УДК 343.352.4 DOI: 10.24420/KUI.2019.46.59.014
О.Ю. Можина
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЛКОГО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
THE ESSENCE AND THE CONTENT OF BASIC ELEMENTS OF PETTY BRIBERY PREVENTION SYSTEM
in the social sphere
Введение: в статье рассматриваются сущность и содержание основных элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в таких социально значимых сферах, как здравоохранение и образование.
Материалы и методы: при проведении исследования использованы общенаучные и частнонаучные методы: анализ имеющихся в научной литературе точек зрения в отношении элементов системы предупреждения преступлений и синтез полученных в ходе исследований результатов, индукция и дедукция при определении сущности основных элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере, а также абстрагирование, системно-структурный, сравнительно-правовой, логический методы в процессе выявления особенностей элементов системы предупреждения мелкого взяточничества.
Результаты исследования: автор определяет сущность и содержание основных элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере: объекта предупреждения; субъектов предупреждения и содержания предупредительной деятельности.
Обсуждение и заключения: автор приходит к выводу, что выделение основных элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере, исследование их качественной и структурно-функциональной характеристики обусловливается необходимостью изучения того, каким образом и с помощью каких мер субъекты предупреждения могут и должны воздействовать на объекты предупреждения, с тем чтобы снизить уровень коррупционного поведения, уровень дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов, административных правонарушений и преступлений, связанных с мелким взяточничеством в социальной сфере.
Ключевые слова: предупреждение мелкого взяточничества; объект предупреждения; субъекты предупредительной деятельности; меры предупреждения; сфера здравоохранения; сфера образования
Для цитирования: Можина О.Ю. Сущность и содержание основных элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 3. С. 346-354. DOI: 10.24420/KUI.2019.46.59.014
Introduction: the article discusses basic elements of the system of preventing petty bribery in such socially important areas as health care and education.
Materials and Methods: general scientific and private scientific methods are used in the study: viewpoints analysis available in scientific literature regarding elements of a crime prevention system and a synthesis of results obtain in the course of the research, induction and deduction in determining the essence of the main elements of the social bribery prevention system in a social sphere, as well as abstraction, system-structural, comparative legal, logical methods in the process of identifying the features of the elements of the petty bribery prevention system.
Results: main elements of the system of preventing small-scale bribery in a social sphere are identified, namely: an object of the warning; subjects of warning and a content of preventive activities.
Discussion and Conclusions: the author comes to the conclusion that identifying the main elements of the system of preventing small-scale bribery in a social sphere, studying their qualitative and structural-functional characteristics are conditioned by the need to study how and with what measures warning subjects can and should influence warning objects in order to reduce the level of corrupt behavior, the level of disciplinary offenses, civil delicts, administrative offenses and offenses related with petty corruption in the social sphere.
Key words: prevention of petty bribery, warning object, subjects of preventive activity, warning measures, health care, the sphere of education
For citation: Mozhina O.YU. The essence and the content of basic elements of petty bribery prevention system in the social sphere // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2019. V. 10, N 3. P. 346-354. DOI: 10.24420/KUI.2019.46.59.014
Введение
Система предупреждения (предупредительной деятельности) преступлений, по мнению многих криминологов, состоит из трех основных элементов. Так, по мнению А.И. Долговой, к этим трем элементам относятся объекты, субъекты, средства предупредительного воздействия [1, с. 434]. Несколько иную систему предупреждения преступлений предлагает С.М. Иншаков, выделяя следующие элементы: явление воздействующее (субъект); явление, на которое оказывается воздействие (объект); способ воздействия; цель воздействия [2, с. 82]. В данном исследовании мы будем придерживаться «классической» формулы системы предупреждения преступлений (субъект, объект, содержание) и рассмотрим сущность и содержание указанных элементов применительно к предупреждению мелкого взяточничества в таких социально значимых сферах, как здравоохранение и образование.
Актуальность такого исследования обусловлена тем, что, несмотря на стабильный интерес научного сообщества к проблеме бытовой коррупции, в том числе ее предупреждения, дифференциация уголовной ответственности за взяточничество в зависимости от размера предмета взятки была осуществлена сравнительно недавно (ст. 2912 УК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-Ф3). В связи с этим вопрос о сущности и содержании элементов системы предупреждения такого негативного явления, как мелкое взяточничество в социальной сфере, в научной литературе на данный момент не проанализирован. Хотя такой анализ может способствовать более целенаправленному предупреждению данного явления (особенно в сферах здравоохранения и образования), а указанное направление предупреждения преступлений может и должно стать самостоятельным направлением.
Обзор литературы
Непосредственно систему предупреждения того или иного вида преступлений рассматривали в своих монографических работах А.И. Долгова, С.М. Иншаков, Г.М. Миньковский [3], Г.С. Сар-кисов [4] и др. В диссертационных исследованиях анализировались специфические составляющие системы предупреждения преступлений [5, 6, 7, 8]. Существует немало научных исследований, в которых рассматриваются элементы предупреждения взяточничества, в том числе мелкого (бытового, низового), именно в социальной сфере. Например,
в работах А.Н. Варыгина [9, с. 142], А.В. Полука-рова [10, с. 60] рассматриваются элементы системы предупреждения коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, Р.А. Абрамовым [11, с. 24] исследованы элементы системы предупреждения коррупции в российской сфере образования, С.В. Плоховым [12, с. 77] - элементы системы предупреждения коррупционной преступности в социальной сфере. Несмотря на то, что в данных работах рассматривается совокупность всех коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении и образовании, остается неисследованным вопрос о сущности и содержании основных элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере.
Материалы и методы
Методологическую основу данного исследования составляет совокупность общенаучных и частнонаучных методов научного познания, в том числе диалектический, сравнительно-правовой и системно-структурный методы. Материалами исследования послужили нормы уголовного законодательства Российской Федерации, нормы внутриотраслевого законодательства, научная литература.
Результаты исследования
Для того чтобы раскрыть сущность и содержание всех элементов системы предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере, необходимо прежде всего указать, что мы понимаем под предупреждением преступлений, в том числе мелкого взяточничества в социально значимых сферах. Для этого следует определить, в каком соотношении находятся такие понятия, как противодействие преступности, борьба с преступностью, предупреждение преступлений, профилактика преступлений, предотвращение преступлений, пресечение преступлений [13, с. 280].
Следует согласиться с утверждением отдельных исследователей, которые отмечают, что «предупреждение преступлений» может трактоваться как в широком (социально-политическом, криминологическом, идеологическом), так и в узком (уголовно-правовом) смысле. К таким исследователям относится В.Д. Малков, который в широком значении под предупреждением преступлений понимает «исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьше-
нию и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений» [14, с. 119]. В качестве прикладного (более узкого) значения предупреждения преступлений профессор В.Д. Малков выделяет «деятельность, направленную на совершение их недопущения путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением» [14, с. 120].
По поводу обозначения таких уровней и типов мероприятий, как «профилактика», «предотвращение» и «пресечение», существует множество точек зрения, зачастую полностью противоположных. В некоторых научных работах данные термины и понятия применяются как взаимозаменяемые
Профессор В.Д. Малков считает, что предотвращение - это один из элементов индивидуального предупреждения преступлений, а пресечение выходит за рамки предупреждения, поскольку представляет собой осуществление специальных мер [14, с. 121].
По мнению В.Д. Ларичева, предотвращение и пресечение преступлений не входят в систему предупреждения преступлений, а являются составляющими оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений [15, с. 50].
В рамках проводимого исследования не представляется возможным проанализировать все аргументы участников дискуссии о правильном использовании перечисленных понятий и терминов. Нам близка (с некоторыми оговорками) позиция Н.В. Щедрина, который считает, что необходимо заключить «терминологическую конвенцию», чтобы использовать термин «предупреждение преступлений» для обозначения всех рассмотренных выше видов предупредительного воздействия [16, с. 27].
В рамках нашего исследования мы говорим о предупреждении мелкого взяточничества в социальной сфере, которое рассматривается как в широком (социально-политическом, криминологическом), так и узком (уголовно-правовом) смысле. Поэтому, обратившись к определению предупреждения преступлений Н.В. Щедрина [16, с. 7-8] и сузив область воздействия предупредительной деятельности на всю преступность до области воздействия на мелкое взяточничество в социальной сфере, в качестве рабочего определения мы будем использовать следующее: предупреждение мелкого взяточничества в социальной сфере -это специфический вид воздействия на общество, целью которого является снижение вероятности поведения, провоцирующего совершение мелкого взяточничества в социальной сфере, для чего
субъект, используя законные меры воздействия, стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи.
Далее необходимо более детально рассмотреть непосредственно элементы системы предупреждения, которыми, как мы указали выше, являются объекты, субъекты и непосредственно содержание предупредительной деятельности.
В криминологии достаточно четко определено, что объект предупредительной деятельности - это то, на что направлена данная деятельность, на что она воздействует в соответствии с поставленными целями. При этом объект предупредительной деятельности имеет сложную структуру, соответственно, более корректно говорить не об объекте, а о системе объектов предупредительной деятельности. Разными исследователями к таковым относились вся преступность в целом, ее отдельные виды; причины и условия преступности, факторы, детерминирующие преступность; личность преступника, группы людей, все население страны; регионы и конкретные организации, учреждения.
Г.Г. Смирнов, говоря об объектах криминологического предупреждения, анализирует следующую систему объектов: преступность; причинный комплекс преступности; общественные отношения, охраняемые уголовным законом; личность преступника и иные категории лиц [17, с. 112].
Взяв за основу приведенную систему, но с некоторыми оговорками, определим, что объектами предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере должны выступать следующие элементы: 1) мелкое взяточничество в социальной сфере как негативное социальное явление, его количественно-качественные характеристики (состояние, уровень, динамика и др.); 2) факторы, детерминирующее мелкое взяточничество в социальной сфере; 3) общественные отношения, охраняемые уголовным законом, обеспечивающие нормальное функционирование медицинских и образовательных организаций (оговорка - в реальной жизни статистически могут фиксироваться лишь результаты работы по недопущению получения или дачи мелкой взятки путем их предотвращения на стадии приготовления (в достаточно редких случаях) и путем пресечения на стадии покушения); 4) личность мелкого взяточника.
Следует отметить, что личность уже состоявшегося мелкого взяточника является объектом предупредительной деятельности в плане недопущения рецидива преступлений. Если ориентироваться на официальную статистику мелкого взяточничества не по количеству выявленных и расследованных фактов получения и дачи мелкой
взятки в социальной сфере, а по лицам, их совершающим, то такая деятельность осуществляется (удельный вес лиц, ранее совершавших получение или дачу мелкой взятки, в общей массе выявляемых мелких взяточников практически равен нулю). Основным же массивом лиц, выступающих в качестве объектов предупредительной деятельности, являются иные категории граждан, склонные к совершению мелкого взяточничества в социальной сфере (потенциальные мелкие взяточники), а также неограниченный круг лиц, взаимодействующих в сферах здравоохранения и образования (доктора, пациенты, их родственники, преподаватели, студенты, ученики, их родители и др.). При этом любая личность должна рассматриваться не отдельно, а в многочисленных взаимодействиях с социальной средой.
Рассмотрев систему объектов предупредительной деятельности мелкого взяточничества в социально значимых сферах, можно сделать важный вывод: такая предупредительная деятельность не может осуществляться каким-либо одним-един-ственным государственным органом или общественно-государственной структурой. В этой деятельности в том или ином объеме участвуют все звенья государственной и общественной системы, которые рассматриваются как некая целостная структура.
Полагаем, что система субъектов предупреждения преступлений данного вида должна формироваться исходя из системы объектов предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере. То есть каждому уровню системы объектов должен соответствовать определенный уровень системы субъектов. При этом многоэлементность системы субъектов предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере обусловлена множественностью элементов системы государственных органов и общественных структур, имеющих возможность в той или иной степени воздействовать на объекты предупреждения мелкого взяточничества в сферах здравоохранения и образования.
Основания для классификации субъектов предупредительного воздействия весьма разнообразны: место в государственной и общественной структуре (государственные, муниципальные, общественные); задачи и компетенции (специализированные и неспециализированные); нормативно-правовое закрепление (субъекты с законодательно определенной функцией и субъекты с законодательно неопределенной функцией предупреждения преступлений); период функционирования (действующие в течение длительного времени и недавно
созданные); по организационно-правовой форме (организации и граждане) и др.
В рамках данного исследования остановимся более подробно на системе государственных органов и общественных структур, классифицируемых на основании задач и компетенций, которые данные органы и организации решают и имеют. При этом основу для выделения системы субъектов предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере будет составлять Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российский Федерации» (ст. 5), который «рамочно» устанавливает систему субъектов профилактики правонарушений.
К таким субъектам следует отнести органы общей компетенции (неспециализированные, а также частично специализированные), которые формируют уголовную политику государства в сфере предупреждения преступлений, а также формируют правовые основы предупреждения преступлений на законодательном уровне: Президент Российской Федерации, являющийся гарантом Конституции Российской Федерации, согласно ст. 41 и ст. 43 которой каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, а также право на образование; Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции; Правительство РФ, организующее, направляющее, координирующее и контролирующее деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, которые имеют отношение к здравоохранению и образованию, и определяющее их правовой статус; разрабатывающее, утверждающее и финансирующее федеральные и региональные программы развития здравоохранения и образования. В качестве основной структуры Правительства РФ, занимающейся координацией органов власти, выработкой решений и комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики преступности, следует назвать Правительственную комиссию по профилактике правонарушений1. К данной группе субъектов предупреждения мелкого взяточничества следует также отнести правительства и администрации субъектов РФ; Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ не выполняют непосредственно функции по предупреждению мелкого взяточничества в социальной сфере, но в состав данных органов власти входят такие структурных подразделения, как Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Совет по региональному здравоохранению при Совете Федерации ФС РФ, Комитет по безопасности и
1 О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений: постановление Правительства РФ от 28.03.2008 № 216 (ред. от 15.10.2008) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 14. Ст. 1410.
противодействию коррупции Государственной Думы РФ, Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ. Перечисленные комитеты и советы имеют непосредственные возможности воздействия на потенциальных мелких взяточников в сферах здравоохранения и образования путем подготовки предложений, выработки рекомендаций, рассмотрения законопроектов по формированию и реализации государственной политики в сфере здравоохранения и в сфере образования; органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, принимающие принципиальные для общества решения в рассматриваемых нами сферах (здравоохранение и образование), а также органы местного самоуправления, которые формируют местные бюджеты в части расходов на образование, здравоохранение и др., осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки и социальной защиты населения.
Кроме того, к неспециализированным негосударственным субъектам предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере относятся (следует отметить, что, согласно Федеральному закону от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», перечисленные ниже субъекты предупреждения мелкого взяточничества являются не субъектами профилактики, а лицами, участвующими в профилактике правонарушений, для которых профилактическая деятельность является не обязанностью, а правом): органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания; общественные организации; средства массовой информации.
Социальная защита включает в себя социальное страхование, обеспечение и помощь, согласуется с действующим законодательством и политикой государства и направлена на обеспечение достойного уровня жизни и развития человека как личности. Организация социальной защиты выражается в следующих формах ее реализации: пенсионное обеспечение, социальные льготы и пособия, социальное страхование и обслуживание государства.
Общественные организации, которые участвуют в предупреждении преступлений, классифицируют в зависимости от территориального масштаба их деятельности, места, которое занимает предупредительная работа в числе основных: массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений (политические партии, профсоюзы, общественные фонды) осу-
ществляют в основном меры общего предупреждения; общественность осуществляет меры как общего, так и индивидуального предупреждения преступлений; органы, организации, отдельные представители местной общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности и др.) также осуществляют меры общего и индивидуального предупреждения [18, с. 37].
Также к данной группе субъектов предупреждения мелкого взяточничества следует отнести граждан (физических лиц), которые могут выступать как носители конкретных прав и обязанностей, связанных с исполнением конкретных социальных ролей (родственников, родителей, опекунов, членов специализированных общественных организаций).
К частично специализированным субъектам предупреждения мелкого взяточничества в сфере образования и здравоохранения относятся также службы, подразделения, организации и учреждения, которые функционируют непосредственно в сферах здравоохранения и образования. К субъектам федерального уровня следует отнести: отдел по профилактике, предупреждению коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами и кадрами Министерства здравоохранения РФ; Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников, Департамент управления делами Министерства науки и высшего образования РФ; Департамент государственной службы и кадров Министерства просвещения РФ1.
В соответствии с типовыми положениями об указанных органах здравоохранения и образования ответственность за организацию проведения общепрофилактических мероприятий возлагается на руководителей соответствующих органов. Например, согласно п. 7 положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства просвещения Российской Федерации директор данного департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент полномочий в установленной сфере деятельности. А в соответствии с п. 4.40-4.51 положения департамент имеет определенный перечень полномочий в области профилактики коррупционных и иных правонарушений.
К субъектам предупредительной деятельности данной группы относятся также органы здравоохранения и образования субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
К специализированным субъектам предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфе-
1 Об утверждении Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства просвещения Российской Федерации: приказ Минпросвещения России от 30.08.2018 № 17 (ред. от 22.01.2019).
ре следует отнести органы власти, для которых реализация мер борьбы с преступностью, в том числе мер предупреждения преступлений (профилактики, предотвращения, пресечения), является основной или даже единственной функцией.
В качестве специализированных субъектов предупреждения мелкого взяточничества следует рассмотреть такие правоохранительные органы, как суды общей юрисдикции, прокуратура, следственный комитет, органы внутренних дел. Антикоррупционные начала деятельности данных органов заложены в Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ», федеральных законах «О судебной системе РФ», «О прокуратуре РФ», «О полиции» и т.д.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» не включает в систему субъектов профилактики суды, но, исходя из их предназначения, особенно общей компетенции, они выполняют профилактическую функцию. При этом эти суды осуществляют как меры общей профилактики, так и специальные меры, поскольку применяют меры административного, уголовного, уголовно-правового характера, включая меры профилактического характера. В частности, это вынесение определений об устранении причин и условий совершения преступления.
В качестве отдельного специализированного субъекта предупреждения мелкого взяточничества в социально значимых сферах следует рассмотреть Министерство внутренних дел Российской Федерации. Организация и проведение правоохранительной деятельности по основным направлениям в целом возложены на Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на такое его структурное подразделение, как Управление координации охраны правопорядка и профилактики правонарушений в жилом секторе на объектах социального назначения. Так, на официальном сайте МВД России указано, что важнейшим направлением в работе данного Главного управления является возрождение государственной системы профилактики правонарушений1.
Кроме того, когда речь идет о борьбе с коррупцией, противодействии взяточничеству, предупреждении мелкого взяточничества, участие в этой деятельности в той или иной мере принимают следующие подразделения МВД России:
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
- Главное управление собственной безопасности;
- Следственный департамент;
- Управление по организации дознания;
- Департамент государственной службы и кадров.
Все перечисленные подразделения МВД России обеспечивают и осуществляют в пределах своей компетенции функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
К субъектам предупредительной деятельности данной группы относятся также территориальные органы МВД России, которые обеспечивают эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции (ППСП), участковых уполномоченных полиции (УУП), подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН).
Перечень субъектов предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере весьма широк. Но следует констатировать, что такие масштабные количественные показатели общей численности участников предупредительной деятельности пока не дают основания предполагать, что данная деятельность в полной мере обеспечена необходимым потенциалом сил и средств.
Создание скоординированной системы субъектов предупреждения мелкого взяточничества является одним из необходимых условий эффективности соответствующего направления уголовной политики. На наш взгляд, указанную систему необходимо оптимизировать с целью определения минимального количества необходимых субъектов предупредительной деятельности рассматриваемого негативного социального явления с определенным набором функций по предупреждению именно мелкого взяточничества в сферах здравоохранения и образования.
Содержание предупреждения преступлений включает разнообразные виды деятельности, начиная от правового обеспечения и заканчивая мерами предупредительного воздействия на конкретных лиц. Правовое обеспечение в данном случае подразумевает не только систему нормативных и иных правовых актов в сфере предупреждения преступлений, но и деятельность государства по обеспечению функционирования данной системы.
Правовое обеспечение предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере в данном контексте включает в себя следующие элементы:
- проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний об основных закономерностях мелкого взяточничества и наиболее эффективных мерах борьбы с ним;
- нормотворчество, т.е. разработку и принятие изменений и дополнений в нормативные право-
1 Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju ohra (дата обращения: 24.04.2019)
вые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, иные правовые документы по вопросам предупреждения мелкого взяточничества;
- имплементацию международных стандартов в области предупреждения взяточничества, в том числе мелкого, и использование зарубежного опыта профилактики коррупционных правонарушений;
- изучение, обобщение и анализ практической деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным правонарушениям, в том числе мелкому взяточничеству;
- официальное толкование нормативных правовых актов в сфере предупреждения мелкого взяточничества.
В содержание предупреждения преступлений также входит такой вид деятельности, как правовое регулирование предупреждения мелкого взяточничества, под которым понимается осуществляемый при помощи целостной системы правовых средств (правовые основы, правовое обеспечение) процесс целенаправленного, нормативно-организационного упорядочения общественных отношений в данной сфере.
Правовое регулирование осуществляется с помощью специальных средств, которые могут быть классифицированы по различным основаниям: по характеру воздействия (средства общего и индивидуального воздействия); по способу создания (средства внешнего воздействия, средства правового саморегулирования); по функциям, осуществляемым в процессе правового регулирования (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и правопрепятствующие) [19, с. 19-20].
Меры предупредительного воздействия в криминологии имеют «классическую» формулу: общесоциальные и криминологические (специальные) меры предупреждения. По мнению Н.В. Щедрина, несмотря на аксиоматичность такого деления, существует неопределенность объема названных классификационных групп [20, с. 150], что вызывает «нарушение закона тождества», когда при употреблении одинаковых или похожих терминов исследователи вкладывают в них существенно разнящийся смысл. Также о противоречивости криминологических классификаций говорил О.В. Старков, который в связи с этим предложил различать вид профилактики (общая и специальная) и уровень профилактики (общесоциальный и личностно-микросредовый).
Меры предупредительного воздействия на мелкое взяточничество в социальной сфере имеют свою специфику, которая определяется тем, что такие преступления, как получение и дача мелкой взятки в сферах здравоохранения и образования:
- не имеют потерпевшего в том понимании, которое используется при определении потерпевшего, например, общеуголовных преступлений. В связи с этим такой уровень предупреждения, как виктимо-логическая профилактика, можно вводить в систему мер предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере с некоторой долей условности;
- являются высоколатентными, поскольку носят обоюдно возмездный характер, так как в большинстве случаев выигрывают обе стороны мелкого взяточничества (и взяткополучатель, и взяткодатель), а также в связи с утратой правоохранительными органами доверия граждан, которые не спешат сообщать о ставших известными им фактах мелкого взяточничества;
- дискредитируют право как основной инструмент регулирования жизни государства, общества и каждого гражданина, взятого в отдельности, поскольку получение и дача мелкой взятки в социальной сфере заведомо противоречат позитивному федеральному законодательству в сфере здравоохранения и образования и уголовному законодательству, запрещающему под страхом наказания такое коррупционное поведение.
Будет правильным отметить, что данный список особенностей мелкого взяточничества нельзя признать исчерпывающим, поскольку в каждом конкретном случае получение и дача мелкой взятки в сфере здравоохранения либо в сфере образования могут обладать свойствами, присущими только данному конкретному преступлению.
Обсуждение и заключения
Рассмотрение заявленной темы позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Объектами предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере должны выступать мелкое взяточничество в социальной сфере как негативное социальное явление и его количественно-качественные характеристики; факторы, которые детерминируют мелкое взяточничество в социальной сфере; общественные отношения, охраняемые уголовным законом, обеспечивающие нормальное функционирование медицинских и образовательных организаций; личность мелкого взяточника.
2. К субъектам предупреждения мелкого взяточничества в социальной сфере следует отнести органы общей компетенции (неспециализированные, а также частично специализированные), которые формируют уголовную политику государства в сфере предупреждения преступлений, а также формируют правовые основы предупреждения преступлений на законодательном уровне; службы, подразделения, организации и учреждения, которые функционируют непосредственно в сферах здравоохранения и образования (частично специализированные) и
отвечают за организацию проведения общепрофилактических мероприятий; суды общей юрисдикции, прокуратура, следственный комитет, органы внутренних дел (специализированные), которые непосредственно предупреждают мелкое взяточничество в социальной сфере посредством применения различных мер юридической ответственности.
3. К основным компонентам содержания предупредительной деятельности относятся правовое обеспечение, правовое регулирование, а также
меры предупредительного воздействия мелкого взяточничества в социально значимых сферах.
Учитывая особую общественную потребность в защите прав и законных интересов граждан в сферах здравоохранения и образования, специфику объекта, субъектов и содержания мер предупредительного воздействия, полагаем, что предупреждение мелкого взяточничества в социальной сфере должно стать самостоятельным направлением предупреждения преступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2001. 848 с.
2. Иншаков С.М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. 432 с.
3. Миньковский Г.М. Понятие и система мер предупреждения преступности в среде молодежи / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности. М., 1971. 22 с.
4. Саркисов Г.С. Социальная система предупреждения преступности / Ин-т философии и права АН АрмССР Ереван: Айастан, 1975. 159 с.
5. Гладырь Ю.Ф. Система предупреждения преступлений: история развития и современное состояние: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2005. 159 с.
6. Горохова Т.Н. Остросюжетная литература в системе мер предупреждения преступности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов н/Д, 2005. 221 с.
7. Курбанова Д.А. Традиции и обычаи народов Дагестана в системе мер предупреждения преступности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2011. 218 с.
8. Осипова Е.С. Средства массовой информации в системе предупреждения преступности: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2014. 184 с.
9. Варыгин А.Н., Червонных Е.В. Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, и их предупреждения: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 200 с.
10. Полукаров А.В. Правовые меры противодействия коррупции в сфере здравоохранения: монография. М.: Nota bene, 2015. 88 с.
11. Абрамов Р.А., Соколов М.С. Исследование эффективности противодействия и профилактики коррупции в российской сфере образования: теория, методология, практика. М.: РУСАЙНС, 2017. 98 с.
12. Плохов С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: криминологический анализ коррупции в областях здравоохранения и образования: монография / под ред. Н. А. Лопашенко. М.: Юрлитинформ, 2015. 261 с.
13. Щедрин Н.В. О необходимости терминологической конвенции (на примере общей теории предупреждения преступлений) // Российский криминологический взгляд. 2014. № 1. С. 280-284.
14. Криминология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицин-форм, 2011. 544 с.
15. Ларичев В.Б. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики. М.: Юрлитинформ, 2010. 192 с.
16. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: учебное пособие. Красноярск: Красноярский гос. университет, 1999. 58 с.
17. Смирнов Г.Г. Проблемы развития и реализации криминологического учения о предупреждении преступности: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та коммерц. и права, 2007. 270 с.
18. Государственная система профилактики правонарушений и место в ней органов внутренних дел: учебное пособие / М.Ю. Воронин и др. М.: АУ МВД России, 2018. 98 с.
19. Правовые основы предупреждения преступлений: курс лекций / Е. Ю. Титушкина и др. М.: АУ МВД России, 2018. 120 с.
20. Щедрин Н.В. Концептуально-теоретические основы правового регулирования и применения мер безопасности: монография. Красноярск: СФУ, 2010. 324 с.
REFERENCES
1. Kriminologiya: uchebnik / pod obshch. red. A.I. Dolgovoj. M.: Norma, 2001. 848 s.
2. Inshakov S.M. Kriminologiya: uchebnik. M.: YUrisprudenciya, 2000. 432 s.
3. Min'kovskij G.M. Ponyatie i sistema mer preduprezhdeniya prestupnosti v srede molodezhi / Vsesoyuz. in-t po izucheniyu prichin i razrab. mer preduprezhdeniya prestupnosti. M., 1971. 22 s.
4. Sarkisov G.S. Social'naya sistema preduprezhdeniya prestupnosti / In-t filosofii i prava AN ArmSSR. Erevan: Ajastan, 1975. 159 s.
5. Gladyr' YU.F. Sistema preduprezhdeniya prestuplenij: istoriya razvitiya i sovremennoe sostoyanie: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. SPb., 2005. 159 s.
6. Gorohova T.N. Ostrosyuzhetnaya literatura v sisteme mer preduprezhdeniya prestupnosti: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. Rostov n/D, 2005. 221 s.
7. Kurbanova D.A. Tradicii i obychai narodov Dagestana v sisteme mer preduprezhdeniya prestupnosti: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 2011. 218 s.
8. Osipova E.S. Sredstva massovoj informacii v sisteme preduprezhdeniya prestupnosti: dis. ... kand. yurid.nauk : 12.00.08. M., 2014. 184 s.
9. Varygin A.N., CHervonnyh E.V. Prestupleniya, sovershaemye v sfere zdravoohraneniya, i ih preduprezhdeniya: monografiya. M.: YUrlitinform, 2013. 200 s.
10. Polukarov A.V. Pravovye mery protivodejstviya korrupcii v sfere zdravoohraneniya: monografiya. M.: Nota bene, 2015. 88 s.
11. Abramov R.A., Sokolov M.S. Issledovanie effektivnosti protivodejstviya i profilaktiki korrupcii v rossijskoj sfere obrazovaniya: teoriya, metodologiya, praktika. M.: RUSAJNS, 2017. 98 s.
12. Plohov S.V. Protivodejstvie korrupcionnoj prestupnosti v social'noj sfere: kriminologicheskij analiz korrupcii v oblastyah zdravoohraneniya i obrazovaniya: monografiya / pod red. N. A. Lopashenko. M.: YUrlitinform, 2015. 261 s.
13. SHCHedrin N.V. O neobhodimosti terminologicheskoj konvencii (na primere obshchej teorii preduprezhdeniya prestuplenij) // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2014. № 1. S. 280-284.
14. Kriminologiya: uchebnik dlya vuzov / pod red. prof. V.D. Malkova 4-e izd., pererab. i dop. M.: YUsticinform, 2011. 544 s.
15. Larichev V.B. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya prestuplenij v sfere ekonomiki. M.: YUrlitinform, 2010. 192 s.
16. SHCHedrin N.V. Osnovy obshchej teorii preduprezhdeniya prestupnosti: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gos. universitet, 1999. 58 s.
17. Smirnov G.G. Problemy razvitiya i realizacii kriminologicheskogo ucheniya o preduprezhdenii prestupnosti: monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. in-ta kommerc. i prava, 2007. 270 c.
18. Gosudarstvennaya sistema profilaktiki pravonarushenij i mesto v nej organov vnutrennih del: uchebnoe posobie / M.YU. Voronin i dr. M.: AU MVD Rossii, 2018. 98 s.
19. Pravovye osnovy preduprezhdeniya prestuplenij: kurs lekcij / E. YU. Titushkina i dr. M.: AU MVD Rossii, 2018. 120 s.
20. SHCHedrin N.V. Konceptual'no-teoreticheskie osnovy pravovogo regulirovaniya i primeneniya mer bezopasnosti: monografiya. Krasnoyarsk: SFU, 2010. 324 s.
Об авторе: Можина Ольга Юрьевна, адъюнкт кафедры уголовной политики Академии управления МВД России e-mail: [email protected] © Можина О.Ю., 2019.
Статья получена: 10.06.2019. Статья принята к публикации: 19.09.2019. Статья опубликована онлайн: 23.09.2019.
About the author: Mozhina Ol'ga Y., Postgraduate of Department of Criminal Policy of Management Academy of MIA of Russia
e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.