DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-321 -329 ШЕГАБУДИНОВ Равиль Шайхлисланович,
кандидат юридических наук, e-mail: [email protected]
БОРЬБА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ
Аннотация. В статье автор исследует особенности управления деятельностью по предупреждению экономических преступлений, совершаемых в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи. Организованная преступная деятельность в сфере экономики несет в себе угрозу экономической безопасности России. Лидеры и активные члены криминальных структур в своем стремлении к сверхдоходам и власти, способной обеспечить сохранение и приумножение таких доходов, не останавливаются ни перед чем, используя любые средства. Межрегиональные организованные преступные структуры, орудующие в сфере экономики, представляют собой огромную общественную опасность, длительное время оставаясь неизобличенными. Это во многом обусловлено тем, что на сегодняшний день не выстроена целостная комплексная система пресечения их деятельности, а потому практическая потребность в ней огромная.
Ключевые слова: организация управления, коррупция, экономическая преступность, преступная деятельность, Уголовный кодекс, контроль.
SHEGABUDINOV Ravil Shaikhlislanovich,
PhD in Law
COMBATING ECONOMIC CRIME ASSOCIATED WITH CORRUPTION
Annotation. In the article, the author examines the features of managing activities for the prevention of economic crimes committed in an organized form by persons with corruption ties. Organized criminal activity in the economic sphere poses a threat to the economic security of Russia. Leaders and active members of criminal structures, in their desire for super-profits and power that can ensure the preservation and increase of such income, do not stop at anything, using any means. Interregional organized criminal structures operating in the economic sphere represent a huge public danger, remaining undiscovered for a long time. This is largely due to the fact that today there is no integrated comprehensive system for suppressing their activities, and therefore there is a huge practical need for it.
Key words: management organization, corruption, economic crime, criminal activity, Criminal Code, control.
В условиях упрочения основ рыночной экономики, как никогда, особую значимость приобретает усиление борьбы с организованной преступностью экономической направленности.
2 июля 2021 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. Данный документ заменил собой Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
Согласно п. 26 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 600) экономическая безопасность является одним из стратегических национальных приоритетов. В соответствии с п/п. 13 п. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одной из главных задач, на решение которой направлена российская государственная политика, являются предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в т.ч. при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение
ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение [3].
Государство в целях минимизации социально-экономических последствий кризиса в рамках принятия антикризисных мер выделяет большие финансовые средства, которые нуждаются в защите от преступных посягательств. Между тем, как показывает статистика, несмотря на принимаемые меры противодействия, участились коррупционные преступления, факты преступного завладения бюджетными денежными средствами, направляемыми на реализацию федеральных целевых программ и национальных проектов [4].
Согласно п/п. 8 п. 19 Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [5] одной из основных задач по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений.
На общем неблагоприятном фоне статистических данных о преступности особое беспокойство специалистов вызывает проблема противодействия коррупционным преступлениям, статистика которых также свидетельствует об увеличивающихся темпах их роста [6]. Так, только фактов взяточничества в 2012 г. было зарегистрировано 7311, в 2013 г. - 7346, в 2014 г. - 8929, в 2015 г. -9821, в 2016 г. - 10 988, в 2017 г. - 11 856, в 2018 г. - 12 632, в 2019 г. - 13 376. Особую актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным оценкам, Россия в 2019 г. опустилась со 127-го на 145-е место в мировом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией Transparency International.
Это обстоятельство вызывает серьезное беспокойство. Вот почему борьба с экономической преступностью, коррупцией и организованной преступной деятельностью на сегодня является одной из приоритетных задач правоохранительных органов [7].
По данным Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира [8]. Так, анализ данных таблицы «Индекс восприятия коррупции за 2010 год» показал, что в рейтинге из 178 стран (в начале списка — наименее коррумпированные страны, в конце списка — страны, в которых коррупция наиболее распространена), Россия находится на 154-м месте наряду с такими странами, как Кения,
Лаос Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан [9]. Согласно проведенным массовым опросам, организованным Фондом «Общественное мнение», среди наиболее коррумпированных институтов называют органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также органы местного самоуправления. Рост коррупции в указанных органах обусловлен, прежде всего, отсутствием четкого законодательного регулирования многих вопросов о государственной и муниципальной службе [10]. В России наиболее ярким проявлением экономической преступности, сопряженной с коррупцией, является взяточничество. Такой позиции придерживаются многие ученые. Так, A.A. Аникин считает, что в число наиболее значимых факторов криминализации экономики, наряду с теневой экономической деятельностью, входит взяточничество как основная составляющая часть коррупции.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2004 г. на территории страны было выявлено 8.9 тыс. фактов взяточничества (получение и дача взятки), в 2005 г. — 9.8 тыс., в 2006 г. — 11 тыс., в 2007 г. - 11.6 тыс., в 2008 г. - более 12.5 тыс., в 2009 г. - 13.1 тыс., и в 2010 г. - 12 тыс. Динамика очевидна, и она не может не тревожить. Официальная статистика в полной мере не отражает уровень и динамику развития преступлений данного вида по причине их высокой латентности. Именно поэтому исследование данной проблемы как негативного социально-политического, экономического и правового явления в обществе особенно актуально [11].
Современная организованная преступность - одна из острых проблем государства, которая быстро распространяется в различных сферах общества: торговля, промышленность, кредитно-финансовая система, аграрный сектор и пр. [12]. Организованная преступность представляет собой феномен, посредством которого разрушается государственный строй и общество в целом. Данный вид преступности является очагом и стимулятором развития других более мелких пре-ступностей, которые оказывают большое влияние на социально-экономическое регрессивное развитие государства и безопасности общественности [13].
Оперативно-розыскная деятельность как наука привлекала и привлекает к себе внимание большого числа исследователей. Некоторые из них в своих научных трудах обращаются к основам теории ОРД (например, А.Г. Лекарь, В.А. Лука-шов, Д.В. Гребельский, В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, К.В. Сурков, А.Ю. Шумилов), другие осуществили анализ частных аспектов ОРД (К.М. Тарсуков, С.И. Захарцев, С.С. Галахов, В.Н. Оме-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
лин, А.Е. Чечетин и др.). При безусловной многоплановости оперативно-розыскной деятельности приоритет должен оставаться за оценкой качества правотворческой работы, т.к. именно она, в первую очередь, влияет на работу оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [14].
Современная организованная преступность является одной из острых проблем государства, которая быстро распространяется в различных сферах общества: торговля, промышленность, кредитно-финансовая система, аграрный сектор и пр. Организованная преступность представляет собой феномен, посредством которого разрушается государственный строй и общество в целом. Данный вид преступности является очагом и стимулятором развития других более мелких пре-ступностей, которые оказывают большое влияние на социально-экономическое регрессивное развитие государства и безопасности общественности.
Организованная преступность была, есть и будет в развитии любого государства, однако у каждого этапа государства существует определенный пик вида преступных деяний. Ныне организованная преступность быстрыми темпами осваивает такую сферу преступлений, как кибер-преступность. Иными словами, мы видим, что если раньше организованная преступность вела свою деятельность по принципу территориальности (кражи, грабежи, разбои), то сейчас преступники стараются уйти в тень и работать удаленно посредством компьютерных технологий [15].
Особенно важно решение проблемы борьбы с преступностью коррупционной направленности, переместившейся в сферу государственной власти, где принимаются решения, непосредственно влияющие на безопасность государства (территориальную, военную, экономическую, продовольственную и т.п.). В этой связи, необходимо заметить, что в действующем Федеральном законе «О противодействии коррупции» (являющемся специальным в данной сфере общественных отношений) не содержится нормы о том, что коррупция представляет угрозу безопасности Российской Федерации. В то время как в аналогичных законах других государств, в частности Республики Казахстан [16], Кыргызской Республики, прямо указывается, что эти законы направлены на обеспечение национальной безопасности государства. Аналогичная норма содержится в Модельном законе от 25 ноября 2008 г. «О противодействии коррупции» [17].
Изучение и анализ судебно-следственной практики показывает, что современная организованная преступность тесно связана с экономической преступностью. На это указывает ряд обсто-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
ятельств, одновременно определяющих актуальность темы исследования [18]. Приведем их.
Во-первых, указанные явления представляют особую опасность для экономики страны. Прежде всего, это связано с установлением коррупционных отношений между чиновниками органов различных уровней власти, теневой экономики и представителями организованных преступных структур. Механизм действия таких отношений в упрощенном виде можно представить следующим образом: если коррупция в данном случае покровительствует «теневой» экономике вплоть до лоббирования выгодных ей законов, то криминально активные лица, в свою очередь, экономически содержат коррумпированных чиновников, делая их, таким образом, участниками получения криминально-коррупционных доходов и капиталов [19]. Вот такое переплетение (не механическое соединение, объединение) интересов создает не меньшую угрозу для безопасности экономики страны [20].
Конкретные проявления организованной экономической преступности - прежде всего, это преступления в сфере экономики, включая экономическую деятельность [21]. Как показывает проведенное автором исследование, эти деяния, имея внутреннюю взаимосвязь, многократно повышают общественную опасность экономической преступности, особенно, когда она сопряжена с проявлениями коррупции и организованной преступности. В таких случаях вырисовывается коррупционная «сделка» криминальных структур с чиновниками. А это, на наш взгляд, приобретает иной качественный уровень подготовки и совершения преступлений в сфере экономики [22].
Данная конструкция образует совершенно новую разновидность - организованную экономическую преступность, сопряженную с коррупцией. Как видим, в ней не подлежит искусственному разъединению экономическая либо организованная преступность, речь следует вести об организованной преступности в сфере экономики или организованной экономической преступности. В последнее время организованная экономическая преступность как динамичное явление претерпевает определенные количественные и качественные изменения, приспосабливаясь к новым социально-экономическим условиям, возникающим в результате проводимых реформ в отдельных отраслях экономики и модернизаций.
Организованная преступная деятельность в сфере экономики несет в себе угрозу экономической безопасности России. Лидеры и активные члены криминальных структур в своем стремлении к сверхдоходам и власти, способной обеспечить сохранение и приумножение таких доходов,
не останавливаются ни перед чем, используя любые средства [23].
Межрегиональные организованные преступные структуры, орудующие в сфере экономики, представляют собой огромную общественную опасность, длительное время оставаясь неизобличенными. Это во многом обусловлено тем, что на сегодняшний день не выстроена целостная комплексная система пресечения их деятельности, а потому практическая потребность в ней огромная.
Во-вторых, весьма ощутимы сами социальные последствия от организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Основными мерилами при этом, как представляется, служат «цена» и причиненный материальный ущерб от проявлений названного вида преступности. Так, суммарные потери только от коррупции исчисляются как минимум в 20 млрд долл. ежегодно [24]. К сожалению, реальные масштабы угрозы, создаваемой организованными преступными структурами в сфере экономики, трудно просчитать, они весьма ощутимы для общества и государства [25].
Коррупционные связи участников организованных преступных групп и преступных сообществ в органах власти, как показывает проведенное нами исследование, носят скрытый характер, запутаны выставлением посредников, не относящихся к субъектам коррупционных преступлений. Иными словами, преступные схемы настолько искусно завуалированы, что создают внешне правомерный вид, поэтому длительное время им удается безнаказанно вести свое «дело». Отсутствие должной координации деятельности правоохранительных органов лишь увеличивает их шансы. Даже при изобличении криминально активных лиц их коррумпированные связи «отсекаются» по причине отсутствия прямых доказательств [26].
В-третьих, современное еще не совсем укрепившееся в рыночном отношении состояние экономики страны и проводимые в ней в ускоренном темпе реформы сталкиваются с множеством противоречий, используемых криминальными структурами в своих корыстных целях. Все это представляет собой сложный механизм взаимодействия среды и личности преступника, подверженности организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, различным внешним воздействиям - детерминантам. Криминологическая детерминация и причинность рассматриваемого нами вида преступности может быть глубоко изучена и осмыслена лишь при криминологическом исследовании процесса взаимного влияния среды и анализируемого явления [27].
Представляется, что при системно-структурном анализе содержания организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, непременно следует учитывать наряду с социально-экономическими и иными факторами и сложившуюся правоприменительную практику. Здесь речь идет, прежде всего, о том, что теперь проверки организаций и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, можно проводить только уполномоченными на то сотрудниками ОВД, причем при наличии заявления о совершенном преступлении и в рамках возбужденного уголовного дела. Невольно возникает вопрос: как поведет себя в этих условиях исследуемый нами вид преступности, не будет ли такое «снисхождение» благодатным условием для расширения криминального бизнеса? На эти и другие вопросы вряд ли можно ответить с научных позиций без предварительного углубленного изучения самого этого явления [28].
В-четвертых, однородность по природе возникновения и имеющиеся различия экономической преступности, коррупции и организованной преступности на определенном этапе их развития образуют относительно самостоятельный в криминологическом плане вид преступности -организованную экономическую преступность, сопряженную с коррупцией. Этот вывод для теории криминологии, как представляется, является весьма значимым, ибо он расширяет границы исследования, делая своим вполне конкретным объектом и указанный вид преступности.
Следует отметить и то, что криминологическое исследование организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, не самоцель, а необходимая предпосылка для разработки на его основе эффективных мер борьбы с конкретными проявлениями названого вида преступности. При этом преследуются две цели: 1) обеспечение экономической безопасности объектов и отраслей экономики, защита их от преступных посягательств; 2) надлежащая организация управления, прежде всего, деятельностью по предупреждению организованных экономических преступлений, сопряженных с коррупцией [29].
Предупреждение может быть организовано на достаточно высоком уровне лишь в том случае, если такая организация базируется на научно обоснованных выводах и предложениях. А это, в свою очередь, предполагает оказание комплексного воздействия на причины исследуемого вида преступности и условия, его порождающие [30].
К сожалению, в теории криминологии на сегодняшний день по вполне понятным причинам не разработан понятийный аппарат в части, касающейся организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией [31]. Думается,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
что в интересах общего дела (поиска наиболее эффективных средств борьбы) названная теория не должна «отрываться» от других юридических наук криминологического цикла (уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистика и др.). Она должна, наоборот, наполнять уже имеющиеся подходы в этом вопросе своим собственным содержанием [32].
В настоящее время, по нашему мнению, мы не имеем не только законодательного, но и научного определения понятия «организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией». В научных трудах на этот счет высказаны отрывчатые суждения. По ним трудно судить в целом об изучаемом нами явлении. Единства мнений даже по высказываниям ученых-криминологов пока не достигнуто. Как представляется, без проведения глубокого комплексного научного исследования понятия, сущности и содержания названного феномена определить основные направления и наметить конкретные меры по дальнейшему совершенствованию деятельности по борьбе с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, крайне затруднительно [33].
К сожалению, данные, которыми в настоящее время мы располагаем, свидетельствуют о том, что такому социальному явлению, как организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией, со стороны криминологов уделено незаслуженно мало внимания.
Представляется актуальным с учетом реалий сегодняшнего дня подвергнуть научному изучению суть и содержание современной организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, характер ее воздействия на экономику в целом (и наоборот) и последствий такого воздействия [34].
Научная новизна предпринятого нами исследования, прежде всего, определяется тем, что одним из первых объектом криминологического изучения избрана организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией, и связанная с ней совокупность криминогенных факторов. Такое исследование - не самоцель, а инструмент в поиске современного представления об этой преступности и сопровождаемых ею явлений и процессов. Кроме того, результаты научного поиска могут послужить ориентиром при выборе форм и методов борьбы, адекватно отражающих сложившуюся криминогенную ситуацию в сфере экономики. Иными словами, по результатам изучения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, представляется возможным определить «болевые точки» для принятия в дальнейшем неотложных в ближайший (тактика) или отдаленный период (стратегия) дей-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
ствий по противодействию этому явлению. К сожалению, сегодня отсутствует система научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию организационных и тактических основ борьбы с указанным видом преступности [35].
Для того чтобы их разработать, на наш взгляд, следует глубоко изучить предварительно само явление - организованную экономическую преступность, сопряженную с коррупцией. В этом плане нельзя не согласиться с мнениями тех авторов, которые утверждают, что «всякое исследование в науке предпринимается для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых объектов (явлений), объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту традиционных способов объяснения фактов той или иной области научного знания [36]. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития приводит к постановке новых научных проблем» [37]. В рамках настоящей статьи автор пытается решить две проблемы: 1) обосновать организованную экономическую преступность, сопряженную с коррупцией, как объект криминологического изучения; 2) разработать на основе ее изучения систему мер по предупреждению экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью [38].
Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что почти 80% организованных преступных групп, проходящих по делам, связанным с коррупционными отношениями, в той или иной мере использовали связи с государственными служащими [39]. Коррупция, являясь самостоятельной угрозой безопасности, используется внешними и внутренними субъектами угроз безопасности в качестве основного метода реализации таких угроз [40]. Не случайно в Национальной стратегии противодействия коррупции признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации закреплено в качестве основного принципа. Вместе с тем, Национальная стратегия противодействия коррупции не обладает силой федерального закона, а является, по сути, программой, планом действий соответствующих государственных органов [41].
Состояние борьбы с преступной деятельностью в органах государственной власти и управления, как верно пишут А.С. Минзов и Е.Г. Куклина, дает основание рассматривать коррупционную деятельность, с одной стороны, как самостоятельную угрозу, с другой - как важный обеспечивающий элемент в общем спектре угроз безопасности государства, поскольку в результате коррупцион-
ной деятельности создаются благоприятные условия для проявления указанных угроз [42].
Исследование убедительно показывает, что основные характеристики данного социально негативного феномена «размыты». Совершенно очевидно, что определение его сущности также входит в рамки предмета исследования, а «любое познание есть познание в понятиях» [43].
Список литературы:
[1] Текст Указа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2021 г. № 0001202107030001.
[2] СЗ РФ. - 2016. - № 1. - Ст. 212.
[3] Ярош А.В. Долгосрочный контракт как инструмент реализации пилотного проекта в сфере здравоохранения // Образование и право. - 2018. - № 4. - С. 207 - 214.
[4] Жарова А.К. Обеспечение информационной безопасности прав личности, общества и государства при использовании информационно-коммуникационных технологий // Труды ИГП РАН. -2016. - № 3. - С. 76-88; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» - Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138-148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9.
[5] СЗ РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2902.
[6] Чершинцев В.С. Предупреждение коррупционных преступлений на муниципальном уровне: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
[7] Ярош А.В. Основы гражданско-правового регулирования в сфере обращения и качества лекарственных средств в России // Образование и право. - 2016. - № 12. - С. 256 - 261.
[8] Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. - M., 2009. - С. 362.
[9] По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р». URL: http://www.transparency.org.ru/ CENTER/cpi10.asp (дата обращения: 25.06.2021).
[10] Абрамовская О.Р. Противодействие коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления: криминологический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. -Челябинск, 2011; Малько А.В., Затонский В.А., Красюков А.В., Кроткова Н.В. Противодействие коррупции в современной российской правовой жизни (Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая культура») // Государство и право. - 2021. - № 3. - С. 147-159. DOI: 10.31857/S102694520014038-2.
[11] Олимпиев А.Ю., Гаврюшкин Ю.Б. Противодействие посредничеству во взяточничестве в истории России и законодательстве зарубежных стран // Вестник Московского ун-та МВД России. -2014. - № 4. - С. 89 - 98.
[12] Олимпиев А.Ю. Процессуальные органы как субъекты уголовного процесса в Российской Федерации // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2012. - № 3. - С. 200.
[13] Жарова А.К. Информационные конфликты: правовые аспекты: сб. «Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий сборник». - М., 2010. - С. 143 - 158.
[14] Жарова А.К. Соотношение юридических конфликтов и юридических коллизий // Труды ИГП РАН. - 2011. - № 6. - С. 110 - 122.
[15] Ярош А.В. Покупатели лекарственных средств для обеспечения государственных нужд // Евразийская адвокатура. - 2016. - № 6 (25). - С. 125 - 132.
[16] Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. 82 N0267-1 «О борьбе с коррупцией», Закон Кыргызской Республики от 6 марта 2003 г. № 51 «О борьбе с коррупцией».
[17] Модельный закон «О противодействии коррупции» (принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 25 ноября 2008 г.).
[18] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Образование и право. - 2014. - № 11 - 12 (63-64). - С. 112 - 123.
[19] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 148 - 159.
[20] Олимпиев А.Ю. О субъектах предварительного следствия в Российской Федерации // Полицейская деятельность. - 2011. - № 6. - С. 39 -41.
[21] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 5. - С. 19 - 25.
[22] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. - 2014. - № 9 (61). - С. 20 - 36.
[23] Олимпиев А.Ю. О проблемах вовлечения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2011. - № 7. - С. 196.
[24] Вакурин А.В. Понимание генезиса организованной преступности в экономике как основа
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
разработки мер по ее предупреждению // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / под ред. А.И. Долговой. - М.: Росс. криминологическая ассоциация. - 2001. - С. 350.
[25] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. - 2014. - № 2.
- С. 32 - 40.
[26] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник СГЮА. - 2018. - № 6 (125). - С. 98 - 105.
[27] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. О некоторых аспектах определения понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 4 (136). - С. 130 - 134.
[28] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования отнесения семей и несовершеннолетних к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы // Право. Законодательство. Личность. - 2017.
- № 1 (24). - С. 62 - 70.
[29] Жарова А.К. Условия оказания услуги по предоставлению доступа к облачным вычислениям // Библиотека научных публикаций Электронного периодического справочника Система Гарант. - 2014. - № 2 (4). - С. 3.
[30] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. -2007. - С. 221 - 225.
[31] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник СГЮА. - 2018.
- № 5 (124). - С. 58 - 61.
[32] Саламов А.Х., Шогенов В.Н., Кумышева Ю.А. и др. Получение, свойства и применение полиэфиркетонов // Известия Кабардино-Балкарского гос. ун-та. - 2015. - Т. 5. - № 6. - С. 82 - 86.
[33] Каллагов Т.Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014.
- № 2 (33). - С. 36 -38.
[34] Дугиева А.Я., Аушева И.А., Арчакова Р.Д. и др. Современные требования к качеству дизельных топлив и методы его улучшения // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 163 -167.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
[35] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. - 2014. - № 2.
- С. 32 - 40.
[36] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: материалы VI Междунар. конф. / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». -2018. - Вып. VI.
[37] Шмонин А.В. Методология криминалистической методики: монография. - М.: Юрлитин-форм, 2010. - С. 5.
[38] Усанов В.Е. Инновационная политика Российской Федерации в сфере образования // Право и жизнь. - 2012. - № 167. - С. 226 - 256.
[39] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.
[40] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 54 - 57.
[41] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. -2018. -№ 2 (23). - С. 75 - 82.
[42] Минзов А.С., Куклина Е.Г. Коррупция как система: структура и механизмы управления // Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2012. - № 2 (7).
- С. 5 - 15.
[43] Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. - М., 1990. - С. 187.
Spisok literatury:
[1] Tekst Ukaza opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii (www.pravo.gov. ru) 3 iyulya 2021 g. № 0001202107030001.
[2] SZ RF. - 2016. - № 1. - St. 212.
[3] Yarosh A.V. Dolgosrochnyj kontrakt kak instrument realizacii pilotnogo proekta v sfere zdra-voohraneniya // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 4.
- S. 207 - 214.
[4] Zharova A.K. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti prav lichnosti, obshchestva i gosu-darstva pri ispol'zovanii informacionno-kommunika-cionnyh tekhnologij // Trudy IGP RAN. - 2016. - № 3.
- S. 76-88; Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Obzor Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnoe prostranstvo: obespechenie informacionnoj bezopasnosti i pravo» - Per-vye Bachilovskie chteniya // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 9. S. 138-148. DOI: 10.31857/ S013207690001525-9.
[5] SZ RF. - 2017. - № 20. - St. 2902.
[6] Chershincev V.S. Preduprezhdenie korrup-cionnyh prestuplenij na municipal'nom urovne: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2008.
[7] Yarosh A.V. Osnovy grazhdansko-pravo-vogo regulirovaniya v sfere obrashcheniya i kach estva lekarstvennyh sredstv v Rossii // Obrazovanie i pravo.
- 2016. - № 12. - S. 256 - 261.
[8] Andrianov V.D. Byurokratiya, korrupciya i effektivnost' gosudarstvennogo upravleniya: istoriya i sovremennost'. - M., 2009. - S. 362.
[9] Po dannym Centra antikorrupcionnyh issle-dovanij i iniciativ «Transperensi Interneshnl - R». URL: http://www.transparency.org.ru/CENTER/cpi10. asp (data obrashcheniya: 25.06.2021).
[10] Abramovskaya O.R. Protivodejstvie kor-rupcionnoj prestupnosti v organah gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya: kriminologich-eskij aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk. - Chelyabinsk, 2011; Mal'ko A.V., Zatonskij V.A., Krasyukov A.V., Krotkova N.V. Protivodejstvie korrupcii v sovremen-noj rossijskoj pravovoj zhizni (Obzor materialov «kruglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaya kul'tura») // Gosudarstvo i pravo. - 2021.
- № 3. - S. 147-159. DOI: 10.31857S1026945200 14038-2.
[11] Olimpiev A.Yu., Gavryushkin Yu.B. Pro-tivodejstvie posrednichestvu vo vzyatochnichestve v istorii Rossii i zakonodatel'stve zarubezhnyh stran // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2014. - № 4. - S. 89 - 98.
[12] Olimpiev A.Yu. Processual'nye organy kak sub"ekty ugolovnogo processa v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2012. -№ 3. - S. 200.
[13] Zharova A.K. Informacionnye konflikty: pra-vovye aspekty: sb. «Usloviya realizacii prav grazhdan i organizacij na osnove informacionnyh tekhnologij sbornik». - M., 2010. - S. 143 - 158.
[14] Zharova A.K. Sootnoshenie yuridicheskih konfliktov i yuridicheskih kollizij // Trudy IGP RAN. -2011. - № 6. - S. 110 - 122.
[15] Yarosh A.V. Pokupateli lekarstvennyh sredstv dlya obespecheniya gosudarstvennyh nuzhd // Evrazijskaya advokatura. - 2016. - № 6 (25). - S. 125
- 132.
[16] Zakon Respubliki Kazahstan ot 2 iyulya 1998 g. 82 No267-1 «O bor'be s korrupciej», Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 6 marta 2003 g. № 51 «O bor'be s korrupciej».
[17] Model'nyj zakon «O protivodejstvii korrup-cii» (prinyat Mezhparlamentskoj Assambleej gosu-darstv - uchastnikov SNG 25 noyabrya 2008 g.).
[18] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 11 - 12 (63-64). - S. 112
- 123.
[19] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal.
- 2014. - № 3. - S. 148 - 159.
[20] Olimpiev A.Yu. O sub"ektah predvari-tel'nogo sledstviya v Rossijskoj Federacii // Police-jskaya deyatel'nost'. - 2011. - № 6. - S. 39 - 41.
[21] Il'gova E.V. Problemy pravovogo regulirovaniya organizacii i deyatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossijskoj Federacii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. -2009. - № 5. - S. 19 - 25.
[22] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo.
- 2014. - № 9 (61). - S. 20 - 36.
[23] Olimpiev A.Yu. O problemah vovlecheniya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovnyj process // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2011. - № 7. - S. 196.
[24] Vakurin A.V. Ponimanie genezisa organ-izovannoj prestupnosti v ekonomike kak osnova raz-rabotki mer po ee preduprezhdeniyu // Zakonomer-nosti prestupnosti, strategiya bor'by i zakon / pod red. A.I. Dolgovoj. - M.: Ross. kriminologicheskaya asso-ciaciya. - 2001. - S. 350.
[25] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Finansovoe pravo i upravlenie. - 2014. - № 2. - S. 32 - 40.
[26] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolnomochennyh licah komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik SGYuA. -2018. - № 6 (125). - S. 98 - 105.
[27] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N. O nekotoryh aspektah opredeleniya ponyatiya «rezul'taty opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti» v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2016. - № 4 (136). - S. 130 - 134.
[28] Il'gova E.V. Problemy pravovogo regulirovaniya otneseniya semej i nesovershennoletnih k kategorii nahodyashchihsya v social'no opasnom polozhenii i nuzhdayushchihsya v provedenii v otnoshenii nih profilakticheskoj raboty // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2017. - № 1 (24). - S. 62 - 70.
[29] Zharova A.K. Usloviya okazaniya uslugi po predostavleniyu dostupa k oblachnym vychisleniyam // Biblioteka nauchnyh publikacij Elektronnogo peri-odicheskogo spravochnika Sistema Garant. - 2014. -№ 2 (4). - S. 3.
[30] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materi-aly regional'noj nauch.-prakt. konf. - 2007. - S. 221 -225.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
[31] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik SGYuA. - 2018. - № 5 (124). - S. 58 - 61.
[32] Salamov A.H., Shogenov V.N., Kumysheva Yu.A. i dr. Poluchenie, svojstva i primenenie poliefir-ketonov // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gos. un-ta. - 2015. - T. 5. - № 6. - S. 82 - 86.
[33] Kallagov T.E. Osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reform-irovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2014. - № 2 (33). - S. 36 -38.
[34] Dugieva A.Ya., Ausheva I.A., Archakova R.D. i dr. Sovremennye trebovaniya k kachestvu dizel'nyh topliv i metody ego uluchsheniya // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy region-al'noj nauch.-prakt. konf. - 2014. - S. 163 - 167.
[35] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie municipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Finansovoe pravo i upravlenie. - 2014. - № 2. - S. 32 - 40.
[36] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: materialy VI Mezhdunar. konf. / FGBOU VO
«Ingushskij gosudarstvennyj universitet». - 2018. -Vyp. VI.
[37] Shmonin A.V. Metodologiya kriminalistich-eskoj metodiki: monografiya. - M.: Yurlitinform, 2010.
- S. 5.
[38] Usanov V.E. Innovacionnaya politika Rossijskoj Federacii v sfere obrazovaniya // Pravo i zhizn'.
- 2012. - № 167. - S. 226 - 256.
[39] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.
[40] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2020. - № 3. - S. 54 - 57.
[41] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist". - 2018. -№ 2 (23). - S. 75 - 82.
[42] Minzov A.S., Kuklina E.G. Korrupciya kak sistema: struktura i mekhanizmy upravleniya // Izvestiya REU im. G.V. Plekhanova. - 2012. - № 2 (7). - S. 5 - 15.
[43] Frank S.L. Nepostizhimoe // Frank S.L. Soch. - M., 1990. - S. 187.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021