сказать о том, что соответствующие главы и содержащиеся в них статьи регламентируют всю совокупность действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, направленных именно на реализацию задач, содержащихся во второй статье.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Лаконичная норма, содержащаяся в статье 2 «Задачи административного надзора», скрывает за собой особое профилактическое направление деятельности, осуществляемое органами внутренних дел, сущность которого состоит в предупреждении совершения особой категорией лиц [13], преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Если обратиться к положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [14], то в данном нормативном правовом акте к полномочиям, осуществляемым МВД России, относится разработка и принятие в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Многие методы, формы профилактической работы различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере совпадают. Вместе с тем каждое подразделение имеет свою сферу [18] профилактической деятельности, типичные для нее объекты и категории лиц, подвергающиеся профилактическому воздействию, деятельность которого определяется ведомственным нормативным правовым актом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Всеобщая декларация прав человек (Принята 10 дек. 1948 г. Г енеральной Ассамблеей ООН) // СПС Консультант Плюс.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

158

(заключена в г. Вене 20 дек. 1988 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 199б. С. 71-82.

5. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 1б дек. 19бб г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

6. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята 29 нояб. 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН).

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ 12.05.09 № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.

8. О безопасности: Закон РФ 28.12.2010 N 390-ФЗ // Рос. газ. 2010. 29 декабря.

9. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации 07.02.11 N 3-ФЗ // Рос.газ. 2011. 8 февраля.

10. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России 17.01.0б № 19 // СПС Консультант Плюс.

11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон 24.0б.99 № 120 - ФЗ // СПС Консультант Плюс.

12. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон

12.08.95 № 144-ФЗ // Рос. газ. 1995. 18 авг.

13. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Федерального закона Российской Федерации 0б.04.11 № б4-ФЗ // СПС Консультант Плюс т.3.

14. О Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Положение утв. Указом Президента РФ 01.03.11 г. № 248 // СПС Консультант Плюс.

15. Галахова А.В. Больше внимания реализации положений Конституции РФ и УК РФ о предупреждении преступлений в судебной практике // Российский судья. 2008. № 11.

16. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М.: НОРМА, 2007.

17. Новичков В. Е. Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью в современной России: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 200б.

18. http://mvd.ru/mvd/structure.

Р.В. Полтарыгин, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений, тел. 8(499) 745-82-46,

kafedra_up_au@mail.ru (Россия, Москва, Академия управления МВД РФ)

MAIN DIRECTIONS OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES ACCORDING TO THE PREVENTION OF CRIMES

R.V. Poltarigin

In article problems of legal regulation of activity of law-enforcement bodies in the sphere of the prevention of crimes are considered, there is no the regulatory legal act regulating legal

relationship in the sphere of the prevention of crimes, fixing the rights and duties of subjects of the prevention of crimes.

Keywords: prevention of crimes, prevention system, activity of law-enforcement bodies, legal regulation

R.V. Poltarygin, PhD. jurid. , senior lecturer in criminal policy and the organization of crime prevention,

УДК 342.9

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРОКУРАТУРЫ

М.М. Поляков

В статье рассмотрены историко-правовые, организационные и законодательные составляющие европейского опыта противодействия коррупции различными органами исполнительной власти, а также органами прокуратуры.

Ключевые слова: коррупция, международный опыт, органы исполнительной власти, прокуратура.

В мире существует множество стран, которые существенно минимизировали уровень коррупции путем использования самых различных мер. Их анализ показывает, что с коррупцией можно успешно бороться, используя при этом как весьма «мягкие» меры, так и достаточно «жесткие» (а порой и просто жестокие) способы. Среди европейских стран Германия, Финляндия, Франция, Эстония - это страны, показавшие то, как можно правильно и эффективно бороться с коррупционными проявлениями на всех уровнях власти.

Германия являет собой пример европейской страны, имеющей серьезные достижения в деле борьбы с коррупцией. Немецкие государственные служащие, в том числе и работники прокуратуры, являют собой образец честности, неподкупности, а также преданности своему делу. В Германии под коррупцией понимается:

• злоупотребление государственной должностью, политическим влиянием или положением в сфере торговли или промышленности;

• предоставление преимуществ третьему лицу;

• коррупция осуществляется с целью получения какой-либо выгоды должностным лицом или третьим лицом;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.