Научная статья на тему 'Понятие административной пенологии'

Понятие административной пенологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПЕНОЛОГИИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / SUBJECT OF ADMINISTRATIVE PENOLOGY / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / ADMINISTRATIVE-TORT LAW / PSYCHOLOGY / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерюга А. Н., Шаклеин С. Н.

В статье исследуется предмет административной пенологии. Это новое научное направление ориентировано на повышение эффективности правового механизма назначения и исполнения административных наказаний, а также на повышение эффективности его воспитательного эффекта, в целях недопущения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Исследование предмета административной пенологии происходит как минимум в трех ее областях (юридической, социальной и психологической), которые касаются две стороны административной пенологии нарушителя и правоприменителя. Предмет административной пенологии представляет собою сложный комплекс частично накопленных и еще не добытых знаний в правовых, социологических и индивидуально-психологических областях наук, соответствующие им выводы, которые смогут повысить эффективность применения административно-правовых санкций. Несмотря на то, что элементами предмета административной пенологии выступают не всегда правовые категории, находящиеся как минимум в предметных областях социологии и психологии, ценность конечных выводов видятся в изменении правовой материи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE PENOLOGY

The article examines the subject of administrative penology. This new scientific direction is aimed at increasing the efficiency of the legal mechanism for the appointment and execution of administrative punishments, as well as at increasing the effectiveness of its educational effect, in order to prevent the commission of new offenses, both by the offender and other persons. The study of the subject of administrative penology takes place in at least three of its areas (legal, social and psychological), which relate to two sides of administrative penology the offender and the law enforcement. The subject of administrative penology is a complex set of partially accumulated and not yet acquired knowledge in the legal, sociological and individual psychological fields of science, the corresponding conclusions that can increase the effectiveness of the application of administrative and legal sanctions. Despite the fact that the legal categories that are at least in the subject areas of sociology and psychology are not always elements of the subject of administrative penology, the value of the final conclusions is seen in the change in legal matter.

Текст научной работы на тему «Понятие административной пенологии»

УДК 342.9 С. 35—39

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПЕНОЛОГИИ Дерюга А. Н.

Российский государственный университет правосудия, Дальневосточный филиал E-mail: derjuga@mail.ru.

Шаклеин С. Н.

Дальневосточный юридический институт МВД Российской Федерации E-mail: shaklein83@mail.ru.

В статье исследуется предмет административной пенологии. Это новое научное направление ориентировано на повышение эффективности правового механизма назначения и исполнения административных наказаний, а также на повышение эффективности его воспитательного эффекта, в целях недопущения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исследование предмета административной пенологии происходит как минимум в трех ее областях (юридической, социальной и психологической), которые касаются две стороны административной пенологии — нарушителя и правоприменителя.

Предмет административной пенологии представляет собою сложный комплекс частично накопленных и еще не добытых знаний в правовых, социологических и индивидуально-психологических областях наук, соответствующие им выводы, которые смогут повысить эффективность применения административно-правовых санкций. Несмотря на то, что элементами предмета административной пенологии выступают не всегда правовые категории, находящиеся как минимум в предметных областях социологии и психологии, ценность конечных выводов видятся в изменении правовой материи.

Ключевые слова: предмет административной пенологии, административное наказание, административно-деликтное право, психология, социология.

THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE PENOLOGY

Deryuga A. N.

Russian University of justice, far East branch E-mail: derjuga@mail.ru.

Shaklein S. N.

Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs

of the Russian Federation E-mail: shaklein83@mail.ru.

The article examines the subject of administrative penology. This new scientific direction is aimed at increasing the efficiency of the legal mechanism for the appointment and execution of administrative punishments, as well as at increasing the effectiveness of its educational effect, in order to prevent the commission of new offenses, both by the offender and other persons. The study of the subject of administrative penology takes place in at least three of its areas (legal, social and psychological), which relate to two sides of administrative penology — the offender and the law enforcement.

The subject of administrative penology is a complex set of partially accumulated and not yet acquired knowledge in the legal, sociological and individual psychological fields of science, the corresponding conclusions that can increase the effectiveness of the application of administrative and legal sanctions.

Despite the fact that the legal categories that are at least in the subject areas of sociology and psychology are not always elements of the subject of administrative penology, the value of the final conclusions is seen in the change in legal matter.

Keywords: subject of administrative penology, administrative punishment, administrative-tort law, psychology, sociology.

Введение

Стабильно высокий уровень выявляемых административных правонарушений, а также повторность их совершения, многие годы актуализирует вопрос повышения эффективности назначения и исполнения административного наказания.

В силу этого многие ученые администра-тивисты в своих исследованиях касались этого вопроса, так как правильно подобранное наказание в совокупности с иными социально-психологическими мерами индивидуального характера сможет оказать более активное воздействие на нарушителя, будет способствовать более эффективному предупреждению правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

К ним можно отнести таких известных ученых как: О. И. Бекетов, И. И. Веремеен-ко, В. В. Головко, В. В. Денисенко, А. С. Дуге-нец, А. И. Каплунов, Л. В. Коваль, В. И. Майоров, Л. Л. Попов, В. И. Ремнев, В. Ю. Севрюгин, Ю. П. Соловей, Л. А. Терехова, М. Д. Шаргород-ский, А. П. Шергин и др.

Описание исследования

Анализ соответствующих исследований указывает на то, что существует достаточно обособленная и стабильная группа обсуждаемых проблем, которая требует целенаправленного исследования в рамках предмета отдельно взятого знания. Его можно назвать административной пенологией, которая исследует теоретические и практические стороны эффективности применения и исполнения административного наказания.

Назначение наказания, его вида и размера, а также способа применения ведется не только в правовой плоскости: «коридор» принимаемых на основе закона решений образуется не только в юридической сфере. Тонкое восприятие современной социальной среды, понимание ожидания граждан от процесса правоохранительной деятельности, с одной стороны, тонкая настройка на индивидуальные особенности личности административного делинквента и потерпевшего, с другой стороны, играют ключевую роль в выборе верного, с точки зрения эффективности предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Предмет административной пенологии не прост и имеет сложную структуру. Название этого научного направления состоит из трех импортированных в русский язык слов: «административный» от латинского слова «administrare» (управлять), «пенология» от латинского «poena» (наказание) и греческого «logos» (учение) [1, с. 22, 453].

Первое слово обозначает отраслевую научно-правовую географию изучаемых явлений, их принадлежность, главным образом, к деятельности государственных органов исполнительной власти и местных органов самоуправления, наделенных законом государственно-властными полномочиями. Второе слово определяет ось предмета административной пенологии, вытекающего из админи-стративно-деликтных отношений, — мера государственного принуждения в виде административного наказания. Третье слово устанавливает неслучайный характер собранных воедино правоотношений и их основания — норм права, но направленный на выработку и систематизацию объективных знаний об эффективности применяемых административ-но-деликтных санкций.

Таким образом, центральным элементом предмета административной пенологии является административное наказание и те явления, события, факты, состояния и процессы, которые формируют законодательно закрепленный вид и пределы административно-де-ликтных санкций, понятие и общие условия применения административных наказаний, соответствующие ограничения и запреты, а также, основанные на этом индивидуальные решения органов административной юрисдикции и судов, о применении конкретных видов и размеров административных наказаний.

Цель таких исследований — предложить законодателю и правоприменителю такие правовые решения по делу об административном правонарушении, которые приведут к недопущению совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, путем их воспитания.

Основание и широта исследований в области предмета административной пенологии базируется на том, что само по себе установление административного наказания за деяния, запрещенные законом, не может решать проблему повторности совершения административных правонарушений. Разнообразие административных правонарушений по степени общественной опасности (вредности), причин и условий, по которым они совершены, биологического и социального статуса административного делинквента, материального благополучия, уровня правового нигилизма и общей правовой культуры граждан, определяют и разнообразие субъективного восприятия справедливого возмездия за правонарушение.

Любые отклонение от этого в решениях правоохранительных органов о привлечении конкретных административных делинквентов к юридической ответственности ведут

к снижению эффективности индивидуально-предупредительного и общепрофилактического воздействия примененных административных наказаний.

Влияет на эффективность индивидуальной и общей превенции административных правонарушений и степень вероятности применения административного наказания за всякое совершенное административное правонарушение, реализуемая в принципе неотвратимости административной ответственности и справедливости наказания. «Неотвратимость ответственности и справедливость применяемых наказаний является одним условием, определяющим уровень эффективности ад-министративно-юрисдикционной деятельности» [2, с. 113].

В. И. Майоров справедливо отмечал, что «неправомерно связывать эффективность законодательства об административной ответственности только с мерой наказания за те или иные виды нарушений... Другой не менее важной составляющей является обеспечение высокой степени выявляемости случаев нарушений, то есть обеспечение на практике принципа неотвратимости наказания» [3, с. 252].

Вместе с тем эффективность воспитательного воздействия на административного делинквента может быть достигнута в сочетании с карательной функцией административного наказания, когда оно существенно влияет на материальные или иные права и интересы виновного.

Профессор Владимир Иванович Майоров в своих научных трудах, идеях и концепции, отмечал суть административной ответственности: «в наступлении определенных неблагоприятных последствий для нарушителя, состоящих в ущемлении его личной или имущественной сферы. Как следствие, любое наказание по своему содержанию представляет собою ограничение или лишение одного или нескольких субъективных прав и свобод правонарушителя» [4, с. 219].

Однако степень такого влияния не должна перейти границы, за которыми мера административного наказания становится болезненной, ставя нарушителя даже временно в тяжелое материальное положение. Это недопустимо, иначе игнорирование этого может привести к массовому гражданскому неповиновению, обострению конфликта между органами публичной власти и обществом.

Как уже отмечалось, предмет административной пенологии не прост и представляет собой сложный комплекс частично накопленных и еще не добытых знаний в правовых, социологических, социально и индивидуально-психологических областях исследования,

и соответствующие выводы, которые смогут помочь повысить эффективность назначения и исполнения административно-правовых санкций.

Бесспорным подтверждением необходимости развития в этой области науки являются ежегодные цифры официальной статистики, десятки миллионов выявляемых административных правонарушений, в том числе миллионы, совершенных повторно; фактически полная неразвитость этого направления науки в административно-деликтной сфере, и как результат, отсутствие соответствующих комплексных фундаментальных и прикладных исследований.

Для справки: с января 2018 г. по июнь 2019 г. сотрудниками Госавтоинспекции выявлено почти 772 400 фактов управления транспортными средствами с признаками опьянения, при этом 339 лиц совершили данные деяния по 3 раза, 43 водителя задерживались по четыре раза и один правонарушитель привлекался к ответственности 6 раз [5].

В. И. Майоров подчеркивает, что «меры административной ответственности, целью которой помимо непосредственно наказания за совершенное административное наказание является также превенция совершения как новых административных правонарушений, так и уголовных деяний, причем как со стороны правонарушителей, так и со стороны других лиц, их окружающих» [6, с. 11].

Высокая эффективность частной и общей превенции административных правонарушений достигается не только путем реализации таких принципов как справедливость, дифференциация и индивидуализация наказания, неотвратимость, равенство, целесообразность и компетентность, применения их в пределах санкций соответствующих материальных норм, но и с помощью других норм общего и специального, материального и процессуального характера [7, с. 82].

Заложенные в них принципы позволяют в каждом конкретном случае учесть обстоятельства совершенного административного правонарушения, особенности социально-биологического статуса административного делинквента, его материального и душевного состояния, таким образом, сформировать у виновного лица чувство справедливости понесенного им наказания, укрепить уважение к закону и правоприменителю. Последнее имеет важнейшее значение, так как является базисом к достижению цели административного наказания, установленной в ст. 3.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, успех в этом зависит от заложенных в соответствующих нормах качеств.

Их высокая эффективность напрямую зависит от глубины предварительной научно-практической оценки проблемы низкой эффективности административно-правовых санкций, степени ее решения в законотворческой деятельности.

Учитывая то, что за любым административным правонарушением и решением о привлечении к административной ответственности всегда стоит человек, изучение только юридических норм недостаточно. Поэтому в предмет исследования административной пенологии должны войти не только нормы права, определяющие виды и размеры административных наказаний, юридический механизм их выбора, правил назначения и исполнения административных наказаний. Частью предмета административной пенологии должна стать социальная среда, методика оценки общественного мнения относительно уровня общественной опасности отдельных видов административных правонарушений. Здесь же следует включить исследования психологии правоприменителя и правонарушителя, необходимые для понимания механизма формирования у первого умение своевременно выявлять нарастающие позитивные или негативные тенденции в динамике отдельных видов административных правонарушений, развивать способность ассертивного поведения, эмпатию и одновременно эмоциональную устойчивость. В отношении правонарушителей важным аспектом является изучение уровня их конформизма и эмоциональной устойчивости. Развитие указанных качеств будет способствовать более «взвешенному» решению, свободному от субъективного влияния сторон, направленного на достижение цели административного наказания.

Таким образом, даже на основе достаточно скудных знаний о предмете административной пенологии, можно с уверенностью говорить как минимум о трех его областях: юридической, социальной и психологической, которые касаются две стороны — нарушителя и правоприменителя, и особенно тех сведений, которые связаны с повторным совершением однородного административного деликта.

Предложенное деление носит достаточно условный характер, так как отдельные элементы одной области, могут рассматриваться и в другой или во всех трех. Например, цель и задачи административного наказания исследуются в юридической области предмета административной пенологии, как правовая дефиниция, необходимая для официального объяснения назначения и смысла применения административного наказания. В социологической

области, как результат государственного принуждения, обеспечивающий безопасность и стабильность общественного развития. В психологической области, как конечный продукт и средство разрешения конфликта между конкретными личностями — человеком (их группой), обладающего функциями юрисдикции, и человеком, нарушившим закон.

Правовая норма является центральной, но ее предшествующее формирование, понимание и исполнение в настоящем, изменение в будущем во многом зависит от воли людей и (или) отдельного взятого человека, мнение которых формируется сложным комплексом социально-психологических установок. Отсюда, норма права является лишь инструментом, а вот как она воплотится в правоотношение, зависит от человека со всеми его социальными и психологическими качествами, определяющие его профессиональный уровень.

Заключение

Итак, аккумулируя рассмотренные выше представления об административной пенологии в области правовой, социологической и психологической сторон ее предмета, отметим следующие категории:

— понятие и цель административного наказания (ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ);

— виды и общие пределы административных наказаний (ст. 3.4-3.14 КоАП РФ);

— общие условия привлечения и освобождения от административной ответственности виновных лиц (ст. 2.3-2.9 КоАП РФ);

— общие правила (ограничения) и сроки назначения административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ; ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ; ч. 2, 4 ст. 3.7 КоАП РФ; ч. 3, 4 ст. 3.8 КоАП РФ; ч. 2, 3 ст. 3.9 КоАП РФ; ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ; ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ; ст. 4.1-4.6, ст. 4.8 КоАП РФ);

— юридические санкции норм Особенной части КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях;

— порядок исполнения административного наказания (ст. 31.5, 31.9 КоАП РФ, гл. 32 КоАП РФ и соответствующие федеральные законы).

Исследования механизма эффективности процесса применения и исполнения административного наказания должно быть направлено на определение условий, способствующих повышению и снижению значимости соблюдения закона и его защитников для граждан, привлекаемых к административной ответственности. Итогом таких исследований могут стать предложения по внесению изменений и дополнений в нормы КоАП РФ, которые регулируют порядок рассмотрения и принятия

решения по делу об административном правонарушении, а также порядок исполнения административного наказания.

Перечисленный круг предмета административной пенологии не является исчерпывающим, качество и объем которого будет меняться по мере дальнейшего изучения проблем

эффективности применения и исполнения административных наказаний, но для этого нужны соответствующие сконцентрированные исследования, усилия опытных и только начинающих ученых, практический опыт должностных лиц административно-юрис-дикционных органов и судей.

Список литературы

1. Современный словарь иностранных слов : ок. 20 000 слов. — 3-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 2000. — 742 с.

2. Майоров, В. И. Оценка эффективности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в области дорожного движения / В. И. Майоров // Полицейское право. — 2007. — № 2 (10). — С. 113-116.

3. Майоров, В. И. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / В. И. Майоров, А. Ю. Петров // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2015. — № 5-6. — С. 249-255.

4. Майоров, В. И. Формирование новых видов ответственности в российском праве / В. И. Майоров, Н. И. Данилова, О. Г. Геймур, Т В. Краснова // Вестник Томского государственного университета. — 2018. — № 428. — С. 216-229.

5. Информационно-аналитический материал «О состоянии аварийности в Российской Федерации в 1-м полугодии 2019 г.» : письмо ГУОБДД МВД России от 30 августа 2019 г. № 13/3-9288. — Документ опубликован не был.

6. Майоров, В. И. Административно-правовые меры противодействия преступности как объект исследования и их роль в научном обеспечении предупредительной деятельности субъектов профилактики / В. И. Майоров // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2019. — № 1 (12). — С. 10-13.

7. Майоров, В. И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Вестник Омской юридической академии. — 2017. — Т. 14, № 4. — С. 81-84.

References

1. Sovremennyy slovar inostrannykh slov : ok. 20 000 slov. — 3-e izd., ster. — M. : Rus. yaz., 2000. — 742 s.

2. Mayorov, V. I. Otsenka effektivnosti administrativno-yurisdiktsionnoy deyatelnosti organov vnutrennikh del v oblasti dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov // Politseyskoe pravo. — 2007. — № 2 (10). — S. 113-116.

3. Mayorov, V. I. Gosudarstvennyy kontrol i nadzor v sfere obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / V I. Mayorov, A. Yu. Petrov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. — 2015. — № 5-6. — S. 249-255.

4. Mayorov, V I. Formirovanie novykh vidov otvetstvennosti v rossiyskom prave / V. I. Mayorov, N. I. Danilova, O. G. Geymur, T. V Krasnova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2018. — № 428. — S. 216-229.

5. Informatsionno-analiticheskiy material «O sostoyanii avariynosti v Rossiyskoy Federatsii v 1-m polugodii 2019 g.» : pismo GUOBDD MVD Rossii ot 30 avgusta 2019 g. № 13/3-9288. — Dokument opublikovan ne byl.

6. Mayorov, V. I. Administrativno-pravovye mery protivodeystviya prestupnosti kak obekt issledovaniya i ikh rol v nauchnom obespechenii predupreditelnoy deyatelnosti subektov profilaktiki / V I. Mayorov // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. — 2019. — № 1 (12). — S. 10-13.

7. Mayorov, V. I. Problemy administrativnoy otvetstvennosti v sfere dorozhnogo dvizheniya / V I. Mayorov // Vestnik Omskoy yuridicheskoy akademii. — 2017. — T. 14, № 4. — S. 81-84.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.