Научная статья на тему 'Понятие административно-правового статуса организации'

Понятие административно-правового статуса организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
694
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное право / правовой статус / административно-правовой статус организации / общий и специальный административно-правовой статус организации / administrative law / legal status / administrative-legal status of the organization / general and special administrative-legal status of the organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аржанов В.В.

необходимость исследования обозначенного вопроса продиктована отсутствием единого взгляда на правовую категорию «административно-правовой статус организации». Рассмотрев различные подходы ученых к анализу понятий «административное право» и «правовой статус», автор приходит к выводу, что, для того чтобы привести их к единому знаменателю, следует четко разграничивать общий и специальный административно-правовой статус организации. Общий административно-правовой статус организации не зависит от ее организационно-правовой формы и включает общие для всех организаций права и обязанности. Элементами общего административно-правового статуса организации являются создание организации, ликвидация организации, осуществление проверки организации органами исполнительной власти, привлечение организации к ответственности. Специальный административно-правовой статус – это совокупность специальных (дополнительных к общим) прав и обязанностей; его имеют определенные виды организаций. В зависимости от вида организации можно выделить специальные элементы административно-правового статуса, такие как публично-правовой, целевой, внутриорганизационный, лицензионно-разрешительный и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the administrative and legal status of the organization

the need to study this issue is dictated by the lack of a unified approach to the legal category «administrative and legal status of the organization». Having considered approaches to the concepts of administrative law and legal status, the author comes to the conclusion that in order to integrate various approaches of scientists to this legal category into a single system, it is necessary to clearly distinguish between the general and special administrative and legal status of organizations. The general administrative and legal status of an organization does not depend on its organizational and legal form and includes rights and obligations common to all organizations. The elements of the general administrative and legal status of the organization are: the creation of the organization, the liquidation of the organization, the verification of the organization by the executive authorities, bringing the organization to responsibility. Certain types of organizations have a special administrative and legal status, this is a set of special or additional rights and obligations to the general. Depending on the type of organization, special elements of administrative and legal status can be distinguished, such as: public legal, target, intraorganizational, licensing and permitting, etc.

Текст научной работы на тему «Понятие административно-правового статуса организации»

В. В. Аржанов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина Саратовской государственной юридической академии

V.V. Arzhanov,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily Mikhailovich Manohin, Saratov State Law Academy sgual23@mail.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-22-29

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: необходимость исследования обозначенного вопроса продиктована отсутствием единого взгляда на правовую категорию «административно-правовой статус организации». Рассмотрев различные подходы ученых к анализу понятий „О «административное право» и «правовой статус», автор приходит к выводу, что, для того чтобы привести их к единому знаменателю, следует четко разграничивать 5 общий и специальный административно-правовой статус организации. Общий административно-правовой статус организации не зависит от ее организацион-

но-правовой формы и включает общие для всех организаций права и обязанности.

g Элементами общего административно-правового статуса организации являются

CQ создание организации, ликвидация организации, осуществление проверки организации

2 органами исполнительной власти, привлечение организации к ответственности.

^ Специальный административно-правовой статус - это совокупность специальных

S (дополнительных к общим) прав и обязанностей; его имеют определенные виды

^ организаций. В зависимости от вида организации можно выделить специальные эле-

S менты административно-правового статуса, такие как публично-правовой, целевой,

jj внутриорганизационный, лицензионно-разрешительный и т.д. t

О Ключевые слова: административное право, правовой статус, административ-

^ но-правовой статус организации, общий и специальный административно-правовой

5 статус организации. §

g THE CONCEPT OF THE ADMINISTRATIVE

С AND LEGAL STATUS OF THE ORGANIZATION

22 Abstract: the need to study this issue is dictated by the lack of a unified approach

_ to the legal category «administrative and legal status of the organization». Having

{vj considered approaches to the concepts of administrative law and legal status, the author ^ comes to the conclusion that in order to integrate various approaches of scientists to this legal category into a single system, it is necessary to clearly distinguish between the general and special administrative and legal status of organizations. The general administrative and legal status of an organization does not depend on its organizational and legal form and includes rights and obligations common to all organizations. The elements of the general administrative and legal status of the organization are: the creation of the organization, the liquidation of the organization, the verification of the organization by the executive authorities, bringing the organization to responsibility. Certain types of organizations

О

«V

have a .special administrative and legal status, this is a set of .special or additional rights and obligations to the general. Depending on the type of organization, special elements of administrative and legal status can be distinguished, such as: public legal, target, intra-organizational, licensing and permitting, etc.

Keywords: administrative law, legal status, administrative-legal status of the organization, general and special administrative-legal status of the organization.

В настоящее время категория «административно-правовой статус организации» является общеупотребительной, однако анализ работ ученых-административистов показывает отсутствие единого подхода к исследованию данной категории, что не только мешает теоретическому ее осмыслению, но и порождает путаницу в научной и учебной литературе.

Так, Н. М. Конин представлял административно-правовой статус организаций как «совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, о которые складываются прежде всего во взаимоотношениях предпри- -л ятий и учреждений с государственными и муниципальными органами Ц исполнительной власти» [1, с. 137]. -

По мнению Е.В. Овчаровой, «если административно-правовой § статус абстрактного юридического лица определяется нормами ад- О министративного права, то административно-правовые отношения | конкретного юридического лица зависят от юридических фактов, i

с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекра- П

щение» [2, с. 45]. §

В подходе к рассмотрению элементов административно-правового о

статуса организации также нет единообразия. ^

В.М. Манохин, например, выделял в нем пять элементов: п

1) создание; 2

2) регистрацию; 2

3) если этого требует законодательство, получение разрешения -(лицензии);

4) формирование органа управления организации; 23

5) определение полномочий вышестоящих органов (должностных ш лиц) в отношении организации, управление для государственных и и регулирование для негосударственных организаций, а также административный надзор [3, с. 69-70]. П

Н.Н. Ковалева, анализируя административно-правовой статус ю предприятий и учреждений, вычленяет в нем пять структурных элементов:

1) целевой блок (предмет, цели и задачи);

2) административную правосубъектность (правоспособность, дееспособность и компетенцию);

3) внешнеорганизационный блок, который включает полномочия государства в отношении предприятий, учреждений (создание, государственную регистрацию, лицензирование, ликвидацию, реорганизацию);

4) внутриорганизационный блок (формирование органа управления предприятия, учреждения;

5) административно-правовые гарантии прав [4, с. 115].

Ю.В. Соболева, исследуя негосударственные организации, выделяет семь элементов их административно-правового статуса:

1) цели деятельности;

2) принципы их деятельности и административно-правового регулирования;

.а 3) способы их создания; го 4) права;

5) гарантии реализации прав; а 6) обязанности;

§ 7) порядок применения мер административного принуждения § [4, с. 204].

2 А. И. Стахов, П. И. Кононов предлагают девять элементов адми-j,, нистративно-правового статуса организаций:

1) место организации в административно-правовой сфере, в том § числе подчиненность конкретному органу власти; jj 2) цели создания и деятельности организации; § 3) задачи, решаемые организацией в административно-публичной ^ сфере;

4) функции, выполняемые организацией в административно-пу-о бличной сфере;

g 5) сферу, предмет и виды деятельности организации; С 6) общие и специальные административные полномочия в публичной сфере;

24 7) общие и специальные обязанности в публичной сфере; ^ 8) ограничение общих и специальных полномочий в публичной CV сфере;

® 9) юридическую общую и специальную ответственность [5, с. 115]. ^ Приведенные примеры позволяют говорить об отсутствии единого подхода к исследованию правовой категории «административно-правовой статус организации». Попробуем разобраться в данном вопросе.

Согласно «Юридическому энциклопедическому словарю» под редакцией А.В. Малько, «правовой статус - это юридически за-

крепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими» [6, с. 211]. В «Большом юридическом словаре» под редакцией А.Я. Сухарева указывается, что «статус правовой - это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей» [7, с. 717].

Как следует из вышеизложенного, применительно к понятию «правовой статус» в юридической науке сложился относительный консенсус, который заключается в том, что правовой статус - это совокупность прав и обязанностей субъекта правоотношений, закрепленных в правовых актах.

При этом трудно не согласиться с Б.В. Россинским и Ю.Н. Ста-риловым, которые отмечают, что одни и те же участники правоот- а ношений могут одновременно быть субъектами нескольких отраслей | права: гражданского, административного и уголовного. Суть данных § правоотношений раскрывается через отраслевую правоспособность, | характер и содержание отношений [8, с. 119]. |

Для того чтобы определить понятие «административно-правовой д статус», необходимо из общего объема прав и обязанностей субъекта |

го

правоотношений выделить права и обязанности, которые регулиру- о

ются именно нормами административного права. ц

По мнению Ю. М. Козлова, «административное право представля- §

ет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая 3

призвана регулировать особую группу отношений. Главная из особен- 3

ностей состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются § в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией

и функционированием системы исполнительной власти на всех на- |

ционально-государственных и территориальных уровнях Российской | Федерации» [9, с. 18].

Д.Н. Бахрах писал, что «административное право - это система 25 общественных отношений, возникающая при осуществлении деятельности публичной администрации по исполнению законов, актов о, правосудия, публичных договоров (если они не стали предметом

регулирования других отраслей права)...». При этом «администра- £

3

тивно-правовые нормы можно понимать как установленные или ю санкционированные субъектами публичной власти правила, регулирующие общественные отношения в сфере деятельности публичной исполнительной власти...» [10, с. 29, 37].

Н. М. Конин указывал, что в сфере деятельности норм административного права находится государственное управление в узком смысле, под котором понимается деятельность государственных органов исполнительной власти и органов государственного управления [11, с. 21-22].

В. М. Манохин отмечал, что нормами советского административного права регулируются общественные отношения в сфере государственного управления, при этом советское государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность [12, с. 5-6, 9].

Анализ точек зрения корифеев российского административного права позволяет сделать вывод, что административное право представляет собой одну из отраслей права, которая регулирует общественные отношения в сфере деятельности государственных органов исполнительной власти и органов государственного управления „о в узком смысле. Поэтому «субъектами, т.е. участниками, административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должност-№ ные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие § организации, граждане и их общественные объединения. При этом § хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-2 правового отношения обязательно является государственный орган, ^ его структурное подразделение или государственный служащий, иное — лицо, наделенное в установленном законом порядке государствен-§ но-властными полномочиями. Между двумя или более гражданами, 5 а также общественными объединениями административно-правовых § отношений существовать не может» [4, с. 41].

Значит, административно-правовой статус организации включает не полный объем прав и обязанностей, закрепленных законодатель-о ством, а только те из них, посредством которых организация взаимо-^ действует с органами исполнительной власти.

С При этом возникает проблема выделения исследователями разного количества элементов в административно-правовом статусе 26 организации. По нашему мнению, для приведения различных под-^ ходов ученых к единому знаменателю необходимо четко разграни-(V чивать общий и специальный административно-правовой статус ® организации.

^ Общий административно-правовой статус организации представляет собой общую административно-правовую характеристику и включает общие для всех организаций права и обязанности. Данный статус возникает с момента государственной регистрации. Любая организация, независимо от организационно правовой

формы, взаимодействует с органами исполнительной власти, поэтому она имеет общие права и обязанности в административных правоотношениях.

Элементами общего административно-правового статуса организации, на наш взгляд, являются:

1) создание организации;

2) ликвидация организации;

3) осуществление проверки организации органами исполнительной власти;

4) привлечение организации к ответственности.

Специальный административно-правовой статус организации -

это специальные (особые) признаки, которые включают специальные (дополнительные к общим) права и обязанности. Специальный статус зависит от вида организации.

К организациям, обладающим специальным административно-правовым статусом, принадлежат некоторые государственные ГО учреждения, у которых в качестве специального (дополнительного) | элемента административно-правового статуса организации имеют- Ц ся публичные полномочия. Такими организациями являются Фонд | пенсионного и социального страхования РФ [13] или Центральный 3 банк РФ [14]. 3

Другим примером специального административно-правового | статуса организации служит наличие определенных законом целей ^

и "О

или задач создания организации, т.е. целевой элемент административ- 3

но-правового статуса организации. Так, социально ориентированные §

некоммерческие организации могут создаваться только для решения 3

социальных проблем, развития гражданского общества в Российской ^

Федерации, а также реализации видов деятельности, предусмотрен- 3

ных Федеральным законом от 12 января 1996 г. N° 7-ФЗ «О некоммер- Ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческих организациях» [15]. |

Внутриорганизационный элемент в административно-правовом | статусе организации возникает, когда законодательством устанавливаются дополнительные требования к структуре организации. Например, 27 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических ш партиях» [16] закрепляет положения о том, что политическая партия и должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъ- ^ ектов РФ, руководящие и иные органы политической партии должны 3 находиться на территории РФ. ю

Учитывая изложенное, можно сформулировать определение исследуемого понятия: административно-правовой статус организации есть не что иное, как совокупность закрепленных право-

выми актами прав и обязанностей организации, реализуемых ими в административно-правовых отношениях, которые складываются в процессе взаимодействия с государственными органами исполнительной власти.

При этом целесообразно выделить общий и специальный административно-правовой статус организации.

Общий административно-правовой статус организации включает в себя общие для всех права и обязанности, которые не зависят от организационно-правовой формы организации. Элементами общего административно-правового статуса организации являются создание организации, ликвидация организации, осуществление проверки организации органами исполнительной власти, привлечение организации к ответственности.

Специальный административно-правовой статус организации .а представляет собой присущую определенным видам организаций го совокупность специальных (дополнительных к общим) прав и обязанностей. В зависимости от вида организации можно выделить специальные элементы административно-правового статуса, такие как публично-правовой, целевой, внутриорганизационный, лицен-

I §

со зионно-разрешительный и т.д.

I

Список литературы:

1. Конин, Н. М. Административное право Российской Федерации. Общая часть : курс лекций / Н.М. Конин. - М. : Юристъ, 2004. - 560 с.

2. Овчарова, Е.В. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Овчарова .

^ - М., 2001. - 214 с.

3. Манохин, В.М. Административное право России : учебник /

I

I

В.М. Манохин. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 266 с.

О 4. Административное право Российской Федерации : учебник для бака-

® лавров / под ред. А.Ю. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ¡^ ИНФРА-М, 2018. - 352 с.

5. Административное право России : учебник для вузов / под ред. 20 А. И. Стахова, П.И. Кононова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, _ 2023. - 685 с.

(*} 6. Юридический энциклопедический словарь / под ред. А.В. Малько.

«V - 2-е изд. - М. : Проспект, 2016. - 1136 с.

2 7. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. - М. : Норма

: ИНФРА-М, 2009. - 856 с. ^ 8. Россинский, Б.В. Административное право : учебник / Б.В. Россинский,

Ю.Н. Старилов. - 5-е изд., пересмотр. - М. : Норма, 2015. - 575 с.

9. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации : учебник / А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. - М. : ТЕИС, 1994. - 279 с.

10. Бахрах, Д. Н. Административное право России : учебник / Д.Н. Бахрах.

- М. : Эксмо, 2007. - 528 с.

11. Конин, Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части : курс лекций / Н.М. Конин. - М. : Юристъ, 2004. - 559 с.

12. Манохин, В.М. Советское административное право : курс лекций / В.М. Манохин. - Саратов : [Б. и.], 1968. - 248 с.

13. О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации : федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 29, ч. 1, ст. 5203.

14. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 28, ст. 2790.

15. О некоммерческих организациях : федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14 апреля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3, ст. 145.

16. О политических партиях : федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2001. - № 29, ст. 2950.

За |

£ ||

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.