Научная статья на тему 'Духовность: вопросы, суждения, мнения'

Духовность: вопросы, суждения, мнения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ / ЛИЧНАЯ ДУХОВНОСТЬ / СМЫСЛ КУЛЬТУРЫ / CONCEPT OF SPIRITUALITY / PERSONAL SPIRITUALITY / SENSES OF CULTURE / SELF-DETERMINATION OF THE TEACHER OF TRADITIONAL CULTURAL WEALTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волошина Л. В.

Представлен анализ понятия «духовность» с различных точек зрения, в том числе с позиций светской и религиозной культур, обозначены некоторые подходы к исследованию данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY: QUESTIONS, JUDGMENTS, OPINIONS

In the article the analysis of concept of spirituality from various points of view, including from secular viewpoint and religious cultures is presented, scientific approaches to research of this concept are described, some approaches to the solution of the problem of self-determination of the teacher in traditional cultural wealth are designated.

Текст научной работы на тему «Духовность: вопросы, суждения, мнения»

ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.032

Л. В. Волошина

ДУХОВНОСТЬ: ВОПРОСЫ, СУЖДЕНИЯ, МНЕНИЯ

Представлен анализ понятия «духовность» с различных точек зрения, в том числе с позиций светской и религиозной культур, обозначены некоторые подходы к исследованию данного понятия.

Ключевые слова: понятие духовности, личная духовность, смысл культуры.

Духовно нищий народ не может стать экономически богатым, политически развитым и законопослушным.

В. А. Шученко

В переломные годы конца XX - начала XXI в. особенно отчетливо проявились последствия процесса девальвации духовности и нравственности в нашей стране. Современный этап исторического развития России характеризуется обострением проблем сохранения и спасения культурного и генетического фонда, которые напрямую связаны и зависят от доминирующих в обществе духовно-нравственных ценностей, образовательного и общекультурного уровня развития граждан. Произошедший в нашем государстве в 90-е гг. XX в. политический и социально-культурный перелом имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, заметно изменились условия политической, экономической, этической жизни общества. Граждане обрели свободу как необходимое условие для плодотворной деятельности, личностного самоутверждения и профессионального самоопределения. Свобода политических убеждений, собраний и объединений создала предпосылки для активизации научного и художественного творчества, свободы мировоззренческих убеждений. Это открыло для многих людей, особенно представителей молодого поколения, широкие возможности для самореализации и творческого развития. Свобода вероисповедания содействовала возвращению к религии как к одному из источников духовно-нравственного самосовершенствования личности [1].

С другой стороны, реформы породили и обострили целый ряд проблем. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой информации, каналы которых переполнены навязчивой рекламой и низкопробной продукцией массовой культуры, в избытке пропагандирующей агрессию и насилие, активно влияют не только на структурное переустройство социально-экономического порядка, но и на духовный уклад общества.

Несмотря на меры по стабилизации всех жизненно важных сфер, предпринимаемые государством, в реальной жизни нашего общества пока еще широко распространены явления, в основе которых лежит искажение базовых нравственных ориентиров, замена истинных, духовно-нравственных идеалов и ценностей на узкоэгоистичные ценности потребительского общества, которые, к сожалению, преобладают в современной мире.

Основными симптомами нездорового духовно-нравственного состояния общества являются кризис социальной, личностной и духовной идентичности, ведущий к утрате смысла

жизни, а также девальвация ценности труда как способа самореализации личности и условия процветания всего общества.

Поэтому на современном этапе развития нашего общества одной из главных задач является восстановление духовно-нравственных основ его жизни. Передовые дяеятели науки сходятся во мнении, что духовное банкротство - явление более глубокое и опасное по своим последствиям, чем падение объема производства и недостаток средств в казне [2].

«Именно сегодня открываются реальные возможности укрепления духовности России, притом духовности, нацеленной на решение практических задач народов России... Только укрепив духовный фундамент, можно строить новую Россию, где властные требования экономики, политики и права будут, гармонично сочетаться с идеальным, религиозно-нравственным строем этого фундамента» [3, с. 147].

И здесь очень важно помочь каждому человеку в формировании его личной духовности, способной вдохновить на добрые дела. Главная роль принадлежит в этой ситуации педагогу, истинное назначение которого - духовное творение человека, базирующееся на традиционных духовных ценностях. Один из современных исследователей проблемы духовности Э. Николаев считает, что духовность присутствует всегда, но она может быть либо позитивной, либо негативной. Ее характер, по мнению ученого, формируется под влиянием внешних и внутренних условий. К внешним относятся образование, воспитание, социально-экономические, идеологические и другие условия, к внутренним - этнический архетип, генетический тип личности, но в главном содержании духовность определяется типом, степенью или качеством религиозности в явном или скрытом виде. «Специфика общества определяется теми представлениями о вещах, в частности о том, что такое хорошо, а что плохо, которые приняты в этом обществе, эти представления должны иметь безусловный характер, иначе они будут кем-то оспариваться и возникнут разногласия. Безусловный же, неоспоримый характер имеют только догматы веры» [4, с. 89].

К. З. Акопян в своей статье подчеркивает: «Человеку не всегда доступно “разведение” положительного и отрицательного компонентов, составляющих содержание присущей ему духовности» [5, с. 128]. С этими словами нельзя не согласиться.

Современные политики и ученые считают, что духовное возрождение России произойдет посредством воспроизведения (восстановления) исторически выверенных, пригодных для данного времени духовных ценностей. Гармонизация российского общества может и должна основываться на лучших традиционных духовных ценностях, уходящих своими корнями в народ, ее педагогику. В ходе исторического развития русская народная культура, основанная на обычаях и традициях, сохранила собственные духовно-нравственные ценности. Ретроспективный анализ наглядно показывает, что без сохранения и опоры на народные духовные ценности обязательно произойдет распад культуры, появится хаос. «Духовные инварианты» -это сгусток информации особого рода, в которой, возможно, содержится ключ к разгадке глубинных смыслов русской народной культуры, секрет ее созвучия с внутренним миром человека» [6, с. 82].

К вопросам о традициях, наследии необходимо относиться избирательно и творчески. На взгляд авторов, серьезно, вдумчиво изучая прошлое, мы, следуя традициям, должны будем всегда создавать новое, не повторяясь, не действуя по уже сложившимся правилам. Нужно отчетливо понять, что именно из наследия прошлого мы хотим творчески продолжить, какие нравственные ориентиры имеют право на жизнь в современном обществе. Нравственные ценности граждан древнерусского государства были порождены самим укладом жизни. В образовательных ценностях находили свое отражение все сословные начала. Духовно-нравственное триединство Древней Руси (труд, храбрость, мудрость) получило свое выражение в героях

русского фольклора. Они отважны, мудры и трудолюбивы. Так формировались первые черты традиционных ценностей дохристианской Руси. Воспитательный процесс базировался на пословицах и поговорках, содержащих важные жизненные принципы, истины; на обрядах и обычаях, передающих языческие воззрения о природе. «Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной и языческой подосновы» [7, с. 606]. В «Повести временных лет» в описании избрания князем Владимиром религиозного вероисповедания подчеркивается, что русских послов прельстили великолепие литургии и красота обрядов, которые были эстетически созвучны мировосприятию язычества древних славян [8, с. 75].

Общеизвестно, что исторический духовный опыт человека объективизируется через ценностные ориентации. Определяя основу духовно-нравственного возрождения России, следует учитывать, что общественные цели и пути развития нашего народа всегда воплощались через духовное развитие личности и общества, единение и созидание. Своеобразие социально-психологических установок и смыслов культуры нашего народа неразрывно связаны с духовной ориентацией - важнейшей в жизнеустройстве России. Отсюда своеобразие, неповторимость русского народа заключается в его духовности. Проблеме духовности особое внимание уделяли русские философы конца XIX - начала XX в., но под этой категорией они понимали разное: кто нравственность, кто религиозность. Но общим было утверждение, что духовность связана с христианским мировоззрением; духовный способ бытия родился с православным познанием мира. В представлениях Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева религия -одна из форм духовного самоопределения человека. Они стремились восстановить авторитет религии, опираясь на символы и традиции, которые в сочетании с идеалами представлялись как вершина духовности. «В категории духовности господствует потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни» [9, с. 20].

Само понятие «духовность» в последние годы стало широко востребовано и наиболее употребляемо в исследованиях различного уровня, но категориальный статус его пока не определен и проблема духовности до сих пор не решена. В русскоязычной версии Google выделено более 2 млн ссылок на это понятие, и общим является только то, что духовность не равна сознанию и важнее материального.

С этой точки зрения духовность можно рассматривать с двух позицй: научной - источником духовности является сам человек, а основой его духовности - потребность познания и субъективная бескорыстность, утверждение нравственности как личного выбора. Согласно научному подходу, сущность духовности раскрывается без религиозных понятий, только в рамках рационального, гуманистического взгляда на жизнь.

Второй подход - религиозный - основан на положении, что духовное предназначение человека объясняется идеей целесообразности и существованием высшего закона над человеком, что источником духовности является Бог. «Главная задача при этом - сделаться активным орудием воли Бога» [10, с. 203]. Для познания духовности необходима внутренняя потребность перенесения на себя качеств божественного совершенства, формирование внутреннего комфорта независимо от социальной системы, неизменные ценности и мировоззрение. Таким образом, мы видим, что две фундаментальные точки зрения возможны и имеют место быть.

При этом оказывается, что различий в определении духовности не так уж и много. И в религиозной трактовке, и в научной духовность понимается тождественно на уровне общего подхода - постоянное соотношение себя с «другим я». Однако на этом, как показывает теоретический анализ литературы, сходство двух аспектов заканчивается. Здесь следует согласиться с В. А. Ремизовым: «Нельзя ставить на одну грань теологию и светскую науку: у них разный объект исследования... Отсюда можно сделать вывод о наличии “религиозной” и

“светской” духовности» [11, с. 37]. Актуализируя это, следует еще раз подчеркнуть: религиозное понимание духовности, являясь исторически первым, отличается от светского направления тем, что в основе ее лежат вера и добровольное подчинение Богу. Это понятие выводится за пределы психики (души).

В светском варианте основой духовности человека являются знания, нравственная само-рефлексия личности с «другим я», стремление строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра и красоты. Таким образом, религиозная и светская духовность -феномены, имеющие качественные отличия, но установить четкое различие непросто, так как сознание человека всегда одновременно направлено на обыденный и теоретический уровень.

В связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть: духовность - это не религиозная категория, она глубже и богаче. Анализируя различия между религиозностью и духовностью, английская исследовательница А. Баркер отмечает, что если источник религиозности находится вне человека, то источник духовности - внутри него; если для религиозности авторитетны догматы и традиции, то для духовности - личный опыт; если в религиозности проблемы теодицеи решается через отсылку к дьяволу как источнику греха и зла, то в духовности речь идет

о недостатке гармонии и (или) уверенности человека в себе; если религия предполагает дихотомию «мы-они», то духовность имеет в виду взаимную дополнительность «мы-они»; если организационной единицей религии является институция и семья, то для духовности - это личность и сеть; если коммуникация в религии основана на вертикальной иерархии, то в духовности - это горизонтальная связь и т.д. [12, р. 114].

Возвращаясь к категории «духовность», следует отметить: в условиях современности сторонники всех направлений признают духовность как внутренне активное деятельностное состояние личности, устремленность человека к возвышенному как высший уровень самореализации личности, как ориентир, утверждающий традиционные ценности общества.

Интересна в этом плане работа Г. В. Платонова и Д. А. Косичева «Проблема духовности личности» [13], где представлен вариант компонентов духовности, выделенных ими на основе анализа религиозной и светской литературы о духовности. Среди основных компонентов духовности они признают существование семи:

1) для верующих - это прежде всего любовь к Богу, для всех людей - это любовь к Родине, ко всему живому на Земле. Эти духовные общечеловеческие ценности утверждались и фиксировались в нравственных категориях добра и любви;

2) идейно-эмоциональная возвышенность присущих духовности мыслей и поступков, высокий патриотизм, устремленность к новому, лучшему, более прогрессивному, благородство дерзаний и реальных свершений людей, воодушевленных высокой целью.

Авторы подчеркивают, что данные характеристики присущи не только особенным, возвышенным личностям, но и простым людям. Все зависит от внешних условий их жизнедеятельности;

3) понятие и чувство прекрасного, вызывающее у людей радость и наслаждение, энтузиазм или огорчение;

4) понимание нравственной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми, Отечеством и всем Человечеством, органическое отвращение ко лжи, ненависти, хамству и высокомерию, совесть, чувство стыда;

5) важным компонентом духовности выступает милосердие, сострадание, сопереживание, жалость, забота о детях и пожилых людях, о больных и нищих, несчастных и страждущих;

6) весьма существенный компонент духовности составляет наш интеллект, разум, знания, наука, стремление людей к творчеству, к постижению истины;

7) экологическая составляющая духовности, направленная на обеспечение устойчивого экологического развития цивилизации при сохранении природной среды не только для нынешнего, но и для всех последующих поколений людей.

Все эти компоненты - взаимопроникающие, тесно связаны между собой. Отсюда разделение их на виды является условным, а следовательно, в них в равной мере присутствует и светская, и религиозная духовность.

Процесс вхождения личности в социальную среду (социализация) включает в себя понимание того, что существует множество граней проявления различных норм и правил поведения, овладения нравственными ценностями и всем тем, что составляет культуру российского общества через усвоение содержания духовных ценностей. Общекультурное развитие социума и развитие образования как социального института неразрывно связаны между собой, так как культура и образование передают человеческий опыт, основываясь на традициях и определяют духовную жизнь человека. И здесь актуальной становится проблема самоопределения педагога в традиционных духовных ценностях, с тем чтобы оказать помощь в ценностных ориентациях учащихся. Ведь если учитель не познал собственной внутренней жизни, духовности, то вряд ли следует ученикам ожидать от него действенной помощи. Нельзя сформировать в других то, чего сам не имеешь, - эта мысль не требует доказательств.

Общечеловеческие духовные ценности составляют основу достойной жизни человека. Именно они являются величайшим смыслом, формирующим духовную жизнь личности. Включение духовных ценностей во внутренний мир человека формирует понимание его духовного мира как единства народной, светской и религиозной духовности.

Список литературы

1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. М.: Российская газета,

1 окт. 1997.

2. Толкаченко А. Учитель и ученик: духовно-нравственная характеристика в свете христианства // Закон и право. 2004. № 4.

С. 67.

3. Шученко В. А. Мыслители русского зарубежья о духовных измерениях экономики // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996. С. 137-149.

4. Николаев Э. Религиозная и светская культуры: проблемы взаимоотношений // Власть. 2012. № 3. С. 87-91.

5. Акопян К. З. Духовность: сущность, природа, своеобразие // Полигнозис. 2000. № 1. С. 108-129.

6. Макарцева Н. Н. Духовные ценности русской народной культуры // Педагогика. 1998. № 1. С. 81-86.

7. Рыбаков Б. А.. Язычество древних славян. М., 1981. Т. 1. С. 606.

8. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 75.

9. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. С. 20.

10. Федоров Н. Н. Цитата по статье: Семенова С. Г. Вера, пришедшая в разум истины // Путь. 1992. № 2. С. 203.

11. Ремизов В. Н. Духовность как культурная ценность личности // Молодежь. Культура. Духовность. Материалы международного симпозиума 27-28 марта 2002 г. г. Новосибирск. С. 34-44.

12. Barker E. The Church Without and the God Within: Religiosity and/or Spirituality? «The Centrality of Religion in Social Life» Achgate, 2008. P. 189.

13. Платонов Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности: состав, типы, назначение // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 1998. № 2. С. 3-30.

Волошина Л. В., ст. научный сотрудник.

Федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем» Российской академии образования.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 22.11.2012.

L. V. Voloshina

SPIRITUALITY: QUESTIONS, JUDGMENTS, OPINIONS

In the article the analysis of concept of spirituality from various points of view, including from secular viewpoint and religious cultures is presented, scientific approaches to research of this concept are described, some approaches to the solution of the problem of self-determination of the teacher in traditional cultural wealth are designated.

Key words: concept of spirituality, personal spirituality, senses of culture, self-determination of the teacher of traditional cultural wealth.

Federal Public Scientific Institution “Institute of Development of Educational Systems” of the Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolsky, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.