Научная статья на тему 'Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности '

Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
должностное лицо / административное законодательство / административная ответственность / official / administrative legislation / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Сергеевна Назарова, Кирилл Владимирович Шевченко, Владимир Иванович Кайнов

В представленном исследовании проанализированы подходы к дефиниции должностного лица как субъекта административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Сергеевна Назарова, Кирилл Владимирович Шевченко, Владимир Иванович Кайнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of an official as a subject of administrative responsibility

The presented study analyzes approaches to the definition of an official as a subject of administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 96 — 99. State service and personnel. 2023;(5):96 —99.

Научная статья УДК 34 ББК 67

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-96-99 NIION: 2012-0061-05/23-272

EDN: https://elibrary.ru/CGQFOK MOSURED: 77/27-008-2023-05-472

Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности

Ирина Сергеевна Назарова1, Кирилл Владимирович Шевченко2, Владимир Иванович Кайнов3

1 Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, irina-nazarova@inbox.ru

2 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия, kirill_55@mail.ru

3 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, Санкт-Петербург, Россия, kaynov_v@mail.ru

Аннотация. В представленном исследовании проанализированы подходы к дефиниции должностного лица как субъекта административной ответственности.

Ключевые слова: должностное лицо, административное законодательство, административная ответственность Для цитирования: Назарова И.С., Шевченко К.В., Кайнов В.И., Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 96—99. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2023-5-96-99 EDN: https://elibrary.ru/CGQFOK

Original article

The concept of an official as a subject of administrative responsibility

Irina S. Nazarova1, Kirill V. Shevchenko2, Vladimir I. Kainov3

1 St. Petersburg Military Institute of National Guard Forces of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, irina-nazarova@inbox.ru

2 St. Petersburg University of State Emergency Situations Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev,

St. Petersburg, Russia, . N. Zinichev, St. Petersburg, Russia, kirill_55@mail.ru

3 North-West Branch of the Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia, kaynov_v@mail.ru

Abstract. The presented study analyzes approaches to the definition of an official as a subject of administrative responsibility.

Keywords: official, administrative legislation, administrative responsibility

For citation: Nazarova I.S., Shevchenko K.V., Kainov V.I. The concept of an official as a subject of administrative responsibility // State service and personnel. 2023. (5):96-99. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-96-99 EDN: https://elibrary.ru/CGQFOK

аля уточнения административно-правового статуса должностного лица [5] в сфере административной ответственности, необхо-первую очередь рассмотреть понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. Все это позволит в дальнейшем рассматривать полученные сведения при анализе условий назначения тех или иных административных наказаний, а также производства по делам об административных правонарушениях в

© Назарова И.С., Шевченко К.В., Кайнов В.И., 2023

отношении правонарушителя-должностного лица [1]. По мнению авторов статьи, в данном контексте весьма важно рассмотреть само понятие «административная ответственность» [8], так как именно от определения данной административно-правовой категории будет зависеть сущность и назначение административной ответственности должностных лиц.

Так, в большом юридическом словаре административная ответственность определяется как ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонаруше-

№ 5/2023

ния. Она является одной из форм юридической ответственности, которая менее строгая, чем уголовная ответственность [2]. Данное определение, по нашему мнению, не может в полной мере обеспечить установление современного подхода и тех тенденций, которые характерны для рассматриваемого данного вида юридической ответственности. Административное законодательство современной России, связанное с наступлением административной ответственности, предопределено значительным объемом дополнительных дефиниций.

Законодателем в вопросе определения сущности административной ответственности отмечается ряд аспектов. Так, согласно ст. 4.6 КоАП РФ в содержание административной ответственности входят следующие элементы:

1. Неблагоприятная оценка противоправного действия (бездействия) субъекта, что выражается в осуждении со стороны государства в случае наличия вины и в целом состава административного правонарушения.

2. Назначение виновному лицу административного наказания.

3. Негативные юридические последствия для лица, привлеченного к административной ответственности, связанные с состоянием административной наказанности [3].

Рассматривая административную ответственность должностных лиц, необходимо так же обратить внимание на сущность понятия «должностное лицо». Так, под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России [7].

В первой редакции КоАП РФ было представлено определение понятия «должностного лица» [6] в аналогичном указанному выше характере. Вместе с тем, в ходе внесенных изменений в 2009 году в КоАП РФ, должностное лицо стало также обозначать и действия управленческого характера и в предпринимательской деятельности. То есть должностные лица, осуществляющие службу в органах государственной власти и местного самоуправления, были приравнены к должностным лицам, осуществляющим свои функции в частных организациях. Все это исходило из характера статей и возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц по указанным в Особенной части КоАП РФ составам административных правонарушений.

В рамках уточнения понятия должностного лица, как субъекта административной ответственности, зачастую возникают проблемы правового разграничения административной ответственности, а также и самого понятия «должностное лицо» в сфере управления, от уголовно-правового, гражданско-правового или дисциплинарного определения. Все это исходит из того, что в обозначенных отраслях права используются различные подходы к определению понятия «должностное лицо». Это, соответственно, отражается на особенностях привлечения к тому или к другому виду юридической ответственности виновное должностное лицо [9]. Так, И.В. Башлаков-Никола-ев пишет, что в административном праве это наличие или отсутствие полномочий распорядительного характера у государственного чиновника, а в уголовном праве к должностным лицам относятся, кроме того, еще и работники, выполняющие административно-хозяйственные функции.

К аналогичным выводам о неприменимости определения должностного лица, используемого в Уголовном кодексе, к понятию должностного лица в административном праве высказывается многими Российскими учеными [4]. Однако, по их мнению, это не является препятствием для выработки единого понятия «должностное лицо».

Для рассмотрения вопроса о привлечения должностного лица к административной ответственности, как мы уже отмечали ранее, должны быть выявлены их соответствующие права и обязанности в сфере управления. Без их закрепления в соответствующих актах управления и возможности их исполнения, наступление административной ответственности представляется невозможным. В этой связи необходимо указать на наиболее распространенные в административном законодательстве права и обязанности должностного лица в сфере управления:

1) принимать обязательные для исполнения распоряжения, давать разрешения на осуществление определенной деятельности, а также иметь право привлекать к ответственности за правонарушения в сфере управления, виновных лиц;

2) от лица организации распоряжаться имуществом и заключать сделки;

3) удостоверять и заверять бесспорные юридические факты, в том числе осуществлять нотариальные действия;

4) осуществлять контрольно-надзорные полномочия.

Таким образом, по мнению авторов статьи, следует сделать вывод о том, что должностные лица выступают одним из видов субъектов административной ответственности за совершенные правонарушения в сфере управления. Определение понятия административной ответственности

№ 5/2023

складывается из двух составляющих: административная ответственность и должностное лицо. Каждое из данных понятий носит собирательный и комплексный характер. К должностному лицу, согласно положениям соответствующего российского законодательства, судебной практики, а также позиций отечественных юристов-админи-стративистов, необходимо отнести лиц, наделенных организационно-распорядительными, административно-хозяйственными и иными управленческим полномочиями, назначенное в органы государственной власти, местного самоуправления или в иные виды юридических лиц (индивидуальным предпринимателям). Должностное лицо должно обладать возможностью реализации своих полномочий в сфере управления исходя из закрепленного правового статуса. Помимо этого, в статье указаны характерные черты, относящиеся к наступлению административной ответственности должностных лиц.

Анализ принятых законодательных изменений в сфере оптимизации института административной ответственности должностных лиц, за совершение ими административных правонарушений, позволяет выявить ряд тенденций по расширению и одновременной конкретизации административной ответственности данной категории лица. В следствии этого возникают некоторые сложности в разграничении уголовной и административной ответственности должностных лиц в рассматриваемой сфере общественных отношений. Одни авторы указывают на потребность унификации понятия «должностного права» для различных отраслей права. Другие авторы высказывают позицию, согласно которой необходимы разграничения в понятиях должностного лица в случае административной или уголовной ответственности.

В следствии вышеизложенного авторы статьи констатируют, что на сегодняшний день в российской правовой действительности существует достаточно вспомогательных правовых дефиниций, которые достаточно четко определяют границы наступления административной и иных видов юридической ответственности в отношении правонарушителей-должностных лиц.

Список источников

1. Бабушкин М.Ю. К вопросу о наделении МЧС России дополнительными полномочиями по осуществлению административно-юрисдикцион-ной деятельности / М.Ю. Бабушкин, С.Б. Нем-ченко, В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2023. № 9(314). С. 69—78. EDN КБККиУ.

2. Немова Н.Ю. Роль конституционного суда Российской Федерации в развитии контрольно-надзорных функций в общественных отношениях: история и современность / Н.Ю. Немова,

B.П. Григонис // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 2(55). С. 63—70. EDN RHSYIQ.

3. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. 2- е изд., перераб. и доп. М.: РГ-Пресс, 2019. С. 78.

4. Уголовное право. Особенная часть: Курс лекций / Г.А. Агаев, Н.В. Баранков, Д.А. Безбо-родов [и др.]. СПб: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. 632 с. ISBN 978-5-91837-0155. EDN QRUNFX.

5. Шеншин В.М. Административно-правовой статус директора Росгвардии: особенности правового регулирования / В.М. Шеншин // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225).

C. 34—37. DOI 10.47643/1815-1337-2023-9-34. EDN KKYHIZ.

6. Шеншин В.М. К вопросу о компетенции Росгвардии и ее должностных лиц, предусмотренной проектом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2021) и проектом Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2020) / В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023. № 4(309). С. 50—54. EDN ADVPBV.

7. Шеншин В.М. Нормативно-правовое регулирование административно-юрисдикционной деятельности Росгвардии требует совершенства: вопросы стратегического планирования / В.М. Шеншин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2022. № 4. С. 152—157. DOI 10.52452/19931778-2022-4-152. EDN KHUVNM.

8. Шеншин В.М. Об исполнении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации осуществляемых Федеральной службы войск национальной гвардии российской Федерации / В. М. Шеншин // Юридическая наука: история и современность. 2022. № 12. С. 108—113. EDN CCZIZG.

9. Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административ-но-юрисдикционной деятельности / В.М. Шеншин. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. 202 с. ISBN 978-56048482-9-6. EDN CCFOMJ.

№ 5/2023

References

1. Babushkin M.Yu. On the issue of granting the EMERCOM of Russia additional powers to carry out administrative and jurisdictional activities / M.Yu. Babushkin, S. B. Nemchenko, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces — Military-Legal Review. 2023. № 9(314). Pp. 69—78. EDN KBKKUY.

2. Nemova N.Y. The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in the development of control and supervisory functions in public relations: history and modernity / N.Y. Nemova, V.P. Grigonis // Pravo. Safety. Emergency situations. 2022. № 2(55). Pp. 63—70. EDN RHSYIQ.

3. Popov L.L., MigachevYu.I. Administrative law of the Russian Federation: textbook / ed. by L.L. Popov. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: RG-Press, 2019. p. 78.

4. Criminal law. Special part: A course of lectures / G.A. Agaev, N.V. Barankov, D.A. Bezbo-rodov [et al.]. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2010. 632 p. ISBN 978-591837-015-5. EDN QRUNFX.

5. Shenshin V.M. Administrative and legal status of the director of Rosgvardiya: features of legal regulation / V.M. Shenshin // Law and state: theory and practice. 2023. № 9(225). Pp. 34 — 37. DOI 10.47643/1815-1337-2023-9-34. EDN KKYHIZ.

6. Shenshin V.M. On the issue of the competence of the Rosgvardiya and its officials provided for by the draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (2021) and the draft Procedural Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (2020) / V.M. Shenshin // Law in the Armed Forces — Military-Legal Review. 2023. № 4(309). Pp. 50—54. EDN ADVPBV.

7. Shenshin V.M. Regulatory and legal regulation of the administrative and jurisdictional activities of Rosgvardiya requires perfection: issues of strategic planning / V. M. Shenshin // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2022. No. 4. pp. 152 — 157. DOI 10.52452/19931778-2022-4-152. EDN KHUVNM.

8. Shenshin V.M. On the fulfillment of mandatory requirements, the assessment of compliance with which is carried out within the framework of state control (supervision), bringing to administrative responsibility, granting licenses, other permits, accreditation carried out by the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation / V.M. Shenshin // Legal Science: history and modernity. 2022. No. 12. pp. 108—113. EDN CCZIZG.

9. Shenshin V.M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities / V.M. Shenshin. Belgorod: Epicenter Limited Liability Company, 2022. 202 p. ISBN 978-5-6048482-9-6. EDN CCFOMJ.

Информация об авторах

И.С. Назарова — начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии.

К.В. Шевченко — старший преподаватель кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева. В.И. Кайнов — профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор.

Information about the authors I.S. Nazarova — Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops.

K.V. Shevchenko — Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law of St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev.

V.I. Kainov — Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the North-Western Branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this publication. The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 24.1 1.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.1 1.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.