Научная статья на тему 'Понятие духовности в философии В. С. Соловьёва'

Понятие духовности в философии В. С. Соловьёва Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
687
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА / ВСЕЕДИНСТВО / ДУХОВНОСНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОДУХОТВОРЕНИЕ / SPIRITUALITY / PERFECTING / MORAL RESPONSIBILITIES OF A MAN / ALL-UNITY / SPIRITUALIZE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерина Е. Б.

В философии Соловьёва слово «духовность» встречается не часто, но понятие духовности как необходимости совершенствования всех сфер человеческой жизни и самого человека пронизывает все произведения мыслителя. Русский философ рассматривает духовность с точки зрения нравственных обязанностей человека. В процесс духовного становления, по Соловьёву, включены все сферы бытия, иначе это не была бы философия всеединства. Он считает, что единственное естественное право материи это право совершенствоваться или одухотворяться. Однако в обществе это восхождение к совершенству может быть только процессом собирательным, происходящим в собирательном человеке, а не в отдельном индивиде. Такое восхождение возможно только в совокупности людей. Таким образом, Соловьёв рассматривает духовность как свойство, присущее всей природе, но на разных этапах ее развития проявляется это свойство по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Solovyov's philosophy the word "spirituality" is not very frequent, but the concept of spirituality as a necessity for perfecting all spheres of human life and man himself, runs through the works of the thinker. The Russian philosopher views spirituality as the moral responsibility of man. The process of spiritual formation for Solovyov includes all spheres of being, otherwise it would not be the philosophy of all-unity. He believes that the sole natural right of matter is the right to perfect and to spiritualize. However, in society this ascension to perfection, according to Solovyov, may only be a collective process, occurring in a collective man, but not in a separate individual. Such ascension may only be in a totality of people. Thus, Solovyov considers spirituality as a feature inherent to nature as a whole, but at various stages of its development this behaviour manifests itself in different ways.

Текст научной работы на тему «Понятие духовности в философии В. С. Соловьёва»

11 Соловьёв В.С. Русский национальный идеал // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 294.

12 Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. С. 444.

13 Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 234. 14Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 286.

Е.Б. ЕРИНА

Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ В ФИЛОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЁВА

В философии Соловьёва слово «духовность» встречается не часто, но понятие духовности как необходимости совершенствования всех сфер человеческой жизни и самого человека пронизывает все произведения мыслителя. Русский философ рассматривает духовность с точки зрения нравственных обязанностей человека. В процесс духовного становления, по Соловьёву, включены все сферы бытия, иначе это не была бы философия всеединства. Он считает, что единственное естественное право материи - это право совершенствоваться или одухотворяться. Однако в обществе это восхождение к совершенству может быть только процессом собирательным, происходящим в собирательном человеке, а не в отдельном индивиде. Такое восхождение возможно только в совокупности людей. Таким образом, Соловьёв рассматривает духовность как свойство, присущее всей природе, но на разных этапах ее развития проявляется это свойство по-разному.

In Solovyov's philosophy the word "spirituality" is not very frequent, but the concept of spirituality as a necessity for perfecting all spheres of human life and man himself, runs through the works of the thinker. The Russian philosopher views spirituality as the moral responsibility of man. The process of spiritual formation for Solovyov includes all spheres of being, otherwise it would not be the philosophy of all-unity. He believes that the sole natural right of matter is the right to perfect and to spiritualize. However, in society this ascension to perfection, according to Solovyov, may only be a collective process, occurring in a collective man, but not in a separate individual. Such ascension may only be in a totality of people. Thus, Solovyov considers spirituality as a feature inherent to nature as a whole, but at various stages of its development this behaviour manifests itself in different ways.

Ключевые слова: духовность, нравственные обязательства человека, всеединство, духовносное становление, одухотворение.

Key words: Spirituality, perfecting, moral responsibilities of a man, all-unity, spiritualize

Философию Соловьёва называют философией всеединства, имея в виду главную идею мыслителя, которую он развивал на протяжении всей своей жизни. Соловьёв везде стремится найти полярные отношения, т.е. стихию противоречивого развития.

Идея всеединства охватывает и всеобщность бытия, и цельное знание, и родовую, общественно-историческую и вселенскую сущность человека. Философ подчеркивает, что наша жизнь полна всякого рода мучений и далека от совершенства. Но из этого следует, что человек не может оставаться в подобном состоянии и должен стремиться к какой-либо цели. Высшей же целью исторического процесса является духовное общение людей. Духовность, как следует из контекста произведений Соловьёва, это та сила, которая способна привести человека к совершенному состоянию. В наше время эти идеи философа оказались востребованными в связи с теми проблемами, которые стоят перед человечеством.

Актуальность обращения к анализу понятия «духовность» обусловлена происходящими в настоящее время в обществе процессами глобализации рыночных отношений, которые приводят к росту материального интереса, разгулу стихии корыстного предпринимательства и наживы. Необходима духовная компенсация этих процессов, направленная на предотвращение уничтожения ценностей культуры, предотвращение уничтожения самой основы человеческого бытия. Процессы глобализации приводят к нарушению равновесия между природой и развитием общества, разрыву между социально значимым и социально-сущим. В ходе глобализации происходит трансформация бытия как высшего дара в средство, в технический мир инструментальной активности, сам человек уже ощущает себя инструментом для достижения чуждых ему целей. Однако складывающиеся в таком глобализующемся мире стереотипы направлены на то, чтобы убедить каждого человека в том, что такое пресыщенное, прагматическое существование является не только достаточным, но и достойным для него. Такие стереотипы, по сути, сводят человека к животному состоянию, хотя его потребности и удовлетворяются с помощью самых современных технических средств.

Обращение к проблемам духовности поможет осознать опасность, стоящую перед человечеством, опасность, которую в литературе называют антропологической катастрофой, и постараться ее предотвратить. Для этого необходимо активизировать все здоровые силы общества. Надеяться на возможность предотвращения катастрофы позволяет то, что история неоднократно показывала: даже самые ужасные катаклизмы порождают самые высокие образцы нравственного мужества, духовного величия, порождают потребность в высших ценностях. Философия Соловьёва, проникнутая идеями духовного совершенствования, оказывается весьма своевременной.

В отечественной теоретической мысли дореволюционного периода понятия духовности, духовной культуры были связаны с традиционными представлениями о духе как нематериальной сущности мира, восходящей к Богу, и о душе человека, которая выступает индивидуальным проявле-

нием духа. Понятия, образовывавшиеся на основе этой традиции, относились, в основном к церковно-религиозной жизни.

В конце XIX - начале ХХ века в русской философской традиции складывается более содержательное понимание духовного, которое было основано на приверженности авторов православной религии, а также на знании и глубоком освоении учений немецких философов об объективном духе. Это понимание предполагает, что духовное, во-первых, укоренено в душе отдельного человека и, во-вторых, присуще общественному бытию, где проявляется в массовых чувствованиях, верованиях, навыках, склонностях, способах действия и др. Проблеме духовности посвятили немало своих работ такие философы, как Ильин, Франк, Бердяев и др. Большое значение эта проблема имела и в творчестве В. С. Соловьёва. В своих работах русские философы развивали мысль о том, что духовное как бы пронизывает все формы социальной жизни, облагораживая и привнося высший смысл, нравственность, чувство любви, понимание свободы в политику, в национальные и межнациональные отношения, в трудовую и правовую деятельность. Отечественные философы предостерегали от опасности умаления духовного аспекта культуры за счет материального или социального моментов.

Понятие духовного включает в себя идеальный или рациональный элементы, но не сводится к ним. Духовное шире, чем идеальное и рациональное. Оно содержит в себе все позитивные устремления людей, высшие общественные ценности, т.е. имеет аксиологический характер. В работах русских философов подчеркивается положительный аспект явления духовности. Духовность не может быть отрицательной. Она может быть поврежденной, ущербной, больной, как об этом писали Степун, Федотов, Франк, но не может быть злой или сатанинской.

Своеобразие русской православной духовности философы связы -вали с соборным началом - особым типом коллективизма, который не противостоял личностному началу, а выступал как первичное, неразложимое единство людей, из которого произрастает личность, приобретая в этом становлении религиозную страстность и стремление найти путь к общему спасению. Важными чертами русской духовности являются также напряженные поиски смысла жизни, стремление к целостному восприятию мира, к всеохватывающей и конкретной тотальности и тесно связанное с этим развитое чувство космического.

В философии Соловьёва слово «духовность» встречается не часто, но понятие духовности как необходимости совершенствования всех сфер человеческой жизни и самого человека пронизывает все произведения мыслителя.

Размышляя о жизни человека и мира, В.С. Соловьёв вводит понятие идеи жизни. Идея отличается не только от внешней, но и от внутренней природы: не только внешние физические силы должны служить сред-

ством и орудием, материальным условием для осуществления известного содержания, но также и духовные силы. К духовным силам Соловьёв относит волю, разум, чувство, которые имеют значение как способы как осуществления определенного содержания. Мысли, чувства и желания человека определяют начало, цель и предмет его духовных сил и духовной жизни. Вследствие способности к рефлексии человек подвергает сужде-нию и оценке все фактические данные своей внутренней и внешней жизни. Воля, разум, чувства составляют три сферы духовной жизни, которые постоянно подвергаются рефлексии в силу особенностей человеческой природы. Это, как отмечает Соловьёв, силы единого духа.

Русский философ рассматривает духовность с точки зрения нравственных обязанностей человека. Он противопоставляет два образа жизни, имеющих разный нравственный смысл и цели. Первый образ жизни - это жизнь в соответствии с природой человека, которая имеет целью питание, сохранение и поддержание жизни и достигается путем удовлетворения потребностей тела. В этом случае смысл жизни сводится только к порождению потомства, т.е. смысл в будущем потомстве, а настоящая жизнь бессмысленна.

Другой образ жизни предполагает достижение бессмертия путем нравственного самосовершенствования. Человек вырывается из потока природной жизни в результате осознания им своего нравственного долга и действия благодати, которая дается ему извне. Благодать это и есть духовность, благодаря которой человек проходит три ступени: первая ступень связана с признанием зла как греха вторая связана с внутренним усилием отрешения от зла; третья заключается в обращении к Богу как помогающей силе. Все совершенное уже есть в Боге, следовательно, человеку, ищущему добро, не нужно ничего создавать, он должен только открыть путь для благодати. Здесь главной преградой являются не обстоятельства внешней жизни человека, а он сам, его злая воля. Духовность заключается в отказе от собственной воли, в обращении к вере как источнику нравственности и добра.

Согласно концепции Соловьёва, действительное начало нравственности заключается в трех основных чувствах, присущих человеческой природе: чувстве стыда, охраняющем наше нравственное достоинство от захвата его животными влечениями, в чувстве жалости, внутренне уравнивающем нас с другими и, наконец, в религиозном чувстве благоговения, в котором сказывается познание высшего Добра.

Возвышая духовную сторону человека над его природным происхождением, Соловьёв пытается довести до крайней конкретности поиски смысла жизни каждой личностью. Человек является природным существом, подчиняющимся природному процессу, в котором «слепая сила жизни увековечивает себя за счет рождающихся и гибнущих особей, поочередно вымещающих друг друга. Человек как нравственное существо не

хочет повиноваться этому природному закону вымещения поколений, закону вечной смерти, он не хочет быть вымещающим и вымещаемым, он ощущает потребность и способность вместить в себе самом полноту вечной жизни»1. Разрешение этого рокового противоречия Соловьёв видит в том, чтобы рождающиеся вновь не повторяли только то, что делали рождающие.

В процесс духовного становления, по Соловьёву, включены все сферы бытия, иначе это не была бы философия всеединства. Он считает, что единственное естественное право материи - это право совершенствоваться или одухотворяться. «Между реальным бытием духовной и материальной природы нет разделения, а существует теснейшая связь и постоянное взаимодействие, в силу чего и процесс всемирного совершенствования, будучи богочеловеческим, необходимо есть и богоматериальный»2.

Главные ступени этого процесса он называет царствами: царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие. Минералы, растения, животные, природное человечество и духовное человечество - вот типичные формы бытия с точки зрения восходящего процесса всемирного совершенствования. Каждое предыдущее царство служит ближайшей материей для последующего. «Как живой организм состоит из химического вещества, перестающего быть только веществом, так человечество состоит из животных, престающих быть только животными. Подобным же образом и Царство Божие состав -ляется из людей, перестающих быть только людьми, входящих в новый, высший план существования»3. Согласно взглядам Соловьёва, Царство Божие есть окончательная цель всякой жизни и деятельности как высшее добро, благо и блаженство и достижимо оно на основе духовности, силы, побуждающей все элементы бытия к совершенствованию.

Однако в обществе это восхождение к совершенству, по мысли Соловьёва, может быть только процессом собирательным, происходящим в собирательном человеке, а не в отдельном индивиде. Такое восхождение возможно только в совокупности людей. В достижении абсолютного Добра человечество проходит три последовательные ступени: родовую, принадлежащую к прошедшему, но сохраняемую в настоящем в форме семьи, национально-государственный строй, господствующий в настоящем, и всемирное общение жизни, как идеал будущего.

На всех трех ступенях общество по своему содержанию есть нравственное восполнение и осуществление личности в данном жизненном круге, лишь объем этого круга неодинаков: на первой ступени он ограничивается родом, на второй - отечеством, на третьей - личность достигает своей внутренней бесконечности в совершенном обществе с упразднением уже всяких ограничений не по содержанию только, но и по объему жизненного взаимодействия .

Таким образом, Соловьёв рассматривает духовность как свойство, присущее всей природе, но на разных этапах ее развития проявляется это свойство по-разному. На уровне человека мы видим проявления стыда, который есть, по Соловьёву, основа совести. Стыд появляется тогда, когда человек уступает плоти. Плоть и дух - это две противоположности, которые сильны слабостью другой. Чем сильнее дух, тем слабее плоть, и наоборот. Анализируя проблему власти человека над плотью применительно к инстинктам питания и размножения, Соловьёв приходит к выводу о том, что духовность заключается в способности господствовать над витальны -ми влечениями. Зависимость от плоти проявляется в двух основных крайностях: гедонизме и аскетизме. Гедонист потакает плоти, не пытается ей противостоять и превращается в раба витальных влечений. Гедонизм превращает человека в животное. Аскет ставит своей целью подчинить плоть собственной воле, обрести над нею абсолютную власть. Но это невозможно, аскет постоянно помышляет о телесных радостях, от которых он стремится отказаться. Подавленные влечения властвуют над человеком не менее эффективно, чем те, которым человек угождает.

Человек устроен таким образом, что удовлетворение витальных потребностей доставляет ему удовольствие, а в этом заключается источник соблазна. Отказ от удовольствия, преодоление соблазна требуют уси -лия над собой, тренируя дух и освобождая время и силы человека для его самореализации как духовного существа5. Человек может черпать эти силы, только основываясь на собственном праве свободы, внутреннем ощущении независимости от любых внешних побуждений.

Соловьёв развивает идею Канта о нравственной свободе человека и предвосхищает решение проблемы свободы личности многими философскими направлениями в ХХ веке. Для нашего времени, во многом потерявшем напряжение духовности, характерное для недавнего прошлого, очень полезным окажется обращение к идеям В.С. Соловьёва, который не мыслил существование человека и общества вне духовности, поскольку считал, что это будет уже не общество, а стадо.

1 Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.1. С.226.

Там же. С. 267.

Там же. С. 268.

Там же. С. 285.

Там же. С. 135 - 152.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.