DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-160-167 ШЕГАБУДИНОВ Равиль Шайхлисланович,
кандидат юридических наук, e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, КОРРУПЦИИ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. В статье автор исследует понятие, содержание и особенности экономической преступности, коррупции и организованной преступности, их внутренней сопряженности.
Статистическая отчетность правоохранительных органов не позволяет анализировать рост или снижение организованной преступности, т.к. учет ведется исключительно по раскрытым сотрудниками преступлениям, что не может гарантировать объективной картины происходящего. Раскрытие конкретного преступления и установления лица его совершившего не всегда позволяет увидеть ситуацию целиком и привлечь к уголовной ответственности всех участников.
Ключевые слова: организация управления, коррупция, экономическая преступность, преступная деятельность, уголовный кодекс, контроль.
SHEGABUDINOV Ravil Shaikhlislanovich,
PhD in Law
THE CONCEPT OF ECONOMIC CRIME, CORRUPTION AND ORGANIZED CRIME
Annotation. In the article, the author explores the concept, content and features of economic crime, corruption and organized crime, their internal interaction. Statistical reporting of law enforcement agencies does not allow to analyze the growth or decrease of organized crime, since the record is kept exclusively for crimes uncovered by employees, which cannot guarantee an objective picture of what is happening. The disclosure of a specific crime and the identification of the person who committed it does not always allow you to see the whole situation and bring to criminal responsibility all the participants.
Key words: management organization, corruption, economic crime, criminal activity, criminal code, control.
На сегодняшний день мы являемся свидетелями становления нашего государства на «мировой арене». Приобретя в наследство территориальность, природные, человеческие и технические ресурсы от СССР, современная Россия получила также все социальные проблемы советского периода. Изменениям подверглись все формы власти. В настоящее время реформирование проводится во многих отраслях. Кризис 1980 - 1990 гг., политические брожения общества, финансовая нестабильность, соответственно привели к резкому росту преступности. К концу 90-х гг. судебная система представляла из себя неповоротливый, громоздкий механизм, имеющий в арсенале сложную процедуру судебного разбирательства [1]. В определенный момент времени наше государство встало перед выбором: продолжать отрицать наличие сильно разросшейся, захватившей многие общественные сферы деятельности организованной преступности, либо искать инструменты решения возникшей проблемы [2].
Обсуждая вопрос борьбы с организованной преступностью, нельзя пройти мимо факта создания подразделения, функциональной обязанностью которого было именно это направление деятельности. Приказ МВД СССР от 15 ноября 1988 г. № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» официально положил начало борьбы в этом секторе [3].
Замалчивание проблемы и непризнание официально властей того, что существующая преступность все больше носит организованный характер, привело к рождению преступных группировок, основанных на территориальном признаке. При этом, усиливая борьбу с организованной преступностью, государство не озаботилось вопросом создания инструмента для ее ведения. В Уголовный кодекс РСФСР не были разработаны и внесены новые статьи, позволившие бы инкриминировать деяния, совершаемые только что создавшимися группировками.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
По сравнению с 2015 г. наблюдается некоторое снижение выявленных экономических преступлений (в 2016, 2017 и 2018 гг.) (рис. 1).
Рис. 1.
Имея в активе Уголовного кодекса статью за бандитизм, структуры МВД не могли полностью реализовать свой потенциал [4].
Преступность в экономике России (если анализировать статистику 2015 - 2018 гг.), по статистическим данным выявленных экономических
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
преступлений и преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, держится примерно на одном уровне [5].
Образование региональных управлений по организованной преступности в 1993 г., принятие первого Уголовного кодекса РФ 1996 г. изменили
ситуацию [6]. За время своего существования подразделение по борьбе с организованной преступностью претерпевало несколько структурных изменений. В 2013 г. Министром МВД России было принято решение о полной ликвидации данного подразделения. Функции, выполняемые этой службой, были распределены между оставшимися структурами ОВД. Так какие же преступления можно отнести к деятельности организованной преступности? Конечно, те, которые совершаются группами лиц и носят общественно опасный характер. Безусловно, к ним относятся такие статьи УК РФ, как создание банды, преступного сообщества, либо участие в них. Но сами по себе эти статьи применяются, когда доказывается участие членов преступных групп в совершении преступлений, предусмотренных другими статьями кодекса. Ряд статей УК РФ содержит часть, где квалифицируется деяние лиц, совершивших преступление, как совершенное в составе организованной преступной группы. Это является отягчающим обстоятельством и увеличивает сроки наказания за совершенное деяние.
Как правило, при возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления группой лиц, следователем (дознавателем) возбуждается дело с формулировкой - «совершено группой лиц по предварительному сговору». В ходе дальнейшего расследования, при появлении подозреваемых и получения от них признательных показаний квалификация меняется. Наличие признания вины в деле значительно облегчает расследование преступления и позволяет четко определить роли участвовавших лиц. Именно определение роли каждого участника, установления вины в соисполнительстве или соучастии, позволяет вменить более тяжкую квалификацию. Есть ряд преступлений, когда признание преступника не решает для квалификации деяния ровным счетом ничего.
Показания свидетеля, результаты экспертиз, наличие видеозаписей совершенного преступления позволяют полностью воспроизвести картину произошедшего и правильно квалифицировать действия преступника, даже если он отказывается от дачи показаний. Однако участие лиц в организованной преступной группе при совершении преступления, в подавляющем большинстве случаев можно доказать только при получении признательных показаний. Организованная преступность характеризуется неоднократностью преступлений, а также сплоченностью группы на протяжении долгого временного промежутка. Установить момент создания банды или преступного сообщества мы зачастую можем только из показаний задержанных участников банды,
потому что их объединение происходит раньше, чем они начинают совершать преступления и оказываются задержанными [7].
Организованная преступность - это одно из самых латентных проявлений общества. Некоторые преступления, совершенные организованными группами, так и остаются вмененными определенным исполнителям, т.к. в ходе расследования не была доказана вина организатора и других членов преступной группы [8]. Статистическая отчетность правоохранительных органов не позволяет анализировать рост или снижение организованной преступности, т.к. учет ведется исключительно по раскрытым сотрудниками преступлениям, что не может гарантировать объективной картины происходящего. Раскрытие конкретного преступления и установления лица его совершившего, не всегда позволяет увидеть ситуацию целиком и привлечь к уголовной ответственности всех участников. На наш взгляд, более эффективной борьба с организованной преступностью происходит при использовании метода «от человека - к преступлению», когда осуществляется последовательный сбор информации о подозреваемом, выявлении и разработке его преступных связей, понимания интересов преступных посягательств, получении информации о ранее совершенных преступлениях, задержания с «поличным». Это можно реализовать, имея структурные подразделения, выполняющие эти задачи [9].
Следует заметить, что масштабы теневых и криминальных экономических отношений нисколько не уменьшились. Организованная экономическая преступная деятельность, осуществляемая с участием коррумпированных чиновников, находит свое проявление в различных формах. За последние 10 лет их число возросло в три раза и в 2019 г. достигло 135. Наиболее характерными, на наш взгляд, являются случаи рейдер-ского захвата промышленных предприятий [10].
Рейдерские захваты - это противоправный способ передела собственности, в т.ч. с использованием фиктивных банкротств. Объектами преступных посягательств чаще всего становится имущественный комплекс. Только за один 2009 г. в ОВД поступило 230 заявлений от физических и юридических лиц, которые подверглись давлению со стороны рейдеров. За 2009 г. в производстве находилось 323 уголовных дела.
Прежде чем приступить к рассуждениям на тему коррупционных аспектов рейдерства, хотелось бы определить само понятие рейдерства. В юридической литературе, в т.ч. в УК РФ, отсутствует точное его определение. Однако, все исследователи данного феномена связывают это
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
понятие с понятием «незаконного отъема собственности».
Рейдерство - это уголовно наказуемое деяние против собственности. УК РФ предусмотрел несколько составов преступлений, совершение которых является следствием рейдерских захватов: ст. 158 «Кража», ст. 159 «Мошенничество», ст. 160 «Присвоение или растрата», ст. 162 «Разбой», ст. 163 «Вымогательство», ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения», ст. 330 «Самоуправство», ст. 327 «Подделка... документов...». УК РСФСР также не устанавливал иных составов преступлений против собственности, более четко характеризующих понятие рейдерства, которое уже начало зарождаться в России в 1992 - 1993 гг. [11].
Различают три типа рейдерства: «черное» (всегда связано с насилием), «серое» (связано с подкупом должностных лиц, например, судей, правоохранительных органов, чиновников), «белое» (организация забастовок или проверок контролирующими органами).
В развитии рейдерства в России выделяют три этапа:
I. - Начало 90-х. Распад Советского Союза.
II. - Вторая половина 90-х годов. Приватизация, залоговые аукционы.
III. - Начало 2000-х. Этот период ознаменован концом частного рейдерства и началом государственного.
Исследование Центра политических технологий под руководством Бунина показало, что современных рейдеров можно разделить на четыре основных типа: рейдеры-заказчики; «белые воротнички» криминального сообщества; исполнители - «отморозки» и исполнители-профессионалы; государственные чиновники. К причинам развития в таких огромных масштабах в России рейдерства можно отнести, в частности, масштабную коррупцию [12].
По словам начальника отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерия Пивня, рей-дерство традиционно имеет связи с чиновни-чье-бюрократическим аппаратом, и бороться с ним, изначально не занимаясь коррупцией, -невозможно. Рейдерство - реальная, серьезная проблема, но сомнительно, что увеличение сроков наказания поможет ее решить.
Представители Национального антикоррупционного комитета также рассматривают рейдер-ство в России как составную и довольно мощную часть коррупционного рынка. Если вам нравится актив, и вы обладаете достаточными администра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
тивными и финансовыми ресурсами, вы можете его взять вне зависимости от того, кто за ним стоит и какая у этого актива форма собственности. Рейдерство неизбежно связано с большими финансовыми средствами (их вложением, а затем возвратом в еще большем количестве), что, в свою очередь, и порождает коррупцию [13].
Полагаем, что свое функциональное назначение понятие преступления реализует в полном объеме, а законодательству необходимо понятие как преступления, так и состава преступления. Проблема пределов свободы человека в обществе в общем плане есть проблема правовых ограничений. Итак, что же первично? Право, свобода или интерес? По нашему мнению, первостепенное значение имеет свобода, поскольку она не нуждается в каком-либо нормативном закреплении, она может существовать вне государства и права. С развитием государственности и права некоторые «свободы» нуждаются в защите и обеспечении [14]. Например, до определенного времени провозглашенная свобода труда не нуждалась в ответственности за ее нарушение. Как только появляется необходимость правового закрепления какого-либо запрета - можно говорить о праве лица. Стало быть, право производно от свободы [15].
Время от времени происходящие захваты предприятий, стычки команд старых и новых директоров, мирные договоры или с применением силы, с привлечением сотрудников правоохранительных органов, уже в течение длительного периода времени служат пищей для умов и появлением различных слухов и домыслов. Проведённые автором интервью с рядом руководителей промышленных предприятий, подвергавшихся рейдерским атакам, и сотрудниками служб безопасности этих предприятий, позволили ему сформировать следующее представление о механизме рейдерства и его возможных последствиях [16].
На наш взгляд, существующая в стране политическая ситуация в сфере развития промышленного производства и противодействия рейдерству просто катастрофична. Сегодня ни о каком росте промышленного производства, техническом прогрессе, модернизации станочного парка, развитии и внедрении новых технологий речи идти не может. Промышленные предприятия постепенно приходят в упадок [17]. За счёт этого в геометрической прогрессии растут капиталы небольшой кучки олигархов, элиты, стремящихся занять всё более высокие позиции в списках самых богатых людей планеты на страницах журнала «Форбс». Всё шире становится пропасть между ними и простым народом, углубляется эко-
номическое и социальное неравенство, социальная несправедливость порождает возмущение и агрессию [18]. Но те рейдеры, которые сегодня разваливают экономику, завтра не планируют жить в России - у них уже сегодня двойное гражданство, им принадлежит недвижимость в Калифорнии и на Кипре, их дети живут, учатся и работают за рубежом, основные капиталы - в оффшорах и швейцарских банках [19].
Поэтому, на наш взгляд, рейдерство следует расценивать как подрыв экономической безопасности государства. Цель и мотив для квалификации не должны иметь значения. Иначе после разрушения экономики наша страна должна превратиться в огромную сырьевую базу для развитых стран - Китая, США и др. Примечательно, что при рассмотрении споров в гражданском (арбитражном) суде инициатор, как правило, уплачивает пошлину, которая, затем, по результатам рассмотрения спора, возлагается на менее удачливую в данном отношении сторону [20]. В сфере действия уголовного и уголовно-процессуального права на территории РФ подобного правила компенсации в бюджет некоей части затрат на правосудие в должной мере пока не зафиксировано. Здесь также можно увидеть простор для результативной деятельности отечественного законодателя [21].
Динамичный рост организованной экономической преступности, в которой доля преступных деяний, совершенных в организованной форме и сопряженных с коррупцией, не только постоянно возрастает, но и характеризуется дерзостью и изощренностью, что, в свою очередь. предопределяет необходимость разработки новых подходов к организации и тактики борьбы с указанными видами преступлений, научного осмысления тенденций из развития [22].
Коррупция с правовой точки зрения есть социальное явление, выражающееся в противоправном использовании должностными (официальными) лицами предоставленных им полномочий в своих частных (в т.ч., личных) интересах и целях и против интересов уполномочивших их лиц (юридических или физических). С политологической же точки зрения коррупция - это противоправное и противогосударственное использование властных полномочий, предоставленных государством своим официальным лицам - государственным служащим. При этом особая опасность коррупционной преступности определяется особыми правами и полномочиями, которыми наделены государственные служащие [23]. Поэтому общество и государство подвергаются совершенно исключительной опасности, если та его
система, которая призвана гарантировать право и бороться с преступностью, сама поражена преступностью или оказывается орудием преступлений. Такая ситуация может быть определена как крайняя и самая глубокая угроза национальной безопасности [24; 25].
Факторами, побуждающими к совершению коррупционных преступлений, являются с субъективной стороны:
1) стойкие негативные потребностно-воле-вые особенности личности государственных служащих (корыстолюбие, властолюбие, честолюбие, азартность, амбициозность, а также алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми и т.д.);
2) неблагоприятное течение конкретной жизненной ситуации, в которой находится государственный служащий (материальные личные и семейные проблемы, для решения которых ему не достает законных средств).
С объективной стороны факторами, побуждающими к коррупционному поведению (провоцирующими его), являются:
1) устойчивая величина выгоды, которую государственный служащий может извлечь из такого поведения в конкретной среде или сфере деятельности, в случае его успешности (занимаемая им должность и положение в системе государственной службы);
2) ситуативное и временное положение государственного служащего, усиливающее степень возможной выгоды, которую можно извлечь из сложившейся ситуации или ослабляющее для него степень угрозы, которой он может подвергнуться в случае совершения конкретного коррупционного деяния (это положение приобретает особую значимость в условиях реформационной или реорганизационной деформации самих общественных и государственных структур) [26].
Криминологи отмечают усиление влияния преступности на криминализацию общества. При этом мало внимания уделяется формам и механизмам такого влияния [27]. И хотя в научных трудах таких известных криминологов, как А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев, B.C. Овчинский, В.Е. Эминов и некоторых других авторов рассматривалась данная проблема, однако существуют и иные ее аспекты, требующие дополнительной разработки и систематизации. В качестве такого недостаточно изученного аспекта проблемы можно назвать самодетерминацию преступности и анализ факторов, на нее влияющих.
Приведем статистику за 2017 г. (согласно официальным данным Генеральной прокуратуры РФ (рис. 2).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
Рис. 2.
Чем сильнее указанные субъективные и объективные факторы, побуждающие к совершению коррупционных преступлений, тем более вероятно оно для данного государственного служащего и для всей системы государственной службы в целом [18, с. 56].
Не определив понятие «организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией», его сущность и содержание не представляется возможным выйти на продуцирующие указанное явление и влияющие на него криминогенные факторы. С учетом данного обстоятельства, нами предпринята попытка решить эти вопросы.
Представляется, что усилия специалистов других областей знаний (особенно уголовно-правового и криминалистического циклов) в исследовании понятия, сущности и содержания организованной преступности в сфере экономики (в т.ч. нами рассматриваемой разновидности) пока что несколько разобщены. Отчасти по этой причине, на наш взгляд, до сего времени не удалось сформулировать общепринятое (наиболее приемлемое в научном плане) понятие «организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией». Во многом, учитывая это обстоятельство, автор предпринял попытку, в т.ч. на основе анализа существующих смежных определений,
сформулировать это понятие. Разумеется, в этом вопросе немало «белых пятен». Ведь ныне остается не вполне ясным базовый понятийный аппарат по проблемам организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией [18, с. 57].
Список литературы:
[1] Олимпиев А.Ю. О проблемах вовлечения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2011. -№ 7. - С. 196.
[2] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. - 2014. - № 9 (61). - С. 20 - 36.
[3] Каллагов Т.Э. Правовой режим осуществления муниципальной службы в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва, 2008.
[4] Кулакова М.Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2021.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
[5] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в современной России // Закон и право. - 2018.
- № 2. - С. 115 - 118.
[6] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.
[7] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. -2007. - С. 221 - 225.
[8] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав // Право. Законодательство. Личность. -2018. -№ 1 (26). - С. 7 - 10.
[9] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 5. - С. 19 - 25.
[10] Кулакова М.Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2021.
[11] Жарова А.К. Информация. Правовое регулирование обращения информации в интернет. - М., 2006.
[12] Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России. Москва, Май 2008. URL: http://4TYw. compromat.nl/panc 22765.him от 14,11,2009 (дата обращения: 14.06.2021).
[13] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Инвестиционная привлекательность государственных корпораций и обеспечение безопасности и защиты государственной тайны (в части финансовых и экономических показателей деятельности) // Образование и право. - 2018. - № 2. - С. 9 - 18.
[14] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. О некоторых аспектах определения понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 4 (136). - С. 130 - 134.
[15] Маслова С.И. Алгоритмизация - классическая форма минимизации математического знания // Вестник Донского гос. тех ун-та. - 2007. - Т. 7.
- № 2(33). - С. 241.
[16] Иванова С.А., Грудцына Л.Ю., Пьянков М.Н. Об идее аддитивных технологий в построении системы права // Государство и право. - 2021.
- № 2. - С. 40 - 48.
[17] Жарова А.К. О подходе к классификации информационно-технологических услуг // Государство и право. - 2014. - № 3. - С. 32 - 38.
[18] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учеб. для студ., обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция». - М., 2019. - С. 56-57; Крот-кова Н.В. «Круглый стол»: «Права человека и стратегия устойчивого развития» // Государство и право. - 1998. - № 11. - С. 103-119.
[19] Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России. Москва, Май 2008. URL: http://4TYw. compromat.nl/panc 22765.him от 14,11,2009 (дата обращения: 14.06.2021).
[20] Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 29 - 32.
[21] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Идея «общественного договора» как основа диалога государства с гражданским обществом // Государство и право. - 2016. - № 2. - С. 94 - 98.
[22] Жарова А.К. О правовом регулировании технологического обеспечения информационного взаимодействия субъектов // Труды ИГП РАН. -2012. - № 3. - С. 186 - 199.
[23] Грудцына Л.Ю., Оганесян С.М., Пашен-цев Д.А. Формирование пенитенциарного законодательства и пенитенциарной системы России: монография. - М., 2014.
[24] Народицкий Ю.О. Политическая сущность коррупции и механизмы противодействия ей в системе обеспечения национальной безопасности России: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
[25] Малько А.В., Затонский В.А., Красюков А.В., Кроткова Н.В. Противодействие коррупции в современной российской правовой жизни (Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая культура») // Государство и право. - 2021. - № 3. - С. 147-159. DOI: 10.31857/S102694520014038-2.
[26] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. - М., 2017.
[27] Галузо В.Н., Афанасьев В.С., Батюк В.И. и др. Доказывание в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах Российской Федерации // Теория и правоприменительная практика. - М., 2016.
Spisok literatury:
[1] Olimpiev A.Yu. O problemah vovlecheniya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovnyj process // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2011. -№ 7. - S. 196.
[2] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 9 (61). - S. 20 - 36.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
[3] Kallagov T.E. Pravovoj rezhim osushchestv-leniya municipal'noj sluzhby v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / Rossijskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. - Moskva, 2008.
[4] Kulakova M.N. Preduprezhdenie korrup-cionnyh prestuplenij: pravovye i organizacionno-up-ravlencheskie osnovy: dis. ... kand. yurid. nauk. -Kazan', 2021.
[5] Shanhoev 1.1., Gandaloev R.B. Harakteris-tika zakonodatel'stva ob amnistii i pomilovanii v sovremennoj Rossii // Zakon i pravo. - 2018. - № 2. -S. 115 - 118.
[6] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2016.
[7] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. - 2007. - S. 221 -225.
[8] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. Problemy pravoprimenitel'noj praktiki pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah komissiyami po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. -2018. -№ 1 (26). - S. 7 - 10.
[9] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya organizacii i deyatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossijskoj Federacii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. -2009. - № 5. - S. 19 - 25.
[10] Kulakova M.N. Preduprezhdenie korrup-cionnyh prestuplenij: pravovye i organizacionno-up-ravlencheskie osnovy: dis. ... kand. yurid. nauk. -Kazan', 2021.
[11] Zharova A.K. Informaciya. Pravovoe reg-ulirovanie obrashcheniya informacii v internet. - M., 2006.
[12] Rejderstvo kak social'no-ekonomicheskij i politicheskij fenomen sovremennoj Rossii. Moskva, Maj 2008. URL: http://4TYw.compromat.nl/panc 22765.him ot 14,11,2009 (data obrashcheniya: 14.06.2021).
[13] Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu. Investi-cionnaya privlekatel'nost' gosudarstvennyh korpo-racij i obespechenie bezopasnosti i zashchity gosudarstvennoj tajny (v chasti finansovyh i ekonomich-eskih pokazatelej deyatel'nosti) // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 2. - S. 9 - 18.
[14] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N. O nekotoryh aspektah opredeleniya ponyatiya «rezul'taty opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti» v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2016. - № 4 (136). - S. 130 - 134.
[15] Maslova S.I. Algoritmizaciya - klassich-eskaya forma minimizacii matematicheskogo znaniya
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
// Vestnik Donskogo gos. tekh un-ta. - 2007. - T. 7. -№ 2(33). - S. 241.
[16] Ivanova S.A., Grudcyna L.Yu., P'yankov M.N. Ob idee additivnyh tekhnologij v postroenii sis-temy prava // Gosudarstvo i pravo. - 2021. - № 2. - S. 40 - 48.
[17] Zharova A.K. O podhode k klassifikacii informacionno-tekhnologicheskih uslug // Gosudarstvo i pravo. - 2014. - № 3. - S. 32 - 38.
[18] Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu. Prava cheloveka v Rossii: ucheb. dlya stud., obuchayush-chihsya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) «Yurisprudenciya». - M., 2019. - S. 56-57; Krotkova N.V. «Kruglyj stol»: «Prava cheloveka i strategiya ustojchivogo razvitiya» // Gosudarstvo i pravo. - 1998.
- № 11. - S. 103-119.
[19] Rejderstvo kak social'no-ekonomicheskij i politicheskij fenomen sovremennoj Rossii. Moskva, Maj 2008. URL: http://4TYw.compromat.nl/panc 22765.him ot 14,11,2009 (data obrashcheniya: 14.06.2021).
[20] Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuvenal'noj yusticii. - 2006. - № 4. - S. 29 - 32.
[21] Grudcyna L.Yu., Lagutkin A.V. Ideya «obsh-chestvennogo dogovora» kak osnova dialoga gosu-darstva s grazhdanskim obshchestvom // Gosudarstvo i pravo. - 2016. - № 2. - S. 94 - 98.
[22] Zharova A.K. O pravovom regulirovanii tekhnologicheskogo obespecheniya informacionnogo vzaimodejstviya sub"ektov // Trudy IGP RAN. - 2012.
- № 3. - S. 186 - 199.
[23] Grudcyna L.Yu., Oganesyan S.M., Pashencev D.A. Formirovanie penitenciarnogo zakonodatel'stva i penitenciarnoj sistemy Rossii: monografiya. - M., 2014.
[24] Narodickij Yu.O. Politicheskaya sushch-nost' korrupcii i mekhanizmy protivodejstviya ej v sisteme obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011.
[25] Mal'ko A.V., Zatonskij V.A., Krasyukov A.V., Krotkova N.V. Protivodejstvie korrupcii v sovremennoj rossijskoj pravovoj zhizni (Obzor materialov «kruglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaya kul'tura») // Gosudarstvo i pravo. - 2021.
- № 3. - S. 147-159. DOI: 10.31857/ S102694520014038-2.
[26] Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly prava v Rossijskoj Imperii. - M., 2017.
[27] Galuzo V.N., Afanas'ev V.S., Batyuk V.I. i dr. Dokazyvanie v ugolovnom, grazhdanskom, arbi-trazhnom i administrativnom processah Rossijskoj Federacii // Teoriya i pravoprimenitel'naya praktika. -M., 2016.