УДК 159.9.01; 159.9.07
Т. Г. Огородникова
Понятие «духовность».
Сравнительный анализ представлений о духовности у людей с высшим и средним профессиональным образованием
В статье рассматривается понятие «духовность» в философии, психологии, религии. На основе теоретического анализа и обобщения многочисленных подходов и взглядов по данной проблеме предлагается интегральное определение понятия духовности как сущностной, системной характеристики личности. Представлена диагностическая программа, направленная на изучение представлений о духовности, а также данные экспериментальных исследований, проведенных с людьми, имеющими высшее и среднее профессиональное образование.
The article describes the contents of the concept of spirituality in philosophy, psychology and religion. Basing on theoretical analyses and consideration of different approaches an integral definition of spirituality is given as an essential characteristic of personality. Results of an investigation of implicit preconceptions of spirituality of respondents with higher education and with secondary professional education are presented.
Ключевые слова: духовность, образование, представления о духовности, ценностные ориентиры, моральные качества, самореализация, нравственное развитие, духовная психология.
Key words: spiritual, education, spirituality, values, moral qualities, selfrealization, moral development, spiritual.
Кризисная ситуация в нашем обществе, связанная с крушением привычного уклада жизни, старых ценностей и идеалов, помноженная на спорность новых, чисто рыночных ценностей и идеалов (обогащайтесь кто как может!), породила у мыслящей части общества обострённое внимание к проблемам смысла жизни и связанным с ними проблемами духовности. Спрос рождает предложение, и на рынок выбрасывается огромное количество псевдо- и околонаучной литературы о духовности, о душе. Между тем профессионально о духовности могут рассуждать лишь представители религии, психологии и философии, ибо она традиционно является предметом их изучения.
В законе Российской Федерации «Об образовании» (текст с изменениями и дополнениями на 2010 год) начиная с 2002 г. поставлена задача «Формирования у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности (2002, с. 33). В новой редакции «Закона об образовании» (2007) среди принципов образования на первом месте сто-
ит «приоритет общечеловеческих нравственных ценностей, а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности.
Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуальнокогнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих [3, с. 2-3].
Прежде чем обратиться к сравнительному анализу данных, полученных с помощью пилотажного исследования, рассмотрим определение понятия «духовность» в философии, религии, психологии.
В философии, искусстве, религии дух, душа, духовность являются вечными темами, ибо они не подвергают мир анатомированию, а рассматривают его целостно, но лишь немногие представители науки доходят до признания духовного начала в мире [7, с. 25].
В философии духовность издревле понимается как единство истины, добра и красоты. Такое понимание намечено было ещё Платоном, но в чёткой форме выражено итальянскими гуманистами, которые отмечали, что человечно то, что соответствует истине, добру и красоте, а бесчеловечно то, что им противоречит. При этом человечность и духовность отождествлялись. Как высшие ценности человеческого духа истину, добро и красоту признавали и признают до сих пор величайшие умы человечества.
Высшими же продуктами духовности, начиная с Гегеля, признаются искусство, религия и философия. Между ними имеется определённая корреляция: искусство коррелирует с красотой, религия - с добром, а философия - с истиной. Это традиционный, устоявшийся взгляд на духовность. Поэтому, когда поднимается проблема духовности, следует иметь в виду, что проблема эта давно решена: духовность означает единство истины, добра и красоты [7, с. 55].
Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, души, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точка зрения на человека по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности
целостного видения человеческой природы - в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни [4, с. 10].
Святые отцы в своих учениях рассматривали духовность как живую практику веры в триединого Бога, молитвенный подвиг - как деятельность спасения к вечной жизни со Христом, обожение всей полноты индивидуальной жизни или, как предельно полно сказал об этом ап. Павел: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос (Галл. 2, 20) - всё это есть символы и деятельные формы становления и развития «собственно человеческого в человеке». В этом - суть, смысл, ценность и назначение человека [11, с. 11].
Не так обстоит дело в современной психологии. Долгое время психологическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизменное строение. В разных научных школах при изучении психического делался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе. Но всегда психическое рассматривалось все-таки как таковое в своих достаточно жестких границах.
Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явления, возникающие на стыках «души» и «тела»; появились и стали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.
Казалось бы, вполне оправдан интерес психологии и к другому полюсу человеческой реальности - к формам его духовного бытия. Только в этом интервале (телесное существование - духовное бытие) можно было выявить и саму природу, и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь приглядывается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений вообще отрицалось, а если и допускалось, то лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития и др. Сегодня ситуация постепенно меняется. При изучении психологии человека интенсивно осваиваются наследие (и мировое, и отечественное) религиозной философии, духовный опыт исповедников веры, подвижников духа; расширяется опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное - строит новый взгляд, «стереоскопическое или голографическое» видение человеческой реальности в ее субъективной проекции.
В отечественной психологии в работах Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и других, предприни-
маются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни [6, с. 1-4].
Последователь и ученик В. Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э. Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, - отмечал Э. Шпрангер, -возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека [6, с. 1-4].
Психология рассматривает духовность как поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Точнее, духовность - духовно-практическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без неё невозможны ни самостоянье человека, ни величие его [1, с. 149].
При этом остается неразработанным само понятие и содержание духовности, его психологическая структура, основные направления этого развития. Но самое главное, остаются нерешенными вопросы, связанные с пониманием влияния процесса образования на развитие духовности человека. Основное противоречие данной ситуации состоит в том, что повсеместно подчеркивается важность и значимость понятия духовности как системообразующего фактора в профессиональной и личностной деятельности человека, но при этом отсутствуют научно-обоснованные пути решения данных задач в образовательном процессе, направленных на развитие духовности.
В данной статье мы опираемся на определение А.Л. Горбачева, который в своей работе «Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов» (2009) рассматривает духовность, как детерминирующий компонент духовнонравственного развития личности, который представляет собой сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, выражающуюся в уровне свободы, ответственности, смысла, трансцен-
дентности, любви, стойкости, влиятельности личности и основывающихся на этих качествах способностях:
• давать духовно-нравственную оценку всему происходящему вне и внутри себя;
• действовать в соответствии с собственной системой духовнонравственных ценностей;
• оказывать влияние на окружающий мир и, в первую очередь, на других людей, исходя из своих ценностно-смысловых и нравственных установок [4, с. 4-5].
В результате проведения пилотажного исследования нами была поставлена следующая цель и выдвинута гипотеза.
Цель исследования - сравнить особенности представлений о духовности у людей с высшим и средним профессиональным образованием.
В исследовании проверялась следующая гипотеза: существуют различия представлений о духовности у людей с высшим и средним профессиональным образованием.
Данная гипотеза проверялась в эмпирическом исследовании, в котором были использованы специально подобранные методики. Методика изучения образа человека «СОЧ(И)» (В.Л. Ситников, 2001 г.) позволила выявить структуру и содержание вербальных образов, связанных с духовностью, и провести их качественную и количественную обработку [10, с. 130]; авторская анкета: «Роль духовности в нашей жизни» позволила изучить такие отношения, как профессиональное образование и представления людей о духовности; методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности дала возможность провести исследование по изучению ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов [5, с. 17].
В сентябре 2009 г. было проведено психодиагностическое обследование трёх групп взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием из г. Нижний Тагил.
Группа 1 - испытуемые со средним техническим образованием, работники Уралвагонзавода. Из общего числа выборки мужчин - 17, женщин - 3.
Группа 2 - испытуемые с высшим педагогическим образованием, работающие педагогами. Из общего числа выборки мужчин - 3, женщин - 17.
Группа 3 - испытуемые с высшим техническим образованием, работающие на Уралвагонзаводе. Из общего числа выборки мужчин - 10, женщин - 10.
В каждой группе по 20 человек. Возраст испытуемых от 19 до 35 лет. Всего в исследовании приняло участие 60 человек.
В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты.
Представления о духовности у испытуемых 1-й группы (среднее техническое образование) сформировались ещё в школе (60 %), под влиянием семьи (55 %) и в результате собственных духовномировоззренческих поисков (35 %). У испытуемых 2-й группы (высшее педагогическое образование) представления о духовности сформировались под влиянием художественной, религиозной, философской литературы (75 %), семьи и воспитания (85 %); у испытуемых 3-й группы в результате художественной, религиозной, философской литературы (65 %), семьи и воспитания (50 %) и собственных духовно-мировоззренческих поисков (40 %). Также отмечено, что большое влияние на формирование представлений о духовности у испытуемых 2-й и 3-й групп сыграло получение высшего технического и гуманитарного образования (по 35 % у каждой из групп), в то время как у 1-й группы только 5 % по данному пункту.
Совместимость духовных и обычных требований к жизни человека различается у различных групп испытуемых. Испытуемые 1-й группы (30 %) и 2-й группы (35 %) считают их вполне совместимыми, в отличие от испытуемых 3-й группы, из которых только 15 % считают так же. Преимущественно совместимыми считают данные требования 55 % испытуемых 2-й группы и 40 % испытуемых 3-й группы. Несовместимыми данные требования видят 15 % участников 1-й группы и 5 % участников 2-й группы.
Определение нынешних представлений о духовности связано с такими различиями. Семья, воспитание и школа определяет нынешние представления у 85 % испытуемых 2-й группы, 55 % исследуемых 1-й группы и 50 % - 3-й группы.
Согласно взглядам Н.В. Бордовской и А.А. Реана, духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. В образовательном процессе создаются условия и выбираются такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъективных свойств и проявление индивидуальности [2, с. 67].
В результате измерения типов ценностных ориентаций по методике Ш. Шварца на уровне нормативных идеалов у взрослых людей с разным уровнем образования была составлена таблица средних показателей (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов
Типы ценностных ориентац ий
Номер группы конформность традиции щедрость универсализм самостоя- тельность стимуляция гедонизм достижения власть безопасность
1 17,3 18,6 24,75 31,75 23,4 12,7 15,8 19,75 17,8 24,5
2 14,15 13,65 22,25 29 19,2 7,8 9,6 15,95 10,75 22,9
3 15,45 14,1 21,9 27,85 21,95 9,1 10,25 18,05 13,6 23,25
Анализ средних значений типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов между взрослыми с высшим и средним профессиональным образованием в табл. 3 показывает, что заметно отличаются средние значения по таким шкалам, как традиции, стимуляция, гедонизм, власть, которые характеризуют: традиционный способ поведения (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность); потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности; удовольствия, наслаждение жизнью; достижение социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего имиджа, общественное признание). У испытуемых со средним техническим образованием самые высокие показатели по этим шкалам, а у испытуемых с высшим педагогическим образованием самые низкие.
Как видно из табл. 3, испытуемые 1-й и 2-й групп на уровне нормативных идеалов наибольшие значения набрали по шкалам: универсализм, щедрость и безопасность, а испытуемые с высшим техническим образованием - по шкалы: универсализм, безопасность и самостоятельность. При этом у 1-й группы показатели по этим шкалам самые высокие, т. е. они в большей степени ориентированы на защиту благополучия, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы, также для них более значима стабильность общества, взаимоотношений.
Для взрослых с высшим педагогическим образованием наиболее значимым является готовность помочь, способность прощать, верность, ответственность, понимание, терпимость, мир красоты, безопасность общества. Для испытуемых, имеющих высшее техническое образование, наиболее важным видится самодисциплина, понимание, защита, сдержанность, независимость мыслей и действий, со-
циальная справедливость, личный успех, социальный статус, креативность, безопасность и стабильность общества.
При оценке значимости индивидуальных типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов у трёх групп испытуемых по методике Ш. Шварца был использован критерий Стьюдента (табл. 4).
Таблица 4
Оценка значимости индивидуальных типов ценностных ориентаций
по методике Ш. Шварца
«Обзор ценностей»
Номер группы Типы ценностных ориентаций
конформность традиции щедрость универсализм самостоятель- ность стимуляция гедонизм достижения власть безопасность
1 - эмпирическое
1 2 2,42 2,35 2,3 4 2,37 3,74
1 3 2,54 2,99 4,34 2,59
2 3
1 - критическое (<=0,05) 2,02
Анализ значимости индивидуальных ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов по методике Ш. Шварца показал различия между группами испытуемых по данным показателям (см. табл. 4).
У испытуемых 1-й и 2-й групп имеются различия по следующим типам ценностей: традиции, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть.
Испытуемые 1-й группы оценивают эти ценности более высоко, чем испытуемые 2-й группы. Можно предположить, что взрослые, имеющие среднее техническое образование, менее критичны, при-
25
нимают жизнь такой, какая она есть, легче прощают себя, они более свободны, независимы, в большей степени получают наслаждение от жизни, стремятся к богатству, общественному признанию, сохранению своего имиджа. Возможно, данные показатели связаны не только с уровнем образования, но и с тем, что средний возраст испытуемых со средним техническим образованием 24 года. Согласно исследованиям (Москвичева Н.Л., 2000) в этом возрасте доминирующими ценностями являются любовь, духовная и физическая близость, уверенность в себе. Важными - активная деятельность, свобода и независимость в суждениях и поступках, хорошие друзья. Предпочитаемыми - интересная работа, материально обеспеченная жизнь.
У испытуемых 1-й и 3-й групп отмечены различия по таким ценностям, как традиции, стимуляция, гедонизм, власть. При этом у испытуемых 1-й группы по этим ценностям показатели также значительно выше. Такие различия могут быть связаны как с определенной системой ценностей у испытуемых со средним техническим образованием, так и с повышенным оптимистическим взглядом на себя и окружающий мир по сравнению с испытуемыми с высшим техническим образованием [2, с. 81].
Не отмечено существенных различий у испытуемых 2-й и 3-й групп. Можно предположить, что у взрослых людей с высшим образованием наиболее реалистические представления о ценностном отношении, к себе, к окружающему миру.
Исследование представлений о духовности с помощью методики «СОЧ(И)» (В.Л.Ситников, 2001 г.) у взрослых с высшим и средним профессиональным образованием позволило выявить содержательные характеристики понятия «духовность». Было выявлено содержание вербальных образов данного понятия.
Анализ частотного словаря вербальных характеристик понятия «духовность» у взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием показал, что первые ранговые места у испытуемых со средним техническим и высшим педагогическим занимают философско-религиозные характеристики понятия «духовность», но при этом испытуемые 2-й группы значительно превосходят по числу данных характеристик испытуемых 1-й группы, в то время как у взрослых людей с высшим техническим образованием на первом месте стоят социальные определения.
У испытуемых 1-й группы представления о духовности в большей степени связаны с верой, добротой, любовью, красотой, величественным, ответственностью, светом. У испытуемых 2-й группы - с верой, душой, состоянием, чистотой, добротой, красотой, культурой. У испытуемых 3-й группы - с любовью, верой, красотой, силой, гармонией, искренностью, здоровьем.
В наименьшей степени респонденты со средним техническим образованием ассоциируют понятие «духовность» с деятельностными и метафорическими характеристиками; респонденты с высшим педагогическим - с деятельностными и оценочными; респонденты с высшим техническим - также с деятельностными и оценочными.
При оценке уровня значимости вербальных составляющих понятия «духовность» у трёх групп испытуемых по методике «СОЧ(И)» был использован критерий Стьюдента (в табл. 5).
Таблица 5
Оценка значимости уровня признака вербальных составляющих понятия «духовность» по методике «СОЧ(И)»
Номер группы Наименование понятия "Духовность"
Наименование шкал
волевые философско- религиозные е ы н -й л го > Ё е л л е н н и оценочные 2 о X І Ф О все Б і К ей £ о X § О -О .0 лн " £ і § п о е к и с е ч и р о ф го і— е 2 социальные деятельностные
1 - эмпирическое
1 2 3,9 2,51
1 3
2 3 6,6
1 - критическое (<=0,05) 2,02
Анализ значимости уровня признака вербальных составляющих понятия «духовность» по методике «СОЧ(И)» показал различия между группами испытуемых по данным показателям (см. табл. 5).
У респондентов 1-й и 2-й групп имеются различия по следующим типам характеристик понятия «духовность»: философско-
религиозные, эмоционально-личностные. Испытуемые 2-й группы (с высшим педагогическим образованием) в большей степени отдают предпочтение философско-религиозным характеристикам данного понятия.
У респондентов 2-й и 3-й групп различия в представлении о духовности связаны с философско-религиозными характеристиками данного понятия.
Возможно, данные различия связаны с тем, что, как отмечают А.Е. Супрун, А.П. Клименко и Л.Н. Титова (1975), характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня, профессии испытуемых. Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы [8, с. 62].
Возможно, это связано с ценностными установками респондентов, что уже отмечалось раннее, так как в процессе получения высшего образования происходит освоение и созидание человеком культурных ценностей [2, с. 120]. Очень актуальными остаются слова нашего современника Д.С. Лихачева: «Университет - будь он для химиков, физиков, математиков, юристов - учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».
Проведенное исследование позволило провести теоретический анализ категории духовности, исследование и сравнение представлений о духовности у взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием, апробирована авторская анкета: «Роль духовности в нашей жизни», с помощью нее изучены такие категории, как духовные ценности; наличие религиозной веры, отношения к духовности.
Гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась.
В большей степени сформировались знания о духовности у людей с высшим гуманитарным и высшим техническим образованием в вузе, в то время как люди со средним техническим образованием отмечают в большей степени влияние школы и школьных уроков.
В результате можно отметить, что у испытуемых со средним и высшим техническим образованием представления о духовности в большей степени связаны с предметным миром вещей. То есть они действуют в реальной обстановке здесь и сейчас, таким образом реализуют свои представления о духовности непосредственно в своей деятельности и поведении. В то время как испытуемые с высшим педагогическим образованием в большей степени оперируют образными и вербальными представлениями понятия «духовность», не всегда реализуя их в конкретной деятельности.
Взрослые, имеющие среднее техническое образование, менее критичны, принимают жизнь такой, какая она есть, легче прощают себя, они более свободны, независимы, в большей степени получают наслаждение от жизни, стремятся к богатству, общественному признанию, сохранению своего имиджа.
Представляется значимым определение понятия духовности в таких сферах, как религия, психология, философия, что даёт воз-
можность целостного рассмотрения человека, во всём многообразии его жизни и взаимодействии с окружающим миром.
Весьма важным видится дальнейшее практическое исследование данной темы, так как именно образование представляет собой процесс изменения, развития, совершенствования сложившийся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, даёт человеку расширение его внутреннего мира, а следовательно, взаимодействие с внешним миром также расширяется, поэтому возможны изменения его ценностных ориентаций, мотивов, целей, установок.
Таким образом, повышается потребность человека в самореализации, самоопределении, духовном росте, что, в свою очередь, будет способствовать достижением индивида внутренней гармонии, лучшей ориентации в нестабильном мире в условиях радикальных социальных преобразований.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко - СПб.: Изд-во прайм-ЕВРОЗНАК. - М.: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 300 с.
3. Горбачев А. Л. Психологические условия и механизмы духовнонравственного развития личности студентов: дис. ... канд. психолог. наук. -Н. Новгород, 2009. - С. 2-5.
4. Дворецкая М. Я. Психологическая концепция человека в религиознофилософском учении восточных христиан эпохи средневековья: дис. ... док. психолог. наук. - СПб., 2005.
5. Карандашев В.Н., Дмитрук С.В. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности. - Екатеринбург, 2002. - 24 с.
6. Корольков А.А. Антропология и кризис духовности // Сб. Антропологический синтез: религия, философия, образование / сост., предисл. А.А. Королькова. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 3-12.
7. Обухов В.Л., Довжинец М.М. Основы антропоэкологии. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2001. - 158 с.
8. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., СПб.: ПИТЕР, 2005. - 480 с.
9. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983 - 448 с.
10. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2001. - С. 320-336.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа-пресс, 1995. - 381 с.